Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Куклы |
английское название: |
Dolls |
год: | 2002 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Такеши Китано |
сценарий: | Такеши Китано |
продюсеры: | Масаюки Мори, Такио Ёсида |
видеооператор: | Кацуми Янагисима |
композитор: | Дзё Хисаиси |
художники: | Норихидо Исода, Ёдзи Ямамото |
монтаж: | Такеши Китано |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $4 067 |
Мировые сборы: | $5 405 725 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 сентября 2002 г. |
на DVD: | 17 июня 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
Мной просмотрено много фильмов в категории «арт-хаус», начиная от «Олдбоя» и заканчивая «Я прихожу с дождем». Так уж вышло, что этот жанр меня странно привлекает, но именно картину «Куклы» непревзойденного мастера Такеши Китано я искала всю свою жизнь.
Говоря об азиатском кинематографе, мы ожидаем нечто энигматичное. Говоря конкретно о киноиндустрии страны восходящего солнца, предвкушаем нечто крайне эстетичное. «Куклы» оправдывают надежды и на то, и на другое.
Частенько в комментариях к жанру «арт-хауса» можно прочитать что-то вроде «Ничего не понял», «В чем была задумка?», «Какой смысл несет в себе этот фильм?» и прочее. Все тонкости авторского кино зрителю, никогда, так или иначе, не понять. Создатели кинокартин этого жанра всегда вкладывают туда особый смысл, что-то глубоко личное. Однако, «Куклы» — безусловно, фильм о любви. О любви в ее классическом, символичном проявлении.
Три не связанных между собой новеллы. Шесть героев. Три сюжета, проходящих рядом друг с другом и касающиеся друг друга самым-самым краешком.
1. Любовь и вина. Мацумото и Савако не хватило самой чуточки, чтобы стать счастливой семьей. Чуточки твердости его характера. Чуточки силы её духа. Оставляя любимую девушку ради высокой должности в крупной компании, он, конечно, понятия не имел, что именно в этот момент ломает, как минимум, две жизни. Девушка теряет рассудок, не в силах справиться со свалившейся болью предательства. Мужчина добровольно обрекает себя на вечное бесцельное странствие, неспособный унять чувство вины. Именно эти двое изначально были связаны красной нитью судьбы, а судьбу, как известно, не изменить. Судьба жестоко наказывает за подобные попытки.
2. Любовь и слабость. Каждую субботу Хиро и Рёко обедают вместе. Созданные друг для друга, они могли бы обедать вместе каждый день недели, если бы между любовью и богатством он выбрал бы первое. Ему понадобилось почти полвека, чтобы расставить приоритеты. Она ждала его почти полвека и, наконец, вновь встретившись, она его не узнала. Полвека — такое короткое слово, такой долгий отрезок времени. Ему не хватило совсем немного решимости, чтобы извиниться. Ей не хватило совсем немного времени, чтобы все понять.
3. Любовь и одержимость. Харуна купается в лучах славы и восторженных взглядах мужчин. Харуна теряет все, что имела, в один момент. Обезображенное лицо больше не позволяет ей сиять на сцене и сводить с ума поклонников. Нукуи, чья влюбленность в девушку граничит с безумием, придумывает способ быть рядом с ней, не смущая ее. Исключительно жуткий способ. Все было бы хорошо, если бы она чуть умерила свое тщеславие. Все было бы хорошо, если бы он чуть укротил свою зависимость.
Лейтмотивом через все три новеллы проходит вечная тема жертвенности во имя любви. Каждый из героев, так или иначе, принес свою жертву. Ни один из них, несмотря на это, так и не стал счастливым.
Безумно красивый фильм. Размеренный. Тягучий. До секунды стилистически выдержанный. Такеши Китано, ограничившийся ролями сценариста и режиссера, всецело сосредоточился на красоте кадра, что, безусловно, возвело «Куклы» в ранг шедевра японского кино. В ранг шедевра мирового кино. Горячо любимый мной Йоджи Ямамото дополнил оформление фильма идеально попавшими в атмосферу костюмами на грани эстетики и сумасшествия. Саундтреки, как и гнетущая затянувшаяся тишина в определенных моментах картины, безукоризненно легли на происходящее на экране. Актеры, среди которых особенно хотелось бы отметить тех, что в прямом смысле слова были связаны красной нитью, обсуждению не подлежат — были прописаны безупречные роли, и исполнены они были едва ли не гениально.
На выходе, по совокупности мастерства и виртуозности всех причастных к фильму «Куклы», мы получаем шедевр, который займет особое место среди всех просмотренных зрителем кинокартин. Я больше не знаю похожего. Это тот фильм, который больше прочих ассоциируется у меня с жанром японского авторского кино. Тонкая, изысканная работа. Ювелирная.
10 из 10
С уважением, К.
7 ноября 2017
Если вы в первый раз собираетесь смотреть Китано, лучше не начинайте с этого фильма, потому что в нем повествование размеренное и чтобы привыкнуть и понять такой слог, надо сначала посмотреть другие его фильмы. Добавлю. что у режиссера есть фильмы куда эффектнее, но в этом тоже своя красота.
Если в ранних его фильмах есть яркий сюжет и остроумные характеры, то этот фильм целиком и полностью про боль об ушедшем, несбывшемся, тем, что пошло не так, и вряд ли уже исправишь.
Поэтому если вы хотите услышать рассказ о том, как бывает больно от совершенных ошибок или хотите себя уберечь от них, посмотрите.
Кроме этого, хочется отметить способ повествования намеками и до этого свойственный Китано и его соотечественникам. Здесь вам не покажут, как главный герой ясно говорит «Да» или «Нет». Вам покажут, как он уже сидит в зале, ожидая поздравлений от своих близких. Вам не покажут, что человек не посмел подойти к своей давней возлюбленной и ушел, а покажут, как она отдает обед, который принесла другу на очередную встречу другому человеку, потому что у нее осталась лишняя порция.
Этот фильм понравится тем, кто любит красоту на грани исчезновения, намеки, недосказанность и долгие взгляды вместо слов.
29 октября 2016
Что ни говори, но этот фильм — довольно нетипичен для стиля Такеши Китано, и в то же время ощутимо типичен для западного зрителя. В нем мы видим всё, что привыкли отмечать в японской культуре: как типажи персонажей (смиренная женщина, благородный якудза, поп-идол), так и предметы-символы (японский клен, красная нить, цветущая сакура). Невольно создается впечатление, что на этот раз Китано решил просто показать нам то, что мы хотели увидеть. Но хотели ли мы этого от режиссера?..
Особенностью стиля Китано является баланс между добротой и жестокостью, юмором и драмой. Что же можно сказать с этой точки зрения о «Куклах»? В этой картине режиссер изобразил более изощренный вид жестокости, лишенный отрубленных пальцев и простреленных голов. Это жестокость человеческих отношений, вызванная трусостью и слабостью. Оставляя на произвол судьбы людей, которым так были необходимы, герои проявляют свой эгоизм и страх перед ответственностью. В результате страдают все. А лишение счастья — не проявление ли жестокости?
Там, где есть страдание, есть и его искупление. И эту тему Китано развивает с некоторой, я бы сказала, нарочитостью. Однако именно тема искупления в отношениях Мацумото и Савако наиболее яркая и символичная. Герои странствуют по миру, связанные длинной красной нитью (хотя, ее более уместно было бы назвать канатом). «Связанные кривляки» — так дразнят их прохожие мальчишки. Но эта нить — нить судьбы, прочно связавшая их. Она остается такой же крепкой, не взирая на корни, за которые цепляется, на землю, по которой волочится, дождь и снег. Красная нить судьбы, согласно японскому поверью, связывает людей, предназначенных друг другу. Мацумото пытался сбежать от судьбы, отдав предпочтение браку по расчету, но оказался буквально связанным с Савако, лишившейся рассудка после неудачной попытки самоубийства. Их молчаливое путешествие, вдаль от смеха и непонимания людей, преисполнено печали, как и весь фильм в общем.
Именно печаль задает тон картине, она скользит во взглядах и улыбках героев, она просвечивает сквозь красные листья клена и пылает кровавым пятном на асфальте. Грустной красотой наполнен и саундтрек авторства непревзойденного Джо Хисаиси.
Мир «Кукол» — это наш мир, с подсвеченной грустью и меланхолией.
19 июля 2016
Полный народа зал наблюдает за представлением — кукольный театр — бунраку — в Японии крайне популярен. Каждой куклой управляют трое, совместными усилиями заставляя ее оживать на сцене. И они оживают, постепенно вводя нас в замысел режиссера картины — три новеллы о глубокой и несчастной любви. Кукольный театр в них исчезает, но куклы — остаются…
Куклы — яркая метафора героев фильма, которыми, не считаясь с их мнением, управляют обстоятельства..
Это Мацумото, принуждаемый родителями к свадьбе с нелюбимой, но богатой невестой. Это — покинутая им Савако, не выдержавшая предательства, сошедшая с ума.
Это Хиро — босс якудзы, решившийся променять рай в шалаше на золотую клетку, оставивший свою любимую. Это и его верная подруга, которая на протяжении 30 лет приходит по субботам на то место, где обычно встречалась с любимым.
Это — искалеченная Харуна, бывшая поп-звезда, недавно попавшая в автокатастрофу и теперь избегающая появлений в свете. Это — влюбленный в нее Нукуи, решившийся вырезать свои глаза, чтобы быть принятым Харуной.
