Что бы вы сделали, если бы перед вами был выбор: спасти умирающего мальчика или дать ему умереть? Я думаю, для каждого разумного человека выбор очевиден. Только вот есть один нюанс – спасение мальчика приведет к концу света. Уже сложнее, правда?
Именно с такой дилеммой столкнулся гениальный хирург Кензо Тэнма, к которому на операционный стол с пулевым ранением в голову попал маленький Йохан Либерт. Спасая его, Йохан жертвует карьерным ростом, браком и статусом. Только о том самом подвохе Тэнма, естественно, не знал. Ведь спасение Йохана запускает цепочку ужасающих убийств и загадочных событий, растянувшуюся на долгие годы, в которой Тэнма пытается разобраться, попутно узнавая о Йохане такие вещи, от которых кровь стынет в жилах.
«Монстр» – это сложнейший психологический триллер, который постоянно развешивает ружья, выстреливающие в нужный момент, все время подкидывает различные загадки и детали, которые потом складываются воедино, образуя очень глубокую историю, оставляющую тяжелое послевкусие и столько пищи для размышлений, что рассуждать о нем можно бесконечно.
Философия аниме поднимает огромный ряд различных тем: тут вам и обесценивание человеческой жизни, коррупция и нерабочая система, и вопросы о существовании и сущности справедливости, И грехи прошлого: их искупление и бесполезность бегства от них, и тема человечности, её обретения даже самым черствым персонажем – это лишь верхушка айсберга под названием проблематика «Монстра». Управляющими идеями я бы назвал две. Во-первых, это мысль об уязвимости детей, которых, ввиду их юного возраста, можно превратить во что угодно и вдолбить им в голову любую идею, от осознания подобного даже слегка передергивает, ещё больше не по себе становится только от того, как это показано. А во-вторых, это идея о силе любви, которая может превратить монстра в человека, а отсутствие которой – сделать наоборот. Ну и в-третьих, «Монстр» – это настоящее рассуждение о природе человека, о том, рождается ли человек монстром, или становится им, да и что есть такое эта человечность, и в чем она проявляется, о том сидит ли зло в каждом из нас, существует ли он в чистом виде, в человеческом обличии, и нужен ли вообще ему мотив, чтобы вершить злодеяния, или достаточно просто желания видеть мир в огне и нескольких предпосылок.
Да, в мире «Монстра» существует добро и зло, но грань между ними настолько тонкая, что её практически не видно, в каждом герое всего понемногу, а две главных фигуры – Йохан и Тэнма – олицетворяют две эти противоположности, по сути являясь сплошной антитезой друг другу.
Да и вообще, касаемо персонажей, «Монстр» проделывает кропотливую работу, раскрывая буквально каждого встреченного на пути персонажа. У любого героя здесь есть арка и развитие, даже если он появляется всего на одну серию. А когда дело касается важных героев, то бесконечно нахваливать можно всех без исключения: и хладнокровного инспектора Рунге с его компьютером в голове, и невероятного Вольфганга Гримера, который из Непобедимого Штайнера превратился в человека, и арку искупления Евы Хайнеманн, и одного из лучших женских персонажей, что я видел, – Анну Либерт, и Мартина с Рихардом, которые борются со своим прошлым: один убегая, а второй – путем искупления, – здесь нет ни одного слабого героя. А от отдельных историй некоторых встреченных персонажей на пути Тэнмы, как, например, старик, который просил прощение у леса, аж ком к горлу подходит.
Ну а самое великолепное, что есть в «Монстре» – это его антагонист Йохан Либерт, ставший для меня настоящим эталоном. Гениальнейший стратег и манипулятор, который пугает даже когда его нет на экране. Большую часть аниме нам не показывают его, а рассказывают о нем, и от этих рассказов холодок по спине пробегает. Нас намеренно готовят, подогревают интерес, припугивают и интригуют, заставляют ждать его появления, а когда Либерт появляется – челюсть отвисает от его очередного гениального хода.
Постепенно создаётся ощущение, что Йохан будто бы причастен к каждому убийству во всей Германии, и это недалеко от правды. Люди либо боятся его, либо работают на него, либо погибают из-за него – так или иначе, они становятся частью его плана, осуществить который ему не помешает практически никто.
Помимо этого, цепляет и его история – перед нам искалеченный и сломанный, лишенный каких-либо понятий о морали монстр, который верит только в равенство всех перед смертью и мечтает увидеть Пейзаж конца света. Потрясающий антагонист, которого хочется бесконечно анализировать.
Сценарий, саундтрек, рисовка и постановка – выше всевозможных похвал.
Также хочется отметить финал, который невнимательные зрители могут не понять, а внимательным он лишь подкинет новые вопросы, ведь концовка – открытая, трактовать её можно двойственно, потому каждый придет к своему выводу об окончании «Монстра».
Резюмируя, хочется сказать, что «Монстр» стал для меня первым аниме, которое я досмотрел до конца, и он не просто открыл для меня новый жанр анимации, но и стал одним из любимых произведений в принципе, наряду с «Кланом Сопрано».
10 из 10
17 апреля 2023
“Вы пришли к выводу, что все равны. Я же показал вам, что все равны лишь перед смертью.”
Монстр - аниме, в большинстве своем, противоречивое. Стало оно противоречивым благодаря дележу мнений и взглядов зрителей. Для кого-то, данное аниме покажется скучным и неторопливым детективом, для кого-то - произведением искусства. В чем же особенность данного тайтла, какие ее отличительные черты и почему его стоит посмотреть каждому?
Итак, начнем с сюжета. История крутится вокруг выдающегося молодого нейрохирурга Кэндзо Тэнмы. После шокирующего убийства родителей семьи Либертов, полиция находит их раненых приемных детей - мальчика с тяжелейшим ранением и пулей в голове и девочку с психологической травмой. Мальчика отвозят в операционную, ведь тут требуется срочное медицинское вмешательство и операция, за которую берется Доктор Тэнма, но того хотят перевести в другую операционную (где попал в тяжелую ситуацию бургомистр - глава городского управления). Пойдя на поводу у совести, доктор Тэнма решается поступить по справедливости, ведь мальчика привезли ранее, и без помощи лучшего нейрохирурга клиники - не обойтись. Выбирая между успешной карьерой и спасением мальчика, Кэндзо Тэнма предпочитает второй вариант. И вот, мальчик спасен, но доктор еще не знает, к чему это в будущем приведет.
Поданная история очень глубинна и неоднозначна, множество мелких деталей, которые строят общую главную сюжетную линию в сериале. История многогранна, ее можно разбирать с разных углов и точек зрения, нужно самому разжевывать происходящее, ведь очень много тайн так и не остаются закрытыми. Рассказывая о многогранности истории, нельзя не разобрать главных героев, предлагаю рассмотреть каждого из них:
Доктор Кэндзо Тэнма - человек высоких моральных принципов, готовый нести наказание за свои собственные ошибки. Ангел во плоти, который только познает жестокий мир в глазах жестоких людей. Чистейший антипод главного антагониста тайтла - Йохана Либерта. Доброжелательный и добросовестный врач, придерживающийся идеологии, что все человеческие жизни равны.
Анна Либерт - сестра-близнец Йохана, характер которой всегда казался более доброжелательным, чем у ее братика, одержимый своей философией. Лишь познает свое прошлое, пытается понять свое предназначение и узнать, что за монстр скрывается внутри ее любимого братика. Довольно таки интересный персонаж со своей уникальной предысторией и развитием по мере сюжета.
Инспектор Генрих Рунге - один из самых интереснейших персонажей данного тайтла. Полицейский, одержимый своей работой. Настоящий фанатик своей работы. Принципиальный, умный и рассудительный детектив, который врезается в память за счет своего уникального характера и некоторых особенностей (вроде расчета компьютера в голове, с помощью которого он анализируют все происходящее).
