Ахиллес и черепаха
Akiresu to kame
7.6
7.3
2008, комедия, драма
Япония, 1 ч 59 мин
18+

В ролях: Такеши Китано, Канако Хигути, Кумико Асо, Ая Эндзёдзи, Куруо Хатояма
и другие
История о жизни живописца по имени Матису, который не отказывается от мечты стать настоящим художником, несмотря на отсутствие успеха.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Ахиллес и черепаха

английское название:

Akiresu to kame

год: 2008
страна:
Япония
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператор: Кацуми Янагисима
композитор:
художник: Норихидо Исода
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $36 434
Мировые сборы: $926 528
Дата выхода
Мировая премьера: 28 августа 2008 г.
на DVD: 17 декабря 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 59 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Видео к фильму «Ахиллес и черепаха», 2008

Видео: Трейлер (Ахиллес и черепаха, 2008) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Ахиллес и черепаха», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Ахиллес и черепаха», 2008

Трогательная и грустная трагикомедия от мастера якудзосплотейшана про несчастного художника. Хотя, тут конечно большой вопрос, а действительно ли несчастен герой фильма. Но вокруг него оказалось много несчастных людей. Это точно.

История жизни аутичного человека, которого уже во взрослости сыграл сам Такеши, погружённого в творчество настолько, что его инфантильная непосредственность становится этаким щитом самоотречения от остального происходящего. Художник увлечённый поисками себя и признания. И это определённо проекция самого Такеши, который в реальной жизни на мой взгляд рисует очень необычные и красивые картины.

В фильме несколько идейный пластов. Помимо показа того, через что приходится проходить творцам и того, что может их ожидать, ведь как сказал один из героев: 'Слава и талант, чаще всего не имеют ничего общего', мы видим и некий экскурс через виды современного изобразительного искусства, и популярную идею о том, что моду и популяризацию формируют галеристы (а не творцы), которые наверное часто мешают процессу нормального развития авторов. Но всё же идея о самодостаточности художника без зрителя, на мой взгляд так же разбивается о скалы реальности. Так же и Китано нам рассказывает, что даже для такого сконцентрированного в себя творца нужен свой преданный зритель. Пусть даже один, но это очень важно.

По этому для всех художников остаётся только пожелать, что бы Ахиллес всегда смог догнать свою черепаху.

26 сентября 2022

Как Такеши догнал свою черепаху

Заключительная часть трилогии Такеши Китано о себе любимом расскажет нам о Такеши — художнике. Фильм японского гения о мире современного искусства — по этому определению, каждый, знакомый с творчеством Китано сможет сложить примерную картину, которая будет происходить на экране ближайшие один час пятьдесят девять минут. Поясняю — в фильме вас ждёт: многочисленные смерти, мало эмоциональный, но катастрофически харизматичный главный герой в исполнении самого Такеши Китано, море отсылок к реальной жизни режиссёра, картины, при взгляде на которых любой психолог совершил бы немедленное сэппуку (угадайте, кто нарисовал), щедро рассыпанное по всему фильму безумие и главный изюм — острая сатира.

В фильме сумасшедший творец проходится по миру современного искусства с присущей только ему красивой, но пугающей жестокостью и пессимизмом. Но в этом фильме художник — режиссёр — комик — сценарист — писатель — актёр все же нашёл место для светлого лучика надежды. И не смотря на весь ужас, который окутывает современное искусство, прошедшие через кровавую призму Такеши Китано, фильм оставляет тёплое впечатление. Ведь Ахиллес всё-таки догнал черепаху.

26 мая 2015

Догнал ли Ахиллес Черепаху?

Фильм весьма необычный и даже можно сказать — странный.

Необычный, прежде всего, тем, что формально рассказывая о жизни японского художника, на экране демонстрируется живопись только европейская и американская. И даже когда главный герой захотел получить образование в художественном училище, обучается он по европейской программе.

В каждом фильме Такеши Китано есть какой-то элемент его собственной богатой на события биографии. В «Ахиллесе» — это картины. Все, что на экране создал Матису — нарисовал сам Китано. Но это, порой, приводит к неожиданным последствиям, о которых вряд ли задумывался режиссер. Авангардное, одноногое изображение курицы в семилетнем возрасте, скорее, свидетельствует о психическом расстройстве ребенка, чем о его таланте, а нарисованная им тогда же камбала, явно сделана взрослой рукой.

Но главный вопрос фильма, на который на всем его протяжении пытается ответить режиссер — художник ли главный герой (и он сам)? И ответ, скорее всего, будет отрицательным. Да, несомненно, живопись стала образом жизни Матису, переходящем в манию. Ради нее на карту ставится благополучие семьи — жена целый день трудится, чтобы содержать семью, по ночам помогая мужу рисовать, а дочь вынуждена стать проституткой. Ради нее он попирает все моральные нормы — рисует попавшего в аварию мужчину, вместо оказания ему помощи, разрисовывает губной помадой лицо умершей дочери… Ради нее, в конце концов, он ставит на карту свою собственную жизнь. Но в нем нет самостоятельности, того эксклюзива, который и делает из пишущего картины — Художника, пусть и не признанного, но все равно оставляющего след в Истории.

Интересный, не гламурный фильм. Рекомендую.

8 из 10

22 марта 2015

Искусство реальности.

Такеши Китано наверное самый известный Японский режиссер за пределами Японии. Я не могу отнести себя к поклоннику его фильмов, его фильмы занимают для меня определенную нишу, со своей самобытностью, с особой передачей своего видения. Наверное, по своему ироничная история художника, как творца своей жизни, так и своих произведений, воплощенная на экране этим удивительным режиссером, является для меня любимым фильмом Такеши Китано.

Художник, положивший жизнь на существование в мире искусства любой ценой, растворяется в этом мире, ищет в нем вдохновение, не видя окружающий мир, игнорирую его. Он настолько увлечен миром искусства, что видит в реальном мире лишь проекции своих и чужих произведений, натянутых на окружающую его действительность. Его стремление быть, кем он является с рождения, не взирая, на то, что поэтому поводу думают люди, не смотря на то, что его творчество так и не найдет отклика в сердцах миллионов. Он найдет лишь одного ценителя своего таланта, самого преданного и верного. На его пути будет много ударов судьбы, которые скроются за призму искусства, и целью творить. Художник отдает все, что у него есть за искусство, искусство в его жизни являет собой неотвратимый путь по которому он идет и не может свернуть, потому что не может жить иначе.

Я бы не стал рекомендовать фильм к просмотру всем и каждому, так как не каждому эта картина, как и любая другая, понравится…

9 из 10

16 ноября 2014

«Ахиллес и черепаха» — одна из поздних картин известного японского режиссёра и актёра Такеши Китано. Вещь опосредованно автобиографическая, как и две предыдущие работы мастера. Она рассказывает о творческом пути художника-самоучки.

Первые четверть часа фильма — совершенно идиллические. Завязывается сюжет. В семье японского промышленника подрастает мальчик Матису, любящий рисовать и, признаться, у него действительно есть определённые художественные задатки и своеобразный взгляд на мир. Парнишка не на шутку избалован, ведь его отец очень богат, поэтому ему дозволено то, за что другим детям не миновать нахлобучки. С Матису все носятся, и он этим пользуется, совершенно искренне воспринимая собственную исключительность как нечто само собой разумеющееся. Казалось бы, ничто не может предвещать серьёзных изменений в его судьбе. Но у судьбы на Матису совсем другие виды.

Я купилась на всю эту лирику и, смахнув слезу умиления, искренне поверила, что Китано снял наконец фильм без крови и жестокости. Размечталась, как же! Китано, как всегда, врезал по полной. Единственное, что никогда у него лавинообразные смерти близких и друзей, сваливающиеся на главного героя, не выглядели столь нелепо и неестественно. Как и его реакция на них.

«Ахиллес и черепаха» — это смех и ужас в одном флаконе, буйство гротеска. Основная тема фильма — апология творческого безумия. Жизнь главного героя — от детства до старости представлена как клиническая картина, а сам процесс творчества — как сумасшествие. Сама идея того, что искусство требует жертв, воспринимается Китано совершенно буквально, но низводится к комизму. Гениальность героя словно спит в коконе, ожидая своего часа, чтобы пробудиться, но до этого она выглядит для всего мира как нечто абсурдное, нелепое, смешное.

