Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Страсти по Марине |
год: | 2004 |
страна: |
Россия
|
сценарий: | Одельша Агишев |
продюсеры: | Наталия Желтухина, Григорий Либергал |
видеооператор: | Ирина Уральская |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 июля 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 55 мин |
Судьбы поэтов и поэтесс Серебряного века сложны и драматичны. Иногда даже трагичны. В своем цикле «Легенды Серебряного века» режиссер Андрей Осипов рассказывает нам о судьбах трех поэтов, среди которых есть и история о Марине Цветаевой.
Фильм «Страсти по Марине», как и две других картины из данного цикла, является художественным на документальной основе. Одна из главных фраз в произведении принадлежит мужу Цветаевой — Сергею Эфрону. Он говорит, что Марина — поэт, человек искусства, и неправильно судить ее обычными мерками. Каждому зрителю важно уяснить это, чтобы правильно воспринять ту историю, которую Осипов хочет поведать нам. Трагическую историю о человеке, который не мог жить и творить без любви. Наверное, именно это чувство питало творческий талант Цветаевой и возвышало ее до небес. Поэтому при упоминании в закадровом тексте «души» Осипов показывает нам на экране вольный и головокружительный полет.
Но воодушевленное от любви и чувства влюбленности состояние раз за разом разбивается о тяжелые глыбы реальности. Автор сменяет кадры светлых и теплых тонов на мрачные, словно сгущая тучи над головой поэтессы. Внезапно на экране мы видим и слышим разбивающуюся тарелку и вмиг переносимся в сцену обыска-допроса. Нас ведут по темным коридорам. Ощущение напряженности и обреченности усиливают звуки тяжелых сапог. Все предвещает роковой конец истории. И это лишь одна из многих показанных в картине невзгод, которые высасывали жизненные силы великой русской поэтессы 20 века.
«Страсти по Марине» Андрея Осипова, конечно же, далеко не идеалистический портрет Цветаевой. В этой картине от зрителя не скрывают тех драматических событий, часть которых произошла по вине самой поэтессы. Но такова трагическая судьба женщины, одаренной творческим гением. И не нам ее судить.
14 декабря 2014
Атрофированный материнский инстинкт и присущая женщинам моногамия в отношениях, ураган страстей и болезнетворные мысли о жизни, как смерти,- поэтесса, прозаик, Марина Цветаева. Заключительный фильм цикла «Легенды серебряного века» режиссера Андрея Осипова «Страсти по Марине» посвящена трагическим событиям жизни поэтессы.
Фильм выполнен в документальном биографическом жанре, что как нельзя лучше подходит для восприятия зрителем жизни ранимой человеческой души. Здесь нет действующих лиц, скорее, только действующие голоса. В первом кадре, как и в последнем, субъективная съемка: мрачный интерьер дома, на столе спелые яблоки. Какое время года?-быть может, конец лета? Входная дверь распахивается, сильный ураган и в дом налетели сухие опавшие листья. Осень. «Твердое тело есть мертвое тело: Оттяготела»…Марина Цветаева родилась осенью и умерла 31 августа, что на мой взгляд кажется и есть той самой закольцованной композицией её жизни, выраженной в фильме Осипова. Словно зритель сам прожил всю жизнь Цветаевой и наступила осень. В фильме использованы мемуарная проза, письма и записные книжки Цветаевой, её сестры, мужа, дочери и сына; дневники, воспоминания и письма их современников. Это придает сюжету привязанности к чувствам самой Марины и её окружающих.
«Марина Цветаева-великая русская поэтесса своего времени. Несчастная женщина с тяжелой судьбой»,-вот, как обычно говорят о ней. Но ставил ли автор фильма перед собой задачу — разобраться, кто же все-таки виноват в такой сложной судьбе Цветаевой- высшие кармические силы или она сама? Может он просто хотел показать как тяжело быть поэтом и обычной женщиной одновременно? Я думаю, что получилось что-то вроде обличения истинного лица Цветаевой. С самого детства она считает себя избранной. У нее навязчивая идея, что она живет не в том мире: «Я не люблю земной жизни, в особенности людей. Я люблю небо и ангелов. Там и с ними бы я умела..». Суицидальные наклонности преследуют ее уже с 16 лет. Она хотела любить и быть любимой, но единственный роман, который длился у нее всю жизнь и действительно удался- роман со смертью. Даже такие простые женские радости, как замужество и рождение детей, было для нее что-то вроде «минутного балованья». Женщина, которая не могла жить простой земной жизнью, от чего страдала не только она сама, но и её дети.
