Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эмоциональная арифметика |
английское название: |
Emotional Arithmetic |
год: | 2007 |
страна: |
Канада
|
слоган: | «Ничто не проходит бесследно» |
режиссер: | Паоло Барзмен |
сценаристы: | Джефферсон Льюис, Мэтт Коэн |
продюсеры: | Анна Стрэттон, Паоло Барзмен, Робин Касс, Jos Lacelle, Эви Федергрин, Сюзанн Джирард |
видеооператор: | Люк Монпелье |
композитор: | Норман Корбей |
художники: | Николетта Массоне, Элиза де Блуа, Жан-Франсуа Кампё |
монтаж: | Артур Тарновски |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 6800000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 сентября 2007 г. |
на DVD: | 3 июля 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
С самого начала этой картины ее авторы задают тон всему повествованию. Фильм начинается с неспешного полета камеры, заботливо охватывающей потрясающий по красоте пейзаж Квебека. Сюда, на ферму Мэлани Уинтерс и ее мужа Дэвида, где также живут их сын Бенджамин и их внук Тимми, приезжают ее знакомые детства — Кристофер Льюис и Джейкоб Бронски. Всех троих — Мэлани, Кристофера и Джейкоба объединяет одно — когда-то, во времена Второй мировой войны, они были узниками концентрационного лагеря. Эта встреча, так или иначе, приносит им не только радость, но и боль так и не оставивших их воспоминаний, вследствие чего простая встреча старых знакомых оборачивается целой палитрой чувств и эмоций.
Очень интересно наблюдать поистине потрясающую игру актеров самых разных возрастов. Практически не выходя за пределы небольшой фермы, создатели ленты полностью концентрируют зрительское внимание на исполнителях и их персонажах, благодаря чему достигается совершенно поразительный эффект не просто душевного единения, но и абсолютного умиротворяющего спокойствия.
Выдержанная в теплых и приятных глазу осенних тонах, картина на какое-то время заставляет полностью забыть о насущных делах и окунуться в состояние легкой светлой грусти — одно удовольствие наблюдать за развитием событий, даже тогда, когда этих событий практически нет. Все это благодаря чувственности ленты — лишь один жест, один взгляд тут порой говорит намного больше, чем тысяча слов.
И в конце кто-то получит желанное понимание, кто-то скажет искреннее «прости», кто-то забудет все обиды, а кто-то просто будет жить дальше. Потрясающе и очень символично смотрится одна из самых последних сцен фильма — Дэвид, Джейкоб и Тимми, держащиеся за руки и уходящие куда-то вдаль. А после финального аккорда — очень милого эпизода с участием Сьюзен Сарандон и Гэбриела Бирна, зритель просто улыбнется и сделает абсолютно правильный вывод — жизнь сама расставит все по своим местам.
12 февраля 2012
Ничто не проходит бесследно…
Память человека имеет одно очень полезное свойство. Забывать те или иные события. Поэтому в большей мере мы помним то хорошее, радостное, что случилось с нами. А болезненные воспоминания, к счастью, отходят на задний план.
Но иногда происходят такие события, которые забыть невозможно. Их нельзя просто стереть из памяти. Они кардинально меняют самого человека. Он уже никогда не будет таким, как прежде.
«Разбитую чашку уже не склеить»
Мелани никогда не забывала. В этом был смысл ее жизни. Она помнила. Шесть миллионов убитых человек хранились на листках ее тетрадей. Там было все. Как, когда, где. Не било лишь одного ответа. Почему? Почему они погибли, а она выжила? Почему именно она?
Начало фильма уже настраивает на философский лад. Ветряк. Крутится без остановки. Совершенно бесцельно.
Красиво кругом. Стройные деревья уже нарядились в оранжевые, желтые одеяния. Кажется, что они уже готовы к старосте, к моменту, когда упадет последний лист. Их мило ласкает ветер. Утешает. А где-то там слышно легонькое покачивание волн…
В этом зрелище есть и горький оттенок. Меланхолический настрой природы передается и тебе.
Может, дело в тебе самом? Ведь кругом так красиво! Ты только прислушайся к этой великолепной полифонии звуков. Где-то там забавно напоминают о своем существовании милые коровы, вдали поют свою негромкую песню птицы, а рядом слышен веселый и беззаботный смех ребенка.
Жизнь кипит. Жизнь продолжается. Несмотря ни на что. Помни, мы живем только раз. И «пока сияет солнце, пока течет вода, надежда есть всегда». Наверное, именно такими словами я б охарактеризовала главную мысль фильма.
10 из 10
20 сентября 2008
В фильме поднята сложная тема отношения к людям, прошедшим концлагерь. Что должен испытывать к ним человек, не познавший этого ужаса. Постараться забыть, притворяясь, что ничего не случилось, налаживать жизнь. Показное уважение и благоговение, подсознательно испытывать чувство вины, сомнения в их здравомыслии и опасение за свою жизнь. Или всячески пытаться не затрагивать эту тему, чтобы случайно не обидеть.
Конечно, фильм на этот вопрос не ответит, но даст повод для размышления. Важно, что эти темы по-прежнему затрагиваются, но, увы, теперь чаще в зарубежном кинематографе. Можно сделать допущение, что фильм неглубокий. Но это редкое кино. 8 из 10
Стоит отметить музыку композитора Норманда Корбейла, местами напоминающую незабвенный «The Villade» Джеймса Ньютона Ховарда.