Такой вот театр…
По-японски эстетичные пейзажи не позволяют оторвать взгляд ни на миг. Сочные цвета и прекрасно спланированная композиция делают каждый кадр отдельным произведением искусства. Во всем этом грустном изяществе, в каждом мазке картины видна гармония, в то же время чувствуется ее хрупкость. Малейшее колебание ветра — и…
Следует отдать должное уважение композитору — Дзё Хисаиси — это его музыка так аристократично, без излишеств, дополняет картину, усиливая ощущение трогательной трагичности происходящего. Главная музыкальная тема фильма, пронизанная безмолвным одиночеством, в то же время глубоко выразительная, заставляет зрителя сопереживать.
Искать здесь смысл, как мне кажется, нелепо. Когда сухой рассудок подводит, стоит прислушаться к шепоту сердца. Нужно просто внимательно смотреть.
3 апреля 2015
Любовь — одна из вечных тем в мировой культуре и искусстве. Даже в фильмах ужаса, порой находится немного места для любовной истории. Такеши Китано снял фильм, в котором собрал воедино и довел до критической точки всю трагедию любви. Проникновенный, изящный, и в то же время, жестокий шедевр с минимальным количеством слов на 2-х часовой хронометраж. Слова оказались излишни в представлении такой многострадальной, оглушающей, опустошающей любви.
Фильм «Куклы» состоит из трех новелл, которые не связаны между собой в сюжете, хотя общие точки соприкосновения есть, весьма эфирные. Будто тонкими слоями, истории накладываются друг на друга, создавая целостную картину. Сюжет закольцован: в прологе и эпилоге, Такеши Китано представляет нам японский кукольный театр, в котором куклы имитируют жесты людей, их слабости, переживают трагедии. С помощью них зритель проводит аналогию на протяжении всего фильма, переносит кукольный театр в реальную жизнь. Люди играют кукол, или люди и есть куклы? Мы сами дергаем себя за нити, пытаемся ухватиться за других, потянуть за собой, потянуться за кем-то. Обрываем одни нити, завязываем другие. Подвергаем страданию и подвергаемся им сами. Все три новеллы «Кукол» объединяют именно страдания людей в таком, казалось бы, чистом и светлом чувстве, как любовь. В первой истории, главный герой Мацумото, предает свою возлюбленную ради брака по расчету и та(Совако), после попытки самоубийства, теряет рассудок. Вот она-сломанная кукла. Кукла, которая потянула за собой своего возлюбленного за нить любви в его сердце. Связанные красной веревкой, они ведут друг друга к завершению этой истории. Вторая новелла про влиятельного богатого старика- босса якудзы, который сделал выбор между своей важностью и возлюбленной когда-то в молодости. По прошествии многих лет, он возвращается на ту самую лавочку, а там по-прежнему она с двумя обедами в руках, в том самом красном платье с белыми цветами, ждет его. Она пронесла свою любовь сквозь время, её кукловодом была любовь, его кукловодом было чувство собственной важности. Счастливого конца у этой истории тоже не случилось. И наконец, третья новелла, повествующая зрителю о поп-звезде и её преданном фанате. После автомобильной аварии лицо певицы оказывается обезображенным и, чтобы сблизиться с любимой, которая не хочет ни с кем встречаться, поклонник лишает себя зрения. Его кукловод- мечта. Режиссер намеренно мешает между собой истории, красной линей выделяя главных кукол театра жизни, чтобы придать динамики фильму.
В «Куклах» действие всего фильма проходит через все времена года: весна, лето, осень, зима. Смену времен года он показывает больше настроением, красками, костюмами героев, хотя есть место и для прекраснейших пейзажей. Такеши Китано устроил кукольный театр прямо в природной кладовой. Декорации сменяются естественным путем. В эти декорации режиссер символически укладывает все три истории. На примере Мацумото и Совако можно заметить, что флэшбэки в каждом времени года рассказывают зрителю историю отношений этих героев. Проходя заново весь путь, они приходят к тому месту, откуда после начнутся страдания и жизненный путь обреченных героев- месту, где Мацумото сделал предложение Совако. Это, на мой взгляд, есть кульминация этой новеллы, ведь девушка узнает это место и узнает своего возлюбленного. Для меня ярче и эмоциональнее всего выражалась осень в фильме. Багровые кленовые листы, кровавые одежды героев, передали смерть героев, которые, как говорил сам Такеши Китано, невозможно объяснить.
Цвету в фильмах восточной культуры придают особое значение. Причем стереотипное восприятие цвета может в корне отличаться от восприятия цвета в японской культуре или корейской. Белый цвет вполне может выражать траур, желтый говорить о смерти. Однако, в фильме Китано цветовое решение было жизненное, не приукрашенное. Такое, какое может понять даже европейский зритель. Как я уже говорила про осень, которая у Китано была ярко-красной, означала смерть какого либо из героев, красные розы и красная нить судьбы. Это цвет беспощадной любви. Много внимания уделяется именно розовому цвету, как нежному, так и яркому. Дело в том, что розовый цвет в Японии, а также и в Корее, и в Китае, японская сакура — традиционный символ женской молодости и красоты. Именно поэтому, Совако- возлюбленная главного героя из первой новеллы окружена розовым цветом, который ее олицетворяет. И все, что происходит с розовыми объектами в фильме, так или иначе, говорит нам о Совако. Так режиссер показал мертвую розовую бабочку на земле с оторванным крылом. Это был тот самый трепетный образ Совако в психиатрической лечебнице. Она сломлена. Позже, эту бабочку переедет на своей машине Мацумото, что довольно таки четко дает понять, кто именно «сломал бабочку». Она летела, как мотылек, на розовые огни грузовика. Такеши Китано удалось показать «сломанную куклу», сломанную психику юной девушки.
Фильм про жертвенность любви не может не затронуть зрителя за живое, ведь каждый в жизни хоть раз жертвовал либо собой, либо другими. Найти свою собственную куклу в фильме Китано «Куклы» будет не проблема.
12 февраля 2015
Японский кинорежиссер, сценарист и актер Такеши Китано до определенного момента снимал фильмы в основном о якудзе, жестокой и беспощадной, пока в 2002 году на экраны кинотеатров не вышли «Куклы». В основу сценария легли личные истории Китано и одна из пьес Монзаемона Чикамацу, которого считают величайшим драматургом Японии. В «Куклах» режиссер десятков криминальных триллеров раскрылся по-новому для мира кинематографа и явил ему нечто в наше время крайне редко встречающееся — трагедию в чистом ее виде.
В фильме автор рассказывает нам о трех историях любви, которым не суждено стать счастливыми. Все они беспредельно трагичны и наполнены ощущением одиночества. Первая — о главаре местного клана мафии и его возлюбленной, которая ждала его каждую субботу на протяжении нескольких десятков лет. Вторая — о поп-звезде, попавшей в аварию, и ее преданном поклоннике, который намеренно лишит себя зрения, чтобы получить возможность встретиться со своей любимой и вновь услышать ее голос. Но главной в фильме является история Мацумото и Савако. Еще недавно они были счастливой парой, пока родители парня не подыскали ему более выгодную партию. Девушка, узнав об этом, решила пойти на самоубийство. И все же она выжила, но потеряла память и рассудок. После этого Мацумото забирает возлюбленную и отправляется с ней в долгий путь длинною в год. Бессмысленные на первый взгляд скитания главных героев имеют цель — поиск нечто забытого ими. Именно поэтому фильм «Куклы» является трагедией. Нет, это далеко не одна из многих банальных драм, которыми наполнен современный кинематограф.
Главной темой произведения, как мне кажется, является предательство любви. В каждой из историй любовь раскрывается по-разному, но везде завершается трагически. Автор в определенный момент дает нам надежду на то, что счастливый финал возможен, но не тут-то было. Судьба управляет жизнями героев, словно марионетками. К сожалению, для каждого из них она уготовила печальный исход. Может быть, тем самым Китано сделал судьбу судьей поступков героев. Ведь каждый из них по-своему виноват. Поэтому как бы они не пытались исправить положение и изменить свою жизнь, судьба дергает за ниточки, и герои фильма разыгрывают перед нами ее представление. Именно в этом переплетении японских кукольных постановок, которые вкраплениями помещены автором в сюжет фильма, и реальной жизни раскрывается название картины Китано. Особенно показательны Мацумото и Савако, которые в определенный момент даже внешне начинают напоминать смиренную пару кукол. Будто бы представление из начала фильма продолжается в реальном мире. Даже стилистически автор отталкивается от кукольного театра Бунраку. Это проявляется как в постановке сцен (будто бы выстроенные искусственно декорации четырех времен года, например), так и в немного отстраненной игре актеров, персонажи которых почти не развиваются и не обладают глубокими характерами. Вместе с необыкновенными классическими костюмами, стилизованными под костюмы Бунраку, в исполнении великолепного Едзи Ямомото, это превращает всю реальность в одну большую постановку.
