Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Копейка |
год: | 2002 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Культовая машина в круговерти страстей» |
режиссер: | Иван Дыховичный |
сценаристы: | Владимир Сорокин, Иван Дыховичный |
продюсеры: | Виталий Южилин, Иван Дыховичный, Эрик Вайсберг |
видеооператоры: | Александр Ильховский, Вадим Юсов |
композитор: | Антон Батагов |
художники: | Владимир Трапезников, Светлана Титова |
монтаж: | Елена Афанасьева |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 января 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Менталитет дело дырявой абсурдной морали. Его осмыслить невозможно. Время оно круг ржавый и в отношении русской духовности вращается во все стороны, меняя форму и судьбы. И есть в этом тайфуне вещи материальные, за которые можно уцепиться жизнью. Это мораль, нравственный закон и машина. Машина это атрибут жизни успешного человека. Успешность это мерило разнообразное, и любая эпоха диктует свой стандарт. Словно вмятина божьей кувалды временной отрезок ровняет людей и средство передвижения. От рока не денешься никуда, у абсолюта рука тяжёлая, что остаётся? Наблюдать как наизнанку выворачивает жизнь.
Оттого и люблю я этот фильм, что он метафорично-безумен. От обладающего пивом солдата к ласково удобному Краско льется нить сюжета, а попутно успевает родиться дитё абсурда, гротеска и смениться пара эпох. Это тонкий психологический очерк личного восприятия эпохи и временных срезов. Тело истории России распанахали на хирургические куски уникального содержания. Их даже можно есть, или разбавив уриной пить стаканами под взором Полковника, но лучше наслаждаться всей абсурдностью, которая внезапно очень знакома и тепло уживается с рациональным восприятием.
Актерам уважение и низкий поклон. Такого раскрытия типажей давно не видел. Цурило, что запомнился исключительно в тиражных ролях, характерен до безумия. Краско так вообще сшивает сюжет как Харон на барже истории. Актёры, чьи фамилии мне неведомы, поражают откровенным задором, максимально погружаясь в свои персоналии. Мазаев это и образ и метафора, но что самое радостное, что фишка в самой машине, связующее звено этих историй, и метафизический агрегат, символизирующий все и сразу. Ах, как прекрасен этот сюр. И как любовно Владимир Сорокин адаптировал типичную для своих произведений идею на экран. Бессмысленная и беспощадная суть жизни, которая прекрасна во всей своей абсурдности.
15 июля 2021
Это фильм, который мог бы стать культовым, но почему-то не стал. Лучшая работа Ивана Дыховичного, который на самом деле больше ничего стоящего не снял. Фильм — это очень крутая сюрреалистическая авангардная трагикомедия с кучей интересных людей в разных ролях, включая и самого Сорокина, который выступал, как сосценарист с Дыховичным. Влияние Сорокина наверное и послужило одним из главных факторов успешности этого кинопроката.
Фильм — своеобразная история России на протяжении первого выпуска первой машины Жигули первой модели до года создания самого фильма. На протяжении этого времени показаны судьбы или кусочки судеб большущего количества людей, которые так или иначе пересекались с историей машины. Всё это представлено в своеобразном сороковском стиле — абсурдной смеси интерпретации истории России, социальной и политической сатиры, со всеми вытекающими постмодернизма. В фильме показано очень много разных тем, каждую из которых можно долго обсуждать. Но вот мне захотелось зацепиться за одну мысль, которая наверное навеялась финальными сценами. Да и вообще подходом создателей к распределению ролей.
Символы, в том числе и эпох, это как вещи. Неважно физические или ментальные. Но дело в том, что сами люди в целом не меняются. Просто есть хорошие, а есть плохие. Если совсем всё упростить. Конечно то что плохо в одно время, может быть хорошо в другое. И естественно понимание этой плохости или хорошести очень субъективно. Но люди по своей сути в целом не меняются. Как бы ни банально это ни звучало, но само время, эпоха или символы не могут быть злыми или хорошими. Хорошими или плохими их делают сами люди. И если человек сам по себе порядочный, то даже попав под влияние каких-то внешних факторов, у него намного больше шансов остаться честным с самим собой и не воевать со своей совестью. А если человек гнида, то рано или поздно гниль из него попрёт, отравляя всё вокруг. Вот та самая пресловутая совковая копейка, вполне себе символ эпохи. И как символ её можно и любить, и ненавидеть. Но ведь это глупо и бессмысленно, с точки зрения простого понимания символа, как вещи. Ведь всё можно изменить. Хотя изменения и не всегда ведут к лучшему.
