Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Исчезнувшая империя |
год: | 2007 |
страна: |
Россия
|
режиссеры: | Карен Шахназаров, Алла Верлоцки, Сергей Симагин |
сценаристы: | Сергей Рокотов, Евгений Никишов |
продюсер: | Карен Шахназаров |
видеооператор: | Шандор Беркеши |
композитор: | Константин Шевелев |
художники: | Людмила Кусакова, Алла Оленева, Светлана Титова, Антон Поликарпов |
монтаж: | Ирина Кожемякина |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $1 501 283 |
Сборы в США: | $10 289 |
Мировые сборы: | $1 511 572 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 октября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Абсолютно реалистичный фильм, именно таким и был СССР и мы в то время.
Замечательная игра актёров, Александру Ляпину громадное спасибо. Не надо требовать от каждого произнесенного слова, от диалогов героев какой то сакральности и «отливания в гранит», мы так жили, так говорили, так поступали. Но сюжет совсем не так прост, ключевые моменты, это повисший вопрос, что будет через 30 лет, как просто монголы захватили Хорезм и, собственно само название фильма. Через 4 года фильм был переработан, получил новое название («Любовь в СССР»), но любви там, как раз, стало меньше, а картина получилась конъектурнее, более приспособленной к новым временам и к гибели новой ИМПЕРИИ! На сей раз, наверное, окончательно.
Это последний шедевр известного режиссёра, больше не будет.
ИМХО.
3 февраля 2021
Я очень высоко оцениваю этот фильм. Есть величайшая несправедливость в том, что эта картина так и не получила широкого признания и заслуженного статуса культовой. Но в таком раскладе есть своя логика. Фильм не зря «пролетел» мимо массового зрителя.
По сути перед нами размышление о целом поколении — людях, которые родились в 50-е годы двадцатого века и являются ровесниками Шахназарова. Бурные картинки молодости оказываются очень точными и трогательными. Режиссер не стесняется показывать героев с самой неприглядной стороны. Глубокая рефлексия приводит к перекличке поколений: от дедов, добивавшихся значимых побед до прагматичной современности. Именно поэтому так остры ошибки юности героев — каждый провал оценивается очень остро. Режиссер задает высокую планку, ибо на кону империя, которой предстоит кануть в лету. В связи с этим представляется очень милой перекличка с далеким Хорезмом.
Все это создает весьма цельный взгляд на «прекрасную эпоху», который не может не затронуть за живое многих зрителей. Пожалуй, просто дело в том, что этот фильм вышел не вовремя. Пока еще видимо рано. Не случайно автор через несколько лет сделал новую версию ленты, будто недоумевая и желая сделать как можно больше возможностей для ознакомления как можно большей аудитории с фильмом.
Впрочем о мотивах самого режиссера можно лишь догадываться, а между тем фильм получился очень трогательным и искренним. Не слишком известные, но талантливые актеры, брэнды из «того времени» и декорации, относящие нас в Союз. Определенно, это стоит того, чтобы посмотреть
10 из 10
29 июля 2020
Изначальное название фильма «исчезнувшя империя». Название как бы каламбурит смысл, в том плане что имеет два значения. С одной стороны империя исчезнувшая — это империя, которую в конце фильма раскапывает главный герой, но это скорее символизм, отсылка к раскопкам другого характера. А именно к Советской империи, которую пытается откопать режисер картины. Откопать он ее пытается все в том же поколении 80х годов, среди мнений настроений, умов и мировозрений той молодежи, типо советской, но уже не советской по духу. Фильм погружает в реальность молодежи вот-вот исчезнувшей империи. Для меня это варриация на тему «дорогая Елена Сергеевна». Где безыдейность приспособленчество, шкурность сочетаются с отмирающим благородством. Но идея скорее в том, что «суд времени» позволяет расставить все на свои места, кто какой дорогой шел, кто исправился и свернул с кривой дороги, а кто плыл по течению. Нам показали характеры трех личностей (парней) с разной философией жизни, находящихся примерно на одном социальном уровне, живущих в эпоху перемен, и каждый из них закончил эту жизнь по-разному. Но все они пыль в истории рождения и угасания Империй.
17 июля 2020
«Вот здорово!» — подумали мы с женой, решив посмотреть картину. Покажут время нашей юности -молодости, атмосферу, людей. Да и вообще будет утонченно. Перед этим был «Цареубийца», пересмотренный «Курьер», «Яды и Всемирная история отравлений», у которого финал утащил всадник на коне, но все-равно фильм оказался милый.
«Что это было?!» Сказали мы одновременно после просмотра. Это главные герои? Московские мажоры? Вроде не тянут. Да, у одного известный, зачетный дед, ну и что, у меня тоже дед был классным. Второй болтается, как язык в колоколе, к тому же, у него неизлечимая болезнь — он Басист. Третий просто студент-ботаник. Он, кстати, из всей этой странной компании, вызывает хоть какое-то уважение.
Где империя? Москва? Она почти всегда была Вавилоном, государством в государстве. Зачем это показывать. Деревня, куда «друзья» поехали на практику? Гагры? Развалины в азиатской пустыне, которые главный герой видит по обкурке? Непонятно. Нет логичного ответа.
Начнем с того, что я тоже был, да и остаюсь, московским снобом. Если бы я сказал родителям, что у меня друг по фамилии Нарбеков, мне бы достаточно быстро, в тактичной, но язвительной форме, объяснили, с кем нужно дружить, а с кем не стоит, даже, если у него такой замечательный дед. К тому же, в то время, просто не любили пижонов. Да, все выпендривались, жгли, стояли на ушах, но непрерывно размахивать причинным местом не приветствовалось, можно было за эти выкрутасы хорошо получить. Причем, это не было связано с советской закалкой, комсомолом, верой в идеальный коммунизм. В это уже мало кто верил. Просто что-то было прилично, а что-то нет. Если человек вел себя, как главный герой, его просто объявляли гнилым, и называть его другом могли такие же отморозки, как и он сам.
