Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Свобода |
английское название: |
Libertas |
год: | 2006 |
страна: |
Хорватия
|
режиссер: | Велько Булайич |
сценаристы: | Велько Булайич, Мирко Ковач, Pedja Sehovic, Иво Брешан |
продюсеры: | Aleksander Crcek, Loes Kamsteeg, Mladen Koceic |
видеооператоры: | Томислав Пинтер, Ваня Чернюл |
художники: | Mladen Ozbolt, Франческо Престьери |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 июля 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 10 мин |
Булайич известен как режиссер «партизанского» кино, которое высмеивал в свое время Кустурица. Тем не менее, фильм Булайича «Битва на Неретве» в 1969 году был выдвинут на Оскар.
На самом деле, «Либертас» — картина хорватского производства. Режиссер, правда, — черногорец. Фильм повествует о жизни классика хорватской литературы, поэта и комедиографа XVI века — Марина Држича. В своих комедиях Држич глумится над демократическим правительством республики Дурбовника. Мол, «не настоящие вы демократы, а фашисты и тираны». Правительству это, естественно, не по нраву, и вскоре пиит попадает в опалу.
Сначала коварством и подлостью, потом уже и физическими насилием сенат и князь Дубровника тиранят классика литературы. Поэтому Марин сотоварищи вынужден эмигрировать в Италию в надежде найти заступничество у просвещенного синьора Флоренции и дожа Венеции. Однако, «просвещенные» итальянцы остаются глухи к стонам эмигрантов. Кровавая клика Дубровника не дает диссидентам покоя и за границей, истребляя их одного за другим. В сюжете нетрудно увидеть прозрачный намек как на социалистическую Югославию Тито, так и на националистическую Хорватию Франьо Туджмана.
Эстетика киноленты дистанцируется от обычного балканского буйства образов, от знакомого многим югославского трагикомического эффекта. По началу картина выглядит как пресный костюмный байопик. Персонажи ничем не напоминают бесбашенных югославов, знакомых по лентам Андрея Петровича, Слободана Шияна, Горана Паскалевича. Они по-европейски — корректны, по-королевски — разодеты. Рассуждают о свободах, о деспотии. Легко переходят с хорватского на итальянский. Все это наводит смертельную скуку на зрителя. Во время сеанса кое-кто засыпал, а некоторые и покидали зал. Не все так печально. «Либертас» — относится к той редкой категории фильмов, где начало намного слабее, чем его окончание. Если вы досидеть до конца, то можно увидеть как прекрасно забвение печальной смерти в Венеции.
С одной стороны, режиссер балуется с идеей, что хорваты — настоящие европейцы. С другой стороны, горько над этим посмеивается. Бедный Марин бегает по стране вместе с еще одной эмигранткой — прекрасной княжной Дежей. Во время итальянских мытарств Марин убеждается, что вопреки его представлениям, никто о нем не знает. Темные итальяшки не понимают литературного величия хорватского классика. Марину даже не удается устроиться на работу в провинциальном итальянском театре. Пара беглецов вынуждена просить ночлега, побираться и страдать. Страдания, впрочем, заставляют их вскоре отбросить непорочное благонравие, и нежная дружба поэта и его ласковой подруги перерастает в любовь страстную, неистовую. Однако, добравшись до Венеции пара попадает в западню дубровацких тайных агентов. Они снова спасаются бегством, разбегаясь в разные стороны. Несчастный Марин попадает в венецианскую богадельню, где его посещают видения, и где, в конце концов, он умирает как никому не нужный бродяжка, а княжна бегает по Венеции, оглашая своими криками лазурные волны ее каналов.
28 января 2018