Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Территория сопротивления |
год: | 2004 |
страна: |
Беларусь
|
режиссеры: | Дмитрий Лось, Елена Трофименко, Евгений Сетько |
сценарий: | Рита Шаграй |
видеооператор: | Лариса Каберник |
композитор: | Лариса Симакович |
художник: | Антон Гвоздиков |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Настоящий подарок сделали белорусские деятели кинематографа своему зрителю к очередному 65-летнему юбилею освобождения Беларуси. И хоть это было более десяти лет назад — темы, поднятые в киноновеллах, не утратят своей актуальности никогда. По сути, Великая Отечественная война в нашем сегодняшнем представлении — это отступление, перелом, и последующие за ним победы — но она творилась не только на фронтах в солдатских окопах. Белорусскому кинематографу традиционно присуща и тема партизанского сопротивления, однако этот фильм совсем не об этом. Когда мы говорим о войне — любой, не только Второй или Первой мировой, Гражданской или какой-либо ещё мы совсем забываем о том, как живётся в это время простому населению, тем, что остались в родных хатах, что по разным причинам не смогли уйти ни в леса, ни податься в подпольщики.
Видеоальманах «Территория сопротивления» состоит из трёх новелл: «Мать», «Война» и «Страх». Они объединены общим названием «Три истории из нефронтовой жизни» и темой сопротивления белорусского народа в годы Великой Отечественной войны… Нет, в них совсем не встретишь партизанских засад, перестрелок или героических поступков (хотя нашим персонажам и придётся преступить через самого себя). Наши герои — простые люди, будь то девушка, страдающая от постоянных домогательств немецкого солдата (киноновелла «Война») или мать двоих сыновей, пытающая спасти то, что осталось от семьи любой ценой (новелла «Мать»).
Проблемы, поднятые здесь, не имеют однозначного ответа, а действия героев совсем не вяжутся с общечеловеческими представлениями, но у всех их есть одно оправдание — Война, стирающая любое понятие о человечности, война подлая и мерзкая. Больше всего меня поразила часть «Война», в которой одинокая хуторянка оказалась жестоко изнасилована немецким солдатом, в дальнейшем неотступно преследовавшим и издевающимся над ней. Фашисты убили всех её родных, а девушка вынуждена носить под сердцем ребёнка, ребёнка одного из них — которых она ненавидела и страстно желала убить. Девять месяцев злобы и страха, постоянных домогательств и показанной «заботы». Вряд ли мы можем винить её за то, как она в конечном счёте поступила с ребёнком, утопив его в речке, ведь и девушка и сам немец оказались наказанными. Хотя здесь есть над чем поразмыслить. Есть над чем поразмыслить и в новелле про мать, которая пытаясь уберечь своих детей от ухода к партизанам, ведь это в её понимании лишь предрешит их скорую смерть — сдаёт своих отпрысков родичу-полицаю, чтобы постращать. А тот, не долго думая, поступает по инструкции… Последняя киноновелла («Страх») по морально-психологической нагруженности уступает первым двум, хотя и в ней подняты проблемы страха и ответственности. Ведь даже среди полицаев, оказывается, есть люди.
За последние десятилетия в белорусском кинематографе появилось немало подобных картин, в которых действующие лица — простые люди, со своим слабостями и характером, вынужденные делать сложный выбор совсем в непростых обстоятельствах. Фильмов неоднозначных, но без сомнения нужных («Враги», «В тумане», «Франц+Полина», «Окупция. Мистерии» и др.). Большое спасибо кинокомпании «Белорусский видеоцентр», в общем-то специализирующийся в основном на выпуске документальных кинолент, за этот художественный альманах о войне. К слову, каждую из новелл предваряют кадры из военных кинохроник, раскрывающих жизнь людей в зоне оккупации.
9 из 10
1 мая 2016