В фильме показаны разные периоды жизни персонажа. Сам Китано снялся в роли зрелого и старого Матису. При этом Матису-ребёнок, Матису-юноша и Матису-старик — словно существа с разных планет, они не похожи друг на друга. Думаю, что Китано так сделал не случайно, ведь его герой не стоял на месте, он менялся. Он, как Ахиллес, бежал за черепахой и никак не мог её догнать. Наверное, потому, что нужно было с самого начала просто нестись со всех ног, а не высчитывать вероятность того, возможно догнать черепаху или нет. Но если бы всё было так просто, то не было бы и никакого творчества.

9 из 10

26 августа 2012

Отличное кино — 15. «Ахиллес и черепаха» — Самокопания товарища Китано. Часть третья.

В отличии от предыдущих двух фильмов трилогии «художественного суицида», часть третья под названием «Ахиллес и черепаха» как-то больше приглянулась публике. Оно и понятно, ведь первый фильм, «Такешиз» был агрессивной феерией, второй, «Банзай, режиссер!», откровенным китчем (в хорошем понимании этого слова — «Криминальное чтиво» — тоже китч. И, тем не менее, живая классика кинематографа). «Ахиллес и черепаха» выглядит на их фоне фильмом совершенно другим. Мы видим перед собой абсолютно традиционное (для японского, разумеется, кино) повествование, рассказ о жизни одного совершенно бездарного художника, который (рассказ) иногда прерывается и оживляется смешными и одновременно печальными абсурдистскими гэгами в стиле двух предыдущих работ Китано.

Главная проблема «Ахиллеса» — он гораздо серьезней и «Такешиза», и «Режиссера» вместе взятых. В них основной составляющей всё-таки была ирония. Тут её, несомненно, много. Но все больше и больше серьезных нот. Хотя, когда начинаешь исследовать свою жизнь и положение в кинематографе (до этого, напомним, были личность и положение в кинематографе, а после — творчество в кинематографе и положение в кинематографе), без серьезности не обойтись.

Главный плюс «Ахиллеса и черепахи» в том, что его можно рассматривать как совершенно самостоятельную работу, в отличии, опять же, от предыдущих двух частей, которые в связке друг с другом дают более полное представление о замысле автора. Опять же, именно в «Ахиллесе» находится (и по словам самого Китано, в частности) ключ к пониманию первых двух фильмов. Кроме того, в фильме заложенно множество смыслов: искусство разрушает человека и близких ему людей, которые стоят перед выбором — покориться силе искусства или презирать его (второй случай влечет за собой ой какие нехорошие последствия), бездарные всегда пытаются выдавить из себя подобие творчества, глубоко в душе осознавая свою бездарность, современное искусство — дерьмо (да, Бит Такеси очень прямолинеен), современное искусство закрученно на деньгах и по этому дерьмо, человек всегда может догнать черепаху.

А сам Китано свою черепаху не догнал, вступая следующим фильмом в перепитии гангстерских фильмов. И всё же, «Ахиллес и черепаха» — отличное кино.

P.S. Я рассматривал трилогию «художественного суицида» как один фильм, по этому и оценки у всех трех фильмов одинаковые.

7 из 10

3 августа 2012

И снова фильм об Искусстве. О том, что путь искусства — полноценный путь, достойный вести человека, он определяется множеством ежедневных выборов, выдержкой, волей, целеустремлённостью и внутренним стержнем.

Это грустная истоия о внушаемом человеке. Отказавшись однажды от поиска своего собственного проявления таланта под давлением влиятельного знатока художественного искусства, настаивавшего искать не внутри себя, а во вне, опираясь на модные веяния и проходящие тенденции, наш герой почти в самом начале свернул не туда. И чем дальше по его жизни нас вел сюжет, тем грустней становилось на сердце — человек все дальше отдалялся от своего, истинного пути. И в конце перед нами — потерявший все ориентиры человек. И жизнь прожита зря.

И вот почему. Когда человек творит, опираясь на внутреннее, следуя зову сердца, он реальзуется как личность. Тогда и близкие люди, и какие-то другие жизненные вещи не отодвигаются на задний план, ведь человек преисполнен гармонии, он находится в согласии с собой и окружающими, о которых он помнит. А когда поиску мешают искусственные вливания извне, тогда и творчество сходит на нет — то творчество, в котором видна душа. Остаётся суррогат, цветные поделки и внутреннее опустошение. Плюс оставленность людьми, ведь от героя все постепенно отворачиваются…

Фильм печальный, меланхоличный — Такеши Китано в одном из интервью говорил, что в нём не осталось позитивного заряда и всё в его жизни подёрнуто холодком, вследствие чего — невесёлые фильмы о грустной стороне жизни, не приносящие надежды. Фильмы о том, как не надо жить. Даже во имя Искусства.

Кино полезно к просмотру всем, кто интересуется столь тонкой, прекрасной областью областью, как Творчество и его результат — Искусство, и пытается для себя решить, что это такое, с чем его едят, зачем оно нужно и нужно ли вообще — такие вот важные для неравнодушного человека вопросы.

19 июля 2012

Заключительная часть апеллирующей к собственной режиссёрско-творческой рефлексии трилогии, начатой фильмами «Такешиз» и «Банзай, режиссёр!», в которой немаловажна активность собственно Китано как отдельно взятого творца с его мироощущением и мирозданием. Своеобразная саркастичная автобиография. Меланхолическая трагикомедия с призывными стоп-кадрами «тупой» комедийности, вываливающейся из своей примитивности и простоты и оттого приглядной и необычной, пересекающейся вмиг с фактической непристойной к зрителю трагедией и одержимостью искусства «здесь, сейчас и везде», которое перерастает уже в нечто графоманское. Герой Такеши, а может и он сам посредством себя на экране, как Ахиллес и черепаха бежит в поисках сам не зная чего, открывая новые грани современного искусства. Вот только кем является Такеши — черепахой или Ахиллесом ? Не важно, важно преодоление дистанции, её суть и стремление, которого у героя не убавить, а сам он не отдаст. Китано, герой и они вместе бегут, потому что по иному просто не могут. Потому что остановки приносят страдание. И только творение и созидание могут его предотвратить, готовя, при этом, к его новому нашествию.

Сын некогда социально-значимого человека, державшего целую шелкопрядную фабрику, остаётся без родителей, которые под напором психологических стрессовых ситуаций вследствии обонкрачивания предприятия постепенно кончают с собой. Ещё с только намеревающейся полоумной одержимостью к рисованию, но с наличием аутических следствий, юный герой бомбит направо и налево, ляпая необычные и яркие картины. С подаренным ему свыше (читай от заслужившего признание художника) бордовым беретом, что выступает сродни оберегу и талисману движения к успеху, юнец не расстанется до седин, геройски прогорев его в очередной одержимой схватке с неподдающимся взятию искусством. Организм растёт, облик взрослеет. Герой хочет изучать искусство, чтобы непременно добиться успеха. Он знакомится с группой молодых современных художников, которые сильно влияют на парня, буквально превращая его более-менее традиционные работы в сплошные дурацкие, весёлые, убойные и надеющиеся на новое художественные эксперименты. И кто сказал, что искусство — дело не опасное ? Каких жертв оно требует, можно проследить в ходе разнообразных зарисовок-мизансцен. Совершенно дурацкие трагедии, самоубийства. Жена собирается уходить, дочь становится проституткой, денег на существование нет, какой-то чёрт из галереи постоянно находит отмазку для того, чтобы новоиспечённые работы не брать ни коим образом. Пограничные состояния также ни к чему хорошему не приводят.

В картине много отличных весёлых моментов, связываемых связью героя с группой молодых художников. Все эти замыслы и их необычность загорают внимание и привлечение, а эти кардинально неожиданные постановки к трагедии буквально не успевают перестроить чувственное восприятие своим скорейшим наступлением. Только герои веселились, через секунду погибает человек. Это придаёт настроению фильма особые оттенки меланхолического терзания в созидании и творении, якобы являющего, что даже смерти возможны, но никто всё равно не останавливается, словно они прокляты или одержимы. И это вполне верное заявление подобного творческого смятения в новом поиске, апелляций к смерти и абсурдному в то же время, дурацко-весёлому. Всё опостылело, всё было, всё ничтожно. В порывах нового чувствования герой Китано похож на придебиленного меланхолика, выход которого обозначается лишь в неиссякаемых крашеных всяким холстах. И конечно же он не живёт в текущем мире, что доказывает хотя бы сцена в морге. Он — сумасшедший, как и его создатель, собственно.