В жизни Цветаевой было множество романов во время эмиграции, так же роман с женщиной-Софьей Парнок, сразу же после замужества поэтессы. По ее словам: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное- какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное- какая скука!». Несомненно, если бы Марина Цветаева жила в наше время, она была бы одной из самых обсуждаемых фигур.
В фильме Андрея Осипова четко прослеживается параллель между тем, что «посеяла» Цветаева и какие плоды она потом «пожинала». Она не явилась на похороны младшей дочери, а после её смерти, горячо любимый сын не пришел на её похороны, говоря что: « все, что я могу сказать по этому поводу-это то, что она правильно поступила. Это было лучшим выходом из положения и я полностью одобряю ее поступок». Какая ирония в шутке про бечёвку, невзначай брошенной Борисом Пастернаком, с которым Цветаева вела любовную переписку: «она все выдержит, хоть вешайся на ней». На ней она и повесилась.
У каждого человека свои роли в этом мире и мы играем их, приближаясь к печально известному финалу. Жена, любовница, мать, самоубийца, поэтесса, прозаик- Марина Цветаева.
10 декабря 2014
«В изящном узеньком конверте
Нашли ее «прости»: «Всегда
Любовь и грусть — сильнее смерти».
Сильнее смерти… Да, о да!..»
(Отрывок из стихотворения «Самоубийство»)
Документальный биографический фильм «Страсти по Марине» Андрея Осипова увидел свет в 2004 году. Автором сценария стал Одельша Агишев. Название «Страсти по Марине» — интрига, которая только усиливается с первых секунд фильма. Услышав стихи Цветаевой в исполнении Евгении Добровольской, зритель уже готов прожить жизнь поэта ближайшие 55 минут. Её жизнь под углом видения Осипова и Агишева.
В ближайший год фильм получает 3 награды. «Страсти …» еще не успели подвергнуться строгой критике, но зрителю они определенно понравились с первого взгляда. За лучший документальный фильм Андрею Осипову вручают премию «Ника», затем приз «Золотой Витязь» в той же номинации, и награду «Литература и кино» за неизменный интерес к эпохе «Серебряного века».
Казалось бы, «Страсти по Марине» — не первый документальный фильм о Цветаевой. Несмотря на это, режиссер ставит перед собой задачу — по-новому раскрыть внутренний мир страдающей Марины. Личности глубже, чем каждый слышал на уроке литературы или мог прочитать в Википедии.
В первые минуты фильма вообще забываешь, что эта самая Цветаева и есть поэт. Все её беды — абсолютно земные, будь то смерть, случайная любовь или неудачная шутка с веревкой. Осипов основывается на событиях, сформировавших целую трагедию жизни Цветаевой и раскрывает ее как личность. Режиссер изпользует множество средств киноязыка. Именно благодаря ним зрителю удается поверить поэту как лучшему другу. Среди эффектов, раскрывающих смысл фильма мы заметим закадровый голос, меняющийся от настроения, музыкальные приемы (появление музыки, усиливающей эффект от потери), материалы хроники начала 20 века, появляющиеся рефреном символы, глубокие диалоги ее современников.
Удивительно, как удается достичь динамики кадра без использования актерской игры. Зритель открывает для себя совсем иную Марину Цветаеву, услышав о ней не от постороннего «рассказчика», а от нее самой, которая ведет пронзительные диалоги с самой собой, от лица ее современников и родных.(А. И. Цветаевой, А. С. Эфрон, Г. С. Эфрона, М. Волошина, Б. Пастернака).
Все художественные приемы в фильме заставляют идентифицировать себя с главным героем, соприкоснуться с которым нам удается только благодаря фотографии.
В фильме использовано и огромное количество архивных кадров из собрания Госфильмофонда России и Российского государственного архива кинофотодокументов. Но поверить в искренность истории, примерить на себя все беды Марины Цветаевой зрителю удается благодаря закадровому голосу. Кажется, история будет понята и без визуального восприятия. Актерам удается изобразить любые эмоции, будь то вихрь страсти между Мариной и Софией Парнок, тоска от утраты младшей дочери или душевные мучения в период допроса.