Огромное значение в картине имеют краски. Цветение сакуры от белого цвета к бледно-вишневому отождествляется, как мне кажется, с красотой и мимолетностью человеческой жизни. Тот же розовый цвет ассоциируется в Японии с жизнью и ее пробуждением. Поэтому раздавленная бабочка с большим розовым пятном посередине, испорченный шарик от незамысловатой игрушки того же цвета, розовое освещение грузовика считываются, как предзнаменования прекращения жизни или попросту смерти. Шарик от игрушки возносится вверх, но почти мгновенно возвращается назад, что можно, по моему мнению, считать олицетворением мимолетности жизни и иллюзии свободы. Сложнейшим, пожалуй, является символическое значение сна. Он наполнен масками. Да еще и самыми разными, каждая из которых несет свой смысл. К примеру, маска хання (с рогами и злобным оскалом) означает в японской традиции ревнивую женщину. Это вполне логично, ведь Савако из-за своей одержимости любовью идет на ужасный шаг — самоубийство. Одним из главных символов картины является красная веревка, которой Мацумото связывает себя и Савако. На первый взгляд она лишь для того, чтобы Савако ничего не натворила, но значение ее намного более глубокое: красная веревка олицетворяет соединение душ героев, которые даже после смерти будут вместе.
Тема смерти тонкой нитью вьется на протяжении всего произведения. Но автор дает нам установку, что не стоит считывать смерть исключительно с негативной стороны. Подобное отношение к смерти западным людям странно и даже чуждо, но вполне привычно для представителей восточных культур.
Меланхолическая атмосфера, навеянная персонажами «Кукол», красотой природы и фатальностью любви создает ощущение чувства рока. Это еще одна тема, которая важна в фильме Китано. Ведь, как заявляет сам автор в одном из интервью, не оружие убивает героев, а судьба.
Как ни странно, но «Куклы» — самая жестокая картина Китано, который снял множество кровавых триллеров. При том, что фильм содержит довольно много традиционно японского (кукольный театр Бунраку, дерево сакуры, значение цветов), он будет понятен и тем, кто не знаком с культурой страны восходящего солнца. В том числе и поэтому «Куклы» Китано — мировая картина, которую считываешь эмоциями и чувствами, а они, как известно, не имеют национальной принадлежности.
15 декабря 2014
Фильм «Куклы» — это самый красивый фильм, который я когда-либо видела. Это та картина, которую обязательно посмотришь еще не раз, а ощущение останется таким же легким, нежным, без какого-либо осадка.
В этой картине все до безупречности гармонично: персонажи со своими, казалось бы, абсолютно разными историями, но взаимосвязанные одним смыслом и чувством, их немногочисленные короткие диалоги, ибо здесь не нужно много слов. Одна только визуализация притягивает своей сказочностью, как будто собрали самые лучшие работы фотографов, запечатлевших природу во всех красках, и режиссер слепил из них видео, кадр за кадром. Смена времен года и костюмы, которые тоже привносят огромный смысл фильму по режиссерской задумке — всё безупречно, всё это завораживает настолько…как говорится, «смотришь не моргая».
Сама картина, как я писала действительно не оставляет на душе осадка, несмотря на трагичность и драматизм судеб героев всех трех историй, которых объединяет общая мысль — то, что по-настоящему имеет ценность в жизни каждого из нас. И каждая история рассказывает, как герои рано или поздно пришли к этому, нашли истинно значимое в своей жизни — любовь. Любовь как чувство, любовь в образе человека, который остается до конца верным и преданным своему чувству. Как то:
Савако — девушка, узнав, что ее жених решил жениться на другой девушке ради перспектив карьерного роста, решила уйти из жизни и в итоге став растением без какого-либо смысла жизни, без целей;
Риока — женщина в парке, всю жизнь проводит в ожидании любимого, сидя на скамейке с обедом на двоих, сдержав тем самым когда-то в молодости данное ему свое обещание;
Нукуи — преданный фанат певицы, одержимый настолько своим чувством, что пошел на безумный поступок, лишив себя зрения — все ради одного момента побыть рядом со звездой в самый тяжелый период ее жизни, которая осталась в полном одиночестве после автомобильной катастрофы, скрывая ее последствия.
Сюжет фильма «Куклы» основан на спектакле, где куклами являются наши герои Савако, Риока, Нукуи, и их весьма посредственно оказавшиеся кукловоды: Мацумото — молодой человек, который хотел променять свою любовь на успех в карьере, Хиро — босс якудзы, добившийся своего положения, тем самым отказавшись в молодости от девушки и быть любимым, Харуна — популярная певица, для которой популярность и высокие рейтинги были выше всего, пока это все не исчезло после несчастного случая.
Чудесный, потрясающий спектакль! Поэтому сам фильм «Куклы» смотрится на одном дыхании, не оставляя следов разочарования, так как это чертовски талантливо поставленный спектакль великолепным Такеши Китано, доносящий нам мысль:
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них,
И каждый раз на век прощайтесь,
Когда уходите на миг.
(из стихотворения М. Цветаевой «С любимыми не расставайтесь…»)
10 из 10
24 марта 2014
Искусство 20 века началось с повести А. П. Чехова «Дама с собачкой», с повести о несбывшейся любви. Потом началась череда войн и революций, а в искусстве появилась тема невстречи. Почитайте Цветаеву: «Спасибо Вам, что вы больны не мной…» и т д. Или Ахматову, которая на память о невстрече высаживает шиповник. Что предлагает нам искусство 21 века?
В рассматриваемый здесь контекст, «Куклы» Китано вносят роковое звучание. Любящих разлучают не внешние обстоятельства, а их собственный, внутренний выбор.
Предательство любви судьба не прощает. Последствия, как правило, трагичны, хоть и в масштабах конкретных человеческих судеб. Китано утверждает, что снимал фильм совсем о другом, но получилось именно об этом. Рукою гения, как известно, водит сам Господь.
Это — фильм-потрясение. Настоящий культурный шок. Три драматические истории, сюжеты которых подсказаны традиционным японским театром кукол Бунраку, оживая в человеческих судьбах, оказывают на искушенного зрителя мистическое воздействие. Сочетание наивности сюжета и мощи визуального ряда производит ошеломительное впечатление. Поклонение японцев красоте раскрывается в этом фильме настолько, что даже любой заскорузлый гайдзин начинает понимать, что у нее есть есть обратная сторона медали — красота может убивать! В буквальном и переносном смысле этого слова.
Три истории, четыре времени года — весна, лето, осень, зима. У несбывшейся любви короткий век…
Потрясающая операторская работа создает живописные шедевры на фоне невероятных японских пейзажей. Именно утонченная и несомненная красота этих пейзажей тысячекратно усиливает трагизм всех трех историй. Райская красота природы и адские глубины человеческих мук иногда просто невыносимы, и, в то же время, оказывают гипнотическое воздействие.
Костюмы для фильма создавал метр парижской фэшн индустрии Йодзи Ямамото. Они великолепны, достаточно сказать, что костюмы соответствуют великолепию природных пейзажей.
Музыку, как и ко всем предыдущим фильмам Китано, написал Дзё Хисаиси. но в фильме много тишины, заполненной природными звуками, которые усиливают эффект порой сильнее музыки. Звук опадающих лепестков вишни или кроваво-красных листьев клена. Трагическая красота природы пред умиранием.
Великолепный монтаж. Такое единство историй, их плавное перетекание и переплетение с театром кукол, созерцательная, буквально медитативная медлительность камеры доставляет подлинное наслаждение киноязыком Китано.
Соединенные красным жгутом влюбленные — одна из самых великолепных визуальных метафор в истории мирового искусства.
Стоит ли после всего перечисленного давать рекомендации?
Напомню только, что на Венецианском кинофестивале после просмотра зрители устроили овацию, которая длилась 20 минут. Это ли не повод увидеть ошеломительный шедевр великого японца Такеси Китано.
10 из 10
3 марта 2013
«Кого любишь, у того ты в оковах.» японская пословица. Правда, любовь Мацумото и Савако связанна оковами страшной болезни девушки. И они идут пешком по разломанной дороге. Их ноги устали, но они идут все дальше. Между ними только красная, как цветущая ранней весной сакура, веревка.
«Мы в ответе за тех, кого приручили» Мацумото отвечает своим горем за то, что не понес ответственность за Савако, карьера была ему важней.
На мой взгляд, история Савако и Мацумото центральная, она является, началом и концовкой, развитием и кульминацией всей истории.
В другой истории о любви мафиози Хиро и его девушки. Когда они были молоды, их сердца наполнялись кровью при виде друг друга, но Хиро не хотел оставаться работать на заводе и жить на ничтожную зарплату. Хиро хочет уйти, девушка согласна ждать его всю жизнь, потому что ее любовь готова рушить мосты ускользающего времени. И после стольких лет они встретились, и их любовь ожила, восстала, как феникс из пепла. И теперь только смерть может их разлучить…
Чтобы любить можно не видеть. Зачем глаза тому, кто видит сердцем? Чья преданность поражает даже собак подыхающих на асфальте от голода. Любовь преданного фаната. Ему не нужно ничего кроме возможности поговорить со своим кумиром. Услышать сладкий, тревожащий слух голос и прогуляться по саду распускающихся роз, держась за руку. На это не нужны глаза…
Такеши Китано. Кино, которое заставляет улыбаться, когда видишь улыбку на лицах героев. Кино, которое заставляет сопереживать и волноваться. Кино, которое оставляет волнующий осадок в душе, как в пустой бутылке вина из погребов прошлых столетий.
10 из 10
3 декабря 2012
Юноша Мацумото во имя успешной карьеры и под давлением родителей женится на дочке босса. Но в день свадьбы он узнаёт, что его возлюбленная Савако пыталась покончить с собой и в результате неудачной попытки суицида потеряла память. В порыве раскаяния Мацумото сбегает со свадебной церемонии и решает опекать Савако до той поры, пока к ней не вернется рассудок. Вдвоем они начинают странствовать по дорогам, напоминая пару блаженных.
