Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Времена года |
английское название: |
Iklimler |
год: | 2006 |
страны: |
Турция,
Франция
|
режиссер: | Нури Бильге Джейлан |
сценарий: | Нури Бильге Джейлан |
продюсеры: | Зейнеп Озбатур, Лорен Шампуссен, Кемаль Нойян, Нури Бильге Джейлан, Гюлай Россе, Фабьен Вонье |
видеооператор: | Гёкхан Тирьяки |
монтаж: | Айхан Эргурзель, Нури Бильге Джейлан |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $14 242 |
Сборы в США: | $119 958 |
Мировые сборы: | $1 326 870 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 мая 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Поначалу статичные планы и нулевое действие во «Временах года» сильно раздражают — такое кино всегда трудно смотреть, особенно если оно столь эмоционально сдержанно, но по мере развертывания сюжета, фильм становится более динамичным, хотя и сделан в свойственной режиссеру созерцательно-медитативной манере. Это начиная с «Однажды в Анатолии» вербальная насыщенность долгих планов, многочисленные беседы героев несколько разнообразят однотонность (и даже монотонность) фильмов Джейлана, а пока он еще очень любит снимать тишину, молчание, отчего смысл изображаемого (эмоций, действий, мыслей) неизбежно уходит в подтекст.
Как и обозначено в заглавии, нарратив охватывает четыре сезона одного года в жизни супружеской пары университетского преподавателя и киношной работницы, их ссоры, расставания, возвращения к началу, но в целом цикличность природного бытия, которая всегда у Джейлана была признаком гармонии (в этом его отличие от Тарра, для которого повторяемость — источник трагедии), не может спасти стремительно рушащиеся отношения. Для того, чтобы хотя бы частично почувствовать «Времена года», надо иметь хотя бы небольшой опыт брака или жизни в паре. Это действительно безрадостное кино, причем снятой мужчиной довольно критически по отношению к самому себе.
Здесь есть место и изменам, и эмоциональной глухоте, и неспособности услышать другого, потому такая поначалу безмятежная поездка молодой семьи на море оборачивается жизненной катастрофой. Супруги, как герои, так и исполнители, имеют большую разницу в возрасте (около 15 лет), но мужчина, который старше и вроде бы должен руководить семьей, ведет себя здесь инфантильно, безалаберно, легкомысленно. Зритель «Времен года» видит уже последствия кризиса отношений, он может только догадываться, что к нему привело, но то, что их уже не спасти, видно почти сразу. Джейлан — не актер, и его жена Эбру тоже (чье очаровательное щекастое лицо не делает красавицей, но добавляет несравненного обаяния ее облику), однако, опыт жизни в браке помогает им показать все увеличивающуюся межличностную дистанцию очень убедительно.
В некоторых сценах, ближе к середине фильма, Джейлан играет один, без жены, его герой ныряет с головой в адюльтер (сцена его секса с любовницей снята потрясающе — животно, витально, грубо, в ней есть тот огонь, который давно исчез из его отношений с женой), но счастья не находит. Герой Джейлана — не автопортрет, хотя есть соблазн воспринимать его именно так, столь он критичен и малоприятен, трусоват и даже гадок, в то время как героиня Эбру Джейлан — меланхолична, опустошена и безэмоциональна, такое ощущение, что все ее чувства давно выгорели в огне супружеских ссор. «Времена года» — кино, в котором Джейлан во многом занимает женскую сторону в конфликте интересов (особенно это видно в финале, обманывающем зрителя и героиню возможностью взаимопонимания персонажей), это кино намеренно не объективное (это не «Сцены из супружеской жизни» Бергмана, где все хороши).
Быть может, именно поэтому Джейланы живут вместе долгие годы и не собираются расставаться: в реальности их отношений муж хочет слушать и слышать жену (к тому же она — соавтор сценария многих его картин), хочет ее понять, встать на ее сторону. Не так как в фильме. Джейлан понимает, что отчуждение между супругами происходит оттого, что кто-то (чаще всего мужчина) отказывается уступить, встать на сторону женщины, взглянуть на себя ее глазами. Если бы это было в жизни каждой семьи, ни одна из них бы не распалась.
29 июля 2020
-Тебе скучно?
-Нет.
Абсолютно минималистический, фильм «Времена года», в нем нет музыки, событийности, голливудского финала с вдаль уходящим любимым человеком, сопровождаемым взглядом полным беспредельного отчаянья. Никакого слезовыжимания и соплежуйства. Нет пафоса и надуманной сентиментальности.
Нури Бильге Джейлан снимает жизнь, времена года, пейзажи невероятной красоты и пару, чувства которой еще казалось тлеют, и вот-вот вспыхнут, но нет. Удивительно, но без надрыва и излишней эмоциональности картина давит своей безысходностью. Красивые длинные кадры, которые отражают экзистенциальную пустоту, не раз приводили меня к мысли о фильмах Антониони и Тарковского.
