Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Афера |
английское название: |
Confidence |
год: | 2003 |
страны: |
США,
Канада,
Германия
|
слоган: | «Это не про деньги, это про ДЕНЬГИ!!!» |
режиссер: | Джеймс Фоули |
сценарий: | Даг Джанг |
продюсеры: | Скотт Бернштейн, Майкл Барнс, Марк Бутан, Эберхард Кайсер, Эрик Копелофф, Марко Мелиц, Майкл Оуховен, Майкл Пасернек, Джон Сакки |
видеооператор: | Хуан Руис Анчия |
композитор: | Кристоф Бек |
художники: | Мишель Мичел, Мария Нэй, Уильям Арнольд |
монтаж: | Стюарт Леви |
жанры: | триллер, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 15000000 |
Сборы в России: | $198 007 |
Сборы в США: | $12 251 640 |
Мировые сборы: | $23 014 206 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 января 2003 г. |
на DVD: | 24 ноября 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Фильм про аферы это, можно сказать, кристаллизованный жанр. Видел один – пиши видел все. Немного меняются детали, декорации, масштаб аферы и количество задействованных персонажей, но основополагающие компоненты неизменны…
Данная версия «умного ограбления», такое ощущение, что снята по учебнику «Как снять аферу».
- Команда харизматичных, умных и уверенных в себе протагонистов – есть!
- Роковая красотка – есть!
- Харизматичный антагонист, который вынуждает «гуд гайз» пойти на эпическое дело – есть!
- Хитроумный план – есть!
- Интригующая непредсказуемая матрешка из обманов – есть!
Формально все составляющие на месте, но они настолько «в формате», что минут через 10 (после представления ключевых персонажей), можно предсказать всё дальнейшее действие.
Если подыграть и притвориться что не в курсе законов жанра, то посмотреть можно.
7 из 10
12 ноября 2023
Джейк Вига (Эдвард Бернс) вместе со своими сообщниками провернул немало афер. Однако большая их часть была такими, что спустя некоторое время мошенники снова выходили на дело, так как финансы кончались. Проворачивая одно такое дельце, они попали под мафиози по прозвищу Король (Дастин Хоффман). Чтобы рассчитаться с ним и сорвать грандиозный куш, Джейк и его товарищи решаются на аферу, способную принести им много миллионов зелени. Но, по традиции, все идет совсем не так, как планировалось, ведь появляется слишком много подводных камней.
Вполне возможно, что фильм «Афера» был навеян Дагу Джангу (сценарист) и Джеймсу Фоули (режиссер) картиной «11 друзей Оушена», вышедшем двумя годами ранее. Проект Содерберга был коммерчески успешным и с лихвой окупил затраты даже с учетом денег, пущенных на маркетинг. В связи с этим в 2003 году была организована попытка сыграть на еще не утихших впечатлениях от «Оушена», но при этом ограничившись куда более скромными тратами. Если у Содерберга суммарный бюджет составил 115 миллионов, то у «Аферы» «всего» 27.
Но при этом Фоули удалось привлечь в свой фильм неплохой актерский состав. В большей степени он состоял из актеров второго плана, однако на тот момент те ребята были узнаваемы, так как появлялись в кадре частенько. Плюс состав был укреплен состоявшимися звездами. Так, помимо Бернса и Хоффмана здесь оказались задействованы Рэйчел Вайс, Моррис Честнат, Пол Джаматти, Брайан Ван Холт, Лиленд Орсер, Донал Лог, Луис Гусман, Том «Тайни» Листер, Фрэнк Джи, Роберт Форстер, Джон Кэрролл Линч и Энди Гарсия. Состав на самом деле впечатляющий, так как подобного количества известных ребят где-либо еще найти сложновато, а с учетом далеко не самого большого бюджета «Аферы», наверное и вообще невозможно.
С учетом того, что главными действующими лицами в фильме является несколько человек, то проект Фоули можно считать усеченной версией «Друзей Оушена». Для большего сходства режиссер даже использует схожий элемент в повествовании, развивая его нелинейно и переплетая временные эпизоды между собой. В связи с этим зрителю важно внимательно смотреть и понимать, почему главный герой временами «на воле», а временами стоит на коленях под дулом пистолета.
