Райские птицы
5.8
6.1
2008, драма
Украина, 1 ч 34 мин
18+

В ролях: Андрей Кузичев, Оксана Акиньшина, Егор Пазенко, Сергей Романюк, Сергей Сипливый
и другие
Действие фильма разворачивается в СССР начала 1980-х. Времена открытых массовых преследований вроде бы и в прошлом, но слушать зарубежные радиостанции все еще запрещено, а высказывать свое мнение в присутствии посторонних людей – небезопасно. Каждый стук в дверь все еще заставляет вздрагивать. Слова правды звучат только на кухнях, за зашторенными окнами, да пробиваются в машинописных книгах, «самиздата». Их передают тихо, исподволь, только проверенным друзьям, опасаясь преследований. КГБ прослушивает телефоны, следит за «неблагонадежными», и планомерно, шаг за шагом, уничтожает все ростки инакомыслия. Главным героям предстоит выступить против бесчеловечной государственной машины, поставить на кон свои жизни и доказать, что на пути к настоящей свободе остановить человека не в состоянии никто и ничто.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Райские птицы

год: 2008
страна:
Украина
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Богдан Вержбицкий
композитор:
художник: Владимир Карашевский
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 февраля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 34 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Райские птицы», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Райские птицы», 2008

Как научиться летать, или зачем это нужно

Главный вопрос, поднимаемый в фильме — что такое свобода. Но на него нельзя ответить точно, ибо свобода — не то понятие, которое может быть истолковано однозначно и всецело, и фильм представляет собой рассуждения на эту тему, где зрителю, чтобы сюжет показался интересным, приходится самому додумывать и фантазировать.

У каждого человека свобода своя — в зависимости от его умственных способностей. Умные люди, многого добившиеся в этой жизни, к сожалению, почему-то редко обладают достаточной фантазией — они с головой поглащены работой, нацеленной на поддержание своего благосостояния, и не замечают, что находятся в своеобразной клетке из своих дел и проблем. Они умны, но гениями их не назовёшь. А вот людей, которые при этом ещё и обладают фантазией, гораздо меньше, и именно они становятся знаменитыми писателями, композиторами, художниками — теми, кого мы величаем словом «гений». И вот для них-то никаких границ не существует, поскольку любую стену их многогранный и нестандартный ум в силах преодолеть, на удивление и нередко неодобрение окружающих — тем и отличается гениальный человек, что люди часто его не понимают. Ум — это средство для воплощения своих фантазий. Имея лишь способность фантазировать (а талант всегда это подразумевает), тоже далеко не уйдёшь, ведь нужно найти способ, чтобы заявить об этом. Ведь можно быть бомжом — и быть свободным, не имея ничего. А можно быть миллионером — и быть свободным, имея всё.

Каждый и нас обладает уникальной и глубочайшей политрой чувств, которую нельзя выразить словами, и лишь писатель способен хорошо ли, плохо ли, но изложить их на бумаге — это великий труд. А умственная деятельность обостряется, как известно, в моменты опасности — именно тогда ты вдруг обнаруживаешь в себе новые таланты, помогающие справится с ситуацией. В данном случае — это способность летать. Она появляется у героев лишь тогда, когда это им действительно необходимо, и затем исчезает. Появляется, чтобы дать им шанс вырваться из клетки, ведь для настоящего писателя, чей ум всегда должен обличать действительность в правдивом, антиутопическом свете, в СССР создать что-либо отвечающее зову души было вряд ли осуществимо. Иначе — пиши «Поднятую целину», «Педагогическую поэму» и прочую ерунду, наставляющую граждан на путь истинный, а на самом деле лишь завлекающую их в вязкое болото коммунизма.

Чему же учит фильм? Ценить то, что имеешь, а также что иногда материальные блага лучше моральных, так как мораль — наше сознание, и человек должен уметь его обуздать. И ещё, люди, верьте в чудо — это облегчает жизнь. Вера — фундамент всему, а именно на фундаменте строятся замки.

