Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Легенда о Кащее или В поисках тридесятого царства |
год: | 2004 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Валерий Ткачёв |
сценаристы: | Станислав Архипов, Марина Вишневецкая |
видеооператор: | Геннадий Карюк |
композитор: | Игорь Поклад |
жанры: | фэнтези, приключения |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 11 мин |
Прожив 90-е годы богатой на сюжеты криминальной тематикой, ближе к нулевым отечественный кинематограф вспомнил о фольклоре. Если раньше эту нишу благополучно занимали сказки, не считая чудесных фильмов Юрия Ильенко, то сейчас ответственным за народные традиции в кино является жанр фэнтези.
«Легенда о Кащее» рассказывает историю любви Кащея и Бабы-Яги, которых раньше можно было встретить вместе разве что в сальных анекдотах. Не всегда Кащей был костлявым ворчуном-вредителем, да и Баба-Яга не всегда была уродливой старухой, норовящей полакомиться русским духом.
Одним словом, тема фильма вызывает любопытство и слабые надежды на удивительное зрелище. И «Легенда о Кащее» действительно меня не подвела: три часа просмотра я не переставала удивляться бездарности и глупости всего изображаемого.
Сразу оговорюсь, что я не читала книгу, а только посмотрела её юродивое киновоплощение, поэтому судить буду исключительно о нём.
После серии многочисленных вступлений, где вас знакомят с основными действующими лицами, показывают главных героев — юношу Кащея и княжескую дочь Ягду, которую вот-вот должны объявить его невестой. Они любят друг друга, князь не против, но что-то, разумеется, пойдет не так, дав начало конфликту. Это «не так» в лучших традициях «Илиады» связано с божественной волей, но если в гомеровском антураже капризы богов гармонично вплетались в общую историю, то здесь, в «Легенде о Кащее», Перун, Велес и Семаргл выглядят скорее мелочными идиотами, не поделившими кресло поближе к начальнику.
Вы не успеваете уследить за сюжетом, но вовсе не потому, что события развиваются динамично — просто передвижения и действия героев настолько скомканы и нелогичны, что в этой человеко-божественной катавасии разобраться полностью невозможно. Мотивы поступков богов и людей невнятны и надуманы, и понять их способен разве что сценарист, по чьей воле одна бредовая сцена тут же переходит в другую, а недоумевающему зрителю остаётся только хлопать глазами: а что, собственно, происходит?
Чем же всё-таки прогневал Родовит Перуна? Почему на службе у создателя мира состоит мохнатое существо неизвестного вида? Почему к мечу власти не может прикоснуться бог, но его запросто может взять с собой человек? Наверно, ответы на эти вопросы казались режиссёру и сценаристу очевидными, но недалёкому зрителю, к сожалению, невдомёк.
Отдельно стоит сказать об изображении древнеславянских обрядов. Даже с учётом того, что фильм относится к жанру фэнтези, это перебор: полуголые мужики, передающие из рук в руки княжескую дочь, нелепые головные уборы (в чью бедовую голову вообще пришли их эскизы?), бесноватые танцы — всего намешали в кучу, видимо, рассчитывая, что и так сойдёт.
Наиболее абсурдные сцены связаны с участием богов. Видели ли вы когда-нибудь «Битву титанов» 1981 года? Так вот, режиссёр «Легенды о Кащее» точно видел этот фильм, потому что все собрания богов в поднебесье один в один срисованы с голливудского образца. Разве что у славянского Перуна кудри погуще, чем у греческого Зевса, но спишем эту милую деталь на патриотические чувства уважаемого режиссёра.
На таких мелочах, как убогие спецэффекты, останавливаться не хочется. Если бы сценарий отличался последовательностью, а диалоги — глубиной, можно было бы простить невразумительную графику.
Обиднее всего, что сама история не лишена потенциала: борьба за власть, месть, обрядовые действа, страдания влюблённых — эти сюжетные компоненты при надлежащем воплощении могли бы превратиться в интересное кино. Да и идея показать известных каждому с детства персонажей с необычной стороны тоже хороша. Но, увы, имеем то, что имеем — развесистую клюкву, снятую по мотивам набирающей популярность славянской мифологии.
Если бы не блестящий актёрский ансамбль, изо всех сил пытающийся выжать из этой бутылки с прокисшей брагой благородное вино, всё было бы совсем ужасно. Но чуда, к сожалению, не происходит, и, несмотря на все усилия лучших представителей советского и российского кино, вкус у напитка, мягко говоря, неприятный.
После «Феофании, рисующей смерть» и «Саги древних булгар» этот фильм занимает почётное третье место в списке самых нелепых кинопроизведений на славянскую тематику.
Не знаю, кому можно порекомендовать к просмотру «Легенду о Кащее». Любителям славянской культуры и мифологии? У них это кино вызовет в лучшем случае снисходительную усмешку. Поклонницам душераздирающих любовных историй? Тоже вряд ли. Пока фольклорная тематика российскому кинематографу не по зубам, и в ближайшие годы едва ли что-то изменится.
4 марта 2016
Фильм погружает зрителя в славянский мир Богов и Чудес, как бы демонстрируя, что наши предки обладали мифологией не беднее, чем Рим или Греция, а подобной, в чём-то даже общей.
Возможно, мифология несколько стереотипна и пародирует западные фильмы о богах Олимпа, но это своё, русское. Русская Душа почувствует близость к этой сказке, обрадуется героям детства, приставленным в новом свете. Больше всего это относится к Кощею, который открывает свои мысли для смотрящего, вызывая чувства уже не мерзкого костлявого старика, а положительного, но попавшего в трудное положение героя.
Прикоснитесь к славянскому диву через эти сказочные образы!
24 июня 2010