Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эйнштейн и Эддингтон |
английское название: |
Einstein and Eddington |
год: | 2008 |
страны: |
Великобритания,
США
|
режиссер: | Филип Мартин |
сценарий: | Питер Моффат |
продюсеры: | Марк Пайбас, Джордж Фабер, Ильдико Кемень, Дэвид М. Томпсон, Paola Villanueva Bidault, Дэвид Томпсон, Билл Шепард, Чарльз Паттинсон |
видеооператор: | Джулиан Корт |
композитор: | Николас Хупер |
художники: | Клер Кенни, Стив Кларк, Хейден Мэтьюз, Аттила Раскеви, Джоэнна Итуэлл, Золтан Хорват, Magdi Kondorosi |
монтаж: | Тревор Вейт |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 ноября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
'Во Вселенной существуют свои законы, свой порядок, всё подчиняется одной силе - гравитации. На всё есть причина. Разве это не прекрасно? Ньютон описал, как действует гравитация и объяснил почему. И он не ошибался. Но его кое-что беспокоило, потому что гравитацию нельзя потрогать, нельзя увидеть. И Ньютон пытался это понять, его одолевали сомнения. А потом он нашёл ответ. Каково же логичное объяснение? Бог... Божья воля. Ньютон всё прекрасно описал, но и для Бог он оставил место.'
Это не бедная, но и не слишком богатая постановка.
Наука всегда как ребёнок. Вот она что-то узнаёт и считает себя умной, но пройдёт пять сек, как она застопорится, не разумея как объяснить следующую загадку, превратится снова в ребёнка, верующего в чудеса. Вера в науку и вера в чудеса неразрывны - это Альфа и Омега научного прогресса.
Практики всегда основываются на фактах. Теоретики же не ограничены ничем. Они могут использовать всё что угодно в угоду доказательства своих теорий.
А ещё наука вне границ, политики и войн, как это показано в нашем фильме. В эпоху холодной войны впечатляющим было решение двух стран строить вместе какие-то космические программы, стыковать свои корабли в космосе. Даже сейчас наши соотечественники пока что продолжают летать в космос с американской земли, на американских кораблях несмотря на конфронтацию в политической плоскости меж двух стран.
В нашей истории есть двое учёных в двух странах, которые состоят в войне по отношению друг к другу, но учёным это не помеха. Наука их объединяет. Наука за мир, как сказали бы хиппи какие-нибудь.
Не сказать, что я был фанатом науки когда-либо - она слишком тяжела для моего понимания (аналогично, духовные поиски тяжелы для многих учёных). Бог проще, так как Он сумел-таки в одной, хотя и большой книге, изложить буквально всё и доступным языком. А вот учёные за многие века и даже тысячелетия наклепали столько книг... и каждая толще другой, и каждая пытается доказать, что она правее предыдущих. Ну да: учёные тоже ведут войны, но иного характера: они доказывают свою правоту другим учёным, используя теоретизированные и практические доказательства.
'Судя по всему, Альберт Эйнштейн не собирался представлять свою работу учёному сообществу, даже математические обозначения он использует свои собственные. Откровенно говоря, он словно на другом языке пишет. Но кое-что мне удалось расшифровать. Он считает, что скорость времени во Вселенной может меняться в зависимости от скорости вашего движения: чем быстрее вы движетесь, тем медленнее идёт время.'
Или учёные всегда правы, просто каждые последующими за ними люди науки вносят поправки, корректировки в общеизвестные формулы, когда те перестают работать в новой для себя среде. Например, одни догмы неплохи для объяснения различных процессов на Земле, но не подходят для схожих в Солнечной системе, возможно, и то, что работает для объяснения взаимодействия планет рядом с нашей, не так точно определит движение тел в остальной Галактике, а то, что подходило для математического объяснения нашей гравитационно связанной системы из звёзд, звёздных скоплений, межзвёздного газа и пыли, тёмной материи, планет... уже не подойдёт для объяснения взаимодействия общей своры Галактик, а ведь эта компашка может быть частью ещё большей системы, которую мы пока не видим, не видим общей картины ещё большего масштаба. Да и зачем оно нам вообще сдалось, когда мы ещё и Марс не освоили даже, да Маск?
В итоге, если вы скажете, что учёные занимаются ерундой и лучше бы картошку вам копали, то будете правы. И если вы скажите, что они молодцы - тоже недалеки будете от истины. Если отметите, что они против Бога - отчасти и это правда. Уточните, что они подтверждают, что Бог есть - и тут истину обнаружите.
В остальном Эйнштейн в нашем кино прелюбодей. А Эддингтон испытывает какие-то непонятные чувства к мужчине, то есть он чувственный какой-то, но и квакер (что бы это ни значило). Есть ещё тема с поручительством: если ты что-то открыл, то за тебя обязательно должен был поручиться (и подтвердить твои высказывания) человек от науки с именем.