В общем крутецкое кино. Несколько раз его уже пересматривал. Чего и всем советую.
А ещё в фильме хороший саунд, в том числе и из песен Сергея Мазаева, с игравшего несколько ролей.
15 сентября 2020
В фильме «Копейка» режиссёр Иван Дыховичный шатает один из столпов советского режима — соцреализм. В написании сценария ему помог современный писатель-постмодернист Владимир Сорокин. На деконструкции соцреализма Сорокин собаку съел с той самой «нормой» в придачу. Всё раннее творчество Сорокина («Первый субботник», «Очередь», «Норма», «Тридцатая любовь Марины») как раз про стёб над советской действительностью в вульгарном стиле.
Радикальные художественные методы Сорокина воплотились в «Копейке». Здесь и откровенные сцены соития, и гротескное насилие, и зашкаливающий абсурд в диалогах. В «Копейке» авторы попытались максимально охватить диапазон советского быта: от интеллигенции и богемы до маргиналов и рабочих. А пресловутая Копейка служит связующим звеном для всех нарративов фильма. В показанных историях присутствуют повторяющиеся мотивы. Одни и те же актёры играют разных персонажей. Тем самым создаётся эффект близости историй каждому советскому человеку. Большинство персонажей нарочито мерзкие и неприятные люди. Некоторые истории вышли смешными, некоторые не очень. Однако общие впечатления фильм оставляет глубокие и далеко не самые радужные. Вывернутая наизнанку советская действительность местами выглядит крайне нелицеприятно.
«Копейка» развенчивает идиллию советского быта. Помогает посмотреть под другим углом на состояние общества того времени.
19 сентября 2018
«Копейка» — автомобиль советского производства, бывшая мечта, а нынче раритет. Сменяются хозяева, пропадает автомобильная свежесть с первыми повреждениями, которые вполне можно исправить. С людьми, как и с целой державой, дела обстоят не так радужно.
Наша Родина потерпела кардинальные изменения, которые в корень смогли изменить не только быт народа, но и частично его менталитет. Ведь стоит только задуматься, как голова идёт кругом — Советский Союз и его несуразный, бедноватый «закос» под коммунизм, бешеные 90-е, затем, как конец логической цепочки, нож в спину за неправильную парковку. Все эти метаморфозы, упрощенные, от того ещё более дикие, но не лишённые правдивости, проходили на фоне эксплуатации автомобиля. Меняется жизнь, запросы, желания, возможности, но остаётся «копейка» и простой работяга, нищий, но рукастый, который дуреет от водки. Теперь мы покупаем иномарки, в кредит, и «горбатимся» дабы выжить — также нищие и дурные, кто от водки, кто от ложной самозначимости. На нас держится Родина, убогих и нелепых, вечно жаждущих чего-то лучшего. Абсолютная безнадёжность.
Картина не лишена смысловой нагрузки, которая даже преподнесена с некоторой изюминкой, что не может не подкупить, но отталкивает какая — то нарочитая грубость, прямолинейная и скучная. Все эти постоянные сексуальные утехи, которые, несомненно, были к месту, сняты совсем уж безвкусно, с долей сарказма, присутствие которого, лично для меня, необъяснимо.
Фильм буду рекомендовать к просмотру, особенно тем, кто хочет вспомнить прошлое, те самые первые видики, джинсы, все те простые вещи, которые сводили с ума целую державу. Наша история богата самыми разнообразными несуразицами, трагичными и одновременно смешными, тем более показана всё последовательно, что будет накалять ностальгию до предела. Фильм вызывает эмоции, а это уже успех.
Всем желаю приятного просмотра!!!
24 апреля 2016
Это история о невероятных приключения в СССР легендарной «копейки» — ВАЗа-2101, «Жигули» первой модели, которая когда-то была настоящей «богиней» для советских людей. «Вечная и неразменная», покалеченная, измордованная и реанимированная золотыми руками мастера Бубуки, она путешествует от пьющей дочки члена ЦК КПСС к рядовой проститутке, от черноморского каталы к простому гэбэшнику, от предприимчивого пенсионера к физику-диссиденту из новосибирского Академгородка, а уже от него к кумиру народа. Непотопляемый и несгораемый автомобиль с ветерком и лязгом катится по дорогам, временам и судьбам, превращается в дом и корабль, в кровать и гроб, очаровывает и вызывает ужас, кому-то принося счастье, а кому-то смерть…
Приключения заурядного жигулёнка, переходящего из рук в руки, есть ни что иное как пародийно-вульгаризированное обозрение советского общества, энциклопедия русской жизни за треть века — с 1970-го по 2002-й год. Авторы предлагают взглянуть на частную жизнь советского человека через открытое окошко «внутренней советской валюты» — самого популярного автомобиля. Предлагают взглянуть без ностальгии, для чего густо приправляют сатирическим стёбом разухабистую комедию положений. «Копейка» — максимальный для такого метража концентрат наиболее характерных социальных мифов и масок — от трудоголиков до приспособленцев.
