Иллюзорные пути
Skenbart: En film om tåg
6.8
2003, триллер, комедия
Швеция, 1 ч 40 мин
18+

В ролях: Густаф Хаммарстен, Магнус Росманн, Анна Бьёрк, Кристина Тернквист, Роберт Густафссон
и другие
Черная комедия о пассажирах поезда, идущего из Стокгольма в Берлин в 1945 году.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Иллюзорные пути

английское название:

Skenbart: En film om tåg

год: 2003
страна:
Швеция
слоган: «Ingenting är av nödvändighet vad det synes vara... (Nothing is necessarily what it seems to be...)»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Йоран Халльберг
композитор:
художники: Петер Бевман, Анна Хагерт
монтаж:
жанры: триллер, комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 декабря 2003 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, комедия

Постер фильма «Иллюзорные пути», 2003

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Иллюзорные пути», 2003

Строитель новой Европы спешит на помощь

На дворе декабрь 45-го, надвигается первое Рождество без дядюшки Адольфа. Европа хоть и в руинах, но и в предвкушении жизни без символик черных крестов и страшных птичек с кровавым подбоем. Без остановок из далекого северного Стокгольма в разрушенный войной Берлин спешит поезд. Публика в нем разношерстная, но символичная времени: тут и те, кто прятался от войны, и те, кто боролся; кто-то возвращается домой, а кто-то — строить Новую Европу. Тут каждый по своему верит в Бога, но все верят в шаг в новую жизнь, оставляющий позади трудности. Вот только один пассажир вскоре даст всему поезду понять, что трудности не заканчиваются на нацистской Германии, а встреча с этим попутчиком сломает кого-то даже больше, чем несколько лет Мировой войны.

Кстати, оригинальное название фильма на первый взгляд очень странное: «По-видимому, фильм про поезд». Его американская версия «Иллюзорные пути» может быть даже где-то более глубокомысленнее — многие пути героев лишь иллюзия, придуманная ими самими. Об этом же говорит и настольная книжка главного героя, под авторством философа Людвига Витгенштейна, призывающая сомневаться в полученном знании и опыте, ибо все может быть не тем, чем кажется. Престарелый гей, может, никогда и не веселился в своей жизни и был просто скучным человеком. Желающий помочь, может быть, никогда и не помогал людям. Истинный христианин может и не понимает сути христианства, а заурядная замужняя женщина может обнаружить в себе роковую красотку. Пути поезда прямы, Господа — неисповедимы, а человека всегда иллюзорны. Таким образом, и американское название весьма умно, и оригинальное изящно заставляет зрителя сомневаться, что фильм-то только про поезд.

И все же эту постановку шведского актера и режиссера Питера Далле вряд ли можно назвать удачной — фильм неуместен везде также, как неуместен главный герой этой картины, несущий лишь боль и разрушение людям, испившим чашу страданий и без его участия. На героя все злы заслуженно, даже при том, что он виноват лишь в собственной неловкости и неосмотрительности — они слишком долго страдали от ига нацистской Германии и гнета Второй Мировой, чтобы теперь, перед Рождеством 45-го еще страдать от какого-то неудавшегося литературного критика, возомнившего себе, что может всем помочь, когда ему лучше бы просто сидеть и не высовываться из своего купе. Как нельзя понять и примирить с реальностью этого забавного человечка, так нельзя и полностью проникнуться фильмом, в котором режиссер едва ли не требует смеяться над жестокими поворотами судьбы и болью случайных попутчиков. И совесть зрителя будет кричать: нельзя смеяться над молодым ветераном войны, инвалидом, сохранившим оптимизм и веру в человечество, который падает с поезда. Вы бы смеялись, если герой «Баллады о солдате» не вернулся бы домой, потому что упал с поезда из-за какого-то идиота? А Питер Далле хочет, чтобы вы посмеялись, а потом, быть может, ужаснулись своему поступку.