Вольфганг Гриммер - независимый журналист. Выходец из 511 экспериментального приюта со своими методами обучения и воспитания детей. Данное место сильно повлияло в детстве на Гриммера, из-за которого он практически не испытывает никаких видов эмоций. Хотя, на первый взгляд он кажется обычным жизнерадостным скромным человеком, который ничего кроме симпатии не вызывает. Однако, персонаж имеет довольно таки серьезную прописанную предысторию, благодаря которой открываются двери на раскрытие всех ноток его поведения.
Ну и на самое сладкое, главный антагонист данной истории - Йохан Либерт. Дьявол в человеческом облике. Человек, вышедший из пекл ада. Монстр во плоти. Как только не охарактерозывавали данного персонажа? Как по мне, данный антигерой является лучшим представителем зла за всю историю не только аниме, но и кинематографа. Почему? Сейчас разберем.
Йохан Либерт - человек. Он не имеет никаких суперспособностей (разве что гипер ума), у него нет могущественных связей свыше, он обычный ребенок, который подмял под себя всю элитарную вышку Германии 90-ых. Вся страна трепещалась при виде столь могущественного монстра. Его преподносили как второго Гитлера, готовили нового лидера вселенского масштаба. Кто-то был под ним, кто-то бежал от него, но он настигает каждого, кто ему был нужен. Ближе к концу повествования, создается ощущение, что этот красивый молодой блондинчик ответственен и причастен практически к каждому второму убийству в Германии. Так как же он умудряется держать в страхе практически всю страну? Его моральное влияние на людей гораздо страшнее, нежели физическое. Его действия прописаны, его действия объяснимы, его действия страшны. Я могу еще долго подбирать эпитеты под данного антигероя, но для настоящего его анализа не обойтись без важных сюжетных спойлеров. Один из лучших построенных образов в истории.
Стоило бы отметить и второстепенных персонажей, которые также сильно влияют на события в сериале, никто из них не остается без внимания автора, получая свои грамотные завершенные арки. Этим, наверное, “Монстр” выделяется на фоне других сериалов и аниме, тут практически нету встречных персонажей (естественно за исключением массовки), каждый из них успевает раскрыться, и это все невероятная проделанная работа. В плане прописанности, мало какие произведения смогут посоперничать.
Сериал уникален в своей философии, оно затрагивает серьезные темы о смысле человеческом существовании и справедливости, задавая вопрос зрителю “а все ли жизни равноценны?”. Автор выдвигает серьезные проблемы, которые он хочет показать на сущность: нацизм, бесчеловечность, честь, ответственность за свои грехи, борьба тьмы и света в тайной человеческой души.
“Убить человека легко. Нужно лишь забыть вкус сахара.”
Музыка в сериале не особо и выделяется, но смотрится довольно гармонично, без нее было бы сложно воспринимать определенные сцены серий, поэтому лишней ее точно не назвать. Что же до рисовки? Все достойно для 2004 года, сделано без халтуры, видны старания.
Порадовало содержание текста в сценарии. Прошлый мой опыт с тетрадью смерти и атакой титанов показал, что в жанре аниме есть определенные условности, что довольно таки сильно ограничивает содержание текста и словарный лексикон героев. Слушать в сотый раз философские притчи Либерта - сплошное удовольствие, к этому тут подошли грамотно и профессионально.
Конечно, рассказывать о достоинствах шоу легко, что же можно выделить из отрицательного?
Сериал может показаться затянутым. Из-за того, что он пытается не забывать героев второго и третьего плана, появляется достаточное количество “скучных” сцен. Благо, до откровенных филлеров автор не опускался, тогда было бы совсем печально. Во-многом, это и есть главная претензия критиков к данному тайтлу - излишняя затянутость линий персонажей, не имеющие особой роли в сюжете.
Крайне не советую смотреть «Монстра» людям, любящим повыключать мозг во время просмотра. Автор построил повествование так, что зритель местами должен сам собирать кусочки пазла к разгадке очередной тайны (особенно это касается финала, невнимательные зрители его попросту не поймут.)
Подводя итоги, могу сказать, что данный проект для меня всегда будет считаться нечто особенным. Произведение, которое вложится в мою память на долгие годы. Крайне грустно, что подобное не слишком пользуется спросом у большинства зрителей, ведь произведение, действительно, шедевральное.
9.5 из 10
30 января 2023
Неделю назад я посмотрел неоднозначный, культовый психологический аниме триллер 'Монстр', который мне показался всяко не для масс. Это аниме подойдёт для старшей подростковой аудитории - они уже достаточно тренированы на всякую эклектику. Посмотрев это жуткое аниме, я совершенно не ощутил в нём той особой аутентичности, которая, как я думал, в нём есть. Мысль, которую хотел сказать автор, вроде как ясна: важность человеческих жизней, причем даже не только собственных, но и чужих, редко кто осознаёт в полной мере. По-моему, дело в том, что «Монстр» - не что иное, как обширная зарисовка социальной психиатрии, которая доведена до совершенства в японской анимационной прозе. Главный герой - хирург Тенма, который верит, что человеческие жизни все важны. Он оперирует мальчика вместо мэра и теряет совершенно всё - повышение, жену, уважение директора. Позже выясняется, что этот мальчик вырастает убийцей... Персонажи в «Монстре» крайне прописаны, они обладают огромной красотой и определённым шармом. Но меня поразил сюжет. Дело в том, что когда-то на мой вкус, эмоция, являющаяся связующим звеном между несколькими людьми в одном тексте, - это акт жалости, сопереживания, она дается с большой задержкой, иногда уже в начале. Главный герой, понимая, что он оживил настоящего садиста, пытается добиться своей цели, убить его, и весь рассказ - это безжалостный анализ этого его психологического надрыва. Главный злодей, Йохан Либерт, - это метафизический аристократ, маньяк, садист. И в каждом его движении есть такая спокойная мощь, такое знание того, что надо сделать. Он – экзистенциальный кошмар, и в его финале лишь то, что невозможно описать, спасает его от медленного, но невыносимого угасания. Сестра Йохана - Анна, может раздражать своей тупостью, но мне было страшно за нее: это было то, что надо, когда ты понимаешь, что ее собственное «я» на самом деле не что иное, как серый туман, который еще колышется в ее мозгу и вокруг которого шелестит тьма. Тут вообще нет лишних персонажей, все связано и ненатянуто. Это аниме, может, и затянуто, некоторые серии, в общем, не очень; но главное - в другом. «Монстр» захватывает целиком, и посмотреть его - это все равно что нырнуть в открытый океан. Его аутентичность не подделана, а реалистична, когда понимаешь, что... впрочем, неважно. Концовка этого аниме, на мой взгляд, несколько иррациональна, но, по-видимому, как и все в «Монстре», вложена в заранее продуманный план. 'Пейзаж конца света' не просто включает инферно, как иногда бывает в больших сериалах. Она может, некоторых и смутила, но в этом и есть вся соль. Когда я только посмотрел «Монстр», у меня мелькнула смутная мысль - что если 'Монстр' и не самое грандиозное произведение современного искусства, то по крайней мере наиболее глубокое и точное в своем жанре. Эта история намного серьезней, чем Тетрадь Смерти. Это представление о мире и человеке, которым мы живем. И в этом своем смысле аниме - очень человеческий феномен.
Я думаю, что у его создателей была достаточно ясная цель - если такая цель вообще была. Но это, конечно, не так.
'Монстр' следует понимать не просто как аниме, а как со-драма, психологический триллер. Это скорее своего рода эссе о чувстве отчаяния, презрения к жизни.
Стоит ли это смотреть? Мне кажется, что стоит. Но чтобы поставить его на баланс, надо отнестись к нему с большим вниманием. Ибо на первый взгляд он очень прост, но каждый его кадр - это целая история.