По любви, автору картины тоже «незачет». Да, была любовь, были измены, но окружающие старались не переходить грань, за которым начинается хаос в личных отношениях. Естественно, я имею ввиду адекватных людей. Дураков и в то, размеренное время, было предостаточно. Помните знаменитую фразу: «В СССР секса нет»? А ее продолжение все давно забыли: «Но есть любовь». Очень жаль, что режиссер хорошо показал антураж, предметы быта, одежду, даже старую Татру, а вместо любви показал телодвижения недоумка, который разменивает приличную девушку, на девицу легкого поведения. Причем, после всех перипетий, еще и обижается на друга-ботаника, когда тот стал встречаться с униженной этим подонком подругой.
Весь фильм состоит из каких-то непонятных надуманных ситуаций. За гранью добра и зла продажа дедовских книг. Попросить денег у родни, конечно, нельзя, а вот, распродавать библиотеку за бухло — это вынужденная мера бедного студента.
Позабавил выезд в деревню. Если бы нам, приехавшим на полевые работы, деревенские сказали, что у нас девушки «ничего», мы бы напряглись и держали ухо востро. Если бы возникла какая-нибудь неприятная ситуациях, деревня огребла бы по-полной. Еще вызывает недоумение потребление водки. Портвейн — да, пиво — да. Отменный пивас, в нашем районе, был темный разливной. Но водка для нас оставалась каким-то табу. Да, бывало, потребляли, но так, как жрут эти студенты, кажется чем-то фантастическим.
То что было показано в Гаграх, совсем смешно. Удивил стол с разнообразной закуской, больше похожий на скатерть-самобранку из сказки. Зато Басист лажает очень натурально. «Удачно» повстречав внука замечательного деда, они разносят ресторан, выпятив свое эго перед «гостеприимными» Кавказцами. Надо заметить, что в то время Кавказ был на своем месте. Выпендривались, конечно, но чуяли, что могут и поджарить. По-этому, все старались соблюдать паритет. Но, главному герою — море по колено. Куриные мозги не дали просчитать ситуацию после размахивания руками.
На свадьбу бывшей девушке и ботанику, зачем-то предает через брата хорезмскую игрушку, найденную на раскопках. У самого, видимо, кишка была тонка прийти и поздравить, или, все-таки, проснулись остатки совести.
После смерти матери и разговора с дедом, бросив младшего брата, наш орел летит, сломя голову, черт знает куда, посмотреть развалины, которые раскапывал его дед. Причем, отдает бомбиле куртку, купленную от продажи дедовой книги. После этого возвращается просветленным и становится переводчиком с мертвого языка. Жизнь удалась.
Несмотря на слабый сценарий, хочется отметить работу актеров. Хорош Джигарханян, Ильин. Ольга Туймакина удачно передала образ матери. Молодые ребята старались передать задумку режиссера. К сожалению, задумка получилась не очень удачной.
Послевкусие от фильма совсем отсутствует, хотя автор, свой «трояк» честно заработал.
20 февраля 2017
Данный фильм я посмотрел по совету своего друга. О режиссере Карене Шахназарове был наслышан, как о классике отечественного кино, но с его фильмографией знаком не был. «Исчезнувшая империя», на мой взгляд, неплохая драма, но исключительно на один раз. Молодежи можно кое-что оттуда почерпнуть, но в основном она понравится зрителю старшего поколения, дабы понастольгировать даже не сколько о Великой Державе, а по своей ушедшей молодости. Предполагаю, что в эту картину режиссер внес что-то и свое автобиографическое.
Актерский состав неплохо вжился в свои образы. Исполнитель главной роли похож чем-то на Сергея Бодрова-младшего, но, конечно, до его актерского мастерства и харизмы ему очень далеко. Хорошую лепту внесли в данную картину Армен Джигарханян и Владимир Ильин.
В данной картине Карена Шахназарова на первый план выходят не размышления о Советском Союзе, а человеческие отношения, черты людского характера. Сюжет «Исчезнувшей империи» может быть перенесен в любую эпоху. Все точно сказал в «Мастере и Маргарите» Воланд: «Люди как люди. Любят деньги, но это всегда так было.. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…».
«Исчезнувшая империя» — это, в принципе, обыкновенная драма про конкретных людей, являющихся составной частью СССР. Демонстрируемые в фильме погоня за зарубежными пластинками, фарцовщики, дискотеки, значимость предмета «История партии», ничего нового не рассказывают. Известно и так, что это все было. К тому же, многое из этого есть и в других картинах. А отчисление из ВУЗа, сломанные судьбы, беззаботная молодежь, тяжелые болезни есть и сейчас.
Понравилось мне само построение сюжета в следующем. В первой половине драмы главный герой, как его друзья, не задумываются о жизни, о истории своей страны, не заняты особо учебой. Возможно, такие люди и становятся разрушителями империй. Сергея — основного персонажа — показывают потребителем. Он не интересуется здоровьем своих близких, ему нужны от них только деньги. Но со второй половины фильма начинается трансформация, постепенно кардинальная перестройка личности Сергея под влиянием смерти близкого человека, предательства друга и т. д. Пытаясь найти свое место в этом бренном мире, он отправляется в «Город Ветров» на руины «Исчезнувшей империи». Здесь по рассказу его деда (один из самых ярких моментов в фильме) была некогда цветущая империя Хорезма, но она рухнула как карточный домик.
На мой взгляд, фильму не хватает умных диалогов, атмосферности и глубины. Того, что все есть у моего любимого российского режиссера Никиты Сергеевича Михалкова. Возможно, «Исчезнувшей империи» не хватает какой-то мрачности и гнетущей мощности. Того, что есть в сильном фильме Звягинцева «Левиафан».
Задумка финала мне понравилась, но он меня не потряс. К сожалению, во многом все поверхностно.
6 из 10
28 июля 2015
Я посмотрела фильм «Исчезнувшая империя» несколько лет назад. Тогда он произвел на меня сильное впечатление, и на днях я решила его пересмотреть.
Мне понравилась атмосфера фильма — дух СССР 70-х годов. Не знаю, насколько правдиво передано это время, но в течение просмотра чувствуется грусть автора по ушедшей эпохе. Сравнение СССР с Хорезмом поэтично — ведь было когда-то государство с совершенно другой идеологией и людьми, а теперь его нет, как и древнего Города Ветров, от которого остались лишь руины.