17 октября 2023
Фильм, рождённый, чтобы напомнить обывателю, кем был Артур Эддингтон, а в качестве идеи выбравший пацифизм и международное сотрудничество — заведомо вызывает уважение. Его призыв не распространять политические конфликты на другие сферы жизни поистине благороден, но британский запрет на связи с немецкими исследователями не кажется капризом, когда научная машина врага рука об руку трудится с машиной военной. Это сотрудничество послужило основой для самой жестокой на тот момент войны со сражениями-мясорубками и химическим оружием. В фильме точно показан исторический момент, когда наука становится основой военного потенциала любой страны, выведя простую и действенную формулу: кто владеет технологией, тот побеждает в войнах. Тем приятнее, что письма Эддингтона и Эйнштейна пробивали железные занавесы, пересекали минные поля и привели в итоге к знаковому открытию.
Главная проблема картины — на стержень посыла о войне, предрассудках и зарождавшемся глобализме, создатели не нарастили качественную драму с увлекательным сюжетом и многогранными персонажами. Реализация подкачала — фильм выглядит как рафинированная документалка от BBC, без всех тех деталей, делающих её научно-популярной. Может, цель картины — подтолкнуть зрителя к самостоятельным изысканиям на поприще истории и физики, но поверхностное освещение тематики — не лучшая мотивация. Нужно уметь отвечать хотя бы на простые вопросы, которые могут возникать у зрителя при просмотре, в то время как фильм об учёных непозволительно редко обращается к науке, а когда обращается, делает это походя, намеренно упрощая термины и их суть. Ориентир на широкую тв-аудиторию напоминает, что можно закрыть глаза на такую халатность, но лента, в которой Общая теория относительности предстаёт как преемница законов Ньютона и вызов гегемонии британской науки, следовало бы уточнить, какая такая осадная башня взяла неприступную доселе крепость классической механики.
Тем удивительнее, что тот же режиссёр с той же командой снял четырьмя годами ранее разносторонний тв-байопик о Стивене Хокинге, в котором наука не сиротливо стояла в стороне, а была грамотно и художественно вписана в сценарий. И хотя упор в нём тоже делался на биографические подробности, однако в главном герое был отчётливо виден учёный, а уже потом сын, любовник и вообще человек с тяжёлой судьбой. А здесь Эйнштейн в первую очередь муж, любовник, пацифист и лишь потом только физик. Получается, что создатели живописали о любовных симпатиях Артура и Альберта, а представить их как настоящих учёных почему-то не удосужились. То ли два героя вместо одного помешали вылепить столь же многогранных персонажей, каким у них получился Хокинг, то ли желание сделать новый фильм лучше и эмоциональнее прежнего, однако результат налицо: за первым слоем сюжета — пустота.
Собрав под свои знамёна именитых британских актёров, фильм не поставил перед ними достойную задачу. Дэвид Теннант старательно играет интеллигента, но поскольку большего сценарий не требует, охарактеризовать его актёрскую игру как-то ещё не получится. Энди Сёркис естественен в роли молодого Эйнштейна, далёкого от стереотипного образа мудрого, эксцентричного дедушки с растрёпанной седой шевелюрой. Всё, что есть в распоряжении обоих актёров — пацифистские принципы персонажей и недокрученные любовные истории, что занимают немало времени, но сути или выводов не несут. Их образы лишены глубины и всякой изменчивости. Герои с самого начала представлены как состоявшиеся личности, а событие, которое могло подтолкнуть их к росту, резюмирует ленту. Выходит, это пересказ истории, щипцами выдранной из биографии великих физиков, имеющей вне общей исторической и научной канвы низкую ценность.
Самым запоминающимся художественным приёмом, в силу своего одиночества, стали часы Эддингтона, что с каждой последующей сценой приближались к полудню, подобно тому, как физика приближалась к становлению Теории относительности. И в момент солнечного затмения они-таки переступили полдень, а человечество — границу новой эпохи. Было бы в картине больше такой красоты, иносказательности и глубины, она стала бы умнее и элегантнее, однако многочисленные упрощения и сюжетная бедность портят впечатление от тех удачных сторон, которыми картина и так не слишком богата.
1 февраля 2015
Находясь на пороге важного открытия, которое перевернет представление человечества об устройстве Вселенной, двое ученых сталкиваются не только со сложностью выведения новой теории и ее доказательства. Один из них живет в Англии, второй — в Берлине, и когда начинается Первая мировая война, в науку вмешивается политика и межнациональная вражда, делающие все возможное, чтобы это сотрудничество, которому впоследствии предстояло изменить мир, не состоялось.
Спустя несколько лет после совместного создания кинофильма о выдающемся современном ученом Стивене Хокинге, режиссер Филип Мартин вновь объединяется со сценаристом Питером Моффатом, чтобы снять еще один научно-биографический фильм. Только на этот раз они решают рассказать сразу о двух светилах науки прошлого века: об Артуре Эддингтоне и Альберте Эйнштейне, а также о потрясающих результатах их совместной работы.