8.5 из 10
25 декабря 2021
После просмотра множества тайтлов из числа аниме, всё больше приходит уверенность в том, что чисто с сюжетной точки зрения очень уж многие из них просто неспособны интриговать своей историей, интриговать именно так, как это делала та же самая «Тетрадь смерти». Какие-то берут юмором, и просто бесбашенным экшеном, какие-то оригинальными персонажами и приятной визуальной составляющей. Но порой тебе хочется углубится именно в сюжетную линию того или иного произведения, как следует проникнуться ей, и даже где-то восхищаться. «Тетрадь смерти» в своём повествовании тоже была хороша строго до определённой поры, но до этого момента радовала весьма и весьма. «Монстр» безусловно нечто иное, и это было очевидно ещё до просмотра, но мрачная атмосфера, упор на сюжетную составляющую, ну и конечно же количество эпизодов однозначно намекали на то, что именно с повествовательной точки зрения здесь всё будет вполне достойно…
Кензо Тенма является одним из лучших нейрохирургов, именно поэтому он успешно выучился, и вот уже не первый год работает в одной из самых топовых клиник Германии. Вместе с тем, Тенма успешен не только как врач, но и как семьянин, ведь в ближайшее время у него должна состояться свадьба с дочерью директора той самой клиники, где Тенма и работает. Но в одночасье одно событие с лихвой полностью переворачивает привычный уклад жизни. В больницу поступает ребёнок с пулевым ранением в голову, и Тенма, рискуя своей репутацией и высокой должностью, оперирует мальчишку — он спасает ему жизнь. Казалось бы, доктор Тенма сделал совершенно благое дело, и совсем неважно, что в дальнейшем его жизнь местами пошла под откос. Но спустя годы, Кензо Тенма вдруг осознал, что спас жизнь не просто мальчишке, а настоящему монстру в человеческом обличье.
По первости указанный тайтл действительно интригует зрителя какой-то своей таинственностью, и где-то даже размеренным повествованием, намекая как бы на то, что вся сюжетная цепочка будет только закручиваться и закручиваться, что в дальнейшем конечно же и происходит. На зрителя буквально с каждой серией вываливают всё новые и новые события, которые всё больше раскрывают главную интригу сериала вокруг которой и кружит всё повествование. Помимо указанного, постоянно появляется какое-то невероятное количество персонажей, серии о которых закидывают главных действующих лиц нередко даже на задний план. И вот как раз именно это, повествование и персонажи, становится каким-то камнем преткновения в «Монстре». В произведении целых 74 эпизода, и проблема в том, что если ты смотришь его не залпом, а растягивая на несколько месяцев (как это получилось у меня), то доходит до того, что умудряешься реально забывать предшествующие события, и даже некоторых персонажей, о которых шла речь ранее. «Монстр» явно не жалеет личного времени зрителя, и постоянно предлагает посмотреть ему целую кучу филлеров, без которых произведение было бы даже наверно лучше.
С другой стороны, не хочется совсем уж строго упрекать «Монстра» в такой скрупулёзности, ведь есть тут и безусловно интересные, да харизматичные персонажи. Но стоит признать, что многие из них раскрыты далеко не так, как этого хотелось бы от произведения, состоящего из 74-ёх эпизодов. К примеру, главный антагонист так и не был раскрыт на должном уровне, хотя потенциал к этому был просто огромный. Немного раздражает и тот факт, что всё повествование строится на каких-то условностях и допущениях. Проблема в том, что действительно серьёзное произведение с сильными темами позволяет себе какие-то совершенно нелепые сюжетные ходы, ведь события и герои переплетаются здесь порой какими-то совершенно немыслимыми и строго банальными способами. Самые разные герои умудряются сталкиваться друг с другом аж в нескольких странах, и после этого ещё и двигать сюжет. Это выглядит очень странно и где-то даже абсурдно. Получил ли я удовольствие от просмотра «Монстра»? Скорее да, чем нет, но нередко возникало желание просто от него отдохнуть и переключиться на что-то другое. Готов ли я посоветовать произведение к просмотру? Наверно да, но с осторожностью, так как разочароваться можно уже после первых 10 серий. И несмотря на тот факт, что в действительности «Монстр» умудряется поднимать вполне серьёзные вещи в повествовательном плане, тебе со временем становится на них просто наплевать, так как ты и сам безмерно устал от бесконечных филлеров, и сюжетных костылей.
6 из 10
29 января 2021
Из хорошего:
1. Рисовка. Очень, очень старались, халтуры нет. Графики минимум, очень много ручной работы.
2. Очень готовились, много реальной архитектуры Европы перелопатили.
3. Машины. По старому автопрому ну ОЧЕНЬ хорошо подготовились. Даже «копейки» проскочили местами.
4. Политика, история — вполне себе вникли в историю 80—90-х годов Германии, понятно изложили.
5. Очень неплохая история. От частного, чудовищного инцидента приходят к общему ужасу, от которого аж кровь в жилах стынет.
6. Музыка хороша, очень уместна.
Из плохого:
1. ЗАТЯНУТО. Ладно 26 серий. Ладно 52. Но 74.. . это перебор. До филеров не опускались, но история точно выиграла бы от более лаконичной экранизации.
2. КОНЦОВКА. Если до 60-х серий еще вполне смотрибельно, то концовка просто слита. Скучно, лениво, не интересно. Нет кульминации совершенно.
Вообще, что не так с этим сериалом? Аниме должно развлекать. Этот «фильм для взрослых» дает на выходе скучный, нудный полицейский детектив. Посмотреть его можно ну только ради галочки, что «Я Монстра осилил». Дать ему оценку я не берусь. Очень противоречивое впечатление оставил.
7 из 10
1 июня 2020
Не считаю себя анимешником, от слова совсем. Разве что ДжоДжо люблю. И именно из его фендома я узнал о тайтле «Монстр». Долго откладывал его просмотр, о чём, в последствии, сильно жалею. И досмотрев сериал до конца лишь вчера, готов поделится своим мнением.
При просмотре я убедился, что жанр японской анимации лишь инструмент для рассказа огромной на смыслы истории. При всех условностях рисунка, некоторых недочётах в детализации, всё происходящее воспринимается беспрепятственно и иногда дополняет общее настроение. Призываю каждого, кого хоть на секунду заинтересовал синопсис, начинать смотреть немедленно, не взирая на отношения к аниме! Вы можете подумать «Это именно то, что я себе представляю? «Монстр» даст мне именно то, чего мне не хватает?». Нет… Он даст вам в двое больше!
Я падок на триллеры, нуарные мотивы, хорошие детективы. «Монстр» мало того, что умело сочетает умиротворённые пейзажи с пейзажами конца света, так и нахлёстом выкидывает на тебя море эмоций, которые ещё и обработать надо. Я давно не испытывал такого насыщенного опыта при просмотре.
Ни слова не скажу про сюжет. Этот тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Скажу лишь, что, казалось бы, простые вещи обретают здесь новые уровни влияния. первые персонажи здесь — простейшие архетипы с односложными мировоззрением, проблемы понятны и обыденный, ситуации аналогичны проблемам. Но чем дальше в лес… Неописуемое чувство пройденного пути укрепится в последних сериях, а проблемы будет поражать масштабами.
Итог: Сериал уникален в своих мыслях. Можно придраться к вторичности по сравнению с западными аналогами, в затянутости и монотонности, в надуманности и неуместной наивности, но всё это пустые недомолвки, которые на проверку могут вовсе стать плюсами. Противопоказан людям через чур эмоциональным (салфеток не напасётесь) а так же тотальным нелюбителям японской анимации. Остальным приятного просмотра.
18 января 2019
Выдающийся нейрохирург японский доктор Тэнма работает в германском госпитале. В один день у него появился выбор повышения и невеста, либо спасения невинных жизней. В результате, Доктор Кензо поступает правильно и спасает жизнь ребенку. Его не увольняют, но он понимает что жизнь не справедлива. Находясь у кровати спасенного мальчика, он начинает критиковать свое несправедливое руководство и с каким отвращением молодой врач относится к циничным выродкам, стоящим во главе управления больницы. И каково же его удивление и потрясение, когда все эти мерзкие люди разом умирают.
