Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Автоматы |
английское название: |
Automatons |
год: | 2006 |
страна: |
США
|
слоган: | «This is how humanity dies» |
режиссер: | Джеймс Феликс МакКенни |
сценарий: | Джеймс Феликс МакКенни |
продюсеры: | Джеймс Феликс МакКенни, Ларри Фессенден, Richard Kaponas, Лиза Уисели |
видеооператор: | Дэвид В. Хейл |
композитор: | Noah Defilippis |
художник: | Джеймс Феликс МакКенни |
монтаж: | Джеймс Феликс МакКенни |
жанры: | ужасы, фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 сентября 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
В постапокалиптическом будущем, которое по нынешним меркам кажется всё менее далёким, мир испытывает последствия глобальной мировой войны. Последним из представителей homo sapiens на земле приходится в буквальном смысле бороться за существование, ведь в результате катастрофы исчезла земная атмосфера, и те, кто выжил, ищут способы продолжить жизнь в ограниченных масштабах, для чего заселяют её клонами. Из всех видов оружия наиболее эффективным становятся радиосигналы, способные в считанные секунды вывести из строя оборудование, включая радиоэлектронные системы роботов. У каждой из противоборствующих сторон есть своя база, а также специальные инкубаторы, где вырастают новые поколения.
Одной из выживших является девушка, живущая в бункере среди роботов, которые помогают ей продолжать войну и обороняться. Кроме коротких командных разговоров с подчинёнными, героиня не имеет никакой живой связи с внешним миром, кроме технической. Её жизнь нельзя назвать ни упорядоченной, ни хаотической, а цель, очевидно, заключается в охране себя и своих роботов от угрозы, для чего необходимо регулярно проверять техническое состояние андроидов. Любые перемещения за пределами бункера отображаются на экране радара. Наряду с этим, девушка изучает видеодневник из предварительно записанных трансляций некоего пожилого учёного, которому довелось стать прямым свидетелем и участником апокалипсиса. Но враги не дремлют и регулярно напоминают о себе в эфире, каждый раз меняя программу действий роботов, в результате чего они становятся неуправляемыми и угрожают жизни героини.
«Автоматоны» являются достаточно любопытным представителем минималистического киноавангарда в том смысле, что на сей раз малобюджетность полнометражной картины, скорее, служит ей плюсом, чем наоборот. Не всегда режиссёров подобных категорий следует упрекать в отсутствии вкуса или, хотя бы, самоиронии. И то, и другое в фильме присутствует, хоть и в весьма специфическом качестве. Джеймс Феликс МакКенни на поверку выбрал неудобные и хорошо известные политические темы, привязав их к жанру научной фантастики, где аллегория традиционно работает лучше всего.
Например, сама тема войны, ставшая главной причиной случившегося, отражена лишь в витиеватых обращениях учёного к потомкам в лице героини, слишком откровенно напоминающих пропагандистские выступления представителей НАТО, госдепа или даже канала Fox News. Всё это могло бы сойти за безобидные околополитические дискуссии, которых в истории научно-фантастического кино хватает, но недвусмысленные фразы «мировой порядок, свобода и справедливость» ставят всё на свои места, а в персонаже Энгуса Скримма (замечательный американский критик и актёр) начинает мерещиться не то Маккейн, попавший в сумасшедший дом с правом голоса, не то постаревший Столтенберг и иже с ними. Причём, каждое новое видеообращение старика всё более загадочно и тревожно как свидетельство его собственного сомнения в достижении того, ради чего он боролся.
Скрытым смыслом исполнен и аудиовизуальный контент фильма. Режиссёр, с одной стороны, отдаёт дань высоким технологиям, включая робототехнику, с другой — развенчивает их, оставляя фильм чёрно-белым и помещая на голову экранных киборгов перевёрнутые мусорные контейнеры, а воздуховодные трубы — в качестве конечностей. Отдельного внимания заслуживают сцены с выходом роботов за пределы бункера, статические передвижения к своим врагам и, конечно, кадры использования «специального» оружия под эксклюзивный индастриал-саунд. При почти полном отсутствии эмоциональных проявлений со стороны героини, которая уже сама напоминает бесчувственного бота, навязчивый голос учёного, невзирая на все особенности подачи и содержания его вербальной информации, выглядит чуть ли не единственным актом жизни в замкнутом убежище.
В тяжёлой простоте и губительной атмосфере «Автоматонов» хочется разглядеть нечто живое или, хотя бы, светлое, выбравшись из вязких тем изоляции и отрицания как предвестников возможности реальной глобальной катастрофы. Фильм МакКенни, тем временем, бесстрастно оповещает всех, что перед лицом собственного уничтожения человечество ещё успеет наиграться технологиями и политикой. А потом оно исчезнет, и всё вновь станет простым, каким было давным-давно.
14 ноября 2016
Безымянная брюнетка тусуется в бункере с кучей больших и крайне простенько выглядящих роботов, которые суть увеличенные копии некогда популярных ходячих игрушек на заводном ходу. Делятся они на технарей и солдат: технари помогают брюнетке чинить всякую ерундень, а солдат она периодически выпускает из бункера куда-то в пустыню для перестрелки с аналогичными войсками противника. Единственная связь бункера с внешним миром — это телеэкраны, на которых треплется про войну незабвенный Энгус Скримм из «Фантазма». Штука в том, что противник иногда вклинивается в эфир и получает посредством каких-то там радиосигналов кратковременный контроль над роботами в бункере. Тогда всё это роботьё начинает бунтовать и загорается желанием убить брюнетку. Это основная сюжетная канва.
Разобраться прежде всего стоит с подачей, это ж арт-хаус как никак. Нелепость технологий — это ни в коем разе не халтура и даже вряд ли дань научно-фантастическим семечкам 50—60-х годов. Дело в авторской задумке. Концепцией фильма по всей видимости являлось представление антиутопии глазами маленького ребёнка (возможно даже ассоциирующего себя с главной героиней), что и обусловило максимальное упрощение и весь этот кукольный гротеск. Вероятно отсюда же идёт и то, что несмотря на суровость обстановки (ч/б, минимум диалогов, мрачноватый шумовой саундтрек, серьёзная сплэттерная кровавость в финале), драматический накал в фильме практически полностью отсутствует. Здесь нет ни капли моралистики, по причине чего анти-милитаристский и анти-медийный посыл, который можно усмотреть, не срабатывает.
Заметно, что в созданном автором мире нет цельности, он состоит из трёх отдельных кусков (хороший бункер, плохой бункер и условное «поле битвы» посередине). Всё остальное «наполнение» в рамках истории формируется только на словах с экрана ТВ, то есть предложенный мир по большей части просто иллюзорен. Те же роботизированные бои в пустыне на самом деле лишь схематично отображаются точками на экране радара, а визуальную форму они приобретают только в голове ребёнка. На этом положении, как представляется, и строится весь фильм. Таким образом, имеющаяся неординарная атмосфера сознательно подаётся как атмосфера детской фантазии (возможно сна) и детской игры, на которую при желании уже можно нацепить всё остальные «пророческие видения постапокалиптического будущего».
По форме свежо и оригинально, но по содержанию довольно вяло и безжизненно, благодаря чему интерес может быстро стухнуть.
7 из 10
4 сентября 2009