Что касается сюжета — само развитие истории мне понравилось: молодой парень не знает чего хочет от жизни, допускает массу ошибок, и в Городе Ветров находит себя. Но — огромным минусом в сценарии являются «мертвые» диалоги. Они не несут в себе никакой информации и портят впечатление от фильма. Актеры, произнося свои реплики, выглядят неестественно, хотя играют хорошо (или, по крайней мере, стараются). Стоит отметить игру Армена Джигарханяна, который мелькает всего лишь в двух-трех эпизодах, но приковывает к себе внимание, заставляет зрителя сопереживать своему герою.
Конец фильма хорош — диалог между Сергеем и Степаном расставил все точки над «и»: зрители узнали о судьбе героев, при этом финал сохранил в себе некоторую открытость: Сергея в кадре не показывают, камера сфокусирована «от его лица», и мы можем только догадываться по его голосу, какие чувства тот испытывал, когда говорил со Степаном о прошлом.
15 декабря 2014
Основной недостаток «Исчезнувшей империи» в том, что проблематика картины понятна и без самой картины. Для того, чтобы фильм стал особенным в ряду современных работ, затрагивающих советскую тематику, Шахназарову нужно было придумывать нечто особенное, как это сделал, например, Тодоровский, представив «Стиляг» в жанре мюзикла. А так»… империя» была обречена на штамповость и примитивизм сюжетных поворотов, что и получилось.
Вся экспозиционная информация даётся зрителю в диалогах, в которых нет ничего лишнего, кроме того, что непосредственно двигает сюжет дальше. И это, к сожалению, не является достоинством картины, наоборот, обедняет и уплощает её. Однако, нужно отдать должное Шахназарову, он не бросил ни одну линию и каждый конфликт в фильме находит своё разрешение.
Центральной историей на фоне эпохи является линия Норбекова и Люды. И уже в ней прослеживаются такие явные недостатки, как бедность диалогов и очевидность ходов. Отношения героев не интересны, плоски и банальны. Наиболее яркий эпизод — это сатирическая зарисовка с «Лебединым озером», подаренным на День рождения героини. Здесь Шахназарову удалось тонко и без лишних слов показать своё отношение к недостаткам Исчезнувшей империи.
Признаки эпохи, которые предлагает режиссёр довольно поверхностные, проходные: история партии, фарцовщики, первые рок-команды, пивные ларьки, запрещённые книги, курение марихуаны, билеты в театр на Таганке… Всё это не столько признаки эпохи, сколько признак неглубокого исследования эпохи. Быть может, для эксцентричной, чуть гротесковой мелодрамы на тему взросления и достаточно, но то мифологическое пространство, которое затрагивает Шахназаров, обязывает его к более глубокому изучению материала и более изобретательной подаче. А на деле многие эпизоды выглядят пошло и неправдоподобно, хотя и рассказывают вроде как правду. Например, сильно надуманный эпизод с употреблением марихуаны. Или совершенно немотивированная драка в Гаграх с представителями кавказкой национальности.
Итак, мы затронули основную тему картины — тему взросления. Норбекову по мысли режиссёра достался нелёгкий, но очень интересный жребий — вырасти в Советском Союзе эпохи застоя и испытать на себе все трудности, щедро выпавшие на его долю. Проходя испытания одно за другим, Норбеков в финале приходит к способности сделать осмысленный выбор взрослого человека и уходит в армию, предварительно навестив Хорез — «исчезнувшую империю», некогда вновь открытую его дедом (прекрасная, кстати, роль Джигарханяна). На мой взгляд, эта финальная часть картины (без эпилога) — самая сильная и наиболее оправданная, несмотря на то, что практически все остальные эпизоды по отношению к финальному (после смерти матери) достаточно условны. А сам финальный эпизод напоминает финал вышедшего годом ранее «Любовного настроения» Вонга Карвая.
Выходит, что в кино, как искусстве насквозь иллюзорном проще создать правдоподобие вымысла, нежели детализацию реального времени.
5 февраля 2014
Хотя больше половины своей жизни я прожил уже в новой России, друзья называют меня советским человеком. И это правильно, поскольку своё основное воспитание получил в СССР. Детсад, школа, был пионером, в 1990 году должен был стать комсомольцем, но комсомол как раз канул в лету — так что именно таким как я, и адресован этот фильм.
Сегодня — когда после краха СССР минуло уже 24 года, и споры о причинах его распада по прежнему — не утихают; на экранах телевизора не проходит и недели, чтобы не появлялись передачи из серии «Как мы хороши жили в СССР», или с точностью наоборот «СССР — тюрьма народов». Даже сериальщики подсуетились, сняли «Восьмидесятые» — но это уже «липа», для тех, кто настоящего СССР не застал.
«Исчезнувшая империя» — безусловно лучший фильм Карена Шахназарова, и боюсь самый недооценённый. В нём режиссёру удалось честно рассказать — почему же рухнул СССР. И боюсь именно эта правда многим не понравилась.
Одним из ярких воспоминаний моего детства были военные парады на 9 мая, и 7 ноября. Приходили родственники, выпивали, закусывали, много говорили, а потом дядя брал гитару и пел. Среди многих его песен, мне в память врезалась одна строчка, которую он пел на мотив песни «А я еду, а я еду за туманом…»:
- А я еду, а я еду за — за деньгами,
- За туманом едут только дураки…»
Такую же песню могли петь и герои «Империи». Им кажется что мир в котором они живут, будет всегда. Что деньги всегда будут давать, дед или государство. А если их не хватает — можно украсть, для начала книги из дома, а затем кирпич, или сантехнику со стройки — не важно, никто не осудит. Как говорил мой отец «С ночным директором всегда можно договориться».
Ну и конечно культурное преклонение перед Западом — когда за кассету (в фильме за пластинку) с записями отдавали от 10 до 25 рублей (целый аванс!), при этом неважно о чём поют — из-за тотального незнания иностранных языков. А уж достать одежду с ярлыком «Made in…» — счастья не было предела. Помните как в фильме Сергей объясняет на перемене Степану, как по прострочке джинсов отличить настоящие американские от польских.
Интересно сейчас кто нибудь сможет отличить?
А время тем временем тикает, и убегает как песок сквозь пальцы, и назад ничего вернуть нельзя. Герой понимает это только тогда, когда в семье происходит трагедия. Ключевым моментом фильма является рассказ деда о том — как Чингисхан за считанные дни разрушил цветущую империю Хорезма, завершая его словами:' Вот так просто!».