Взгляды, слезы украдкой, неловкие жесты. Снятые издалека, или крупным планом лица выражающие радость, сомнение, гнев, скуку, раздражение, подобно изменению климата, перемене времён года, от палящего солнца до ледяного холода, все это подводит нас к пониманию того, насколько велика пропасть между людьми, которые больше не знают, как любить друг друга.
Герои мало говорят, но мы слышим каждую их мысль, проникаем в каждое их настроение.
Смешенье чувств, ошибки, колебания, неуверенность в собственных решениях и не обдуманные, но наболевшие вопросы-так много тонких моментов в этой одновременно сложной, и простой картине, которую режиссёр воплотил на экране сам, вместе со своей спутницей жизни.
Я не могу посоветовать данную картину всем, но если все-таки решитесь на просмотр, надеюсь вам понравится.
8 из 10
20 февраля 2019
Знакомство с Временами года. О фильме «Времена года» я узнал из другого фильма — короткометражки братьев Коэнов «Мировое кино». В нем главный герой выбирает какую из двух кинокартин посмотреть: «возможно один из лучших фильмов Жана Ренуара «Правила игры» и вторая полнометражная работа турецкого постановщика Нури Бильге Джейлана «Времена года»». Если любимые режиссеры намекают на то, что фильм хорош, то пройти мимо него непростительно.
Знакомство с режиссером. «Времена года» — первый фильм Джейлана просмотренный мною. Этот режиссер признан мировым киносообществом и уже собрал многие призы Каннского кинофестиваля — от приза за лучшую режиссуру и призов ФИПРЕССИ до Гран-При жюри и, наконец, Золотой пальмовой ветви. Сложно сказать много о режиссере, судя только по одному его фильму, но нельзя не отметить интересный подход к съемкам, необычный стиль и в целом очень качественную работу.
Сюжет. Фильм — неторопливая история весьма заурядной личности Исы. Показаны его взаимоотношения с женой, любовницей, его отношение к профессии, семье, жизни в целом.
Времена года. Важные этапы жизни героя происходят в определенные сезоны, ассоциирующиеся с ними. Повествование начинается с лета. Происходит накал страстей и разрыв отношений между Исой и его женой Бахар. Непонятна причина, но эмоции персонажей показаны так ярко, что она уходит на второй план. Далее сезон депрессии — осень. Иса продолжает жить один размеренной скучной жизнью. И вот наступает зима — с красивыми пейзажами, но серая и холодная. Первую весну мы можем додумать, на основе происходящего на экране, а следующую весну каждый выберет для себя сам.
Структура фильма. Какая-то простота и реалистичность происходящего, создают впечатление, что ты не смотришь кино, а наблюдаешь за обычной жизнью обычных людей. Отсутствие пафосности еще больше сближает тебя с персонажами. Такое впечатление создается за счет фирменной съемки режиссера — очень длинных сцен, с долгими минутами неловкого молчания. Всё как в жизни.
Атмосфера. Из простоты вытекает и атмосфера. Вот ты на жарком пляже, а вот в холодном заснеженном городке. Локации подчеркивают душевные противоречия героев, и наоборот.
Визуальная часть. Фильм очень красивый. Прекрасные виды Турции, внимание к деталям, прекрасная работа художников и просто потрясающая работа операторов.
Минусы. Наверное, единственный недостаток фильма это отсутствие динамики. Это одновременно и выделяет его, делая столь близким к зрителю и реальному миру, и отягощает, превращая простую историю в монотонный быт, просмотр которого не каждый сможет осилить.
Итог. Фильм позволяет с головой погрузиться в тягучее повествование, прочувствовать атмосферу и характеры героев. Простое кино о сложной жизни.
2 июля 2016
Все собирался с силами посмотреть фильм Джейлана для пробы, а на фоне вручения очередной каннской награды таки решил ознакомиться с корректным по хронометражу тоже премированным фильмом. Все безнадежно грустно. Пример ложной многозначительности и минимализма, дополнительных скрытых достоинств за которым и не видно. Тематически и сюжетно фильм очень напоминает работы Озона среднего периода — «5х2», например, Как темпом подачи материала, так и актерской игрой фильм Бейлана проигрывает на все сто. «Времена года», как ни крути, мелодрама, притом по сюжету и теме ну никак не новаторская и мне искренне непонятно в силу какого фарша или духовного наполнения опыт предыдущих классиков данного направления — от Кар Вая до Кесьлевски с постановкой света, диалогами, музыкальным сопровождением, крупными планами и проч. редуцируется в сторону хмурой угловатости и статики. Период тотального увлечения Антониони вроде бы прошел и недостатки «итальянского Бейлана» (коль скоро Бейлан — «турецкий Антониони») давно отмечены и отрефлексированы. Однако фестивальный успех работ Джейлана наводит на мысль о замшелых стандартах оценки и штампах в головах именно свадебных членов жюри, которые сами делают, что хотят, а попав в комиссию, отдают регалии в пользу освященной временем скуке и пустоте.