Их история связывает между собой две другие, не менее трагичные. Во второй новелле пожилой гангстер хочет вернуться к покинутой 40 лет назад возлюбленной. Она все эти годы приходит в парк и ждёт его с ланчем на той самой скамейке, где они некогда простились. И он, решившийся, наконец, встретиться, погибает от пули якудза в нескольких шагах от этого места.
В третьей новелле юноша, безответно влюбленный в эстрадную певичку, ослепляет себя после того, как узнаёт, что в результате аварии поп-дива потеряла один глаз и теперь не хочет никого видеть, стесняясь своего уродства.
В пролог и эпилог фильма помещены сцены из спектакля японского кукольного театра бунраку, где две марионетки разыгрывают истории великой любви. Но основную часть картины уже без помощи кукол исполняют настоящие актёры, чьи герои лишены каких-то запоминающихся черт характера (и это особенно касается женских персонажей, по традиции исполняющих у режиссёра, скорее, служебную роль).
10-й фильм культового японца по фамилии Китано, снимавшего ранее крутое гангстерское кино, оказался чистой мелодрамой. Переплетение трёх любовных историй-притч, в которых Эрос, подобно слепому поводырю, ведёт возлюбленных на встречу с Танатосом, задаёт камертон столь пронзительного чувства, что невольно вспоминается «Настроение любить» Кар-вая.
Но «Куклы» выделяются ещё и весьма прихотливым монтажом: действие всех трёх новелл не просто переплетается, но время от времени то забегает вперёд, то откатывается назад. А если добавить к этому сентиментальные мелодии позывных мобильной связи, сочиненные Джо Хисаиси, изысканные костюмы Йоджи Ямамото, яркие краски сменяющихся годовых циклов…
Все формы, цвета и звуки картины свидетельствуют о том, что Китано не просто изменил своей привычной эстетике, принёсшей ему мировую славу, но решил последовать традициям японских классиков — Мидзогути и Кобаяси. Каждый второй кадр фильма не только заключает в себе некий поэтический образ, но и обладает столь сильной визуальной экспрессией, что может быть использован как отдельное произведение искусства.
Говорит ли это о начале нового периода в творчестве самого известного на данный момент японского режиссёра, или просто о его временном отступлении от закрепившегося кредо мастера брутальных гангстерских саг, сложно утверждать однозначно. Куда больше впечатляет здесь культурный потенциал, который позволил вчерашнему комику-говоруну органично переместиться от жёсткого мужского стиля к классическому кино высоких чувств и сдержанных, но в то же время сильных эмоций.
16 октября 2012
Очень странный фильм. Даже и сравнить не с чем. Он безжизненный. Это не оценка «плюс»/«минус», это ощущение. Какая-то пустота, отрешенность и обреченность чувствуется с самого начала. Живые куклы — это само по себе жутко. Это смерть, заключенная в физическую оболочку.
Три истории — как на сцене национального японского кукольного театра. Три истории любви, и только одна настоящая, хоть и сопряженная с безумием. Она идет красной нитью через весь фильм, в прямом смысле — красной нитью. Любовь как путь, которые двое проходят вместе, и вместе же приходят к его финалу. Две другие «любви» — лишь напрасная жертвенность и непреодолимое одиночество. И любовь переплетается со смертью. Смерти вообще в фильме много. Умирают не только люди. Начиная с раздавленного пластикового шарика от детской игрушки, бабочки, рыбы на песке до природы (как окружающей среды) в целом — во всем мотив неизбежного угасания. Весь фильм — красивое и почти безмолвное движение в смерть. Говорят герои очень мало, диалоги вспомогательны, в них нет мыслей или рассуждений, только факты. Всё остальное, то, что доносит суть — в изображениях и красках. Как на картине. И не возникает ощущения, что не хватает слов, потому что есть завораживающие полотна и потрясающая, до мурашек, музыка. В этом огромное мастерство художника. Это — Искусство.
Вообще фильм необыкновенно красивый и поэтичный (у меня ассоциируется с короткими японскими стихами танка), и при этом жестокий. И пугающий не агрессией, а неживой умиротворенностью. Финальная сцена в этом смысле, пожалуй, самая показательная — главные герои, повязанные толстой красной веревкой, беспомощно повисают над пропастью. Они еще не мертвы, они уже не живы…
Мастеру Такеши Китано мои безмолвные аплодисменты. «Куклы» — квинтэссенция любви, размышление о вечном.
Бесспорные —
10 из 10
22 июня 2012
Первое моё знакомство с японскими фильмами — это прекрасный фильм Осенний цвет Киото. Он увлёк меня удивительной природой Японии. Фильм Куклы также богат красивыми картинами, где на фоне живописных мест разыгрывается драма, которая скорее проходит в сердцах персонажей. Японцы довольно сдержанны в эмоциях, когда речь идёт о любви — это не просто набор красивых слов, пламенных, безрассудных. Любовь — это уважение, понимание, терпение, традиции. Четыре пары, четыре любовных истории.
Первая пара, где они потеряли любовь, из-за желания парня женится на дочке босса — больше всего тронула моё сердце. Как легко можно потерять счастье, и, как потом долго, всю жизнь, возможно, придётся искать только лучик света этого счастья на лице той, любившей тебя. Но, достойно нести своё бремя, крест, выбранный, созданный самим — вот что достойно восхищения, хоть и ужасно больно на сердце…
Ганстерская тема рассказана также довольно своеобразно: нет, казалось бы скастья без денег, но и нет счастья без любви. И вот, когда жизнь даёт шанс втретить и одно и второе — ты на конце пути… Да, поучительная история босса якудзы, поучительная тем, что простые отношения между любимыми имеют больше веса. Только, иные видят это слишком поздно.
Не скажу что неправильная, нет, просто непонятная для меня тема поклонника попзвезды. Зачем такие жертвы? Наверное, чтобы мы могли понять, что любовь в себе надо воспитывать, надо становится самому личностью, которую можно любить, а не становится чей-то тенью. Иначе любовь станет просто отравой…
Реально понравилось соединение поэзии, театральной постановки и самой жизни. Ход повествования не похож на привычные для нас, почти без слов — но, как много сказано. Не каждый сможет сказать о жизни столько словами, что здесь сказано без слов. Только инвалид-сынок одного босса говорил как бы много, ещё и шутил, как бы показывая, что он контролирует жизнь, причём лучше (как ему кажется) чем другие. Да, на мандарин я ещё рыбу не ловил:)
Трагедия между величием и любовью, между одиночеством и ожиданием — всё это картина охватывает, всё это — загадка души, живущей на японских островах.
В фильме есть, безусловно, много японского символизма, да что там — у них даже иероглифы писать надо правильно, всё имеет смысл. Но, тем не менее — донесено так, что и европейский зритель может по достоинству оценить. Истории о куклах (людях) и кукловоде. Кто кукловод? Я думаю — любовь.
Но, о чём хочется предупредить — много тоски, красивой, но, глубокой трагедии. Трагедии, которую они пусть по своим причинам, но, принимают и умеют это осознать, об этом рассказать.
Кто не терял друзей и близких, пусть не смотрит — фильм, он как посыл к раненому сердцу, чтобы оно стало сильным.
10 июня 2012
В этом фильме нет тех вездесущих самураев, нет рек крови и отрубленных конечностей, чем так знамениты японские фильмы. «Куклы» — это совершенно удивительный фильм, не смотря на то, что тема картины не нова для Такеши Китано.
Картина начинается с традиционного японского театра кукол Бунраку. Перед зрителем предстает необычайная красота и та непонятная, волнующая и необузданная жизнь, которая недосягаема для простого европейца. Этот кукольный театр — нить, которая ведет созерцателя по пути к осознанию исторических традиций Японии. Можно сказать, что это единственное звено, которое связывает ленту со всей традицией японского кинематографа.
Эту ленту сложно назвать чисто японской. Краски, символы — это конечно все взято из японской традиции, но на этом все заканчивается. Эта картина как адаптированная версия для европейца. Это универсальное произведение, в нем все понятно без слов, которые в фильме практически отсутствуют, оно и правильно.
Фильм представляет собой три истории любви. Первая история повествует о влюбленных, которые по воле судьбы, и по решению родителей Мацумото, не могут быть вместе.
Второй сюжет рассказывает историю молодого человека, который желая улучшить свое материальное положение, подается в якудзы. Он бросает возлюбленную в парке на лавочке, но обещает вернуться.
Последняя история показывает насколько может быть слепа любовь и насколько может быть предан человек. Постовой влюблен в эстрадную звезду — певицу Харуну. Он следует за ней буквально по пятам. Неожиданно Харуна попадает в автокатастрофу. После аварии певица уходит со сцены, так как не может появляться на публике в уродском виде. Узнав о случившемся несчастье, влюбленный фанат практически лишается рассудка.
В фильме невероятная, фанатичная, всепоглощающая любовь не имеет право на существование.
Герои всех трех историй как куклы следуют за поводырем, они не знают куда идут и что это им принесет. Они ищут любви, пытаются найти свой путь вместе с любимыми. Мы как — будто созерцаем их души, видим насквозь их печальные, трогательные истории любви.
Любовь — это вечное скитание души. И лишь смерть может остановить это движение, она как освобождение.