7 из 10

P.S. Тот, кто думает — по жизни философ, кто делает — воин, а кто сначала думает, а затем делает — просто победитель. И тот, и другой могут достичь успеха, но только победитель получает всё.

23 апреля 2012

Чайка по имени Сергей Голобородько

Фильм замечательный, многогранный, есть в нем о чем подумать и в философском плане, и в политическом, и в романтическом, и в моральном.

Главная идея — прекрасная аллегория (а если говорить о душе, то не такая уж и аллегория) — умение героев летать. «И сколько буду летать я?» — «Пока вы будете внутренне свободны!» А что же происходит, когда герои переезжают в Париж, почему их умение летать исчезает? На этот вопрос в одном из диалогов отвечает второстепенный герой, друг писателя — «А ты уверен, что мы способны жить на свободе? У нас атрофировались волевые мускулы души». Герой оказывается не способен адаптироваться к новым западным условиям, связывает свое творчество жесткими условиями контракта… и разучивается летать. И это только одна из возможных трактовок предложенной нам аллегории, не исключено, что каждый внимательный зритель расшифрует ее как-то по-своему.

Очень понравилась передача атмосферы тотального контроля КГБ, методов их работы, давления, вербовки. Несмотря на отмеченные многими чисто технические неточности, атмосфера, на мой взгляд, воспроизведена просто великолепно. А некоторые штрихи намекают нам на то, что и в этих структурах тоже работали, как ни странно, люди, которым иногда даже что-то человеческое оказывалось не чуждо. Это очень интересно в плане сопоставления с сегодняшней действительностью, и возможно, фильм в этом плане можно рассматривать как актуальный.

Вопросы морали в фильме достаточно просты, но не менее волнующи. «Ломка» друга главного героя показана очень хорошо. Страдания и жертвы человека, умеющего быть свободным даже в любви, сыграны Янковским блестяще, буквально несколькими легкими мазками мастера он показывает их глубину.

Для себя фильм оценю на 10 из 10.

В качестве рекомендации к просмотру —

9 из 10

Любителям спецэффектов категорически не рекомендуется :)

5 декабря 2011

Летают потому что любят или потому что пишут?

Этот фильм я захотела посмотреть когда увидела его в программе Московского Кинофестиваля. Отчасти именно потому, что в нем задеты три очень близкие мне темы — литература и поэзия в частности (сама пишу), непонятые и необычные люди (без комментариев) и Париж (город, в котором я живу, а на время посмотра город, в который я планировала переехать). Забегая вперед скажу сразу — если две-три этих темы близки и вам, фильм смотреть однозначно стоит.

Сюжет сам по себе интересен и именно полеты придают ему особую пикантность — среди обыденности 80-х полеты завораживают не только главных героев, но и зрителей. Волшебная атмосфера захватывающе переплетается с эдаким ретро и лично я раньше ничего подобного не видела, а точнее не чувствовала. Разве что в другом фильме Балаяна «Полеты во Сне и Наяву», но все же «Райские Птицы» атмосферно сильнее. Единственное замечание к сюжету — немного растянут конец, а именно все, что происходит после Парижа, и все же легкость немного теряется, однако общего впечатления это почти не портит.

Для меня главным вопросом все же было почему же они летают, потому что любят, или потому что пишут? Ответа на него нет, для каждого этот ответ свой. Мое же мнение таково — они летают потому что в них уникально сплелись любовь и талант, потому главный герой одновременно развивается сразу в трех направлениях: любовном (и если угодно в сексуальном), литературном и, так сказать, летательном.

Главная, на мой взгляд, тема фильма, непонятые и неординарные личности, раскрыта полностью. После просмотра у меня в голове крутилась одна мораль: «сколько эйфории и боли может одновременно принести собственная гениальнось», и это даже не вопрос, скорее константация факта.

