Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Море |
английское название: |
Hafið |
год: | 2002 |
страны: |
Исландия,
Франция,
Норвегия
|
слоган: | «The truth lies beneath the surface» |
режиссер: | Бальтасар Кормакур |
сценаристы: | Бальтасар Кормакур, Олафур Хокур Симонарсон |
продюсеры: | Бальтасар Кормакур, Эгиль Одегард, Жан-Франсуа Фонлюп |
видеооператор: | Жан-Луи Виалар |
композитор: | Йон Асгейрссон |
художники: | Тони Зеттерстрём, Торунн Элизабет Свеинсдоттир, Гуннар Палссон, Гудни Оскарсдоттир |
монтаж: | Элисабет Рональдсдоуттир, Вальдис Оускарсдоуттир |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $61 122 |
Мировые сборы: | $61 122 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2002 г. |
на DVD: | 4 октября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 49 мин |
Тордур, пожилой хозяин фабрики по переработке морепродуктов, чувствуя приближение конца, просит своих детей собраться в его доме, чтобы ознакомить их с завещанием. В надежде вдохнуть жизнь в прогнивший семейный бизнес, он намеревается передать своё дело младшему сыну Аугусту, который живёт в Париже и семейному бизнесу предпочитает занятия музыкой. Но праздник по случаю возвращения наследника в Исландию оборачивается даже не семейной драмой, а настоящей шекспировской трагедией.
Старшие дети, неудовлетворенные таким раскладом вещей, принимаются обвинять отца во всех смертных грехах, но и тот в долгу не остаётся. Так выясняется, что кряжистым и нелюдимым островитянам совсем не чужды пороки остального мира — алчность, склонность к предательству, презрение к близким, жажда запретных страстей вплоть до кровосмешения. Делёж имущества на семейном ужине — лишь повод напомнить, что все не без греха. И в омут инцеста, ревности и кровных обид актёры бросаются, как одержимые.
Бросаются с таким надрывным отчаянием, что вспоминается даже не буржуазный морок датского «Торжества», а скорее душная атмосфера «Грозы» Островского и богатый мизантропический арсенал классической драмы — от Уильямса до Шекспира с его «Королём Лиром». Кроме того, Кормакур вытаскивает на поверхность ещё комплекс маленькой страны, противостоящей давлению глобализации, представляя исландское семейство, а значит и нацию, и саму Исландию, не мелким родимым пятном на карте мира, а именно что пупом Земли.
Крохотное пространство вынуждает смотреть в глубину человеческих отношений, потому-то режиссёр и размещает своих героев на краю экзистенциальной пропасти. Правда, в результате пропасть эта оказывается неадекватно глубокой и возникает ощущение некоего авторского переусердствования, чрезмерности и неестественности разыгрываемых страстей. Но скелеты из фамильных шкафов всё вываливаются и вываливаются, и, кажется, что нет им конца. И всё же «Море» свидетельствует о том, что исландское кино явно находится на подъёме.
Оно смело обыгрывает выигрышную северную натуру — сочетание горного и водного ландшафта, где со всех сторон плещется не только море, но и пузыри горячих источников, а по берегу бродят непуганые дикие олени. И не беда, что в стране слишком маленькое кинопроизводство: при таком раскладе каждый фильм можно причислять к штучной продукции. Своим вторым фильмом Кормакур составляет очевидную конкуренцию главному и единственному живому национальному классику — Фридрику Тор Фридрикссону, основавшему исландский Киноинститут и убедившему соратников не бежать за рубеж, а работать на благо Родины. Что они и делают.
25 января 2015
Я бы сказала, что это очень болезненный фильм. Смотришь на людей, смотришь, и видишь, что вот они из года в год живут, работают, едят, возвращаются по вечерам домой — и совсем не понимают жизни, не чувствуют её. Их кидает из одной крайности в другую, и хотя это проявляется очень редко, наплывами, последствия разрушительны.
Их мир показан максимально правдоподобно, словно под микроскопом — и одновременно с высоты птичьего полёта, так что можно охватить взглядом картину в целом. Меня побудила к просмотру любовь к Исландии, иначе бы я не стала смотреть это странное кино — странное прежде всего своей камерностью. Что есть Исландия? Далёкий остров, окружённый холодными водами, продуваемый леденящими ветрами, где очень редко бывает солнце, а в основном — туман, дождь или дымка. Нам, живущим на материке посреди множества инакоговорящих стран и народностей, трудно понять их исконное, многовековое одиночество. Такое ощущение, что оно глубоко засело в каждом человеке, тамошнем жителе, и гложущая тоска способна пробудиться именно в тот момент, когда от личности требуется подъём душевных сил для конструктивных каких-нибудь целей. Не первый раз уже я вижу, как бессознательное, животное вырывается на волю, и не находится удерживающего фактора в самом человеке — он не знает, как с собой справляться, он мечется или замыкается в себе, или ищет истину в вине, или пытается не думать о подобном с помощью легкомыслия.
Ярче, чем исландский кинематограф (исключая русский фильм «Пыль»), мне ещё никто не показывал падение личности. Когда внутри нет ничего, что бы сдержало нечеловеческие порывы, а брать силы извне не представляется возможным, потому что в сердце ни во что нет веры.
Но всё это понимаешь только потом, уже после просмотра, а во время него — просто наблюдаешь. Фильмы Бальтазара Кормакура характерны именно этой чертой — они скорее созерцательные, чем динамические. Хотя не сказать, чтобы в них не хватало событий, просто преподнесены они нетривиальным, но очень запоминающимся образом.
9 апреля 2012
Еще одна замечательная работа Бальтазара. Совершенно верно показана обыденная жизнь исландцев. Ведь именно от моря зависит все благосостояние этой удивительной страны. Большая часть населенных пунктов — это маленькие деревеньки, где все про друг друга знают. Нет абсолютно никаких секретов, если вражда, то открытая.
Концовка фильма удачная, непредсказуемая. В России это вряд ли возможно, да и вообще где бы то ни было, кроме Исландии.
10 января 2008