4 из 10
26 мая 2014
Начала смотреть фильм «Времена года», скажем так, не подготовившись. Для фестивального кино надо настраиваться. Так что для меня стало шоком, когда первых 8 минут я услышала всего лишь 3 слова. Почти полное отсутствие музыкального сопровождения сыграло немаловажную роль в восприятии сюжета. Слушать жужжание мух, ос и других насекомых не так приятно, как музыку. Я конечно понимаю, что в реальной жизни в грустный или радостный момент мелодия свыше не заиграет, но это же фильм.
«Времена года» — это фильм о любви, но где она в этом фильме? Бахар может и любит Ису, но в тоже время у нее такая неприязнь к нему и ненависть. Ей плохо с ним, скучно. Однако, когда Иса сообщает о том, что им пора расстаться, Бахар тоже плохо. Нормальной жизнью она начала жить лишь зимой. Иса вообще непонятный человек, он похож на камень. Но иногда у этого камня пробиваются чувства, он начинает скучать, но потом все равно становится камнем.
Два главных героя в фильме Бахар и Иса, мне почему-то была ближе Бахар. Может потому что я женщина? Сочувствие у нас в крови. За своими эмоциями она не следила. если Бахар смешно, то она смеется, если ей грустно, она грустит. И плевать на окружающих. Так что у меня сложилось мнение, что игра у Эбру Джейлан более эмоциональная и живая нежели у ее мужа. Нури Бильге Джейлан тоже не плох, но если не полюбился мне его герой, то тогда и актер оценивается не совсем должным образом.
Но не зря, не зря «Времена года» получили пальмовую ветвь, что-то в нем есть. Недосказанность у главных героев, великолепные пейзажи, сцены переживаний и многое другое…
6 из 10
8 августа 2012
Можно подумать, что «Времена года» Джейлана вберут в себя весь цикл отношений между мужчиной и женщиной, как в свое время Ким Ки Дук живописал круг жизни от весны до новой весны, но у турецкого режиссера все начинается с расставания.
Иса и Бахар отныне не могут быть вместе. Нет никаких причин выяснять, что их сподвигло к разрыву: все истории отношений, в сущности, одинаковы. В какой-то момент между двумя некогда близкими людьми закрадывается отчуждение. Они перестают делиться друг с другом самым сокровенным, а все больше молчат, пока кто-то не наберется смелости произнести, что может любовь еще и теплится их в сердцах, но близости впредь никогда не будет, и пора искать новую любовь — начинать новый цикл.
В фокусе режиссера самый болезненный период, когда оба в глубине души надеются воскресить погасшие чувства, и мучают себя и друг друга бесплодными попытками вновь построить мосты.
В отличие от предыдущего фильма («Отчуждение»), Джейлан вступил на многократно перепаханное поле. Сказать что-либо новое про разрыв, кажется, уже невозможно. Остается лишь задумчивое лицо Бахар транслирующее ее мысли, и мытарства Исы, грозящие закончиться лишь попыткой вернуться к бывшей возлюбленной. И все же Джейлан находит одну потрясающую сцену (недаром он один из самых признанных режиссеров современности), в которой героиня, на заднем сидении мотоцикла, закрыв Исе глаза руками, ставит на карту их обесценившиеся жизни.
Любопытно, что к съемкам Джейлан привлек, чуть ли не всю свою семью, и остается только гадать, является ли его жена настолько блистательной актрисой, или ее сверхъестественная органичность и выразительность обусловлена родственными связями между героями и личным опытом.
Джейлан совсем не тот режиссер, каких чевствуют в Голливуде. Задача, которую ставят там, состоит в искусной подделке под реальность. Турецкий автор, напротив, стремится к воссозданию реальности на экране посредством проникновения во внутреннюю связь вещей. Оттого, внешне скупая на действия лента, лишь по тоске в глазах выдает ту напряженность, что движет героями. «Времена года» — изысканная и очень простая работа, простота которой обманчива. Весь секрет в том, что не озвучивая мысли Исы и Бахар, Нури Бильге Джейлан позволяет зрителям с помощью собственных любовных трагедий собрать мозаику прошлого героев, проидентифицировав себя с ними. И, стало быть, в итоге каждый увидит свои уникальные «Времена года», которые, как и расставания, в сущности, будут одинаковы.
21 января 2012
Очень долго откладывал просмотр «Iklimler», оставлял на потом, как любимое лакомство. Это же Джейлан, мой любимый режиссер, чье кино — глоток свежего горного воздуха. «Однажды в Анатолии», думаю, будет откладываться так же, до того момента, когда желание захлестнет и не останется сил сопротивляться.
Если выбирать из трех фильмов, то «Отчуждение» и «Три обезьяны» произвели большее впечатление, чем «Времена». Первый, на мой вкус, был медитативно-созерцательней, а второй содержательнее.
Штука здесь, наверное, в том, что «Времена года» — простая картина, упрощенная даже. В ней нет ничего лишнего, в ней меньше, много меньше [идиотское выражение, но без него не обойтись] глубины вне героев.
Это история о Нелюбви.
