Братья Карамазовы
Karamazovi
7.5
7.5
2008, драма
Польша, Чехия, Франция, 1 ч 50 мин
В ролях: Иван Троян, Роман Лукнар, Михаэла Бадинкова, Давид Новотны, Анджей Масталеж
и другие
Драма о морали, о человеческом характере, совести, вине, наказании и прощении.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Братья Карамазовы

английское название:

Karamazovi

год: 2008
страны:
Польша, Чехия, Франция
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Александр Суркала
композитор:
художники: Барбара Остапович, Мартин Шошолусек
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 1000000
Дата выхода
Мировая премьера: 23 апреля 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Братья Карамазовы», 2008

Видео: Трейлер (Братья Карамазовы, 2008) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Братья Карамазовы», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Братья Карамазовы», 2008

ФМ + Зеленка

Мировая литература всегда была первоосновой для многих кинематографистов. Тем паче, проверенный и одобренный временем, не потерявший вкуса и актуальности, порождающий и сейчас тот же трепет сердца и свет ума, многослойный «пирог» классики — материал благодатный и вольготный. Ф. М. Достоевский, пожалуй, первый из «священных чудовищ», чье творчество не дает покоя и которым если и «болеют», то долго и обстоятельно. Киноработы по его романам получались разными: от дельных до неприглядных, от аутентичной драматизации до постмодернового «стеба», но вот особенность — у зарубежных режиссеров, как правило, материал «не горел». (Впрочем, есть один японец…, но о нем нужен отдельный разговор). Да, валились и наши кинопромышленники, но все же выходило лучше. А тут вот чех Петр Зеленка заявляет, что хочет «вернуть Достоевского России» и привозит в Москву на второй Международный фестиваль современного кино «Завтра / 2MORROW» свою новую работу — «Братья Карамазовы».

Пана Зеленку называют одним из самых перспективных и интересных режиссеров Восточной Европы. Не сотрясая поступью «больших» лестниц с красными коврами, он все же завоевал определенное имя и известность в Европе — «Пуговичники» (победитель Роттердамского кинофестиваля), «Год дьявола» (победитель Карловарского кинофестиваля), «Хроники обыкновенного безумия» (конкурс ММКФ, приз российской критики), — тем более в собственном отечестве. В отличие от предыдущих работ, которым были присущи легкий мистицизм, ирония, юмор, а местами некоторая любительская неловкость (он сам признавался, что чувствует себя неуверенно как режиссер), в «Карамазовых» Петр Зеленка взял планку выше, сделав серьезное и профессиональное кино, хотя и сохранил местом иронию, безобидно похихикав над Классиком. Кино было отмечено как критиками на международных фестивалях в Москве, Карловых Варах, так и призами на родине — «Чешские львы» лучшему режиссеру и за лучший фильм года.

Вообще было несколько странно, что пусть и толковый, но «легкий» Зеленка решил подступиться к такой «глыбе», как Достоевский. Он ведь как древний камень, который хочется поднять и перетащить в свой двор, хотя бы ради славы, но вот только он и в обхвате не удобен, да и весом велик — прислонишься грудью, обхватишь руками, чуть присядешь, спину изогнешь, натужно так вверх тянешь, краска в лицо, а он не идет. После такой физкультуры толку мало, а выглядеть будешь смешно и даже глупо. А этот «каменюга» все стоит, все пылится. И ведь уже полторы сотни лет каждое поколение останавливается около «обелиска», разглядывает, рассматривает, руками даже трогает и каждое поколение, не считая тех современников, в демократическом большинстве заявляет, что, мол, умно, конечно, и красиво, да больно тяжело. А после таких слов эта «глыба» в весе еще прибавляет, да настолько, что уже и в руки его взять простому смертному все реже хочется, отдавая предпочтение чему-нибудь полегче, из пемзы, например.

Но Петр Зеленка и Эвальд Шорм, чей спектакль лег в основу ленты, ничтоже сумняшеся, видимо, взяли да и подняли эту «скалу», встряхнули пыль и начистили современной полиролью со всем уважением к старинным трещинкам и изгибам, т. е. внешне как будто другой, а внутри все тот же. В итоге вышла не экранизация в прямом смысле, а инсценировка романа. Безусловно, сцены и темы были усечены, но центральные оставлены: и об ответственности, и об основах нравственности и о свободе и совести. Диалоги тоже претерпели трансформацию, но ее можно назвать скорее адаптацией, чем упрощением (все же «простота» в этом случае будет «хуже воровства»),

Сюжет отправляет нас вместе с труппой пражского театра на фестиваль альтернативного искусства, проходящий на старом металлургическом заводе в Новой Гуте (Польша). Труппа едет на фестиваль с адаптированной постановкой «Братьев Карамазовых». Среди немногочисленных зевак, ветхого оборудования и заводского гула происходит репетиция спектакля. За репетицией, как зачарованный, следит один из рабочих, чей сын сильно разбился на этом заводе и сейчас находится в больнице. В какой-то момент театральная постановка выбрасывает свои «протуберанцы» в реальный мир, смешиваясь с ним, границы стираются, а игра приобретает действительный драматизм. И вот тогда, когда понимаешь, что спектакль уже крепко завязался в почти мистический узел с чувствами и мыслями, с самой жизнью этого несчастного отца, возникает ощущения нового мотива ленты, который существует хоть и отстраненно, но не играет соло, а пульсирует в унисон со всеми темами романа, разыгрываемыми на театральной сцене. Мотив этот почти также стар — сила и роль искусства. Драматизация труппы, начатая, казалось бы, буднично, по старой, нечеловечной формуле Кузэна «искусство ради искусства», вдруг неожиданно входит в резонанс с жизнью, запуская застывшие душевные процессы, тревожа ее, грозя чуть ли не разрушением основ. Но именно благодаря этой потенциальной энергии искусство по сей день не отжило свое.

Выходит, что и «священное чудовище» не так страшно и душевно грузно, а скорее проницательно и честно. И ведь стоило только с долей таланта ответственно подойти к работе, набраться мужества поднять такую «архаику» и получилось стройное, легковесное как все современное, но прочное художественное построение, стремящееся в минимализме формы выразить максимум существа.

Претенциозно? Возможно. Знание материала? Желательно. Высоколобо? Допускаю. Допускаю даже, что кто-то брезгливо процедит: «достоевщина». Но, черт возьми, как точно сказал когда-то литературный критик и философ Розанов о Достоевском «…тревога и сомнения, разлитые в его произведениях, есть наша тревога и сомнения, и таковыми останутся они для всякого времени. В эпохи, когда жизнь катится особенно легко или когда ее трудность не сознается, этот писатель может быть даже совсем забыт и не читаем. Но всякий раз, когда в путях исторической жизни почувствуется что-либо неловкое, когда идущие по ним народы будут чем-либо потрясены или смущены, имя и образ писателя, так много думавшего об этих путях, пробудится с нисколько не утраченной силой».

Что ж, я был рад такому «возвращению».

7 августа 2009

Драма Братья Карамазовы в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссером является Петр Зеленка. Кто снимался в кино, актерский состав: Иван Троян, Роман Лукнар, Михаэла Бадинкова, Давид Новотны, Анджей Масталеж, Марек Матейка, Малгожата Галковска, Klára Lidová, Ежи Рогальский, Луция Жачкова, Ежи Михал Бозык, Игорь Хмела, Радек Холуб, Ленка Кроботова, Мартин Мышичка.

Расходы на создание кино оцениваются в 1000000. Производство стран Польша, Чехия и Франция. Братья Карамазовы — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.