У реки
6.6
7
2006, драма
Украина, 1 ч 24 мин
12+

В ролях: Юрий Невгамонный, Нина Русланова, Наталья Бузько, Светлана Виноградова, Александр Кузьменко
и другие
В основе сюжета фильма — описание одного длинного дня в жизни двух старых женщин — матери и дочери. В их жизни уже давно ничего не происходило, и однажды они вышли из дома и отправились к реке. Вся трагедия в том, что это, скорее всего, последняя их совместная прогулка. Это фильм об истинных человеческих ценностях, о чувствах, которые рождаются в душе каждого человека независимо от возраста.
Дополнительные данные
оригинальное название:

У реки

год: 2006
страна:
Украина
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Алексей Убейволк
художники: Владимир Евсиков, Руслан Хвастов
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 августа 2007 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 24 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «У реки», 2006

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «У реки», 2006

Когда-то они танцевали. Теперь лишь вспоминают это

Говорят, вода умеет помнить. Все, что когда-либо видела или слышала каждая речка, отпечатывается в морях и океанах. Их жизнь тоже помнят.

«Старушки», рассказ Фридриха Горенштейна, в 2006 году вдохновил украинского режиссера Еву Найман снять свой первый полнометражный художественный фильм «У реки». Прямо из Германии Найман прилетела на Одесскую киностудию и сразу начала работу, посадив «за перо» Сергея Четверткова, а камеру отдала в руки Алексею Убыйвовку.

Ах, эта вечная проблема отцов и детей. Как же она остро стоит, когда тебе 15, или 25. Но оказывается, чем старше ты становишься, тем больше разрастается эта дыра — пропасть в понимании. Старая женщина Маша (Нина Русланова) и еще более близка к смерти ее мать (Марина Полицемайко) живут вместе в старой квартирке, где «мух много. Бойня недалеко». Это лишь день, в котором теплится жизнь. Мать, страдающая всеми возможными старческими болячками, уже давно не выходила на улицу. Но внезапно посетивший старое жилище гость (Сергей Бехтерев) возвращает старушке ощущение молодости, прилив сил, которые давно уже слились в водопровод. Вечно недовольная Маша пилит мать по каждому поводу. Что тут скажешь, старость не радость. Но для этих двух женщин такая жизнь, вся эта бытовуха, прогулки и простые чувства, и есть радостью. Они сварливы, они раздражают друг друга. Но в этом их любовь и забота. Они понимают, что отведенного времени осталось немного и хватаются друг за друга, как за спасительную соломинку.

Стоит отдать должное Еве Найман за великолепный подбор актеров, в составе Нины Русановой, Марины Полицемайко, Сергея Бехтерева и Юрия Невгамонного. Главные героини настолько вжились в роль, что остается лишь верить им до последнего. Но вот один момент, который слегка подпортил гармонию на съемочной площадке. Имя сия «чуда» Наталья Бузько, которая изображала молодую мамашу американского закоса. Она настолько выбивалась из общей целостности, аж резало все прилегающие органы чувств на голове. Как разноцветный попугай она влетела в кадр всего с двумя фразами, которые повторила раз 15 и то, умудряясь переигрывать.

Весь фильм сопровождает музыка, словно взятая из старых кинофильмов. Но именно она подчеркивает самобытность жителей этой местности. История одного дня двух женщин стала костяком кинокартины. Но главным персонажем все-таки оказалась та самая река, заявленная в названии. Она — молчаливый наблюдатель, который смотрит на пьянки молодежи, ссоры, первые поцелуи… — в общем, на жизнь.

Дебют украинки Евы Найман стал удачным стартом для дальнейшей работы. И надеюсь, станет примером и вдохновением для многих других авторов. Не стоит искать в этой работе какого-то напряжения, саспенса или прочего. Это не тяжелая драма с выносом мозга и выкатом глаз. Это простая до невозможного жизнь.

6 из 10

25 октября 2015

Дебютный полный метр украинского режиссера Евы Нейман «У реки» по рассказу Фридриха Горштейна, был снят на Одесской киностудии в 2007 году. В основе истории — один день из жизни двух старушек: матери (Марина Полицеймако) и дочери (Нина Русланова). День дочери начался, как и у всех старушек. Рынок с продуктами и цветами, церковь, готовка завтрака-обеда. Пришедший неожиданно нелепый чиновник от Валентина Михайловича, некоего кандидата, обещает пересчитать и денежно компенсировать все конфискованное некогда имущество их родственника Василия. Разговор о сыне, рождает в матери неудержимое желание вспомнить былые годы, почувствовать себя молодой и насладиться полнотой жизни на реке, которую та не видела уже много лет. Неприятный помощник депутата поспешно убегает, чтобы не иметь дело с сумасшедшей старухой, которая еле передвигается, и сварливая дочь, скрепя сердце, везет мать к реке.

