Гуд бай, Ленин!
Good Bye Lenin!
7.8
7.7
2003, комедия, мелодрама, драма
Германия, 2 ч 1 мин
12+

В ролях: Катрин Засс, Мария Зимон, Флориан Лукас, Александр Байер, Михаэль Гвиздек
и другие
Мать Алекса впала в кому незадолго до падения Берлинской стены. А когда, наконец, пришла в себя, не было уже ни ГДР, ни стран «победившего социализма». Тревожась за здоровье матушки, Алекс решил не сообщать ей о переменах: ведь что может стать более убийственным для убеждённой коммунистки, чем торжество капитализма? Сыну пришлось пойти на обман и превратить свою квартиру в островок прошлого, в последний оплот несуществующего государства. Старательно делать вид, что дело Ленина по-прежнему живет и побеждает.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Гуд бай, Ленин!

английское название:

Good Bye Lenin!

год: 2003
страна:
Германия
слоган: «Die DDR lebt weiter -- auf 79 qm!»
режиссер:
сценаристы: , , , ,
продюсеры: , , , , , ,
видеооператор: Мартин Кукула
композитор:
художники: Лотар Холлер, Матиас Клемме, Аенн Пломанн
монтаж:
жанры: комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 4800000
Сборы в России: $210 000
Сборы в США: $4 064 200
Мировые сборы: $79 316 957
Дата выхода
Мировая премьера: 9 февраля 2003 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 1 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама, драма

Постеры фильма «Гуд бай, Ленин!», 2003

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Гуд бай, Ленин!», 2003

Мир меняется быстрее, чем люди, которые его меняют.

- Смотри, сегодня он стал астронавтом.

- У нас говорят «космонавт».

-А ты откуда?

-С другой планеты.

...

Возможно, я выскажу непопулярное мнение, но наилучшая черта фильма - неопределенность. Чтобы создать красивую историю, затрагивающую социальный вопрос, требуется оставить путь к размышлению для каждого желающего. Хотим мы этого или нет, но мы с трудом принимаем новое, хотя и часто не имеем на это причины. Данное произведение словно говорит «Жить прошлым нормально, но и бежать от него незазорно.» Главный герой - Алекс(Даниэль Брюль) на протяжении всего фильма так и не даст четко понять, испуган ли он, столь резко наступившим, будущим. Оттого и видеть каждый зритель может его по-разному. Защищал ли он идеи своей матери только ради нее или был их приверженцем?

Признаться честно, мне пришлось подталкивать себя к просмотру картины. Немецкое кино 00ых имеет особую атмосферу, для которой нужен специфический подход и подготовка. Я был приятно удивлен. Над «Гуд бай, Ленин!» хочется думать, а главное есть что. Важность семьи, стремительное взросление, быстротечность жизни и событий.

Так есть ли разница между астронавтами и космонавтами? Диалог, произошедший между Алексом и только что обнаруженными братом и сестрой, подчеркивает то, что жители одной страны, даже не имеющие такой уж внушительной разницы в возрасте, видят вещи по разному. Хотя правильнее будет сказать, что восприятие кажется разным. На деле, герой прекрасно видит, что его «внезапные» родственники - это отражения его детства. Это не мешает Алексу чувствовать себя туристом у себя «дома».

Хорошее произведение всегда стоит хотя-бы за что-то поругать. Безусловно, это история о самых разных проявлениях любви: к близкому, к стране, к идее, само собой, к девушке. Персонаж и исполняющая актриса прекрасно справляются со всеми сюжетными функциями. Однако, так ли нужна была эта любовная линия? Да, она вносила противоречие и конфликт, но с этим прекрасно справлялись другие персонажи и даже сам главный герой. Возможно, стоило уделить эту долю любви чему-то более важному для темы картины.

Стал бы каждый устраивать такой сложный и запутанный спектакль ради любимого человека? Не все, но многие. Мать главного героя в данном случае - пример того, как опасно может быть иметь идею без альтернатив. Самое страшное, что для неё могло быть - изменения. Для меня - именно это главная мораль истории. Не стоит надеяться, что жизнь всегда будет такой, какой вы её видите или хотите видеть.

14 марта 2024

Карл Маркс оказался прав, но его уже никто не слушал.

Страшно подумать, чем в действительности оказался крах коммунизма для миллионов человек. Это не только уничтожение марксистско-ленинских идеалов, в одночасье рухнувшая вера в завтрашний день, падение гордости рабочего класса в обмен на гамбургеры и отдых за границей. Прежде всего, исчезновение красного режима с политической карты мира – исчезновение идеологии, за которую эти миллионы жизни свои положили в войнах и у станков. Теперь они бродят, старые и разбитые, не зная, зачем жить. Неважно, в Восточной Германии происходят изменения или в Советском Союзе, когда идея становится наложницей потребительства и разврата. Действие фильма “Гуд бай, Ленин!” разворачивается именно в ГДР, стране, которой больше многих остальных повезло после падения железного занавеса обрести мир и покой. Но смысл-то какой? Кристиане Кернер, чистейшей классовой представительнице, гораздо приятнее будет увидеть в небе дирижабль “Киров”, а не рекламу американских сигарет. Потому что это ее идеал. Представьте, что у вас на глазах отнимают цель вашей жизни – примерно такая боль подкашивает женщину во время жестокого подавления митинга с участием ее Александра, которому свободную Европу подавай.

То, чем коммунизм был в теории – защита угнетенных, верховенство рабочего класса – оказалось фикцией. Кто был ничем, тот стал всем, а потом опять ничем: не защитила плановая экономика от безработицы, денежных обменов и простаивающих заводов. Пустующие разграбленные цеха и космонавты за рулем такси ждали объединившихся немцев в наследие. Бронзового Ленина, словно Иисуса Христа в “Сладкой жизни” Федерико Феллини, отправили на свалку истории. Теперь его цитаты заменят вывески с рекламой кока-колы, а люди предпочтут лирические баллады Ричарда Маркса другому Марксу. За такую свободу бился Александр Кернер среди прочих товарищей, чем свел мать в больницу с инфарктом, когда та была, кажется, на грани внутренней перемены в сознании. Она увидела изуверов во вчерашних защитниках отечества, и горбачевские затравки про светлое будущее уже вызывают глубочайшие сомнения. Может, правы оказались дети, рвущиеся к западным благам, прав был муж, оставшийся в ФРГ, и будущее – в полной свободе? Разве есть смысл и желание постоянно строчить жалобы в комитеты по поводу размеров бюстгальтеров, забивать юным пионерам в умы любовь к партии через торжественные песенки? Да для них Ильич – мужик, в честь которого лампочка названа, куда там до “Анти-Дюринга”, “Тезисов о Фейербахе” и прочего…

История повторяется в виде фарса, говорил Карл Маркс. У режиссера Вольфганга Беккера получился своеобразный культурный фарс с итальянским следом: он отсылает и к Феллини, и к Роберто Бениньи и его фильму “Жизнь прекрасна”, что видно невооруженным глазом. Немецкий режиссер повторил трагикомедию в куда более взрослом ключе, поставив историю по обе стороны Берлинской стены в разгар политического взрыва в обществе. Та пала в месяцы, проведенные в коме, но по пробуждении Кристиане ни в коем случае нельзя знать про это, ведь любое потрясение приведет к повторному инфаркту. То, как Александр с сестрой Арианой, друзьями и друзьями матери приводил в жизнь старый быт, одновременно и трогает, и опять оправдывает слова бородатого теоретика коммунизма: когда ты во имя действительно важных вещей выдаешь голландские огурчики за родные шпревальдские, переклеивая этикетки с банки на банку, когда ты с другом-телевизионщиком, фанатом Кубрика снимаешь липовые репортажи, становится грустно и смешно от бредовости происходящего. Возникает вопрос – а не фарс ли в самом идеологическом конфликте? Как ведь надо убедить, зомбировать людей в необходимости верить во что-то постороннее от тебя, будь то классовый порядок или финансовая независимость. Правда все равно где-то посередине, и даже режиссер Вольфганг Беккер не знает, чья же мысль лучше – извращенных потребителей или фанатиков порядка и показной мощности. Он видит и демонстрирует, как глупы агитации Кристианы, когда ее Ариана в то же время поприличнее зарабатывает в фаст-фуде с маленькой дочерью на руках, а страна ликует от спортивных успехов. И ничего не меняется на экзистенциальном уровне, раз нашлась возможность приносить пользу обществу не громкими лозунгами. Тогда ради чего так убиваться?

