Эйфория
6.6
6.5
2006, комедия, мелодрама, драма
Россия, 1 ч 14 мин
18+

В ролях: Полина Агуреева, Ярославна Серова, Виталий Романюк, Вячеслав Кокорин, Зоя Задорожная
и другие
Они виделись всего раз. На пьяной свадьбе. Их взгляды встретились. Это оно. То, чего они никогда не знали, то, что они не могут понять, осознать, произошло. Теперь им невозможно жить, дышать друг без друга. Словно мощным речным потоком, сильным космическим магнитом с непреодолимой силой манит, влечёт, притягивает их друг к другу. Они уже не принадлежат себе, своим родным и друзьям.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Эйфория

год: 2006
страна:
Россия
слоган: «Сильна, как смерть, любовь; страшна, как преисподняя, ревность»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Андрей Найденов
композитор:
художник: Юрий Хариков
монтаж:
жанры: комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $520 000
Сборы в США: $2 209 023
Мировые сборы: $2 581 200
Дата выхода
Мировая премьера: 6 сентября 2006 г.
на DVD: 30 июня 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 14 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама, драма

Постеры фильма «Эйфория», 2006

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Эйфория», 2006

Ты неси меня, река

Голубое небо и бесконечное поле. Идеальные декорации, где нет ничего лишнего. Дебют на большом экране театрального режиссера Ивана Вырыпаева, который словно не может наиграться с пространством. В последующих работах локации будут привлекать куда меньшее внимание, хотя эксперимент со степью в целом удался. При этом она все равно играет второстепенную роль. Если бы не завораживающая по красоте композиция кадра, можно было бы не бояться переносить действие на подмостки театра. Суть ведь все равно крупные планы и небанальные по-вырыпаевски диалоги. Хотя и на экране история оправданной измены выглядит весьма органично. К концу не остается никаких сомнений в том, что формат был выбран очень точно. В том числе и для того, что бы кино стало доступным большему количеству человек. Хочется, чтобы такого рода искусство становилось массовым.

Первая и самая натуралистичная картина режиссера, но не лишенная абстрактного налета. Фильм балансирует на гране грубой действительности и притчи. Брань, заброшенность и уныние сельской жизни, где все развлечение выпить вечерком в кругу таких же несчастных. Зритель видит это не потому, что должен проникнуться ужасом захолустных реалий, или потому что показывать русских так принято. Просто кино об эйфории и борьбе за свободу, которым негде больше появляться разве что здесь, при таких обстоятельствах.

Измена ещё не раз будет фигурировать в фильмах Вырыпаева. Впрочем, и здесь она появляется дважды. На фоне главной буквально в нескольких эпизодах рассказана, по сути, та же история, но без романтики и красоты. Муж изменяет жене с односельчанкой, о чем узнают все и очень быстро, а жена жестоко мстит сопернице. Можно сказать, что зритель узнает развязку наперед, но благодаря этому сценарному ходу иносказания находят связь с реальной жизнью. Окончательно перестают казаться просто красивыми, но бессмысленными. Уже в этом небольшом житейском моменте можно увидеть измену как борьбу за свободу. Измена рисуется как спасение души через тела, потому это своего рода победа над грязью и клеше, связанных с этой темой.

Все на поверхности и героев, с их безысходностью, эйфорию можно понять без слов. Перед нами очень русское, но в то же время абсолютно универсальное кино, без страны и языка. Достаточно одной только музыки, реки и степи на заднем плане, чтобы проникнуться историей, которую они скрывают. Простой и красивой как они сами.

28 октября 2018

Ибо сильна, как смерть…

У нее есть муж и ребенок. И каждый день выглядит одинаково.

Он простой парень. И каждый его день, в целом, тоже похож на предыдущий.

Ничего особенного: деревня, свадьба, пьянка. Но именно там они увидели друг друга, и больше не смогли забыть.

Не красивые фразы или харизма, не флирт или острые шутки — не внешнее или материальное захватило их и заставило чувствовать. Сильнейший порыв, накрывающий с головой, с которым пропадают все страхи, и даже смерть отодвинута на второй план… Вот что такое эйфория.

«Эйфория — это состояние блаженства, радостного, душевного подъёма, не всегда объяснимого внешними обстоятельствами и причинами» (с). Вот в таком состоянии, бездумном, горящем, яростном, свободном, и находятся главные персонажи.

Да и персонажами или главными героями их назвать нельзя. Это просто два человека, поглощенные чувством, живущие внутри него. Есть только небо и земля, и цвет ее платья посреди, и колосящаяся рожь да бегущая река.

А еще у нее есть семья, о которой она забыла…

«Эйфория» Вырыпаева — это такой специфичный, особенный фильм, где нет ничего кроме цвета, звука и чувства. 74 минуты сильных эмоций, которые становятся в ряд на полку с лучшими неизвестными бестселлерами, трип-хоп винилом и водочным граненым стаканом.

10 из 10

13 декабря 2017

Глаза-в-глаза хорошо схвачено.

Это поздно случилось. Относительно выхода фильма на экраны. В конце 2006, уже и слава его отгремела. Слышала, что стоит посмотреть, да в кинотеатр не выбралась, а после забыть успела. Подруга подбросила диск с того сорта выражением лица, какое бывает у рачительной хозяйки, не привыкшей выбрасывать продукты: Ты ешь-ешь яблочки, милок, у нас в этом году поросенка нет.

— Посмотри, может понравится, хотя уродский, конечно, фильм. — Да отчего ж уродский? — спросила, — Критики хвалили его. С извечным недоверием человека, которому открыта истинная суть вещей ко всем умникам: Страшные они там все. И жизнь у них убогая, и ведут себя по-идиотски и все такое некрасивое. Но вот это, знаешь, «глаза-в-глаза», очень хорошо схвачено.

Особенности восприятия одного человека не совпадают с особенностями восприятия другого. Это единственное, чем могу объяснить свое впечатление от фильма. Потому что пропала сразу. С саундтрека и панорамных съемок. Своеобразная внешность Полины Агуреевой не стала моим эталоном женской красоты. Равно как и наружность ее партнеров по фильму Максима Ушакова и Михаила Окунева. Хотя в определенной брутальной привлекательности не откажешь обоим.

Жизнь, она и вправду убогая. Тем ярче расцветающий на глазах огненный цветок страсти. Герои одновременно обожжены им и заключены в кольцо, отделившее от мира. Золотое марево эйфории. Рушит семьи, опрокидывает привязанности, заставляя обо всем позабыть, на все блаженно махнуть рукой. Обещает все и кругом обманет. Много лет спустя после фильма наткнулась в сети на ролик, где Полина Агуреева исполняет романс «Пролитую слезу» на стихи Бродского. И снова так же обмерла, хотя позабыть напрочь успела к тому времени и о фильме, и об актрисе.

Но к «Эйфории». Лодка. Которая медленно погружается в окутанную белой (уже не золотой и не огненной) туманной пеленой реку. Страсть взяла свою жатву и краски оставили их. Только прекрасная вечная степь и удивительная музыка над всем. Эйфория от разных причин происходить может, знаете ли. Любовная самая взрывная. Случается обольщение соблазном реализации. Когда мечта, о которой уже и вспоминать перестал за болью причиненного ее смертью разочарования, воскреснет и поманит вдруг.

Однако случается и другого рода эйфория. Ее одну люблю. Ощутить себя свободной. Понять что жизнь твоя в твоих руках. Осознать, насколько ярка и талантлива и как много дверей открыто взамен обидно захлопнутой. Да полно, неужто обидно?

20 октября 2016

Картины каждого жанра строятся, в общем-то, по одним лекалам, опробованным, устоявшимся и затверженным. Например, другое кино — это непременно неторопливость, граничащая с медлительностью, это выверенность и эстетичность кадра, это глубокая музыка, это странные, часто пугающие своей отрешенностью от обыденного мира, персонажи.

