Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек из песка |
английское название: |
El hombre de arena |
год: | 2007 |
страна: |
Испания
|
слоган: | «No Man's Rule Can Restrain a Lifetime passion. passion © Copyright Movie Avenue International Corp. 2007» |
режиссер: | Хосе Мануэль Гонсалес |
сценарий: | Хосе Мануэль Гонсалес |
продюсеры: | Харольд Санчез, Хосе Альба, Эстебан Дж. Баллестерос, Сусана Масейрас, Фернандо Рамос, Лидия Ямина Сегундо, Альваро Суарез, Альфонсо Сарауса |
видеооператор: | Антонио Гонсалес Мендес |
композиторы: | Рэкуэл Пато, Кристина Пато |
художники: | Дерубин Хакоме, Лола Дапена |
монтаж: | Хуан Карлос Аррохо |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2600000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 сентября 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Когда я просматривал фильмографию моего нового испанского увлечения по имени Мария Вальверде, этот фильм не смог меня заинтересовать своим синопсисом. Только я увидел слово оппозиционеры, сразу в голове возникли ассоциации с политикой. А я не люблю, когда ее впихивают в искусство. Но это название так меня манило, что я все-таки решил посмотреть фильм, который в итоге меня приятно удивил.
Нет тут никаких оппозиционеров. История вообще о другом. Действие фильма происходит в психиатрической клинике, куда привезли молодого парня Матео. Он сразу не понравился директору и угодил прямиком в карцер. Так началось его знакомство с порядками клиники и ее обитателями, среди которых была тихая девушка Лола. Как вы уже, наверное, догадались между ними вскоре появится чувство, именуемое любовью.
Хотя даже эта любовная линия не является лейтмотивом данного фильма. Она скорее показана в качестве дополнения, которое говорит о том, что даже в стенах психиатрической клиники может зародиться светлое чувство. А среди душевнобольных и обслуживающего персонала есть добрые люди. Поэтому мне сложно охарактеризовать фильм, как мелодраму. Здесь вообще тонкий философский подтекст, который раскрывается именно в названии фильма.
Как мы знаем, песок может не только развеваться по ветру, как свободолюбивый Матео, но и может принять любую форму сосуда, становясь его содержимым, как Лола, например. Лично я так понял задумку режиссера. Иначе зачем показывать судьбы разных персонажей, если могли ограничиться банальной любовной историей двух главных героев? Поэтому я воспринимаю фильм, как разные взгляды на жизнь и адаптацию к определенным обстоятельствам. Всех можно поделить на три типа: одни борются, другие просто опускают руки и принимают все, как данность, а третьим вообще все равно (они психи, им можно).
Уго Силва хорошо сыграл, но самый глубокий персонаж получился у Марии Вальверде. Я проникся ее историей, как именно она попала в эту лечебницу. Согласен с ее героиней. У нее в самом деле не было детства. Мне даже понятна ее мотивация, почему она не особо хотела бежать на свободу. Ирен Виседо очень хорошо сыграла роль доброй медсестры. Больные люди тоже выглядели убедительно.
В общем, советую посмотреть. Тут много трогательных историй из жизни пациентов. Вы узнаете, почему одна женщина постоянно молчит, кого и за что держат в пятой палате и даже не выпускают на улицу, что происходит в клинике по ночам и т. д.
8 из 10
3 декабря 2011
Дебютный фильм Хосе Мануэля Гонзалеза в Испании назвали одним из самых честолюбивых представителей 2007-го года. Выражение «мир не без добрых людей» в нем преобразуется в «мир не без злых людей», потому что в картине испанца много больше света и добра, чем это требует история, случившаяся в разваливающейся психиатрической клинике времен Франко. «Человек из песка» очень легко мог бы быть серьезной драмой, и все ее зачатки присутствуют, но при просмотре все же стоит рассчитывать лишь на лирическую мелодраму с тяжеловесными отступлениями, потому как ради красоты и возвышенности чувств режиссер в некоторых эпизодах откровенно наплевал на суровую логику. Все-таки, хоть это и красиво, никто бы не позволил пациенту играть на волынке, стоя на отвесной крыше, как и весьма сомнительна судьба сбежавшего француза, помахивающего шляпой, уходя в сторону заката. И хоть особых сходств нет, некоторые моменты неоднозначно дают понять, что одним из источников вдохновения Мануэля Гонзалеза стал американский «Побег из Шоушенка».
