Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мамай |
год: | 2003 |
страна: |
Украина
|
режиссер: | Олесь Санин |
сценарий: | Олесь Санин |
продюсеры: | Анна Чмил, Арам Геворкян, Сергей Недзельский, Максим Асадчий |
видеооператор: | Сергей Михальчук |
композитор: | Алла Загайкевич |
художники: | Андрей Сиверинко, Юлиан Тихонов, Ирина Клыба, Галина Отенко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 200000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 февраля 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
Итак, моя первая рецензия на Кинопоиске.
На вкус и цвет — товарищей нет. «Мамай» очень многим людям покажется чересчур странным фильмом. Многие не станут досматривать его до конца. Потому что он как раз и не предназначен для широчайшей публики. Его создатели не гонятся за прибылью, у них иная цель…
В какой-то степени Олесь Санин продолжает традицию украинских народных дум. А у них очень своеобразная стилистика повествования. Не буду вдаваться в подробности, но, например, в думах сюжет нередко как бы задерживается на одном кадре, если так можно выразиться. То же наблюдаем и в данном фильме.
Теперь о названии. Здесь — целая философия. Слово «мамай» в переводе с тюрских языков значит «никто». А козак Мамай — один из символов украинской истории. На первый взгляд, странно, что столь популярный в украинском фольклоре образ именуется «безымянным». Но надо всего лишь задуматься, в каких условиях среди руин Киевской Руси формировался мой украинский народ. Сколько раз приходилось отстраивать города и сёла после бесчисленных татарских набегов! Как писал Гоголь,
«… лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи».
Есть легенда о названии города Тернополь. Как люди возвращались на опустошённое татарами место и с горечью видели, что оно уже заросло терновником. Как они говорили друг другу — ничего, поселимся на терновом поле, всё с начала построим…
Лишившись всего, крестьяне начинали с чистого листа. Не зная, вернутся ли татары когда-нибудь опять. Тут и оптимизм, и фатализм одновременно. И опять видны параллели с главным героем, но не буду раскрывать детали. Просто отмечу, что этот человек — никто. Его судьба начинается с нуля, как у новорождённого. И никто ему не предскажет, какой она будет… Может, когда-нибудь новое потрясение заставит опять начинать с начала, ведь жизнь — непредсказуема…
Это перекликается с козацкой традицией расставаться с прежней фамилией и принимать от своих новых товарищей новое имя-прозвище. Так вчерашний крестьянин символически отрекался от прежнего существования, становился «никем» для пана, на которого пахал, но одновременно становился козаком и начинал новую жизнь, не зная, насколько долгой или короткой она окажется.
Примечательно также, насколько отразилось в нашем фольклоре соседство с тюрками (само слово «мамай», как я уже писал, — тюрское) — у этих народов юноши при вступлении во взрослую воинскую жизнь теряли своё имя. Становились «никем». Якобы поэтому злые духи не могли их найти. Сравните с такими персонажами восточнославянского фольклора, как злыдни, преследующие человека. Чтобы избавиться от злыдней, украинские легенды советуют быть жизнерадостным и смекалистым. Это, как говорится, «камень в огород» пессимизма. Да, с унынием, слабостью и пессимизмом надо расстаться, словно это — старая, временная оболочка; надо начинать сызнова; надо быть по-воински стойким по отношению к трудностям. Так ты дадишь злыдням отпор, станешь для них «никем», и они от тебя отстанут. Может, только на время…
Лично для меня символизм такого абстрактного имени, как Мамай, состоит в том, что злыдни, образно говоря, преследуют нас и в нынешнюю эпоху. Многое нужно восстанавливать заново. Но я верю, что мы справимся. Ведь не впервой же.
Вердикт: фильм не для всех. Рекомендую тем, кто интересуется украинским фольклором, и кому близка тема жизненных трудностей, обрушивающихся на человека.
Один балл всё же отминусую за то, что главный герой показан не таким уж и стойким, как бы хотелось. Это вам, увы, не богатырь какой-нибудь, а всего лишь простой парнишка…
9 из 10
30 ноября 2012
Мамай — это символ современного украинского авторского кино. Малоизвестный украинский режиссёр Олесь Санин снял фильм для Берлинского кинофестиваля. Получив хорошие рецензии превратился в известного клипмейкера. Сам же фильм — это пародия на поэтическое украинское кино 70—80. Фильм снят для украинских националистов, но даже они не понимают символичности многих сцен фильма. В целом качественная кинозарисовка с большими амбициями.
7 августа 2010