Медленное, болезненное осознание даже не того, что любовь прошла, а того, что ее не было вовсе. Любовь не может закончиться, не может пройти, а если она проходит, то это как раз та самая Нелюбовь, любви как таковой не было вовсе.
Раньше мне казалось, что самым сложным для воссоздания является история о любви, не пошлая история, не штампованная, а живая, настоящая. Пожалуй, Джейлан убедил в том, что о Нелюбви говорить едва ли не сложнее.
Герои, осознающие их собственную отторженность с первых, как кажется, еще счастливых, летних, кадров, уже обречены. Их союз сам собой катится к протяжной, ледяной зиме, пролетая по унылым осенним лужам. Точно снежный ком, начавшийся с крохотного, не больше ладони, снежка, набравший массу, развивший убийственную скорость и на полном ходу врезающийся, даже скорее сметающий две потерянные, оттолкнувшие друг друга, души.
Честно говоря, примерно с середины фильма ждал, что в финале наступит долгожданная весна, что холода спадут, снег расползется в стороны, оголив обновленные жизненные тропинки, распустятся листья, а земля укроется свежим травяным ковром, но… Их весне уже не бывать, никогда. Она останется стоять под махровым, плотным снегопадом, а где-то за снежной пеленой улетит его самолет, уносящий прочь, в теплые края, где порой так одиноко среди праздничных солнечных дней…
Весна, конечно же, наступит, иначе и быть не может, но она наступит для всех остальных, а для них двоих, именно, как для ДВОИХ, весны уже не будет никогда. Только снегопад и чувство потери, помноженное на пустоту.
«Времена года» Нури Бильге Джейлана: протяжно, тонко, болезненно, одиноко, холодно, безысходно — это неЛюбовь…
15 декабря 2011
Об этом фильме мне рассказала подруга. Она поклонница творчества одного из самых популярных молодых писателей Востока Эльчина Сафарли. Как-то она опять увлеченно начала рассказывать об очередной его книге, в которой увидела упоминание об этом фильме. Сразу же решила его посмотреть, ведь сам автор написал о нем.
Ну, я не читал книги Эльчина и не знаю, что именно он там написал про этот фильм. Но ажиотаж со стороны подруги меня тоже заинтриговал. Тем более турецкое кино очень редко попадается мне на глаза. А этот я довольно быстро нашел, да еще и с нормальным переводом. Глупо было бы отказываться от возможности культурно обогатиться. К тому же данная лента получила приз на Каннском кинофестивале.
С первых кадров было уже понятно, что перед глазами типичное фестивальное кино. Крупные планы, медленно сменяющие друг друга, минимум музыки и действий. Неподготовленному зрителю будет скучно смотреть несколько минут только на лицо главной героини, например. Сюжетная линия развивается очень медленно, давая возможность насладиться каждым отдельным кадром и эмоцией. Но все-таки с медлительностью палку перегнули. 100 минут фильма, будто растянули в буквальном смысле на несколько времен года.
Все началось с лета. Иса и Бахар принимают решение расстаться. Кризис в отношениях случается почти в каждой паре. Действительно было видно, что эти двое устали друг от друга. Сразу же отмечу сцену с мотоциклом. Выглядело все вполне естественно. Осень — пора депрессий. Мы видим, как на главного героя наваливается хандра. Есть тоже одна эффектная постельная сцена Исы с любовницей. Кстати, опять же все выглядит натурально, но без перебора. Все-таки это Турция, поэтому откровенных постельных сцен можете даже не ждать.
Ну, и зима уже расставит все точки над «и» в этой паре. То ли с первым снегом произойдет чудо и главные герои все-таки помирятся, то ли их чувства окончательно растают. Кстати, вы, наверное, обратили внимание, что фильм называется «Времена года», но я рассказал только о лете, осени и зиме. Где же весна? И тут пригодились мои скудные знания турецкого языка. Весна — это и есть главная героиня. Точнее ее имя Bahar переводится именно так. Вот это мне очень понравилось. Люблю, когда название фильма несет в себе смысл.
Хочется отметить заслуги Нури Бильге Джейлана, который выступил одновременно в роли сценариста, режиссера, монтажера и сыграл главную роль. А в партнершах оказалась его супруга Эбру Джейлан. Вот такая творческая турецкая семья. Теперь понятно, почему они так убедительно передавали все эмоции. Особенно хочу сделать акцент на их взглядах. Это красноречивее слов.
Но все-таки не могу поставить высокую оценку. Фильм действительно слишком нудный. В конце вообще возникло ощущение, что просто закончилась пленка. Ну, как-то надо было поживее немного сделать. И минус лично для меня в отсутствии саундтрека. Бетховен в музыкальной шкатулке — это хорошо. Но мне хотелось бы услышать турецкую музыку. Но посмотреть стоит. Все-таки есть здесь своя изюминка.
5 из 10
12 декабря 2011
Времена года
Крупный план, минимум слов и музыки, насыщенность кадра — фирменный почерк режиссёра Джейлана присуствует в его новой ленте «Времена года». Недавно фильм показывался в столичном кинотеатре «Кинопанорама». А два года назад этот фильм получил приз прессы — ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. Драма турецкого режиссёра Нури Бильге Джейлана снискала в некоторой симпатию среди поклонников арт-хауса.