«- Кто убил Реймонда Лоджа? Мы все. Эта глупая, бессмысленная война убила его. Исключив немцев из Общества мы не вернем наших людей обратно. Научный поиск истины стоит выше национальной розни. Он ставит нас выше ненависти, злобы и страха. Он должен высвобождать лучшее в нас.»
Астрофизику из высшего сословия Артуру Эддингтону не легко приходится в годы Первой мировой войны. Нет он не отправляется на фронт, но начинает борьбу в своей родной стране, борьбу за научную истину и за то, чтобы никакие политические распри не затмевали разум ученым; хотя от горя утраты он тоже мог бы возненавидеть всех и вся. Любопытно, как в его сознании наука переплетается с верой в Бога, с одной стороны создавая конфликт, а с другой — вдохновляя и побуждая найти истину мироустройства. Спасибо огромное Дэвиду Теннанту за то, что он так драматично напомнил миру об Эддингтоне, о котором сейчас мало кто знает, но без чьей веры, понимания, поддержки и храбрости бороться за научную истину в столь враждебное время мы бы могли и не услышать об Эйнштейне.
«- Мы должны делать как можно лучше то, что умеем. Это священный долг любого человека.»
Совершенно непохожим на Эддингтона оказывается тогда еще малоизвестный Альберт Эйнштейн. Это такой себе свободолюбивый чудак с восторгом изучающий окружающий мир, и чья личная жизнь показана здесь с довольно драматической стороны. Хотя с первого взгляда Энди Серкис вроде бы и не похож на Эйнштейна, но потом все больше и больше проглядывается в нем похожая смесь любознательности, гениальности и безумности, которую можно заметить на фотографиях во взгляде, лице и в выходках Эйнштейна. А с каким огнем в глазах он сыграл тот момент, когда его гения осенило!
Интересно наблюдать и за женскими персонажами в этой истории. Сестра, жена, любовница… Разумеется, эти второплановые героини меркнут пред двумя великими учеными, но, несмотря на презрительное отношение многих мужчин-ученых к женщинам в те времена, эти героини вдохновляют своей силой и тем, как показывают, что они действительно равны с мужчинами, отстаивая свои права, независимость мысли и являясь бесценной поддержкой и вдохновением, без которых главным героям пришлось бы туго. Этих женщин отлично сыграли английские актрисы Ребекка Холл, Люси Коху и Джоди Мэй. Зато не самые теплые эмоции вызывает сэр Оливер Лодж в таком консервативном исполнении Джима Бродбента, грубо смешиваюший личное горе и военную политику с наукой.
Военные времена накладывают свой темный отпечаток на все отрасли жизни, но так важно, чтобы даже в такое время человеческие разумы не забывали свое предназначение, тянулись друг к другу, и в их сотрудничестве рождались блестящие идеи, приносящие пользу, а не создающие ядовитый газ, чтобы убить больше солдат противника. Поэтому глядя на многих ученых, окружающих Эддингтона в Англии и Эйнштейна в Берлине, просто ужасаешься их работе.
Жаль, что эту кинокартину мало кто видел. Пусть не отпугнет зрителя ее серьезный сюжет, ведь у режиссера Филипа Мартина получилась отличная драма, охватывающая нечто большее, чем сотрудничество двух ученых. Есть тут и забавные, и романтичные, и душераздирающие, и вдохновляющие моменты. Та сцена, когда Эддингтон объясняет, как работает гравитация на примере скатерти, хлеба и яблока, так проста и понятна, что аж удивляешься, как же это раньше люди не додумались до этого. Да и самой своей атмосферой и витающим в фильме желанием узнать окружающий мир лучше, понять его, история пробуждает живой интерес к поднимающимся здесь темам и исследованиям. Ведь на самом деле это действительно все так увлекательно! И, несмотря на скромный бюджет телефильма, создатели сделали все, чтобы продемонстрировать величие и значимость работы двух ученых, например, показав невероятно красивым то самое затмение, которое и определило, кто же прав: Ньютон или Эйнштейн. Хотя тут кинокартина и подчеркивает, что в науке не важно, чья взяла, важна истина открытия и возможность ею поделиться.
«- Я очень люблю свою страну. Но моя страна — это только моя страна. А все это — это нечто гораздо большее.»
Войны проходят, оставляя по себе руины и горы трупов. А наука должна продолжать идти вперед, лучше узнавая наш мир, глядя в светлое будущее и не позволяя при этом затуманить себе ясный разум ненавистью.
28 июня 2014
Я случайно выбрала к просмотру этот фильм, не зная, кто такой Теннант (я не смотрела пока «Доктор Кто»), зная, конечно, кто такой Энди Серкис (кто его не знает после Голлума?), интересуясь судьбами двух великих ученых. Фильм мне в целом понравился. Он добрый, светлый, оптимистичный. Комментарии же следующие.
