| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Жизнь и цвет |
| английское название: |
Vida y color |
| год: | 2005 |
| страна: |
Испания
|
| режиссер: | Сантьяго Табернеро |
| сценарий: | Сантьяго Табернеро |
| продюсеры: | Пас Суфратеги, Лорис Омедес, Gaizka Urresti, Луис Анхель Рамирез |
| видеооператор: | Хосе Луис Алькайне |
| композитор: | Мэтью Херберт |
| художники: | Пепе Рейес, Иньиго Ротаэче, Соледад Сесенья |
| монтаж: | Хосе Сальседо |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
24 октября 2005 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 30 мин |
Добро пожаловать в 1975 год в скучную страстную испанскую деревню. Каждый нюанс в описании быта тут важен. Случайностей нет. Перекрашенная в синий цвет собака. Обугленное от удара молнии дерево. Тяжело заболевший дедушка. А вокруг - забытые, потерянные люди. Здесь мальчишки могут без причины забросать своего сверстника камнями. На телевизионных экранах проносятся новости о тяжелой болезни Франко. Уже из слов диктора становится понятно, что проходят последние дни его жизни. Некоторым вспоминаются образы гражданской войны. И в этой нарочитой неприглядности проходит молодость главных парней. Их чувства неимоверно остры. Даже серость может быть яркой – вероятно именно поэтому авторы ленты не стали прятаться в монохром. Отнюдь, зрителю было предложено цветное насыщенное теплыми цветами кинематографическое полотно.
Лента не так уж и проста. За контурными вычерчиваниями окружающего мира проходит большая часть картины. И ничего будто и не происходит. Однако напряжение зашкаливает. Что-то недоброе грядет. Модная в те годы печальная песня Mammy Blue звучит отовсюду будто предвещая обреченность.
Но когда именно началась трагедия? Где этот момент? Ккогда мальчишки стали мучить собаку или когда две девочки нервно убегают от кого-то, не считая нужным рассказывать о своем беспокойстве? Авторы этой ленты не стали выделять карикатурного злодея – они показали спираль насилия во всей ее зловещей непосредственности. Источником насилия тут может быть практически каждый. Но смогут ли те, кто на стороне Добра, подобно Орфею, спуститься в ад? Способны ли они спасти того, кто им близок?
В сущности, раскрываемая автором Сантьяго Табернеро тема совсем не нова. В мальчишеских переживаниях можно без труда найти тематические отсылки к ранним работам Пазолини. Стилистически некоторые моменты отсылают даже к работам Стивена Кинга. Но более всего этот фильм заставил меня вспоминать «Отражающую кожу» Филипа Ридли. Темы мужского взросления и деревенского быта тут умело сплетены с криминальным подтекстом. Сходны и цветовая гамма, и лейтмотив безысходности.
Но все же этот испанский фильм чрезмерно политизирован. Напоминаний о Франко чуть больше, чем необходимо было для того, чтобы познакомить нас с этой непростой историей.
Для меня в этой ленте многое определяет сцена сватовства. Сценка из жизни совсем не значимых персонажей оказывается слишком аутентичной. Тривиальный разговор завершается так, как никто не мог бы и предположить. И это озаряет ленту своей правдоподобностью. Нельзя не улыбнуться. Такое могло бы случиться в лентах Кустурицы или во вселенной Шукшина, а произошло в фильме у Табернеро.
Все это лишь подчеркивает неоднозначность ленты. Поэтому даже несмотря на некоторые провалы фильм сложно критиковать. Но в нем есть и нечто синтетическое. Сантьяго Табернеро похоже и не стремился к гиперреализму. Нет, наоборот. Перед нами мир фантазийных воспоминаний – ничего документального. Табернеро оживил целую деревню, познакомил нас с ее жителями, потом создал интригу и был таков. Кстати, в своей следующей работе «Предчувствие любви» он еще больше, выразительнее и точнее, раскрыл тему погружения в свой внутренний мир. Но это уже совсем другая история
7 из 10
21 мая 2025
В этом кино очень много людей, а между ними — самые неожиданные связи, события, поступки, но, даже хорошо присмотревшись, ткнуть в кого-то из них и назвать главным героем фильма я не в силах. Одна семья и маленький город вокруг, где-то в Испании, осенью 1975 года.
Мальчик Феде, как и вчера, стремит свой путь в школу иезуитов, по пути получая ежедневную порцию презрения от своих сверстников из обычных школ. Возвращаясь, встречается со своей подругой Сарой, которая водится с ненормальной девочкой по имени Рамона, успевая перед тем увернуться от надоедливых приставаний её странного отца Марциано, а потом вместе с сестрой, родителями и ворчливым дедом обедает за общим столом, обсуждая новости и наступающую эру цветного телевидения.
Старшая сестра Феде выбрала себе жениха, но сохнущий по ней сосед Хави не оставляет надежды, пытаясь через младшего брата подступиться к неприступной девице. От забот его отвлекает приятель-цыган, зовущий друга поехать вместе с табором на сбор урожая оливок. Родители сетуют на отсутствие вестей от старшего сына, уехавшего на учёбу в столичный университет. И никто не знает, что девушка Рамона с явными признаками болезни Дауна, смерть как любит… Хави.
У каждого свои дела, только у дедушки Феде есть занятие особого свойства: услышав по радио очередной приговор неугомонным республиканцам, он просыпается ни свет, ни заря, чтобы услышать спасительное сообщение о помиловании, но вместо этого получает выстрел в своё сердце — приговор приведён в исполнение. Дед хочет, просто мечтает, пережить генерала Франко, к которому у него свой личный, не закрытый, счет.
И, как из трех основных цветов образуется цветное изображение на экране телевизора, так из всех этих персонажей и их поступков складывается определённый образ страны и времени, новые веяния в обществе, назревающие перемены в политике.
Эмансипированная (тогда о таком слове и не слышали) невеста отказывается ради брака бросать любимую работу и посвятить себя только дому и своему мужчине. От старшего сына приходят вести о тюремной отсидке, а старые друзья, которых разделила диктатура, и через десятилетия, не хотят примириться друг с другом.
Цветастую живость картине придают выразительные персонажи. И чем способней актёр, тем ярче его персонаж. Потому на авансцене оказывается упёртый революционный дедок, вроде бы побеждённый, но не смирившийся с поражением, открывающий внуку настоящее представление о стойкости и верности своим убеждениям.
Внучок тянет на себе одну из романтических линий, которая хитростями сценаристов, неожиданно принимает серьёзный криминально-детективный оборот с маниакальным уклоном. Дополняет жанровое разнообразие фильма ироничная вариация на тему «сбежавшая невеста» и танцевально-музыкальный текст под зажигательную цыганскую интерпретацию «Mamy Blue».
Технический прогресс и цветное телевидение — всего лишь подоплёка. Испанцы озабочены своей придушенной революцией, однако обходятся при этом без накачивания идейной зауми. Диктаторы приходят и уходят, а жизнь продолжается. И это — неизбежно, как технический прогресс.
Мир полон своих «революций». В умах, в сердцах и чувствах. Цветная картинка телевизора складывается из красного, зелёного и синего цветов. Красный — свобода, зелёный — любовь? А синий… Синий? Что-то было в прощальном взгляде цыгана, расстающегося со своим другом. Революционное.
10 января 2009