«Времена года» — вторая картина Джейлана после «Отчуждения». В главной роли сам режиссёр, а подругу его экранного героя сыграла его жена. Прямое участие в съёмках автор мотивирует автобиографичностью фильма. Джейлан, профессиональный фотограф в прошлом, и свои ленты он снимает по-особому — каждый кадр несёт в себе свой смысл, метафору.
Фильм начинается с кадров яркого солнца турецкого курорта и крупного плана девушки по имени Бахар, встречающейся с университетским преподавателем Исой. Иса, 50-летний интеллигент, разрушает идиллию солнечного отдыха, заявляя Бахар о разрыве отношений. Эпизод с ездой на мотоцикле с закрытыми глазами знаменует начало краха главного героя, его моральный распад на мелкие частицы — и в каждой из них сквозит пренебрежение и отрешённость от мирских сует. Иса вяло пишет диссертацию, напрашивается в гости к бывшей любовнице, обещает с три короба друзьям, врёт без конца. Одним словом, искренностью не блещет.
Он пытается уйти от одиночества, охватившего его в одночасье с прощанием с любимой. Даже в поездке к древним руинам показывается оборотная сторона его характера — после обещанного таксисту, он сжигает бумагу с его адресом.
В фильме всего три времени года — лето, осень, зима… Лето здесь предстаёт беззаботной порой года, которая сменяется осенью, вносящей меланхолию в душу Исы. Постоянная смена настроений приводит к полному безразличию ко всему происходящему. С приходом зимы начинаются попытки изменить тусклую реальность поездкой на восток страны, в другую Турцию, где царят холод и снег. Эпизод, в котором главный герой без страха и совести уверяет Бахар в своей верности к ней, во лжи означает бесповоротность и необратимость жизни — весна в отношениях между ними так и не наступит. Как и не наступит весна в самом фильме.
Режиссёр блестяще упражняется с камерой — каждый эпизод, каждое слово что-то да значат. Джейлан не чурается и игры слов: ведь Бахар, возлюбленная Исы, в переводе с турецкого означает не что иное как «весна».
Это фильм о грустной любви, любви которая угасает и воскресить которую не под силу никому. Даже временам года.
6 сентября 2011
Даже и не думала, что этот фильм меня впечатлит. Ничего не слышала ни о режиссёре, ни о картине, выбрала её, исходя из названия и страны, а точнее, стран — изготовителей, как бы глупо это ни было. Но после просмотра появилось желание знакомиться с Джейлан, он умело предложил мне исследовать, размышлять, рассуждать.
Простая история простыми словами. Куда как приятнее и интереснее наблюдать за реальностью, без прикрас, без надуманностей, без искусственного движения. Каждый кадр плавно перетекает в следующий, оставляя время рассматривать, замечать, ощущать, рассуждать.
Отдельная похвала компановке кадра, цветности, приятности восприятия. Утро, когда Бахар рассказывает свой сон про мать, наполнено спокойствием: очень рано, за окном идёт снег, в комнате нет искусственного освещения — свежесть нового дня, но благодаря диалогу между главными героями, напряжение остаётся где-то в самой глубине, внутри зрителя. Умелая подача эмоций и передача их смотрящим, достойная уважения.
У меня не появилось ни малейшего желания рассуждать о поступках героев, вернее, о правильности или неправильности их поведения. Потому что это простая жизнь, такая же как та, что вокруг меня. И эти двое такие же люди, несущие свою историю, которая не призвана поучать, она просто рассказана нам.
Фильм ради фильма, фильм для просмотра, фильм про людей.
8 из 10
2 марта 2011
Нури Бильге Джейлан — достоин уважения, режиссер в главной роли, что может быть лучше.
Впечатлило все, особенно осенняя Турция, очень красиво.
Каждая пара, семья, переживают цикл отношений, когда ни чего не хочется от второй половины, полное безразличие. Иса — главный герой, понимая все это, предлагает сделать паузу, отдохнуть друг от друга, проверить чувства. А Бахар — главная героиня уже не хочет ни чего, она хочет исчезнуть и забыть все, что было.
Проходит время, Иса осознает, что не может без Бахар, он готов идти на край Света, лишь бы найти её и вернуть… Он дает ей шанс, она его упускает…
Каждому Бог преподносит шанс, право на другую дорогу, право одуматься и изменить, но порой мы не замечаем этого или просто настолько безразличны к жизни, что не хотим замечать…
Как часто в нашей жизни расстаются семейные пары, любящие пары из-за обычного душевного климата. Конечно есть и те, кто все это понимают и умеют переживать такие ситуации, они счастливо живут и радуются. Но чаще происходят разводы, расставания, глупости…
Фильм, который не просто покажет историю, мелодраму о двух сердцах, а так же покажет безумно красивую Турцию, что всегда приятно для глаз.