Режиссер постарался разыграть байопик по правилам массового потребления: словно научно-популярная статья, показывает широкой публике, что и она, горемычная, вполне способна употребить, пережевать, усвоить теорию относительности (смотри: вот скатерть, вот яблоко). Я не физик, мало что в этом смыслю, мне даже понравились такие лапидарные, топорные визуализации. Сцена с падающими куриными яйцами (урок гравитации), плаванье в лодке без руля (урок относительности движения), трагический момент с удушенными газом голубями (урок смерти). Немного истории, пафоса пацифизма, любовных перипетий и совсем чуть-чуть книжек и формул (для декора). Получился такой вот квадратный (стандартный) байопик. И в этом свои плюсы и минусы.
Плюсы — как раз в том, что после просмотра потянутся зрители к Википедии почитать и про Эйнштейна (так в чем же она, эта его теория?), и про Эддингтона (мол, он что, действительно гей?). И в том, что показаны оба героя выпукло и живо. Интересные, колоритные оба.
Из минусов — поверхностность сюжета, желание собрать как можно больше красивых «картинок» (высунутый язык Эйнштейна хотя бы), некоторое преувеличение в трактовке образов. Эйнштейн уж больно дурашливый, Эддингтон — фанатичный (и я не больно верю в его ориентацию…)
Впрочем, настоящая находка для каждого персонажа — его «невидимые спутники». Шуберт, Бетховен, Гендель, Моцарт… Это все планеты Солнечной системы в мире Эйнштейна. Почему музыка? Да еще в средневековых университетах изучали музыку наряду с астрономией и математикой. Музыка чисел, магия формул. Эйнштейн поражен красотой вселенной, которая ему открылась. «It’s shaped!» Т. е. она имеет форму! И это так удивительно. И рядом ему не нужна женщина-физик, ему нужна женщина-музыкант, муза… сам он словно легкий, влюбленный в жизнь Моцарт… А когда врывается война, выясняется, что и Бетховен, и Шуберт политически ангажированы. И неблагонадежны. Как и вся милитаристская Германия. Оказывается, и у науки тоже есть политический паспорт…
А спутники Эддингтона — Бог и Время. В своей торжественной речи Артур говорит о теории Эйнштейна: « The time is not the same for all of us. But different for each one of us» (с) Время течет неодинаково, оно различное для каждого из нас… Часы, подаренные другом Уильямом, отсчитывают время занятий астрономией, время прощания навсегда (на вокзале), время затмения, время жизни и смерти.
Поучительный урок дан уже за кадром: время действительно неодинаково для каждого из нас. Эддингтон сделал Эйнштейна знаменитостью, но сам был при жизни забыт. Из логики развития сюжета это никак не следовало, так что оставим на совести сценаристов.
Я не фанат ни того, ни другого актера. Скажу лишь, что образы получились запоминающиеся. А еще на очереди у меня к просмотру — другой фильм о другом ученом, но того же режиссера, — «Хокинг».
8 из 10
4 мая 2014
Про великого физика Альберта Эйнштейна знает даже тот, кто далек от мира физики, например я. Но вот кто такой Артур Эддингтон — этот вопрос поставил меня в тупик, когда я читала фильмографию Дэвида Теннанта, и сразу же загорелась желанием посмотреть, прекрасно осознавая, что я не пойму и половины из того о чем они там говорят… Теперь я могу утверждать, что смогла понять больше, чем я ожидала.
1914 год. Первая Мировая Война изменила представления людей о мире, об окружающем их обществе, о науке. В это неспокойное время двое ученых-физиков состоят в переписке: в Германии — еще неизвестный, но весьма перспективный ученый Альберт Эйнштейн готовится доказать революционную теорию гравитации, но, проживая на территории военизированной страны, он не имел сторонников, т. к. не желал создавать оружия массового поражения. В Англии — астрофизик Артур Эддингтон верит в правоту теории Эйнштейна и вынужден сражаться за это перед членами Королевского Астрономического общества, которые не желали, чтобы их представления о Вселенной зависели от немца. Эддингтон решается на поездку на далекий остров Принсипи, где в 1919 году он сможет наблюдать солнечное затмение, которое покажет — прав ли был Эйнштейн или нет?
Так уж получилось, что физику я никогда не понимала, а астрономию у нас не преподавали. Сейчас я знаю, какое это упущение и решила немного поднаверстать и узнать хотя бы самые главные понятия этой науки. Понять Общую Теорию Относительности довольно сложно, но в общих чертах возможно. И мы, обычные люди, не сможем понять какой эффект произвела эта теория почти 100 лет назад — и все же такие вещи надо знать.
И несмотря на то, что многие научные термины иногда вводили в заблуждение, фильм произвел на меня сильное впечатление. Фильмы с подобным сюжетом, где его герои идут через казалось бы непреодолимые преграды, не обращая внимания на недоброжелателей и различные обстоятельства, при помощи верных сторонников идут к своей цели — каждый раз вызывают у меня восхищение и у меня всегда появлялось желание сделать что-нибудь полезное, для себя, для семьи, для друзей, по дому или кому-нибудь. Такое историческое кино меня всегда-всегда вдохновляло, вдохновляет и будет вдохновлять на различного рода свершения.