Затем нас переносят в 90-ые. Тэнма начинает постепенно понимать обстоятельства странных событий прошлого. Ибо они повторяются, но разгадка оказалась просто ужасной, немыслимой. Сам того не желая, Тэнма понимает, что его поступок, для которого потребовались все мужество и смелость (а именно решение спасти маленького неизвестного мальчика вместо мэра города), привел к еще большему количеству смертей. Тут и начинается главный сюжет.
Монстр — это Йохан. Немецкая версия Ягами Лайта, если угодно. Всю дорогу я наблюдал за действиями этого человека. Думая, а что он предпримет дальше. Планы ужасны, но гениальны; жестоки, хладнокровны, но продуманы до мелочей со знанием человеческой психологии и самых личных страхов. Казалось бы, что заставило парня пойти по такому пути месть за родителей или комплекс справедливости(в психологии это называется «догнать и причинить добро). В общем Типичный Лайт,, но без тетради смерти. У него список жертв в голове.
Но в отличии от японца Лайта, нам по мере продвижения сюжета мы узнаем истинные намерения Йохана. Кензо здесь как второй Л, которого подозревает местный инспектор. Который изначально мне показался беспринципным и злым персонажем. Просто желающий посадить Кензо, как человека думающем только о справедливости.
По мере путешествия Кензо понимает, что все неоднозначно и потихоньку начинает сочувствовать убийце. История интересна, поскольку в отличии от японской тетради смерти. Здесь идеи фашизма и империализма, раскрыты без каких-либо намеков. Минус в том, что аниме свойственна некоторая затянутость, местами даже хотел бросить просмотр, но не стал этого делать. Ответственность, самолично воздвигнутая на себя доктором Тэнмой за все происходящее, ведет его по всей Европе, знакомит со множеством харизматичных личностей. Которые под личиной добрым, могут оказаться злыми.
Достаточно интересный детектив, прекрасно воссозданная атмосфера не только поствоенной Германии, но и Германии 80—90ых годов 20 века. не особенно много экшена — отмечу последнее как минус все же.
Сюжет покрыт тайной, в начале кажется что все это серий на 14—25 как тетрадь смерти, но в отличии от нее. Здесь множество отсылок к реальным историческим событиям и персонажам. Взять хотя бы место действия и временной промежуток, в котором разворачиваются основные события — Германия 1995 года, сразу после падения Берлинской стены. Вообще в этом плане «Монстр» на удивление в этом японском аниме, здесь отсутствуют почти все атрибуты, свойственные этой культуре. Здесь все очень европейское. Ну кроме светофоров и прочего антуража. Я просто бывал в Германии и знаю, что некоторые улицы были дорисованы или нарисованы по-другому. Персонажи нарисованы реалистично, без глаз ложек нет особой кровищи и мяса. Зато есть неоднозначность и неопределенность событий. В истории Все максимально точно описано без прикрас и какого-либо мистицизма. Все реалистично.
По-настоящему живые, интересные персонажи — еще одно достоинство этого аниме. Как и в тетради смерти. И не только главные герои, на пути своего шествия по миру доктор Тэyма встретит огромное количество людей, и не один не пройдет мимо истории, каждый сделает свой вклад в развитие сюжета, и смерть каждого их тех, кто должен умереть, оставит свой, пуская даже малый след в душе зрителя.
в этом аниме есть и свет, и тьма. Очень много библейских отсылок. Люди порой бывают страшнее самых ужасных монстров из сказок и фильмов, но они должны оставаться людьми. Спектр тем, затрагиваемых в сериале, невероятно широк — нацизм, политические распри, корысть… Раскрываются они настолько, что некоторые моменты у меня по честному вызывали слезы.
Понравились и Анна Либерт/Нина Фортнер — сестра Йохана, добрая и прощающая. Настоящая леди.
Генрих Рунге — полицейский, современный аналог Генриха Мюллера, но отнюдь не злой по природе
Также понравилась, Ева Хайнеманн — порой жестокая и циничная, но в душе очень одинокая. В общем, это не просто аниме. Это шедевр.
18 июля 2017
«Монстр» — аниме-сериал, оставивший много приятных впечатлений. Это взрослая, реалистичная и глубокая история, которая, как мне кажется, не оставит равнодушным никого. История, рассказанная в нем, движется медленно и размеренно, практически без какого-либо экшена и тому подобного, что может надоесть многим зрителям, которые жаждут динамичного сюжета и невероятных поворотов событий. Но в этой неторопливости и объемном количестве серий и есть, как мне кажется, некая изюминка.
В центре сюжета талантливый нейрохирург Кендзо Тенма, являющийся единственном японцем во всем аниме, мучается вопросом: «А все ли жизни равноценны?» Это добрый и ответственный герой, жизнь которого перевернулась в тот день, когда ему пришлось делать выбор: спасти мэра города, потому что так сказал начальник больницы, или спасти мальчика с пулей в голове, чьи родители были зверски убиты неизвестным, а сестра-близнец от всего произошедшего чуть ли не потеряла рассудок. Доктор Тенма выбрал второе, и это перевернуло его жизнь. Его бросила невеста, карьера оказалась на грани уничтожения, дети-близнецы бесследно исчезли, начальник и двое сотрудников больницы найдены мертвыми. А через девять лет, встретившись с тем самым мальчиком, которому он спас жизнь, он понимает, что вернул к жизни настоящего монстра. Чтобы избежать будущих жертв, а также чувствуя ответственность за это, доктор Тенма начинает охоту на монстра Йохана, чтобы избавить от него мир.
В «Монстре» просто-напросто нет лишних или неважных персонажей. Каждый из них детально проработан и является частью основного сюжета, даже те персонажи, которые появляются в одной серии, несут в себе нечто важное для этой истории. Доктор Тенма повстречает многих людей во время своего путешествия, самых разных, со своими историями. Чувствуется, что все они, хоть и нарисованные, но живые люди со своими страхами и сомнениями, переживаниями и радостями, никто из них не идеален. Даже к персонажам, которых считаешь полной мразью, в конце концов испытываешь какое-то сочувствие. Потому что никто из них не стал таким просто так. И монстрами тоже становятся не просто так. Это просто великолепная, титаническая работа.
Второе, что меня впечатлило, это, конечно же, сюжет. Настолько проработанного сюжета я давно не встречал. Даже когда, казалось бы, серия идет вразрез с основной линией, все в итоге связывается с ней, образуя общую цепь событий. Ничего здесь не просто так, все серии связаны с общей темой, все собирается в один общий клубок, что не может не радовать. Все загадки и тайны постепенно раскрываются, история монстра Йохана, главного антагониста, раскладывается по полочкам и даже не возникает вопросов: что, почему, зачем и как. Даже в опенинге(заставке) и эндинге присутствуют важные детали сюжета, которые лично я заметил только к середине сериала. Создатели просто молодцы.
Третье, что меня порадовало, это техническая часть произведения. Не смотря на то, что это аниме, в нем практически нет ничего японского(только главный герой), все действие происходит на территории Германии и Чехии 90-ых годов. Рисовка реалистичная, никаких огромных глаз у персонажей, длинных ног и коротких юбок и типичных для аниме красок, все достаточно мрачное, реалистичное и настоящее. Порадовало все: и как нарисованы персонажи, и как их окружение, города, их улицы, все на высшем уровне. Музыкальное сопровождение тут не очень разнообразное, зато придает еще больше атмосферы всему происходящему, в общем, ничего лишнего и все как надо.
В сериале затронуты многие темы: нацизм, бесчеловечность, воспитание детей, ответственность за свои поступки, борьба света и тьмы внутри человека и т. д. Можно глубоко копать. Это аниме призвано менять к лучшему все в этом мире, если что-то пошло не так, надо просто разобраться в причинах и попытаться это исправить. Монстры не всегда были такими, что-то или кто-то пробудил в них это, темную сущность, которая есть в каждом человеке. В каждом из нас живет монстр. Просто у кого-то он вырывается на свободу, а у кого-то находится в спячке. И только нам решать, вырвется он или продолжит спать. И нам решать, заслуживают ли люди прощенья. Ведь даже монстр Йохан, который разрушил жизни многих людей, может быть достоин прощенья.