И стоит действительно обратить особое внимание на представленные картины, так как они были созданы самим Китано.

21 июня 2012

Японский Эд Вуд

«Ахиллес и черепаха» — заключительная часть своеобразной трилогии(первые два фильма — «Такешиз» и «Банзай, режиссёр!»). Но в отличие от первых двух картин, в которых Такеси в определенной мере анализировал сам себя, свою фильмографию, успехи и неудачи, в «Ахиллесе…» под увеличительным стеклом режиссера оказывается самостоятельный персонаж: художник Матису, никак с Китано не перекликающийся. Это грустная, но ироничная история о талантливой бездарности. Родившись в семье коллекционера и мецената, Курамоти(тот еще ценитель живописи надо признать), Матису был обречен стать художником, ибо это была заветная мечта его отца. Да и все складно получалось: сам мальчик всерьез увлекся живописью, подавал надежды, но судьба уготовила Матису совсем нелегкие испытания. Сначала неожиданно разорился отец, и с горя покончил собой. Матису с матерью оказываются выброшенными на улицу. Вскоре мальчик теряет и мать, и попадает в новую семью. Приемные родители — брат отца и его жена, обычные крестьяне, люди очень далекие от искусства, ни в коей мери не поощряют увлечения мальчика. Но, несмотря на все преграды, Матису продолжает идти к своей цели и, не имея возможности обучатся живописи, сам постигает все тонкости ремесла художника.

Прошли годы, Матису вырос, стал юношей, но ни капли не изменился. Он все так же мечтает быть художником и идет к заветной своей цели. Устраивается на работу, ради возможности оплачивать учебу и покупать краски и все время рисует. Пытаясь продать одну из своих картин, Матису встречает галерейщика, эта встреча в корне меняет жизнь юного художника. Сбивая цену на картину, галерейщик убеждает юношу в том, что его мазня людям не интересна, и рассказывает про новые веяния в искусстве. Молодой художник принимает слова галерейщика за чистую монету и именно в этот момент талантливый непризнанный живописец Матису, превращается в заурядного коньюктурщика. В погоне за модными течениями в искусстве, юноша рисует не то что хочет, а то что «требует время», но никак не может за этим временем угнаться. Подобно Ахиллесу из апорий древнегреческого философа Зенона, которому не суждено догнать черепаху.

Уже старик Матису, все так же идет, к своей цели, но тщетно — у него ничего не получается. Его семейная жизнь рушится, годы уходят, и нет даже намека на признание.

На мой взгляд, Китано в этом фильме нам показывает, что не достаточно просто идти к своей цели, важно еще и выбрать правильный путь к ней. Жизнь давала Матису подсказки и в юношестве, когда он увидел в галерее свои детские картины, выставленные под чужим именем, и в старости, когда он увидел свою юношескую картину(первую картину на продажу), в весьма не дешевом ресторане. Но Матису не понял этих подсказок или не захотел их понять. Ступив на путь погони за эфемерной модой, он не создал ничего своего, а копируя других нельзя стать первым.

Мне кажется, Такэси Китано в фильме «Ахиллес и черепаха», как и Тим Бертон в фильме «Эд Вуд» учат нас не слепо идти к своей цели, а идти с открытыми глазами, смотреть в будущее, оглядываясь и на прошлое, смотреть на других, но идти своим путем, делать правильный выбор и только так и ни как иначе можно добиться желаемого.

10 из 10

14 марта 2012

Оставь корыстность всяк сюда входящий

Этот фильм, как и многие произведения Китано, противоречив и неординарен, более того, «Ахиллес и черепаха» рисковал быть не понятым аудиторией гораздо больше, чем тот же нашумевший «Брат Якудзы». Потому что разум сугубо рационального и размеренного человека просто не сможет понять всех этих извращений и жертв, на которые идёт юный — а потом и пожилой художник и его коллеги ради создания истинного шедевра. Не понять абсурдности и циничности их поступков. Ведь это не нормально для человека, который (а таких большинство) жаждет успеха, карьеры, денег, заботиться о семье и так далее. Фильм покажется вам отвратительным, если вы с самого начала не додумаетесь до того, что при просмотре данного произведения вам стоит смотреть на это глазами художника. Бескорыстного и помешанного на своём деле.

Тогда вам становятся ясны мотивы тех или иных поступков главного героя. Тогда вам становится жаль, что он сам не знает о своей гениальности, что он идёт к шедевру, создавая их один за одним, но сам того не знает.

Финал подчёркивает абсурдность картины. Всё гениальное — просто, самое дорогое произведение главного героя было самым простым. Просто его заметил нужный человек. Пытается ли этим сказать Китано, что игра не стояла свеч? Нет, вряд ли. Увиденное было слишком гениальным, что бы так это обесценить.

9 из 10

31 декабря 2011

Все готовы любить за достоинства и лишь единицы за недостатки.

Те, кто ожидают посмотреть комедию и выбирают этот фильм — вас ожидает самое большое разочарование в своей жизни. Лично я — ни разу не улыбнулась на протяжении всей картины. Но это не означает, что она не понравилась, скорее наоборот.

Если в двух словах: сложный, тяжелый фильм, заставляющий задуматься.

Если более подробно: гениально продуманное, идеально отснятое, превосходно сыгранное кино, показывающие то, куда порой приводят мечты. Что за это нужно отдать и чем пожертвовать. Всем!

Ребенок с мечтой стать художником. Именно ребенок! На протяжении всей жизни Матису остается именно ребенком, не вникая в проблемы, обстоятельства, сложные жизненный моменты. Он идет к своей цели, невзирая ни на что. Его не останавливают неудачи, страдания близких, смерти. Он не способен в полной мере оценить это, он верит только в мечту, а все остальное для него неважно. На протяжении всей жизни он ни разу не почувствовал себя счастливым, т. к. счастье заключалось лишь в признании, которого он так и не дождался.

Болен ли он? Скорее — да. Одержим? Тоже — да. Гении? Тут каждый должен ответить сам.

Меня тронула преданность жены Матису. Ее помощь ему, все ее жертвы. То, что она всю жизнь следовала за ним, помогала и понимала то, что понять невозможно. Его мечта — стала ее мечтой. Она посвятила ему жизнь. Настоящая любовь.

Кино по-настоящему интересное. Это ли не главное?! Два часа проходят незаметно, а мыслей оставляют очень много. Каждый может узнать себя в стремлении Матису к осуществлении своей мечты. Может иногда стоит остановиться? Может мечту иногда стоит оставить мечтой…

23 сентября 2011

Всё ради искусства

Не всегда бьющий в десятку Такеши Китано, на сей раз, в своих размышлениях о таланте и творчестве, в этакой эпопее о самом себе, оказался очень убедителен и мил, потдвердив свое громкое имя. Не самый преданный поклонник, я с удовольствием посмотрел «Ахиллеса и черепаху». Где надо — сопереживал, где надо смеялся. А еще подумал, как же субъективно искусство и как раним художник.

Сын богача, мнящего себя коллекционером, Матису, однажды в детстве получив от художника хороший отзыв о своих картинках, навсегда загорелся идеей стать художником. И на этом пути, сквозь горести и радости, Матису всеми силами пытается сделать хоть что-то великое, но будучи взрослым он перстает слышать даже о творческом потенциале. Как и десяткам тысяч других художников, Матису предстоит кануть в беззвестности.

