Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 5.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Климт |
английское название: |
Klimt |
год: | 2005 |
страны: |
Австрия,
Франция,
Германия,
Великобритания
|
слоган: | «Эротоман. Мизантроп. Гений...» |
сценаристы: | Херберт Весели, Гилберт Адэр |
продюсеры: | Паулу Бранку, Мэттью Джастис, Хелен Мойо Лимбек, Дитер Похлатко, Андреас Шмид, Ira Zloczower, Дитер Лимбек |
видеооператор: | Рикардо Аронович |
композитор: | Хорхе Арриагада |
художники: | Рудольф Цеттель, Катарина Вёпперманн, Биргит Хаттер, Георг Ресетшниг |
монтаж: | Валерия Сармиенто |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $97 656 |
Мировые сборы: | $584 991 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 января 2006 г. |
на DVD: | 18 июня 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 11 мин |
Если честно, этот фильм я стала смотреть не ради главного героя, а ради его ученика. И если бы снимали об Эгоне, наверное, вот такая стилистика была уместна. Иными словами, в самом подходе нет ничего плохого, но с центральным персонажем у такого подхода полный дисконнект, на мой непрофессиональный взгляд.
Вот сцены, где был Эгон, они интересные, даже глубокие. И как-то это совпадает с тем, как он сам о себе любил говорить. И внешнее попадание тоже есть. Намного удачнее его образ передан здесь, чем в 'Смерти и деве'. Ноа Сааведра, конечно, симпатичный молодой человек, но вот это именно и портит всё, ну, и энергетика вообще не та. Ноль попадания. Всё-таки Эгон притягателен именно своей особой некрасивостью, которую он вполне осознавал и всячески подчёркивал. И многое в его эстетике именно от этого, как мне думается. Вот в 'Климте' Эгон и получился приближенный к реальности. В общем, то, что искала, я получила.
И при этом меня оставило в недоумении стремление сценариста выставить его трусом. Вот то же, что в 'Смерти и деве'. Хотя в 'Деве' это всё через примитивную пошлость показано. Подобный подход, мягко говоря, не совсем соответствует реальности. И за нежелание воевать на стороне родины-агрессора его можно только уважать. В конце концов он был один из немногих, кто в самом начале войны понимал, что это не более чем 'вспышка насилия', после которой мир прежним уже не будет.
Вообще весь фильм наполнен осуждением и какой-то насмешкой в принципе над всеми героями.
Мол, сколько вы ни звените и ни думайте о себе, какими красками ни покрывайтесь, а всё одно - размалёванное ничтожество, развратники, алкоголики. И кончите вы уныло на больничной койке в бреду, и так вам и надо. Бродит Климт по закоулкам своего сознания и кроме как словом 'Дерьмо!' описать свою прожитую жизнь и не может.
Вот так вот видят авторы. Имеют, может быть, право.
Фильм действительно совсем заурядным не назовёшь. И глупым тоже, он оставляет послевкусие, вызывает определённые вопросы в памяти... Если честно, у меня почти весь просмотр толстовский Иван Ильич стоял перед глазами, только переосмысленный в духе латиноамериканского магического реализма.
Но, мне кажется, Климт такого фильма не заслужил.
Просто не мог быть таким ущербным человек, который создал 'Надежду', картину, которая вдохновляла меня всю долгую болезнь весной 10 года. И я не понимаю, как такие незаурядные люди, как Климт и Шиле до сих пор не стали героями достойного художественного фильма. Потому что об их отношениях можно снять очень глубокую философскую драму. Да и вообще о них.
Поэтому, наверное, справедливо поставить 3 из 10 только за то, как Николай Кинске сыграл Шиле. Вот как-то интересно получилось у него эта роль.