Подводя итоги, хочу сказать, что это аниме не каждому придется по вкусу. Кому-то покажется история растянутой и занудной, признаться, и мне так казалось в определенные моменты, кому-то могут не понравится персонажи и их, в некотором смысле, проскакивающая глупость, их мотивация и вообще все происходящее в принципе. Я смогу понять этих людей. Но лично мне понравилось все, а немногие недостатки просто меркнут по сравнению с достоинствами этого аниме-сериала. Это история и эти персонажи, думаю, надолго останутся в моей памяти.
P.S. «Давным-давно жил-был монстр, у которого не было имени. Монстр очень хотел получить имя, поэтому он отправился в путешествие, чтобы найти себе имя… И хотя теперь он получил имя, не осталось никого, кто бы мог называть его по этому имени. Йохан — это чудесное, красивое имя»
4 февраля 2017
Начать смотреть аниме «Монстр» меня сподвигли многочисленные положительные отзывы о нём (в которых слово «гениально» попадалось не раз и не два). Хвалились персонажи, сюжет, атмосфера, да буквально всё. А потому, садясь за просмотр первой серии, я уже рассчитывал на высококачественный продукт, который просмотрю на одном дыхании сейчас и, возможно, когда-нибудь пересмотрю в будущем. Что бы там ни говорили, мнение большинства чаще правильно, чем наоборот.
Но что же я получил в итоге и на что рассчитывать потенциальному зрителю, который раздумывает над тем, не познакомится ли ему с перипетиями сериала? На этот вопрос я и хочу дать развёрнутый ответ, сосредоточившись на главном, что есть в сериале: сюжете и важнейших героях.
Сюжет. Вначале кажется, что сюжет неплох, особенно его завязка. Первые серии очень хороши, в них нет лишних деталей, лишних слов и есть мрачность и жесткость. Продержись сериал в таком духе на всём своём протяжении, он оказался бы более чем достойным, но этого не случилось. Не проходит и десятка серий, как даёт о себе знать излишняя затянутость, которая становится всё более и более невыносимой. Доходит до того, что существует куча серий, повествующих зрителю о персонажах маловажных или вообще не нужных для развития основной сюжетной линии. Даже у эпизодического героя тут есть своя история в деталях, и это можно было бы даже записать в плюс, не будь эти истории настолько шаблонны и унылы. Ну, неужели мы никогда не видели на экране (а кто и не только на экране) историю про полицейского, который из-за алкоголизма теряет семью? Или о пожилой женщине, на которую наплевать собственному сыну? Таких историй тут полно, и ладно бы они были поданы жизненно и реалистично, но с этим проблемы: уровень сопливого мелодраматизма просто зашкаливает.
Итак, чем дальше в глубь — тем всё печальней. Чем дальше зритель смотрит сериал, тем большее количество «воды» он видит, тем более абсурдными становятся действия героев, тем сильнее раздражает нерешительность ключевых персонажей, ЧУДОВИЩНАЯ и ЗАПРЕДЕЛЬНАЯ нерешительность, делаю на этом акцент. Тема дрожащих губ, когда хороший парень/девчонка направляют пистолет на плохих парней, так и не решаясь пустить его в ход, раскрыта полностью. Но оно и понятно — если уж нужно растянуть сериал на 74 серии (когда 30 было бы в самый раз) борцы за справедливость должны быть начисто лишены решимости победить плохишей.
Немного о концовке — она безнадежно плоха. В то время, когда зритель находится в полном недоумении из-за вопроса «Почему же хорошие — такие рохли?», а в глазах у него уже рябит от бесконечных повторяющихся флэшбеков, великая и могучая Концовка отправляет беднягу в глубокий нокаут (сейчас я, наверное, в какой-то степени по-чёрному попиарил этот сериал — вдруг кому-то захочется посмотреть «Монстра» просто чтобы узнать, что всё-таки покажет финал, хе-хе). Разумеется, я не буду в деталях рассказывать, что там ждёт зрителя — скажу только, что это глупость и абсурд, возведённые в квадрат.
Главные герои. Героев в аниме очень много, но наиболее важными являются, по сути, четверо: доктор Тенма (японец по происхождению), антагонист всей истории злой гений Йохан, его сестрёнка Анна и полицейский Генрих Рунге.
Док-японец предстаёт перед нами ангелом во плоти, который на протяжении сериала помогает каждому встречному и поперечному (поверьте, это не преувеличение). Какое-то закономерное развитие этого персонажа отсутствует (хотя совершенно очевидно, что должно было бы иметь место его ужесточение, в силу тех неприятных приключений, что постоянно на него сваливались), доктор каким был в начале сериала, таким и остался — разве что хмурое лицо стал делать чаще.
Враг человечества Йохан, собственно Монстр — персонаж, предстающий по ходу аниме как жестокий злодей мирового масштаба, обладающий харизмой, умом, интеллигентностью и прочими замечательными качествами, причём в нереально фантастической степени. По мере развития сюжета мы узнаём, что этот молодой блондинчик ответственен, как минимум, за каждое второе преступление в Германии (такое складывается впечатление).
Анна Либерт/Нина Фортнер — студентка, комсомолка и сестрёнка Йохана, хотя, исходя из её характера, можно предположить, что она скорее сестра доктора-японца — такая же добрая, и такая же любительница по полчаса целится из пистолета во вселенское зло, при этом не стреляя.
Генрих Рунге — полицейский, один из двух по-настоящему интересных персонажей (второй — журналист Гример), за которыми любопытно наблюдать, фанатик своей работы. Без него история совсем бы никуда не годилась.
Итог. «Монстр» — скучный и неоправданно долгий сериал. Есть там и стоящие моменты, но общее впечатление о нём складывается именно такое. Но это только половина беды — вторая половина заключается в излишней слезливости и бьющей все разумные пределы неадекватности некоторых персонажей, примером которой может послужить…
Следующая часть рецензии содержит спойлеры и если вы решили посмотреть это аниме и не хотите узнавать о поворотах сюжета, то не стоит читать дальше этого абзаца. Что до оценки «Монстра» — 3 из 10.
… сцена в лесу, где-то в середине сериала.
Вознамерившись покончить с главгадом Йоханом, доктор Тенма ведёт за ним слежку в лесу. По этому лесу Йохан прогуливается с богатеем-инвалидом, к которому втирается в доверие. Доктор решает, что глушь вполне подойдёт, для того, чтобы наконец разобраться с коварным врагом. Здесь он должен убрать его с помощью снайперской винтовки. Должен, но не судьба. Внезапно, он встречается в лесу с мужиком, который, конечно же, рассказывает свою никому не нужную историю. Мол, когда он работал на нацистов, то застрелил здесь человека и за это лес его не любит и птицы больше не садятся к нему на руки. «Но больше в этом лесу не прольётся кровь…Правда?» — вопрошает мужичок главного героя. И, конечно же, доктор Тенма понимает, что нельзя проливать кровь в этом архисвященном месте, находящемся вдали от цивилизации. Японец считает, что намного более мудрым и праведным решением было бы застрелить Йохана на празднике в университетской библиотеке, на глазах сотни людей, в городе, где Тенму ищет полиция.
До сих пор задаю себе вопрос: зачем после такого я продолжил смотреть этот бред?
25 сентября 2013
Прочтя синопсис, я почему- то подумала, что сюжет будет разворачиваться вокруг нацистских экспериментов над людьми. Все оказалось лучше: поднадоевшую тему арийской расы затронули под неожиданным почти ироническим углом, а местом действия оказались нежно любимые мною 90-е.