Иногда нет слов, чтобы выразить, насколько я восхищена актерской работой. Разумеется, я села смотреть фильм как поклонница Дэвида Теннанта — и он по-прежнему производит самое лучшее впечатление, каким бы не был его персонаж. Здесь он — лучший астрофизик Англии Артур Эддингтон, который жаждет новых знаний и признает, что Вселенная может быть вовсе не такой как полагали многие столетия. Он ищет новые объяснения, он отстаивает свою точку зрения перед обществом-староверов и которые не приемлют нововведения, он отправляется в далекую Африку и надеется на чудо. Таким человеком можно бесконечно восхищаться!
Настоящим открытием для меня стал Энди Серкис — разумеется, я неоднократно видела его на экране, неоднократно слышала его озвучку, и, конечно же, его Голлум — это вершина мастерства. Однако здесь я наверное впервые услышала его настоящий голос — глубокий, уверенный и такой правдивый и красивый: очередное подтверждение, что у британцев самая лучшая дикция и произношение и слушать каждого из них одно удовольствие! Энди показал нам совершенно другого Эйнштейна — молодого, иногда самоуверенного и очень романтичного, а также — разбитого, больного и отчаявшегося, что его работы будут иметь успех. Можно уверять, что первое письмо Эддингтона зажгло в нем уверенность в правильности его доводов. Герои Серкиса и Теннанта — очень мощные, одного из них невозможно выделить как главного героя — почему фильм и носит двойное название. Каждый из них сражается на своем поле боя, бросая вызов каждый день и доказывая всем, что они правы — что так и было…
Много очень важных второстепенных персонажей — сестра Эддингтона Уинни(Ребекка Холл), первая жена Эйнштейна Милева(Люси Коху), его кузина, которая станет его второй женой Эльза(Джоди Мэй), физик Оливер Лодж(Джим Бродбент), не пожелавший признать эту теорию, Фрэнк Дайсон(Ричард МакКейб), астрофизик, который поддерживал Эддингтона в его идеях и в поездке в Африку.
Кино вышло очень вдохновляющим и жизненным. Оно показывает, что прогрессу не страшны ни войны, ни противоречия, ни отрицания. Прогресс произойдет рано или поздно, и пока на свете будут люди подобные Эйнштейну и Эддингтону — наш мир всегда будет идти вперед и смотреть на звезды. Еще весь фильм я очень ждала встречи двух гениев и она была именно такой как я и ожидала — и она является замечательным завершением этой удивительного исторического события, которое не забудется никогда!
10 из 10
- Если завтра к 13:15 облака разойдутся и мы сделаем снимки солнечного затмения, то наша исследовательская работа будет завершена. Мы станем свидетелями поэзии бытия. Если Эйнштейн прав — космос уже никогда не будет выглядеть как прежде…
- Тогда лучше бы дождь прекратился, не правда ли?
21 сентября 2013
«Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы — что я гражданин мира; но если мою теорию опровергнут, французы объявят меня немцем, а немцы — евреем». А. Эйнштейн
Каждый семестр я начинаю курс лекций по теории относительности с краткого обзора ситуации, сложившейся в физике в начале прошлого века: светоносный эфир, уравнения Максвелла, опыт Майкельсона-Морли, принцип сложения скоростей Галилея, преобразования Лоренца. Это было удивительное время для моей любимой науки: тупик, выход из которого казался слишком абсурдным для того, чтобы им воспользоваться. Мне кажется, что даже документалка, снятая исключительно по сухим фактам, была бы неимоверно интересной, потому что кипели страсти, шла война… впрочем, жизнь настоящего ученого — это всегда война с косностью, непониманием, неготовностью людей к правде. Нужен гений, который не побоится высказать новую точку зрения, обреченную на полное неприятие научным сообществом, так как она совершенно не вписывается в картину мира, принятую большинством. Но потом время всё расставляет по своим местам. Как говорил Эйнштейн:
«Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие».
Я понимаю, что девять из десяти зрителей, посмотревшие этот байопик ради душки Теннанта, останутся, в принципе, довольны. Сценаристы, ориентируясь на более широкую аудиторию, нежели горстка космологов, включили в картину такие беспроигрышные повороты сюжета, как: любовный четырехугольник (Эйнштейн-его жена-его кузина-наука), несчастная однополая платоническая любовь Эддингтона к другу (видимо, так и не простили ему холостяцкую жизнь), предательство коллег Эйнштейна, бросивших свои великие умы на разработку оружия… Получилась эдакая куча мала, и лично мне, предпочитающей всё-таки увидеть детально воссозданный конфликт парадигм, этого как раз не хватило. С другой стороны, раньше я не задумывалась об ученых того времени как о живых людях со свойственными им слабостями, ошибками и прочим humanum’ом. В этом плане фильм, безусловно, стоил того, чтобы его посмотреть.