В «Эйфории» все составляющие арт-хауса нарочито гипертрофированы: действие разворачивается с отрицательной скоростью, восхитительная картинка превалирует над смыслом и сюжетом, заунывная царапающая музыка почти не стихает, а персонажи выглядят так, словно их похитили инопланетяне, стерли память, вынули мозг вместе со всей нервной системой, а затем вернули обратно в степь.

- Сильна, как смерть, любовь. Страшна, как преисподняя, ревность.

В аннотации к фильму говорится: «Они виделись всего раз. На пьяной свадьбе. Их взгляды встретились. Это оно». Под «оно», надо понимать, подразумевается «любовь»? Если так, то Иван Вырыпаев буквально одним росчерком пера перечеркивает все представления о любви. У него, любовь = животная страсть. Это не может не коробить. Впрочем, и «ревность» подается как-то очень необычно: обманутый муж не страдает, не мечется, он просто упивается в умат, а потом стреляет без разбору во всех — в коров, людей.

В «Эйфории» есть претензия на изображение исконной русской жизни в провинции, но зрителю явили бытование одичавшего степного люда, такой уклад, где над логикой преобладает страсть, где все повинуются не доводам рассудка, а низменным инстинктам. Герои делятся на два типа: главные — безучастные, безэмоциональные, безыдейные; второстепенные (фон, такой же, как и степь) — напротив словоохотливые, причем до такой степени, что метут языками обо всем, вплоть до каких-то интимных подробностей.

Я давно хотел посмотреть что-нибудь из Вырыпаева, но все отговаривал себя, а тут ради нежно мною любимой Полины Агуреевой решил сделать исключение. Посмотрел. Составил представление о режиссере и понял — больше, скорее всего, смотреть не буду. Хуже плохого фильма может быть только плохое кино, снятое с большой претензией на…

4 из 10

6 сентября 2016

Главное, чтоб войны не было

Фильм Ивана Вырыпаева «Эйфория».

Поскольку бдительные модераторы отклонили прошлую рецензию в связи с слишком явным сюжетным соответствием, попробую на этот раз идти от противоположного. Итак, исключительно впечатление, /и вольные и невольные ассоциации/. Вот только название рецензии оставлю прежнее.

Так вот, фильм вроде бы, как о любви, но сюжет размыт до невозможности. Всё больше мы наблюдаем бескрайние донские степи, такие же бескрайние реки и бесконечные дороги. Камера снимает и снимает, то сверху, то сбоку, то снизу, как будто ищет идеальное место для съёмки.

Герои фильма мечутся меж этих величественных видов, ну и пьют безбожно, матерятся и сношаются без разбора. Быт их, вызывает такое же удручающее чувство, как и жизнь, никаких духовных интересов, надежд и перспектив.

- Главное, чтоб войны не было, — поднимает, вроде бы как тост героиня фильма. И вот отсюда я попробую поподробнее об идее фильма.

Собственно мы не придаём большого значения вопросам нравственным, точнее не придают большого значения, те кто должен придавать. А причины всё те же, деньги, большие деньги, очень большие деньги, немыслимые деньги…

Раньше хоть религия, чуть сдерживала инстинкты звериные.

Живёт человек, в глухом захолустье, ни тебе работы приличной, ни тебе досуга человеческого, /культурного/, единственно пить беспросыпно. Жен мечтает о большой и чистой любви, да где ей при таком раскладе взяться. впрочем душа жаждет и находит, а мужичок, так и не протрезвевший за ружьишко старое и животинку домашнюю, невинную, бац и прямёхонько в кущи райские аль ещё куда. А пристрелявшись и по людям живым да близким без дрожи в руках и коленках. А что ему человека завалить, он же книжек не читал, он же не знает, что есть хорошо и плохо. Не в мире, ближе, в душе, если конечно есть она душа.

Не такой ли безграмотный и потому бездушный мужичок идёт воевать наёмником. Ничего личного, бабла по лёгкому срубить, и домой. Руки в крови по локти, а он счастлив, пьёт по чёрному, да о подвигах своих рассказывает.

А самое интересное в том, что ни режиссёр ни я не сгущаем краски. Надо только приглядеться и ужаснёшься. Ужаснёшься миру в котором живёшь. И это в 21 веке.

Что дальше?

А дальше, то же, что и ране. Не уподобиться. Ибо тогда никакого смысла ничего уже иметь не будет.

15 декабря 2015

Фильм из тех, которые умом не понять. Понять его можно на каком-то глубоком чувственном уровне, при этом перед просмотром надо пережить крышеснос, уйти от хорошего мужа и испытать на своей шкуре тридцать три несчастья. Если повезет, вы даже не утонете в Дону, как героиня, а придете в интернет и сможете написать такую рецензию.

Кино о том, как скучно в эмоциональном плане мы живем, и как нам хочется утопиться или сжечь все к чертовой матери от этой серой, безрадостной рутины. Или хоть переспать с кем-то за оврагом. Или на мотоцикл сесть, или напиться паленой водки и плакаться на плече у подруг, которые ловят свою долю эмоций, глядя на чужую драму. А еще о том, что лучшие годы своей жизни люди тратят на осуществление чужих социальных программ. Счастья это не приносит, зато все «как положено».

А вокруг природа. Люди бегают по холмам со своими мелкими и крупными страстями и эмоциональной голодухой, а холмы просто стоят в покое. И им все равно.

26 апреля 2015

«Эйфория» Ивана Вырыпаева

В психологии понятие эйфория обозначает чувство счастья и восторга, являющееся по сути сильной, положительно окрашенной эмоцией.

И именно такое странное, сразу же врезающееся в память, название для своего фильма избрал российский театральный режиссер Иван Вырыпаев. В свое время эта дебютная картина молодого автора была удостоена специального приза на фестивале «Кинотавр», а также участвовала в конкурсной программе Венецианского фестиваля в 2006-м году.

Фильм «Эйфория» рассказывает зрителю историю простого деревенского парня и молодой замужней девушки, которые, встретившись однажды, полюбили друг друга. Тема взаимоотношений, истинной, всепоглощающей любви, которой неведом страх, борьбы за нее и свою судьбу — вот основные элементы этой киноленты.

Отличительной чертой фильма «Эйфория» является его удивительная насыщенность, красочность за что, конечно же, оператор Андрей Найденов и режиссер Иван Вырыпаев достойны отдельных аплодисментов.

Дон, пшеничные поля, простые деревеньки, серая песчаная дорога, своими зигзагами напоминающая непростую, полную противоречий и непредвиденных обстоятельств, жизнь. Природа здесь своеобразным лейтмотивом проходит через всю цепь повествования, а вместе с тем плавные, яркие краски, словно сошедшие с полотен Ван Гога, в любую минуту готовые взорваться, всецело передают настроение героев и поддерживают общий строй фильма.

При этом режиссер не заискивает перед нами, он прост в самовыражении, чего только стоят обыденные, иногда несуразные и столь точные, бьющие прямо в цель, диалоги героев, их действия, которыми движут внутренние порывы души.

Иногда кажется, что фильм «Эйфория» именно поэтому и получил свое название. Вся картина пронизана эмоциями, где движущей силой, является любовь, настроение и чувства которой замечательно смогли претворить в жизнь исполнители главных ролей Полина Агуреева и Максим Ушаков.

Фильм Ивана Вырыпаева прямолинеен, прост в своем исполнении, однако даже эта видимая наивность, есть пример строгой и отточенной режиссерской работы. Ведь несмотря на трагический финал, послевкусие, остающееся после просмотра фильма «Эйфория», заставляет нас верить, что именно любовь является тем чувством, ради которого стоит бороться …

15 февраля 2015

В 2006 году, когда смотрела фильм «Эйфория» казалось, что он про безысходность 90-х гг., про тяжелую жизнь, бесцельное нищее существование, к которому уже настолько привыкли люди, что их ответной реакцией на бесконечное плохо является определенный пофигизм, безэмоциональность, отрешенное спокойствие.