Если продолжать сравнивать «Аферу» с «Оушеном», то в плане сценария и крепости сюжетной линии второй фильм оказывается гораздо серьезнее. В том плане, что проворачиваемое Дэнни Оушеном и его командой дело является куда более масштабным и многообещающим в плане куша, чем дело из «Аферы». Да и подготовка персонажей к своей махинации, равно как и ее реализация является куда более слабой. То, о чем герой Бёрнса так воодушевленно повествует, принимая образ рассказчика, на деле является чем-то наподобие обычной банковской ссуды или кредита, требующих совершенно не такого подхода как в «Оушене».
Постоянно сравнивая «Аферу» с фильмами Содерберга, нельзя не отметить, что фильм Джеймса Фоули как раз на них больше всего и походит, ведь сравнение с «3000 миль до Грейсленда» неуместно ввиду большого количества жертв в картине с Куртом Расселом и Кевином Костнером. Сравнение с ограблениями банков (например фильмы «Не пойман, не вор», «Хаос», «Налетчики», «Ограбление по-итальянски» и др.) также неуместно ввиду того, что совершаемое ограбление в «Афере» — это не то, что было в вышеперечисленных картинах. А вот на что еще походит фильм Фоули, так это пожалуй на фильм «Тот, которого заказали» с Кристианом Слейтером в главной роли — такой же легкий и местами забавный, но при этом на вполне серьезную тему.
«Афера» — фильм в большей степени пригодный для просмотра. Он интересен, незатейлив и прост в восприятии.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
7 из 10
5 ноября 2020
Группа мошенников, которые проворачивают мелкие мошеннические дела, теперь вынуждены провернуть дельце покрупнее, которое ответственные в российском кинопрокате лица решили окрестить аферой.
Актерский состав неожиданно прекрасен, как и актерская игра, хотя, мне кажется, от актеров много усилий не требовалось, потому что никакой драмы и сильных чувств/ эмоций в фильме нет, да и несмотря на серьезную тему и дела, персонажи тут едва ли не комичные.
А вот сюжет подвел чуть более, чем полностью. Думаю, львиная доля вины за моё разочарование и недовольство лежит как раз-таки на названии фильма, которое как бы намекает, что фильм повествует о грандиозном криминальном действе, отличающимся хитростью, ловкостью и остроумием. Увы, на деле афера оказалась просто жульничеством и мелким обманом с крупным кушем. При этом планирование и исполнение этого грязного дельца лично мне показалось каким-то кособоким и не очень понятным, запутанным. Это второй большой минус фильма. В какой-то момент сюжет стал мне не совсем понятен, а потом (в связи с этим) и не интересен. Знаете, когда досматриваешь фильм лишь бы досмотреть.
Да, концовка была неожиданной, да, снято всё было в лучших традициях фильмов про аферистов, да, голос за кадром был самодовольным и самоуверенным, но всё же как-то всё было слабо и блёкло исполнено. Как будто копия, снятая с копии.
Среднячковое кино с высококлассным составом.
5 из 10
2 ноября 2016
Жанр криминальной авантюры — это излюбленное действо для зрителя, который любит пораскинуть мозгами, чтобы вычислить сколько будет двойных днищ в чёрном ящике. Если такие ленты зрителю действительно нравятся, то его можно охарактеризовать как азартного человека, потому что без азарта и даже без озорства такие фильмы не снимаются, иначе будет скучно. Что ещё является неотъемлемой частью таких лент — это харизматичный главный герой, обязательная роковая женщина, хороший и послушный помощник и, конечно же, жертва, у которого хитрые аферисты явно отщипнут заметный кусок денежного пирога. Спешу порадовать поклонников жанра — фильм «Афера» является именно таковым и Вам вряд ли придётся скучать за просмотром, если Ваш пытливый ум решит предугадать, что движет каждым шагом героев фильма и где там зарыта самая большая собака.
Режиссёр фильма Джеймс Фоули не является героем прессы и его частную жизнь не обсуждают почитатели сплетен, однако как кинематографист он представляется профессионалом и даже в 1986-ом году был номинирован на «Золотого медвеля» на Берлинале. Он был клипмейкером для самой Мадонны, затем был приглаёшнным постановщиком в культовом телесериале «Твин Пикс», а среди его работ особняком стоит триллер «Страх» с молодыми тогда Риз Уизерспун и Марком Уолбергом, который берёт за душу своей беспредельной жёсткостью. Правда в последнее время Джеймсу Фоули как-то не особо везло и даже хороший сценарий триллера «Идеальный незнакомец» с Холли Берри и Брюсом Уиллисом был провален невнятной режиссурой. А фильм «Афера» лёг аккурат между указанными выше двумя картинами, где не было уже той резкости, но и упадка тоже ещё не наблюдалось. Возможно из-за этого «Афера» оказалась по всем статьям ниже, чем трилогия про друзей Оушена, но держится на одном уровне с последним пока фильмом Уилла Смита «Фокус». И это означает опять же только одно — смотреть «Аферу» всё же интересно.