Нелегкое дело, оценивать, есть у человека талант или нет. Порой даже образование не поможет в приобрении вкуса, но как верно выразился один из героев, за великими художниками всегда кто-то стоял. За Матису не стоит никто, а единственный соратник, его жена, и та в конце концов понимает, что все старания мужа — это удары головой о стену. Все, чтобы не рисовал Матису — уже где-то было: Клее, Уорхол… Кажется. что все уже было создано до него, и ничего нового придумать невозможно, а потому есть три выхода при отсутствии таланта — копировать, придумывать новые техники или податься в концептуальное искусство. Три ложных пути. Копирование само по себе исключает творчество, новые техники оказываются далеко не новыми или вовсе не дающими результат, а для концептуального искусства нужен ум. Все что есть в Матису от настоящего художника — это невиданное упорство, постепенно переходящее в безумие. Раз за разом натыкаясь на критику арт-дилера и его советы, художник пробуется все в новых и новых техниках, воспринимая буквально все, что ему говорят. За этим буквализмом стоит комедйная абсурдистская составляющая фильма, и в том месте, где надо переживать за здоровье героя, хочется неудержимо смеятся и апплодировать Китано за ценные режиссерские находки. С другой стороны, это ведь Бит-Такеши выстрадал, и в самоиронии ему не откажешь.

Такого вот невыского мнения Такеши Китано о современном искусстве и о самом себе. Хотя на сей раз он создал поистинне великолепный фильм, в котором нашлось место и привычному дурацкому юмору Такеши и метафизическим трагедиям Китано. Трагедия в том, что пока Матису гонится за вечностью, где-то совсем рядом, черепашьими темпами проползает жизнь, но Ахиллес-Матису несется в другую сторону. Догнать вечность он не способен, а жизнь все время оказывается впереди, и потребуется очень много лет, чтобы художник сделал то самый маленький шаг, примирящий его со своим, казалось бы бессмысленным, существованием.

Несмотря на пессимистичное настроение картины, почему-то после нее хочется радоваться жизни. Да, современное искусство превратилось в искусство потребления, когда главной целью становится его стоимость. Да, не все мы талантливы, и не каждому быть Пикассо или Бахом. И да, порой жизнь преподносит страшные сюрпризы. Но есть в «Ахиллесе и черепахе» нотка звонкого оптимизма, надежды, на то, что все труды не пойдут прахом. Картины горят, перфоманс подходит к концу, а ты все же радуешься, что Ахиллес догнал Черепаху, пускай и спустя целую жизнь. В конце концов, наше главное творение — это наши дни, и с этой точки зрения жизнь Матису была настоящим шедевром.

9 из 10

24 октября 2010

В погоне за успехом

Такеши Китано снял фильм о бесконечном стремлении человека к прошлому и к тому куда может привести его учет чужого мнения.

Маленький мальчик Матисс (названный так в честь другого знаменитого художника) начал рисовать и его даже хвалили знаменитые художники. Пускай это была попытка польстить его отцу — крупному фабриканту и меценату, но берет одного из художников Матисс носил до скончания жизни. Потом отец разорился, а мальчик проделал длинный путь, чтобы попытаться стать художником и жить за счет результатов своей работы. Вот только единственная картина, которая висит на стенах галереи — осталась его юношеская работа. Все остальное было сделано художником по совету галериста и потому все работы вышли на редкость подражательными.

Китано продолжает исследовать природу искусства и вероятно возводить поклеп на себя самого, хотя мысль, что полный успех, как и счастье вещь практически недостижимая (Ахиллес и черепаха) можно было выразить гораздо более просто и коротко

18 октября 2010

Искусство…

Искусство бывает разным, каждый видит его по-своему, но так как видит его главный герой, по крайней мере для меня отвратно…

Почему?

Потому что для меня важна жизнь, жизнь в полном понимании этого слова, а не маниакальный поиск вдохновения и игнорирование заботы о близких людях, что откровенно демонстрирует главный герой, который не является тем, кем должен быть человек. Тем более, талантливый человек рисует прежде всего для себя, основываясь на своих эмоциях, внутреннем мире и впечатлениями от увиденного. Здесь поиск впечатлений доведен до маниакальной стадии, а любовь и забота о близких людях, родной крови, которые, не смотря ни на что заботятся о нем отсутствует как таковая…

Полет мысли человека занимающегося созданием чего то нового может завести куда угодно, в любые ипостаси, но если это делается от души, то творится так как видится именно создателю данного произведения, не смотря ни на отсутствие не только спроса, критики но и вообще какого либо интереса к тому что получится….

14 июня 2010

Если привезти в Африку бесценные картины Пикассо и гору еды, что они выберут? Искусство помогает, безусловно, человеку жить, но так ли оно ему необходимо? Для героя нового фильма Такеши Китано «Ахиллес и черепаха» искусство было главным в жизни!

Рисовать Матису (а именно так зовут персонажа картины) любил с детства и главным его покровителем был его родной отец — глава фабрики по производству хлопка. Он поддерживает сына и собирается со временем отдать его в художественную школу. Но в однажды фабрика разорилась, отец Матису кончает жизнь самоубийством, оставля маленького художника на бедных родственников. Здесь мальчику приходится не сладко, он начинает жить, как все, без привилегий. Тем не менее всё равно старается самосовершенствоваться.

В юнности, по совету одного искуствоведа он поступает в художественный вуз, где познаёт много тонкостей живописи… Это не идёт на пользу герою, получая знания о стилях и авторах он просто учится их копировать, не оставляя в своих картинах места чему то своему.

Зрелость Матису встретил в компании жены и дочери-проститутки, но не отходя от мальберта! У его множество идей, он постоянно пробует что то новое, но постоянный вопрос искуствоведов «А кто это купит?» ставит на герое, как на художнике, крест!.. Но художник не сдаётся! Финал картины не вызывает у зрителя сильной радости, но всё же даёт невидимую надежду… Главный герой — это такой, хотя и ограниченный, и зацикленный, но всё таки целеустремлённый человек, который, к сожалению, не видит ничего, что происходит в его жизни… точней ничего толком и не происходит, он этого избегает, проводя всё свободное время у холста… Важно ещё и то, что чем больше герой опускается, тем больше понимает и, казалось бы, талантливей становится, другое дело, что все окружающие над ним смеются! Но Матису не огорчается, он продолжает искать себя! И ему уже не нужно признание, он делает это, потому что хочет, потому что может, возможно потому что желает быть понятым после смерти, как многие из гениев (а как иначе объяснить его перфоменс с траурной рамкой, в которую он сам себя и поместил). Один из проходных персонажей картины говорит, мол надо быть сытым, чтобы заниматься искусством, ибо только так можно действительно творить и ни на что не отвлекаться! И он в чём то прав… Ну а как же тогда истина «Художник должен быть голодным?» Ведь именно таким большую часть жизни и был Матису! Но тем самым он доказал, что лишь перевпробовав много ненужного, нелепого можно чему то научиться… Скорее даже просто понять… Искусство очень условно и хаотично! Цену ему назначают зачастую дилетанты! Чего говорить о различаи действительного таланта, ценного для души и просто имени, бренда, который по сути бесполезен, но необходим для поддержания социального статуса…

Для меня «Ахиллес и черепаха» оказался очень нужным фильмом!!! Именно нужным и очень полезным, хотя бы за мысли и идеи, которые дал!.. Думаю он так же заинтересует и заставить задуматься многих людей, которые его посмотрят…

21 января 2010

‘За каждым гением стоит тот, кто его понял в свое время’

«Ахиллес и черепаха» — это искусство. Ума не приложу, кому взбрело в голову назвать жанр этого фильма «комедией». Не верьте и уж тем более не надейтесь, что увидите что-то мягкое, теплое и пушистое про вдохновенье, радость и полеты сознания. Отнюдь. Такеши Китано жестоко окунает вас лицом в ту грязную действительность, которая именуется «жизнь непризнанного художника». Причем эта история отнюдь не надуманна и не фальшива — именно такие судьбы ждут тех, кто не оказался в нужном месте в нужное время.

«Если это покупают, значит, это искусство». Слова эти принадлежат Фрэнку Ллойд Райту, именитому американскому архитектору. И тому, кто решит, что это просто экстравагантный анекдот, высказанный вскользь и не без иронии, стоит жестоко разочароваться после просмотра этой картины. Ибо в наш век массовой культуры все именно так и происходит: сотни талантливых людей пишут отличные вдохновенные картины, однако взбираются на пьедестал лишь единицы, и только благодаря своей удаче либо, что еще приятнее, нужным материально обеспеченным связям.

