Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Волга |
год: | 2005 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Виктория Держицкая |
сценарий: | Виктория Держицкая |
видеооператор: | Михаил Уралев |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Кино — это чудо из чудес. В этом документальном фильме, снятом оператором Михаилом Уралёвым, волшебным образом фиксируемая реальность при воспроизведении на экране приобретает новый смысл. Этим смыслом наполняется все происходящее на экране, статичное и текущее, все, что снимает оператор. И вот уже не просто улыбается в кадре девушка.
И все это ненавязчиво. Нет явной эстетики как в фильмах Тарковского. Но, наполняя фильм изображением воды, оператор цитирует вольно или невольно работы Андрея Арсеньевича.
Снимает реку Михаил Уралёв отлично. Волга в фильме живая, мокрая, жидкая. В нее хочется окунуться вместе с веселым калмыком Бальджинима, она впечатляет своей силой и величием, будто океан Соляриса. Солнце, древняя река, забытые боги.
Вода в этом фильме разная — речная, колодезная, из рукомойника капающая, льющаяся из шланга. И Волга — разная — на километры морем раскинувшаяся под бетонным мостом между рукотворных набережных, застывшая в камышах, тесно зажатая лесистыми берегами в заливах.
Волга — Ра — великая река, река священная. Герои фильма религиозны. Они носители мировых религий — буддизма, иудаизма, ислама и христианства.
Воды реки медленно бегут. Уходит время. Все четыре героя фильма рассуждают о смерти, а многоводная река олицетворяет вечность.
Показан быт героев, небогатый и несовременный. Простые в общении и быту, герои преображаются, чтобы с подобающей торжественностью совершить религиозную службу.
Ребенок, спящий в своей постели. Эта сцена в конце фильма сродни некоторым сценам и гениальному финалу фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», где мальчик бежит по полю.
Веселый калмык, полуобнажено разгуливающий по берегу Волги в первой новелле фильма, раскатистым смехом и оригинальным мировоззрением, попыткой обобщения, доминирует в фильме, делает его более цельным.
Монологи героев немногословны и непретенциозны. Видеоряд не иллюстрирует текст, произносимый за кадром.
«Неторопливая смена образов, перетекающих один в другой», пишет Алиса Орлова.
Есть замечательные находки в монтаже и изображении, очень талантливая режиссура.
Я живу в Саратове, но такого города, такой культуры, как во второй новелле фильма, рассказывающей о раввине Михаэле Фрумине, я не видел и никогда бы не увидел.
10 из 10
20 октября 2009