3 из 10
8 ноября 2021
Я могла бы красиво начать со слов о том, что храню в памяти «Поцелуй» Климта — ведь еще прошло всего лишь несколько недель с того дня как я стояла перед картиной в Бельведере. Восхищенная стояла, но… Могла бы, но моя самая любимая «золотая его картина» — «Юдифь», и я имела счастье перед ней задержаться, но даже и не это главное. Не единым золотом же… Ближе к годам зрелым, значительно позже увлечения солнечным сиянием притягательного метала, Гюстав Климт писал волшебной красоты пейзажи: легкие, воздушные, гипнотические. В них художник был не менее индивидуален, нежели в блеске золотом. Имея возможность сравнить, я разрывалась в зале музея между торжествующей «Юдифью» и таинственным спокойствием «Дороги в парке замка Каммер» Конечно, от режиссера, который снимает о творце и творчестве фильм, я ожидала, по крайней мере, того что он не выпустит из вида подобных ключевых метаморфоз своего героя, будет к нему ближе. Но Рауль Руис, по обыкновению, был ближе лишь к самому себе, искал какого-то своего Климта внутреннего, уверился, что нашел, приняв за явь химеру, точно так же как его экранный примитивный Климт, блуждавший в поисках любви, обманулся ее отражением в кривом зеркале.
Герой этого фильма просто не может быть тем художником, который не просто взбунтовался, на фонтанирование кратковременное эмоциями способны все, но который организовал продуманное осмысленное протестное движение собратьев против ограничений венского Кюнстлерхауса. Тот факт, что именно он был в нем движущей силой подтверждает, на мой взгляд, то обстоятельство, что после смерти Климта Сецессион фактически распался, его друг Шиле пытался организовать выставку, но написал лишь картину, где все они — единомышленники сидят за столом, переделав своих «Братьев» для этого, оставил стул Климта пустым на ней печально стоять. Да и тот момент, опять же переломный, предшествующий бунту и рождению нового стиля — экспозиция перед просвещенной публикой Венского Университета аллегорических картин «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», которые, увы, были уничтожены теряющим силы и территории СС в 1945, остались лишь черно-белые фото, показан походя. А ведь более 80 ученых мужей заявили протест, Климта обвинили в порнографии, в дело вмешалась полиция, художнику пришлось яростно биться за свои работы. Ведь после этого появились «чувства в золотом». Мне кажется, что изначально «золотые картины» были задуманы Климтом как насмешка над «утонченным вкусом» состоятельного обывателя, задравшего нос, как это было с его картиной «Золотые рыбки» — согласитесь, странное название для полотна, на котором дородная женщина демонстрирует зрителям свой обширный зад, возможно, даже он сам пустил слух, что второе название «Рыбок» — «Моим критикам». Так и тут, после гонений и непонимания ответ: вот, мол, кидайтесь на то, что блестит, это ваш уровень. С золотом он умел работать с юных лет — из семьи ювелиров как-никак. Другое дело, что гений Климта насмешку превратил в шедевр…
Единственное, что Руису удалось выхватить в личности художника — так это суть его дружбы с Шиле, ощущение некого подобия мужчин, обеспечивающий взаимный интерес. В фильме есть хороший красноречивый момент — Шиле и Климт делают вместе набросок, по очереди нанося линии на бумагу, дополняя нарисованное друг другом. В процессе Шиле задает вопрос: «Так и чья это картина? Твоя? Или моя?» Не стоит забывать, что свой первый известный автопортрет Шиле написал на основе все той же скандальной «Медицины» Климта, исказив фигуру в своей манере, но все же.
В остальном же, особенно в самой обсуждаемой, касаемо Климта теме — художник и женщины, режиссер ничего выразительного не показал, кроме какой-то угарной одержимости, погони мужчины за не существующим. Идеалом? Вряд ли. Не понятно за чем и зачем. А почему бы просто не допустить, что Климт любил любить женщин в самом примитивном смысле. Вот и все. Как вариант.
Более открытым художник был в своих умиротворяющих затягивающих пейзажах. Но о них в фильме ни слова, ни кадра. Руис, судя по всему, полагает, что с золотым периодом закончился и Климт, демонстративно оставляя того умирать за темной дверью. Жаль, что все получилось как получилось. В золотой фонд фильм о золотом художнике явно не попадает. И Малкович не спас.
5 из 10
1 октября 2018
Джон Малкович на самом деле похож на Климта, а Николай Кински — на Эгона Шиле. И это не единственное сходство с действительностью в фильме заправского сюрреалиста Рауля Руиса. Здесь присутствует Первая мировая, высокая мода венской буржуазии, споры о формах и характере нового искусства, австрийские интерьеры начала прошлого века, известные факты биографии Климта — тот, например, что у него было много внебрачных детей, он заводил романы со своими моделями, и, что венские власти, несмотря на революционный характер его живописи, все же опекали его, и что самым преданным его последователем был известный график Эгон Шиле. На его судьбе Руис делает достаточно серьезный акцент в этом фильме. Но чтобы понять его, нужно знать тот факт, что Шиле погиб на фронте в 1918 году, спустя несколько месяцев после смерти Климта, в возрасте 28 лет. В фильме Руис посылает своего рода оракула, предвещающего его гибель. Им стал беззубый, безумный солдат, в исступлении выкрикивающий неразборчивые слова о войне и указывающий рукой на Шиле.