Основное достоинство аниме «монстр» состоит, как это не парадоксально, в том, что с понятием «аниме» его роднит только рисовка(но и там анимешность смягчена и не бросается в глаза). Никаких сиреневых волос, мелькающих трусов и прочего. У создателей явно в приоритете была реалистичность и правдоподобность — естественная приглушенная цветовая гамма и нормально одетые герои, действующие сообразно ситуации, что не может не радовать. Здесь, например, не увидишь такой распространенной для аниме ситуации, когда иностранец, прощаясь, низко по-японски кланяется, или снимает обувь, перед входом в дом. Надо отдать должное авторам, отлично изучившим материал. Быт, одежда, машины… Все проработано настолько хорошо и детально, что мне, временами, казалось, что я смотрю анимационную версию сериала «Комиссар Рекс», что не мудрено, ведь по содержанию «Монстр» образцовый европейский детектив. И то, что главный герой японец, ничуть этому не мешает. Добавьте к этому чудный, атмосферный опенинг и не менее прекрасный эндинг. Первые серий 15-ть я была уверена, что поставлю сериалу девятку, но…
Семьдесят с лишним серий, для детектива в котором, по сути, одна единственная сюжетная линия, это перебор. Начинается все прекрасно- драматично и кроваво, но ровно настолько, чтобы история не потеряла правдоподобности. А вот потом напряжение резко спадает.
Идут месяцы, Тэнма пробирается к цели упорно, но медленно, (ведь попутно ему приходиться демонстрировать чудеса хирургии и человеколюбия) Йохан, он же Монстр, чинно и тихо расправляется с парочкой, другой пенсионеров в год и пишет странные послания. Не то чтобы я хотела рек крови, но на мой взгляд, цитата из « Апокалипсиса» в прологе, все таки кое к чему обязывает. Будь история втрое короче никаких проблем бы не было, а так… Серии к тридцатой, нагнетание мрака вокруг Йохана и его мотивов (которые, кстати, довольно быстро просчитываются, ибо ничего нового, сценаристы не придумали), начинает утомлять.
Сюжетные ответвления, вроде возвратившейся в сюжет Евы, или семейных перипетий комиссара и вовсе раздражают и выглядят как вставки, ради заполнения экранного времени. К слову, комиссар показался мне неправдоподобным. Сомнительно, что настолько узко мыслящий человек, смог достичь таких служебных высот.
Итого: хорошая отлично проработанная, но излишне затянутая история.
8 из 10
21 марта 2013
Что важнее врачебный долг или карьерные перспективы, и имеет ли право человек распоряжаться чужими жизнями для собственной выгоды? Выдающийся нейрохирург доктор Тэнма для себя выбрал первое и поплатился за это, лишившись повышения и невесты. Но даже так, сидя у кровати спасенного мальчика, он считает свой раскритикованный поступок единственно верным решением. Но как сильно отвращение молодого врача к циничным выродкам, стоящим во главе управления больницы. И какого же его удивление, когда все эти мерзкие люди разом умирают..
.. Без малого десять лет спустя доктору Тэнме становятся ясны обстоятельства странных событий прошлого, но разгадка оказалась просто ужасной, немыслимой. Сам того не желая, Тэнма понимает, что его поступок, для которого потребовались все мужество и смелость (а именно решение спасти маленького неизвестного мальчика вместо мэра города), привел к еще большему количеству смертей и возвращению к жизни настоящего монстра.
Кстати, о монстре. Всю дорогу зритель наблюдает за следствиями тщательно продуманного устрашающего плана Человека без имени. Планы ужасны, но гениальны; жестоки, хладнокровны, но продуманы до мелочей со знанием человеческой психологии и самых личных страхов. В любом живет монстр, просто не каждый позволяет ему вырасти. Наш злодей дал своему карт бланш — полную свободу действий.
Страшные воспоминания прошлого постепенно раскрываются, собирая по крупицам полную картину. Для детектива свойствена некоторая затянутость, местами даже хочется бросить просмотр, но делать этого не стоит. Ответственность, самолично воздвигнутая на себя доктором Тэнмой за все происходящее, ведет его по всей Европе, знакомит со множеством харизматичных личностей.
Достаточно интересный детектив, прекрасно воссозданная атмосфера поствоенной Германии; не особенно много экшена — отмечу последнее как минус все же.
9 из 10
9 января 2013
К данному произведению я питаю совершенно особые чувства. Дело в том, что это был мой второй аниме-сериал после «Тетради Смерти», и, стоит отметить, что впечатлил он меня если не больше, то как минимум это был совершенно новый для меня опыт. Считая себя человеком, искушенным в плане интересных историй, я нашел то, чего мне не хватало очень многое время. В этом сериале есть все, что необходимо зрителю, который ценит по-настоящему знаменательные произведения. Постараюсь максимально раскрыть причину своего бурного восторга.
Пересказать завязку сюжета довольно тяжело, так как уже первые серии успевают наводнить разум зрителя огромным количеством важных мелочей. Главный герой (или, правильнее сказать, первый главный герой) — доктор Кендзо Тэмма, талантливый хирург. Пожертвовав собственной карьерой, он спасает мальчика с пулей в голове, доставленного в больницу вместе с сестрой-близнецом, которая находится в шоке. Не без причины — у детишек на их глазах неизвестные посреди ночи расстреляли родителей и ранили мальчика. Однако на следующий день брат с сестрой пропадают, и вслед за этим таинственным образом умирают три важных сотрудника клиники. И вот спустя девять лет Тэмма вновь встречает мальчика, ставшего уже юношей, но обстоятельства их встречи не очень приятные — на глазах хирурга Йохан убивает пациента клиники со словами «Я должен был умереть девять лет назад, доктор Тэмма, но вы вернули меня к жизни». Так начинается охота на Монстра…
И это отнюдь не метафора. Йохан, по сути, второй и самый таинственный главный герой, является одновременно главным антагонистом, его мистическая, необъяснимая харизма сводит с ума всех глав преступного мира сразу. Ему предвещают участь нового Гитлера, провозглашают человеком, который объединит преступные синдикаты, самые отпетые маньяки превозносят его как мастера… А истинные его цели и сущность остаются нераскрытыми вплоть до самого конца сериала, его ищет весь мир и множество отдельно взятых людей, с которыми доктор Тэмма познакомится на своем долгом пути. Сюжет покрыт тайной, в нем множество отсылок к реальным историческим событиям и персонажам. Взять хотя бы место действия и временной промежуток, в котором разворачиваются основные события — Германия 1995 года, сразу после падения Берлинской стены. Вообще в этом плане «Монстр» на удивление «неяпонское» аниме, здесь отсутствуют почти все атрибуты, свойственные этой культуре. Персонажи нарисованы реалистично, без глаз «на пол-лица», нет ни капли кавая, крови льется ровно столько, сколько должно быть, в экшене отсутствует нарочитый драйв, как, допустим, в «Хеллсинге». Все честно, без прикрас, минимум боевика, максимум напряженного триллера.
По-настоящему живые, интересные персонажи — еще одно достоинство этого аниме. И не только главные герои, на пути своего шествия по миру доктор Тэмма встретит огромное количество людей, и не один не пройдет мимо истории, каждый сделает свой вклад в развитие сюжета, и смерть каждого их тех, кто должен умереть, оставит свой, пуская даже малый след в душе зрителя. А умирают здесь часто, губительное влияние Монстра пускает свои щупальца повсюду, в расход пускают всех и все, вне зависимости от важности персонажа для сюжета. Порой доходит до гибели целых кварталов и даже городов, у «Монстра» воистину эпический размах трагизма.