8 из 10
1 марта 2010
Думаю, не я первая, не я последняя, кто сравнивал «Времена года» Джейлана с творениями великого Антониони. Данное сравнение могло бы ему как режиссеру безусловно польстить. И на протяжении всего фильма чувствовалось в нем нечто такое родное, такое близкое, в общем дорогая сердцу антониониевская картинка, в которой, правда, появились чуждые его миру турецкие пейзажи, турецкие лица, турецкая речь. Не хватало только Моники Витти, которая в течение фильма почему-то мерещилась мне в разных уголках и в задумчивых позах.
Во «Временах года» есть все, что было и к счастью остается в фильмах Антониони. Это, безусловно, картинка, когда каждый неспешный кадр хоть в рамочку вставляй — настолько он тонкий и красивый (намного позже я узнала, что Джейлан когда-то занимался фотографией, что и сыграло решающую роль). Это и обет молчания, который не сговариваясь дали друг другу главные герои. Это чтение мыслей не по губам, а по глазам. Это определенно умение красиво и долго молчать, либо говорить ни о чем, когда слышны только частые всхлипывания, когда идет тихий снег и где-то недалеко слышен мотор самолета, на котором Он улетает…
В таких фильмах нет мощных действий и каких-то потайных течений сюжета. Повествование в них нарочито медленное и неторопливое. Рассказать сюжет хватило бы и одного — двух слов, а весь сценарий уместился бы на нескольких листах из блокнота. Зачастую герои бездействуют, и тот максимум движений, на который они оказываются способны, — это похожий на тренировочные упражнения по вольной борьбе бесполезный и безрадостный секс. Такой же черствый, как те самые орехи, которые катались вместе с людьми по полу…
В таком кино только два главных героя — Он и Она. Несмотря на то, что там может быть еще кто-то, основное действие фокусируется вокруг них двоих. В самом начале они совместно исследуют какие-то развалины, представляющие историческую ценность. Он фотографирует. Она зевает. Жаркий курорт, бессмысленный ужин с чужими людьми. Ей скучно в этих унылых декорациях. Но что самое печальное и безысходное — Ей скучно и тяжело рядом с Ним. Хочется только закрыть глаза Ему и себе и вместе под откос, чтобы умереть — быстро, бестолково, но вместе…
Весь фильм — сплошные развалины давно минувших дней и эпох. Такие же развалины наблюдаются и в их семейной жизни. Когда не о чем говорить. И когда такие милые и дорогие сердцу слова, как «Я тебя люблю», произносятся только в пригрезившемся сне, от которого пробуждаешься, как от холодного душа… Когда ждешь Ее всю осень, пытаясь найти Ей замену в лице молодой женщины, у которой туфли с острыми носами и дурацкий смех… Когда едешь за Ней почти на край света, где только непроходимые снега и остывший кофе, находишь Ее, чтобы сказать те самые слова, которые Ей когда-то приснились, а в результате теряешь последний шанс, так и не сумев им воспользоваться…
Понятно, что весна для их отношений никогда не наступит. И единственное, что остается — это душераздирающая мелодия из дешевенькой музыкальной шкатулки…
6 января 2010
Всё же мужчины принимают жизнь лишь как дареную вещь, не больше и не меньше, женщины же в этом вопросе пытаются дойти до некой сути, путь это не скажу бессмысленный, но малоэффективный, несмотря на интенсивность эмоций, на него затраченных. С другой стороны, эмоциональный опыт есть субстанция радостная, независимо от знака, с которым она где-то там под ложечкой прячется.
Это кино как раз о разнице в восприятии. И я не веду здесь речь о пресловутых гендерных стереотипах, потому что с ними как раз всё нормально, пользовать эту унылость Джейлан и не собирался вовсе. Иными словами, подчеркнем лишний раз, автор здесь счастливо избегает наиболее часто встречающихся в поп-арте штампов, вызванных подчеркнуть непримиримые противоречия во взаимоотношениях полов, которые любовь придумали, чтоб, прости господи, сливаться в пароксизме страсти, секс, чтоб имело смысл покупать красивую одежду, а слова — чтоб ими отстаивать свою самость и самистость.
Джейлан показывает нам двух несчастливых людей, несчастье их поначалу неочевидно, оно — в недомолвках, его отражение в поспешной готовности Исы вдруг засмеяться, как бы снимая напряжение, в отчаявшемся взгляде Бахар, в упоении, с которым взаимное несчастье их выставляет себя напоказ окружающим. Необходим формальный повод для прекращения этого бреда, выяснение отношений, обязательные слова, призванные всему назначать смысл. То есть она уже готова услышать, а он сказать.
Что им было хорошо вместе, что незачем друг друга мучать, что хорошо расстаться друзьями, ведь в кино и обедать можно ходить и так, а звонить он ей будет каждый день, и — самое главное — он уверен, что она обязательно найдет себе кого-нибудь вместо. Её зрачки расширяются, она ничего не говорит, но мы слышим интонацию её молчания.