Джеймс Фоули возьмётся снимать фильм по сценарию дебютанта Дага Джанга, что зачастую связано с определённым риском провала. Но Дагу Джангу удалось создать историю с подводными камнями, скрывая мотивы аферы, как и главные действующие лица хитроумного плана основного её автора. И надо учесть, что если не сюжет, постоянно накапливающий изрядное количество сюжетных поворотов, которые, правда, тщательно скрываются под маской очевидного хода развития картины, но мы же знаем, что по законам жанра ничего простого в «Афере» не будет. Даг Джанг учёл всех своих персонажей, каждому отдал свою важную роль на влияние в сюжете, поэтому зрителю, стремящемуся стать детективом и рассекретить ещё до финала всю головоломку, будет ещё сложнее. А обязательная часть таких фильмов, как «Афера», — это то, что далеко не все герои являются теми за кого себя выдают, вот и попробуйте тут всё предугадать. Лучше будет если Вы расслабитесь, но не отключая внимания, проследите за тем, как происходит действие гениальной аферы. Ну а какая же она может-то быть?
Итал, Даг Джанг уделил внимание всем своим даже второстепенным персонажем. Но начать стоит, наверное, с главного действующего лица — с Джэйка Вига, которого сыграл Эдвард Бёрнс. Честно скажу, что этот актёр до сих пор не убедил меня в своём таланте исполнителя главных ролей, особенно после кошмара в фантастике «И грянул гром». Но в «Афере» Бёрнс смотрелся более-менее убедительно, а то, что этого щёголя на протяжении всего фильма отдельными отрезками нещадно лупит герой Морриса Честната, то женщины могут проникнуться и жалостью к гению-мошеннику. Роковую женщину дали сыграл Рэйчел Вайс. Смотрелась неплохо, но не великолепно, поэтому причислять роль в этой картине Вайс к лучшим не буду. Зато радуют Пол Джиаматти и Энди Гарсия, которым вроде как были отведены второстепенные персонажи, но, напомню, что в криминальной авантюре гениального плана аферы второстепенных персонажей не может быть. Могут развеселить парочка Донал Лог и Луис Гузман, два продажных полицейских, которые уверены в своём большом интеллекте. Дастин Хоффман будет в тени, но его роль биг-босса говорит только об уважении к этому актёру и о его авторитете. Так что дружный ансамбль актёров Вам тоже поможет посмотреть этот весьма неплохой фильм.
«Афера» чистой воды развлечение, но при этом не стоит пропускать никаких эпизодов фильма, так как затем общая картинка не сложится. Поклонникам жанра настоятельно рекомендуется, да и другому зрителю, который любит добротное кино с умом тоже вполне можно его посмотреть. Да и немало любимых актёров здесь сможете наблюдать.
7 из 10
14 августа 2015
- Наварить можно на разном: на компромате, на договоре с букмекером, на страховке — неважно. Увидел бабки и неймётся: взять бы. Афера — это как пьеса, где каждому известна его партия: разводиле, статистам, созывалам — всем, кроме жертвы.
Большинство картин про аферистов начинается по одному шаблону: команда ловких пройдох случайно ворует у мафии, после чего кого-то из команды убивают, либо им всем дают срок, чтобы вернуть награбленное. Дальше — возможны варианты. В данном случае Джейк, Гордо и Майлз обещают криминальному королю Кингу вернуть должок с процентами, и всё, что им нужно для этого сделать, — ограбить банк. Не вламываться с чулками на головах, конечно, а продумать изящную аферу с кредитом на оффшорном счету.
Собственно, афера и является, на мой взгляд, главным минусом картины. Задуманная и исполненная на уровне «взять кредит на чужой паспорт», она тянет на мошенничество, но слово «афера» всё-таки подразумевает операцию классом повыше. Она может выглядеть по-идиотски, как в «Двенадцати друзьях Оушена», но она должна быть масштабной, внушать восхищение полетом криминальной мысли. А тут — один прочел кредитному специалисту лекцию о якобы прибыльном бизнесе, другая ненавязчиво возложила на его стол свое оголенное бедро — и всё, карусель завертелась. Как говорит одна моя знакомая, работающая в отделе кредитов, ну-ну.