Конечно нельзя не отметить гениальности покойного ныне Олега Янковского, особенно примечательно то, что он, так или иначе, всегда летал, и не только в фильмах Балаяна, но и в своей культовой роли барона Мюнхгаузена. В фильме «Райские Птицы» он снова взлетает как в прямом, так и в переносном смысле. Оксана Акиньшина тоже во всех смыслах на высоте, роль очень ей подходит и безусловно дала ей возможность полностью раскрыться, в чем она весьма преуспела. Немного смущает Андрей Кузичев, Балаян якобы увидел в нем «нового Янковского», что даже смешно. Кузичев явно не дотягивает, и хотя в этой роли он вполне органичен, в целом актер он вполне посредственный. Так же смутил Пазенко, он все же актер мыльных опер, а не глубокомысленного кино, хотя он, как и Кузичев, достаточно органичен именно в предоставленной ему роли.

Ну и хотелось бы затронуть техническую часть. Цветовое решение прекрасно передает атмосферу и зрители во время просмотра возможно даже забывают, что уже 21-й век. Все впечатление портят тросы. Конечно они создают впечатление, что фильм снят именно в 80-х и скорей всего именно этот эффект и был задуман, но все же они сильно портят атмосферу легкости и волшебства, которая так же была целью создателей. Отдельно отмечу, что атмосфера Парижа передана до мельчайших деталей.

Если вы считаете себя необычным, непонятным, неординарным, талантливым или даже гениальным, этот фильм вам смотреть определенно стоит, даже если вы таковым на самом деле не являетесь. Если вы скорее приземленный или материалист, то фильм вам будет непонятен и неинтересен. Фильм оставляет легкое впечатление в целом и несмотря на скорее грустный сценарий глубоко не трогает, но плюс это или минус каждый решает для себя сам. За тросы и просчеты в актерском составе вынуждена немного снизить баллы, однако рецензию оставляю в положительном ключе.

7 из 10

31 августа 2010

Советую всем думающим и мыслящим…

Перед просмотром надо дать себе четкую установку: это фильм-аллегория, с нотками преувеличения.

Все фильмы я делю на три категории (грубо говоря):

1. хорошая картинка, смысл отсутствует

2. плохая картинка (монтаж, работа оператора и т. д.), смысл имеется

3. хорошая картинка со смыслом (таких, правда очень немного).

Так вот, «Райские птицы» относятся ко второй группе. Если закрыть глаза на все мелкие недочеты в виде посольства РФ вместо СССР в Париже, не зарисованных канатов и т. д., то в целом вещь неплохая.

Столько эмоций и чувств переживаешь: бессилие перед бюрократической машиной; злость; радость, что ничего этого не застала; жалость к несчастному редактору, которому разбили очки; сначала презрение к другу главного героя, а потом начинаешь его понимать и пусть не оправдываешь, но уже и не презираешь. Прямо чувствуешь вес той грязи, механизированность людей у власти, их системность мышления, и недоумеваешь, как люди могли так жить.

А полеты в таком жанре, конечно, сразу вызывают недоумение, но потом становится ясно, что только благодаря им фильм получился. И заметьте: летают они только в идеологически закрытой стране. И летать могут только люди свободные, с не зашоренными мозгами, те, кто думают, на кого не действует идеологическая шелуха.

Концовка — это то, что придает фильму гиперболизированную трагичность. Такого финала я не ожидала… Думала над фильмом неделю.

8 из 10

28 января 2010

Живая фантастика.

Впечатление. Я на одном дыхании посмотрел весь фильм, не замечая времени, и в конце сего действа остался в мягком недоумении. Конечно же за интерес к просмотру надо поблагодарить сюжет и актеров. Как то лихо с самого начала и те и другие крепко привязали меня с увлечением внимательно следить за ходом событий. И я даже как то живо сопереживал героям. Как то они заставили меня на мгновения поверить в эту историю. Пусть история чрезмерно фантастична и чиста в человеческих проявлениях(поступков героев), но, ударив кулаком по столу, мне понравилось практически все, что я видел в кадре. Именно мне понравились откровенные эмоции и неразбериха, как героев так и всего мира в котором они находятся.