Руис любит детали, он их поэтизирует. Он дает нам знать, что именно предпочитали джентльмены в венских ресторанах канувшей в лету эпохи. И кайзер-меланж, то и дело заказываемый ими, дает нам не меньшее представление о том времени, нежели богато одетая дама за столиком. Большое внимание в фильме придается моде венской знати Fin de siecle, воссозданной так скрупулезно, кроме прочего, потому, что Климт, по выражению одного героя фильма, любил богатую буржуазию, а она любила его. Он жил и работал среди хорошо одетых людей. К тому же, платоническая любовь его жизни, Эмилия Флеге, была владелицей модного дома и одевала всю венскую знать того времени.
В фильме достаточно эпизодов построенных в мастерской Климта. Без этой магии артистического труда фильм о художнике вряд ли состоится. И Руис показывает зрителю, с какой тщательностью и любовностью Климт декорирует полотно тонкими золотыми пластинками, снятыми в искусном ракурсе известным аргентино-французским оператором Риккардо Ароновичем. Новаторство Климта и состояло, кроме прочего, в этом безудержном золочении картин и панелей, до него не имеющем прецедента.
Руис рисует образ одинокого Климта, ищущего идеальную любовь, в которой бы сполна воплощалась фантазия его «глубоко эротичной натуры». Таким болезненно недосягаемым для него объектом желания становится некая Леа де Кастра, танцовщица, имеющая двойника, и, возможно, не одного. За их редкими встречами неизменно следит некий галантный неприятный тип, скрывающийся за тайными стеклами. Впоследствии становится понятным, что этот тип рожден воображением Климта, как и прекрасная танцовщица.
Смерть Климта преподносится в фильме предельно спокойной и грустной Умирая, он просто заходит в темную комнату с несколькими освещенными дверными проемами. Там медленно летит снег и довлеет настоящее одиночество. Какой-то вежливый мужчина советует ему, выйдя отсюда, сворачивать только налево, всегда налево, тогда он окажется там, где нужно. В спутницы он дает ему девочку по имении Сильвия. Климт любил читать «Божественную комедию», и знал, как много значит хороший спутник в столь длительном путешествии…
Сюрреализм Руиса — латиноамериканского пошиба. Главное его отличие от французского извода состоит, прежде всего в том, что в нем больше теплого лукавства в отношении к миру, нежели интеллектуального вызова и китча, предложенного в свое время французскими сюрреалистами.
3 июля 2014
Густав Климт был талантливый и интересный художник, который внес свой непосредственный вклад в искусство и в живопись, которая вскоре станет неотъемлемой частью чего-то большого и великого. О нем не могли не создать фильм, и режиссер Рауль Руис взялся за этот биографический фильм. «Климт» — получился специфичной и своеобразной биографической драмой, которая будет по вкусу не всем. Рауль Руис снял это кино чисто в своем необычном стиле, и перед нами странное и двусмысленное кино, которое наполнено жизнью великого художника и его чувств к красивой и загадочной Лии де Кастро. Мы видим, как все запутано, и реальность с его воображением переплетаются, и жизнь Климта в этом фильме показана чрезвычайно необычно, и этот фильм не для всех, но все равно он несет в себе ценность, и мы видим много нового, чего не знали о Климте и о Лии де Кастро…
Джон Малкович сильный и хороший драматический актер, который всегда здорово играет сложные или противоречивые роли, и в роли Густава Климта он смотрелся хорошо и правдоподобно. Климта было сложно создать со всей его талантливостью и безумие, но Малкович справился со своей ролью, и перед нами точная и чистая игра актера, который показал всю суть и тайны данного художника. Британская актриса Саффрон Берроуз мне очень нравится: она красивая женщина и интересная актриса, которая часто играет непростые и необычные роли. В этой биографической драме Саффрон играла любовь и одержимость Климта — Лию де Кастро. Берроуз сыграла ее хорошо и создала ее весьма загадочной личностью. Мне нравятся глаза этой актрисы, в них столько грусти и глубокомыслия, что от нее просто невозможно оторваться. «Klimt» — биографический фильм о странностях и пороках человека, который создал невероятные и загадочные картины, которые до сих пор завораживают и хранят в себе таинственность и загадку. Данный фильм получился местами скучным, хотя можно было бы все сделать намного интереснее и эмоциональнее, но режиссер был Рауль Руис, поэтому ничего другого получится и не могло.