Откровенных косяков было немного, во всяком случае, особо они в глаза не бросались. Позабавили очки Эддингтона с зеленоватой пленкой, призванной защищать глаза от вредоносного компьютерного излучения. Не знаю, когда их изобрели, но точно не в 1900-тых. И уж конечно, не Планк помогал Эйнштейну с математическим аппаратом для теории относительности. Напомню, что это был Гроссман, а позже Гильберт. Еще маленький минус (но это я уже придираюсь) — ни слова о теории фотоэффекта, а ведь за нее-то Эйнштейн и получил Нобелевскую премию!
Зато весьма четко показано отношение ученого к войне. Он был пацифистом до мозга костей, что доказывает, к примеру, одно это высказывание:
«Тот, кто довольно марширует под музыку в строю, уже заслужил мое презрение. Мозгом он был наделен по ошибке, ему вполне было бы достаточно и спинного мозга. С этим позором цивилизации должно быть покончено. Героизм по команде, бессмысленная жестокость и омерзительная бессмысленность, называющаяся патриотизмом — как сильно я ненавижу все это, какой низкой и подлой является война. Я предпочел бы быть разорванным на куски, чем быть частью этого грязного действа. Я убежден, что убийство под предлогом войны не перестает быть убийством».
Вообще, тема ученых во время серьезной войны раскрыта очень даже качественно. Не знаю, правда, так ли всё было с Планком, поэтому ничего говорить не стану. А мораль такова: не нужны ученым границы и национальный вопрос, и не нужно пытаться извлечь моментальный профит из их идей. Просто дайте нам заниматься тем, что мы любим, и со временем вы пожнете плоды.
Осталось лишь сказать пару слов об актерах. Теннант здорово смахивает на настоящего Эддингтона, что не может не доставлять. Чуточку многовато пафоса, по-моему, но это можно простить. Серкис очень старался передать не только внешность, но и характер, и, по-моему, ему удалось. Ребекка Холл смотрелась хорошо, не выбивалась и не затмевала мужчин. Тоже плюс.
Маловато физики, многовато драмы. Но всё же понравилось.
24 июля 2012
Где-то в Германии, забавно-лохматый и никому ещё не известный математик Эйнштейн, только начинает обдумывать свои теории. Где-то в Англии чертовски талантливый астроном Эддингтон пытается приложить первые работы Эйнштейна к действующей картине мира. Между учёными завязывается активная переписка на языке формул, но всё это страшно не нравится университетскому начальству Эддингтона. Тем более начинается первая мировая и переписка с врагом неприемлема. И уж тем более, не дай боже, подтвердится верность теорий немецкого учёного! Это же какой удар по самолюбию английской науки!
Вот всё бы хорошо, но в этот фильм столько попытались впихнуть, что получилась каша, скачущая по верхам. Смешали в кучу и знаменитое фото Эйнштейна, и его проблемы с любовницей/женой, и белые перья, и гонения мирных немцев в Европе, и создание Ипрского газа, и экспериментальное подтверждение теории относительности. С другой стороны, благодаря актёрам, каша довольно приятная. Дэвиду Теннанту никому уже доказывать ничего не надо, его зажатый, но очень решительный британский учёный вызывает нужную дозу уважения а Серкис — вообще неподражаемый! Его смешной и, временами, несчастный Эйнштейн безмерно очарователен и смотреть фильм можно только ради этой парочки. Ну, или для общего развития, если вы вдруг прогуливали уроки истории в школе.
6,5 из 10
11 января 2012
Мне, как человеку, всю жизнь вращающемуся в академических кругах самых разных уровней, этот фильм не показался ничем из ряда вон.
Да, красивые съемки, пейзажи, места, интерьеры.
Да, симпатичные актеры.
Но не верю!
Во-первых, в фильме не показано ничего из того, что делало Эйнштейна — Эйнштейном, а Эддингтона — Эддингтоном. Так, слегка, краем глаза увидишь университетские помещения. Так, слегка показана (якобы!) каждодневная жизнь (якобы!) ученых мирового уровня. Слегка показаны беседы ученых мужей. Но почему-то все они производят впечатление клоунов, ряженых, равно как и сами главные герои. Даже диалоги вымученные. Неубедительно. У настоящих специалистов, у настоящих ученых, выражение лица совершенно другое. И речь другая. А тут — столько пафоса!
Во-вторых, никакой одержимости работой, о которой тут все взахлеб разглагольствуют, не показано! Я бок о бок работаю с людьми действительно увлеченными своим делом. То, что показано в фильме — не похоже на увлеченность. И очень прошу, не надо использовать такие слова как «одержимость, безумие (вот уж любимое слово российской публики! во все дырки затычка, когда сказать нечего!)' в отношении людей науки. Одержимость, безумие — это о какой-нибудь девахе, которой ну страсть как новую шмотку заполучить охота!