«Ахиллес и черепаха» — это притча. Притча для всех творческих людей, так или иначе однажды вопрошавшие в бесконечность: «А что дальше?». Ну, или: «А зачем все это?» Или: «А хорошо ли это?» Или: «А так ли я талантлив, или, быть может, все-таки стоило пробоваться на экономиста?» И морали я вам тут никакой не дам — каждому свое. Кому-то — в Америку за известностью, кому-то — в ванную за вдохновеньем.

Кстати говоря, вот еще одна посылка для обдумывания. До скептических замечаний искусствоведа в художественной галерее Матису писал более уверенно и ярко. А уже после ринулся во все тяжкие, с болью понимая, что он никак не может попасть в русло своего времени, такого сумасшедшего и откровенного. Его исступленные идеи, неутомимые поиски нового «звучания» были обречены разбиться о скалу непроницаемости враждебного общества. Признание, слава, деньги — так просто этого хотеть и в это верить, и не так просто этого добиваться…особенно когда в мире ты не один. И нужно, чтобы тебя поняли.

«Ахиллес и черепаха» — это фильм о субъективности восприятия. И Такеши как художник уж точно имеет право об этом рассуждать. Уж не знаю, сколько себя он вложил в образ главного героя, но я уверена, что в каждом человеке есть частичка этого безумца. Эта картина помогает лучше понять личность творца, его искания, его вдохновения, его падения, его драму. Его воздух.

Есть некоторый щекотливо непонятный мне момент — целевая аудитория фильма. Глупо представлять, что Такеши снимал этот фильм для кого-то определенного. Нет, картина — это когда хочется. Но советовать ее кому-либо довольно сложно — полагаю, в первую очередь она будет интересна художникам, творческим людям, ищущим людям, вопрошающим людям. Ну и просто любителям качественного кинематографа, ибо режиссура на высоте — чувствуется рука великого Мастера.

«Ахиллес и черепаха» — это искусство. Да. А оно не нуждается в оценке, только в понимании и признании. Впрочем, я немного слукавила: сугубо ради повышения рейтинга этому удивительному произведению искусства ставлю

10 из 10

(«Однажды на рассвете, стоя у изголовья умершей, которая всегда была и остается мне очень дорога, я поймал себя на том, что, глядя на ее трагический лоб, машинально искал следы последовательно нарастающих изменений колорита, которые смерть вызвала на этом лице. Я инстинктивно отмечал синие, желтые, серые тона. Так далеко зашло. Совершенно естественным было во мне живое, деятельное желание запечатлеть в картине ту, что навсегда ушла от меня.

Но прежде чем мысль удержать близкие, любимые черты, у меня в результате бессознательного процесса, столь привычного в повседневной жизни, автоматически возникло потрясение меняющими красками, и рефлексы против моей воли захватили меня. Я уподобился животному, который вертит мельничный вертел. Пожалейте меня, мой друг». Клод Моне, один из родоначальников импрессионизма, о написании портрета своей жены на ее смертном одре

14 ноября 2009

Догнать свою черепаху

«Меня интересуют роль искусства не в прямом его значении, а в том, которое эксплуатируется современным обществом. Художник нашего времени уже давно закончил созидать, он погряз в бесконечной борьбе за славу и коммерческий успех»

Такеши Китано

История помнит единиц. Тех, кто был первооткрывателем, первопроходцем, бросившим новое знание в толпу. В кинематографе тоже есть такие люди. За примерами далеко ходить не надо — взять хотя бы европейцев: Антониони, Годар, Феллини, Бергман, Фассбиндер или Трюффо. Они навсегда останутся в первой когорте, их знания и опыт будут использоваться следующими поколениями. Японский режиссер Такеши Китано занимает место во второй колонне. Откровения в режиссуре он не сделал, но жанр боевиков обогатил сильно.

На закате карьеры, японец впал в странное состояние, названное многими критиками и просто обывателями творческим кризисом. Именно так появилась на свет трилогия безумного самурая, посвященная кинематографу и месту режиссера в нем. Даже не так, месту самого Такеши в этом бурном водовороте. Настроение менялось от картины к картине. «Ахиллес и черепаха» — это своеобразный катарсис, признание мастера самому себе, без особой надежды на понимание со стороны. Поэтому, будьте готовы погрузиться в поток сознания человека не только со своеобразным киноязыком, но и совершенно чуждой ментальностью большинству.

«Ахиллес и черепаха» начинается с простой математической задачки, решить которую по силу любому школьнику. Но как это бывает, иногда дважды два не равняется четыре, а может, к примеру, пяти. Особенно когда речь заходит об искусстве, живущему по своим обособленным законам. Все дети талантливы. Родителям надо уловить особый талант ребенка и помочь его развить. Маленький японский мальчик по имени Матис любит рисовать. Его родители, богатые люди, кстати, по совместительству меценаты в мире живописи, умиляются дару ребенка, не мешая развитию. Однажды в дом к ним приходит успешный художник. Взглянув на картины мальчика, старший коллега произносит фразу — «Когда-нибудь ты будешь рисовать лучше меня». С этих пор жизнь маленького художника меняется до неузнаваемости.

Картина «Ахиллес и черепаха» — автопортрет японского режиссера, человека прошедшего весь творческий путь и присевшему ненадолго отдохнуть. Здесь не будет излишнего психологического надрыва и искрометного стеба. Это повествование взрослого и опытного человека, уравновешенно, а иногда с юмором поведавшего о природе творчества. Матис не смыслит своей жизни без живописи. Его детский взгляд постоянно находит прекрасное в обычном, а рука переносит на бумагу. Вся беда в том, что окружающие не принимают мальчика. Никто не хочет понять ребенка, дети крутят пальцами у виска, а взрослые лишь выходят из себя, натыкаясь на отчужденность Матиса.

Настоящее искусство может полностью поглотить человека, сделать из него одиночку. Ведь, по сути, творчество — это выражение самого себя. И не всегда такое приходится по вкусу остальным. Поэтому многие творческие люди — «вещь» в себе, отгороженные и замкнутые. Художник ищет свой стиль, понемногу экспериментируя, но препятствий становится все больше. А вероятности сойти со своего пути все больше. Матис входит в тот возраст, когда начинается подражание признанным мастерам. К слову, сам Китано в свое время подражал тому же Годару, но старался привносить нечто свое, качественно при этом развиваясь. Здесь режиссер не дает парню выбора.

Одним кадром Такеши разрушает иллюзию свободного развития, пусть даже и с использованием опыта предыдущих поколений. «Таланту не надо учиться, а вот остальным не помешало бы» — таков вердикт режиссера своему герою. Китано не приемлет чужого удачного опыта, как бы говоря, что это лишь исключения, подтверждающие общие правила. А Матису придется пройти все степени отчуждения, чтобы окончательно прийти к осознанию того, что есть вообще искусство и какую роль уготовила художнику судьба. Китано по-восточному жесток и прагматичен, с холодным интересом ученого-естествоиспытателя погружая своего героя в различные жизненные передряги. Творческая судьба Матиса — судьба идеального неудачника от мира искусства. Или человека, не верящего в свои силы и не знающего цены своему таланту? И что есть вообще талант? Матиса на протяжении всей карьеры ломают все кому не лень. Каждый пытается указать верный путь развития. Художник постепенно все больше теряет себя, подчиняясь силам извне. Теперь он уже бессмысленный подражатель, без особых отличительных черт.

Китано предельно краток — никто не отберет лавров у былых мастеров, их влияние огромно, но оно должно все меньше и меньше действовать на молодежь. Надо оставить за плечами опыт мэтров, при этом, отдавая должное их таланту и двигаться дальше. Увидеть мир своими глазами, запечатлеть на пленке свои переживания и метания. Пусть и, не достигнув высот художников прошлого. Китано прибегает к метафорам — его творческий союз молодых художников, куда на короткое время вступил и главный герой, напоминает французских молодых, злых и голодных режиссеров «новой волны», которым надоел обветшалый стиль предшественников. Именно в бунте их творчество, пока никто из молодежи не заматерел и не законсервировался. Не всем суждено стать классиками, кто-то сорвется сразу после первого раза.