31 августа 2008
Хрупкая красота бытия. Когда смотришь на солнечные кадры, которые сняты оператором Люком Монпелье, то сразу ассоциативно вспоминается фильм «Вдали от неё», и интуиция не обманывает — в обеих картинах кроется невыразимая словами красота, показанная одним и тем же оператором. Хрупкая красота бытия — какое странное на первый взгляд словосочетание! И всё же, это именно красота существования, от которой в сердце появляется щемящее чувство радости. Мы существуем, мы живём, мы шагаем вперёд…
В основе сюжета этого скромного фильма лежат взаимоотношения трёх давних друзей, переживших непростые годы в транзитном лагере Дранси, из которого людей с 1941 по 1944 направляли в концлагеря, большинство — в Освенцим, где, как известно, погибло больше всего узников фашизма. Что ж, там они познакомились, там они и обрели понимание друг в друге: молчаливый ирландец Кристофер, удивительная американка Мелани и добрый, такой невозмутимый и уверенный в себе Якоб Бронски, он был им, как старший брат. В 1985 году, в Квебеке, на ферме Мелани они вновь встречаются — постаревшие, изменившиеся, но преданные друзья, всё ещё узники, всё ещё выживающие в этом странном мире, где совсем незамеченными оказались суховатый профессор истории — муж Мелани, Дэвид Уинтерс, меланхоличный и терпеливый кулинар Бенджамин — сын Мелани, а также Томми, внук Мелани, у которого вся жизнь впереди. Итак, они встретились. Они увиделись. Может быть, они поймут в жизни что-то ещё, в чём боялись себе признаться столько лет? Может быть, они будут не вспоминать, а жить?..
Безусловно, подобные фильмы нужно смотреть, обладая восприимчивостью, подходящим настроением, иначе, не сомневаюсь, многие из вас будут посматривать скорее на часы, чем на экран телевизора. Здесь важно не само по себе действие, важны слова, обрывки фраз, а иногда — взгляд, выражение лица героев, я бы сказал, что фильм из разряда неспешных и задумчивых. По стилистике он похож на «Простую историю» или «Вдали от неё», здесь нет ничего особенного, чтобы этим «особенным» перекусил кинокритик или изголодавшийся киноман. Скажите мне, что может быть мудрее и красивее простоты? Простая история, но не может не трогать.
Сьюзан Сэрендон в роли Мелани вызывает сочувствие, это о ней сказано в названии фильма, она ведёт учёт тех несчастных людей, что погибли в концлагерях, и оттого эта арифметика эмоциональна. Не сразу зритель видит в ней отчаявшуюся, провалившуюся во времени и обманывающую саму себя женщину, впрочем, не утратившую былое очарование. Она казалась такой сильной в начале фильма! Лишь прибытие друзей пробивает брешь в её поведении, ожидание подкосило эту прекрасную женщину, некогда девочкой влюбившую в себя Кристофера — Гэбриел Бирн играет своего грустного персонажа превосходно, наверное, невольно он вызывает у нас улыбку, в нём чувствуется тот влюблённый мальчишка, ещё ребёнок. Сколько застывшего в его глазах драматизма! И как в фильме причудливо переплетаются взгляды Бирна и Роя Дюпуа, играющего сына Мелани: незримой нитью для нас проходит отождествление этих персонажей, чья меланхолия равнозначна. Меланхолию разбавляет грубость и прагматизм профессора истории в исполнении Кристофера Пламмера, сумевшего в считанные секунды образ любящего мужа передать. Надо всем этим в воздухе витает поразительная игра Макса фон Сюдова, вроде ничего сверхъестественного не выдающего, но при этом неизменно приковывающего взгляд к Якобу Бронски, рыцарю, замкнувшемуся в собственной башне воспоминаний. Практически все важные фразы произносит фон Сюдов, и делает он это великолепно, привычно выделяя интонацией конкретное слово. Симпатичная музыка доносит нам процесс перерождения персонажей из статусов узников (они все были узниками удушливого внутреннего мира) в освобождённых, и это, пожалуй, главная идея фильма: можно освободиться физически, выйдя из концлагеря, но моральная свобода приходит не сразу, спустя годы, что в мучительных размышлениях прошли. И приходит освобождение только тогда, когда ты сам этого захочешь.
Оформление фильма, надеюсь, вам понравится: цветные отрывки (1985 год) перемешаны с чёрно-белыми (годы в лагере Дранси), где иногда фоном для героев становится тетрадь учёта погибших. Оператор Люк Монпелье на высоте в этой картине, и достоин всяческих похвал. Осенняя романтика ему определённо удалась.
Всё относительно. Что значит для человека минута пребывания в концлагере? «Эмоциональная арифметика» идёт 99 минут. Хрупкая красота бытия хранится в этих девяноста девяти минутах фильма, и она же сгорает за минуту жестокости концлагеря. Берегите себя и других.
Посвящается: Sacrament and Vampire Mia, у которых тоже всё впереди.
4 августа 2008
Правильней было назвать это кино мелодраматической драмой. Почти все съемки фильма происходят на ограниченной территории (ферма Мелани) при небольшом количестве задействованных актеров. Именно на игре этих актеров держится весь фильм. Со своей задачей они справились блестяще. Много диалогов и крупных планов.
Событий в этом фильме, снятому по произведению М. Коэна, не много. Собственно говоря, событие одно- встреча старых друзей, которые стали почти семьей в транзитном лагере во время 2-ой мировой. У каждого из них по разному сложилась жизнь, но события 35-летней давности нанесли каждому из них неизлечимую рану (даже травму). Герои понимают, что понять таких как они, могут только они сами. В этом они ближе друг к другу даже чем родная семья. Поэтому эта встреча вызывает сильные эмоции в их душах и нахлынувшие воспоминания. И печаль от осознания того, что скорее всего, эта встреча последняя, переполняет их. Это настроение очень здорово подчеркивает музыка и прекрасные пейзажи золотой осени.
Фильм хороший, хотя, возможно, немножко не хватает действий.
9 из 10
5 июля 2008