Джейлан немногословен, его герои тоже предпочитают тишину, поэтому слова здесь придуманы для их игнорирования, а нервность этого кино (которая по ту сторону истерики) создаётся паузами. Но паузы не безопасны, слова есть способ заболтать смерть, временно попрать её в правах, и, когда слова иссякают, старуха уже тут как тут.
Иса ведет мотоцикл, Бахар закрывает ему глаза, и это можно считать счастливым финалом, потому что как в сказке, где все в один день умирают.
Но автор попытается реанимировать своих героев, и это будет в лучших традициях, то есть со слезами, подобающими ситуации клятвами и удовлетворением персонажа невостребованностью оных, а когда улетучатся последние иллюзии, останется лишь тихость пустоты и сладкий ужас осознания, до какой степени мы друг другу бываем не нужны.
3 ноября 2009
Режиссер-реалист Нури Бельге Джейлан не раз признавался, что любит мелодрамы, поэтому в каждом из его фильмов любовные мотивы присутствуют так или иначе, но «Времена года» — единственный из них, который можно назвать мелодрамой полноценно. Впрочем, это не означает, что из экзистенциализма он вдруг ударился в романтизм, все как раз таки наоборот — мелодраматизм он перенес на полотно экзистенциализма.
Главный герой «Времен года» — фотограф Иса, который в силу творческого кризиса так и не может закончить свою дипломную работу. Впрочем, четких целей или ясно прослеживающейся сюжетной структуры, тут, как и в прочих фильмах, нет, а занятие фотографией станет лишь фоном для главных поисков Исы — любви. Главную роль режиссер, к слову, исполнил сам, а на роль героини Бахар взял собственную жену. Вообще, если говорить про Джейлана отдельно, то в кино он попробовал много ипостасей, где есть и операторская работа, и монтаж, и написание сценариев, и продюсирование, но, в первую очередь он, конечно, же режиссер, умеющий делать реалистичные экзистенциальные драмы, которые хочется пересматривать неоднократно.
Видение мелодраматичности у Джейлана, также своеобразно. В многочисленных интервью он признавался, что понимает под любовью постоянную борьбу. А потому, несмотря на весь мелодраматизм, главной темой все же остается независимость и одиночество. Так Иса может полюбить лишь сильную девушку, и, только расставшись с Бахар, начинает понимать, что она была как раз таковой, потому и едет за ней на другой конец страны — на заснеженный восток Турции. Но девушка для него является сильной только до тех пор, пока независима от него, как только они снова вместе — страсть уходит. Можно, конечно, обвинить Джейлана в излишнем идеализме и желании несбыточного, но кино, как и жизнь, для него это поиск смысла, в котором он старается сохранить максимум реализма.
Сам Джейлан обозначил «Времена года», как городской фильм — он, как человек хорошо знакомый и с деревенской темой (однако, три последних фильма — городские), видит в жителях густонаселенных районов большую тягу к духовным чувствам. Впрочем, несмотря на то, что Бахар и Иса жители явно городские, самого города в фильме практически не заметно, разве что в центральном эпизоде, который можно окрестить как «осень», идущей между южным солнечным «летом» и заснеженной восточной «зимой». На этом контрасте и построена режиссерская игра Джейлана и это делает «Времена года» одним из самых ярких фильмов, показавших Турцию во всем многообразии.
То, что герой снова фотограф, как было и в «Отчуждении», не случайно — сам Джейлан увлекается фотографией и это можно понять по его фильмам, где некоторые из сцен настолько нарочно затянуты, что, кажется, в них можно всматриваться, как в фотографию, тщательно рассмотрев все детали. Вообще, длинные сцены для режиссера не редкость, с их помощью он и достигает раскрытия актеров в кадре, этим и приобретается невероятная тягучесть фильма, которая понравится определенно не всем, но в ней особый режиссерский подчерк Джейлана. Все-таки хорошо, что ему плевать на кассовые сборы. За то и любим!
Итог: экзистенциальная мелодрама об идеалистичном поиске абсолютной любви, вобравшая в себя всю разнообразную красоту и сдержанную поэтичность Турции.
16 июля 2009
Кино не для всех. Это надо сказать сразу. Многим фильм покажется занудным, затянутым, скучным и лишенным внятной истории. Никак не могу сказать, что люблю занудные фильмы. Но «Времена года» — фильм, понравившийся безумно. И чем больше дней проходит после просмотра, тем выше я готова его оценить.
Фильм — в сущности, о вечном. О любви. Горькой, сложной, неудачной. Об отношениях двух взрослых людей, которым сильно мешает гордость и нежелание (неумение?) разговаривать. Герои фильма молчаливы, как и весь фильм молчалив, выстроен на нюансах, намеках, недоговоренностях, на таких деталях, как умение в размытой фигурке за мутным окном узнать силуэт любимой женщины. Героев двое. Они любят друг друга, тянутся друг к другу, но между ними все время встает невысказанная боль, старые обиды, они то и дело не совпадают: он тянется к ней так сильно, что переходит на непривычный для себя язык — «Милая, родная…», но она не готова ответить. Она приходит к нему — он замыкается в молчании.
