Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вдали от линии фронта |
английское название: |
Framom främsta linjen |
год: | 2004 |
страна: |
Финляндия
|
режиссер: | Оке Линдман |
сценаристы: | Stefan Forss, Harry Jrv, Бенедикт Зиллиакус |
продюсеры: | Альф Хемминг, Петри Ситонен |
видеооператор: | Pauli Sipilinen |
композитор: | Лассе Мортенсон |
художник: | Марьятта Ниссинен |
монтаж: | Сакари Кирьявайнен |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3500000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 марта 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 7 мин |
Конечно, финской стороне касательно Второй Мировой войны больше не про что снимать: только про злых совков, прущих в полный рост на пулемёты, либо грамотно занимающих позиции, но при первой же адекватной возможности атаковать убегающих восвояси. О том, что они помогали Гитлеру, упоминается лишь вскользь, причём, есть даже какие-то попытки сделать подкол в адрес нацистского союзника, по степени нелепости иногда больше смахивающие на какой-то абсурдный юмор: то расскажут про то, как Маннергейм что-то ляпнул на переговорах с Гитлером, мол, Ленинграда нам не надо (а Карелию мы так, для виду под себя подмяли, и «Великую Финляндию» только для оправдания сотрудничества с нацистами придумали, ну так, в году ещё в третьем), то рассказ про то, как в Зимнюю войну белофинны воевали не только с Советами, а, оказывается, ещё и — вот это поворот! — с нацистами. То бишь, Лапландской войны не было, это мы, опять-таки, так, для виду с немцами помахались, только уже для СССР, чтоб зла не держали, и оружия в Зимнюю войну финнам нацисты не поставляли, и не было условий с Великобританией о том, что посланное с Туманного Альбиона оружие и стратегическое сырье не будет реэкспортировано нацистам. Блеск, да и только. Не менее доставляют некоторые моменты в батальных сценах. Советские гранаты\мины рвутся под ногами? Ранения? Да что вы?! Максимум, для драматического эффекта немного раскурочит ступню (а не оторвёт по самое колено, если не бедро) главному герою. Для того же эффекта советские пули иногда попадают в цель. Кстати, первый фильм о войне на Карельском перешейке, где я впервые увидел снайпера. Советского, что характерно. И, наверное, на счету этого бойца из всех бутафорских красноармейцев больше всех белофинских жизней. Да и то с переменным успехом: выстрелил офицеру в голову — пуля едва скользнула по коже, оставив лёгкую царапину. Попал солдату в грудь? Оклемается, не волнуйтесь. Последний случай, в общем-то, вполне реалистичен, в мемуарах некоторых немецких солдат упоминаются и вовсе случаи, когда снайперы метили им в глаз, выбивая тот напрочь, но, при этом, при удачном стечении обстоятельств они оставались живыми, просто слишком уж много таких «роялей в кустах» на один квадратный сантиметр плёнки. Ну и для пущей достоверности происходящего напичкаем хронометрах вставками из документальных фильмов о реальных боевых действиях, очень нелепо смотрящихся на фоне цветного повествования. В «Роммеле» немцы допустили ту же ошибку, но, по крайней мере, преподнесли её, как новостную хронику, здесь же (как и в снятой по той же схеме три года спустя «Тали-Иханталле») они просто грубо вставлены в общую картину. Собственно, про «Тали-Иханталла 1944» я вспомнил неспроста: картины сделаны по одной и той же схеме. И рояли в кустах с тупыми совками тут везде одинаковы.
Но неужели этот фильм ну ничем не хорош? Да напротив. Во-первых, есть общий плюс с упомянутой мной «Иханталлой»: невзирая на всё те же рояли в кустах и всё тех же красных баранов, батальные сцены поставлены хорошо и грамотно, очень интересно смотреть, абстрагируясь от указанных выше минусов. Во-вторых, есть (в отличие от, опять-таки, «Иханталы») более-менее вменяемая сюжетная линия — воспоминания шведско-финского фронтовика. В-третьих, отличное музыкальное сопровождение.
А в целом я скажу ту же мысль (хоть и в своей трактовке), что звучала в одной из рецензий на фильм «Наши матери, наши отцы», где, по крайней мере, не отрицалась суть действий нацистов на оккупированных территориях, и ничто не замалчивалось: никогда, никогда вам не втоптать в грязь тот исторический аргумент, в силу которого множество стран нынче сохранило свой суверенитет, а множество народов — свою идентичность, вам никогда не опорочить боевую славу советского оружия! И пусть после разговора с фюрером… прошу прощения, с Маннергеймом главный герой пафосно восклицает: «Красные не пройдут!» история вам ответит фразой, звучавшей из уст одной из многочисленных жертв похождений главных героев: «Получайте, белобандиты!», ибо красные не только прошли, но и одержали оглушительную победу. Одержали её в Карелии, Берлине, Праге, Маньчжурии, и никакой финский шовинизм не в праве это оспаривать. Просто так вы бы не стали ластиться в сорок четвёртом ко льву, о чьё мёртвое тело вы нынче вытираете ноги.
6 из 10
28 ноября 2014
Неторопливый военный фильм про героическое финско-шведское спецподразделение, воюющее на стороне нацистов против Красной Армии. В Корелии.
Кинематографически фильм хороший, без перегибов. Ну разве, что сцены в которых шведско-финские пули все попадают, а советские все мимо — не совсем достоверно выглядят. А так, внимание к бытовым деталям, простота характеров и поступков — все со вкусом.
Тематически фильм странен. Представители 500-тысячной (финской) группы войск героически противостоят 200-тысячной (советской).
Историческая правда состоит в том. что это был фронт взаимных вылазок. А историческая ложь — в фильмы финны все время в меньшинстве.
Ну и то что ветераны нацистской стороны теперь могут героизироваться — знак перемен на планете.
15 января 2013