Вот так просто исчез и Советский Союз, а мы все все 300 миллионов жителей вольно, или невольно ему в этом помогали. И не замечали — казалось сегодняшний день ничем от вчерашнего, или позавчерашнего не отличается. Ошибались. А когда осознали было уже поздно.
Особое спасибо режиссёру за актёров, молодых, и не успевших замылиться в сериалах. А Ольга Тумайкина — просто великолепна, только жаль больше ничего подобного ей сыграть не удалось.
Вот только финал подкачал, сцена в аэропорту кажется чужеродной заплаткой. Зачем? Узнать судьбу героев? Уж слишком отдаёт американщиной, чтоб каждый герой получил по заслугам. Или продюсеры заставили?
На мой взгляд, открытый финал был бы гораздо мощнее.
В общем заслуженная 9.
26 ноября 2013
Фильм неплохой.
Но раз уж рецензия — мнение одного человека, то изначально его главная ценность была для меня — вот некое художественное кино, снятое про жизнь в СССР. На пару часов прыгнуть в прошлое,.. но не получилось. В этом смысле облажался даже Шахназаров. Хотя формально — да, из той эпохи многие вещи перенесены вполне достоверно. И павильоны стеклянные, и афиши про «Ивана Васильевича», и «герлы» с «хатами», но не то. Да и сюжет как сюжет — вечная история, актуальная в любое время. Казалось бы — сюжет, атрибутика, что еще нужно… А что-то нужно, что передавало бы дух. В этом смысле «Город Зеро» того же К. Ш. по духу ближе к «той» картине, «тому» месту действия. В итоге фильм показался синтетическим, т. е. хоть и неплохим, но не имеющим отношения к реальности. Так отвязно тогда не целовались студенты, хорошо это или плохо. На улице люди вели себя иначе, ну и т. д. Описывать все нестыковки смысла не вижу, не срослось с главным — передать ощущение того времени.
При этом надо сказать, что картины, передающие это ощущение, есть. И тут замахиваться на 1973-й даже не надо было. Семидесятые — это ближе к фильмам типа «Москва слезам не верит» или «Служебный роман», настрой у которых в корне другой (просто посмотреть и сравнить). Этот же фильм я бы датировал годом 90м в провинциальном исчислении.
Сюжет и актеры — 6,5 из 10
Соответствие задаче —
2 из 10
4 января 2013
Для меня это главная фраза в фильме. Вопрос, которым я тоже стал задаваться после просмотра ленты.
Это один из немногих фильмов, после которого возникает буря эмоций, и хочется анализировать каждую сцену. Мне плевать, что некоторые говорят, что фильм не похож на настоящий СССР. Я там не жил, но знаю, что там было всё точно так же.
Фильм хорош тогда, когда узнаёшь в нём себя. И я узнал. Не скажу кого, но после этого конечно немного переосмыслил жизнь. А за финальную сцену Шахназарову и сценаристам отдельное спасибо.
10 из 10
4 июня 2012
Не помню дальше дословно. В новую жизнь, в общем. А казалось, дескать, что уж он-то — в первую очередь. Ну и, разумеется, тут же выяснилось, что по большому счету никто не вписался. «Мой адрес — Советский Союз», и всё такое прочее.
Казалось бы, ничего нового: весьма заезженный тезис, псевдо ностальгия, скатившаяся до уровня банальности… Но мне вдруг сразу вспомнились относительно недавние «Стиляги». Мало того, что картинка (общее восприятие кадра) похожа (с моей точки зрения, подобное буйство цветов и красок напрочь убивает элемент реалистичности), так еще и эмоции от просмотра — словно под копирку.
Ну, ей богу, кто герои-то?! Советские мажоры? Избалованные дети академиков и дипломатов? Это им так жизненно необходима была та самая пресловутая свобода? Делать, что хочется, видите ли, имею непреодолимое желание. Иначе-де жизнь не мила. Куда деваться!
Что на практике? Вседозволенность? Джинсы, дурь и бесконечное «She is gared»? В этом счастье жизни? Зачем учиться в институте, куда устроили по знакомству. Зачем работать, если дедовых книг хватит еще ох, как надолго. Зачем вообще что-то делать, если это «что-то» не «спиешьпей». Спору нет, очень удобно. Одна проблема: очень быстро привыкаешь. Отсюда скука, блажь, лживая тоска по запретному и пр. Сплошной обман.
Ну а дальше всё логично: административный ресурс уступает место финансовому. Новые сильные мира сего, новая «золотая молодёжь». Отсюда и «не вписался». Вот жалость-то!..
А, главное, мне ведь кино-то само по себе понравилось. Ну, просто как история некая, цепь событий, поступки, лица. Забавно смотреть на имитацию «старины». Я лишь против навязывания каких-то глобальных вещей: идей, выводов, ассоциаций, параллелей. Именно здесь, в конкретной картине. Просто потому, что… неуместно. Вот абсолютно. Такой диссонанс возникает, что тошно делается.
Не тянет это кино на серьезную работу. Не те люди, не те проблемы. Не им говорить о «высоком, добром, вечном». Не их уровень. Не стоило замахиваться
6 из 10
3 февраля 2012
Если верить намёкам автора, действие фильма разворачивается в 1973 году. У меня же сложилось впечатление, что в фильме показана современность. Но не реальная, постсоветская современность, а «параллельная», альтернативная. Какой была бы жизнь в Советском Союзе сейчас, доживи он до наших дней? Это можно узнать из фильма!
Если смотреть фильм в таком ракурсе, ощущения от просмотра весьма интересные! Казалось бы, чем не семидесятые? И лозунги едва ли не в каждом кадре видны, и автомобили те ещё, старые, отечественные по пустынным (!) улицам ездят, и офицер какой-нибудь нет-нет, да и промелькнёт в кадре, и советская пропаганда звучит с завидной настойчивостью, и молодёжь словечко это некогда модное («старик!») старательно мусолит… А я всё жду, что ребята вот-вот достанут мобильники и примутся названивать девицам. Или откроют по банке джинн-тоника да обсудят модный ролик с Ютуба.