Что касается структуры построения сюжета, так история о Марине Ивановне стоит из пяти частей, не считая вступления и послесловия. Каждая часть начинается со строк-эпиграфов к маленькой главе жизни поэта. Это создает ощущение визуального прочтения личного дневника Цветаевой. «Чтоб был безумьем каждый день», «Ты не раскаешься, что ты меня любил», «Сегодня ночью я жалею всех», «Истина в пяти словах», «Не шуми минуточку, мир человечий!».
В этих строках Марины прослеживается градация ее жизненной драмы. В каждом заголовке — проблема, сквозной конфликт. С обществом, с самой собой, с миром. В каждой части — потеря и приобретение.
Перед нами — страдающая натура. Вся ее жизнь напоминает произведение романтизма, а она — «лишнего человека». Одиночество, которое героиня пытается утопить в «ураганах» — связях с разными мужчинами и даже женщиной; в безответной любви к сыну, в творчестве. Мы наблюдаем не просто человека -не признанность гения, недопонимание людьми, зацикленность на заурядности, недостаток любви.
Через монологи Марины с самой собой Осипов заставляет зрителю задавать себе вечные вопросы. Сподвигает нас самих сделать выбор и дать оценку поступкам Цветаевой. Но с осторожностью напоминает, что судить Марину как обычного человека попросту нельзя. Она — гений. И ее истинная мотивация гораздо глубже той, которая выдает себя за истинную.
История закольцована, начальные и конечные кадры повторяются. Разница лишь в понимании. В экспозиции режиссер задает настроение фильма, но с первых кадров зрителю сложно понять, что эти кадры символизируют: беду, смятение или ознаменование начала бури. Таков характер Марины. Её жизнь была невозможна без ураганов. Но это удается осознать лишь в конце, когда рефреном появляются начальные кадры. И рефрен с плетением веревки, и финальный полет камеры вверх, возвышение над деревьями, над миром, над всем.
В финале, ты её лучший друг и товарищ. Ты сочувствуешь ее судьбе, скорбишь над ее нелепой смертью и восхищаешься ей как поэтом. Такой её показал Андрей Осипов — не принятой обществом женщиной, которая только и искала утешения в любви. Образ, в котором каждый нашел что-то близкое сегодняшнему обществу.
Фильм «Страсти по Марине» — это реальная история, составленная из кусочков разных жизней, объединенных одним человеком. Этот фильм стоит внимания даже тех, кто думает, что знает всё о Марине Цветаевой.
7 октября 2014
Всем известно еще из школьной программы, что биография Марины Цветаевой является очень трудной, трагичной, такой, что ни один человек не останется равнодушным. Не остался равнодушным и Андрей Осипов- режиссер документального почти 50 минутного фильма «Страсти по Марине», который получил не одну награду (Приз «Золотой Витязь», премия «Ника» за лучший документальный фильм 2004 года).
Фильм с самых первых кадров погружает в ту глубокую, задумчивую атмосферу, в самую душу поэтэссы, предоставляя зрителю не просто сухие факты, а чувства, эмоции, отношение Цветаевой к тому или иному вопросу, явлению. Мы — зрители, буд-то бы сами являемся главной героиней фильма. Мы- это она, мы чувствуем то же самое, что и она чувствовала тогда. Мы невольно встаем на ее сторону, понимая и оправдывая каждый ее поступок. Хотя, безусловно, есть противоречия между тем, что сделала она и тем, как бы поступила я, к примеру. Но в момент просмотра, этих противоречий у меня не возникало. Я оправдывала и соглашалась с каждым ее шагом.
Такому явлению есть простое объяснение. Фильм показывается от первого лица. То есть, мы не просто погружаемся в ту эмоционально тяжелую атмосферу и испытываем сочувствие или сострадание к героине. Мы и есть эта героиня. У зрителя (например, у меня) не возникало вопросов о том, что что-то идет не правильно. Зритель все эти минуты жил чужой жизнью- жизнью советской поэтэссы, жены, матери.