В мире науки такие слова не в ходу. Любой крупный специалист скажет, что да, он увлечен своей работой, как хобби, например, но он никогда не будет впадать в крайности, это дурной тон.
В третьих, поистине умиляют высказывания местных «критиков» о достоверности характеров персонажей. Вы их что, лично знали? Хорошо, если вообще фамилии слышали, или из учебников по физике хоть что-то запомнили. А в большинстве случаев эти знания из разряда — слышали звон, да не знаем, где он (какой спрос с российских-то учебников? правильно — никакого). Откуда вам-то знать, какими были эти мировые ученые. Так что не смешите мои тапочки.
Так что для общего развития совсем уж дремучих неучей — сойдет, но в остальном — несерьезно и примитивно.
Из разряда «Так вот она какая эта наука! Дай-ка я тоже подамся в хвызики, глядишь, тоже Эйнштейном стану!». И как видно — работает. Хорошо еще, что Эйнштейн был физиком, а не проктологом, к примеру. Уверена, одержимых и обезумевших (особенно!) последователей было бы на порядок меньше.
8 из 10
А птичек правда жалко.
10 ноября 2011
Садилась смотреть со скуки, исключительно ради Теннанта и любопытства по поводу образа Эйнштейна. Люблю физику и люблю его.
Сначала было немного нудновато, но BBC умеют снимать исторические фильмы.
Втянулась.
Остальные час:д есять просмотрела буквально на одном дыхании, не отрывая взгляда от экрана и лишь изредка подливая в кружку еще чая.
Дэвид Теннант. Он восхитительно играет везде, и здесь — не исключение. Когда он взял в руки газету с фотографией Уильяма, сама чуть не разрыдалась. С самим Эддингтоном, разумеется, не знакома; и ничего о нем не знаю, кроме несомненных заслуг Артура перед астрофизикой. Однако, на мой взгляд, образ гениального ученого ему удался.
В то же время не могу не отметить несомненный талант Серкиса.
Не только его персонаж, он сам — гениален!
Его Эйнштейн получился настолько красноречивым, живым, настоящим, что к его образу просто-напросто нельзя оставаться равнодушным.
Атмосфера того века, того времени..
Немец и англичанин..
Возможно, они смогли бы достичь вместе еще большего, если бы ни эта война.
Замечательный трогательный фильм.
9 из 10
11 сентября 2011
Фильмом заинтересовалась потому как давно являюсь поклонницей актерской игры Дэвида Тэннанта. После просмотра фильма я осталась не просто довольна им — я была поражена.
Последнее время роли гениев становятся коньком Дэвида. И все они ему вполне удаются не только из-за впечатляющего актерского таланта, но и потому, что мистеру Теннанту удается делать свои роли индивидуальными, не повторяющимися. Конечно, в каждом его герое отражается легкое безумие, свойственное самому актеру, но их это наоборот украшает)
Артур Эддингтон Дэвида Теннанта также индивидуален и слегка безумен. Ему предстояло вынести потерю лучшего друга, непонимание общества, угрозу срыва контактов с Эйнштейном из-за Первой Мировой войны, а значит, и доказательство теории могло не состояться. Столько чувств, столько переживаний — и Дэвиду удалось передать все, «От А до Я». Что, несомненно, вновь делает ему честь. В этом фильме мистер Теннант сделал своего Эддингтона настолько реальным, что кажется — этот ученый действительно был именно таким, и никак иначе!
Честно говоря, раньше не интересовалась Эйнштейном. Ну физик и физик, ну был и был. Но Энди Серкис, сыграв этого гения, доказал мне обратное: Эйнштейн вовсе не был «каменным ученым», он был живым человеком, который страдал от предательства семьи, от собственных фиаско, которые он терпел и не раз. Энди Серкис донес до зрителя такого Эйнштейна, каким его зрители наверняка не знали. Весь этот мощный поток эмоций, донесенный актером до зрителя, заставил меня сопереживать Эйнштейну до глубины души.
Образы, созданные Теннантом и Серкисом, несомненно следовало объединить. Я, затаив дыхание, наблюдала за тем, как оба гения стараются внести вклад в науку, пытаются помочь друг другу приблизиться к открытию. Эддингтон и Эйнштейн в некотором смысле противоположности, которых притянула друг к другу одна общая цель. И этой цели они добиваются во что бы то ни стало.
Моя оценка — 10 из 10
После просмотра сама потянулась к физике, которой в принципе не интересовалась. К просмотру рекомендую всем.
21 августа 2010
Фильм смотреть начала по двум причинам: Дэвид Теннат и физика…
(Просто я закончила физический факультет)
Сначала начала смотреть без особого энтузиазма… но потом втянулась!..
Потрясающе обыграна история развития науки на фоне предвоенного противостояния двух государств! И Эддингтон Теннанта и Эйнштейн Энди Серкиса… просто великолепно!
Становится понятно, что Дэвид Теннант не актер одной роли(а именно Доктора) а потрясающий разносторонний актер…
И вообще, очень красиво и контрастно снят фильм… дома, теннисные площадки… предвоенная Германия… великолепно!..