Нейман рисует удивительно атмосферную картину уходящей жизни. Поблекшее лето, мутные дореволюционные зеркала, мухи, собаки, алкоголики, замусоленные скатерти, отвергнутые поцелуи, рассыпавшиеся помятые яблоки на задворках, опять мухи, опять собаки. И все это живет и шевелится, но как то скупо, увядающе. Скрипочка врет на полтона, ресторан с безликими статуями хуже, чем забегаловка с пьяницами и пирожными, постановочные фотографии с натянутыми улыбками, несостоявшаяся свадьба, опавшие листья, разбитые фонари. Само изображение будто окутано дымкой прошлого, снято на старую пленку, фиксирует неудачи, смиренные разочарования, последние попытки удержать уходящий миг.

Нейман отлично замечает мелкие, но острые детали: мальчик, крестящийся у церкви, входит в какой-то нелепый экстаз и штампует поклоны в промышленных масштабах, неприятный чиновник, прячет косточки от слив в платок, у капризной барышни в ресторане не сходится молния на красном платье. Некоторые емкие кадры сродни по глубине японской живописи: рассыпавшиеся яблоки или колосящаяся трава, которую фотографирует моряк, продавщица шариков, навивающая целый букет ощущений, плывущая по реке красная лента в руках матери. Один монтажный кусок, наделен потенцией на полноценное произведение. Все в фильме проникновенно и осязаемо. Картонная коробка, пахнущая стариной, хранит в себе детские фотографии матери, украшения, родные сердцу вещи. По краю коробки скользит красная лента, ее мать вплетает в волосы. Как красная линия жизни, проплывает она в темной воде реки, реки жизни, ее олицетворении, тогда, когда происходит диалог: «-Сколько ей уже? — Девяносто скоро будет…». Ведущие лодку девочки своего рода психопомпы, отправляющие ее по реке в иной мир. «Поехать бы на тот берег, лечь на траву. Я уже 100 лет не была на том берегу». Звенящая тишина укромного уголка, где располагается старушка, разрывается детскими криками, жизнь продолжается во всей своей полноте. Увядание и бурлящая жизнь, наполняющая увядание смыслом, умиротворенностью — один из ключевых контрастов в фильме. В целом вся лента построена на противопоставлениях искренности и неестественности, любви и нелюбви, матери и ребенка, стремлении и отторжении, доброте и озлобленности, старости и молодости, наконец.

Это не повествовательное кино, это кино, прежде всего, ощущения. Ощущения жажды жизни, ностальгических переживаний, любви и сострадания, уходящего мига, покрытого туманом светлой грусти. Потому события разворачиваются в эксцентричном, ирреальном пространстве. Со странными типажами, нарочито утрированными или нелепыми, неказистыми диалогами, шероховатой игрой. Не жизнь, а кино, не реальность, а сама суть ощущения.

Комичности и гротеска в фильме полно, пожалуй, только старушки и единичные персонажи не выглядят эксцентрично. Довольно комично смотрится прибытие корабля под измененный до неузнаваемости марш «Прощание Славянки». Скользкий ухажер, музыкант, официантка, та же барышня в красном платье, отрешенный капитан, кукольная «дочь американочки» и вовсе кажется отвратной актрисой, когда собачится со старшей старушкой. «Грызло собачье!» — резко бросает ей героиня Полицеймако. После этой яростной сцены, собаки буквально ворвутся в пространство. Собаки на веранде ресторана, на корабле, на пикнике, у лодочной станции, непрекращающийся лай на фоне. Жизнь собачья, люди вечно рядом с нами, сами как собаки, никому ненужные бескровные твари, только лицемерят и грызутся. «Кто хозяин? В противном случае животное поступает в министерство речного флота». Девочка в веночке из компании отдыхающих, отвергнувшая доброго чудаковатого моряка, который хотел всего-то на всего побеседовать в приятном окружении, неожиданно просит его сфотографировать их компанию. Моряк берет фотоаппарат и в ответ на ее просьбу щелкает собаку. А потом их с целлофановыми улыбками. Собаки и то живее выглядят.

И бродит его одинокая душа, ищет понимания. Ухажер из ресторана не слушает его чудаковатых историй про астероид, болтает себе по телефону. А тот все про астероид говорит «вдруг упадет?». И только престарелая мать слышит его грустный романс, спетый со сцены дешевого кафе, и рыдает. По сути, моряк — единственный живой, искренний и по-настоящему добрый персонаж в этом фильме. И при этом не от мира сего, где то в цивилизации майя, где-то на астероидах, на страницах журналов про путешественников. Не на земле, а на реке. Он единственный, кто смог по настоящему умилить мать, в этой долгой прогулке до реки. Даже милая девочка, предложившая прокатить бабушку на лодке, делает это, потому что бабушка «ненормальная». Естественность и полнота ощущения жизни становится чудаковатостью. При этом истерично вопящая дочь, воспринимается нормально. А слезы или наслаждение прогулкой — странно.

9 из 10

7 ноября 2009

Драма У реки на экранах с 2006 года, премьера вышла более 18 лет назад, его режиссером является Ева Нейман. Кто снимался в кино, актерский состав: Юрий Невгамонный, Нина Русланова, Наталья Бузько, Светлана Виноградова, Александр Кузьменко, Марина Полицеймако, Сергей Бехтерев.

Страна производства - Украина. У реки — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.