Отчего так? Может быть, авторы просто заигрались с приметами времени, рискуя изобразить стереотипную Soviet Russia by Hollywood и упустив при этом что-то важное? Или персонажи прошлых лет как раз по замыслу автора и должны выглядеть современно, коль скоро речь идёт о пресловутых вечных ценностях? Думаю, всё гораздо проще и «человечнее». Если уж мы не в силах вернуться в прошлое, автор попытался притянуть это прошлое к нам. Одно слово — ностальгия!
4 февраля 2011
Этот фильм очень простой, без особых интриг или резких поворотов сюжета. Он об обычных людях с их обычной жизнью. Он очень хорошо демонстрирует жизнь того конкретного времени в той конкретной стране. Показано то, как иногда все складывается в наших жизнях.
Вот ты родился в самой простой семье, с самым обычным набором бытовых проблем, у тебя самые обычные друзья и вы обычно делаете то же, что и большинство ваших ровесников. Ты переживаешь, веселишься, разочаровываешься, крутишься, ссоришься… потом в один из самых обычных дней ты встречаешь свою любовь, но, как обычно это и происходит, ты не знаешь, что с ней делать. Потом ты опять огорчаешься или радуешься, ссоришься или миришься, начинаешь что-то понимать в этой жизни, а потом оказывается что ты так ничего и не понял, пытаешься повзрослеть, но даже взрослеешь ты как-то по-детски. Но ты все равно на что-то надеешься и о чем-то мечтаешь, находишь что-то важное в своей жизни, иногда поздно, иногда вовремя. И вот так ты проживаешь жизнь, в которой все происходит не так, как тебе хотелось бы, но все же это именно твоя жизнь и она в какой-то мере уникальна.
В фильме произносятся очень интересные вещи, которые вроде бы как «промеждупрочим», но именно они и показывают жизнь обычного человека как нельзя точно. Есть что-то в этом фильме, что делает его по-своему интимным.
«Исчезнувшая империя» — фильм о советской стране глазами советского человека.
8 из 10
10 апреля 2010
Понятно, что жалко страну, но дальше-то что? Единственное, что я понял, так это то, что во всем виноваты проклятые фарцовщики и группа Роллинг Стоунз. Может были еще какие причины развала союза? Непонятно, что хотели сказать авторы.
Диалоги мертвые. Отсюда и плохая игра актеров, которые сами не понимали, что им нужно играть. Особенно постаралась в этом плане Ольга Тумайкина (мама Сергея).
Сам сюжет интересный, как и выстроенная драматургия. Но неглубокая проработка персонажей, слабая игра и невнятность идеи погубила кино.
5 из 10
31 января 2010
Объясните, господа, как так происходит, что талантливый режиссер, снявший массу хороших картин, представляет на суд зрителей историю _НИ_О_ЧЕМ_. Какой вирус нужно словить, чтобы мозг мастера работал вхолостую. Рязанов снимает сиквел «Карнавальной ночи» и дает отмашку на продолжение «Иронии», где даже отмечается в типичном для него камео. Вот и Карен Георгиевич Шахназаров выдал некий гибрид собственного «Курьера» и балабановского «Брата» (сходство актера с Сергеем Бодровым на лицо). Вольная вариация на тему, чем бы занимался Данила Багров, будучи студентом московского ВУЗа во времена застоя.
Герой — обычный, нормальный парень. Влюбляется, дружит, выпивает, курит, дерется, покупает пластинки. Всё. Какой из ныне существующих не занимается тем же? С таким же успехом можно было снять фильм про идущий дождь или летающий на ветру целлофановый пакет.
Очень неудачное название «Исчезнувшая империя». Что собственно тут исчезает? Совок остался, как и прежде, верные атрибуты, серость, тупость и убогость мышления, причем неважно ездит он(она) на метро или на персональной тачке. Погремушки те же. Бабло, квартира, авто и базарная популярность вкупе с генетически неистребимым желанием дернуть за рубеж.
11 января 2010
До «Исчезнувшей империи» из фильмов Шахназарова смотрел только «Американскую дочь», которая мне очень понравилась. А «Империю» посмотрел чисто случайно. Что я могу сказать об этом фильме? Неоценимый вклад в российский кинематограф, переживающий ныне не слишком благоприятные времена.
Удивительно правдоподобно и до невозможного точно переданы дух и атмосфера Советского Союза 70-х. Мои родители при просмотре «Исчезнувшей империи» испытывали чувство ностальгии и давали мне кое-какие разъяснения по поводу некоторых вещей, мне непонятных в силу того, что жить в те времена мне не довелось. Заслуга Шахназарова как режиссера данного фильма в том, что он сумел окунуть любого зрителя, даже родившегося в постперестроечное время, в мир под названием Советский Союз. Мне лично его просмотр доставил удовольствие. Отдельное спасибо говорю создателям за эффектную и грандиозно сделанную концовку фильма. Просто бесподобно! Шахназаров — подлинный мастер кино. В картине задействованы по большей части неизвестные актеры, за исключением, разумеется, Армена Джигарханяна, Ольги Тумайкиной (знакома всем по сериалу на ТНТ «Женская лига»), раскрывшаяся здесь как великолепная драматическая актриса, и Владимира Ильина. Все, особенно Александр Ляпин (главгерой фильма Сергей) сыграли очень хорошо.
Фильм рекомендую к просмотру не только тем, кто жил в те времена, но и всем остальным, особенно молодежи моей возрастной группы и выше. «Исчезнувшая империя» — действительно хорошее и добротное отечественное кино, что столь редко сейчас бывает.
10 из 10
1 января 2010
Фильм для зрелых, кому есть что вспомнить и сравнить. Основная сценарная идея: 18-летний парень живет как попало, ухлестывает за кем попало, вроде влюбился, но все равно фестивалит и вдруг… Вдруг несколько тяжких ударов, почти одновременно. Но он, молодец, не вешается, не уходит в запой или наркоту (хотя в начале фильма колоритно балуется травкой). Он по совету своего именитого деда-археолога едет в глубины Средней Азии, на развалины Хорезма и там обретает силы для новой жизни. Какая она — мы не знаем, но судя по всему, наш герой душевно переродился: получил второе высшее образование (Институт восточных языков), переводит с фарси…
Беда в том, что этот сценарий почти не реализован, он скорее намечен пунктиром. А фильм распадается на серию профессионально снятых сцен, иногда смешных, иногда не очень. Актер, играющий главного героя, вполне удачен: у него такое лицо, что как-то очень верится в его героя, а вот в перерождение и новую жизнь — не очень. Поэтому, наверное, в нынешнем времени, 30 лет спустя, лица этого героя не показывают — там действует только постаревший «бывший друг» (опытный Владимир Ильин).