Дыховичный тасует персонажей, не сильно заботясь о композиционной целостности, ограничиваясь преимущественно штрихами, но зато очень яркими и гротескно-карикатурными по своей сути. Он демифологизирует даже сакральную фигуру Высоцкого, здесь всего лишь очередного и вечно пьяного владельца авто, легко его получившего и столь же легко с ним расставшегося. По сути «Копейка» — это и «12 стульев», и «Золотой телёнок» времён развитого социализма и его последующей агонии. Она уходит корнями не только в Ильфа и Петрова и советскую сатиру 1930-х годов, но и в «Мёртвые души» Гоголя нашего Николая Васильевича.
Говоря о «Копейке», нельзя не упомянуть «воинствующего порнографа» Сорокина, здесь как-то неузнаваемо сдержанного, хотя брутальные перверсии случаются в фильме более-менее регулярно. Но куда больше фирменного сорокинского физиологизма заключает в себе гэг, в котором проштрафившемуся гэбешнику приходится пить мочу своего начальника, искупая тем самым вину и демонстрируя преданность и лояльность. Похоже, Сорокину вновь удалось инфицировать сознание (или подсознание) своего потребителя: уже через месяц после просмотра ловишь себя на непривычном ощущение, что надо бы пересмотреть «Копейку» по новой…
5 марта 2014
Комедией этот фильм можно назвать только условно. Да, забавные моменты были, но забавные моменты бывают и в других жанрах.
Комедия — это все-таки фильм, в котором юмор стоит именно на первом месте. А здесь на первом месте — несимпатичные персонажи, их несимпатичные поступки, грязные моменты из их жизни.
Первая половина фильма еще как-то смотрибельна, все более ли менее забавно. Но потом… не хочу я смотреть комедию о похождениях проститутки, о шулерах и прочих неприятных личностях. Где, к тому же, показано все действительно грязно, так, что осадок остается и в последнюю очередь хочется смеятся, или хотя бы улыбнуться.
Так же не считаю комедией фильм, где есть реально неприятные сцены насилия.
Осадок. Остается осадок. Не стоит смотреть, если хочется легкого и приятного настроения.
4 из 10
24 августа 2010
У нас была копейка. Салатового цвета, с передним спойлером, который был в тему и отражал дух машины. Хотелось бы сказать, что мы садились с девчонкой в прическах аля-50-е и гнали по улицам Лос-Анджелеса под Second Sex, а дома занимались сексом с 3 утра до восьми вечера, а потом шли в кино, на Годара, но нет, машина принадлежала отцу, и были к сожалению не пятидесятые, а девяностые… Копейка — это первая машина с которой люди потом начнут ненавидеть «Жигули». Но в фильме копейка — это некая эмоциональная духовная структура, которая помогала людям разных принципов и разного образа жизни — от проститутки до рабочего — находить что-то в себе, кто-то в ней находил успокоение, кто-то удивлялся тому, что машина позволяет ей кончать, тогда как нигде больше не получается, блин. И то, как копейка идет по рукам больше даже интересно не тем, что параллельно при смене владельца меняется время, меняется Россия. Пусть отражение времени здесь не столь ярко, но отражение характерных стилистических особенностей времени как раз достаточно для понимания даже того зрителя, который не любит как я историю, но что-то где-то слышал, видел, знает, понимает. Поэтому сюжет перехода машины от владельца к владельцу воспринимается довольно легко и мозгу очень приятно. А интересно именно то, как машина вписывается в разные истории в разрезе как раз происходящих вокруг перемен. И получается про между прочим, что «копейка» становится главным персонажем, но второго плана, хотя на самом деле первого.
В качестве некого развлечения, а может и для умысла какого-то умного, персонажи постоянно повторяются. Очень многие актеры играют по 5—6 ролей в разных эпизодах и это, знаете, придает фильму стиль какого-то легкого безумства что ли, некой формы короткого метра, когда каждый новый эпизод начинается с теми же актерами, но в новой социальной политической среде СССР-России. А машина при этом все та же.