22 мая 2012
«Куклы» — самый красивый фильм режиссера, выбивающийся из его привычной тематики (предупреждая возможное упоминание о фильме «Сцены у моря» в этом контексте, сразу скажу, что ему не хватает той камерности, хрупкости и контрастности, которая есть в «Куклах»).
На поверхности три истории любви с трагическим финалом.
Сам Китано позиционировал эти истории, как акты немотивированного насилия, которыми прерывается любовь.
Для меня это три истории поломанных жизней из-за проявленной в свое время душевной слепоты, которая оборачивается для героев необратимыми последствиями. Долг, амбиции, судьба здесь становятся разрушающими факторами, фильм деструктивен по сути, и тем сильнее режет глаз красота, окружающая процессы распада.
Мацумото и Савако — влюбленная пара. Ничто не предвещает беды, но под давлением родителей Мацумото проявляет слабость и собирается жениться по расчету на дочери босса. Савако после неудавшейся попытки самоубийства сходит с ума.
Босс якудзы Хиро возвращается в воспоминаниях во времена, когда он был молод и беден, но у него была любимая девушка, которая приносила ему завтраки в рабочий перерыв, но которую он покинул, мечтая стать важным человеком.
Харуна — поп-звезда, на которую молится армия ее поклонников. Среди них и Нукуи, который докажет свою любовь нетрадиционным способом.
Эти три линии пересекутся. В какой-то момент, герои пройдут по краю чужой истории.
Мацумото и Савако по сути стоили друг друга. Он позволил другим людям, пусть и близким, управлять своей судьбой. Наступив на горло собственной совести, заставил страдать обеих женщин — любимую Савако и несостоявшуюся жену, а в дальнейшем — и родителей, которые потеряли в итоге своего ребенка. Сама Савако слаба в том, что позволила себе положить свою жизнь к ногам человека, но это слишком ценный дар, которым не разбрасываются просто так. В итоге судьба наказала обоих, обрекая их на существование друг с другом, которое не приносит ни счастья, ни забвения. Бесконечная дорога геров, крепко связанных красной нитью, через времена года и пространства — это путь искупления друг перед другом.
Хиро встал на путь жестокости намного раньше, чем влился в якудзу и начал убивать своих друзей и родных. Все началось на скамейке в парке, где он сказал любимой девушке, носившей ему завтраки, что больше не придет. Амбиции, стремление к власти и богатству, обещание вернуться, задержавшееся на десятки лет. В итоге одинокий и больной босс якудзы приезжает на место давних встреч, и не верит своим глазам. Его подруга сидит на скамейке с двумя коробками завтраков. Но он так и не признается, что это вернулся. Слишком поздно исправлять старые ошибки. В итоге судьба, не дождавшись раскаяния от Хиро, направляет на него руку киллера. Красный кленовый лист падает в прозрачную воду, музыка оборвалась, но эхо последней ноты еле слышно отозвалось вокруг.
Харуна, купающаяся в лучах славы и обожания поклонников, не могла знать, как быстро это все закончится, каким болезненным будет падение после взлета. Авария перечеркнула карьеру, лишила красоты и смысла ее жизнь. Ей осталось только одно — удалиться от мира и жить в покое и забвении. Нукуи — ее поклонник, который не допускал и мыслей о том, чтобы быть рядом со своим кумиром, принимает решение. Он добровольно лишается зрения, и становится на одну ступень с Харуной, которая теперь не боится, что он увидит ее собственное изуродованное лицо. Герои переживают моменты гармонии и может быть даже настоящего счастья, но Нукуи восстал против предназначения, изменил свой путь и путь Харуны. Красная кровь на асфальте — это судьба взяла свое.
Все три истории — это истории жертвоприношения, причем жертвоприношения необязательного. Просто в какой-то момент люди перестали видеть истину, погнавшись за мечтой. Но заставив страдать близких, они в итоге заплатили сами. В итоге оказывается, что переломный момент делит «до» и «после» на «жизнь» и «существование». Если «до» герои живут, улыбаются, держат жизнь в своих руках, то «после» они обреченно и смиренно присутствуют во времени.
Смерть в контексте фильма — это освобождение. Тем, кто остался, предстоит блуждать в своих собственных лабиринтах. Мы будем видеть женщину на скамейке с двумя коробками завтраков, но Хиро больше не придет. Мы будем видеть Харуну, сидящую на пустом пляже и смотрящую на море, но Нукуи она уже не дождется. Савако и Мацумото больше не будет, когда связывавшая их судьбы красная нить прервется.
Фильм одновременно светлый и гнетущий, моментами заставляет сжимать кулаки и закричать «одумайтесь»! Это обреченность на фоне красоты, но даже она здесь только подчеркивает масштаб разрушения.
После просмотра долго не покидает чувство опустошенности, но именно в эти моменты начинаешь по-особому ценить все лучшее, что есть в собственной жизни, все ее краски и чувства.
В «Куклах» краски — это обман. Они раскрашивают не саму жизнь, а фон, на котором происходит существование человеческих оболочек.
Я часто ловлю себя на мысли, что зачастую человеческая жизнь подчинена бесконечной гонке за благом, и даже нет времени остановиться, вдохнуть воздух полной грудью, увидеть и осознать Прекрасное вокруг. А в итоге — понимание, что самое важное было отброшено ради эфемерной мечты, все то в тебе, что могло сделать мир вокруг чуточку красивее — положено на алтарь золотому тельцу, а спустя годы приходит горечь осознания, что смысл утерян. Но между началом и итогом — целая жизнь, прожитая в мире кукол.
10 из 10
17 апреля 2012
Такеши Китано известен жёсткими фильмами, где нет места жалости и кровь хлещет рекой, а если появляется тень сентиментальности, то это тень острая, колючая, неудобная. Чаще всего эта сентиментальность проявляется не в самой картине, а в том чувстве, которое вызывают у зрителя образы героев Китано — люди одинокие, трудные, попавшие в переплёт. И за всем этим скрывается лёгкая, добродушная, едва уловимая насмешка автора. Китано при всей своей резкости — мастер полутонов и нюансов. Этим и пробирает зрительские нервы.
В «Куклах» его мастерство выражено в полную силу. И хоть крови здесь почти нет (только после не показанной на экране гибели поклонника Харуны с асфальта смывают его кровь), сам Китано называет этот фильм самым жестоким из своих творений. Может быть, так оно и есть. Ведь режиссёр расчётливо, как хирург, препарирует самое дорогое, что есть у человека — любовь.
В фильме три новеллы, которые между собой сюжетно не связаны, но сплетены композиционно и изящно вписаны в общую картину. Все три новеллы посвящены любви.
Первая — основная — рассказывает о предательстве и раскаянии. Мацумото любит Савако, но женится на другой девушке. В день его свадьбы Савако совершает попытку самоубийства, умереть не умирает, но рассудок её повреждается. Бросив невесту, карьеру, дом, осознавший свою вину Мацумото связывает себя верёвкой с Савако, и они странствуют по миру, неприкаянные и нищие.
Вторая история — о японском мафиози Хиро, который в молодости каждую субботу обедал с любимой девушкой на скамейке в парке. Снедаемый нищетой, он отправляется на заработки, обещая, что вернётся. Через десятки лет он придёт к той же скамье и найдёт состарившуюся подругу, которая все эти годы каждую субботу приходила на несостоявшиеся свидания.
Герои третьей истории: обаятельная поп-звезда Харуна Ямугачи и преданный её фанат. После автомобильной аварии лицо Харуны оказывается обезображенным и, чтобы сблизиться с любимой, которая не хочет ни с кем встречаться, поклонник её лишает себя зрения.
Все три новеллы обрамлены кукольным спектаклем, связывающим их между собой и смутно доводящим до зрителя мысль автора: все люди — куклы, когда любовь подчиняет их себе. Впрочем, каждый может сам додумать то, что Такеши Китано имел в виду.
«Куклы» — один из самых красивых мной виденных фильмов. Эту картину и фильмом-то называть не слишком корректно. Это, скорее, выраженная языком кинематографа живопись, чем, собственно, кино. Особенно впечатляет игра красного, розового и белого цветов, на основе которых строится палитра «Кукол».
Прекрасно дополняет видеоряд и замечательный саундтрек Джо Хисаиси.
«Куклы» — это фильм, который впечатывается в душу зрителя на всю жизнь, его невозможно забыть, так как он не столько рассказывает о любви, сколько играет на самых печальных и ностальгических наших чувствах.
Фильм, который обязательно стоит посмотреть.
24 ноября 2011
Фильм — оголённый нерв. Три пронзительные новеллы с, казалось бы, немного странным сюжетом, на самом деле рассказывают об очень правдивых историях и переживаниях. У каждого из нас происходит своя драма, никому не заметная, здесь же есть шанс рассмотреть чужую трагедию, не важную никому в глобальном плане, но полностью заполнившую пространство героя. Всё завязано вокруг единственного чувства, от которого не укроется никто: ни студент, ни работник ДПС средних лет, ни пожилой якудза. Если ты влюблён, ты действительно становишься куклой, это даёт в полной мере ощутить собственное бессилие, всё окружающее становится безразличным, тобой словно кто-то управляет, и ты не можешь освободиться из этой паутины.