Жаль, конечно, но такое впечатление, что у Шахназарова не было сильного сценария. Сравним с германским фильмом «Гудбай, Ленин» — там есть оригинальная фабула, неожиданный сюжетный ход, а не воплощение бардовских мотивов.
Но для нынешних 50-летних (или около того) это приятная лента на один раз. Нам есть, что вспомнить, хоть ничего высокого и героического в то время особо не наблюдалось. Но и нынешнее этим не блещет.
6 из 10
9 ноября 2009
Смело могу заявить, что после просмотра возникло ощущение, будто я побывал в этом времени. Конечно, я понимаю, что всё утрировано, но тем не менее Шахназарову удалось передать настроение.
Очень глубокий и личностный фильм. Герой существует в двух мирах: мире его семьи (добром, чутком и трагичном) и обезбашенном мире друзей и девиц. А сам он похож на героя книг Стогова (питерский писатель-современник).
Наверное, я бы тоже сорвался в Среднюю Азию, чтобы познать себя и увидеть останки чего-то великого, хотя зачем на это смотреть? Мы прогуливаемся по ним ногами.
Фильм заставил задуматься о будущем и настоящем, поэтому ставлю твёрдую 9.
9 из 10
5 ноября 2009
Очень неплохой фильм Карена Шахнозарова.
Сюжет: Москва 1973 год. Три друга учатся, влюбляются, играют музыку и вообще стараются привыкнуть к новому времени, не зная, что уже и оно подходит к концу.
Замечательный добрый ностальгический фильм. Я лично это время не застал, так как родился только в 1976, но начало 80х помню хорошо, а про 70е много читал, смотрел и слушал рассказы родителей. Вообще время тогда было очень интересное. Чувствовались скорейшие перемены. Железный занавес начал давать трещины, Запад становился все ближе и ближе, но в тоже самое время Совок был вокруг, а политическая пропаганда доносилась из за каждого угла. Несмотря на это, наши главные герои уже научились не обращать на это большого внимания. Они уже свыклись с марксизмом и ленинизмом, и их интересовало только: музыка, бухло, телки и шмотки. Вполне нормальные интересы для того времени.
В фильме просто потрясающе аутентично показано то время. Все продумано до таких мельчайших деталей, что диву даешься, как Карену так ловко удалось воспроизвести то время. К сожалению, судя по всему, Карен так этим увлекся, что слегка забыл про развитие сюжета и вообще сценарий как таковой. Он есть, но он немного размытый. Куски жизни героев просто выпадают из фильма без объяснения, и не понятно сколько времени прошло со времени последней сцены. Некоторые сцены не совсем логичны (два лучших друга совершенно случайно встречаются в другом городе и ведут себя так, будто в местной кафешке встретились), но в целом очень хорошее кино.
Отдельно стоит сказать о сильной концовке фильма в Шереметьево, где одного из уже сильно постаревших героев играет Владимир Ильин. Из остальных актеров узнал только замечательного Джигарханяна и Ольгу Тумайкину из Женской лиги, которую я постоянно путаю с Нонной Гришаевой (реально похожи, даже по голосу). Молодежь играет очень достойно.
Некоторые сцены типа курение марихуаны, урок политинформации, покупка пластинки мне запомнятся надолго, благо кое-что из этого и сам помню.
Хорошее кино, которое надо посмотреть молодым хотя бы для того, чтобы лучше представлять что было в 70х годах в Москве. Если понравились Стиляги, то этот фильм про тоже время, но без песен.
Кстати, еще понравилось, что главные герои не какие-нибудь рабочие или простые гопники, а молодые симпатичные люди, которые учатся в престижном университете, и вполне могут считаться мажорами того времени.
9 из 10
10 августа 2009
Вечные сложности творцов, которые хотят творить и созидать с точки зрения исскусства, но и оставаться вместе с тем, близкими к обычному человеку, никогда не кончаться. Когда-то они стоят более остро, когда-то чуть менее. Но и в этой ленте очень многое кажется недоконченным и недоделанным, словно решив похлопать дружески по спине человека, ты в какой-то момент начинаешь бояться, как бы не поставить ему синяк, и в итоге все твое движение кажется несколько скомканным и непонятым тем человеком, которому адресовалось. А самое страшное, что ты и сам не можешь понять, что к чему.
Видимо это же произошло с Кареном Шахназаровым — снимая красивую тонкую сюжетно-ассоциативную картину, он словно постоянно себя одергивает, думая, будет ли он понят народом. При чем ему, как творцу нужно понимание более глубинное, затрагивающее тонкие и интересные моменты, а с той точки зрения, что работа выходит на большие экраны, надо применять более примитивные пиар-средства для реализации товары особого предназначения, как говорят финансисты.
В этом и есть трагизм. Создавая красивое и понятное сравнение исчезнувшей империи поколения советских людей — в глобальном масштабе, исчезнувшей империи молодости главных героев — в личностном и реальной исчезнувшей империи, (с историей которой и свяжет свою жизнь главный герой), Шахназаров не стал идти по пути расшифровки этих трех объектов, а просто сопоставил их. Сложилось впечатление, что режиссер подумал, что и этого уже будет многовато для обычного зрителя, и осёкся, оставив тем самым смысл всех этих сравнений скомканным и совершенно нелепым, как это не обидно с художественной точки зрения. А без этих сравнений и рушится вся целостность композиции.
Создавая несколько стоящих персонажей и давая им очевидные характеристики, вначале Шахназаров начинает следить за их развитием и мотивацией их поступков, но ближе к финалу сюжет становиться все скуднее и скуднее, приравниваясь тем самым к фабуле, оставляя нас наедине с главным героем. Много эмоций, базирующихся на результатах, но отправных точек нет. Однако стоит похвалить режиссера и сценаристов за ряд симпатичных сцен, где молодые люди рассуждают о своем будущем, к чему надо стремиться и о других наболевших вопросах. Все эти сцены действительно к месту. Хотя многие скажут, что они очень просты и даже примитивны, но разве от этого они теряют своего романтизма?