Еще «Эйфория» демонстрирует «московский снобизм»- кино показывает, как столичные жители видят российскую глубинку: как будто там живут недолюди исключительно с животными чувствами- и трахаются по кустам, томимые сиюминутными порывами, и вилку в живот могут воткнуть, и страдание для них не страдание, да и на детей плевать- безразличие матери по поводу откусанного пальца у ребенка.

Спустя 8 лет, увидела, что фильм про любовь в современном обществе- насколько она не вписывается во взрослую жизнь. Без этого чувства у героев фильма было все понятно- дом, семья, работа, праздники. А возникла любовь- и перевернула всю их жизнь: им страшно, но по-другому они уже не могут. Они вместе- потому что по-другому не могут, он стреляет- потому что по-другому не может. Она лежит с ним мертвым, потому что по-другому не может.

Фильм красивый, грустный, необычный, со вкусом.

10 из 10

30 декабря 2014

Острота чувств диктуется первобытностью и окружающей пустотой

По совету друга, пока отдыхал в отпуске в дождливый декабрь, посмотрел фильм с наркоманским названием — «Эйфория». Фильм, конечно, не новый, но друг плохого не посоветует…

Если честно, название фильма вкупе с оригинальным постером навеяли мне именно растаманские мотивы — голая парочка обдолбанных лежит на белом песке, а их лица выражают скорее ощущение легкого передоза, чем смятение от вихря накрывших чувств и последующей кутерьмы событий. Хотя, может быть, я придираюсь, а режиссер попал именно в точку?

Прежде, чем я стал что-то понимать, от начала фильма прошло минут двадцать. Белый дорожный песок, вездесущая меловая пыль, плавные изгибы бесконечной паутины степных дорог, которым режиссер уделил столь большое внимание, а оператор возвел идею в превосходную степень, завораживают своей вездесущностью. И, конечно же, река — она тоже как дорога, только чистая, благородная и вечная. Как потом оказалось, именно на пересечении дорог и реки решится судьба главных героев драмы.

Фильм про любовь и ревность. Но почему эти два чувства автор захотел раскрыть именно в голой степи? Чтобы освободиться от светских условностей, отмести урбанистические обстоятельства и сосредоточится только на чувствах? То, что любовь и ревность есть везде, где сосуществуют вместе мужчина и женщина, чувственно показывать и доказывать никому не нужно, а снимать фильм — тем более. В этом отношении российская глубинка ничем не отличается от необитаемого острова. А вот что касается места действия фильма, то считаю, что именно окружающая пустота с дорожной пылью приводит людей в трепет от любого возмущения. Проехал мимо джип — событие, лохматый фермер на свадьбе с копной соломы на голове, свербящий тебя взглядом — любовь с первого взгляда!?

«Она замужем. Он постарше, она молода и красива. А была ли любовь?..» Автор намекает на то, что любви у Веры и Валерия не было. Я бы не стал делать таких скоропалительных выводов — все-таки что-то там было. Могла быть и любовь, но вот эта степная тюрьма, в которую заключена ее семья, захудалый быт и совершенная бедность вместе очень быстро свели чувства на нет. Осталась только нужда. На ней долго любовь не протянет. А пожирающая Валерия ревность, она на какой почве возникла? Хотя правильный ответ здесь — скорее выражение инстинкта «собственничества», чем на фоне живущих внутри него чувствах.

И вот тут мы подходим к изображению всепоглощающей любви. Тут автору, как мне кажется, удалось показать непреодолимую силу влечения с одной стороны и крайней досады с другой. Только вот некоторые сцены чересчур манерные, а действия героев слишком категоричны. Если уж переспали, то ему законно можно ходить в одежде Аполлона в присутствии своей возлюбленной, а ей прогуливаться по берегу без исподнего. Если уж изменила, то литр водки без закуски и ружье, а по-хорошему, и переспать с ее подругой в ближайшем овраге. Но в радиусе пары десятков километров нет ни души, только ни в чем неповинные коровы. От пустоты вокруг приходит грусть и уныние, и автор точно нам показывает: для того, чтобы раскрасить ощущения, нужна бутылка водки.

Я не хочу и не могу претендовать на роль искушенного члена жюри венецианского кинофестиваля, но я могу выразить мнение зрителя, которому иногда хочется вырваться из ада нашумевших блокбастеров и посмотреть артхаус, причем свой, российский. Мне, как человеку социальному, понятны чувства главных героев, но выглядят они, на мой взгляд, слишком первобытно. За измену — смерть, в лучшем случае — вилкой в грудь. А ведь это наше время, только где-то далеко от цивилизации — в пьяной и бедной России, где люди озлоблены на весь окружающий мир от нищеты. Человек разумный готов хладнокровно убить животное и даже человека при первой возможности на фоне перепитого алкоголя или неизбежного абстинентного синдрома. Грустно.

PS Кстати, в самом конце титров, а я досмотрел их до конца, указано, что ни одно животное в ходе съемок не пострадало. Это радует.

Ставлю шестёрку по десятибалльной шкале.

14 декабря 2014

Эйфория — роуд-муви по реке Стикс

Фильм смотрела много лет обратно. Он оставил рану звуком ружья, выпускающего пули одну за другой. Остальное забыла.. . Вновь решила посмотреть «Эйфорию» — эмоцию выведенную в заглавие и найти смысл, через своё восприятие. Несколько раз начинала смотреть и выключала.. . не получалось окунуться в атмосферу, сегодня переключала фильм и рывками двигалась к финалу и зацепилась взглядом за платье героини, стоящей у стены, в платье тело — обречённое, растерянное, но с непоколебимой решительностью подчиниться наваждению.

А, когда увидела глаза обоих — счастливые бездонные и отрешённые от всего и вся, и от неотвратимой расплаты — фильм вспомнился разом и оглушил болью. Тем, что знала всегда: когда счастлив, в эйфории, наваждении, когда душа звенит — всегда стоит кто-то или что-то с ружьём, дуло холодит затылок и счастье обрывается.

Фильм потрясающий и счастьем, и трагедией, и ревностью и бесповоротностью и очень красивый.. . небо высокое чарующее, река полноводная, люди не шибко эрудированные, но чувствами и страстями восходят к античности и сегодня такое кино не снимут, потому, как высота неба и глубина реки утеряны в чувствах.

27 октября 2014

Главный герой этого фильма — любовь. Нет, даже не любовь, а страсть. Это когда весь мир отодвигается на второй план, а все пространство твоей жизни занимает вчера еще незнакомый человек. Все переворачивается с ног на голову. Нет страха, нет стыда, больше нет никаких обязательств, только всепоглощающее чувство. И неважно, голубых ты кровей, или работяга из спивающейся деревни — эта напасть не знает социальных границ, и на IQ ей тоже плевать.

Есть еще одно чувство, от которого уже не первое столетие стыдливо пытается избавиться цивилизованное общество- звериная ревность.

Этот фильм из разряда тех, которые вызывают крайние формы эмоций — или восхищение, или отвращение. Я очень люблю этот фильм. За безумно красивые пейзажи, за почти животную естественность чувств. Мне очень нравится ощущение скрытой лавы, кипящей внутри героев, неспешный, почти медитативный темп фильма, внезапно взрывающийся выбросом эмоций.

Настоящая, но мало в каких произведениях описанная, реакция людей на не изведанное раньше чудо страстной любви: растерянность. Только потом — полное растворение в своих чувствах и в мире, сузившимся до двоих. Еще мне нравится то, что Ромео и Джульетта в «Эйфории» — «лапти», «деревня», которые и высказать не умеют то, что творится на душе. Мне нравится то, что авторы фильма нашли историю любви там, куда не принято заглядывать в поисках чувств, достойных пера или камеры.

Прекрасная музыка к фильму: такая же несложная, неказистая, как его герои, и такая же пронзительная и рвущая душу, как история их любви.

10 из 10

15 октября 2014

«Ну чё, короче… всё».

Поражена количеством отрицательных отзывов, поэтому чувствую себя обязанной ответить.

Вчера посмотрела этот фильм, теперь это один из моих любимых фильмов.

