Жизнь и смерть Энди Уорхола
Vies et morts d'Andy Warhol
5.7
2005, документальный
Франция, 1 ч 21 мин
В ролях: Энди Уорхол, , Стивен Брюс, Герард Маланга,
и другие

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Жизнь и смерть Энди Уорхола

английское название:

Vies et morts d'Andy Warhol

год: 2005
страна:
Франция
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператоры: Жан-Франсуа Энсгенс, Jeremy Rozen, Jean Michel Vecchet, Шарлотта Векье
композиторы: ,
монтаж:
жанр: документальный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 ноября 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 21 мин

Отзыв критика о фильме «Жизнь и смерть Энди Уорхола», 2005

ОН БЫЛ СОЛНЦЕМ, А МЫ — ПЛАНЕТАМИ

«Работа Энди Уорхола» (оригинальное название в версии, которую показывали по российской «Культуре» — Vies et Oeuvres d’Andy Warhol, фр. «Жизни и произведения Энди Уорхола», но в ряде источников название другое: Vies et Morts d’Andy Warhol, т. е. «Жизни и смерти…»), Франция, 2007

Режиссера зовут Jean-Michel Vecchiet, очевидно, на русский это транслитерируется Векшье, а не так, как на Кинопоиске.

Не думаю, что с этого фильма стоит начинать знакомство с искусством вообще и с поп-артом в частности. Для непосвященного слишком много загадок: все знают, кто такая Мэрилин Монро, кто такой Кеннеди. Но, если вы новичок в истории искусства, то вряд ли знакомы с Дюшаном (создатели русской озвучки не знают, дикторы говорят «Дюшамп»), и даже с Баскиа.

Но мне этот фильм определенно доставил удовольствие. Было супер интересно увидеть разных людей, которые знали Уорхола, работали с ним и на него, были его заказчиками и т. д. Поскольку я немного «в теме», некоторых знала раньше, а про кое-кого с удовольствием узнала сейчас (я такие фильмы смотрю с остановками на «погуглить»).

Насколько я поняла, из всех, кого нам показали в фильме, только двое по-настоящему понимают сущность художественных идей Уорхола, смысл его творческих стратегий, причины феноменальной известности. Первый — выдающийся кинематографист Йонас Мекас. Кстати, в автобиографической книжке «Попизм» сам Уорхол интересно рассказывал про Мекаса, его оригинальные идеи и необычный образ жизни. Второй — это Билли Нейм, которого википедия обозначает — дизайнер, режиссер, личный друг (и любовник — да…) Уорхола. Именно Билли Нейм в фильме четко объясняет, что Уорхол — прежде всего художник-концептуалист.

Все остальные — их целая куча, кинозвезды и модельеры, «работники» уорхоловской «Фабрики» и те, кто с ним тусовался, и еще много кто (по словам одной кинозвезды на пенсии, «Он был солнцем, а мы — планетами») — делятся какими-то отрывочными воспоминаниями: взяли «Полароид», сфотографировали, перенесли на холст… Заказали в мастерской коробки, оформили в виде мыла… Сняли фильм… Сделали портреты… Собственно, и сам Энди Уорхол никогда ничего не объяснял, он в этом смысле полная противоположность тем художникам, которые всегда готовы удариться в заумные рассуждения. Поэтому и большинство показанных в фильме людей не рассуждает, не осмысливает, просто рассказывает. Но, благодаря их рассказам, погружаешься в тему Уорхола, в круг событий его жизни, в его время.

Для примера напишу еще про двоих, они меня больше всего зацепили, по разным причинам.

Тейлор Мид, суперзвезда.

Да, это написано в титре: «Тейлор Мид — суперзвезда». И ведь этот старичок действительно был в 1960-е кумиром миллионов!

Тейлор Мид не из тех, кого сделал «звездой» Уорхол, он был известным киноактером. Уорхол обыграл популярность Мида в нескольких своих концептуальных фильмах — «Тарзан и Джейн возвращены… как будто», и особенно в «Задница Тейлора Мида».