Атмосфера, в которую вовлекает этот магический фильм, не дающий оторваться от планов, на которых «ничего не происходит», с поразительной точностью передает мучительность отношений с любимым, когда в них что-то сломалось. И ты вдруг понимаешь, что фильм вовсе не затянут: он приближен к режиму реального времени.
Вот эти двое на пляже. Вдвоем. Жаркое солнце, море, пустой берег. Люди приезжают в такие места, чтобы почувствовать себя счастливыми. Но эти двое не счастливы. Они молчат. Долго. Их молчание тягостно в том числе и для зрителя, который все ждет: когда же начнется действие? Потом понимаешь: это и есть действие. Фильм делает тебя не просто соглядатаем, свидетелем, он затягивает в свое пространство. И оказавшись внутри, начинаешь чувствовать муку их разлада собственной кожей. Начинаешь узнавать — «да, вот так это и бывает». Эти напряженные, полные скрытой боли минуты, которые тянутся и тянутся, как нитка плавленого сыра, переживаются зрителем и героями с одним и тем же мучительным чувством.
И эти великолепные тончайшие переходы: от взаимной нежности, искренней улыбки — к незаметно скатившейся по щеке слезе, к внезапному предложению расстаться, — и обратно, к подлинной тоске друг по другу, к радости встречи, прикрытой холодностью, и попытки найти себе кого-нибудь другого, — все это не просто имитация жизни, это сама жизнь и есть. Но те, кто сочтет «Времена года» обычной мелодрамой о встречах и расставаниях, наверняка обманутся в ожиданиях: для мелодрамы фильм слишком глубок, холоден и молчалив.
Впрочем, в этом фильме можно увидеть одну из лучших эротических сцен мирового кино (вынуждена это констатировать с некоторым удивлением). Интересно, как она сделана: несмотря на очень сдержанную, почти целомудренную картинку (практически никакого обнаженного тела и других привычных приемов для такого рода сцен), сцена пронизана такой искренней, концентрированной «янычарской» страстью, какой не увидишь в самых смелых по части эротики западных фильмах. Есть, впрочем, и другая постельная сцена: совершенно иная, акварельно-тонкая. В этой второй сцене видеоряда вообще нет — зритель лишь догадывается о происходящем. И, надо сказать, догадки вполне хватает: атмосфера этого грустного свидания передана великолепно.
А еще в фильме «Времен года» есть непривычная Турция: осенняя и зимняя (зимняя, если бы не минареты и женщины в хиджабах, была бы натуральной Россией, что неожиданно и занятно). Это Турция, полная печальной поэзии, с тайной радостью узнаваемой любителями Орхана Памука. И еще есть прелестная фортепианная мелодия. Ее, правда, можно услышать только два раза: в начале и на финальных титрах.
9 из 10
10 февраля 2009
Бахар работает арт-директором в съёмках сериала, Иса преподаёт уроки в колледже. Были времена, когда они оба радовались жизни и чувству любви, но со временами года чувство испарилось, оставив отпечатки только на фотографиях. Иса предложил Бахар расстаться на время, избавиться от напряжения, дать отдохнуть друг от друга. Предложение было принято, Бахар улетает на съёмки фильма, Иса остаётся на родине и продолжает преподавать в колледже. Время помогает забыться о прошлой любви, а иногда укрепляет её крепче, чем было в прошлом. Одно из двух…
Фильм был просмотрен, а «Отчуждение» сразу был занесён в список того, что нужно видеть. Режиссёр, снятый в своём же фильме в виде главного героя не редкое явление, но интересное представление. Нури Бельге Джейлан серьёзный человек, сразу завоевал моё уважение после этого фильма. «Времена года» не то, что бы тяжёлый фильм, он рассказывают об этой «любви», которая обитает в сердцах многих людей. Эта «любовь», замечу, в кавычках — трагедия многих семей, из которых большинство влюблённых не могут заметить того, что происходит на самом деле: эгоизм, ложь и прочие неверности.
Люблю лишний раз радоваться авторскому кино, ибо оно не пытается угодить для большинства, которое в состоянии смотреть только на истребителей вампиров и на бесконечные перестрелки, приправленные фантастическими эффектами. «Времена года» совершенно не предназначено для просмотра лиц, страдающие только вышеописанным коммерческим интересом. Авторское кино показывает, как всё есть на самом деле, из-за чего нам не приходиться говорить: «ах, ну это ж американцы», а «ах, вот это как в настоящей жизни». Действительно, горькая правда бьёт ручьями, она всегда остаётся горькой для всех. Многим она режет сердце, а другим открывает глаза.
Нури Бельге Джейлан талантливый режиссёр, теперь из виду его не упущу. Для всех любителей драм и авторского кино «Времена года» будут большим подарком. А для меня сразу два подарка, и фильм, и режиссёр, который на самом деле является поклонником Тарковского. Ещё один повод посмотреть фильм Нури. «Отчуждение» — ты следующее…
19 декабря 2007