При этом в «Афере» отменный актерский состав, и ей можно давать «Оскара» за самых смешных персонажей в серьезном кино. Гиперактивный мафиозный босс — это что-то, абсолютно некартонная трактовка роли (Дастин Хоффман здесь просто находка). Хороши и горе-полицейские, особенно Луис Гусман с очаровательной шепелявой озвучкой. Эдвард, Рэйчел и Энди вроде не валяют дурака, но всё равно веселятся от души. Так что «Аферу» стоит посмотреть хотя бы ради общего юморного настроя.
Название фильма может вызвать ассоциации с «Аферой» 73-го, но из общего у этих двух лент разве что финал с двойным дном. Так что если вам не нравится, куда всё идет, не спешите выключать кино и досмотрите до конца: финт ушами не то чтобы сногсшибательный, но определенно способен удивить. Эберт писал, что герои не вызывают никаких эмоций и потому на развязку наплевать, но здесь я позволю себе с ним не согласиться. Даже если не прикипать к Джейку и его команде всей душой, банальный интерес всё равно имеет место быть. Другое дело, если вы всё-таки цените оригинальные, хитроумные аферы: тут ничего не обломится — вам к Дэнни, Расти и прочим криминальным гениям.
7 сентября 2013
Очень люблю фильмы подобного рода, поэтому решила посмотреть и этот. Ну, конечно, с моими любимыми Ричи, Тарантино и Скорсезе развязка не сравнится, но фильм по-своему хорош.
Действие крутится вокруг 4 друзей, которые «красиво» разводят людей на деньги, они — настоящая команда: 1 — генератор идей, мозг всех операций, другого «убивают» постоянно, третий — наблюдатель, наконец, четвертый принимает активное участие в самых разных ролях. Кроме того, талантливым мошенникам удалось подкупить двух «отмороженных» полицейских, которые помогают им, будучи «в доле». И все хорошо, пока друзья не попадают в поле зрения одного из королей города, который не слишком рад тому, что его человека облапошили. Но он предлагает им аферу. Очень крупную аферу, дело на 5 миллионов, вот тогда и начинается экшн, а так же появляется красотка Рейчел Вайс, для которой эта роль, без сомнений, одна из самых удавшихся.
По-моему, актерский состав подобран очень хорошо: каждый на своем месте, выглядит так, как и полагается выглядеть, словом, все смотрятся очень органично. И играют очень органично.
Словом, любителям подобного жанра фильм смотреть можно: он достаточно динамичный, сюжет интересный, актерский состав хорош.
8 из 10
15 июня 2012
Честно говоря, немного удивился, увидев, что к фильму нет ни единой отрицательной рецензии. Я понимаю, что актеры правда очень хороши — что и говорить, сам Дастин Хоффман засветился в этом фильме. Рейчел Вайс и Эдвард Бернс тоже молодцы, по крайней мере, со своими ролями справились на 100 %.
НО: Что с сюжетом? Почему их афера абсолютно безумна, совершенно никак не оправданна и в общем-то обречена на провал, причем с летальным исходом для большинства ее участников. Счастливый конец выглядит настолько надуманным, что не оставляет никакого ощущения тщательно спланированной операции и восхищения блестящим интеллектом аферистов, напротив, удивляешься, как с таким примитивным планом их всех на старте не прикончили. Я понимаю, что в фильмах этого жанра — имеются в виду фильмы про аферы, а их Голливуд наснимал предостаточно — масса допущений и небольших несостыковок, но не до такой же степени! Ну вот на что рассчитывал ГГ, когда стоял на коленях перед банковским безопасником? Дабы не спойлерить, не буду говорить, в чем суть, но кто видел, тот поймет. Уже это выдает такую волну дикой неестественности, что даже мощнейшее обаяние Рейчел Вайс (чего, кстати, раньше я за данной актрисой не замечал — в «Константине» она вообще казалась серой мышкой, приятно был удивлен, надо сказать), фильм совершенно не спасает. В итоге — чувство раздражения и разочарования от сценаристского подлого обмана зрителя.
4 из 10 — за Рейчел Вайс и частично за дерганого бандита с «гиперактивностью» в исполнении Дастина Хоффмана.
3 апреля 2011
Эта рецензия написана мной 1 июня 2003
Дааа! Давненько меня так не веселило американское кино! Обычно комедии производства USA отдают примитивизмом и пошлостью, но только не в этом случае! Новый фильм режиссера Джеймса Фоули «Афера» — это очень живая, при этом еще и криминальная комедия, с кучей хороших шуток и веселыми головоломками в духе О`Генри.