Полную жанровую принадлежность можно определить, как черная ретро-комедия с элементами нуара. Синтез двух комедийных направлений, классического похождения нелепого человека и беспринципной черной комедии прекрасно уживается на одном пространстве. Важно тут то, что литературный критик Гуннар добрый и отзывчивый человек, не менее благородный, чем чаплиновский Бродяга или господин Юло Жака Тати. В его сердце много сострадания, а отзывчивость, то качество, без которого он не может смотреть на нуждающегося человека. Он готов без устали бегать по поезду, чтобы развеселить старика-гомосексуалиста, упавшего духом, а потом опрашивать всех пассажиров, нет ли среди них врача. Только неудачникам из классических комедий везло больше, и навлекая беду на себя они все-таки выручали других, чего не дано критику Гуннару — он, выходя сухим из воды, оказывается человеком-катастрофой для своего окружения, и неожиданно столкнувшийся с ним в проходе получит тяжелые увечья, а в раздобытой еде для друга будет яд. Но он, кто желает строить и восстанавливать из руин, не может сидеть на месте — он хочет осчастливить каждого. А осознавая масштаб последствий своих благих намерений готов и себя убить, чтобы другие были чуточку счастливее, но и тут погибнут другие. Ему и не остается уже ничего, кроме как бегать — то искать помощь, то пытаться спасти других от своего проклятия.

Однако, Далле, явно мало одной комедии — вторая линия в фильме представляет собой чистый нуар, а вместе с ним и сюжетную линию, лишь символически перекликающуюся с критиком Гуннаром. Врач Генри вместе с любовницей Мари планирует убийство жены — тут уже не до шуток: лица героев серьезны, они метутся по мрачным закоулкам души, чтобы оправдать свой страшный поступок, и мрачным закоулкам поезда, чтобы его совершить. Как и Гуннар, Генри тоже несет лишь одни беды, пусть даже в меньших масштабах. Но если литературный критик предельно откровенен и из-за того несчастен, то Генри лицемер, который подмял под себя даже религиозные взгляды, над чем автор иронизирует, помещая его в костюм Санта-Клауса. Генри абсолютно уверен в том, что исповедь очистит его душу даже от греха спланированного убийства, ведь бог любит всех и простил Гитлера, в чем он убежден. Христианская вера для него повод казаться чистым перед самим собой и убеждать других, что его действия правильны. Редкий типаж, который даже в самой критической ситуации не сможет взглянуть на себя со стороны, усомниться, как велел философ из книжки.

Подводя итог, следует сказать, что потенциальная аудитория этого фильма — киноманы. Один из героев роняет занятную фразу: «смутить литературного критика, это все равно, что заставить труп сплясать канкан». И тут стоит отметить, что любого человека оценочно воспринимающего искусство смутить сложно, а именно это и делает Далле своим необычным произведением. Похоже, что режиссер пытался преподнести этот фильм именно критикам, надеясь на сочную награду. И тем занятнее незадача, когда «Фильм про поезд», остался безвестным, а вскоре другая ретро-картина «Артист» сорвала джек-пот. Далле в меньшей степени рассчитывал на зрителя — даже мелодраматическая линия превращена в измывающийся над нравами гэг. Но от всего этого, и наличия нескольких слишком уж очевидных ляпов, фильм не станет меньшей жемчужиной для «своего» зрителя, ведь сделав оригинальную комедию, автор не скатился в пошлость, а достойно выдержал весь фильм в рамках неординарной задумки. Удалось главное для ретро-фильма, сделать так, что прописанный в данных 2003-й год кажется ярмом на шее произведения — это фильм без даты создания, который немного портят лишь вставки-спецэффекты с поездом. Но и это не помешает представить, что давным-давно, годах эдак в шестидесятых, заблудший зритель, явившийся на поздний сеанс, смог бы увидеть смелый и возмутительный «Фильм про поезд».

28 июля 2013

Триллер Иллюзорные пути на экранах кинотеатров с 2003 года, премьерный показ состоялся более 21 года назад, его режиссером является Питер Далле. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Густаф Хаммарстен, Магнус Росманн, Анна Бьёрк, Кристина Тернквист, Роберт Густафссон, Питер Далле, Ёста Экман, Ларс Амбле, Jakob Stefansson, Lakke Magnusson, Мари Горанзон, Ханна Экман, Ella Bjurling, Сара Нюгрен, Андреас Нилссон.

Страна производства - Швеция. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.