Когда Матео попадает в психиатрическую клинику, нет никакого сомнения, что он человек более адекватный, чем большая часть медицинского персонала, и если уж он что-то и совершил, то в этом, без сомнения, виновато правительство и несправедливые законы, держащие неугодных людей под замком. Впрочем, хороших людей, как уже было сказано, в фильме больше, нежели плохих, в количестве двух штук, из которых только грозного санитара, насилующего пациенток, можно признать полностью отрицательным героем. Другой же «злодей» — начальник больницы, представляется все же чем-то, стоящим между добром и злом, предпочитая не восхищаться первым и не замечать второго. Впрочем, к нему метафорично относится история из детства Матео, о военном командире, предпочитавшем не отдавать приказов о казни, просто зная, что его люди и так все сделают — этим он себя оправдывал и в глазах людей считался благородным. Зато замечательных и просто хороших людей герой встречает больше, сам, будучи одним из них, отчего приятные моменты преобладают над вспышками несправедливости, как солнечные дни здесь, над пасмурными.
Как и во всей испанской культуре, в «Человеке из песка» прослеживается культ вещей, которые на деле оказываются большими, чем просто предметы. Так почему-то именно шляпа для Француза олицетворяет свободу, и только с чужим головным убором он чувствует себя человеком. Однако большой утонченности в этом приеме здесь не наблюдается, на первый план выходит именно яркость в изображении предмета, а не его метафоричность, как в случае с кораблем в кабинете, или волынкой в руках главного героя. Впрочем, возможно этот музыкальный инструмент относится к другой черте картины — ее притянутой международной позиции, выражающейся в кличке одного из пациентов клиники, шофером-португальцем, и тем, что в качестве мечты героя выступает Америка, свободная страна для желающих уйти от политических преследований. Вся идейная глубина оказывается довольно простой и по-детски правильной точкой зрения из мира победившей демократии — о равенстве всех людей, независимо от взглядов и убеждений. Об этом говорит и то, что фильм не привязан к политике или временным реалиям, ведь история в испанском дурдоме времен Франко могла случиться в абсолютно любом дурдоме при абсолютно любом диктаторе или радикальной власти. Только в конце, когда из запертой камеры освобождают таинственного узника, появляется что-то похожее на более углубленное рассмотрение вопроса — вдруг, главный врач больницы был в чем-то и хорошим человеком, пытавшимся уберечь здорового, но неугодного режиму субъекта от более страшной участи, заперев его в изоляторе. Но таким образом, в фильме оказывается и вовсе только один злодей — санитар, в котором отразилась основная черта правящей верхушки, слишком уж упивающейся собственной властью, которую со временем свергнут.
Трагичность этой красивой драмы, в светлых тонах и изоляции от фактов передающей реальность времени, заключается даже не в главном герое, который слишком самостоятелен и целеустремлен, чтобы сделать из него жертву, разве что только недопустимо часто бить его виски электричеством. Вся трагичность вылилась в образе героини Марии Вальверде, одной из самых больших надежд нового испанского кино. В ней, как и зачастую, везде в женских образах отражается материнская судьба родной страны. Ее Лола — сумасшедшая, которая сразу говорит, что не сможет покинуть клиники, и не ограждения тому виной, а то, что она выросла в таких заведениях, и жизнь до этого была адом, где даже убийство собственной матери и сумасшествие оказались самозащитой от нескончаемых издевательств. При этом она из тех людей, кто не будет жаловаться на судьбу, а доведенная до пограничной черты, возьмет дело в свои руки, какими бы абсурдными не были ее действия с позиции здравого смысла. В таком состоянии образ уже изначально не дает надежд на абсолютно хороший конец ее истории, но стоит отдать должное оптимизму Хосе Мануэля Гонзалеза, который даже здесь нашел приятные моменты, и не упустил возможности снять полноценно светлое и честолюбивое кино.
Впрочем, тут еще есть и пролог с эпилогом, которые проходят в наших днях, которые больше служат опорой для основного сюжета, ведь без них будет не очень понятно, к чему вообще была рассказана столь замечательная история. С позиции критического взгляда — это костыли, а «Человек из Песка» — инвалид, но все же очень приятный инвалид, из тех, о которых даже не принято говорить, как о калеках, ведь в своих возможностях они могут дать фору даже полноценным представителям вида. Но все-таки было бы лучше, если бы режиссер не поддался этой «модной» тенденции снимать сначала короткий эпизод из современности, а потом рассказать такую историю, что прервав ее в конце, зритель с трудом вспомнит, что там вообще было это начало. Куда сильнее «Человек из Песка» стал бы, если б потраченное на отступления время режиссер пустил по назначению, сделав для чудесной истории побега из клиники для душевнобольных свои начало и конец.
25 октября 2010