Благодаря больной, но замечу, что в отличии от плохих фильмов отличной фантазии авторов в фильме большое разнообразие разных средств воздействия на эмоции зрителя от той самой многих восхищающей сцены с выводом формул на снеге желтой струей, до…наверное, все-таки разрушаемого в каждой мини зарисовке мифа, что секса в союзе не было. А здесь он будет практически постоянно в той или иной форме.
Ну а так как я не привязан ни к России, ни к союзу, и смотрю на все как случайно попавшее на эту планету существо, то все глумление над дорогими русским людям порокам нашего времени и живущих в нем людях для меня было всего лишь умилением над тем как над этим всем было подшучено.
Внутренним музыкальным фоном — Моцарт, Бетховен, Шуберт, Бах, Чайковский — все избранное, романс «Не уходи, побудь со мной», до боли знакомая и крайне тематичная в фильме «Феличита», песни Высоцкого, Джо Дассен, ну и собственно Ленинградская «копейка». Эй, молодежь и не только, пока еще фильм актуален!
«Родители любили две вещи — колбасу и фигурное катание».
19 декабря 2009
Как же так, — а голос зычный, -
Почему ты оплошал?»
Только Ваня Дыховичный
Знал причину и молчал.
В. Высоцкий «Прочитайте снова про Витьку
Кораблёва и друга закадычного Ваню Дыховичного «
Народный поэт Владимир Высоцкий написал эти строчки за 30 лет до выхода на экраны творения сценариста, продюсера, режиссёра Ивана Дыховичного «Копейка». Наверно, спустя годы, он бы их снова повторил.
Может быть, после того, как увидел на экране себя — автора блатных песен, соблазнителя библиотекарш, вечно пьяного и озабоченного.
Может быть, после того, как просмотрев весь фильм, не найдя в нём ни одного персонажа, вызывающего симпатию — аппаратчики, комитетчики, алкоголики, проститутки, шулера, интеллигенция, имеющая от системы всё и показательно презирающая её, олигархи, киллеры и т. д.
Может быть, до просмотра, увидев среди авторов сценария одиозного Владимира Сорокина, автора «Голубого сала». Наверно, «шедевральные» моменты написания физических формул мочой по снегу или причащения старого гэбэшника стаканом урины — все-таки на совести Сорокина.
А скорее всего — за загубленную идею — жизнь Страны Советов за три десятилетия глазами первого народного автомобиля. Как же можно было развернуться!
А советские автомобили… Они знали — игра стоит свеч,
А теперь что ж сигналить рекламным щитам!
Ну, а, может, гора ему с плеч,
Иль с капота и что у них есть ещё там.
6 из 10
29 июля 2008
Этот фильм вызывает смешанные чувства, с одной стороны смех — злоключения копейки, юморные персонажи в прекрасном исполнении Краско и Мазаева.
С другой, слезы — показана, жизнь наша с вами, я, например, в герое Краско с его двумя рубашками узнала свою бабушку, и стало грустно так за русского человека, всю жизнь он вынужден иметь две рубахи. Грустно!
С третьей стороны, отвращение — фильм изобилует нецензурными выражениями и сценами животного совокупления, а еще говорят, что в СССР секса не было, как же был, еще, как был. Да жизнь советского человека показана во всей красе, правда, если посмотреть на наш с вами сегодняшний мир, он практически не изменился, поменялись только декорации. На смену копейке приходят иномарки, а люди то не меняются…
А копейка — это замечательная машина, проверено на собственном опыте.
30 января 2008
Времена проходят, люди меняются, идеалы пропадают. Цикличность природы не остановить. Но суть многих вещей остается навсегда.
Автомобиль ВАЗ 2101 с номером 1 прожил огромную жизнь и сменил десяток хозяев. Разных по форме, но очень похожих по содержанию. От члена ЦК партии до шулеров с юга, от Олигархов новой России до бедного механика («У которого не было ничего, кроме золотых рук»). На фоне звучит пронзительная Аве Мария, а жизнь все крутит свое колесо.
Глубокая ироничная картина во многом про советское прошлое. От наивности, которого просто смешно. Ведь главное мечтой некоторых был автомат по производству колбасы.
Но уже так скоро кидает в дрожь от современных реалиях, где некоторые получают нож в спину за не правильную парковку.
Я под конец испытал сумасшедшую тоску и грусть.
7 сентября 2007