И только Александр понимает: что красные, что либералы, что космические корабли и танки, что рынок с колой – суть одно и то же. Пока вожди бьются за силу идеологий в актовых залах под телекамерами, люди хотят мирного неба над головой и твердой почвы под ногами. Какая разница обычному человеку, за кого жить счастливо, если тот не откровенный подонок вроде Гитлера? То, что Зигмунд Йен летит в космос, а Андреас Бреме забивает победный гол в финале чемпионата мира, являет собой настоящую радость и счастье для гражданина. Но не стоит проводить идеологических подоплек между космонавтом и футболистом – ими может стать любой немец, марксист он или христианин-демократ. В конце концов, какая разница Кернерам, в каком государстве жить их больной маме? Пусть хоть Конрад Аденауэр будет в церкви венчать ее сына и советскую медсестру Лару, в сущности ничего не изменится. Вероятно, именно поэтому у молодого Кернера так легко получается сначала вернуть социализм в 79 квадратных метров, а затем и вовсе провести туда капитализм. Если Кристиана посомневается, но поверит в происходящий фарс и будет счастлива, то Александру ничего и не потребуется больше. Блага свободного рынка, стрип-клубы, бургер-кинги улетят вслед за Йеном на самодельной ракете, не выдерживая давления настоящих ценностей. А Беккера так и не заинтересует, кто прав. Он лишь негласно пожелает хорошего дня не только Ленину, но и Милтону Фридману, Хайеку, Тэтчер, Рейгану, Горбачеву с Яковлевым. Пусть разбираются отдельно, не выносят мозги народу и не допускают докторов Стрейнджлавов к красным кнопкам, пока люди еще умеют любить, переживать, плакать и смеяться. Остальное они сделают самостоятельно.

7 из 10

25 апреля 2022

Wind of change

Иногда бывает так, что ты просто не можешь оторваться от просмотра фильма. В случае с этой картиной все так и произошло. В последующие два часа этот фильм поглотил меня. Ведь с самых титров он очаровывает интересными операторскими находками, саундтреком, а главное блистательно сыгранными актерами. Главному герою веришь и сопереживаешь, в этом плане еще зеленый Даниэль Брюль просто находка. Отдельно хочется выделить Чулпан Хаматову, это одна из лучших ролей в ее фильмографии. Ну и несомненно Катрин Засс, она как космонавт, который только высадился на неизведанную планету шагает по Берлину и еще совсем не понимает, куда делась та страна, которую она знала. Режиссер Вольфган Бекер смог передать атмосферу того времени, а также настроение, которое было тогда присуще людям. В воздухе веял ветер перемен. И еще долго после просмотра данной картины у меня прокручивались моменты оттуда. В особенности момент, когда герои поют в дороге песню «Жил-был у бабушки серенький козлик» он по своему прост, но в нем что-то есть, нечто родное.

9 из 10

1 мая 2021

Зоопарк ГДР

Этот фильм призван вызвать только одно чувство — чувство сочувственного умиления. Подобно тому, которое возникает у людей при виде животных в вольерах, для которых попытались воссоздать их среду обитания и те наслаждаются своим маленьким миром, привыкнув к бесплатному питанию. При этом сами люди, думая, что они на свободе, сочувствуют животным взаперти, но при этом с умилением кормят их, ощущая собственное превосходство в этом мире (да, это я про огурцы).

Цель создания фильма такая же, как у Музея Коммунизма в Праге, Музея Берлинской стены и Музея ГДР в Берлине — вызвать легкую улыбку и мысль «как хорошо, что все это закончилось».

Картина представляет собой либо явный заказ капитализма, либо идет у него на поводу, боясь лечь на полку архива.

Все ценности той эпохи показаны зрителям, как их собственные детские игрушки — их значимость оказывается на самом деле мала, вымышлена и уже в прошлом, а вышедшая из комы мама олицетворяет собой всех людей, застрявших в том времени, как бы показывая им «Проснитесь, товарищи, пришли новые люди», умалчивая о том, что эти люди так же присвоят себе результаты их труда, зато, в отличие от предыдущих, подарят сиюминутные удовольствия в виде бургеров, кока-колы и эротики.

Вкупе с этим концентрированно показана вся линейность и однообразность жизни при социализме, унылость и серость бытия, которую с советским упорством пытаются разбавить красным цветом.

Справедливости ради стоит сказать, что в фильме всерьез упоминаются непреложные для простых людей ценности того времени, такие как отсутствие боязни остаться без работы и уважение к людям исходя из их возраста и трудового стажа, а не финансового положения. Но подано это снова как пережиток прошлого, как то, что свойственно спивающемуся старшему поколению, но абсолютно неважно молодым, энергичным людям, главной надежде меняющейся страны.

Ах да, деньгам в фильме посвящен отдельный эпизод, который невозможно истолковать неправильно.

Фильм — символ победы капитализма, который с вершины своего могущества и во имя прошлых единичных побед отдает дань своему старому врагу социализму и позволяет тому счастливо умереть в собственных иллюзиях, устроив ему пышные похороны с салютом, который одновременно является праздником победы.

Фильм сделан хорошо и мило, но за односторонность повествования, приуменьшение значимости труда многих людей и насмешку над его результатами оценка 6 из 10.

13 мая 2020

не посмотрите фильм= + 2 часа полезного времени

Лента сперва и ничего, но постепенно нарастает ощущение, что представленный зрителю материал — выполненное по инструкции домашнее задание. Завораживает появление на секунду в кадру метро, такое же как в документалках 80-х.

Все 2 часа никак не могла пережить, что Даниэль Брюль похож сменившую пол Эмму Уотсон. Ко всему прочему у него парализованное лицо для актерских штучек, смотреть как он участвует в поцелуе — пыточка.

Исторические события переданы на уровне «для школьников», семейная история на фоне — сплошная тошнотворная и трагическая слюна. Дорогие друзья, не посмотрите фильм — не переживайте — сбережете время на более ценный опыт.

А мне придется смотреть для конца, чтобы убедится, что это «чистый кол» и «двойку» «натянуть» не за что.

Ок, итак, считаем «плюсы»: образ продавца барахольных мундиров + сцена с вожатскими заскоками шурина при приболевшей мамке в койке + реалистичные прыщи Алекса (исполнитель Д. Брюль) + олдовая атрибутика (мебель и техника) + полет половины статуи Ленина на вертолёте.

Хваленый саундтрек от Yann`а Tiersen`а, разумеется, во всю ассоциируется с «Амели»…

Идея — показать резкие перемены в политике Германии через мать в коме хороша, но весь этот спектакль труппа с помощниками залажали донельзя. В итоге годится только для лютых младших школьников.

13 апреля 2020

Кто более безумен — сумасшедший или люди, которые ему подыгрывают?

Сюжет развивается в ГДР, где мать двоих детей является ярой сторонницей социализма, но с ней случается инфаркт, после которого она впадает в кому, за это время рушится стена, ГДР больше нет, дети находят себе любовь, работу, познают новый ранее недоступный им мир.

Спустя время мама просыпается, а доктор утверждает, что жить ей осталось немного и ей нельзя волноваться. Дети решают не говорить матери о случившихся событиях и начинают прикидываться, что все осталось на своих местах. Ради этого сын готов снимать вымышленные ролики новостей, придумывать околесицу с историей, кока-колой и т. п. Эта игра начинается затягиваться и получается, что сыну это намного важнее, чем его маме.

В фильме прекрасная фоновая музыка, правильный сценарий, хорошая актерская игра, а внимательные зрители прочувствуют все тонкости кадров (например, момент с космонавтом = таксистом или поиск огурчиков, которые теперь только голландские), юмора и моментов между строк. Интересно так же посмотреть, как люди из Германии жили в то время перемен. А концовку этого фильма я назову так: лучше не придумать.

Стоит отметить, что фильм сделан без оценочных суждений, перетекающих в навязывающее мнение зрителям, о Ленине, социализме, СССР, Германии и т. п. Вы лишь наблюдаете жизнь одной семьи, живших в эти моменты истории. Вам дается полная свобода составить свою точку зрения, если она вообще имеет значение в данном контексте.

«Гудбай, Ленин!» отличное полноценное кино, относящееся к искусству, смотреть его определенно стоит.

8 из 10

17 февраля 2019

Ветер крепчает

Фильм с таким красочным названием просто обречен на просмотр. А только привлекательная шапка ещё не гарант качественной и трогательной истории. Можно обжечься, так не узнаешь, не решившись смотреть. В случае с тем немецким фильмом вряд ли удастся остаться вконец разочарованным. Славное кино вообще не обязано нравиться всем. Всегда найдутся, которые «не понимают, как это стало культовым и т. д.».

Опять игры с реальностью, которые они лицезрели уже не раз. Только в отличие от «Матрица» и «Шоу Трумана» здесь сюжет более приземленный. Ну, так отсутствует в фильме Вольфганга Беккера масштаб фантастики и эффект телешоу с громадными рейтингами. Больше, наверное, подойдет для сравнения «Андеграунд» с ветром перемен и иллюзией о времени. Им грустно? Можно согласиться. Там целая страна исчезает!