Слов в этом фильме не так много, потому что глубину эмоций правильнее выражать другими вещами.

Вместо этого каждый кадр настолько продуман художественно, что помимо чисто эстетического наслаждения это вносит свой смысл, а музыка (кто-то писал, что она монотонная и пилит — не знаю, разве может не нравиться это красивое танго?), мелодия одна и та же, каждый раз в новой вариации, которая соответствует эпизоду. Сюжет довольно прост, немного странен, скорее для того, чтобы показать людей в самые эмоциональные моменты.

Филистерские комментарии по поводу речи героев тоже удивили. Косноязычие в искусстве часто служит показателем (глубины чувств, например, как здесь). Можно хотя бы Сонечку Мармеладову вспомнить, недосмотрел, видимо, Достоевский, криво она говорит, надо было исправить.

Фильм довольно простой и смотрится легко, после его долго вспоминаешь. Считаю, это очень хорошее русское кино. Спасибо Ивану Вырыпаеву.

9 мая 2014

Выколите мне глаза!

Это не фильм, это средтотчие зла, пир сатаны и образец дурновкусия и «типа» артхауса. Единственный адекватный человек в съемочной группе- это оператор, чувак реально клевые кадры делает. Ну и природа там сумасшедшая, наверно ее сложно снять некрасиво. Но это же не документалка Нэшнл Джеографик о широтах средней полосы России…

Режиссер по-мойму просто спятил. Его несет в просторы глубокомысленных фраз, врезающихся в память кадров, пронзительной музыки и головокружительных чувств… Но на деле получается фальшивое и унылое нечто, которое я досмотрела только с целью проклясть гражданина Вырыпаева и со спокойной душой уснуть.

Фильм идет час десять, и первые 10 минут правда покупаешься и на музыку, и на кадры, и на странноватых актеров… По прошествии означенного времени закрадываются мысли- «И что, это так весь фильм будет? Нет-нет, я не верю что со мной могут так поступить, сейчас же что-то начнется, сейчас будет какое то развитие, может СМЫСЛ появится». Но, к сожалению, значение этого слова режиссеру не знакомо.

Главная фраза фильма принадлежит героине. На все вопросы у нее один ответ — «Не знаю».

- Зачем они сняли этот фильм?

- Не знаю…

Такой простой и такой сложный сюжет- он полюбил ее, замужнюю маму, а она полюбила его. Глухая деревня, три дома и 10 соседей, все знают всех и всё про всех. Если актеры хороши, тут простор для игры- яркий тому пример фильм «Дом» Олега Погодина. Но тут вся история лживая изначально, потому что в любовь Веры и Павла поверить невозможно. Может, актеры поссорились на площадке… Или им мало платили… Но никакой страстью между актерами в данном кинофильме и не пахнет.

Все знаковые кадры, которыми, наверно, реж. очень гордится, вызывают радражение, и ничего более. К тому же, самые любимые режиссером показываются несколько раз, чтобы все наверняка увидели и оценили задумку. Да увидели, увидели, одного раза было достаточно…

О музыкальном сопровождении отдельно пару слов- помесь ска-панка с симфоническим оркестром сперва кажется свежей находкой.. но потом, когда становится ясно, что это будет играть на твоих нервах весь фильм… бррр…

Тем не менее, видимо что-то есть в этом фильме, что не дает прсто его выключить… И даже побуждает написать рецензию на него. Безусловно, некие чувства кино в зрителе, то есть во мне, разбудило. По большей степени это раздражение и надежда… надежда до последней минуты, что сейчас одним мазком Вырыпаев все поставит на свои места.. Но, увы, этого так и не происходит…

2 из 10

11 декабря 2013

Честно сказать этот фильм меня поразил. Этот фильм действительно лучшее, что я посмотрела за несколько лет. И мне кажется, я посмотрела его в правильное время, думаю, увидев его на год раньше или позже, он не произвел бы на меня такое сильное впечатление как сейчас. Как говорят «глоток чистого воздуха», вот дал мне этот фильм.

После просмотра у меня осталось чувство свободы. Такой огромной свободы, которой не можешь надышаться. Такая приятная пустота и безмятежность остается в голове. Герои свободны в своей жизни, свободны в действия и чувствах. Их абсолютно ничего не обременяет. Да, они не понимают что с ними происходят, но они чувствуют, что всё делают правильно, а главное не боятся этого. Также ощущается свобода в природе, эти бескрайние неосвоенные просторы просто завораживают.

В этом фильме всё так символично, алое платье девушки и красная машина главного героя, две дороги которые сливаются в одну, парень на мотоцикле проезжающий позади них, как бы напоминающий зрителям об этом чувстве, чувстве полного отстранения от разума, только наслаждение, только эйфория.

Самое главное, что я подчеркнула из этого фильма, это то, что мы совсем забыли о чувствах и чаще всего полагаемся на разум. Что-то планируем, ставим цели, учимся, работаем, но зачастую не задаем себе вопроса нужно ли нам это? Хотим ли мы всего этого? Получаем ли мы от этого удовольствие? Сейчас мы слишком принципиальны, и загнаны в рамки современного общества, которое часто диктует нам как правильно, что принято и как нужно. Боясь всё потерять, мы теряем себя, теряем наши собственные желания, чувства и эмоции. В фильме актеры испытывают ту самую эйфорию, которую сейчас так редко могут почувствовать люди.

11 декабря 2013

Красота мгновенная и вечная

Давно читаю рецензии КиноПоиска, но почему-то от просмотра именно этого фильма захотелось зарегистрироваться и написать свою.

Когда фильм закончился, я сидела и смотрела на сменяющие друг друга титры, наслаждаясь великолепной музыкой, сопровождающей весь фильм до конца, наслаждаясь каким-то послевкусием, которое он после себя оставил. Зашла сюда, уверенная в том, что найду много положительных оценок, но нет, и это меня удивило.

Многие пишут про «быдловатую» речь, про свинское отношение матери к ребенку, отсутствие дельного сюжета, про то, что фильм ни о чем, никем и ни о ком. У меня же создалось впечатление очень целостной и по-настоящему красивой артхаусной картины. Стандартный, добротный сюжет со стандартными ролями и «чтобы все, как в жизни» — это не про этот фильм. Эйфория может застигнуть врасплох любого человека, хочет он этого или нет, живет ли он в мегаполисе или в глубинке. Разница лишь в том, что такие простые люди, как главные герои, в виду своего «простого» времяпрепровождения без умных книжек, фильмов, университетов и проч., привыкшие с детства к тому, что надо работать, рожать, кормить, есть, не могут даже примерно себе объяснить, что же такое с ними происходит, ведь существования такого чувства они не могли себе представить. Хотя, кстати, образ главной героини заставляет сомневаться в её сельском происхождении (там уж точно не носят такие платья, тем более с кедами). Речь героев смотрится (слышится) весьма органично (было бы странно, если бы мужики и бабы из русской деревни вдруг заговорили языком Толстого), без прикрас. Да тут вообще все без прикрас, потому как ничего украшать не нужно, если захочешь увидеть красивое — увидишь его и в безобразном. Наигранность актеров? Да. И она создает интересный эффект разворачивающегося спектакля на фоне воды, земли и воздуха. Ведь и сам сюжет достаточно наигран-сложно представить себе такие чувства с одного взгляда, скорее даже невозможно. Но очень уж хочется в них верить. Да и в подобное отношение матери к ребенку верится с трудом. А может, просто никто из нас не испытывал эйфории?..

Картина очень символична (символика цветов заметна сразу, ракурсы наподобие того, как главная героиня, переодевшись в белую одежду, стоит в дверном проеме, похожем по форме на гроб да еще и с крестом сверху, тоже не оставили ранодушной); различные сценки вроде женщины на дороге и втыкания впоследствии вилки ей же в грудь показывают, как далеки от всего этого главные герои, хотя вроде бы со стороны это всего лишь измена, если не хуже — гуляющая мать еще может посоперничать с просто гулящей женщиной. Но эйфория очищает и её, и главного героя от греха, не зря на острове герои показаны в костюмах Адама и Евы. Но у героев будущего нет, это ясно с первых минут фильма, другой концовки быть просто не могло. Мимолетность человеческой драмы на фоне вечной и потрясающе красивой природы. Здесь не нужно слов — все произносимое звучит глупо и неестественно, остается лишь неслышно шевелить губами и насвистывать — он поймет.