Эта картина может понравиться многим, в ней есть моменты, близкие каждому из нас. Но как фильм, как единица такой сферы национального искусства, как наш отечественный кинематограф, она интересна не столько своим содержимым, сколько маяком для ответа, почему же сложно создавать стоящие фильмы, доступные для понимания широким массам населения в сегодняшней России.
5 из 10
23 июля 2009
Когда смотришь подобные фильмы, задаешься вопросом, ради чего всё-таки весь этот огород городили?.. История любви, дружбы? Она слишком банальна и абсолютно неубедительна. Никак не придашь ей здесь первостепенное значение. История с той загадочной исчезнувшей империей, в принципе, тоже никакого особенного значения не несет. Ясно одно: подтекст на поверхности. Который и не подтекст. Исчезнувшая империя — это СССР. То есть, выходит нас приглашают кого-то поностальгировать, кого-то, кому довелось родиться попозже, посмотреть, а как там было…
Вот и получилось, что фильм слепили на 90% из ностальгии (показав, судя по всему, не всегда правдоподобно, а порой как-то совсем неубедительно, разные стороны советского уклада), а в остальные 10 вместились примитивная любовная история и то, что касается матери главного героя. Ах да, Джигарханян еще. Хорош, конечно. Настоящий мудрый, образованный дед.
Только что с того?..
5 из 10
13 марта 2009
Было возвращение в детство. Или даже в раньше, чем детство.
Был малюсенький зал кинотеатра на 50 человек, столь же малюсенький экран — как раз, чтоб этим пятидесяти увидеть Советский Союз с пасмурными дворами, пивными ларьками, пузатыми автобусами, юношеской любовью, большим горем, новой несоветской музыкой, крепко-неверной дружбой и лекциями по научному коммунизму.
Этот фильм можно посмотреть один раз, чертыхнуться из-за вялости сюжета и в очередной раз разочароваться в российском кинематографе.
Этот фильм можно посмотреть один раз, и мгновенно ощутить эту эпоху, жили вы в ней или нет. И подавить в себе желание заплакать оттого, что нет, не жили. А вот родители — жили. И они помнят. И мама, сидящая рядом в зале кинотеатра периодически дергала меня за рукав и шептала: «Посмотри, вот так оно все и было тогда, как сейчас помню!»
Было пасмурно на улице после кинотеатра. Было непонятно — как? я снова здесь, в нашем новом веке?
8 января 2009
Все-таки какой-то неровный, негладкий режиссер. Перепады большие, волотильность по-современному. При восхитительной картинке, безупречных декорациях и дико красивых съемках на натуре, так хочется идеального всего остального, а этого нет. Все линии чуть-чуть как-то не до конца, или кусками.
Мудрый дед совершенно не стыкуется с остальным семейством, а почему, из-за чего — не понятно. Красивая история с Хорезмом прошла как-то неубедительно, и опять же, какой-то маленькой зарисовкой, не открывающей истинных переживаний или семейных тайн.
Понятно в каких фантазиях пребывающая мама героя, воспринимается к середине фильма легко и необременительно, и вдруг ни с того, ни с сего, такой поворот. Зачем? Для чего? Чтоб сблизить деда и внука? Я думал о том, с кем остался младший брат и дед, и не почувствовал, что главный герой стал взрослее после смерти матери.
Не стыкуется строгий преподаватель с позволяющей вольности студентам в этом же ВУЗе своей коллегой. Или зачем надо было так удачно знакомить героев с деревенскими парнями, если они после этого вообще в кадре не появлялись. То же самое можно сказать про семью главной героини. Зачем нам показывают семейные фотографии и устраивает обед с мамой? Мне показалось, что нас готовят поближе познакомиться с этой семьей и развернуть тему. А после этого самого обеда и мама, и папа, и вся их неявившаяся нам история пропадают напрочь.
Сцены в ресторанах вообще не вписываются ни в возраст героев, ни в их образ жизни. Лучше бы они так и стояли безуспешно за пивом весь фильм, а в конце им как-нибудь повезло, и они наконец-то выпили пива.
Ну и, конечно, побег с практики в Гагры. Это — сильно. Мне в Париж по делу срочно. Для себя могу это объяснить — непреодолимой любовью режиссера к этому месту.
Непонятны акценты в виде пьющих водку сформировавшимися глотками 18-ти летними юношами. Показали один раз, как пересек сплошную, не надо второй. Сыграли песню один раз, не надо второй. Что, музыки мало?
Почти нет шуток и розыгрышей, которые совершенно необходимы в такой атмосфере. Что-нибудь в стиле «Курьерских» французских духов. Лучшая шутка фильма, когда дед увлекся воспоминаниями о юности и забыл про билеты (А как сыграно, чистый восторг).
Так машину невозможно водить при дачном стаже. И не ведут так себя 18-ти летние юноши, когда сбивают прохожего на остановке при людях и милиционере на папиной машине. Очень уверенные они получились в этой сцене, неестественные, больно взрослые.
Ну и самое непонятное для меня: странная игра главного героя — «играть не играя». Природной хоризмы Бодрова ему не хватает, новизны необычности, как было в Курьере» у Дунаевского и Немоляевой, здесь тоже нет. Мне в какой-то момент показалось, что он совсем, то есть напрочь, не вписывается в роль… Да, и фарцовщик с переклееным Чайковским тоже, очень не настоящий.
Все, хватит, разошелся, ворчун… Извиняюсь.
1 ноября 2008
Не думаю, что режиссер что-то здесь пропагандировал или обличал кого-то, просто хороший, добрый фильм о нашем детстве, которое пришлось на те года. Не забывайте, что главный герой жил в семье знаменитого археолога, у них даже дача была, так что покупка Роллингов за 80 руб мне не показалась чем-то невероятным. Я сам, будучи школьником, купил в 80 году, после смерти Леннона, его последний альбом за 75 руб, невероятная сумма для тех лет, но как-то же накопил, хотя жил в обычной семье. Да и джинсы можно было достать, опять же предки могли помочь…
В конце фильма у меня осталось ощущение какой-то потерянности всего этого советского поколения, вроде бы как жизнь прожитая зря, хотя все могло быть по-другому. Уж не знаю, так ли это было задумано, но в унисон этой мысли развивается и роман героя и Люды, могли быть счастливы, ведь так любили друг друга, но не сложилось, разошлись, почему, зачем?.. Грустный, тонкий фильм.