Больше всего «Гуд бай, Ленин!» важен семейными ценностями, а не другими тематиками вроде любви, секса, анархии и стирки. Глядя на неунывающего и неустанного главного героя, с каждой новой сценой проникаешься уважением к парню, который просто ради любимой матери выстроил целый догвилль с актерской игрой и подставными новостями. С новостями, кстати, связан дружок с работы, поймавший здоровый энтузиазм на том.

Главное, в истории не чувствуется нежная меланхолия по отношению к исчезновению с карт мира ГДР и ФРГ. Нет пьяных разговорчиков о том, что будет дальше, обильных слёз о том, куда теперь следует идти. Благодаря глубоко проникновенной музыке Янна Тьерсена в воздухе витает аромат сладкого ветра перемен, который взъерошит волосы каждому. Конечно-с, впереди неизвестность. Кому было легко? Рано или поздно столкнешься.

Тогда Даниэль Брюль, наверное, многим казался неказистым простачком, который в будущем вряд ли смог бы стать международной звездной кино. Что сейчас-то? Точно настоящая звезда с отличной репутацией и вкусной подборкой ролей. К месту оказалась и дама Чулпан Хаматова, что было удивительно. Однако выше других Катрин Засс, которая идеально подошла на а роль женщины из прошлого в настоящем. Шок и сок.

2 апреля 2018

Правда и ложь

Истина существует лишь постольку, поскольку существует ложь.

-Чжуан-Цзы

Тема правды и лжи является составляющей жизни, как день и ночь, горячее и холодное, здоровье и болезнь: без одного не познаешь другое. Однако люди разделяются в этом вопросе на три лагеря: правда, ложь и ложь во благо. Но все ли так однозначно?

Возможно ли всегда говорить правду? Еще с самого детства мы врем о съеденной каше, чтобы получить сладости, о больном животе, чтобы не пойти в школу и т. д.

Все, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца.

-Франц Кафка

Повзрослев, человек называет свою работу любимой потому, что потратил драгоценные годы на обучение. Врет себе, что раз живет 15 лет в браке с человеком, значит любит его; врет интервьюеру при приеме на работу, рассказывая о своих «талантах». Человек ради лжи о своем соц. статусе тратит все свои деньги на дорогую одежду, когда не хватает денег на еду и квартиру.

Лука, герой пьесы Горького «На дне`считал, что «сладкая ложь» может помочь человеку поверить во что-то лучшее и тем самым поменять свою жизнь. Он считал, что самообман может помочь переносить любые трудности намного легче. Однако когда «утешительный обман» Луки раскрылся, реальная жизнь ужаснула одного из «пациентов» Луки, Актера, — он повесился.

Врачи могут смягчать диагноз пациента, давая словесное таблетку плацебо, чтобы поселить в пациенте надежду на выздоровдление.

Главный герой фильма «Гуд-бай, Ленин!», подобно врачу, утаивает от своей матери изменившийся мир, который заволок капитализм, чтобы спасти ее жизнь. Сомневаюсь, что противники лжи во благо, будут возражать против подобного поступка, когда на кону жизнь родителей.

Также сомневаюсь, что человек откажется от понтов в виде дорогой одежды и покажет, что живет на самом деле в низшем классе. Сомневаюсь, что парень при знакомстве с девушкой будет говорить правду: «У меня член встает на твою грудь и попу». Это отпугнет ее. Сомневаюсь, что политики будут говорить правду по телевизору и что мать будет говорить своему ребенку, что он плохо рисует или что-либо еще.

Ложь существовала с тех времен, когда самцы стали обманывать самок, говоря о своем превосходстве, чтобы та отдала ему свое преподчтение. И пока люди не эволюционируют в более умных созданий, ложь будет продолжать жить.

На земле жить и не лгать невозможно, ибо жизнь и ложь синонимы.

-Федор М. Достоевский

11 марта 2018

Die DDR lebt weiter — auf 79 qm!

Милая трагикомедия о заботе и любви. О любви самой разнообразной — к матери, к девушке, к прошлому, к тому, что уже не вернуть.

После бегства мужа мать главного героя посвятила себя работе на любимую страну — на ГДР. Однажды, возвращаясь с партийного приема, она видит в толпе протестующих своего сына, из-за чего у нее случается удар. Приходит в себя она лишь после открытия границы, и ее сын Алекс желая защитить Кристиану от нового удара делает все возможное для того, чтобы ГДР продолжала существовать, хоть и на просторах квартиры на Карл Маркс Аллее.

Прекраснейшая операторская работа, отличные саундтреки Яна Тьерсена и идеально найденный баланс между грустным и веселым делает этот фильм таким, какой он есть — легким, но заставляющим задуматься о том, что важно, о том, на что можно пойти, чтобы защитить близких людей.

10 из 10

2 февраля 2018

Больше недели назад посмотрел данное кино, но при попытке сразу же написать отзыв, не получалось подобрать подходящие слова, которые сложились бы в осмысленные предложения. Теперь же немного мыслей можно выудить из головы. Фильм меня восхитил полностью. Двумя словами можно выразить впечатления от фильма «Гуд бай, Ленин» — душевная атмосфера.

Конец 80-х, ГДР, там живет главный герой Алекс, вместе с матерью и сестрой. Обстановка в стране накаляется, все идет к переменам. Мама Алекса по причине сердечного приступа впадает в кому на 8 месяцев. Шутка в том, что в тот момент, когда она очнулась, Берлинская стена пала и Германия объединилась. Про маму Алекса нужно знать очень серьезную вещь — она до каждой клеточки тела истинная приверженка идей социализма. Она считает, что живет в прежней стране. Алекс, чтобы не травмировать мать, решает создать дома обстановку эпохи социализма и просит всех подыграть ему. Когда только приступил к просмотру, я даже не читал синопсис картины, поэтому думал, что сюжет будет глобальным рассказом событий в стране, а здесь же именно история отдельной семьи в ту эпоху.

Смотреть за тем, как сын всеми возможными способами пытается отгородить мать от реальной жизни страны, невероятно весело, но в то же время немного грустно. Смекалка Алекса работает прекрасно, порой кажется, что вот наступил момент, когда придется поведать истину, но ему удается выкрутиться.

Ближе к концу фильма раскрывается небольшая сюжетная история взаимоотношений матери и отца (он ушел из семьи много лет назад), которая несет в себе мощную драматическую составляющую.

Дэниэль Брюль прекрасен в роли Алекса, а Катрин Засс — замечательна отыгрывает мать. Здесь ещё неожиданным образом оказалась Чулпан Хаматова, играющая медсестру и по совместительству подругу Алекса.

«Гуд бай, Ленин» — теплое и ностальгическое кино про обычную семьи и необычные события, которые с ней происходят. Но больше всего, этот фильм про любящего и сильного сына, который ради благополучия матери, делает многое.

30 июля 2017

ложь во спасиние

«Гуд бай, Ленин!» — хорошее и светлое кино о том, чего больше нет. Не совсем понятно, почему в некоторых источниках жанр указывается, как трагикомедия, хотя по факту это полноценная драма. Впрочем, это не главное. История получилась по-человечески понятной. Не все умеют грамотно показывать неприглядные стороны семьи и отдельной личности. Ведь в кино, как и в жизни, доминирует культ успеха. Сюжеты с красивым концом, богатой беззаботным существованием, глупой влюбленностью, примитивной линией — в тренде. А тут все наоборот. Ложь во спасение и не отдельных личностей, ею пропитано пространство. И не возникает вопроса, хорошо это или плохо. Это естественно для данных обстоятельств.

Теплая, близкая к обычным состояниям человека, игра актеров. Спокойная чувственность, которая заставляет верить и даже проецировать на себя их действия. Счастливых там нет, есть переходящие от одной проблемы к другой, как в затянувшемся квесте.

А вообще, перед просмотром стоит почитать аннотацию картины, чтобы неоправданные ожидания не отравляли восприятие. Не стоит от игровой картины ожидать какой-либо исторической достоверности костюмов, баночек для огурцов и прочего. Никто не претендует на документальность. Вся соль в истории, а реквизит — инструмент облегчения подачи, не более.

И, смею заметить, «Гуд бай, Ленин!» — не самый дорогой фильм в производстве. Он может служить неплохим примером того, как можно снять достаточно реалистичную драму бюджетно. Актерский состав, кстати, неслабый. Исполнители очень органичны в своих персонажах. Вопросов по логике поступков и эмоционального фона не возникает.

8 из 10

29 ноября 2016

Ложь во спасение.

Фильм, который не оставит равнодушным никого. Очень личный, трогательный, трагичный, душераздирающий. Душевный, простой и грустный. Фильм о том, какую сложнейшую вещь можно сделать, чтобы сохранить жизнь и рассудок близкому человеку.