Итак, о чем там: Банда «джентльменов удачи» во главе с хитроумным и обаятельным мошенником Джейк Вига (Эдвард Бернс) «кидает фраеров» по всей Америке с грандиозным успехом. Но к сожалению их последняя афера принесла им только несчастья. Как оказалось они лишили 150 тысяч баксов бухгалтера эксцентричного мафиозного босса Уинстона Кинга по прозвищу «Король» (Д. Хоффман). Один из членов шайки аферистов, Большой Эл — убит в наказание за дерзость, остальные в панике. А как же, мафия шутить не любит, а предпочитает выбивать долги из тех, кто пытается её надуть. Но не в привычках Джейка уклоняться от вызова, и он отправляется на прямую в «логово Короля».
Глава мафии оценил наглость, смелость и ум Джейка, но разве этого достаточно чтобы простить долг? И наглец-Джейк предлагает Королю, совместную аферу: Король указывает человека, спонсирует подготовку «кидалова», а Джейк «раскручивает» бедолагу. Но не все так просто! Мафиозо нужно наказать, «кинуть», не много ни мало одного из крупнейших банкиров, тесно связанного с организованной преступностью.
Но наш герой крут до безобразия, и это серьезное, опасное и сложное задание ни только не пугает аферистов, а наоборот рождает в их умах супер сложную схему по которой они смогут выкрутится, да еще и заработать кругленькую сумму в 5 000 000 долларов. Джейк вводит в свою команду новичков — симпатичную блондинку-карманницу Лили (Рэчел Уэйс) и ставленника Короля — Люпуса. Всем вместе им предстоит проработать сложнейшую схему, в которую входят корпоративные займы, денежные перечисления, оффшорные счета и творческий подход к бухгалтерии. Ну прям русские бизнесмены.
Фильм все время держит вас в напряжении, которое периодически разряжается уместными шутками и комическими ситуациями. И как хороший детектив, до последнего момента истинный план мошенников остается тайной, преподнося очень приятный сюрприз в финале картины.
Смотреть — одно удовольствие. За последний год я наверно еще так не отдыхал. Полтора часа истинного наслаждения работай актеров, режиссера, монтажера и вообще командой фильма. Типажи мошенников притягательны: нет ни одной отталкивающей личности, и в итоге, конечно же, ты всегда на стороне этих милых «Остапов Бендеров». А полусумасшедший толи садист, толи извращенец «Король»? Шикарнейшая роль Дастина Хоффмана, еще раз подчеркнула, что сей «оскароносец» сыграет кого угодно, может настолько перевоплощается, сживается со своей ролью, что не часто встретишь в современном американском кино.
Ну и в заключение хочется отметить, что если вы переведете оригинальное название фильма Confidence на русский язык, то это вряд ли будет «Афера». Наверное сюжетные параллели с классической «Аферой» Джорджа Роя Хилла навели наших прокатчиков на мысль, что новую ленту Джеймса Фоули следует выпустить под тем же названием. Ну этот трюк мы уже проходили, и не раз.
Итак, все любители авантюрных комедий — подарите себе выходной: посетите кинотеатр, и посмотрите «Аферу» Фоули. Думаю вы не «сотрете меня в порошок», меня за эту скромную рекомендацию.
6 из 10
4 января 2011
Буду краток. Сразу оговорю, что мнение моё строго субъективно, но очень может быть будет близко некой группе людей, которые поддерживают мнение, что в наше время украсть деньги (провернуть аферу или элегантное ограбление) так трудно, что можно считать это почти честным заработком! =)
Фильм весьма динамичен: очень много сюжетных поворотов, много действия, порядочно психологии — всё это обёрнуто в эффектную упаковку. Запоминающиеся индивидуальные образы, постоянный накал, оригинальная структура фильма (в плане «нехронологии» действия) и, конечно же, Игра в чистом виде. При первом просмотре финал заставляет удивиться практически всех зрителей, за исключением, разве что, заядлых гурманов жанра.
Любителям эффектных ограблений, оригинальных афер, психологических шахматных партий и всего подобного — фильм рекомендуем к просмотру.
8 из 10
6 октября 2010
Фильм не в моём вкусе. Посмотрела только ради разнообразия. Скажу, что любителям подобного жанра кино должно понравиться. Одна мысль вертелась у меня в голове: «На что готовы люди, лишь бы не работать». Практически на гениальные вещи. Эту бы энергию да в нужное русло… И ещё,по-моему, на экранах и так слишком уж много подобного кино, где воры и мошенники предстают чуть ли не героями нашего времени.