Отдельного внимания заслуживает визуальная часть. Каждая секунда доставляет истинное наслаждение, это не просто видеосъёмка, каждый кадр — это отдельное фото, достойное восхищения. Всё сделано в лучших японских традициях, до чего же было приятно увидеть эти пейзажи, цветущую сакуру, листья клёна, падающие в воду, раздвижные двери из рисовой бумаги, деревянный мостик, наконец, потрясающие кимоно от Йоши Ямамото
Впитывайте этот фильм, наслаждайтесь каждым словом, каждым кадром, прислушайтесь к прекрасной музыке Джо Хисаиси, «Куклы» — это больше, чем кино
10 из 10
14 июля 2011
Мы привыкли, что драмы в большинстве своем — мрачные, темные. Серые, блеклые, тусклые; не черные, не белые, именно серые — такие, чтобы передать грусть, чтобы не отвлекать от придуманного горя. Dolls — драма в ярких тонах. Драма во всех цветах радуги, этим она в сотню раз ближе к жизни, чем такая привычная кинематографически-монохромная печаль. Какое бы несчастье вас не постигло, людей, которых оно вовсе не трогает, будет в тысячи раз больше. Их мир не станет серым, их время не замедлит ход, они так же будут смеяться над удачными и не очень шутками друзей. Ваша боль — только ваша. Dolls показывает не горе, вплетенное в окружающий мир, а мир, в который вплетено горе.
Мир — цветной.
Желтый. Это первый оттенок фильма. Если не учитывать вступление с куклами, первым пятном, которое зарябило у меня в глазах, была желтая машина Мацумото. Первый символ, первое чувство, и этот цвет неслучаен. Весна желтая. Солнце желтое. Отчаяние и разлука желтые тоже. Действие фильма начинается весной, это не трудно заметить по цветущей сакуре. Разлука с любимым не принесла Савако ничего кроме отчаяния. Безумие — своего рода безысходность.
Синий. Обычно означает умиротворенность. Цвет неба и моря. С цветом природы меняется цвет одежды героев. Только вот мира и спокойствия они точно не достигли. Тогда почему синий? Опустошенность и разбитые надежды тоже синего оттенка. На «синем этапе» задействованы уже все три истории. Они разные, не связанные ничем, кроме веревки, волочащейся по земле за Савако и Мацумото и осколков старых грез в руках. Герои опустошены. Печаль ушла, ничего не оставив взамен. Лица ничего не выражают, глаза — словно холодные стекляшки.
Красный. Закройте глаза и представьте что-нибудь красное. Готова поспорить, в подавляющем большинстве случаев это будет что-то приятное, дарящее тепло: костер, вокруг которого вы сидели с друзьями, роза, которую подарили на день рождения, любовь, отмеченная красным сердечком на бумаге. Это вызвано тем, что красный относится к теплым тонам, поэтому зачастую вызывает у человека приятные эмоции. В фильме красный не греет. Он не несет радости, не вызывает улыбки. Потертое красное платье женщины из парка — все еще символ любви, только вот время ничто и никого не щадит. «Красная нить судьбы», по иронии, связала Савако и Мацумото слишком уж реально. Знаменитый символ любви тащится по земле, цепляясь за камни, мешает идти вперед, словно кандалы. Розы. Костер. Любовь… Люди обычно не сразу вспоминают, только вот кровь тоже красная.
Черный и белый. День и ночь. Свет и тень. Мужчина и женщина. Жених и невеста. Черно-белая гамма есть что-то завершенное, законченное. Савако и Мацумото прошли весь свой путь, чтобы дойти именно сюда — к черной ночи, к белому снегу, к проблеску сознания, осколку былого счастья, к единству. Черный и белый. Начало и конец. Жизнь и смерть.
Dolls — не тот фильм, который смотрят ради чистого развлечения, чтобы расслабится в конце трудного рабочего дня. Герои почти не говорят. Эмоции с их лиц не так-то просто считать. Чувства тут вовсе не в людях, они на цветочной поляне, под доской для серфинга, в растянутом свитере. Здесь мало музыки, больше тишины, разбавляемой порывами ветра, плеском волн, щебетанием птиц, дыханием людей. Тут смысл запрятан так глубоко, что при его изъятии, каждый в итоге получит свое, персональное толкование. Кто-то скажет, что фильм о любви, кто-то отыщет глупость и неестественность. Что в общем-то хорошо. Искусство на то и искусство, чтобы отражать того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
10 из 10
(курсивом выделена немного искаженная цитата из романа Оскара Уаильда «Портрет Дориана Грея)
24 июня 2011
- Ты приманку насадил?
- Насадил… мандарин.
- Мандарин? Мы же рыбу ловим, кто же ловит рыбу на мандарин?
Три новеллы. Три истории любви. Три потрясающие работы.
«Куклы» — яркий пример кино, как искусства. Кино печального, трагичного, пронзительного, поразительно красивого и трогательного. Кино полного изящества и поэтичности. Кино о привязанности и жертвенности. Кино о любви, граничащей с безумием, о любви, побеждающей время. Кино, наконец, доставляющего невероятное эстетическое удовольствие, проникающего в самую глубину души, затрагивая в ней все струны, и оставляя четкий, ничем не уничтожаемый, след. Кино красивого и жестокого одновременно.
Это кино о куклах. О куклах, которыми управляет их судьба и случайные обстоятельства. Об их кукловоде. И их зрителях.
Этот фильм хочется не просто смотреть. Им хочется любоваться, хочется поглощать каждый кадр, не отрываясь ни на секунду и не упуская ни единого момента.
И хотя в «Куклах» почти нет слов, такое чувство, будто слова и не нужны. Слова — это не главное. Главное — это любовь.
«Куклы» — это фильм о поисках любви, о там как легко ее утратить, о том как тяжело найти. О том, как нужна нам любовь.
Чарующе. Волшебно. Незабываемо.
14 марта 2011
Все мы очень любим Японию. Япония — это красиво, непонятно и…модно.
Красиво — да, сакура-клены-снег-горы и прочие прелести мы наблюдаем весь фильм. Только вот… красивая природа Японии — заслуга не Китано, а климатических особенностей страны.
Непонятно. Это единственный нюанс. Возможно, нам просто не дано понять. Возможно, мы просто живем не в Японии. Возможно, мы привыкли к динамичным сюжетам и эмоциональным актерам. Возможно.
и, наконец, Модно. Вот оно, вот. Вот откуда положительные рецензии, наполненные философской «водой».
«Куклы» — это попрошайки на веревке, которая цепляется за каждый камень на протяжение 108ми минут. Цепляется и мешает двигаться сюжету вперед.
3 из 10
22 ноября 2010
В моем понимании данный фильм про то, как сурова и беспощадна может быть любовь к тем, кто полностью подчинен ее власти. Один за другим герои фильма поступают безрассудно, что приводит к трагическим последствиям. Одна таблеток наглоталась, вторая с фанатичным упорством ждет своего возлюбленного, один паренек явно с подростковым складом ума выколол себе глаза ради какой-то смазливой девчонки. Голова отключена напрочь, прямо как дети. Тот, что бросил любимую по воле родителей, а потом раскаявшись героически убежал со свадьбы, ну что про него сказать, определенно это человек без стержня, которого бросает из стороны в сторону, мужского в нем крайне мало. Был еще один который всю жизнь шел к успеху и таки дошел, но криминальный бизнес, как и безрассудная любовь тоже требует своих жертв.
Для меня фильм выглядит наглядным пособием того, как жить и вести себя не следует. Всё таки разум должен, если не преобладать, то хотя бы присутствовать, чтобы не было мучительно больно.
Уж не ведаю, какой именно смысл вкладывал автор, но мне так видится. В любом случае испытываю глубокое уважение к Китано, и остается только восхищаться многогранностью таланта этого режиссера, его способностью раскрываться в самых различных ипостасях. Визуальный ряд красив, смотрится зрелищно и завораживающе чему в немалой степени способствует композиции Дзё Хисаиси.
1 ноября 2010
Такеши Китано прекрасен! Он в очередной раз это доказал своей работой.
«Куклы»- один из самых необычных фильмов, которые я когда-либо смотрела. Тонкий, прозрачный, красивый, умелый, трогательный, печальный, правдивый… Это все о нем. Здесь столько же скрытой радости, как и оголенной боли. Здесь столько же чистой любви, как и бесстыжей агрессивности и жестокости.
Этот фильм очень на любителя. Он очень медленный во всех своих проявлениях, людям динамичным он может показаться скучным, но думаю большинству он покажется гениальным. Все дело в том, что в фильме продуман каждый момент. Погода, одежда, манера разговора, действие — все взаимосвязано, все в гармонии. Здесь нет лишних кадров, нет и недосказанности. «Куклы» заставляют всерьез подумать о своей собственной жизни, проанализировать свои поступки. Как много раз нам дадут шанс. Всего один. И важно поступить правильно, правильно с позиции своего сердца. Можно быть несчастным, имея все, и счастливым, потеряв зрение.
«Кукол» надо видеть, здесь не особо нужны слова, тем более и в фильме их не много.
10 из 10
5 сентября 2010
Фильм я смотрела 3 дня ребят. Не потому, что он такой длинный, а потому что он невероятно тягомотный. У меня просто не хватало сил и терпения что бы досмотреть то, что многие называют шедевром. И я сейчас пребываю в огромном шоке от того, что под фильмом большая часть положительных рецензий. Я смею предположить что это все таки дань Такеши Китано, т. е. писали в плюс фильму явно его фанаты.
Это наверное первый фильм, при просмотре которого я около 30 раз подумала: «Господи, да когда же этот абсурд закончится?» Я уже молчу о том, что я ждала какого то вразумления и объяснения, но вместо этого фильм продолжал меня расстраивать и повергать в ужас и помутнение рассудка.