Хронологический порядок событий, то есть единство фабулы и сюжета, никак не создают простоту фильма, потому что вся жизнь Марины Цветаевой- это постоянный подъем на вершину некой скалы, который чередуется с частыми падениями с этой вершины. Сама судьба выстроила драматургию ее жизни, а так же драматургию фильма о ней.
Помимо мыслей самой Цветаевой о своей жизни, в фильме присутствуют диалоги, которые помогают в большей полноте раскрыть ее характер. Естественно, для документальных фильмов сухой биографии о герое не достаточно. Какие-то факты можно прочесть в Интернете, в книгах, справочниках. Однако, нигде никто не прочтет характер Цветаевой. Никто не сможет ее прочувствовать, понять, просто прочитав статью о ней. Поэтому фильм «Страсти по Марине» — это скорее набор, пазл, состоящий из художественных образов и метафор, отождествляющих ее поступки, обосновывающих ее действия. Мы, зрители, можем буд-то заглянуть в эту оболочку, приоткрыть дверь, ведущую к ее душе и внутренним переживаниям. Фильм является этой самой дверью в то загадочное и неизведанное ранее.
Иногда эти метафоры не совсем понятны, они вызывают некоторое замешательство, заставляют задуматься, почему же в этом диалоге в закадровом тексте мы видим именно эти кадры? Однако, когда зритель находит ответ, понимает замысел автора, тут происходит внутреннее осознание у каждого. Это понимание заставляет его додумать в своем воображении происходящего эпизода жизни поэтэссы. Например, диалог Цветаевой на допросе. Мы слышим как ее пытают, как ее мучают постоянным однотипными вопросами, называют фамилии, издеваются морально и физически. В экране мы не видим всей этой жестокости к ней. Зритель лишь видит коридор. Видит, как от первого лица субъективной съемкой камера идет по длинному коридору, поворачивая то вправо, то влево, потом возвращаясь, потом снова и снова… Для зрителя этого достаточно. Ему не нужно показывать прямо, что происходило с Цветаевой, из диалога все и так понятно. Видя лишь эти коридоры, слыша ее беззащитный голос, он просто воображает себе то, что могло бы с ней тогда происходить, он сочувствует ей, возможно, даже пытается помочь. А возможно, он представляет себя на ее месте. Представляет как он сидит на деревянном стуле посреди маленькой темной комнатки с облезлыми стенами с полопавшейся краской. А из потолка висит единственный признак жизни- тусклая одинокая лампочка, издающая темно- желтый свет. Но эта лампочка кажется пронзительно яркой, светлой, белой. Все из-за того, что до этого он, зритель, просидел в темной, неосвещенной каморке, томясь в угнетающем ожидании. Представляет, что с ним было до этого. Представляет, что с ним будет после. Эта метафоричность в образах только способствует развитию воображения, что придает еще больший накал и более эмоциональные переживания.
Однако, не все в этом фильме так метафорично. Экранные образы дополняются фактами. Я имею ввиду архивные фотографии: самой Цветаевой, ее семьи. То есть, если случилось невероятное, и зритель никогда не был знаком с биографией поэтэссы, никогда не видел ее на фотографиях, не имеет понятия, как она выглядит, то для него предоставляются фотографии. Здесь ему не приходится придумывать себе свою героиню, ее внешность: черты лица, волосы, взгляд. Ведь Цветаева- это не выдуманный персонаж, который для каждого свой, это реальный человек со своей судьбой, своим характером, своими поступками, а правильными лии нет- решать не нам.
С помощью этого фильма, зритель, конечно, может «почувствовать ее жизнь на себе», проникнуться в нелегкую судьбу, но все-же он не должен забывать, что она была реальным человеком. Что все эти «примерки» на себя лишь временны, на 5о минут. Архивные фото добавляют в этот фильм историчности, документальности.
Мне кажется, чтобы отчетливо понять этот фильм, нужно пересмотреть его не раз. Он, как калейдоскоп — когда ты смотришь впервые- появляется одна картина происходящего, когда смотришь еще раз- то видишь все под другим «углом», образы проявляются сильнее, четче. Поэтому, чтобы понять всю настоящую глубину и раскрыть для себя такого режиссера, как Андрей Осипов, не нужно руководствоваться лишь первым впечатлением. Нужно лишь найти свою точку зрения, свой «ракурс».
1 октября 2014