Но жизнь идет своим чередом. Матис уже зрелый мастер, продолжающий поиски себя. Его ранние картины висят на выставках и ресторанах. Но художник этого не замечает. В его творчестве наступил период безумия. Картины пишутся в радикальных условиях и еще более радикальными способами. Так поступают многие режиссеры, когда им хочется привлечь внимание к своему творчеству. Их особенность и непохожесть вырываются на свободу огненными птицами, сеющими хаос и неразбериху в головах обывателей. В таких условиях порой рождались бессмертные шедевры кинематографа. Китано видит мир кино в постоянной борьбе, намекая на общую попкорновую направленность современных зрителей и твердолобость некоторых людей, занятых в кинобизнесе.

Матис сопротивляется, пусть и не совсем осознанно. У него всю жизнь отбирали истинную сущность, и теперь она рвется на бумагу своеобразными способами. Вся дорога полна страданий и потерями дорогих людей. Но художник, настоящий художник, непотопляем и несгибаем. Он идет вперед к тому результату, который ему нужен, не обращая внимания на остальных. И возможно потом, при прошествии времени, его картины станут бесценными. Может потом найдутся ценители непонятого сейчас таланта.

Китано срывает маску, которую он носил очень долгое время. Пред нами возникает грустный клоун, под красиво-печальную музыку разрушающий бытующее мнение о себе и своем творчестве. Человек меняется на протяжении жизни. Меняются и его средства самовыражения. Если в 90-х режиссер зарекомендовал себя как автор жестоких и бескомпромиссных гангстерских боевиков, то Китано 2000-х совсем другой. Рассыпавшийся буквально на глазах и возродившийся, как птица-феникс в совершенно неожиданной ипостаси. Китано догнал свою черепаху. Его уравнение пришло в норму и получило доказательство. Как и его место в истории кинематографа. Японцу далеко до прославленных режиссеров, но и на своем месте ему комфортно.

11 октября 2009

Знать путь и пройти его — это разные вещи

Говорить о реалистичности сюжета в картине не приходится. Судьба взрослого Матису являет собой авторское допущение с целью наилучшего раскрытия своих идей.

По ходу развития сюжета герой теряет родных и близких людей. При этом сказать, чтобы это его сильно волновало, нельзя. Люди приходят в его жизнь случайно, и уходят так же случайно. Кажется, Матису никогда не задумывался, насколько большую роль они сыграли в формировании его личности, в том числе и как художника, и как многим он им обязан. Я считаю, что Матису не имел право так безответственно относиться к окружающим, даже будь он великим художником (коим он всё же, на мой взгляд, по итогу становится).

Есть идея, что все эти несчастные — это личностные отражения героя в разные периоды его жизни. Получалось так, что, однажды войдя в его жизнь, они находили в этом некое предназначение, и, выполнив свою миссию здесь, они отходили в мир иной. Они уходили, а он оставался. Здесь можно сделать вывод, что Матису Богом было суждено пройти такой путь. Но разве это оправдывает все смерти?

С другой стороны, по Матису не сказать, чтобы он адекватно воспринимал окружающий мир, что он стремился к определенной цели, что всё в его жизни имеет смысл. Скорее, это блуждания слепца в потемках, которым просто движет желание, никак с реальностью не связанное, а следовательно, о смысле существования героя, как о чем-то реальном, говорить не приходится. Вот проблема — либо смысл существования Матису есть, но если он есть, то он за рамками общечеловеческого восприятия, так сказать, трансцендентный, поэтому определить его невозможно, либо никакого смысла совсем нет. Определить ответ опять же невозможно, в рамках, конечно, обыденного понимания.

Тут к месту вспомнить, что фильм, вообще-то, об искусстве, воплощением которого является деятельность Матису.

Итак, искусство, если оно и обладает смыслом, то смыслом не практическим и с повседневной нашей реальностью никак не связанным. Искусство — это излишество, бесполезное и бессмысленное. Тогда что движет художником? Это неопределенное стремление, причины которого мы не в силах отыскать.

Уместно здесь вспомнить слова о том, что когда всё реальное теряет смысл, остается лишь искусство, которое обретает в том случае особый незаменимый смысл. Потеряв все на свете, мы находим истину и успокоение именно в искусстве.

Искусство — это фикция. Оно эфемерно и субъективно. Каждый видит в неком произведении что-то своё или не видит ничего. Дело в том, насколько длинный ты прошел жизненный путь, от этого зависит твое восприятие искусства в целом и каждого произведения в отдельности.

Рекомендую смотреть всем, кто чувствует, что созрел. К сожалению, узнать можно, только посмотрев картину. Здесь достаточно много идей о фундаментальных проблемах, касающихся искусства, поэтому картину назвать иначе, как одной из выдающихся, не могу. Наконец, если у вас серьезные сомнения насчет просмотра картины, то всё же посмотрите, оно того стоит, и не слушайте, если скажут, что фильм не понравится, что не для вас.

И помните о том, что у рецензии в заголовке.

26 сентября 2009

Для коров

Недавно посмотрел фильм Милоша Формана «Призраки Гойи». Поставил оценку высшую. Однако после «Ахиллеса» все-таки снизил бы на балл.

О чем фильм. Каждый находит в нем свое и многие, как видно из предыдущих постов, не принимают и не понимают художника. Художник стремился стать известным и в то же время он любил рисовать. Можно ли добиться социального успеха, не прогибаясь под изменчивый мир? Некоторым вроде бы да, но не всем так везет. Известный и талантливый — это не одно и то же, как сообщил спиной к зрителю продавец лапши (Message!). Маленький человечек гонится за похлебкой еды и склоняется перед любым. Живет, не имея цели, не имея смысла, утешаясь благопристойностью и мелкими грешками. Талант ослеплен видениями и, не имея сил их игнорировать, следует за ними. Это ужасный эгоизм, конечно, ведь есть же близкие, о них надо заботиться.

Должен ли талант стремиться к социальному успеху? Или, прогибаясь ради близких, похлебки, стойла, теряешь талант? Стоит ли талант, цель таких жертв? Каждый решает сам.

23 июня 2009

Искусство и Прагматизм

В детстве я решала эту задачу про Ахиллеса и черепаху на олимпиаде. Не решила. Я не могла понять, как взрослый Ахиллес, бегущий быстрее Черепахи, никак не может ее догнать. Высчитывала скорость сближения, делала расчеты.. Потом я поняла, что это действительно невозможно. Вы когда-нибудь пытались догнать ребенка?? Если пытались, то знаете, что бывает так, что вы на своих длинных ногах никак не можете настигнуть маленькое существо… Это вступление.

Мое отношение к фильму менялось несколько раз в течение его просмотра. В самом начале Матису вызывал у меня сочувствие, но по мере взросления Матису сочувствия становилось все меньше. Постепенно мягкое недовольство Матису перерастало в обычное раздражение. Тогда я поняла, что я смотрю на человека искусства суровыми глазами прагматизма. И я постаралась понять Матису. И мне это почти удалось. Полное самоотвержение, его стремления Матису обрести талант, и постичь искусство вызывают, по крайней мере, желание присмотреться к Матису с другой стороны. Но это длится до определенного момента. Матису идет на все более и более извращенные способы создания шедевров, полагая, что в это и заключается волшебная сила непостижимого Искусства. Наблюдая при этом поведение жены Матису, я испытывала повторяющиеся приливы глухого раздражения ее покорности безумствам мужа. Я не могла понять, что может заставить женщину потакать прихотям такого гения, смириться с его поисками, переходящими в сумасбродство. Но потом раздражение сменилось настоящим удивлением, а удивление перешло в уважение.

Отдельные моменты фильма даже походят на трагикомедию. В некоторые моменты фильма я представляла себе «список самых нелепых смертей», и я представляла, что в следующем кадре Матису займет там почетное место, но, конечно же, я обманулась в своих ожиданиях.

Близится конец, и я с нетерпением жду развязки. Я уже продумала две возможных концовки: Матису умирает в одиночестве и только птицы будут знать, где его могила. Матису сжигает свои работы и становится простым обывателем, коих миллионы.

Все оказалось совсем иначе. И тут я нашла для себя смысл. Я поняла, где было то искусство, к которому так жаждал приблизиться Матису. Я увидела в глазах его жены глубину, которой не было ни в одной из его сюрреалистичных картин. И я счастлива, что Матису это тоже понял.

9 из 10

22 июня 2009

Фильм оставил после себя двойственное впечатление.