История рассказывает об учительнице и ее сыне и дочери. Они живут в части Берлина принадлежащей ГДР, в настоящем социалистическом городе, в типичной советской квартире, что подтвердят заставшие то время. Мать — активная коммунистка, отдавшая всю жизнь и душу своему делу. В один день случается страшное — в результате несчастного случая мать впадает в кому. И выходит из нее лишь через несколько лет, когда ГДР уже нет. Любое эмоциональное потрясение может стоить ей жизни, потому ее сын Алекс решает совершить невероятное — не сообщать матери о переменах в стране, дать ей возможность думать, что она по прежнему живет в ГДР.

Для этого ему требуются невероятные усилия — мало вернуть прежний вид квартире, которую его сестра уже успела обставить западной мебелью. Чтобы не возникло подозрений, надо, чтобы она видела свежие выпуски новостей из ГДР, не увидела ничего неподобающего в окне, могла встречаться с прежними знакомыми и никто из них не проболтался, могла есть привычные продукты, какие-то из которых уже не производят, даже заниматься посильно частью своей прежней партийной деятельности.

Организовать такое нереально, невозможно, непосильно, но Алексу это удалось, в их квартире возник последний кусочек подлинного ГДР. Он посвятил этому все время, всю жизнь, приложил невероятные энергию и усилия, и ему не пришлось ни секунды пожалеть о своем решении. Он смог создать спокойную и счастливую жизнь для самого близкого и любимого человека. Пусть это и была ложь во спасение. Смог убедить окружающих участвовать в его затее, что было непросто даже с сестрой, которая также любила мать, но скептически относилась к затее брата. К тому же ей нравились западные нововведения, и она не готова была легко отказаться от них. Эта история о любви к матери, самой главной и важной в жизни каждого, о самой искренней, бескорыстной и глубокой, ради которой можно сделать невозможное. Матери также бывают разные, но та, о которой повествует фильм, действительно достойна такой любви со стороны своих детей, мы здесь видим исключительно хорошую женщину, каких немного.

Немного о технических сторонах фильма. Возможно это не самый яркий и динамичный фильм, но он великолепен своей атмосферой. Настоящее погружение в противоборство социалистического и капиталистического мира. Великолепна игра актеров. Наверно это лучшая на текущий момент роль Даниэля Брюля, настолько гениально и убедительно проработан его персонаж. Молодость здесь не помеха сложной и серьезной игре. Этому герою искренне симпатизируешь, за него переживаешь, ему сочувствуешь. Не менее горячую симпатию вызывает мать в исполнении Катрин Засс. Стоит отметить и Чулпан Хаматову в роли девушки Алекса, которая была против его затеи и считала ее бессовестным обманом.

И еще важно то, что этот фильм не проповедует коммунистические ценности, не осуждает капиталистические, он просто о людях попавших в непростой переломный период, когда то, что по их убеждению было свято, единственно правильно, вдруг рухнуло. Дети готовы со скепсисом отнестись к коммунизму, и адаптироваться к новым условиям, но мать, видевшая в коммунизме только хорошее и прожившая в нем всю свою сознательную жизнь, уже нет. Хорош ли он, плох ли, он стал частью ее.

И еще этот фильм слегка напоминает фильмы Кустурицы. В нем нет того веселого бурного безумия, но он такой же искренний и человечный, его персонажи такие же убедительные, настоящие и особенные в своем роде.

Фильм, который один раз стоит увидеть.

20 июля 2016

Не кино, а торжество победившего в бывшей ГДР капитализма.

Дружно, немцы, стройте, сейте,

Мирный труд страны любя.

Подрастают наши дети

С крепкой верою в себя.

Молодёжь — краса отчизны

И грядущего оплот!

Солнце новой, яркой жизни

Над Германией родной

На века

Это «Возрожденная из руин» — гимн почившей ГДР. Когда в фильме «Гуд бай, Ленин!» показывают вертолет, несущий верхнюю часть памятника Ленину, я реально чуть не начал плакать. Нет, я не марксист и не ленинец, хоть и изучаю историю коммунизма и теории политической экономии. Но видеть, что сломано то, что наш народ вместе с народом ГДР строил почти сорок лет, было для меня невыносимо.

Торжество капитализма, развал «первого на немецкой земле государства победившего социализма», аннексия ГДР ФРГ, выгнанные с позором наши войска — всё это так ужасно, что милая, но заранее обреченная попытка Алекса скрыть от своей матери «ветер перемен» (вот уж ирония судьбы — если помните, группа «Scorpions» исполнила этот опус на Берлинской стене перед её сломом) кажется утопией, чем-то аморфным.

Но фильм имеет мощный смысл — ради спасения здоровья своей матери, Алекс, который не верит в идеалы Маркса, Энгельса и Ленина, поступился «принципами» и создает эту иллюзию социализма. И это делает фильм не таким мрачным. Хотя фильм, снятый капиталистами про социализм, провальный изначально.

2 из 10

P.S. Интересно, что теперь думают те немцы, что родились и успели пожить в ГДР, про последствия так любимой западногерманскими империалистами «толерантности» в виде толп мигрантов на улицах, которые вовсе не намерены мирно жить с немцами? Хочется ли назад, в ГДР, как многим жителям бывшего СССР хочется обратно, в Союз Нерушимый?

20 февраля 2016

Не мечтать о лучшем будущем, а создавать его.

Заголовком на этот раз выступит отрывок цитаты из фильма:«Суть социализма — помогать людям и жить с ними в мире и согласии, не мечтать о лучшем будущем, а создавать его». На мой взгляд, эта фраза, прозвучавшая в картине из уст Зигмунда Йена, первого космонавта ГДР, наиболее четко характеризует саму суть фильма.

По правде говоря, я не ожидал, что влюблюсь в этот фильм буквально с первых минут. Но именно с самого начала звучит потрясающая мелодия, которая в совокупности с историей детства главного героя, вызвали у меня мурашки по коже. Знаете, это бывает в тот самый момент, когда что-то цепляет Вас до глубины души. Музыка в фильме великолепна. Единственная картина с таким же чутким саундтреком, которая сразу приходит на ум, это «1+1» (Intouchables, 2011). Те, кто видел этот фильм, поймут, о чем я.

Далеко не только музыкальное оформление является положительной стороной. Актерская игра просто выше всяких похвал.

Даниэль Брюль, исполнивший роль Алекса, запомнился мне по «Бесславным ублюдкам» Тарантино (там я увидел его впервые). Но именно «Гуд бай, Ленин», я считаю, полностью раскрыл его актерский потенциал. Ни разу не возникает желания упрекнуть актера в слабой игре, несмотря на его молодой возраст — он очень органично вжился в эту роль, и на протяжении всего фильма я искренне сопереживал и поддерживал его героя.

Порадовало то, что студентку-медика из Москвы играла наша Чулпан Хаматова, очень талантливая актриса.

Особо хочу отметить игру Катрин Засс, сыгравшую роль матери главного героя. Её эмоции на экране неподдельны. Это хорошо видно и в момент празднования дня рождения, и в момент рассказа истинной истории об отце их семейства, и тогда, когда она впервые вышла на улицу и увидела изменения в окружающем её мире.

Замечу, что тем, кто незнаком хоть отчасти с событиями падения Берлинской стены и объединения Германии, фильм будет скучен и не совсем понятен. Лично я очень полюбил этот фильм. Он очень добрый, я бы сказал душевный. В один миг он заставит Вас улыбнуться и буквально через секунду введёт в грусть. В то же время он заставляет о многом задуматься. Как говорил главный герой:«У нас уже не было уверенности в завтрашнем дне, но была надежда на светлое будущее». И меня сразу же посетила мысль, что каждому своё, конечно же, но я бы смело выбрал ту самую уверенность, если бы у меня был такой выбор.

Как-то многовато цитат в этот раз, но просто не могу удержаться и не завершить свою рецензию очередным выражением главного героя: «ГДР, которую я создавал для своей мамы, всё больше напоминала ГДР, в которой я бы сам хотел жить». И я полностью с ним согласен. Ему действительно удалось построить мир, который стал для многих из нас несбывшейся мечтой.

10 из 10

2 февраля 2016

Лично для меня вся эта политика ушла далеко на второй план, вперёд выступила всеобъемлющая, абсолютная любовь к матери. Он пожертвовал ей кусок своей жизни, а готов был и намного большее.

Трогательная история про людей живущих в несуществующей стране. Слепая вера в лучшее, утопический, от того недалёкий взгляд в будущее, коммунистические, судорожные мучения — это и была их жизнь, а точнее иллюзия таковой. Ради матери он смог побороть свой скептицизм и бунтарство, которое так характерно для молодого поколения, он построил своё государство, пускай и рамках одной комнаты, оно далеко от идеала, но стремится к нему и самое главное, это признание коммунистической идейности, то есть мучения их были не напрасны.

Мне очень понравился актёрский состав. Каждый персонаж, будь он даже второстепенным, был по-настоящему живой, поверил всем и безоговорочно. К тому же весьма приятно наблюдать нашу Хаматову в такой прекрасной картине, гордость просыпается.