Признаюсь, пару раз я даже улыбнулась на особенно забавных моментах. Но грубость и насилие в кадре, даже понарошку, меня всегда отталкивали. Восхитила игра Рейчел Вайс. Я любовалась ею в продолжении всего фильма. Потрясающая экспрессия в одном лишь её взгляде.
В общем и целом
4 из 10
14 мая 2010
Этот фильм появился в моей коллекции совершено неожиданно.
Был обычный скучный вечер который надо было как-то убить. Чтобы хоть чем-то себя занять я стал просматривать те фильмы, которые по каким-то причинам я откладывал. На все просто не хватает времени! Прочитал название. Подумал — опять какая-то ерунда. Ожидать чего-то нового в этом жанре просто сложно. Даже фильм с САМИМ Николасом Кейджем «Великолепная афера» получился уж точно не на 5.
Думаю ладно, посмотрю.
Начало не впечатлило! Решил пусть идет фоном. Особо не стану вникать в суть замысла и сюжет фильма. Но…
Вроде бы ничего необычно нет, а потихоньку стал втягиваться в сюжетную линию, оценивать персонажей, игру актеров.
И если фильм вышел не на 5, то на 4 с плюсом точно.
Замечательный фильм. Рекомендую посмотреть. Сам я не любитель пересматривать уже ранее виденное (количество таких фильмов можно перечислить на пальцах одной руки), но именно ЭТО кино я смотрел раз пять и каждый раз находил что-то новое.
А вывод, который я сделал для себя: оказывается хорошими и интересными фильмами могут быть и не самые известные картины. Не стоит идти на поводу у толпы и смотреть разного рода бессмыслицу, когда есть действительно стоящие фильмы на которые не жалко самого ценного в этом мире. ВРЕМЕНИ.
P.S. У слова Confidence есть много смыслов. И «афера» в названии может исказить первоначальные смысл. Смотрите фильм и поймете почему он назван именно так. Confidence.
P.S.S. Саундтрек к фильм просто восхитителен. Группа Coldplay великолепна.
7 марта 2009
Перематываем фильм на сорок вторую минуту и тридцать шестую секунду, любуемся тем, что вытворяет своим взглядом Рейчел Вайз — это идеальная игра в прагматичную дурочку, я не могу более припомнить ни одного фильма, где бы столь искренне была показана напускная проницательность настоящей конформистки, следующей советам Cosmo, где бы актриса так верно поймала момент и усыпила бы в себе актрису, заставив стать актрисой свой персонаж. Где бы ни игра перед камерой была последней инстанцией, а игра внутри фильма.
Выражение ее глаз, еле-заметный кивок, пугающая своей банальностью фраза на все времена о том, что, оказывается, «сейчас нужно быть осторожным», мимика настоящей жены толстосума среднего достатка, стремящейся к огням светских сборищ — все это в одном эпизоде, в одном взгляде Рейчел совместила и довела до абсолюта. А ее феноменальное «это верно, да» — как гладко легло на мимику! Так часто наблюдаешь это выражение лица в жизни, но почти никогда в кино — оно слишком честное, даже инстинктивное, неподвластное сознанию, чтобы суметь его сыграть по команде «мотор».
Нигде еще не была столь хороша мимика материалистки, для которой духовное тоже самое, что социальное, потому что социальное столь же неуловимо в сравнении с плотским, но, несомненно, присутствует в каких-то верхних слоях, заполняя собою чакры. Нигде я не видел такого фальшивого, а потому предельно правильно сыгранного, презрения к ворам от обывателя, не трепещущего за свои шмотки, достающиеся нахаляву, как в глазах героини Рейчел из «Аферы». Она презрела воров не от страха, не от неодобрения, она презрела из солидарности с тем, что когда-то и где-то слышала о ворах. Она презрела их со слов своего мужа-толстосума, который все равно подарит ей шубу, со слов диктора новостей, из обрывочных воспоминаний детства. Ее презрение и осуждение — это стремление быть частью общества и породнить себя с обществом этим презрением. И подумать только — по сценарию в этот миг она врала, ее героиня изображала всю эту гамму, чтобы украсть чужие деньги. Никакого мужа, никаких светских стремлений, все это игра внутри роли, преподнесенная лучше самой роли.
Эпизод в ювелирном магазине на сорок третьей минуте «Аферы» — звездный час в кино для Рейчел, звездный час и для самой «Аферы», жаль только, что длится он всего две секунды.
6,6 из 10
15 декабря 2007