Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Песчинка |
английское название: |
Chokher Bali |
год: | 2003 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Ритупарно Гхош |
сценаристы: | Ритупарно Гхош, Рабиндранат Тагор |
продюсеры: | Шрикант Мохта, Махендра Сони |
видеооператор: | Авик Мукхопадхьяй |
композитор: | Дебаджиоти Мишра |
художники: | Индранил Гхош, Анна Сингх, Sushanta Pal |
монтаж: | Аргхакамал Митра |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 августа 2003 г. |
на DVD: | 26 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 47 мин |
Даа… Рабиндранат Тагор действительно превосходный писатель, просто уникальный. Смотрела спектакли по его произведениям, поистине великолепные постановки. И фильмы по его романам, настоящие произведения искусства. Как тонкая ювелирная работа, отточены каждой гранью, каждой стороной. Их тонкий стиль, пропитанный ароматами настоящей Индии, завораживает, пленяет, искушает. Книги Р. Тагора я не читала конечно, (каюсь, грешна, пока только спектакли и фильмы смотрела по его произведениям, а этот фильм сегодня видела впервые). Но скоро планирую заполнить этот пробел в своём познании Индии и её культуры. Моё изучение хинди продвигается, не так быстро как мне хотелось бы, но потихоньку двигаюсь. Пока освоила только разговорный язык, теперь нужно осваивать письменный. А это санскрит, язык древний и сложный, боюсь, что вряд ли когда либо смогу писать на нём, но хотя бы понимать его и читать. Тогда и хочу прочесть произведения Р. Тагора в оригинале. О, как! Замахнулась называется. Но, задумка такая есть. Или в крайнем случае, слушать аудио версии этих произведений в оригинале, и понимать их. Но, что-то я опять куда-то в дебри ушла. Пора уже начать писать о фильме.
В начале 20 века Индия ещё была колонией Англии, но люди жили, соблюдая древние суеверия предков. Как же в те давние времена было тяжело молодым вдовам! По обычаю жена умершего должна была последовать за супругом, то есть сжечь себя заживо вместе с телом мужа в ритуальном огне. Кощунство? Так считали и борцы за свободу из числа индийцев, принадлежащих к высшей касте. С их помощью вдовам разрешили жить, соблюдая траур, а также возможность повторно выйти замуж. Но молодые мужчины не спешили жениться на таком «второсортном товаре». Поэтому многие женщины после смерти супругов уходили в монастырь, и проводили там всю оставшуюся жизнь, влача одинокое существование. Но так делали не все. Были такие девушки, как Бенодини, не желающие признавать такую жизнь.
Хороший традиционный индийский фильм о любви. Героиня после смерти мужа вынуждена мириться с условностями и традициями, касающимися траура и вдовьего будущего. Она молода, красива и хочет любить, но мир увы против неё. Одиночество, работа в чужом доме, любовь к женатому мужчине, безысходность собственного существования… Фильм реальный и грустный. Непривычно видеть Айшварию Рай в роли несчастной красавицы. Тем и интереснее. Айшвария тут бесподобно красива, и при том абсолютно без макияжа и всяческих украшений. Очень естественная, искренняя, чувственная. Просто олицетворение любви и страсти. Не даром она так манила к себе мужчин.
Этот фильм вызвал у меня двойственные чувства. С одной стороны жаль эту девушку, ей приходится подчиняться традициям и уступать старшим членам семьи, чтобы только всё оставалось в рамках приличия. Фильм в действительности показывает шаткое положение индийской женщины в обществе, полную зависимость от мужчины. Страшно смотреть, как 18 летняя девушка вынуждена хоронить себя за живо, из-за жестоких требований общества и религии. Фильм трогает за живое. А с другой стороны, её молодость, страсть которая живёт в ней, любопытство юности, желание познать все удовольствия жизни, в том числе и физические отношения, тоже можно понять. Совсем недолго довелось ей побыть замужем, меньше года, а любви и ласки с каждым разом хочется всё больше.