О чем фильм? Верите или нет, но он ни о чем. Вернее о страданиях, горе и еще раз страдании. Я заметила тенденцию в Азии, что там довольно большое количество кинематографа посвящено длинным, совершенно слезливым сопелькам. Так вот в этом фильме страдают все! И самое ужасное, что Такеши этим фильм как бы намекает, что страдать можно красиво.
А красиво это как? А очень легко. Фильме огромное количество красивейшей природы Японии. Но как это связано с фильмом спросите вы. Без понятия. — отвечу я. С таким же успехом можно было снять документальный фильм о природе Японии. Если Кетано претендовал на метафоричность в стиле Ким Ки Дука, то это у него не получилось потому, что нет идеи, нет в фильме ничего того, что я бы поняла хотя бы в виде метафоры. Есть только 3 совершенно сумасшедших истории с нездоровыми людьми.
А еще я нашла человека в этом мире, который мне больше нравится с кислым выражением лица. Это актриса Михо Канно. Боже мой, какая же она становится уродливая, когда улыбается. Хорошо что хоть на фоне своего сумасшествия, она всегда ходила с кислой миной.
И так мы имеем 108 минут не понятно чего на экране. Глупые и несуразные поступки героев картины, бессмысленные разговоры и действия. Море страдания и идиотизма. В общем лакомый кусочек для фанов Кетано.
Из плюсов только очень душевная музыка, которая кстати совершенно не к месту и не в тему в фильме и японская природа.
1 из 10
11 августа 2010
Фильм, пожалуй, единственная работа Китано которую можно смотреть без валидола. После бесконечных перестрелок и убийств мастер акцентирует внимание зрителя на других аспектах японского кино. Вернее на драматической его части.
Фильм как уже было сказано состоит из 3 новелл, каждая из которых перекликается друг с другом как линейно так и нелинейно.
Без нудного пересказа содержания скажу лишь то, что фильм запомнился своей символичностью. Да именно символами. Жизнь — театр (Кабуки). Мы — куклы. Нас ведут по ней кукловод (Бог).
Все три истории о том как каждая пара кукол решила связать себя невидимыми ниточками и не управляться сверху.
Что из этого получилось мы можем видеть на протяжении всего фильма. Тонкая нить связывающая героев рвется. Падающие в пропасть Мацумото и Савако, оставаясь на привязи, теряют внутреннюю связь друг с другом. Босс якудзы, некогда порвавший связь с первой любовью, вновь рвет ее. Ослепивший себя фанат отчаянно пытается встретиться со своим кумиром.
Три истории несчастной любви показаны достаточно красочно и убедительно.
10 из 10
15 мая 2010
Фильм — взлётная полоса: первые минут пятнадцать смотреть скучновато, но постепенно набираются обороты, и к началу третьего сюжета не остаётся и капли желания выключить фильм — настолько сливаешься с его течением.
Его наиболее яркая черта — «молчаливость». Наверно именно это — недостаток слов — полностью поглощает тебя и заставляет проникнуться атмосферой: дышишь вместе с героями, буквально чувствуешь их сердцебиение и ощущаешь внутри себя мягкие, водяные переливы этой волшебной, печальной музыки.
Любовь, такая разная, удивительная, присутствует везде: в тихих аллеях и свежем ветерке, который будто бы чувствуешь и сам, в печальных глазах и даже в той роковой верёвке. Наверняка и цвет её выбран неслучайно — цвет движения, упорства, самой любви, созидания, но в то же время разрушения и жестокости.
Этот фильм оставляет после себя долгий и глубокий след, и хоть он не совершенен абсолютно во всех отношениях, сказать, что он замечательный — это не сказать ничего.
9 из 10
24 марта 2010
Это был первый фильм Такеши Китано, который я увидела. После его просмотра всю ночь не могла уснуть.
Это ярчайший пример того, какое кино должно быть признано шедевром. Фильм заставляющий задуматься над жизнью своей и тех кого мы любим. Задуматься над тем что важнее любовь или деньги.
Все истории рассказанные в «Куклах» сводятся к вещам, которые нам пытаются заложить с детства. Любовь — главное что может быть в человеческой жизни. Деньги — корень зла.
В этом фильме удивительно мало слов, но они и не нужны. Буйство красок позволяет понимать то, что хотел сказать режиссер. И пусть каждый поймет по-своему, главное что вынесет ту простую истину: в мире нет ничего ценнее счастья, а счастье тебе могут дать только те кто любит!
27 января 2010
Почему так всё красиво в трёх новеллах фильма Китано?
Он так видит? Красота в глазах смотрящего? Или он так хочет, чтобы увидели зрители? Это только первый круг вопросов фильма, действительно, отличной метафоры, в которой искусственный розовый цвет (игрушки, блики, огоньки рекламного тепловоза), вишни цветут, словно на ретропленке оттенки алого, белые коридоры, песок.
Эпилог с куклами, их экзальтированные голоса, дребезг привязанности к спектаклю про любовь.
У Китано фокус смещен в истории про любовь. Они сжаты видеорядом захватывающе прекрасных кадров и японской музыки, но и она не выдерживает популярных представлений о любви, сбиваясь на поп-песенки в третьей новелле картины.
Три новеллы про любовь — клоунада представлений, какой она должна быть. Клоунада — движок в действии фильма, не громкого, чью молчаливость нарушают попытка самоубийства, сумасшествие, убийство, авария, увечье.
Любовь — это не про любовь, как кровь, смываемая с асфальта после ДТП, Китано подчёркивает цветом, — кровезаменитель, оттого кровь стерта в этом эпизоде до блеклого красного.
Довольно странное моментами ощущение в фильме, оно связано с вишнями в цвету, влюблённые бредут по аллее, связанные верёвкой, по коридорам. Постепенно вишневая аллея становится коридором, и берег реки, и скоростная трасса. В природе нет прямых линий, я вспоминаю, ни одной.
До предела Китано удаётся сосредоточить внимание на том, что делают герои. Сами по себе они как заменимые лица, фигуры. Окукливает персонажей Китано ради того, чтобы показать хрупкость людей и отвлечься какие они с виду разные. Фанат маленькой эстрадной дивы (она после автокатастрофы с изувеченным лицом), молодой парень, выкалывает себе глаза, чтобы встретиться с ней, не смутить её. Или себя? В конце коридора из роз, где они гуляют, он становится похож на невидящий фанатский значок на своей груди.
Во второй новелле любовь выглядит как странноватый долг, чтобы раз пообещав, приносить потом исчезнувшему любимому завтраки на лавочку в парке год за годом, старея, без выходных, не зная, что он тем временем без любви дорос до важного якудза. Ритуальную любовь смиренно исполняют.
Каждый сам у Китано выбирает способ заманчивой затеи любить и любить себе вечно — как прицепиться к словам, часам, чтобы всё время вместе. Сбежать, быстрее забыться в самоубийстве, чем связать чувство? Проторенные пути у Китано будто созерцание вечно цветущих вишен. В розовом цвете этих коридоров чуть чего-то настоящего от весенних деревьев, под сенью которых ещё множество оттенков.
Возможно, вот что, в этом фильме Китано не верит, что любовь можно снять.
Или, мне кажется, Китано показывает европейские сюжеты, происходящие в нынешней Японии. Случайно что ли новеллы связаны цветущими вишнями. Вот второй круг вопросов, о японском восприятии розового, эстетики завтраков, куклах, смерти.
Китано не бывает прямолинейным.
9 декабря 2009
Люди — марионетки, управляемые друг другом. Мало того, что им волей-неволей приходится терпеть все прелести подчинения в профессиональной, семейной и других возможных сферах, так они ещё добровольно толкают себя на «порабощение» незнакомыми людьми. Хотя, добровольно или нет — тут уже спорный вопрос. Кто-то обладает резистентностью к привязанности, а кого-то уносит так, что мало не покажется.
Но. Тем не менее, каждый раз, натыкаясь в жизни на предполагаемых «половинок», мы незаметно накидываем невидимую петлю им на шеи, другой конец которой обвязан вокруг наших. Чем глубже врезаются эти люди в сердца, тем прочнее и мощнее становятся эти петли и тем сложнее выпутаться потом из них. Кому-то это удаётся хитростью, кому-то физической силой воли, на ком-то она сгорает за ненадобностью, а кому-то просто не везёт.
Что мы видим на примере главных героев фильма? Он — пытался убежать под влиянием давления и самообмана — что-то вроде хитрости, которая может и освободила бы его на некоторое время, но болезненно давала бы о себе знать в течение всей жизни. Она — искренне привязавшаяся и ничего не подозревающая о возможной подлости любимого. Попытка выбраться из капкана с его стороны закончилась неудачно — верёвка рванула со всей силы, едва не убив ту, которая находилась по другую сторону. Сердце отношений, на секунду замерев, очнулось снова, но организму так и не удалось выйти из комы.
История вторая — двое немолодых людей прошли сквозь жизнь, даже не затронув того счастья, призрак которого доживал свои дни параллельно с ними. Никакой явно ощутимой трагедии — просто покорное отчаяние и меланхоличное смирение, покрытые пылью лет.
Не забыл автор упомянуть и драму невзаимной любви — эдакое психическое расстройство с неистощимым источником фантазий.
Результат всех этих чувственных помешательств в двух вариантах: почти как диагноз — жить осталось недолго; почти как приговор — не выжил никто.
