| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.9 |
IMDb
|
7.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Бродячие собаки |
| английское название: |
Sag-haye velgard |
| год: | 2004 |
| страны: |
Иран,
Франция,
Афганистан
|
| режиссер: | Марзия Махмальбаф |
| сценарий: | Марзия Махмальбаф |
| продюсеры: | Майсам Махмальбаф, Fakhruddin Ayyam, Мохамед Ахмади |
| видеооператоры: | Ибрахим Гафори, Майсам Махмальбаф |
| композитор: | Мохаммад Реза Дарвиши |
| художник: | Акбар Али |
| монтаж: | Мастанех Мохажер |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
8 сентября 2004 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 33 мин |
Интересное кино о брошенности и сиротстве обездоленных детях в стране и мире, где так много места и так мало жилья для нуждающихся, где так много богатств и так мало благ для обычных обитателей. Ад на Земле, где несчастно так много людей, где нищенствуют, бедствуют и мучаются даже дети и животные, которым 'повезло' родиться.
Фильм об упадке, беспросветности и бессилии что-то изменить там, где в умах взрослых тьмище предрассудков и пустыня, распространяемая и во вне. В фильме домом является и крепость, и машина. В тюрьмах голов умы, в тюрьмах люди, решётки на окнах, и даже телевизор находится в клетке. В такой низменной жизни так тяжело, что и на свободе ужасно. всё настолько безысходно, что городская тюрьма является 'счастьем' для голодных и бездомных, а также спасительным местом, где есть крыша над головой и питание.
Дикость и кровожадность взрослых дополняется собачьими боями, которые они устраивают среди серости и пустынности района как пир природной злости.
Городские лабиринты как инферно, где, кажется, только две светлые и обречённые души, способные пропитаться не сами, а стараются накормить белого пса как символа надежды и души.
Финал - слёзливое действо, не для слабонервных.
С уважением от воронежского поэта.
22 декабря 2024
Иранский режиссёр Марзия Махмальбаф(Мешкини) написала сценарий «Бродячих собак», действие которого происходит в послевоенном Кабуле. Фильм представляет собой проект школы и производственной компании «Makhmalbaf Film House», созданной мужем Мешкини, известным режиссёром Мохсеном Махмальбафом. Две его дочери Самира и Хана, которые тоже довольно известные режиссёры, а также сын Мейсам — оператор, являются частью производственной команды дома. Марзия сняла только два фильма, получивших признание критиков и награды на международных фестивалях, но она активно участвовала в работе над другими фильмами «Дома Махмальбафа», работая ассистентом у своего мужа и дочерей, автором сценариев (в частности, «Будда рухнул от стыда» Ханы Махмальбаф) и выступив сорежиссёром фильма «Человек, который пришёл со снегом». Кинодебютом Мешкини стал «День, когда я стала женщиной», сценарий которого был написан в соавторстве с Мохсеном Махмальбафом и имеет дело с обстоятельствами женщин трёх различных возрастов в Иране. Демонстрируя свою способность к режиссуре, рассказывая женские истории и используя символику, она выдержала это испытание с честью. Следующий фильм «Бродячие собаки» исследует судьбы двух детей в послевоенном Афганистане и перемещает её работу на более качественный новый уровень, тот, который кажется, имеет больше общего с итальянским неореализмом. В итоге Марзия Мешкини добавляет ещё одну звезду на макушке «Махмальбаф Film House» и ещё одного льва в копилку предприятия «Махмальбаф и Ко».
«Бродячие собаки» — рассказ о двух маленьких афганских детях, у которых отец-талиб сидит в кабульской тюрьме за участие в боевых действиях, а мать тоже сидит в тюрьме за то, что она «порочная» — она вышла второй раз замуж, чтобы прокормить детей, не получив в течение пяти лет никаких известий от первого мужа. Посадил её в тюрьму муж, причём от него зависит её освобождение, достаточно лишь её простить. Но он этого делать не может, поскольку он очень религиозный человек. Дети, Гол-Готай и Захед остаются на улице, промышляют сбором мусора и спят на холодной земле. Становится очень холодно, многие бездомные замерзают ночью, поэтому они пытаются украсть хоть что-нибудь, чтобы попасть в тюрьму, где теплее. Крадут они самые нелепые вещи (поскольку красть в нищем Афганистане особо нечего), пока им не советуют сходить на фильм Витторио де Сики «Похитители велосипедов», чтобы поучиться воровскому ремеслу. Если это прочитать как отсылку к эстетике неореализма, которую возрождает Марзия, то это наводит на пессимистические размышления: всё остаётся по прежнему, война, голод, преступления и кино мало что здесь меняет. Но послание скорее в другом: кино это школа, смотреть фильм нужно, скорее для того, чтобы научиться, как красть велосипеды, а не для того, чтобы получать эстетическое удовольствие. Кино должно менять жизнь, как у Гол-Готай, которая была обыкновенной нищенкой, смогла приобрести на вырученные от фильма деньги жильё и поступить учиться на актрису (через четыре года она сыграет в фильме «Двуногий конь» Самиры Махмальбаф).