Конечно же в итоге сложно понять какую то суть художественного материала. Если что то и понятно то это те вещи, которые лежат уж совсем на поверхности и о них даже язык не поворачивается говорить. Они понятны, они приемлемы, они даже нужны и пусть будут, но к размышлению не тянут. Потому, что в конце концов не веришь во всю историю целиком. В отдельные моменты спокойно можно руку на отсечение дать, что так оно могло быть или было, но где то фантастичность(я не о полетах говорю) раздражает. Приводить какие то конкретные моменты не возьмусь. Весь фильм после просмотра склеился в одного героя, который получился несколько значительнее(в положительном смысле) и несчастнее, чем я мог предполагать по ходу сюжета. Его действия понятны, но слишком уж из него сделали Героя. Слишком.

Живая фантастика. Это и хорошо и плохо. Смотреть очень интересно, но по окончанию поверить очень сложно. Я получилось приятное удовольствие от просмотра, но в конце спросил себя-«И как это понимать?». Ответа не нашел.

7 из 10

12 января 2010

«Райские птицы» отправляются в Ад

Украинский кинематограф потихоньку развивается, однако многие украинские режиссеры не могут (или не хотят) выбрать правильный путь развития, в результате чего ежегодно из Украины выходит немало халтурных фильмов, непонятно для кого и чего снятых. Вот, например, фильм «Райские птицы» (вообще-то, фильм называется «Райские птички», но это мелочи)

Фильм является детищем малоизвестного широкой общественности режиссера Романа Балаяна. Прикол в том, что в богатом творческом наследии режиссера уже есть фильм на схожую с «Райскими птицами» тематику под названием «Полеты во сне и наяву».

События фильма происходят в 1980-х годах. Молодой киевский писатель по имени Сергей создает свой дебютный роман, который желает прочитать его учитель и духовный наставник Николай, в которого есть очаровательная супруга Катя. Понятное дело, между Сергеем и Катей разворачивается любовная история, поэтому жизнь главных героев не обещает быть легкой, тем более, что на них охотится советская власть, считающая романы Сергея и Николая антигосударственными…

Что собой представляет фильм «Райские птицы» вкратце. Скажу прямо: перед нами бестолковая мелодрама, создатели которой явно пробовали подражать известному режиссеру Тарковскому. Конечно же, получилось черт знает что.

Во-первых, главные герои (Сергей, Катя и Николай) наделены особым умением… летать. Да-да, в прямом смысле. Надо полагать, создатели фильма хотели этим сказать, что все творческие люди как бы умеют летать. Но сцены этих так называемых «полетов» вызывают смех, потому что тросы, которыми поднимают актеров в воздух оператор и монтажеры попросту поленились «зарисовать» или хотя бы сделать их незаметными (как у Копперфильда). Чтобы заметить тросы не надо даже приглядываться, настолько все явно и бестолково. С полетами приколы не заканчиваются, ведь все персонажи фильма (и писатели, и следователи) реагируют на эти умения главных героев, как нечто естественное, но противозаконное.

Во-вторых, повествование выглядит притянутым за уши. Чем занимались сценаристы — непонятно. Уже через полчаса хочется выключить фильм, тем более, что можно и так догадаться, чем все закончится.

В-третьих, фильм изобилует историческими ляпами: на дворе 1980-е, но почему-то в Париже уже есть посольство Российской Федерации (не СССР) в Киеве уже стоят здания правоохранительных органов Украины (не УССР), одежда людей тоже явно не соответствует эпохе. Если приглядеться, то можно заметить на задних планах даже автмобили-иномарки. Хорошо, что хоть музыкальные композиции по радио соответствуют времени.

С технической стороны фильм тоже не радует. Картинка выглядит, как у малобюджетного фильма (а он, скорее всего не такой, поскольку съемки проводились даже в Париже). Похвалить можно разве что оператора, хоть и его работу не назовешь отличной. О саундтреке лучше не заикаться. Песня Океана Ельзи «Ночі і дні» в финальных титрах не спасает.