Сотрудничество двух гениев тоже обыграно прекрасно… и немного маниакальный Эддингтон (кстати, не знала, что он нетрадиционной ориентации.. .) и бабник Эйнштейн… все так красиво и не пошло… и вроде бы показано, что и наука первостепенна, но что и гении тоже люди!..
В общем, невероятно приятные ощущения остаются после просмотра фильма!
10 из 10
16 октября 2009
Цель фильма, как я понял, показать всему миру заслуги Эддингтона, о котором несправедливо забыли.
Довольно шаблонно снятый биопик с маленьким бюджетом, но дело даже не в недостатке средств, просто всё сделано по классической схеме: некие известные личности, герои фильма (ученые), занимаются тем, чем они прославились (научные теории — подтверждение оных), попутно решая проблемы со своими семьями, жёнами, обществом и прочим мирским окружением, и конечно, при этом уделяется крайне мало внимания научному аспекту их исследований.
Что касается всего остального, то фильм очень милый, по-британски лаконичный, с симпатичными актёрами (особенно понравился Энди Серкис) и приятной атмосферой. Для телевизионного проекта весьма недурно.
6 из 10
3 октября 2009
Скромные 7,3 на IMDb, более приятные 8,4 на Кинопоиске, и твердая 10 от меня.
Садился за этот фильм без особой надежды на интересное зрелище. Мысль была, что пойдет занудная биография, или что-то в этом роде…
Смотреть решил только ради Девида Теннанта. С него, родимого, и начнем.
Роль досталась любопытная. Незаслуженно забытого большинством Артура Эддингтона. Ну, насчет исторической достоверности ничего не скажу — никогда особо не интересовался физиками… Но как персонаж получился весьма интересен.
Впрочем интереснее тот факт, что как небезызвестного Доктора я его вообще не воспринимал. А ведь если привяжешься к образу актера, потом очень сложно бывает перейти на другой. Того же Хью Лори, к примеру, я вряд ли восприму иначе как Хауса. А здесь как-то подозрительно просто. Вроде и Доктор, а вроде — ха! — какой доктор? Только астрофизик Эддингтон! Настолько, мне кажется, Девид вжился в роль, что она ему как родная.) Воспринимается абсолютно естественно. И мысль одна — вот он, настоящий Эддингтон, а не тот мужчина на фотографиях в учебниках!
В общем, слов нет. Теннант потрясающий актер.
Но, господи, качая этот фильм я и подумать не мог, что Девид у меня отойдет на второй план, когда я увижу Эйнштейна в исполнении Энди Серкиса.
Возможно я повторюсь, но либо это роль просто создана для него, либо он — для нее!
Не знаю, я не видел других «Эйнштейнов» на экране, и, опять же, не особенно интересовался его биографией — не могу сказать, должен ли он быть таким или другим. Но тот образ, что создал Энди просто выше всяких похвал.
Лучше сыграть эдакого — увлеченного, скажем — человека просто невозможно! Каждая секунда с ним в кадре — просто шедевр!
Остальные актеры — снова — выше всяких похвал. По-моему нет ни одного персонажа, который был бы там не в тему. Нет никого кто сыграл бы ненатурально, или просто где-то показал себя не с лучшей стороны.
Сам фильм… хм… я не знаю, что сказать о фильме. Все внимание было приковано к актерам. Спросите о чем фильм — не смогу ответить.
Как будто полтора часа ни о чем… и в то же время смотреть было чертовски интересно — смотрел не отрываясь.
Смотрел в оригинале, с субтитрами, что вдвойне приятно. Голоса потрясающие — ни одна озвучка всего этого разнообразия эмоций не сможет передать.
В общем, знаю, что получилось в итоге не особо объективно или содержательно, но не знаю, что еще сказать.
Посмотрите сами, и напишите что-то лучше. Ибо этот фильм достоин лучших рецензий.
Нижайший поклон Теннанту, Серкису, и всей съемочной группе.
10 из 10
29 сентября 2009
Потрясающе! Фильм полностью оправдал мои ожидания.
Энди Серкис сыграл Альберта Эйнштейна… на все 200%. Он передал чувства гения, которого предала семья, он так правдиво до зрителя то, что происходит в душе у того, кто хочет доказать миру то, что он прав. И в конце концов он этого добивается. Великолепная игра!
Артур Эддингтон в исполнении Дэвида Теннанта вышел слегка безумным и одержимым чем-то своим, что делает его не похожим на Эйнштейна, но чью теорию он так хочет доказать. У него какие-то свои принципы, свои мысли. Но в конце, мне кажется, он уже не следует этим принципам и начинает слышать Бога.
Если сравнивать двух героев, то безусловно у них есть что-то общее: их предали (Эйнштейна семья, Эддингтона общество), они оба безумные гении, которые хотят внести вклад в физику и астрономию.
Фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Советую.
10 из 10
31 января 2009