Но не стоит думать, что в этом аниме нет ничего светлого. Скорее наоборот, все повествование — это путь от тьмы к свету, от непонимания к разрешению конфликтов, как внешних, так и внутренних, в душе главных героев. Доктор Тэмма — воплощение настоящей доброты, недаром весь сериал его преследует фраза «не все жизни равноценны», не дающая ему покоя. Даже его цель совершенно не соотносится с его убеждениями, убить монстра, пробудившегося в Йохане Либерте — значит отнять жизнь и самого юноши, который, возможно, не виноват в том, что совершает свои злодеяния, и потому абсолютно невиновен. Эти и другие внутренние муки героев и составляют психологическое полотно сериала, в них весь «смак», вся соль, вся суть «Монстра». Люди порой бывают страшнее самых ужасных монстров из сказок и фильмов, но они должны оставаться людьми. Спектр тем, затрагиваемых в сериале, невероятно широк — нацизм, политические распри, детское насилие, проституция… Раскрываются они настолько, что некоторые моменты у меня по честному вызывали скупую мужскую слезу, до того цепляет…
«Монстр» — аниме, очень честное по отношению к зрителю, оно не пытается показаться умнее, страшнее, красивее, чем оно есть на самом деле. Здесь нет места напыщенному пафосу, все по-настоящему, по-человечески. Даже Монстр и тот, по сути, такой же, как и все мы с вами, просто немного иной… Вот за эту самую искренность, открытость я ставлю ему высшую оценку. Это аниме показало мне многие вещи в новом свете, в 74 сериях таится совершенно другая жизнь, которую лично я настоятельно советую пережить хотя бы раз каждому, включая тех кто к аниме относится прохладно или даже с презрением.
10 сентября 2012
'И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами:на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? И кто может сразиться с ним?» — Откр. 13:1—4
Этими словами из Откровения Иоанна Богослова начинается аниме, позволившее мне прожить целую жизнь, не отходя от экрана; ставшее для меня чем-то личным, большим, чем просто очередное произведение искусства. После просмотра последней главы «Монстра» я в очередной раз упустил редкую возможность впервые увидеть перед собой что-то настолько цепляющее. Вновь ощутить то чувство, захлестнувшее меня. Чувство душевной пустоты и неудержимого желания узнать, что было дальше. И грусть от того, что так никогда и не узнаю. И сколько я ни буду пересматривать «Монстра», раз за разом я вновь буду окунаться в эту пустоту. Но уже не так, не столь глубоко, как в тот, первый раз.
«Вы пришли к выводу, что все равны, доктор Тенма. Я же показал вам, что все равны лишь перед смертью» (с)
«Монстр» не просто повествует историю о противостоянии доктора Кэнзо Тенмы и невообразимого зла, порождённого человеческим воображением. Это история множества людей, каждый из которых волею судьбы встал на путь поиска истины. Здесь не нашлось место ни одному случайному или лишнему персонажу: все они, в конце концов, сыграют ключевые роли и попутно столкнутся лицом к лицу со скелетами, таящимися в шкафах их собственного прошлого. Каждый из этих персонажей неповторим, легко запоминается и с течением времени воспринимается как главный, ведь все жизни одинаково ценны, к чему и приходит доктор Тенма, спасая однажды десятилетнего ребёнка.
«Однажды, давным-давно, жил-был монстр, у которого не было своего имени»
Какое самое ужасное зло мы можем причинить человеку? Обокрасть, причинить боль, убить? Или лишить его права на имя? Лишить его возможности радоваться, когда ему хорошо и грустить, когда плохо? Лишить его возможности оплакивать смерть близких? Эта-то тема и является главенствующей в шедевре Наоки Урасавы. Сюжет аниме построен так, что со временем зритель по крупице узнаёт историю персонажей, самый таинственный из которых — Йохан Либерт. Человек, которого поначалу принято считать антогонистом. Аниме очень длинное (74 серии), но лишь в конце мозаика сложится в полноценную картину его прошлого, и нам откроются истоки Монстра и мотивы его ужасных поступков. И после этого уже мало кто осмелится ставить Йохану в вину его преступления. Вина эта ложится на тех, кто причинил ему самое ужасное зло, на какое способен человек.
«Монстр» с первых серий погружает зрителя в атмосферу мистики, которая не развеивается вплоть до финальной сцены, что очень важно. Здесь нет банальных фантастических элементов, которые в большей или меньшей степени всплывают почти во всех мистических триллерах, и даже когда авторы поднимают завесу тайны, и мы, наконец, можем узнать всю правду о монстре, всё равно остаётся чувство недосказанности, что лишь усиливает впечатления от просмотра. Сам сюжет, развиваясь неспешно и плавно, не даёт слабины, и каждая кульминационная сцена наполнена саспенсом. К слову о саспенсе, здесь, опять же, никаких нареканий: всё работает на атмосферу: реалистичная рисовка с мрачными тонами, очень грамотно подобранное звуковое сопровождение, построение диалогов, даже ракурсы подобраны очень удачно, чтобы передать напряжение и эмоции героев. В итоге получается глубочайший эффект присутствия.
«и увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела»
Эти строки Откровения не фигурируют в самом аниме, но посмотревший «Монстра» поймёт, что они имеют прямое отношение к сюжету. И подобных примеров с отсылками к библейским текстам можно найти ещё немало. Создатели этого аниме черпали вдохновение из многих и самых разных источников. Например, из реально существующей чешской сказки «Монстр, у которого не было имени», которая стала важнейшим сюжетным элементом аниме. Также «Монстр» содержит отсылки к японской культуре: к примеру, имя доктора Тенмы имеет отношение к первому в мире аниме «Astro Boy»: как Уматаро Тэнма создает Астробоя, так Тэнма Кэндзо «создает» монстра, спасая ребёнка. А вообще, в «Монстре» на удивление мало «японского». Начиная с уже упомянутой реалистичной рисовки и непривычного для аниме места действия (Германия, Чехия, Франция) и заканчивая отсутствием японского юмора или привычного для других аниме преувеличения в экшен-эпизодах. Это совершенно атипичное аниме, вобравшее в себя лишь всё самое лучшее, что может предложить жанр: ярких, запоминающихся персонажей, интересный оригинальный сюжет и пищу для нашего с вами ума, которой в «Монстре» даже больше, чем в любом другом виденном мной аниме. Это идеальный повод ознакомиться с жанром для тех, кто ещё не имеет опыта в просмотре японских анимационных фильмов.
Некоторые произведения выше всяких оценок. Их нарекают классикой и спустя десятилетия проходят в школах. Я убеждён, что «Монстр» достоин звания классики. По количеству затрагиваемых «вечных» тем и по глубине проникновения в суть этих тем творение Урасавы может потягаться с любым классическим произведением искусства.
И, напоследок, моя любимая фраза из этого аниме. Но чтобы понять смысл, заложенный в данные слова, нужно ознакомиться с «Монстром», чего я вам всем желаю.
«Убить человека легко. Нужно лишь забыть вкус сахара»
15 июля 2011
Один доктор верил в то, что любая жизнь равноценна, однако, был вынужден работать на отца своей невесты в германской клинике, где считалось, что размер кошелька и положение в обществе все-таки чуть-чуть корректируют право на жизнь. И зачастую противоречия не давали гениальному и совестливому нейрохирургу покоя, ведь по справедливости он должен следовать принципом и порядку очередности пациентов, но почему-то нуждавшиеся люди умирают, а богатые и знаменитые все равно получают свой кусок пирога первыми. Но вот, однажды, вопрос встал ребром — спасти мальчика с пулевым ранением в голову, поступившего раньше, или мэра, которому внезапно стало плохо. Поступив по чести, несмотря на то, что сестра-близнец мальчика, прибывая в состоянии шока, почему-то повторяла: «Убей!», доктор спасает ребенка, что в итоге стоит ему карьеры, ведь пока он выполнял долг, умер мэр. Хороший повод напиться. Но все оказалось не так плохо, и начальство, решившее извести молодого хирурга, вместе с будущим тестем, умирает. Разумеется, главным подозреваемым становится этот самый хирург, ведь смерть высокопоставленных людей в клинике спасла его карьеру, но никаких улик нет, а отравленные конфеты к кровати спасенного мальчика, которыми и перекусили врачи, мог подсунуть абсолютно любой человек. А близнецы вскоре просто исчезают. Впрочем, Кензо Тенма никогда не жалел о сделанном выборе, а, точнее, лет десять не жалел, по истечению которых его новый пациент, замешанный в громких убийствах пожилых пар, был убит предположительно тем, кто и стоял за чередой бессмысленных кровавых расправ — молодым симпатичным блондином. А спустя еще год, гениальный хирург, находясь в полицейском розыске, приключается между Германией и Чехословакией с большой сумкой и пистолетом в надежде вернуть пулю туда, откуда он ее давным-давно вынул, ведь, чтобы спасти множество жизней, нужно убить человека, которому он спас жизнь, когда даже родная сестра пыталась застрелить его, осознав, что рядом с ней монстр.