Википедия (англ.): «Стивен Уотсон в своей книге «Сделано на Фабрике: Уорхол и шестидесятые годы» (Factory Made: Warhol and the Sixties), рассказывает, что Тейлор Мид был суперпопулярен, а его эпатажная сексуальность даже вызывала протесты консервативной части публики. В августе 1964 года газета The Village Voice напечатала письмо читателя, язвительно заявлявшего, что в фильмах с участием этого актера приходится в течение двух часов любоваться задницей Тейлора Мида. Два дня спустя Уорхол снял фильм «Задница Тейлора Мида» (70 минут экранного времени)…»

А теперь этот бывший кумир миллионов, в возрасте 85 лет, в вязаном колпачке, интересен лишь постольку, поскольку лично контактировал когда-то с великим Уорхолом. И, кстати, он ничего не понимает в феномене Уорхола, а говорит при этом гениальные вещи: «А Энди только загадочно улыбался… Как Мона Лиза…»

Томас Соколовски, директор музея Энди Уорхола в Питтсбурге.

В таких круглых пластиковых очках в стиле кемп. Это главная «говорящая голова» фильма. Так сказать, профессиональный историк искусства расставляет все точки над і. Я сначала пренебрежительно отнеслась ко всем этим его идеям. Уж я-то знаю методы французских документалок об искусстве (о, незабвенные «Палитры»!). Все они тут налицо: придумывать для модернистских экспериментов простые, однозначные интерпретации («Уорхол — критик американской действительности»), искать аналогии в Ренессансе, 17—18 веках. В данном случае — Соколовски сравнивает Уорхола с Вольтером, а потом — с Дидро, а банки супа «Кэмпбелл» с натюрмортом Шардена «Кошка и скат», приговаривая, что Шарден, мол, «писал аристократов», и Уорхол тоже чего-то-там. Или так: «Энди Уорхол и Жан-Мишель Баскиа работали вместе подобно тому, как когда-то Пабло Пикассо с Жоржем Браком…» На мой взгляд, такие аналогии неточны, да и неоправданны. Ну просто поразительны своей очевидной спекулятивностью. Это же надо — взять и сопоставить фильм Уорхола «Empire», в котором на протяжении 7 часов нужно смотреть один и тот же кадр небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг на фоне меняющегося неба, — с чем? — а с «Руанскими соборами» Клода Моне! В этом, разумеется, есть особый профессиональный шик, но никто, кроме сильно продвинутых историков искусства, не оценит. Впрочем, это ведь продукция для французского телевидения, может быть, эстетически подкованные зрители будут довольны.

В качестве главной темы творчества Уорхола создатели фильма преподносят зрителям тему смерти («Электрический стул», серии «Смерти и катастрофы», «Черепа»). В названии фигурируют некие «смерти» во множественном числе, с этой темы начинается и ею же заканчивается лента. Соколовски становится рупором этой позиции, рассуждая о том, что Уорхол якобы «страдал от острого внутреннего конфликта». По-моему, такая интерпретация чересчур субъективна. А появляющиеся в финале кадры трагедии 11 сентября 2001 года и рассуждения Соколовского о том, что в искусстве тему 09/11/2001 обходят молчанием — это вообще хайп.

Так что я хотела было написать в заключение, что не одобряю методы моего американского коллеги Томаса Соколовски. А потом еще погуглила, и обнаружилось, что Соколовски, в возрасте 70 лет, в эту среду 6 мая 2020 года скончался в Питтсбурге (не хайповать! не от вируса — от инсульта). И многие люди отозвались в интернете на эту печальную новость, они пишут, что Соколовски был замечательный человек. И поэтому завершу так: да, искусствовед Соколовски носил кемповые очки, но он был директором музея Уорхола в Питтсбурге и в фильме рассказал про Уорхола интересные вещи.

Ведь история искусства — это не точная наука с объективными законами, а реальная жизнь реальных людей. Все люди интересны. Одних понять легко, а других сложно. В этом фильме это очень хорошо чувствуется, т. к. в нем показывают не Уорхола, а разных знавших его людей. Все они объясняют, как понимать Уорхола. И в результате очевидно, что Уорхола понять очень сложно.

9 мая 2020

Документальный фильм Жизнь и смерть Энди Уорхола в широком прокате с 2005 года, релиз вышел более 19 лет назад, его режиссером является Жан-Мишель Вечит. Актерский состав, кто снимался в кино: Энди Уорхол, Nathan Gluck, Стивен Брюс, Герард Маланга, George Warhola, Thom Sokoloski, Йонас Мекас, Карл Лагерфельд, Боб Колачелло, Винсент Фремон, Christopher Makos, Jacques Hélleu, Питер Бирд, Damian McCarthy, Билли Нейм.

Страна производства - Франция.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.