Слов нет, чтобы описать операторскую работу. Сами все увидите, если посмотрите. А я очень рекомендую к просмотру.

10 из 10

19 ноября 2013

Непостижимый дух русского арт-хауса

Вера и Павел познакомились на свадьбе своего общего знакомого и сразу же встретились взглядами. Для них это стало началом чего-то большего, но дальнейшее развитие их чувств невозможно, так как у Веры есть муж и маленькая дочка. Даже несмотря на это, Павел все равно не собирается опускать руки и пытается добиться своего, всеми возможными путями. В это время, домашний кобель откусывает маленькой девчушке палец и теперь Вера вдвойне подвержена стрессу, так как помимо переживаний за состояние дочери, ей приходится терпеть вновь начавшего пить мужа. Неутомимый влюбленный как раз в это время начинает действовать и забирает девушку на своей лодке, отправляясь вместе с ней сначала к себе домой, а затем за ее дочерью. Вот только муж Веры с этим в корне не согласен и пытается восстановить справедливость и хорошенько надравшись берет в руки ружье, отправляясь на поиски сбежавших влюбленных…

Отечественный арт-хаус уже по своей сути очень сложен как по восприятию, так и по глубине задумки. «Эйфория», созданная известным театральным режиссером Иваном Вырыпаевым, наделена очаровательными пейзажами русской глубинки, наполненной живописными полями, холмами и речками, от которых прямо таки несет чем-то родным. Вот только постановщик забыл наложить эту сногсшибательную картинку на достойный сценарий, забавляющий своей неубедительностью и искусственностью. А постоянные упоминания в диалогах таких слов как «чё», «я не знаю» и в особенности «короче» вызывают при каждом произношении только улыбку и ничего более. Особенно забавно это выглядит на фоне вполне серьезной картинки и общей любовной истории, которая мало чем отличается от множественных западных и даже наших аналогов.

«Эйфория» оставила крайне смешанные впечатления после себя и прежде всего это связано с попыткой преподнести очаровывающие природные пейзажи выше самого действия. В моментах когда оператор начинает чересчур усердствовать в показе натуральных декораций и возносится на небо, откуда плавно пролетает над необъятными полями, становится определенно точно понятно то, что здешние пластмассовые герои абсолютно лишние. И пускай они даже пытались строить какие-то отношения и высказывать некие любовные чувства, ведь все это отходило на второй план. Немного непонятно и наличие множественной нецензурной лексики, хорошо сочетающуюся с простоватыми выражениями деревенщины, но не вписывающейся в общую якобы серьезную концепцию. Лишними получились некоторые сюжетные линии и персонажи, а в особенности это касается девушки с дороги, которая, если дословно, «очень чудно по**лась за оврагом» и удосужилась рассказать об этом главному герою.

Не получилось у Вырыпаева достойно показать и эротику, которая вышла у него чересчур пресной и ухоженной. Чуть лучше обстоят дела с саундтреком, где особенно выделялись баянные партии и знакомые русские мотивы. Правда и они не всегда вязались с картинкой, а то под иной раз трагические события могла играть развеселая трель, что сильно путало и напрягало. И еще немного насчет неубедительности персонажей. В этом не виноваты актеры, старавшиеся выжить из имеющихся реплик хоть что-то более-менее внятное. Просто их внешность совсем не соответствует сельским жителям, у которых нет не то что всяческих благ цивилизации, вроде компьютеров или телефонов, даже самые простенькие машины есть не у каждого. К тому же, от ближайшего населенного пункта их разделяет три часа езды, что делает их чуть ли не дикарями-отшельниками. Здесь же сельчане даже больше прилизаны, чем иные городские обитатели, а это очень сильно бросается в глаза.

Если что еще стоит хвалить, так это общий хронометраж, равный часу экранного времени. Больше высидеть при столь медитативной, неспешной и практически напрочь лишенной смысла картинке, было бы очень тяжело. Бывали при просмотре чувства, что вот-вот появится достойное подобие сюжета, но после очередного яркого всплеска вновь наступала апатия и полнейшее бездействие, в котором все сценарные пустоты пытались заткнуть видными пейзажами русской природы. А то, насколько упоительно красива наша страна, в принципе было известно и до этой ленты Вырыпаева. Ежели подводить итоги, то в общем из «Эйфории» могло выйти что-то более достойное, будь у его создателя целостное полотно, а не хорошо смонтированный набор живописных картинок. Кино сложное и банально искусственное, но в нем определенно что-то есть. Хотя, на вкус и цвет фломастеры разные, но это точно не самый плохой фильм отечественного производства.

26 августа 2013

Я бы сказал, что это фильм о полях и музыке, потому что только бесконечные поля мне и запомнились. Я не скажу, что фильм плох, и что-то в нём однозначно есть, но всё, что мне понравилось в этом фильме, — это поля и музыка.

Сюжета в фильме как такового практически и нет, а всё что от сюжета в фильме есть, тянется очень долго и нудно, и таким образом весь фильм ты по большей части тупо смотришь на эти самые поля и слушаешь музыку.

Однозначно в данной картине есть свой смысл и какая-то идея, но разбираться в этом у меня не было ровным счётом никакого желания, и вопреки заявлениям nikvvp, оставившего свою рецензию несколько ранее, фильм оставил меня практически полностью равнодушным. Сама тема любви и ревности избита, и в этом фильме не раскрыто принципиально ничего нового, однако то, что раскрыто, сделано, в общем-то, со вкусом и по-своему стильно. Я бы советовал посмотреть этот фильм, но только в том случае, если у вас есть время, которое не жалко потратить, а в остальных случаях не сказал бы, что стоит заострять на данной картине своё внимание, так как есть куда более интересные и значимые конкуренты.

11 июля 2013

Человек, каков он есть

«Эйфория» не оставит равнодушным никого. Вы будете еще час сидеть перед экраном и думать о фильме. Думать о его полной нелогичности и глупости или о глубине и жизни такой, какая она есть. Вы будете говорить о фильме исключительно нелицеприятные слова или хвалить его, но одинаково будете советовать смотреть. Чтобы и ваш собеседник убедился в вашей правоте. И на ваше удивление, друг\товарищ\сестра\родители могут не разделить ваших же взглядов.

Все будет зависеть от настроения, с которым человек садится смотреть этот фильм. Все будет зависеть от жизненного опыта зрителя. Все будет зависеть от самого взгляда на Жизнь. Каждый увидит в «Эйфории» свое. Я вижу в нем безысходность, как причину. Все остальное как следствие. Как следствие пустые глаза людей. Пустые души. Пустая строчка в графе «цель жизни». Единственная настоящая эмоция, эйфория от происходящего у больного на мотоцикле. Все остальное мертвое.

И если бы это было отдельно взятое забытое село. Посмотрите вокруг, посмотрите на людей за пятьдесят. Большинство из них такие же, как и герои фильма. Некоторые еще стараются надеть на себя маску нормальности, но то что них внутри пугает. Здесь же все на виду. Меня фильм зацепил. Но не уверен что он заденет вас, а все потому что для этого нужно выполнение многих условий.

«Ну, кароче, это нормально»

8 из 10

9 июля 2013

По реке плывёт топор из села Кукуева

Вот тут все говорят, что фильм про любовь, всепоглощающую и всепрощающую. Не-ет, товарищи дорогие! Любовь — это когда ты целиком и полностью берёшь на себя ответственность за другого человека, за его ребёнка, за его престарелых родителей, и несёшь, несёшь её сколько есть на это твоих сил. А когда двое торопятся спариться, забыв об искалеченном дитятке — это называется другими словами, самое мягкое из которых «похоть».