Второй вариант больше подходит для тех, кто не любит или не может жить спокойно при наличии живого концентрата счастья рядом. Первый — для тех, кто нашёл своё счастье и с полнотой осознанности отдаёт себе отчёт в этом, никуда более не стремясь. А почему жить недолго? Потому что дни счастья летят долями секунд, приближая конец с непростительной быстротой. Конец жизни или конец любви — зависит от индивидуальных особенностей каждого.
Фильм посвящён второму. Почему-то кроме как с философской точки зрения, больше ни с каких других описывать такие произведения не получается. Можно было бы порассуждать о некоторой наивной и сказочной атмосфере, временами вызывающей улыбку, но почему-то кажется, что в подобных фильмах, особенно японских, по-другому быть и не может. Ощущение этого ярко проявилось с момента, где показали привязанных друг к другу героев. Символичность арт-хауса божественна. Символичность японского арт-хауса божественно атмосферна и наоборот.
22 ноября 2009
'Куклы» — это восточный вариант этой цитаты. Но кто же руководит ими? Любовь? Судьба? Рок? А может просто жизненные обстоятельства, которые просто так сложились… И почему минуты счастья всегда заканчиваются потерями. «Ни одной секунды счастья…» (с) Е. Гришковец
Этот фильм стремительно и бесповоротно ворвался в мою золотую коллекцию. Необыкновенно красивый в своей художественности, трогательный, вызывающий кучу эмоций подарил мне огромное эстетическое наслаждение. В нем нет никакой сложности сюжета, истории просты и иногда предсказуемы, но визуальный ряд, завораживающая поэтичность, тонкое изящество и нагнетающая атмосфера печали делают фильм.
Я бы не сказала, что фильм о любви, просто потому что у меня другое понимание ее. Здесь есть чувство вины, болезненная привязанность и жертвенность. Не думаю, что их нужно отождествлять.
Затянутые сцены в стиле Тарковского… Не плохо, ведь в жизни же так и бывает, даже музыки за кадром не звучит… Они нужны, чтобы создать эффект присутствия, вовлеченности, это делает сцену более реалистичной и эмоционально насыщенной. (Если вы видели первые «Забавные игры» и помните сцену сидящей на полу около своего ребенка матери, то только по ее неподвижной спине можно понять все ее чувства, причем с каждой секундой напряжение возрастает)
Цвет, музыкальное сопровождение, насыщенность деталями — все на высоте. Такеши, браво! Вот так. А вот еще: «Мои герои-мужчины погибают — значит, они страдают меньше» (с) Т. Китано
10 из 10
7 ноября 2009
Красивый фильм! Тут уж не поспоришь. Действительно за время просмотра много раз, секунд по десять, Я восхищался красотой пейзажа. Но этого еще недостаточно для настоящего кино — с тем же успехом можно посмотреть открытки с красивыми видами Японии. Я являюсь большим поклонником японской эстетики, но ничего нового Я в фильме не увидел. Напротив, Я увидел всего лишь эксплуатацию интереса европейцев ко всему азиатскому.
Фильм о любви? Мне показалось, что этот фильм — просто ода трусости. Мацумото совершает первый трусливый поступок, когда бросает Савако и хочет жениться по расчету, как этого требуют его родители. Затем он бежит со свадьбы тайно, как трус, от невесты, ее семьи, а также от своих родителей. Савако, как слабой женщине, простительно ее «истерическое сумасшествие»: ее психика сломалась под влиянием известия о свадьбе ее любимого. А вот Мацумото вместо того, что приводить ее в чувство и возвращать к реальности, вместе с ней, добровольно уходит от проблем. И они бегут от людей, странствуя по свету.
Параллельно рассказывается история поп-звезды Харуны Ямагучи, которая попала в аварию; ее лицо повреждено, на глазу повязка. Влюбленный в нее фанат Нукуи добровольно выкалывает себе глаза. Даже теперь, когда ее карьера певицы окончена, Нукуи не может находиться выше или на уровне своего кумира. Но когда он полностью лишается зрения, он вновь опускается на ступеньку ниже ее. Это что, поступок достойный восхищения? Это очень трусливый поступок, недостойный самурая.
Третья история любви: Хиро уходит от своей любимой, чтобы стать боссом мафии, но обещает ей вернуться. Прошло тридцать лет, и он вернулся только сейчас, а она все еще ждет. Но он снова не решается ей открыться.
Таким образом, перед нами три истории побега от любви, три истории о мужской слабости.
Очень красиво идут Мацумото и Савако, связанные красной веревкой, и тем временем меняются декорации: цветущая сакура сменяется японским кленом с раскрашенными осенью красными листиками, затем приходит зима. И все это конечно очень поэтично и необычайно красиво, и, наверное, было бы, интересно за этим наблюдать, если бы это не было так глупо и скучно. Наверное, если бы сократить их сцены молчаливой ходьбы, то смотреть на это не было бы так утомительно, может быть получилась бы вполне сносная короткометражка.
Я думаю, если бы несколько фильмов Китано сжать и объединить в один, то фильм был бы неплох. Он, как очень рациональный человек экономит мысли, картинки, диалоги, растягивая простенькие сюжеты до полнометражных фильмов, выдавая эту скупость слова за подлинно японскую сдержанность чувств.
В целом, отсутствие сюжетной динамики и наличие неправильной морали, в виде восхваления трусости, еще можно было бы простить, если была бы в фильме оригинальная идея, которой нет. И красота картинки, над которой потрудились художники и операторы, не компенсирует пустоту фильма.
30 августа 2009
Признаюсь честно, когда в первый раз посмотрела этот фильм, он показался мне невероятно красивым, по японски эстетичным, но лишенным подлинных чувств и эмоций, хотя глубочайшая идея, заложенная в фильме, стала понятна и тогда.
Теперь же, посмотрев его во второй раз, я, слава Богу, поменяла свое мнение. Все в этом в фильме есть, все, что должно быть сказано — сказано, просто по-японски сдержанно.
Любовь и смерть, любовь и долг, счастье и трагедия одновременно. Такое понятие любви, которое во все времена, у всех народов было главным, но которое, к сожалению, европейская культура утратила, и теперь эти прописные истины европейцам надо заново открывать в традициях Востока, в частности, в Японии, которая свято хранит ценности своей культуры. История, рассказанная в «Куклах», имеет чисто японский колорит, пронизана традиционной японской философией жизни, но она одновременно и общечеловечна.
Пожалуй, можно выделить четыре основных пласта фильма: любовь как центр бытия, долг и верность как главные моральные критерии и постулаты в жизни, идея о том, что за все в жизни нужно и платить и предрешенность человеческих судеб. Это то, что человечество упорно хочет забыть и от чего открещивается, но Китано не дает такой возможности, погружая нас в некий надбытийный мир, который, однако, находит прямые аналогии в реальности через поступки людей.
Юноша Мацумото совершил ошибку, стремясь выполнить необходимый в сознании японца долг, но он искупил ее сполна. Его ошибка и ее искупление стали мерой его любви по отношению к Савако, подобно тому как ее безумие выявило истинную силу ее любви по отношению к Мацумото. Ошибка юноши была судьбоносной, она вывела их любовь на новой уровень, когда двое даже в безумии становятся одним, а впрочем, в безумии ли? Терпение Мацумото, его забота дали возлюбленным последний краткий миг счастья — Савако все-таки узнала его, хотя, конечно же, внутри себя она никогда не забывала Мацумото. Они несчастны и счастливы одновременно. Несчастны, потому что без оглядки пожертвовали всем ради своей любви, счастливы, потому что вместе.
В истории с якудзой воплощением верности и долга является его возлюбленная, ждущая его на протяжении долгих лет. В своей жизни якудза был счастлив по настоящему только дважды — в молодости, когда его девушка приносила ему обеды и в старости, незадолго до смерти, когда он наконец вернулся к ней. Но он понес неминуемую расплату, а она опять осталась одна.
В третьей истории, молодая красивая певица в одночасье лишилась всего из-за автокатастрофы и беззаботность ее существования сменилась глубинными раздумьями о смысле бытия. Трагедия сделала ее глубже, облагородила ее сущность, то, что было бы недостижимо без страдания. Да, она стала жертвой, но никто не сможет назвать ее проигравшей. А ее ярый поклонник, который в былые времена даже боялся заговорить с ней, не пожелал оставлять ее в беде одну. Она лишилась одного глаза, он же лишил себя обоих. Кто-то увидит в этом фанатизм, но его жертва — это жертва, без которой невозможна любовь. Неважно ничего, главное — это быть с ней, чувствовать ее боль, всю свою сущность отдать во имя служению любви. Разве может быть больше этого? Любовь не знает полумер, она требует всей жизни человека, но сколь многие этого боятся, хотя вроде бы и любят. Он не испугался.
Столько смыслов, символов, метафор и глубинных идей собрано в этом фильме, что не представляется возможным уместить их в одном отзыве. Но из фильма ясно одно: любовь и страдание облагораживают, поднимают человека на небывалую высоту, открывают те грани его личности, которые в обычной жизни всегда сокрыты. Но любовь и требует столь же многого: жертвы, самой жизни и сущности человека. В любви не может быть половины — либо все, либо ничего, все остальное не есть любовь. И если сможет человек понять и исполнить то, что требует от него настоящая любовь, значит он хотя бы ненамного приблизился к смыслу жизни. И это предопределено для каждого.
Фильм прекрасен.
12 июня 2009