Фильм буду рекомендовать к просмотру, это грамотная трагикомедия, наделённая огромнейшей душевностью, которая обволакивает целиком и полностью, погружая в атмосферность картины. Это то кино, которое я буду советовать всем и каждому.

8 апреля 2015

Achtung! Смешно до слез…

Не прошло и пяти минут просмотра, как к глазам подступили слёзы. Что это подумал я, это фильм который я так долго не решался посмотреть…

Я не буду пересказывать этот воистину гениальный сюжет и повторять слова многих кто положительно отозвался о данной картине, просто ни к чему. Скажу лишь, что при просмотре фильм вызвал просто коктейль эмоций, и фонтан переживаний. Очень трогательная картина, которая так или иначе является поучительной трагикомедией. Трагикомедией по праву! Ибо я плакал и смеялся, смеялся и плакал… Качественный немецкий продукт, вызвавший ядерный всплеск в глубине души, и дикое желание позвонить матери и сказать как сильно я её люблю! Настолько «Гуд бай, Ленин!» вонзился в мое сердце, словно заточенный клинок. Но клинок не оставивший ран, а лишь пищу для размышлений.

Я не принуждаю ни кого смотреть данный фильм, а зачем? Каждый сам для себя должен решить хочет он(а) пережить и прочувствовать все то, что пережил и прочувствовал я при просмотре? Нужен ли ему(ей) этот груз переживаний, который он(а) получит? Может это я такой впечатлительный, что на протяжении всего просмотра думал о своей матери, и как бы я лгал ей во благо. В любом случае выбор за вами…

-Теперь она парит в небесах и быть может смотрит на нас…

P.S. Музыка Яна Тьерсена воодушевляет и проникает в самую глубь, и будет играть на нотках вашей души еще долгое время после просмотра.

Я плакал и смеялся, смеялся и плакал…

10 однозначно 10

28 марта 2015

«Deutschland, einig Vaterland»

Господи! Это один из величайших фильмов современности и его должен посмотреть каждый уважающий себя зритель. Данное кинотворение просто прекрасно во всех аспектах, но для меня решающим моментом играла идея и замысел фильма:

«Мать Алекса впала в кому незадолго до падения Берлинской стены. А когда, наконец, пришла в себя, не было уже ни ГДР, ни стран «победившего социализма». Тревожась за здоровье матушки, Алекс решил не сообщать ей о переменах: ведь что может стать более убийственным для убеждённой коммунистки, чем торжество капитализма?»

Вы просто вдумайтесь в это! Сын сохраняет идею и заново строит государство ради своей больной матери и других людей, которые не могут жить без ГДР. Сын буквально воссоздаёт дух государства в нескольких квадратных метрах и поистине это гениально! Так же фильм в изобилии имеет множество отсылок к фильмам Кубрика, но на фоне самого сюжета — это не играет какой-либо значительной роли, ибо после просмотра так и хочется взять флаг Германской Демократической Республики и умереть за идею построения светлого будущего… Это невозможно описать словами, товарищи, просто смотрите и наслаждайтесь.

9 из 10

10 декабря 2014

Шпревальдские огурчики под флагом кока-колы!

Итак, перед вами фильм Вольфганга Беккера «Good Bye, Lenin!». Чем же примечательно данное кино-творение? Невероятной атмосферностью, — вот что приходит на ум первым, и это не случайно! Ведь перед вами совсем не простой фильм. Ни комедия, и ни драма в привычном понимании. О, нет! «Гуд бай, Ленин»- это тонкая трагикомедия, где светлые моменты иронически переплетены с отчаянно грустными, что создает абсолютно особое настроение во время всего просмотра.

Это фильм о стране, которой никогда не было. Где больше не показывают балет, но едят чизбургеры. Где выбрасывают портреты вождей и радуются бывшим классовым врагам. И где уже невозможно отыскать горошек «глобус» в новых капиталистических супермаркетах!) Печально, но факт. ГДР пала под обломками Берлинской стены, навсегда унесся с собой идеи светлого социалистического будущего…

Если же немного отвлечься от сюжета, то лично меня весьма порадовал актерский состав. Катрин Засс очень гармонично подошла на роль потерянной во времени и пространстве героини, чья жизнь буквально перевернулась, пока та была в коме. Даниель Брюль очень искренен в своей безграничной любви к матери, а Чулпан Хаматова невероятно обворожительна в роли медсестры. Ну и конечно отдельные слова про Янна Тьерсена, музыка которого так кстати пришлась в этой картине. Да, безусловно, благодаря этим мелодиям невольно вспоминается фильм «Амели», но это абсолютно не портит впечатления при просмотре, ведь оба фильма настолько разные по своему содержанию, а Янн Тьерсен прекрасен всегда!)

Возвращаясь к сюжету, хотелось бы особенно отметить сцену с «летящим» Лениным, от которой у меня просто захватило дух. Вот он — конец целой эпохи, и начало чего-то совершенно иного. И на этом фоне так трогательно выглядит идея создания островка социализма в одной отдельно взятой квартире, когда за окном победно развивается флаг с эмблемой кока-колы.

«Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой!»(с)

Мне понравилась и сама идея этой картины. Ложь, обман и создание целой иллюзорной вселенной ради одного единственного человека. Ради его идеалов. Ради его жизни. Ложь во спасение! И тут невозможно строго судить главного героя, потому что тогда было такое время. Время разбитых надежд и сокрушительных перемен…

И в завершении, «Гуд бай, Ленин»- это очень серьезный и очень качественный фильм. С привкусом голландских огурчиков в социалистических банках и пересыпанного импортного кофе. Фильм о крахе целого мира.

Фильм о стране, которой не было, но чей строй навсегда менял человеческие судьбы.

10 из 10

24 октября 2014

Реквием по стране

Фильм о вере. И, возможно, любви. Немецкий сын любит свою мать, а она-свою социалистическую родину. Миллионы людей после распада СССР, если были бы в коме до него — поразились бы увиденному и вернулись бы с радостью в кому обратно. Но, если у нас стало хуже и ничего не было, кроме неясной свободы, которой семью не накормишь, то у большинства немцев из ГДР, не было сожалений по поводу падения берлинской стены — это факт. За некоторым исключением-мама главного героя действительно верила в те идеалы соц. строя. Такие люди есть и будут, и в нынешней Германии, и в России, и везде. Кто-то живёт иллюзиями, а кто-то искренне верит в коммунизм, при этом старается избавить общество от недостатков, которые видит. А главный герой «сохранил» страну для любимой мамы в отдельно взятой квартире только потому, что любил и жалел её,беспокоился о здоровье. У него получилось.

Фильм получился хороший. На примере Германии идеально показаны люди, семьи на стыке эпох:до падения берлинской стены и соц. лагеря в целом, и после. И, конечно же, бесподобная музыка Яна Тирсена очень даже «в тему».

10 из 10

13 июня 2014

Совершенно случайно нашла этот фильм на просторах интернета и он меня заинтересовал, так как я никогда не смотрела фильмы про социализм, тем более немецкие и подумала, что не пожалею о его просмотре. Он не состоит в списке большинства людей под названием «смотреть всем», не поражает спецэффектами, совершенно не рассчитан на массовые просмотры и огромную прибыль, но, теперь, я включила его в свой личный список любимых фильмов, которые с удовольствием буду пересматривать.

Создатели фильма «Гудбай, Ленин!» показали всю боль крушения, казалось бы, непоколебимой идеи коммунизма в сердцах людей, которые в нее свято верили. Они жили этим и не осознавали, что это была утопия, что мир совсем не такой, каким они его представляли и что их идеалы невозможно воплотить в жизнь.

Мне понравилось, что в этом кино, хоть это и драма, присутствует и хороший юмор, такой себе смех через слёзы. У него есть своя атмосфера, какая-то особая душевность, которой нет в голливудских фильмах. Актеры великолепные, особенно порадовал Даниэль Брюль. За ним было интересно наблюдать, весь фильм прошел как за полчаса, я ни разу не отвлеклась от просмотра.