Империалистические вторжения в Афганистан и Ирак являются крупнейшими мировыми событиями. Помимо своего исторического и геополитического значения, они резко усугубили страдания народов Средней Азии и Ближнего Востока, которые долгое время страдали от последствий колониального гнёта. Вполне логично, что ряд кинопроизводителей из этого региона отреагировали на протест и создали свои произведения. «Бродячие собаки» и «И черепахи умеют летать» Гобади стали двумя самыми мощными фильмами из этого региона, которые были показаны на фестивале в Торонто. Оба фильма начинаются с желания разоблачить трагедию детей в Афганистане и Ираке, предлагая правдивые и сюжетные линии. Это замечательно, что оба режиссёра реагируют так сильно на страдания, но что является источником этих страданий и как это может закончиться? Каким-то образом эти вопросы должны быть подняты. Путь к их изучению требует расширения интеллектуальной и эмоциональной линзы, нужны более широкие картины. Мешкини и семья Махмальбаф посвятили свои кинематографические усилия для разоблачения ужасных социальных условий в Афганистане. Сюжетная линия «Бродячих собак» основана на реальных событиях, очевидцами, которых они были во время посещения тюрьмы, где дети жили вместе с их осужденными матерями.
После явной ссылки на «Похитители велосипедов» становится ясно, что «Бродячие собаки» во многом обязан итальянскому неореализму. Показав, что неореалистические методы по-прежнему необходимы, с их использованием реальных послевоенных мест и непрофессиональных актёров и демонстрируя, насколько мощными и весьма эффективными эти методы всё ещё могут быть, Марзия также показывает нам, что то, что было верно в отношении народов — тогда, истинно и теперь. Это серьёзное кино, рассказывающее о жизни реальных людей и о мире, в котором мы живём сегодня. Фильм Мешкини говорит нам это с впечатляющей простотой, ясностью, жизненной силой и правдивостью. Объясняя ссылку на фильм Де Сики, Мешкини поясняет в интервью: «После 25 лет гражданской войны и борьбы против иностранных армий, люди в Афганистане столкнулись с ситуацией, очень похожей на социально-экономический кризис в Италии 1945—48 годов. «Бродячие собаки» — фильм о людях на улицах в то время, когда они только что вышли из ада войны». Марзия Мешкини осознаёт, что вторжение США в Афганистан и Ирак были «не мотивированы желанием спасти народы двух стран» и что «капиталистический Запад смотрит на мир как на огромный рынок, а не на семьи человеческих существ». Это сильное заявление.
Конечно, как и большинство арт-хауса и «гуманитарных» фильмов, «Бродячие собаки» обречён на узкую аудиторию. В отличие от аналогичных работ итальянских и японских кинематографистов 40-х, созданных в пострадавших от войны странах, на послевоенных руинах Италии или Японии, эта новая волна послевоенных фильмов Ирак / Афганистан не столь успешна. А европейское и японское кино 40-х и начала 50-х, которое, как правило, в значительной степени сосредоточено на пролетариях, крестьянах и беспризорниках, которые боролись, чтобы выжить или выбраться из экономических обломков Второй мировой войны, не обнаружили никаких проблем с поиском зрителя и похвалы критиков. Получая версии ближневосточной истории, которые уже вышли многие годы назад в более экономически развитых странах, нельзя не отметить прогресс Ближнего Востока, в частности — иранского кино.
Как и следовало ожидать от фильма из «Махмальбаф Film House» — сила сценария и качественная операторская работа — камера задерживается на лицах детей ради реакций, а их присутствие заполняет экран с невероятной эмоциональной силой. Дети хотят здесь две вещи: первая — прощение, чтоб их отец простил мать, другими словами, для людей, чтобы положить конец прошлому и двигаться в будущее и вторая — укрыться от холода. Простые вещи, но не мелочи, они, однако, два товара, которые в современном Афганистане кажутся всё более дефицитными.
28 августа 2016