Вообще, японская культура склонна олицетворять мировое или мистическое зло, какими-то милыми образами, вроде мертвых девушек, или сексапильных барышень, и, анимэ «Монстр», можно причислить к этому разделу, принимая во внимание ангельскую внешность главное злодея — Йохана Либерта, что, впрочем, лишь одно из вымышленных его имен. С другой стороны, здесь представлен очень недурной триллер с духом мрачной мистики, избежавший, однако, фантастических допущений и продержавший интерес зрителя на протяжении аж 74-ех серий, что заслуга даже не основной линии, а многочисленных второстепенных ответвлений и обилия важных для сюжета героев, которые, зачастую не страдают синдромами долгожителей, однако, и не списываются в расход после одной-двух серий, как в «Тетради Смерти». В этом плане, сериал можно даже назвать гуманным, ведь каждый умерший человек (за исключением массовки), представляет собой личность, и даже к негативным персонажам перед кончиной можно проникнуться состраданием. Бесконтрольное насилие тут допущено, в целом, лишь однажды, в последней части истории, когда под удар попал целый город, превратившийся, как в хорошем вестерне, в Ад, что очень достойно подчеркнуло финал долгой погони за неуловимым убийцей. Но несколько надуманным кажется именно главный герой — доктор Тенма, ведь являясь образцом добродетелей и сострадания, не совсем ясна цель его путешествия, когда и без того ясно, что он не сможет сознательно убить даже такого монстра, как Йохан. Последнего же все величают не иначе, как монстра, Дьвола и чудовище, и если он не стал главарем преступного мира, то уж точно его талисманом, которого все с нетерпением ждут по разным причинам, видя в нем, то второго Гитлера, то Антихриста, то просто приемника мафиозных структур. Нельзя отрицать и того, что в фильме идет очень большая идеализация его образа, при помощи историй о жутком детстве, гипнозах и препаратах, психических воздействиях и влияниях сильных мира сего на характер мальчика, который сохраняя достоинство, умудряется стоять за всеми происходящими вокруг смертями, через умение манипулировать людьми и абсолютного хладнокровия к чужим судьбам, да и к собственной жизни.
Одна из идей, легших в основу мультфильма — иллюстрированная детская книга чешского автора Эмиля Себе «Монстр, у которого не было имени». Ее иллюстрации взяты для заключительных титр каждой серии, а сам автор не просто получил упоминание в сюжете, а выступил главным зачинщиком конфликта и в конце стал даже одним из главных героев. К слову, именно благодаря этому японскому проекту книжка Эмиля Себе пережила второе рождение, ибо до этого была практически забыта. Основной сюжет анимэ органично отсылается к ее мотивам, заимствуя даже имя мальчика, в которого вселился безымянный монстр, хотя мультфильм, можно принять и как логическое продолжение сказки, после того, как разделившиеся чудища вновь сошлись под луной. Впрочем, люди без имен здесь встречаются не редко, и смысл сериала можно даже определить, как необходимость иметь собственное лицо, историю, знакомых и семью, что и включает в себя понятие личности. Ведь Йохан — Монстр, и даже не из-за своего хладнокровия, доведенного до эталона безжалостности, ведь объекты его «мести», или даже кары — люди, которые хорошо отнеслись к нему, спасли жизнь. Он союз того монстра, что пошел в замок за именем, и другого, который понял, что ему не нужно собственное имя, заточенный в человеческое тело, но всячески желающий избавиться от него, делая все то, что противостоит понятию человечности. Не зря бывший нацистский авторитет, ныне стоящий во главе неонацистов, раскаивается на смертном одре, в надежде просто услышать свое настоящее имя, которого лишил его Йохан, уничтожив всех, кто знал этого человека раньше, только за то, что он спас мальчика от смерти. Тоже монстр попытается провернуть и с Кензо Тенмой, чтобы продемонстрировать своему спасителю то чудо, что он однажды увидел, потеряв остаток сил на равнине — мир, в котором нет имен, лицо Апокалипсиса, даже если мирный городок придется придать бойне. На самом-то деле, безымянных людей в этом произведении куда больше, кто-то лишился их в специализированном интернате, кто-то просто забыл из ненадобности, кто-то утерял в пучине порока, но так уж получилось, что положительными героями стали те, кто искал эти потерянные куски себя. Возможно, потому, что обращался за помощью к другим, действовал, несмотря ни на что, ведь, как показывает практика героев «Монстра», для того чтобы все потерять, не обязательно последовательно уничтожать прошлое, достаточно просто стоять на месте.
11 октября 2010
Несмотря на то, что особой симпатии к жанру аниме я не испытываю, этот сериал посмотрел с интересом, и тому есть несколько объективных причин.
Итак, «Монстр» — это история нейрохирурга Кэндзо Тэмы. Доктор Тэнма прооперировал маленького мальчика, приёмные родители которого были убиты неизвестным, а сам мальчик был ранен в голову. Живой и невредимой осталась только сестра-близнец этого мальчика. Потом близнецы пропали из госпиталя, одновременно со смертью трёх высших чинов больницы.
В течение 74 серий нам рассказывается история — не только Тэнмы и преследуемого им Йохана, но и других персонажей. Собственно, начало сериала, полностью посвященное Тэнме не так интересно, но когда на сцене появляются другие герои, которые оказываются втянутыми в историю преступлений Йохана — детективы, психологи, журналисты, — сюжет закручивается воистину лихо. Каждый персонаж обладает индивидуальностью и характером, Йохана ищут многие, но действуют они не сообща, а поодиночке, иногда даже конфликтуя друг с другом — у каждого свои поводы найти преступного гения. Параллельно из кусочков прошлого Йохана, которые удаётся раскопать героям, складывается картина экспериментов над детьми в 80-е годы в ГДР, с которыми непосредственно связано происхождение монстра…
Как ни странно, но в сериале почти нет ничего японского. Действие происходит в Европе, большинство персонажей, кроме доктора Тэнмы, европейцы… От японцев только вода — в Японии к воде отношение совершенно особое, что связано с тамошней мифологией, — и вода всегда присутствует в ключевых эпизодах сериала (дождь, река или ещё что-либо). Зато достаточно много ссылок на художественные произведения других стран. Первое появление персонажа по кличке Малыш, карлика, происходит в комнате с красными шторами и потолком в чёрно-белую шашечку, Малыш танцует под странную музыку — явная цитата из «Твин Пикса» Дэвида Линча. Ещё один персонаж, заключённый-убийца фактически срисован с персонажа Вуди Харрельсона из «Прирождённых убийц», сцена с раненым в живот бандитом, которого везут в машине — отсылка к «Бешеным псам» Тарантино… Ну и сама завязка сюжета — несправедливо обвинённый в убийстве хирург… чем не «Беглец» с Харрисоном Фордом?
Что касается стиля рисунка, он крайне реалистичен — никаких длинноногих девочек с разноцветными волосами и глазами в пол-лица, что подчёркивает серьёзность тем, затронутых в сериале.
В общем, при некоторой затянутости в начале, «Монстр» — отличный триллер, который понравится любителям жанра, даже не питающим тёплых чувств к аниме.
3 июня 2010