Главный герой, Алекс, со всей своей семьей провел детство в Германской Демократической Республике и, как всех детей в этой стране, его воспитывали и готовили к жизни в мире, которого на самом деле никогда не существовало. С детства он мечтал бороздить просторы космоса, открывать новые миры и исследовать Вселенную. А для мамы Алекса смыслом жизни было строительство идеального общества, каким она его видела, помощь людям и воспитание детей. Она была глубоко социалистичной идеалисткой, трудилась в поте лица «на благо общества». И всё бы шло своим чередом, если бы прямо перед революцией в ГДР мама не впала в кому и не очнулась в новом, таком ненавистном ей мире капитализма в который превратилась ее родина. Но Алекс знал, что эта новость ее убила бы, поэтому был готов сделать для нее

всё что угодно, лишь бы она выжила. И вот восстанавливая этот хрупкий коммунистический мир, который разбили на мелкие кусочки, он, сам того не осознавая, делал в своей душе революцию. Люди не смогли перестроиться в один миг, не могли сразу из социалистов стать капиталистами. В том числе и Алекс. В глубине души ему не нравились такие резкие перемены, он растерялся, оказался один на один с суровыми реалиями, хотя больше всего на свете хотел найти приют, безопасное местечко, где можно спрятаться от всех проблем, как в безоблачном детстве. И вот, в этом рукотворном мирке, Алекс сам себя постепенно настроил на мысль, что ГДР больше нет, совершил переворот в своей голове и сделал это так, как он бы хотел чтобы случилось в реальности. Ведь в резком переходе нет ничего хорошего и нельзя так уверенно сказать, что социализм это плохо, а капитализм-хорошо. Во всём есть свои плюсы и минусы. Главная ошибка людей была в том, что они, после революции, впали в эйфорию, пустились во все тяжкие, нырнули с головой в омут капитализма, напрочь забыв про свои старые убеждения и стыдясь их. Но ведь это неправильно, это просто самообман. Как можно в миг отречься от всего, во что верил с детства, о чем мечтал, что было опорой и отрадой?

Любой резкий переворот отражается на народе, прогибает людей и меняет их мировоззрения. Кто-то это благополучно переживает, а кто-то ломается. Очень грустно, когда рушатся все иллюзии, кажется, что жизнь больше не имеет смысла, что мир сошёл с ума, но, на самом деле, ко всему можно привыкнуть. Что бы не происходило в государстве, обществе, во всём внешнем мире, самое главное — иметь людей, которые помогут тебе пережить любые революции, поддержат и дадут чувство безопасности; людей, которых ты любишь и с которыми хочется жить дальше, даже в самых худших условиях.

6 апреля 2014

Страна, которой никогда не было. И которую мы никогда не увидим.

Весь фильм о любви, о любви к родным, друзьям к стране. Каждый поступок героев продиктован любовью. Будь то поиск «Шпревельских огурчиков» или создание истории той страны в которой хотелось бы жить. Мне, родившейся после распада СССР, не понятны и неприятны, частые разговоры о том, что тогда было лучше. Лучше, чего? А после титров начинает становится понятно, нет тех идеалов, наверное.

Очень хорошая операторская работа, безумно красивая картина, светлая, теплая наполненная добротой. Весь фильм пронизан тоской, но тяжелой, а очень светлой. В конце хочется улыбаться (а таких фильмов мало).

Прекрасно подобраны актеры.

Даниэль Брюль — первый раз увидела его в «Пятой власти», сыграл хорошо, потом «Гонка» прекрасный Никки Лауда, и теперь добралась до «Гуд бай, Ленин» прекрасно передан образ, веришь каждому жесту каждому слову Алекса. Чулпан Хаматова — сыграла очень милую девушку, дерзкую, между Ларой и Алексом чувствовалась теплота, доверие. Катрин Засс — мать Алекса, весьма ироничная героиня, которая любит своих детей.

В общем прекрасный добрый и светлый фильм.

10 из 10

1 марта 2014

Мы новый мир построим! Кто был никем, тот станет всем!

Сложно отыскать фильм, который так успешно балансирует на грани авторского кино, наполненного смыслом и проблемами, и в то же время с интригующими поворотами сюжета, так присущими голливудскому, массовому кино. Признаться, никак не ожидал от данной картины, что она так будет радовать своей динамичностью, и так же скрывать за собой огромное количество пищи для ума.

В первую очередь, достоин упоминания сам сюжет. Данным событиям, которые пошли из нашей страны в остальные просоветские государства не посвящено полностью ни одного фильма, если только незначительные упоминания в сюжетных линиях. И самое интересное в этом фильме с ироничным названием то, что полоса этих глобальных событий показана через призму обычной семьи. Семьи из « государства рабочих и крестьян», которым, всегда не везло. Это придает ильму некую литературность в сюжете. Делает из него полноценное художественное произведение.

Фильму присуща и своего рода театральность. В поведении персонажей, поворотных линиях. Особенно он достигается через классическую и инструментальную музыку. Сплошь и рядом присутствующую в сценах. И правильно. Здесь не надо слов. Нужно лишь звучание. Поэтому, граница фильма также с пьесой, спектаклем неудивительна. От этого фарса испытываешь еще больше эмоций.

Безупречная актерская игра пробуждает эмоции, не вызывает никаких сомнений. Актеры прекрасно работают даже мимикой во всех ситуациях. И особенно приятно видеть землячку Чулпан Хаматову и ее голос, звучащий перед переводчиком. А особенно в столь яркой для нее роли, что доказывает в очередной раз — этой девушкой покоримы любые актерские высоты.

Ну, а самое главное — это смысл фильма, который, как оказалось, так сложно описать. Картина показывает нам идеализированность того общества, которое к нам никогда не вернется, если только в рассказах от близких. И не важно, будь это социалистическая Германия, Россия или Болгария, это общество, которое, в отличие от современного, способно не просто сделать из человека «гаечку в механизме государства», а дать ему выбор — служить обществу и прогрессу, или нет, и человек сам, а не силой, выбирает свой путь. С одной стороны главная героиня — маленький человек, нуждающийся в помощи и чей мир клеят муляжами, с другой — единственный, не сломавшийся камень в этом мире.

Фильм «Гуд бай, Ленин» показывает нам ту сторону жизни, которую мы обошли стороной. Как своего рода «прогресс» повлиял на общество в действительности, какие последствия скрыли от нас. И иной раз доказывает, что мы никакой власти и государству не нужны, кроме своих близких. Только они восстановят для нас любой строй.

P.S. Как оказалось, своим жестом — рукой вверх, лидер мирового пролетариата не прощается с Вами, а протягивают руку с просьбой помощи…

9 из 10

21 декабря 2013

Данная лента проходит по ведомству «релакса»: глубокий вечер, спать еще рано, но мозг и тело устали — самое время развалиться на диване и включить что-нибудь мягкое да уютное. Здесь «Гудбай, Ленин» (двоюродный брат картин вроде «Шоколада», «Босиком по мостовой» и «Просто вместе»), как стакан кефира на ночь, придется весьма кстати, гарантированно отработает некий стандарт «хорошести». Включайте смело, не опасаясь, что перед вашим взором промелькнет что-то напрягающее или сильно волнующее.

Есть, наоборот, вероятность крена в противоположную сторону — и, признаться, на этот счет в первых сценах у меня были недобрые предчувствия. Потому как до просмотра я ознакомился с саундтреком Яна Тьерсена. А саундтреки у него, не Бог весть какие с т. зр. музыки, работают на тоненьком — на паутине атмосферы, кружевах настроений. И эта лирическая вязь, в зависимости от расположенности или нерасположенности к ней слушателя в конкретный момент времени может показаться как проникновенной, берущей за душу, так и ванильно-приторной.

Соответственно, по этой же грани проходят фильмы, озвученные Тьерсеном. Пожалуй, определяющим здесь становится сюжет: если на экране наблюдаются не ахи-вздохи филологических дев, а реальные страхи и страсти, то композиции француза способны расцвести пышным цветом. В «Ленине» к сюжету поначалу были вопросы: его дальнейшие повороты просчитывались на 2—3 вперед, не сложнее, чем ходы виртуального соперника в компьютерных шахматах на уровне «Amateur». Не буду утомлять примерами, вот лишь один: когда главная героиня надолго застревает в коме, а за окном, тем временем, разворачиваются исторические события, трудно ли догадаться, какова будет ее реакция по пробуждении? Особенно если раньше вы смотрели знаменитую французскую комедию 60-х «Замороженный»…

Однако в последней трети фильма рутина, наконец, уступает место небанальным сюжетным поворотам (не буду спойлерить). Причем дело не сводится к сатире на социалистическое общество. Да, подколок в адрес ударников труда и прочих пионеров хватает, но в целом политическая проблематика здесь на периферии. Горбачев, Хонекер и другие Большие Дяди появляются только на экране ТВ, далекие и призрачные (а экран, как выясняется, легко может подделать какой-нибудь Деннис Домашке). Потому как, по мнению авторов фильма, не строй важен, а люди, семейные отношения. В коллизии, где Берлинская стена разлучает семью, вообще есть большой потенциал для уничижительных сентенций в адрес бесчеловечного социализма, но… зачем, в сущности, западному обществу в 2003 году измываться над давно поверженным врагом? Напротив, устами главного героя метко отражено, что после свержения социализма «общество стало поклоняться новому идолу» — деньгам.

При этом социальный фон в «Ленине» хорош. Я в то время еще не родился, а, стало быть, дилетант, но почему-то уверен, что дух времени авторам фильма изобразить удалось. Во всяком случае, было любопытно узнать, что из себя представляла ГДР — раньше как-то не думал, что там царил такой же тухлый совок. В общем, можно констатировать, что, замахнувшись за модную, заранее выигрышную тему объединения Германии, создатели «Ленина» свою смелость отработали. Кстати, получился любопытный пример немецкого фильма, вышедшего далеко за пределы Германии, что нечасто встречается.