На главные роли в «Райских птицах» взяли российских звезд кино. Надо отметить, что актеры хорошо постарались, учитывая всю тупизну, которая творится в фильме. Писателя Сергея неплохо сыграл Андрей Кузичев. Катю сыграла очаровательная Оксана Акиньшина, только ради нее фильм еще можно посмотреть. Олег Янковский тоже постарался, но его роль второстепенная. Егора Пазенко в роли Никиты и Сергея Романюка в роли следователи взяли для «массовки».

Снят фильм «Райские птицы» на русском языке, что вместе с такими нашумевшими украинскими фильмами, как «Аврора», «Инди», «Иллюзия страха» и другими подтверждает, что сейчас в Украине — страшная русофобия.

Что можно сказать в целом. «Райские птицы», мягко говоря, — провальный фильм. Такие фильмы губят украинский кинематограф и заслуживают лишь отправки в коммерческий и культурный ад. Здесь можно смотреть лишь на очаровательную Оксану Акиньшину, да на пейзажи Киева и Парижа. Все остальное сделано либо посредственно, либо отвратно.

2 из 10

8 ноября 2009

Райские птиы

Смешанные чувства. Но это даже хорошо.

Минусы

1. Фильм при поддержке Министерства культуры и туризма Украины не может рассчитывать на большой бюджет. И поэтому здесь много условностей, связанных с реквизитом.

В первую очередь полёты. Нас, привыкшим к спецэффектам, как к данности, веселят тросы, с помощью которых герои «летают». Это хорошо смотрелось бы в театре, но не в фильме.

Табличку с названием посольства Российской Федерации в Париже не меняли, хотя речь идёт о 81 годе. Джинсы. Ну-ну. Все ходят в джинсах и говорят о «железном занавесе». Вид «сверху» на город взят из какой-то хроники.

2. Диалоги. Безумные, нескладные.

3. Монтаж. Ужасный. Сцены никак не связаны.

4. Музыка. Я хотел её перенести в плюсы, но перенёс сюда. Все драматические сцены можно было бы снабдить хорошими саундтреками. Может, конечно, у режиссёра такое видение и он, как и Андрей Тарковский, не хочет, чтобы зрителя что-то отвлекало. Для меня музыка — это заменитель внутреннего диалога героя. Слова автора, если хотите. Причём очень удобный. Каждый найдёт свои эмоции в музыке, а в книге (в её словах) труднее найти третье измерение.

Музыка в фильме есть и она высшей пробы: всегда выручающая классическая музыка, а также классика 20-го века — «Машина времени», Джо Дассен. Напоследок — Океан Эльзи.

Плюсы:

1. Актёры. Мне интересны эти актёры, но в других проектах. Здесь они играют как-то неестественно, отрывочно.

2. Фабула. В нашем кино тема «творчества под запретом» рассмотрена мало. В этом фильме она является ключевой. Ни какие-нибудь факты биографии, ни исторические события не отвлекают от немного «бредового» поиска истины. Екатерина, насколько я понимаю, — муза таланта. И в то же время живая женщина. Все диалоги между Янковским, Акиньшиной, Кузичёвыми, да и сами «полёты» аллегоричны. Так что это на любителя. По крайней мере чувство стиля режиссёра не совпало с моим чувством.

3. Сюжет. Не пестрит он динамикой и неожиданными поворотами, но в то же время это не один из тех фильмов, в которых в «первые 20 минут» знаешь и концовку и мораль. Для меня, например, концовка перевесила чашу неудовольствия и скуки от фильма. Так что досмотрите.

Общим выводом хотелось бы пожелать фильму дальнейших римейков с другим бюджетом и другим режиссёром. Только затягивать с этим не стоит. И так уже мало кто может адекватно описать то время.

5 из 10

19 июня 2009

Драма Райские птицы в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссером является Роман Балаян. Кто снимался в кино, актерский состав: Андрей Кузичев, Оксана Акиньшина, Егор Пазенко, Сергей Романюк, Сергей Сипливый, Вячеслав Шеховцов, Вадим Скуратовский, Валентин Томусяк, Витольд Янпавлис, Светлана Штанько, Алла Сергийко, Александр Крыжановский, Олег Янковский.

Страна производства - Украина. Райские птицы — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.