Вот отправлю сегодня его в Америку, своей бывшей учительнице, пускай тоже поностальгирует.
13 октября 2008
Не знаю, не знаю… Наверное, так все и было, нет повода не верить Карену Шахназарову. Но в его «Исчезнувшей империи» я не узнала свою страну, пусть и тех далеких времен, когда я только появилась на свет.
Я не узнала страну, где молодежь покупает джинсы за 100 рублей. Где студенты могут запросто пойти в кабак и заказать так, что стол ломится от еды. Где мальчик дарит на день рождения девочке, с которой знаком всего несколько дней, редкую грампластинку стоимостью 80 рублей. Где студенты занимаются сексом прямо на лекции, на задних партах.
Моя страна — та, где царили пуританские нравы, от которых окончательно избавились только в новое время. Где отец получал в месяц 120 рублей, и потому нужно было долго копить, чтобы наскрести на новый холодильник. Где в студенческие годы я могла себе позволить только чай с пирожным. И не потому, что мы жили как-то очень плохо. Мы жили, как многие, кого я знала. Чуть лучше, чуть хуже, но в общем как все.
Полагаю, Шахназаров был честен — он показал исчезнувшую империю, какой ее знал, любил и по какой ностальгирует. Увидеть ее было любопытно, но не более того. Потому что это страна мальчиков-мажоров. Страна с именем Москва, которая, видимо уже тогда была отдельным государством. Страна, похожая на древние руины, чужая и непонятная. Словом, совсем другая страна.
Нетронутая Бонни
8 сентября 2008
Карен Шахназаров («Курьер», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза») снял фильм-тоску, фильм-ностальгию по советскому прошлому. Проживший свою молодость в 70-е годы плачет здесь над каждой деталью — например, над пластинкой «Rolling Stones», с трудом добытой героем, стоившей целых 75 рублей и оказавшейся «обычным Чайковским»…
Они — советская молодежь: балбес Сергей, маменькина дочка Люда, тихий Степа с чертями внутри, смутьян Костя… Они учатся, влюбляются, пьянствуют, сдают книжки и тайком покупают джинсы. Изучают историю партии. Фанатеют «Beatles» и «Pink Floyd». Ездят отдыхать в Гагры. На практике собирают картошку и частушки, и думают, что ничто не изменится. А ведь через каких-то 30 лет их империя исчезнет навсегда. И не всякий сможет прижиться в новоявленной России.
Фильм тонкий и слезоточивый. Грустный и мечтами тягостный. Как поверить в то, что «там было хорошо», когда все вокруг кричат, что «там было плохо». А ведь многие и впрямь не смогли принять новую страну. И новая страна не захотела принять их. Кто-то нашел себя, кто-то потерял, а кто-то, как Степа, очень удачно плыл и там, и там по ветру, всегда угадывая нуждный курс и проныривая в маленькие щели. Таким, видать, везде у нас и дорога, и почет. И не важно, в какой стране имеет место действие…
7,5 из 10
28 июля 2008
После «Груза-200», где Балабанов смачно плюнул на недавнее прошлое, как то с опаской отношусь к фильмам, события которых приходятся на тот исторический момент. Но Шахназаров порадовал. Не стал плыть по модному сейчас течению оплевывания советского прошлого, а снял простой жизненный фильм.
О чем же он? О трех студентах, трех друзьях, которые живут простой студенческой жизнью. Учатся, устраивают вечеринки, веселятся. Стараются по студенческому обычаю не пропустить ни одной юбки. Взрослеют потихонечку. По ходу фильма явный признак возмужания и переход от безалаберной юности в стан молодых, уже знающих чего они хотят от жизни, людей. И уже просто романтическое увлечение девушкой постепенно переходит в достаточно серьезное чувство. Чувство, которое из-за юношеской беспечности, приходится всеми силами доказывать. Сможет ли доказательство быть настолько правильным, чтобы в него поверили? Сможет ли мужская дружба быть настолько сильной, чтобы никто не смог встать поперек ей?
Фильм очень точно и грамотно передает атмосферу тех лет. Видно, что режиссер знает о чем снимает. Нашел только два момента, которые немножко спорны. Это курение марихуаны в перерыве танцевального вечера в институте. На мой взгляд, распитие чернил где-то по бутылочке на брата — это более реально и более точно соответствует духу того времени. И второе — фарцовщики подсунули вместо пласта «Rolling Stouns» пластинку Чайковского. По-моему, сейчас намного больше вероятность купить в приличном магазине ароматизированную воду вместо французских духов, чем тогда нарваться на такую неприятность.
P. S. Отличный фильм. Но его зрительная аудитория — это люди, немного пожившие в СССР. Боюсь, что более поздняя публика его просто не поймет.
13 апреля 2008
Советский союз уже давно распался, но память российских граждан никогда не позволит забыть тех дней «исчезнувшей империи» — самой великой страны в мире (что бы там не говорили американские и иные источники). Но фильм не об этом, а скорее о переходном времени, когда западная культура начала просачиваться через недоступные врата СССР, когда в подпольных клубах молодые группы перепевали песни Beatles и Pink Floyd, когда некоторые молодые люди стали появляться в публичных местах в джинсах (сейчас этим уже никого не удивишь), когда на черных рынках распространялась иностранная техника.
Непонятно, если фильм задумывался для того, чтобы выработать патриотические ноты в нашем сегодняшнем молодом поколении, то у него едва ли что-то получилось в этом отношении. «Влияние Запада» здесь до такой степени сильно, а несостоятельность «империи» настолько очевидна, что невольно задумываешься — информационный век, в котором мы живем, по мере своего содержания гораздо интереснее и насыщеннее того времени. Но мы променяли этот век на обычные, простые, свойственные людям моральные и нравственные ценности, народное единение, всеобщую идеологию. Вывод — неплохое кино, но ожидания не оправдались.
6 из 10
5 апреля 2008