«Эйфорию» смотреть неприятно. Унылые до зубовного скрежета пейзажи, опустившиеся мужчины, неопрятные женщины, беспросветный быт и беспробудное пьянство. Да, конечно, и такое имеет место быть в современной России. Но когда подобную чернуху пытаются романтизировать, у меня возникает вопрос — боже мой, зачем? Я не призываю снимать одни лишь приглаженные фильмы с сусальными персонажами. Но, по моему глубокому убеждению, нельзя просто от нечего делать взять и пукнуть в вечность, как сделал это тов. Вырыпаев. Если уж ты снимаешь историю про людей, то это должна быть история о Судьбе, или, как минимум, о Поступке. Чтобы и твоих зрителей зацепило и перевернуло так, как в своё время зацепило и перевернуло тебя. Чтоб мурашки по коже и холодок по хребтине. Вот, на мой взгляд, самый верный критерий любого шедевра: есть мурашки — есть шедевр; нет мурашек, а хочется лишь отмыться — ну, тогда извините.

Единственное, что лично меня зацепило в «Эйфории», так это совершенно сюрреалистичный проход коровьего стада на 52-й минуте, и надпись в титрах «при съёмках фильма ни одно животное не пострадало». Спасибо хоть на этом.

2 из 10

21 апреля 2013

О человек, ничтожен ты и слаб — ты плоти алчущий своей презренный раб.

Если вкратце, то фильм этот про страсть. Про ту самую настоящую страсть, когда сжигают дома, бросают детей, плюют на всё и вся, рушат свои жизни в одночасье и уходят в никуда с едва знакомым человеком. Кому повезло (или не повезло) это не прочувствовать, тем фильм может быть непонятен и не нужен.

Да, много огрехов в игре актеров, особенно мужа Веры, в их выговоре, в нарочитом употреблении табуированной лексики. Да, многие моменты искусственны, претенциозны и неправдоподобны. Но главная идея фильма — это большая страсть, «амок», выражаясь словами классика, и тема эта на сто процентов раскрыта. Страсть овладевает людьми, которые перед ней беспомощны, несмотря на мужей, детей, голос разума и стройные логические построения. Так было, так есть и так будет.

Еще один яркий момент в фильме — красивая природа. Меловые горы Волгоградской области и величественный Дон как будто говорят зрителям: идиоты, посмотрите, как вокруг красиво, и жить можно тоже хорошо и красиво. А вы не хотите. Или все же — не можете?

19 апреля 2013

Холостой выстрел.

Божечки, сколько всего я слышала об этом фильме. Что странно, слышала большей частью положительные отзывы. О великолепной атмосфере, о взрыве чувств и эмоций, о шикарных актерах, о рвущем на части душу сюжете.

Воистину, иногда лучше чтобы слухи оставались слухами. С трудом досмотрев данную картину, страдаю от глубокого разочарования.

Да, потуги были. Вырыпаев широко замахнулся, но во время броска что-то пошло не так. За 74 минуты он успел нагнать лютую тоску. Какие-то эмоции я ощущала, но уж точно не ту самую эйфорию чувств, которую, как гласит название картины, пытались тут передать. Любовалась природой России, но чтобы завалить этот момент, нужно видимо постараться настолько сильно, насколько режиссер по натуре своей не способен. Актерская игра? — пустой звук в данном случае. Море непродуманных диалогов, претендующих на полет мысли, море пафоса и претенциозности, ни минуты доверия их мертвым лицам и глазам. Единственный момент, вызвавший хоть какие-то эмоции — выстрелы с берега реки.

В общем и целом — смотрите Кустурицу и сравнивайте. Не раскошеливайтесь на внутренне мертвых, аморфных, незаконченных героев, банальнейший сюжет и широкий пиар всего этого безобразия.

Исключительно за красиво нарисованные операторской командой пейзажи

3 из 10

23 августа 2012

Вырыпаев)

Фильм удивляет своей пейзажностью. Будоражат картины именно «бескрайней раскинувшейся России». Такое ощущение, что сюжет фильма придуман для того, чтобы связать слайды природы. Но ничего не просто так в этом фильме и сюжет в том числе, хотя я уверена, многие так не считают.

Конечно, это не романтическая лавстори с хорошим концом. Может быть чуть преувеличенно, но правдиво обрисовывается обыденная жизнь сельских жителей, в частности двух людей, не знающих что можно замечать такую красоту полей, дышать чистым воздухом, не знающих слов «любовь», «семья», их основ, не понимающих того, что происходит между ними. С особой интонацией ни раз произносится «Я не знаю», в этом же выражении безвыходность положения, когда человек не наслаждается тем, что так просто, а ищет сам не зная чего. И находит, оставляя дочь, мужа, дом. И в ее глазах нет любви, потому что она «не знает». Может, действует так в силу инстинктов, может в силу нежелания более жить прежней жизнью. Вот этот сон, где серая пелена и коровы, коровы, коровы, люди как коровы, которых так легко убить и пулей и образом жизни.

А кто сказал, что следовать инстинктам неверно? Кто сказал, что любовь это только когда чувства и переполняющее желание петь серенады и писать песни? И раз уж я задаю вопросы, то стоит ли жить, если нет эйфории от жизни? Захватит ли вас всецело поездка по полю на мотоцикле? Или вы даже пробовать не станете, мол «не занимаюсь детскими шалостями». А заниматься ими нужно, чтобы чувствовать жизнь, чтобы знать, что есть что, чего ты хочешь. Все прекрасно кругом и жизнь прекрасна, можно жить в этой прекрасной жизни счастливо, но хотим ли мы этого?

1 апреля 2012

Смотрела давно, как раз этот фильм только вышел. Тогда мне было 12—13 лет. Вот на днях решила пересмотреть. Увы, впечатления остались прежними.

Прекрасные пейзажи. Порой кажется, что режиссёр использовал их лишь для того, чтобы было, чем занять время. Музыка замечательная, однако она настолько часто звучит, настолько врезалась в мозг, что к концу вызывает лишь раздражение. Операторы потрудились на славу, этого не отнять. Но смотреть-то хочется не только на красивую картинку. Однако отсутствующие выражения лиц у актёров, кошмарные диалоги (с каких пор быдловатая манера общаться является средством для выражения глубоких чувств?), скучнейший сюжет, попытка намекнуть на наличие второго дна там, где его просто нет. Ну и пусть. Если бы минусы на этом закончились, я бы и не обратила внимания на данный фильм. Но то, что вызвало самое сильное отторжение тогда, в детстве, и что раздражает сейчас — это неадекватность главной героини. Ладно, отец. Он сам по себе персонаж агрессивный, ревнивый. Но мать-то. У неё дочка маленькая, а она вся в любви, да ещё и так «трагично» (именно так, в кавычках) распрощалась с миром. Опять же, это не злило бы так, если б из неё не попытались сделать положительную, несчастную героиню. Как итог: единственную симпатию вызвала девочка, только её и жалко.

4 из 10

4 февраля 2012

Любовь — не любовь, трагедия — не трагедия.

Как удачно заметила Полина Агуреева в передаче «Закрытый показ» — «Есть люди, которые попали в эту территорию фильма на ощущенческом уровне, а есть, которые не попали, вот и все». Действительно, эта реплика объясняет такое количество полярных мнений о фильме. Лично я тоже не попал в круг тех счастливчиков, кто смог увидеть за прекрасной картинкой глубину чувств.

Мне мама на новый год подарила шоколадного Деда Мороза. Он большой. Но стоило мне откусить чуток, как он тут же рассыпался на тысячу мелких кусочков, т. к. внутри был пустой.

Так вот, для меня фильм «Эйфория» — тот же Дед Мороз.

Художник фильма — отличный художник. Сочное, жгучее солнце припекает еще сильнее на желтом полотне донских степей. Девушка в ярко красном платье среди этого раскаленного острова кажется диким пламенем, разжигающем этот пожар еще сильнее. Голубая стена дома явит собой укрытие, прохладу. Гладкая поверхность Дона кажется бархатной, манящей в свой тихий мир.