По сути «Ахиллес и черепаха» — это очень специфический способ переосмысления режиссёром себя как творческой личности. Об этом говорит хотя бы только то, что он использовал в фильме свои собственные картины. Таким образом, Китано демонстрирует как свой новый, не известный доселе массовому зрителю талант художника, так и свою двойственность как автора. Конечно, это эксперимент, и эксперимент очень интересный. Крайне смелая работа. И с этой точки зрения очень похвальная, ибо далеко не каждый режиссёр, тем более режиссер с мировым именем, решиться на такую исповедь.

Однако с эстетической точки зрения я этот эксперимент принять не могу. Слишком неприятны мне все персонажи, они не вызывают сочувствия, им трудно сопереживать, мне их не жаль. Как результат — отсутствие катарсиса. А где нет катарсиса, там нет и трагедии, ведь именно через страдание происходит очищение. А здесь нет трагедии личности, нет чего-то такого, за что можно было бы зацепиться простому смертному. Конечно, не стоит мешать метру самовыражаться, и, я надеюсь, этот опыт пригодится Китано и в своей следующей работе он предстанет перед нами обновлённым и ему будет что сказать.

Но «Ахиллес и черепаха» оставляет ощущение тотального безумия. Во всём нужно знать меру.

29 апреля 2009

Банзай, Режиссёр!

Это лучший фильм российского кинопроката (из просмотренных мной) за последние полгода, а то и за год. История художника-неудачника; с детства и до старости; история одного большого падения в творчество.

Японский паренёк по имени Матис (не тот, Матисс, который Анри, а просто Матис) с детства любил рисовать, он рисовал даже в школе на уроках. Потом в его жизни происходили различные события, которые влияли на окружающую его обстановку, влияли на условия жизни Матиса, — влили на всё, кроме его желания стать художником. Не смотря на то, что никто не хотел покупать его картины, — тут стабильность сохранялась, — Матис всё рисовал и рисовал… С упорством достойным лучшего применения он топил свою жизнь в красках.

В большинстве прочитанных мной отзывах Матиса почему-то упорно сравнивают с Ахиллесом, бегущим за черепахой — мол он стремится-стремится, но всё никак не может догнать т. н. «гениев живописи». Как по мне — Матис скорее черепаха, которая в отличии от Ахиллеса не имеет конечной цели и идёт просто так, неизвестно куда, неизвестно зачем. На это и концовка недвусмысленно намекает. Имелись ли в фильме прямые отсылки к какому-либо из вариантов — открытый вопрос (к сожалению, субтитры в кинотеатре не в каждой сцене могли похвастаться стабильной чёткостью).

Удивительно, но в «Ахиллесе» совсем нет темы «алкоголь-творчество», так прочно связанной с творцами искусства. Матиса всё время будто ничего и не интересовало, кроме холстов и красок… Но фильм не только про творческий процесс и остальную (гораздо меньшую) часть жизни главного героя; где-то на заднем плане чувствуется присутствие кого-то третьего, который показывает удивительной красоты пейзажи, акцентирует внимание на каких-то второстепенных персонажах, немного разговаривает со зрителем, иногда шутит.

Да, речь идёт о режиссёре и в меньшей степени об операторе. Режиссёр «Ахиллеса и черепахи» (а, по совместительству, автор сценария и исполнитель роли Матиса в старости) сам Китано Такеси. Этот фильм завершает его своеобразную трилогию. Прямой связи между фильмами нет, тут дело в направленности. Все три фильма — посвящения: «Такешиз» — актёру, «Банзай, режиссёр!» — режиссёру, «Ахиллес и черепаха» — художнику.

Не сказать, что фильм открывает много нового, ранее недоступного, но как же поразительна его по-детски наивная искренность, непосредственность, его тонкий очаровательный юмор, его восхитительные картины природы, его великолепная фортепианная музыка… А композитор, к слову, — очень известная в Японии (и кое-где в России) Кадзиура Юки.

«Ахиллес» вышел в российский прокат только сегодня (23 апреля). Это говорит о том, что ещё недели две его можно будет лицезреть в некоторых отечественных кинотеатрах. Ради фильма такого уровня стоит пожертвовать и деньгами, и свободным временем.

10 из 10

23 апреля 2009

Апория Китано

От нового фильма Китано получаешь удовольствие, достаточно необъяснимое, если принимать его трагикомедию в рамках темы неудачливого художника, которую развивали и, понятно, будут и будут развивать в искусстве, но большей частью доводя до истерических ноток «художник обязан быть голым, голодным, убогим безумцем» или с поворотом: не признан — не художник.

С радости я решила освежить свои излюбленные вопросы элеатского толка. Речь об апории Зенона, третье тысячелетие пошло, как её мусолят, пытаясь достичь убедительного опровержения софистики. (Физики, в том числе и не классически архимедовские добрались, добавили к задаче вторых черепах и вторых Ахиллесов, но с упоением продолжают устанавливать истину.)

В этом обращении, думаю, был смысл, но не столько как бы разгадать картину Китано, сколько пойти у него на поводу к глубоко субъективной сумме мыслей и чувств.

В первую очередь, речь о том, искусство — фикция (читай софистика кураторов) или всё же нет, есть в нём неоспоримые каноны, чья слава вневременна не в силу стечения благоприятных обстоятельств, приподнявших творчество автора до обозримых высот всего мира. Поскольку Такеши не раз признавался, что стал бы математиком, и до сих пор популяризирует математику на ТВ, то вряд ли он ограничился, рисуя сценарий и картины к «Ахиллесу и черепахе», одним лишь импульсом закольцевать сюжет красивой затруднительной метафорой, демонстрируя всей жизнью главного героя Матиссу — как Ахиллес в реальности догоняет черепаху.

Так вот в серии н-п статей, пытающихся обобщить опровержения зеноновской апории, есть ряд моментов, позволяющих открыть фильм Китано, с такой доброй насмешкой и трюкачеством пародирующим всю историю мирового искусства, продаваемого лотами с аукционов через посредников коллекционерам, дельцам, музеям, галереям, тем, кто может купить априорно вдруг признанный лакомый кусочек вне времени. Открыть неожиданного Китано, который не склонен раздавать в кино окончательные ответы, пока его снимает, наверное.

Ну нет, Китано не философствует, выдавая свою систему ценностей, софистика с её парадоксами — этими двумя непременно симметричными истинами, одна из которых подчиняется одним правилам, другая — другим, куда полнокровнее. Для Китано, кажется, первые анимационные кадры важны как способ придать апории достаточную улыбчивую невесомость, как и всему остальную действу. И дальше поехали — последовательная череда дней детства, отрочества, поисков, созревания художника Матиссу. С одной стороны, Китано растягивает на всю эту эпопею упрямства Матиссу дилемму — а был ли он гением, если его признали таковым лишь мальчиком, когда он здорово, неподражаемо (что, безусловно, важно в контексте фильма) рисовал кур, пребывая в сладостном неведении, отчего ему выпал шанс родиться в оранжерее своего отца — состоятельного человека. Родись он сразу же в том курятнике, где снова он рисует кур, пока что еще мальчиком, но за плечами которого разорение родителей, грубость чужих людей и глуповатых родственничков, уехавшая черт знает куда любимая мама, которая вернется только, чтобы отлежать в доме положенный срок прощания до могилы, стал ли бы он столь же настойчиво торить пути в искусстве, не бросил бы он это недоходное в современном социуме занятие?

Сам Китано родом из рабочей, мягко говоря, не эстетской семьи, не бросил. Но ответ ли это в фильме? Пожалуй, нет. Потому как начинается он с апории, которую опровергнуть может лишь реальный факт: Ахиллес догоняет черепаху, потому что не может не догнать. Зачем только он за ней бежит?

Апория Зенона — о процессе движения, становления. Дискретно движение, делится на моменты? В обычной жизни, как и в кинематографе, мы, обсуждая, изучая чьё-то движение, реставрируя его, всегда считаем его дискретным, но тогда выходит, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. Больше того, в таком взгляде на мир, привычном, очевидном, столько же истины, сколько в том, как мы видим, что солнце ходит вокруг Земли. Полагаясь на догму дискретности, математически (я опускаю уверенные формулы специалистов), мы получим доказательство, что предмет в движении в какой-то точке исчезает, в другой появляется и уже другим — к тому ведет дискретность мира.