И все же это комедия, только и всего. Комедия, где все многозначное и драматическое выводится в улыбку, будто в окошко вентиляции. Сложная тема расставания с иллюзиями обыгрывается на уровне «Откуда тут Кола-Кола, если всю жизнь пили Дюшес?». Ясно, что от такого кино априори нельзя много требовать. Но перед глазами встают примеры картин, где в дополнение ко всем достоинствам формата «релакс» содержатся животрепещущие проблемы, острые эмоции («500 дней лета», «Хористы», лучшие опусы Вуди Аллена). «Гудбай, Ленин» на их фоне выглядит бесхитростным, хотя и сильно критиковать его не хочется. Лента похожа на доброго и милого человека: он все равно симпатичен, даже если склонен порой сморозить какую-то чушь.

П. С. Лучшая сцена — та, где памятник Ленину летит на вертолете. Ради нее одной стоило снять это кино.

8 из 10

25 ноября 2013

Про социализм, дружбу, перемену взглядов и сыновью любовь

Классовый враг размахивал флагом «Кока-колы», а ветер перемен сдул накопления моей матушки.

Синопсис все рассказывает ясно: мать пережила инфаркт, впала в кому и проспала разрушение Берлинской стены и крах социализма в ГДР, а её детки (в первую очередь сын), дабы не случилось рецидива, имитируют ГДР в маминой спальне. Все это просто и ясно, добавить мне нечего.

Главным плюсом для меня в фильме было то, что политика, как таковая, здесь идет фоном, условием, помогающим развить другие темы. Но именно через сильнейшие политические перемены наши герои понимают, что не делится все на черное и белое; что полутона необходимо и неизбежны. Из вчерашних «врагов» все немцы стали друзьями, и тема этого национального единства показана в фильме четко и ясно, хотя бы через тот факт, что друг главного героя — «западник». По ходу действия фильма Алекс (собственно, тот самый «сын» и «главный герой») понимает, что то устройство жизни, которое он упорно критиковал в самом начале, было не так уж плохо, но все же недостаточно хорошо. И, «воссоздавая» социализм в маминой комнате, он делает его не таким, каким он был прежде, а но таким, который мог бы понравится Алексу. В пространстве одной комнаты он невольно воплотил и свои скрытые мечты о лучшем мире.

Окутанный легкой дымкой иронии, фильм остается серьезным и грустным. Режиссер красиво и грамотно показывает нам пример сильнейшей любви сына к матери. Даже когда сестра готова была опустить руки с сдаться, Алекс упорно продолжал создавать сказку для матери, оберегая её, защищая. Может и было не правильно так сильно и упорно обманывать мать, не давая ей взглянуть на настоящий мир и превращая всю её жизнь в сплошную и беспросветную ложь. Но при просмотре фильма у меня таких мыслей не возникало — я всецело поддерживала Алекса в его стремлении продлить сказку для мамы, и в данном случае ложь действительно была во спасение.

Этот фильм в моем сердце оставил впечатления самые теплые, самые приятные и светлые, и дело не только в сюжете. Фильм мягкий даже по своей цветовой гамме, ничего резкого, режущего глаз, а для этого жанра это то, что надо. В городских пейзажах ГДР волей-неволей узнаешь матушку-Россию, что мне, в общем-то, понравилось. Актеры хорошо, особенно главные герои — Даниель Брюль и Катрин Засс. Мать в исполнении Засс «немного в тумане», она выглядит потерянной, растерянной, сбитой с толку, будто актриса сама только что проснулась. Понравилось мне и то, что моментами во взгляде её мелькала искра недоверия, неуверенности в словах сына. Брюль же ровно такой, каким должен быть — юный, милый, кареглязый мальчишка, изо всех сил старающийся и мать спасти, и с сестрой поругаться и русскую Чулпан Хаматову заарканить.

Этот фильм, определенно, хорош. Он стоит того, чтобы его посмотрели. А потом еще раз. И еще.

9 из 10

30 октября 2013

Гудбай, Ленин! еще один фильм, который я полюбил с первого взгляда. Кино молодое, снято недавно, с молодыми и о молодости.

Сразу скажу чем именно он мне запал в душу. Ну во-первых, тем, что мы с Алексом похожи. Точнее в его истории я вижу где-то себя. Я также застал великую страну СССР, когда был ребенком, подростком, но потом ее не стало. Но я запомнил ее именно такой: с венгерским горошком, хорошими детскими программами (а-ля В гостях у сказки), конструкторами и прочим. Одним словом, мы все дружно ушли в рыночную экономику, но хорошо помним то хорошее, что успели застать.. .

Во-вторых, пронзительная история взаимоотношений сына и матери. Никогда не пытался анализировать: прав ли был Алекс или нет, взявшись реконструировать мини-ГДР, но то, что ему было не безразлична судьба родного человека (в отличии от сестры) — этого не отнять. Смотреть на это всегда очень интересно.

В третьих, таких фильмов мало. Мало того, что затрагивает ностальгические нотки, понятные именно нашему поколению, мало того, что многие из нас закалились в годы перемен, Гудбай, Ленин! как бы пропагандирует одну простую истину:

Какой бы строй не был, какие бы времена не стояли, Семья — та истинная ценность, которая находится вне всяких политических процессов.

По итогу, кроме всего прочего мы имеем: замечательную пару Брюль-Хаматова (Чолпан кстати здесь наилюбимая для меня), шикарную музыку Яна Тирсена, не уступающую его работе в Амели, изумительную операторскую работу (сцена пролета монумента Ленина над матерью — 5 баллов!) и неординарный сценарий, который легко смотреть, но нелегко придумать.

20 октября 2013

Ленин жил, жив и будет жить!

Это наша история, нравится кому она или нет. Памятники великому вождю в российских городах дань за светлые идеи того времени и будущего.

В 1989 году произошло падение Берлинской стены. В 2003 году была снята данная картина о событиях того времени. В основе лежит драматическая история отдельной семьи, жившей в ту пору в ГДР.

Немецкий фильм делался изначально для мировой общественности. Отсюда и кричащие название, с английским словом гудбай, хотя назови одноименно падение Берлинской стены, это ближе к сюжету картины, но цель была сделать заголовок более «широким».

В сюжете, мать главного героя впала в кому, пришла в себя, когда стало существовать уже новое государство. Стоило ли парню заниматься обманом? Думаю что да, так как любое отрицательное волнение плохо сказывалось на самочувствии матери. Лучше постепенно преподнести через определенный промежуток времени и надеяться на лучшее.

В фильме прослеживается желание создателей донести до нас положительную состовляющую, вследствии изменений, в том числе и через призму победы сборной ФРГ на Чемпионате Мира в Италии по футболу. Но в данном случае есть нюансы имеющие отношение чисто к спорту, а не к политике.

Тяжелая драматическая история, с кричащим названием, более широко озвученным для отдельно взятой ситуации.

6 из 10

13 августа 2013

Измениться или умереть?

Когда рушится то, во что человек вложил немало усилий, то, во что он верил, чем бредил и чем жил, невольно опускаются руки. Но тут всё зависит только от человека, что он выберет — подчиниться «судьбе» или изменить ситуацию.

Героиня трагикомедии Вольфнанга Беккера «Good bye, Lenin!» Кристиана Кернер живёт в рамках политического строя, её жизнь неразрывно связана с жизнью страны. Однако недавно только «обновлённая версия» страны её абсолютно не устраивает… Уж слишком глубоко социализм засел занозой в сердце героини.

Задуманная и спроектированная модель жизни заставляет жить в определённых рамках, иллюзиях. Она застит ясный взор и не приносит ничего кроме разочарований, принимающих форму болезни. А та в свою очередь пожирает человека изнутри.

И как бы не пытался сын Кристианы Алекс создать для неё «эффект присутствия» Германии, не пережившей ещё падения Берлинской стены, — женщина всё равно узнаёт «подлог»…

Алекс готов сделать для близкого человека всё, чтобы только он жил. Даже самому поверить в существование «безгрешной» и мудрой страны, куда свободно въезжают люди «западники», где можно падать и быть уверенным в том, что тебя поддержат, не задавят и не растопчут.

События в картине раскручиваются как юла, реальность начинает смешиваться с фантастикой. Но неожиданный финал, словно мачете, разрубает фантастический узел, отрезвляет, расставляет точки там, где надо и заставляет глубоко задуматься над своим отношением к жизни.

Режиссёр создаёт микс из разных ситуаций: смешное перемешивает с горьким и трагичным. В результате зритель постоянно находится в сильном эмоциональном напряжении. И, когда кажется, что всё вот-вот завершится хорошо, тут-то и украшает свой «коктейль» умелец-Беккер листочком мяты, — этим невозможным «бац!» — неожиданной концовкой… Всё самое «острое» — на десерт. Не ошибся немец, определив жанр фильма как трагикомедию.