Но что скрывается за всем этим? На фоне столь живописной картины разворачивается столь безвкусная сцена. Никто ничего не понимает. Кругом и всюду мы слышим вопросы: «Ну, и че теперь делать-то, — Не знаю…». Это многозначительное «Не знаю» — единственное, что осталось со мной после просмотра фильма.

Сам сюжет кажется каким-то нецельным, рваным, скомканным. Насколько мне известно, первоначально фильм был куда длиннее часа. Может быть, что бы прочувствовать его, не стоило сокращать до такого мизерного отрезка времени? Мы видим только результат. Мотивы от нас скрывают. Мне этого не достаточно. Герои для меня не раскрылись.

Я не сумел поймать волну фильма. Частоты слишком высокие.

Однако, более утонченным натурам порекомендовал бы к просмотру.

Почему моя рецензия зеленого цвета? За цвет и картинку. Неповторимые моменты. Такого типа съемку редко увидишь. Отмечу два. Первый — два дома на фоне заката, и бегущие силуэты людей; второй — Вера в дверном проеме с раскачивающейся лампой под потолком. Я получил эстетическое наслаждение от фильма. Огромное.

5 из 10

8 января 2012

Про картину Ивана Вырыпаева «Эйфория» я был наслышан давно и много. Началось с того, что ее крутили в «Закрытом показе» Гордона. Передачу эту уже свернули, а жаль: и Гордона, и ее я уважаю. В общем, тогда что-то не сложилось посмотреть. Далее были противоречивые отзывы об «Эйфории» людей, мнение которых я ценю. Наконец, была короткометражка Вырыпаева «Ощущать» в рамках киноальманаха «Короткое замыкание» (тут я ее еще буду упоминать). Все это в сумме подогрело мое любопытство до точки кипения.

Я бы и не решился на многабукф, если бы не одно обстоятельство: после просмотра мысли копошились в голове, как пауки на антресоли, и было ощущение чего-то странного и великого, как после «Фонтана» Даррена Арановски. Так что — расставим точки над ё.

1. Тема русской души — больное место Вырыпаева. И так, и сяк он стремится к ней подойти… Но что-то уже получается, да. Подозреваю, что «Эйфорию» много критиковали за изобилие общих планов степи, но я не склонен записывать это в минусы фильма. Ну, представьте себе Европу. Там все тесно, компактно, города, а в городах хлопоты всякие. А Россия — это простор, это широта, почти бесконечность. В фильме много сцен, где герои остаются один-на-один с необъятной и безлюдной природой и созерцают ее. Ну, и как тут не философствовать? Несколько раз повторяется вопрос «А че делать дальше?» — быть может, это звучит навязчиво, но тем не менее отражает стремление русского человека докопаться до сути вещей. Знаменательно и то, что ответ на этот вопрос — «Не знаю». Это такой гносеологический кризис — хочется, а не можется. Единственный выход какой? Уйти от этих вопросов. Посредством чего? Ну, водка, да, это самый простой путь. В деревне-то.

Короче. Ширь природы так или иначе проникает внутрь. В гены.

2. В продолжение темы — смысл названия фильма. Что такое эйфория? Читаем в словаре: повышенное, радостное настроение, чувство довольства, благополучия. Радости-то в фильме немного, единственная радость (та, которая не подлежит сомнению) — у мужика на мотоцикле в обрамляющем сюжете. Давайте взглянем с другой стороны: ведь когда эйфория овладевает человеком, он себя рационально не контролирует. И совершает самые непредсказуемые, безумные поступки, на которые в трезвом уме никогда бы не решился. И поступки эти подчас великие, коренным образом меняющие судьбу (в «Ощущать» у Вырыпаева, кстати, тоже гимн иррациональности). Словно разрубается некий гордиев узел обстоятельств.

Короче. Вот когда одна женщина ни с того, ни с сего возьмет вилку и пырнет ей свою соседку — знайте, у нее эйфория.

3. Герои фильма живут вне цивилизации (это очень хорошо проявляется в сцене, когда дед указывает на небо и говорит «Вот наш главный пожарный»). Вне места (Волгоград = Владивосток = Моршанск = где угодно). И вне времени. Вырыпаев срывает с них абсолютно все ограничения и условности, которые только могло придумать общество, чтобы показать человека-как-он-есть (в «Ощущать» так же: польская девушка, по-видимому, благополучная и обеспеченная, и русская шантрапа без роду без племени фактически приравнены друг к другу). Он превращает их в естественных, первобытных людей. Да что там — в Адама и Еву (в этом смысле сцены ню кстати; а вот без матерщины можно было бы обойтись, никто ничего бы не потерял). Что-то в этом есть: все эти спонтанные убийства, поджоги и прочие мерзости, безусловно, обитают в голове каждого, просто в социальной среде они в голове и остаются. Очень интересно посмотреть, куда мы придем, если они выберутся наружу. А придем мы к полной энтропии и фактически к самоубийству, что происходит с героиней в финале.

Короче. Иногда бывает так: посмотришь фильм и думаешь — ну и зачем его сняли? С «Эйфорией» не так. Такие вещи снимать стоит. Не всем же плавать на мелководье, иногда можно и в самое океаническое дно на своем батискафе вгрызаться. Но долго там лучше не оставаться. Потому что если вы раздели даму по имени Жизнь не просто догола, а вообще сняли с нее кожу и все остальное вплоть до скелета и начали щупать косточки — эти косточки (читай: экзистенциальные концепты), того и гляди, рассыплются.

4. В казенных аннотациях «Эйфория» позиционируется как кино о любви: «Теперь им невозможно жить, дышать друг без друга». Пошлый бред, либо намеренное искажение. Здесь одиночества гораздо больше, чем любви. И оно достаточно кинематографично показано. Даже в сценах, где герои (Паха и Вера) лежат рядышком, они практически не понимают друг друга и не могут вырваться из плена одиночества. Вот и получается, что микрокосм остается наедине с макрокосмом, словно выходит на поединок с ним. И тут уж — неизбежный страх, тревога. Ангст, по Кьеркегору. Можно было бы, кстати, развить эту тему в сторону того, что макрокосм был бы одухотворен, если бы в жизни героев был Бог, но Вырыпаев по непонятным причинам делать этого не стал.

Естественно, стремления преодолеть отчужденность у героев хоть отбавляй. И они идут на контакты с другими людьми. Что же это за контакты? Либо совокупление в кустах, либо убийство. Даже то, что Валера завалил ни в чем не повинную корову — дело не в бесчеловечности, это было единственно ради того, чтобы проникнуть в тайну чужой жизни. Опять же, напрашивается вывод, что героям не хватает любви, чтобы эти контакты получались более плодотворными. Но в фильме на это ни намека. Либо это означает то, что «Эйфорию» надо рассматривать не как полноценный фильм, а как часовую сюжетно ограниченную притчу, либо это существенная недоработка. Я склоняюсь ко второму.

Тем более что еще один ценный мотив Вырыпаев не довел до конца. А именно — дочку Машу. Мне ее жальче всех. Мамаша ее — взрослая девочка, ищущая саму себя, на ребенка ей наплевать; папаша вообще какой-то мутный. В итоге к концу фильма девочка остается без обоих родителей, а еще без пальца. И какое у нее будущее? Можно было хоть как-то намекнуть, что ли.

И, наконец, итог. Размах у Вырыпаева исполинский, но шлифовка идей пока оставляет желать лучшего. Как говорится, будем ждать.

7 из 10

28 сентября 2011

Люблю альтернативное кино. И голоса людей, вкусу которых я доверяю и которые успели посмотреть «Эйфорию» раньше меня, слились в единый восторженный гул. Интерес подогревало еще и то, что режиссер — наш земляк.