Вот малыш Матиссу с картинами, удостоенными восхищения знатока и хмыканья невежи, а вот, получается, другой Матиссу, который просит взаймы у дочки, доросшей до проституции с таким-то нищим папочкой, позорящим её окрест своими с матерью выходками ради искусства.

Китано, меж тем, заставляется любоваться десятком зрелищных историй (дискретных), этим абсурдом увлечения живописью при отсутствии одобрения со стороны тех, кто её способен продать.

Ахиллес может догнать черепаху, если дискретность — false. Тогда мир не делим и вне движения, вне времени не существует. Матиссу — гений и бездарность — один и тот же. Тут ход Китано не умозрительный, а парадоксальный и метафорический — когда Матиссу гений, он сам черепаха, пусть медленно, но естественным образом шагающая, когда он — Ахиллес, то вынужден гнаться за черепахами в дискретном мире денег и славы, определяемых подарками судьбы и частными мнениями. В этом дискретном мире, он исчезает и желает проснуться вдруг признанным, вдруг настоящим художником. Но просыпается он у Китано в больничной палате, с одним глазом, стянутый с головы до ног бинтами. Что же дальше-то? А дальше Китано вселенски к добр к Матиссу, он хочет, чтобы зрители увидели суть Матиссу, — и тот с этими бинтами выглядит у него как в коконе. (Хм, и не случайно его имя созвучно Матиссу, добившемуся всего-всего при жизни. Всего ли? — вопрос Китано к самому себе.)

И-или это сам Китано, Ахиллес и черепаха в одном лице, с одним взглядом из себя самого, играющий придуманного взрослого Матиссу, и он говорит: Ахиллес догнал черепаху, — в тот момент, когда на его доведенный до вздорной милой нелепости объект искусства находится покупатель.

Парадокс? Покупатель, зритель всё же нужен? Ну, хотя бы один?

В середине фильма Китано, повествуя о своем персонаже, замечает, что тот женился, потому что жена его понимала, с ней было удобно. Понимала по ходу перепитий означает, несомненно, любила. Любить — такой же естественный процесс как искусство, которое ничего не значит, когда его никто не любит. Но Матиссу любят, и он выбывает в заключительных кадрах из дискретной реальности.

Китано, задав апорией импульс движения, любуется его причудами, смеется над остановками (когда Матиссу выдает куратору-резонёру очередную работу, перепробуя себя в уже успешных манерах других художников), и не прерывает процесса окончательными суждениями.

Наконец, я дохожу до эйфории, сама картина «О Матиссу» и картины, которые нарисовал Китано специально к «Ахиллесу и черепахе», — апория Китано.

Буду смотреть не раз.

19 апреля 2009

Догнать черепаху

Ахиллес бежит со скоростью 10 м/с., черепаха — 1 м/с. От Ахиллеса до черепахи 9 метров. На то место, где только что была черепаха, Ахиллес прибежит через 0,9 сек. Но черепаха к этому времени убежит еще на 0,9 метра. На то место, где только что была черепаха, Ахиллес прибежит через 0,99 сек. Но черепаха к этому времени убежит еще на 0,09 метра.. ..0,999… 0,009… 0,9999… 0,0009… 0,99999… 0,00009… Получается, Ахиллес никогда не догонит черепаху!

Это преамбула. После чего Такеши Китано, не торопясь (как и положено Ахиллесу), рассказывает свою комедийную историю. В ней мальчик Матису тоже бежит за черепахой (ну не фигурально, конечно же. Формально Матису рисует фигуры, очень похожие на живопись). В японской жизни Матису ожидают всякие неприятности, но он невероятно стоичен в своем процессе погони.

Рекомендация первая: смотреть и наслаждаться.

Во второй трети фильма я стал гадать, чем Такеши закончит историю. Не угадал, конечно. Матису-то-сан черепаху догнал. После чего все вспомнили о преамбуле, а я попутно сделал два вывода. Первый: может, стоило ее догнать еще в детстве? Тогда бы у Матису случилась другая история. И что? Такеши Китано снял бы другое кино, стало быть, искусство от этого точно не пострадало. Второй: в погоне за черепахой Ахиллес только сначала совершал большие прыжки, а чем дальше, тем мельче и мельче, пока их ничтожность в конце жизни Матису свелась к бесконечной бессмысленности.

Бессмысленность бесконечности. Вот оно как! А ведь Такеши снимал комедию. Правда, у него люди мрут, как мухи. К примеру: некий второстепенный герой пошел прогуляться с живописцем Матису и ничтоже сумняшися сиганул с моста. Мы его тут же и забыли, потому что потом у Матису умрет кое-кто еще, а потом еще и еще. Ну и нечего распускать сентиментальные слюни, тем паче что Матису ко всему прочему являет миру героический образ графомана, а создавший его маэстро по-самурайски раскрашивает графоманскую жизнь. Попутно маэстро Китано буквально на асфальтоукладчике проезжается по современному искусству (сцена почти из фильма). За что мастеру отдельное спасибо. Во всяком случае, мне было смешно.

Рекомендация вторая: не решать задачу про черепаху. Потому что Ахиллес догонит ее через 1 секунду. Это самый очевидный ответ. Есть и более существенные «провисания» в логическом построении предложенного в самом начале фильма решении. Какие? Ищите сами. Если не желаете следовать чужим советам.

Рекомендация третья: что касается аудитории, то, поскольку кино не глупое, установить пароль:

- Умный?

И если ответ утвердительный:

- Да, умный, — (типичный ответ дурака!), билет не давать.

Исходя из этих соображений, от оценки фильма воздержусь. Во всяком случае, пока не догоню черепаху.

7 апреля 2009

Невероятный фильм

Название фильма «Ахиллес и черепаха» сбивает, как мне кажется, зрителя с толку и не выдает всей серьезности и глубины этого кино. Фильм об одержимом человеке, художнике, который не был талантлив, но всю жизнь рисовал и пытался день за днем, год за годом создать что-то талантливое. И в поисках шедевра он забыл про все остальное.

А вокруг протекала жизнь и протекала мимо. Жизнь, как у большинства людей — с радостями простого человека, любящего и внимательного отца, заботливого мужа, надежного работника в мелкой конторе. И миллионы людей на земле счастливы в такой своей неоригинальной жизни. Но не все. Герой фильма любил рисовать, это могло быть его хобби, просто хобби. Но он никак не мог, не хотел признаться самому себе, что неталантлив, что он только повторяет чужие идеи, что он не способен нарисовать, создать что-то действительно гениальное. Он рисовал, тратил все деньги на краску, не мог и не хотел остановиться.

Его жизнь могла бы пройти по-другому. И кто сказал, что быть хорошим отцом, заботливым мужем и рабочим в конторе это недостойно? Вырастить дочь в любви и заботе, не дать ей пойти по неверному пути, любить свою жену как женщину, а не как партнера по очередному бездарному изобразительному проекту, зарабатывать самому деньги на жизнь семье, а не допустить, чтобы твой ребенок зарабатывал их за тебя, учась в школе, — вот главные человеческие достижения. Их никто не отменял.

Это японская картина, поэтому начало может показаться затянутым, есть опасность задремать, вы даже можете уснуть (если был трудный день), но после — к просмотру обязательно вернитесь! Не пожалеете. Немного скучноватое начало — это как подготовка к дальнейшим захватывающим событиям. Середина фильма местами просто комедийная (иногда сквозь слезы), когда одержимость создать свой шедевр переходит все мыслимые границы. Но конец фильма возвращает нас из комедии назад в драму жизни и заставляет задуматься всерьез обо всем увиденном.

Прожить достойную жизнь пусть и обычного человека оказывается гораздо трудней, чем создавать достойные произведения искусства.

9 из 10

1 апреля 2009

Комедия Ахиллес и черепаха в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссером является Такеши Китано. Кто снимался в кино, актерский состав: Такеши Китано, Канако Хигути, Кумико Асо, Ая Эндзёдзи, Куруо Хатояма, Мики Хаясида, Масато Ибу, Таики Кобаяси, Акира Накао, Такаси Нисина, Нао Омори, Рэн Осуги, Макото Отакэ, Бобби Ологун, Сусуму Тэрадзима.

В то время как во всем мире собрано 926,528 долларов. Страна производства - Япония. Ахиллес и черепаха — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.