9 декабря 2013
Красиво! Не понимаю. Сексуально! Ни о чем. Гениально! Чепуха. Картинами Климта восхищаются, их также ругают и поныне, но нет ни одного равнодушного. Сотня лет минула с тех пор, как публика впервые увидела его полотна. Застыли в изумлении посетили выставки, испугались чиновники от культуры — но что же привело их в шок? Работы, кажущиеся поистине невинными после «Происхождения мира» Курбе или «Олимпии» Эдуарда Мане и появившиеся почти спустя сорок лет после них.
Художник, который не похож ни на кого. Странно, почему до сих пор не снял его биографию — Рауль Руис решил исправить столь досадное недоразумение. Можно просто описать факты жизнедеятельности известной личности кинематографическими чернилами — не прокатит: слишком ординарно для судьбы человека, вознесшегося над банальностью. Вдохнуть воздух, которым он дышал, увидеть мир, где он жил, услышать, о чем болтал старина Густав.
Век модерна. Огромные женские шляпы, тульи которых сплошь усыпаны выпуклыми бутонами искусственных роз, яркая шелковая одежда, странные головные уборы, воспроизводящие форму индуистских храмов, интерьеры в восточном стиле и манящий запах благовоний. Диспуты об искусстве, каким оно должно быть, чему служить, споры, переходящие в размазанные по лицу куски торта. Жорж Мельес и его движущиеся картинки — изобретение, производящее фурор.
Мастерская творца, обнаженные и совсем голые натурщицы — киношный штамп или реальность жизни австрийского живописца? Рауль Руис подвешивает к потолку огромные косынки-гамаки, заставляя нагих девушек раскачиваться в них. Режиссер знает толк в женской красоте, тела, лишенные одежды пробуждают желание. Но сексуальность картин Климта иного рода: одетые женщины воспринимаются чистейшей порнографией в отличие от «муляжа» вульвы работы французского революционера Курбе.
Свободные нравы, большое количество женщин, брошенные дети от многих из них — не преодолев клише любых пустых толков о творческих людях, режиссер не обходит стороной и сифилис, как болезнь богемы начала 20 века.
Чилиец продолжает препарировать холсты австрийца: Руису не дает покоя механика создания неповторимого стиля. Взгляд через стекло, покрытое струйками воды, разбитое на кусочки зеркало — конечно, это весьма упрощенная модель картин художника-модерниста, действительно похожих на калейдоскопические узоры.
Увы, хороший актер Джон Малкович, очевидно, по мнению постановщика, имеющий портретное сходство с живописцем, не смог стать Густавом Климтом. Слишком уж серьезный и важный его персонаж совсем не похож на чудака с фотографии, в халатике с кошкой на руках и искорками в уголках глаз. Да и самая главная тайна, почему отношения с Эмилией Флёге на протяжении всей жизни художника оставались платоническими — не раскрылась.
Ну что ж, воздадим хвалу режиссеру за портрет эпохи ар-нуво, бывшей с точки зрения исторической хронологии, мигом, но оставившей след навеки. А, может, и хорошо, что югендстиль загнулся молодым, не дойдя до стадии разложения, и не стал массовым явлением ибо, как сказал один из героев фильма: много красоты — это уродство. Рационализм победил, конструктивисты наплодили функциональных коробок и черных квадратов. Короткий отрезок времени баланса в искусстве между классикой и авангардом закончился со смертью Климта. А легчайшие частицы сусального золота, как снежинки на ветру, продолжали кружиться в его комнате в прощальном танце.