После «мятного коктейля» остаётся море слёз, бешено бьющееся сердце, мысли, обрывающие одна другую. Но после просмотра остаётся послевкусие: горечь, перемешанная с пряностью, долго напоминает о себе.

И вместе с тем приходит ощущение неимоверного толчка, призыва обратиться к самому себе.

Прах близкого человека, запущенный Алексом вместе с ракетой в небо освобождает от всех обязательств, проблем и переживаний. Но, кажется, смерть — слишком радикальный метод для того, чтобы измениться, изменить свою жизнь.

26 апреля 2013

Мы больше не разговаривали об отце — моя мама вышла замуж за наше великое социалистическое отечество.

Знаете, фильм не хотелось выключать даже на титрах. Это, наверное, один из немногих фильмов, которые я посмотрел до самого конца, до последней фамилии в титрах. После титров, мысли по поводу фильма еще долго не покидали меня. Картина получилось очень хорошей, просто отличной. И я не побоюсь этого слова — самой лучшей в своем жанре.

Когда прочитал описание к фильму, он показался мне немного странным. Я его попросту не понял даже. Вкратце расскажу его:

В ГДР есть семья из 4-х человек. Любящий муж Роберт с женой Кристианой и их дети: мальчик Алекс и девочка. В один муж уезжает за границу в командировку, и остается жить там. Его жена и дети остаются одни, из-за чего жена впадает в глубокую депрессию. Как раз именно в этот момент начинаются массовые беспорядки рабочих, требующих свободу. Мать Алекса, Кристиана, впадает в кому на 8 месяцев. За эти 8 месяцев происходит самое грандиозное событие в истории Германии — распад Берлинской стены. Через 8 месяцев Кристиана просыпается от долгого сна. Ей запрещают волноваться, потому что у нее может случиться инфаркт, от которого она не выживет. Так как она была ярой социалисткой, ей нельзя было знать, что ГДР больше нет, именно поэтому ее сын и дочь всячески пытаются создать вокруг нее бывшую ГДР. А повествование сюжета ведется от лица Алекса — сына Кристианы.

Самое главное в фильме это мысли. Мысли главного героя. Вообще этот фильм — словно чья-то жизнь, которая рассказывается нам в самых мельчайших подробностях. Каждая мысль Алекса, осталась в моей голове. Все эти рассуждения придают картине немного философский смысл.

Теперь об игре актеров. Он просто неотразима. Мне кажется, что лучше сыграть было просто невозможно. Каждый актер вложил свой кусочек души в фильм, наполнив его красками настоящей жизни. Даниэль Брюль (Алекс) очень круто сыграл, показав все, на что он способен. Я вообще видел этого актера в первый раз, и, честно сказать, он меня очень сильно впечатлил. Довольно молодой, но способный актер. За эту роль он получил награду Европейской Киноакадемии как лучший актёр, и я с этим совершенно согласен. Катрин Засс (Кристиана) так же отлично сыграла маму, которая изо всех сил старается выкарабкаться из тяжелой болезни и которая отчаянно верит в существование ГДР. Так же понравилась наша соотечественница — Чулпан Хаматова (Лара). Фильмов я с ней практически не смотрел и вообще удивлен, что увидел ее в иностранном кино. Но вообще, сыграла она очень чувственно и по-настоящему. Я ценю это. Больше никто из актеров не выделялся, но это не значит, что они сыграли плохо. Повторюсь, каждый актер выполнил свою роль на 105%.

Стоит, конечно же, обратить внимание на саундтрек. Янн Тьерсен современный гений музыки, о котором я узнал из замечательного фильма «Амели». Его произведения помогают войти в ту атмосферу, в которой находятся герои в фильме. Отличный саундтрек. Выше всяких похвал. Даже, думаю, что это один из лучших саундтреков за историю кино.

Немного забавный, но в тоже время грустный и тяжелый фильм. Сама идея очень понравилась. Думаю, фильм стоит посмотреть всем и каждому, кто хочет задуматься о жизни.

Мама до конца жизни верила в страну, которую покинула. И мы сделали все, чтобы поддержать в ней эту веру. В страну, которой на самом деле никогда не было. Страну, которая в моей памяти будет навсегда связана с моей мамой…

10 из 10

P.S. Было бы неплохо, если бы у каждого из нас в комнате была маленькая Советская Социалистическая Республика.

27 октября 2012

Назад в ГДР

В 1979-м муж Кристианы Кернер, немки из ГДР, бежал на Запад, оставив её вместе с двумя детьми и коммунистическими идеалами. Осенью 1989-го Восточная Германия празднует сорокалетнюю годовщину своего образования. Совсем скоро падет Берлинская стена, и Западный и Восточный Берлин воссоединятся, однако в стране ещё можно найти людей, верных идеям социализма. К ним принадлежит и Кристиана, которая из-за перенесенного инфаркта впала в кому незадолго до знаменательных событий.

Сознание возвращается к ней лишь 8 месяцев спустя, когда в стране уже произошли кардинальные изменения. Ушли в прошлое военные парады и многолетние очереди на автомобиль «Трабант», а вместе с ними ушёл в отставку любимый руководитель Хоннекер, рухнула Стена, обесценились деньги, Coca-Cola приватизировала красный цвет, пирожковые превратились в Макдоналдсы и фаст-фуды, стриптиз пришёл на смену партийной идеологии, а демонтированный памятник Ленину унёс на кладбище истории вертолет.

Когда Кристиана проснулась, врачи предупредили сына и дочь, что теперь любое переживание может её убить. Чтобы не травмировать мать правдой о политических переменах, сын Алекс принимается делать всё возможное, чтобы новая реальность не проникла через старенькие занавески маминой спальни. Он всеми силами пытается воссоздать привычный для неё образ жизни, всячески скрывая то, что происходит за пределами квартиры.

Он собирает банки, наклейки и мебель, выпущенные при социализме, платит соседским детям, чтобы те изображали пионеров, демонстрирует записи старых телепрограмм и готовит с другом «свежие» выпуски «новостей дня» — про загнивающий Запад и побеждающий Восток, про то, что Кока-Колу придумали в ГДР и после открытия границы безработные из ФРГ толпами ринулись в демократическую Германию…

Некогда реальная жизнь превращается его стараниями в виртуальную реальностью, в манипуляцию и фикцию, в «Плезантвиль» и «Шоу Трумана» одновременно. Смотреть на одержимое стремление Алекса создать уголок прошлого — возродить знакомые до боли приметы восточногерманского быта в отдельно взятой берлинской «хрущёвке» — и смешно, и грустно.

Авторы не стремятся взять политический реванш и говорят не столько об общественном строе, сколько о человеческих судьбах. Потому у них и получается не злой фельетон, а печальная трагикомедия о «святой лжи», на которую пускается сын во имя спасения матери. На этом строится не только увлекательный и по-своему драматичный сюжет, но и главная метафора — совсем непафосная и трогательная.

Авторы представили социальный форс-мажор на примере обычной семьи. Простившись с героиней, они тем самым попрощались с социализмом, точно так, как близкие прощаются с родным человеком (отцом/братом/сыном), может и не оправдавшим возлагаемых на него надежд, но не ставшим от этого менее любимым. Good bye, Lenin! — это самая нежная отповедь социализму, какие появлялись с момента его исчезновения в Европе.

11 октября 2012

Главное верить в то, что создаешь!

Очень умно снято кино. Режиссер простой демонстрацией происходящего помогает нам самим осознать во что превратилась страна, которую строили с любовью и верой миллионы людей.

Любовь к маме помогло главному герою самому понять, что перемены не совсем к лучшему.

В фильме много забавных моментов, но грусти еще больше. Как пустели полки магазинов и наполнялись иностранными продуктами. Как культура Запада быстро врывалась в усталую жизнь граждан и меняла ее в худшую сторону. Грустно было, когда первый космонавт от ГДР (1978 г.-«Союз-31») — Зигмунд Йен, после падения Берлинской стены, работал обычным водителем такси.

Данный фильм не оставит равнодушными тех, кто застал СССР в расцвете сил, а так же тех, кто и родился гораздо позже.

10 из 10

30 июля 2012

Комедия Гуд бай, Ленин! на экранах кинотеатров с 2003 года, премьерный показ состоялся более 21 года назад, его режиссером является Вольфганг Беккер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Катрин Засс, Мария Зимон, Флориан Лукас, Александр Байер, Михаэль Гвиздек, Кристина Шорн, Йохен Штерн, Стефан Вальц, Эберхард Кирхберг, Ханс-Уве Бауэр, Нико Ледермюллер, Елена Кратц, Лорин Хатчер, Фелиситас Хатчер, Мартин Брамбах.

Примерные затраты на создание фильма составили 4800000.В то время как во всем мире собрано 79,316,957 долларов. Страна производства - Германия. Гуд бай, Ленин! — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.