Похоже, что фильм южно-индийский, так как на творения Болливуда совсем не похоже. Всё чётко, последовательно, серьёзно. Без песен и танцев. Хотя в качестве фона через весь фильм шла удивительно красивая мелодия и песня звучала прекрасным женским голосом. Это создавало определённую атмосферу. И актёров кроме Айшварии, я не знаю никого, раньше их нигде не видела. Но, должна признать их игра, их талант и яркость мне очень понравились. Ни минуты не усомнилась в том, что вижу на экране реальную жизнь. Просто веришь каждому слову, каждому жесту, каждому взгляду. Просто здорово.
Фильм сложный, в нём затрагиваются разные проблемы Индии начала ХХ столетия. Борьба за независимость, положение вдов, любовь и месть. Сложно было понять поступки Бенодини, молодой вдовы, образованной женщины. Её борьба с собой, с одной стороны традиция, которая запрещала ей всякие радости жизни, с другой её молодость и страстность. Также мне показалась некая месть в её поступках, она разрушила чужие жизни, жизни людей, которых она сама любила.
В общем, фильм для размышлений. Придётся по душе каждому индоману, действительно любящему не только настоящее, серьёзное индийское кино, но и саму Индию, с её неповторимой древней культурой.
10 из 10
9 декабря 2018
В оригинальной версии на бенгальском языке это кино длится около трех часов, хотя тут и нет танцевальных номеров.
Фильм прекрасный, очень тонкий, очень психологический как по содержанию, так и по актёрской игре; по мастерству, с которым актёры воплотили свои образы. Всегда смотрю этот фильм с особенным чувством, сложно передаваемым простыми словами.
Показаны и затронуты огромное количество проблем как преходящих, исторических, например, борьба за независимость; так и вечных: взаимоотношения между людьми, между мужчиной и женщиной. В качестве главной темы выступает одна из самых болезненных проблем индийской культуры — проблема вдовы. Да, индийские женщины больше не обязаны умирать на погребальном костре своих мужей, но обычаи, традиции, предрассудки и до сих пор требуют от них ведения абсолютно безрадостной жизни, ношение бесцветной одежды, соблюдение огромного количества ограничений, касающихся как полного отсутствия развлечений, так и постоянного непрерывного поста. И так до конца её дней. Абсолютно безрадостная и бесперспективная жизнь. Полное отсутствие возможности изменить её. Особенно это грустно, когда вдова ещё и из бедной семьи, когда она ещё очень молода.
Бинодини — героиня Айшварии — красивая женщина, образованная, что было такой редкостью для женщин того времени, начитанная, умная, умеющая красиво писать, красноречиво говорить. Она обворожительна. Она умеет нравиться людям и умеет этим пользоваться. Но её жизнь сложилась безрадостно. И, тем не менее, она решила пойти против традиций и предрассудков.
Образ Бинодини очень противоречив. В ней много отрицательного: очень сильная страстность, когда страсти оказываются сильнее более высоких душевных порывов, в определённой степени эгоистичная, способная на сарказм, оскорбление и даже в порыве эмоций и на жестокость. Она же и хороша тем, что умеет делать выводы из своих ошибок и всё же умеет усилием воли и ума преодолеть свои страсти и, в конце концов, даже способна к самопожертвованию ради тех, кого полюбила.
Думаю, она любила и Махендру и Бихари. Но совершенно по-разному. Одного — страстно-чувственно; другим она восхищалась и питала к нему более возвышенные чувства.
Фильм очень красивый, обладает огромным количеством изысканных утончённых деталей: обстановка внутри помещений, резные шкатулки, письменные принадлежности, украшения, пение птиц, очень красивая и нежная закадровая музыка.
Айшвария как актриса тут восхитительна и неподражаема. Без всяких украшений и яркого макияжа она выглядит удивительно прекрасно. Она такая нежная, хрупкая, светленькая, с роскошными длинными пышными волосами, с прекрасной стройной фигурой. Глядя на неё, я всё время ловила себя на мысли, что она похожа на лепесток белой розы, такая же нежная, очаровательная и манящая.
9 из 10
8 апреля 2011