7 из 10
2 февраля 2013
Велик, велик соблазн дописать, домыслить биографию гения, если она представляет из себя жалкие крупицы или довольно противоречивый фактаж. Рауль Руис снял кино-картину, отчасти в творческой манере Густава Климта: лоскутный пэчворк из образов, персонажей и событий, диахрония, фирменная цветовая гамма австрийского авангардиста. Однако у последнего был чудесный дар сохранять уверенное равновесие на грани, где заканчивается неформат и начинается извращение действительности, которое отпугивает меня в работах некоторых революционеров от искусства. Режиссер же, как мне видится, не посчитал крамольным фальсифицировать содержимое белых пятен на страницах жизнеописания великого человека.
Не мог быть невоздержанным психопатом художник, на полотнах которого, даже в наслоении разнородного — исключительная гармония. И он, тонко чувствующий, не мог быть черств. Эпизод: молодая женщина, дочь домовладелицы, сообщает Климту про их общего внебрачного ребенка, а тот даже бровью не ведет. Его интересует лишь короткометражка про себя любимого. Как мне видится, такая подача творческого вымысла вменяет человеку бездушие. Ради чего и по какому праву?
Подобный ход неоправдан, но объясним в случае с амбициозным дебютантом. Но Рауль Руис — признанный мастер, он опытен, мудр и все прекрасно понимает. Тем не менее, в фильме-биографии больше Руиса, нежели самого Климта. За диспропорцию оценку порядком снизила. Итог: кино будет подарком почитателям всего новаторского, но желающим узнать больше о художнике советую на данный фильм не надеяться, а обогатиться информацией за счет вдумчивого созерцания полотен выдающегося мастера. Тем более что сам Климт говорил: «Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины».
6 из 10
20 февраля 2012
Хотел увидеть фильм про Климта. Смотрю и.. . что я вижу. Под красивым фантиком, оказался камешек.
Зачем подсовывать для просмотра изъеденный штамп «гений-сумасшедший придурок». Если режиссер хотел показать взгляд великого художника на этот мир. Для сравнения: картины нарисованные Климтом.
Если режиссер рассуждал на тему»… а чего происходит с человеком в первые секунды прихода смерти, на примере Климта». То тогда вам для сравнения : Лестница Иакова 1990г. Эдриан Лайн.
А вот, что действительно хотелось увидеть: время когда творил художник, и взгляд на него и его творчество тех людей, которые окружали Климта. Для сравнения: Девушка с жемчужной сережкой 2003г Питер Веббер, Фрида 2002г Джули Теймор.
7 января 2010
Фильм — не точная биография художника, а то, как он ее увидел перед смертью. Именно это имел ввиду режиссер Рауль Руис, когда представлял свой фильм на ММКФ 2006.
Красочная и немного декоративная картина со странностями. В начале фильма видишь больницу и палату, в которой лежит умирающий Климт. Потом показывают его вполне здорового, и, вроде, понимаешь, что он вспоминает свою жизнь. Логически выстроенный порядок событий убеждает тебя в этом. Но есть подвох, который не сразу воспринимаешь.
Герой, корого вроде никто не видит, хотя сам Гюстав Климт общается с ним очень по-дружески и их беседы никто не прерывает. К тому же у этого персонажа есть имя и даже должность.
Так же не очень воспринимается, что в каждом новом эпизоде должность и обязанности этого человека меняются. Но он настолько приятен и доброжелателен, что все странности ты ему прощаешь. Но потом они становятся привычными, и в твоем сознании он становится мистическим.
Так размеренно и методично фильм (по дороге описывая жизнь известного художника со всеми ее проблемами и любовными переживаниями) становится все более неоднозначным. Не только из-за друга-«фокусника» Климта, но и благодаря незначителтным, на первый взгляд, деталям — своеобразным символам.
В итоге все в конец мешается: комната, улица, люди реальные и нет. Весь окружающий мир художника концентрируется в одном помещении, из которого он хочет выйти, потому как он потерялся и хочет понять где он. В конце фильма Климт окажется по ту сторону жизни. К чему весь фильм и движется с самого начала.
После просмотра «Климта» у меня в голове было чувство полной сумятицы, но очень красивой и немного тяжеловестной. И если бы это не был фестивальный показ, где режиссер своей речью не запутал бы зрителя с самого начала, то в конце фильм не был бы понят, по крайней мере, лично мной.
Кому-то «Климт» покажется занудным и скучным, потому что его надо смотреть полностью сконцентрировавшись на действии и не отвлекаясь на мелочи.
Думаю эта картина будет, в большей мере, интересна творческим людям, мыслящим нестандартно.
28 июля 2006