Что могу сказать… Впечатлило со знаком «-». История для высоколобых интеллектуалов, которые умиляются тому, что одноклеточные тоже умеют любить. Хотя, не представляю, как можно воспылать такой страстью с первого взгляда к персонажу, похожему на растрепанного воробья, субтильному и жалкому. Разве что на контрасте, когда уже просто на стены лезешь от этих бесконечных просторов и уходящих за горизонт линий электропередач, беспробудного пьянства вокруг, присутствия взрослого нелюбимого мужа. Так что, извините, сюжетная линия показалась крайне неубедительной. При всем моем уважении к Полине Агуреевой — одной из ведущих актрис Мастерской Петра Фоменко и просто прелестной женщине. Актеры старались. И старались настолько, что это видно. Единственный органичный актер как раз тот, что играет мужа. За это ему спасибо!

Диалоги — на уровне мычания и междометий, сцена с женщиной на обочине — вообще омерзительна и вне контекста, звуковая дорожка — угнетающа. Если это и «немытая Россия», как говорил классик, то какая-то уж подчеркнуто немытая. И это граничит с фарсом и кичем. И даже хорошая операторская работа подчеркивает общую бессодержательность.

Задаю себе вопрос, что хотели авторы этим произведением сказать? Как любое дитя Страны Советов имею потребность к анализу и поиску смысла. Единственная версия — вызвать эмоции. Абы какие. По принципу:«Равнодушие — наш главный враг». Что ж, если так, то создатели достигли цели.

А вообще, по атмосфере напоминает фильм «Свадьба». Но насколько фильм Лунгина считаю шедевром, настолько «Эйфория» вызывает недоумение и неприятие.

27 июля 2011

Эйфория от стремительно разгоревшейся страсти не может длиться долго. Все проходит. В данном случае она прерывается ревностью во имя восстановления справедливости. Об этом фильм, сюжет которого прост до безобразия: измена и, как следствие, месть. Ничего такого, чему можно было бы удивиться, над чем задуматься, всплакнуть или посмеяться. Единственное, чем богат фильм — это красивые пейзажи и то, как они были сняты.

Скудное количество диалогов в фильме должно было бы компенсироваться хорошей игрой, эмоциональностью, чувственностью. Если нет слов, необходимы эмоции, которые отражали бы всю глубину переживаний и чувств героев и позволили бы нам сочувствовать им. Но лица героев (а точнее актеров) пусты, они не дают информации для размышления и, соответственно, не оставляют никакого места для переживаний. И это, еще раз повторюсь, усугубляется скуднейшим сюжетом.

Что хотел сказать или показать автор? Что он не способен на что-то более интересное, интригующее, живое в конце концов? Видимо, только это.

2 из 10

18 апреля 2011

Бабка на двое сказала.

У фильма есть две стороны. Первая сторона. Любовь с первого взгляда. Краткость диалогов, подтверждающих единение душ главных героев. И все это подчеркнуто красочностью картинки, прекрасной режиссерской работай и прекрасным музыкальным сопровождением.

Вторая сторона. Интрижка. Банальная бытовая ситуация. Безликая по сути и содержанию. И жуткая работа сценариста. Образы деревенских жителей настолько подчеркнуты, что получились утрированными. И это при условии режиссер и сценарист один и тот же человек. Как это получилось вопрос.

И вторая сторона перевешивает первую по полной программе. Фильм получился грубый и не отесанный. Эйфория! Думала фильм о смысле. О чем-то не понятном и совершенном. А фильм не о чем.

4 из 10

2 апреля 2011

Не только о любви

Честно говоря, я сначала посмотрела фильм, а потом уже прочитала слоган и рецензии. И меня удивило то, что тема любви заявлена как главная в фильме. Для меня она оказалась не на первом плане. У меня сложилось впечатление, что фильм о безысходности человеческого существования, о ступоре и прострации, в которые погружены жители российской глубинки. Главная причина этого ступора — нищета, в которую они загнаны волей обстоятельств. Жизнь этих людей уныла, однообразна, у них нет никаких перспектив, и единственные развлечения — секс и водка.

Разумеется, от такого однообразия и безысходности западешь чуть ли не на любого мужика, тем более, что муж не подарок. Ну какая это любовь? Животный инстинкт помноженный на скуку.

Героиня, на мой взгляд, не слишком похожа на деревенскую жительницу. Интонация у нее слишком интеллигентная, городская, да и вид не деревенский: хорошо ухоженное лицо, укладка и довольно экстравагантное красное платье, пусть и местами испачканное. Да и вообще, такое впечатление, что дом героини существует как-то сам по себе, вне сельской действительности, что это просто сооруженная в степи декорация. Ведь ни скота нет в хозяйстве, ни огородика. Машины тоже нет, так что работают они явно не в городе. Чем живут эти крестьяне, непонятно.

В доме и вокруг него эффектно гуляет ветер, развевая белоснежное белье и занавески, ероша степную траву. Ощущение пустоты и одиночества создается довольно сильное. Этому способствует и музыка. Правда, она становится под конец фильма чересчур навязчивой. Сколько можно повторять одну и ту же музыкальную тему?

Да, операторская работа хорошая. К ней бы еще чуть больше живости в характерах героев. А то получилось что-то уж слишком заторможенное. Этакая палитра претенциозных, эстетических этюдов.

Вообще, в фильме мне видится некоторая ирония, но не злобная, а горькая. В начале и в конце картины даются кадры с мотоциклистом. Какой-то деревенский мужик несется на раздолбанном мотоцикле-коляске, и у него буквально-таки эйфория от ощущения скорости. Бездорожье, убогий, допотопный мотоцикл, пылища — а у него эйфория. Потому что ничего более яркого у него в жизни нет. И у тех двоих тоже.

6 из 10

20 марта 2011

«Сильна, как смерть, любовь; страшна, как преисподняя, ревность»

Так получилось, что сначала я познакомилась с фильмом И. Вырыпаева «Кислород», а лишь затем с его «Эйфорией».

Итак, что я могу сказать об данном фильме (в сравнении с более поздним, «Кислородом»)…

Во-первых, виден прогресс личности Вырыпаева. Этом фильм — фильм о России. Даже не так, я бы сказал, это фильм о Руси. Деревни, курочки, коровки; да и вообще природа — вот самая главная тема всего фильма. Единение человека с природой — вот чего хотел донести до зрителя режиссер; показать истинную природу любви — вот была цель Вырыпаева.

Во-вторых, музыка. Деревенская такая, гармошечно-балалаишная. Но, боже мой, сколько в ней пронзительности! Ставлю эту мелодию рядом с такими шедеврами, как Реквием по мечте Клинта Манселла.

Ну и в-третьих, но отнюдь не по значимости: игра актеров. Актеры подобраны шикарно. Шикарнейше подобраны актеры. Каждая улыбка, каждый взгляд, да даже взмах рукой или другой жест — всему свое время, свое место в этом фильме.

Единственное, что слегка огорчило: это так называемый «угол съемки». Порой хотелось повернуть камеру ровно на 180 градусов, чтобы посмотреть туда, дальше, в другую сторону. Чувствовалось, как будто бы я в гипсе, и могу видеть лишь происходящее прямо передо мной.

Но всё-таки, т. к. я просмотрела первым фильм «Кислород» (в котором с углом съемки всё было в порядке), я ставлю фильму твердую десятку, ибо лучшего сюжета и его воплощения я не видел. Рад, что это наш, русский, режиссер.

10 из 10.

25 января 2011

Комедия Эйфория на экранах с 2006 года, премьера вышла более 18 лет назад, его режиссером является Иван Вырыпаев. Кто снимался в кино, актерский состав: Полина Агуреева, Ярославна Серова, Виталий Романюк, Вячеслав Кокорин, Зоя Задорожная, Максим Литовченко, Ольга Баландина, Татьяна Уфимцева, Александр Сучков, Егор Головенкин, Александр Шейн, Александр Вдовин, Валюс Тертелис, Рустэм Юскаев, Алексей Гнилицкий.

В то время как во всем мире собрано 2,581,200 долларов. Страна производства - Россия. Эйфория — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.