Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чёрная шапочка |
английское название: |
Mavroscoufitsa |
год: | 2002 |
страны: |
Кипр,
Италия
|
режиссер: | Yannis Yapanis |
сценарий: | Yannis Yapanis |
продюсер: | Elmos C Neocleous |
видеооператор: | Yannis Yapanis |
композитор: | Yannis Yapanis |
монтаж: | Джакоббе Гамберини |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 мая 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 10 мин |
И мне понравилась — поверишь, друг? // Работа радостная ног и рук
Возможно, сказку о Красной Шапочке (которая тогда не была красной и гуляла без шапочки) рассказывали уже в XI веке. Девочка (или девушка) чего только бабушке не носила — то рыбу, то сыр, то ягоды. Но современной бабушке нужен кокаин вместо съестного. А средневековые сказки ей тем более не нужны. Кому интересны простые сюжеты во времена «Нимфоманки» и «Голодных игр»? Разве что старичкам-структуралистам.
Чего ради Яннис Япанис снял короткометражку о маленьком грязном мирке, который напоминает столешницу с препятствиями, остаётся только догадываться. Краткое описание фильма, которое было предложено авторами из снисхождения к фестивальным обозревателям, содержит фабулу: Чёрная Шапочка доставляет наркотики бабушке, но наркотики эти её мать ворует у Волка, и Волк не в восторге. Можно изложить цепь событий иначе. Мать уговаривает Чёрную Шапочку пойти к слепому дедушке и отнять у него оружие, но Волк добирается до дедушки первым и обрезает ствол. На наркопритон/бордель совершают нападение религиозные экстремисты. Директор фабрики по производству болторезов сошёл с ума и замораживает свою мочу, а Чёрная Шапочка ждёт огра в маске слона.
Япанис достоин похвалы за свободу, которую он даёт зрителю: его произведение можно трактовать как угодно, оно мило и просто снято, оно короткое, не содержит ни одного слова и ни одного лишнего звука. На чёрно-белом столе с пятнами света поют птицы, герои вечно трахаются (в память об исконно сексуальном смысле сказки про Большого Серого Волка в постели с юной девой), лениво друг друга пытаются ударить и злобно хохочут. Этот фильм — антитарантино благодаря отсутствию болтовни и антилинч благодаря бесцветности и отсутствию символов. Что с того, что весь мир напоминает кокаиновый стол, а пятна света похожи на дороги порошка? Так получилось; чёрно-белая форма под старость — это модно, на фоне однообразного цветного текста — выигрышный вариант для любого фестиваля.
Но главная свобода состоит не в вольности интерпретации, а в том, что, превращая искусство в неискусство (и действительно — что это как не дорогое школьное сочинение по мотивам ещё не снятого Догвилля?), Япанис добился главного: его вещь совершенно не обязательно смотреть. Сложно не смотреть фильм, если есть шанс посмотреть, — кино штука хитрая, оно изымает из реальности небольшой фрагмент, наполняет его движущимися картинами, которые опережают медлительную жизнь и притягивают взгляд.
«Шапочка» не такая, она упорно выталкивает вас туда, где экранов нет. «Вдумайтесь, — просит она, — эти люди исполняли странные движения на съёмочной площадке, они могли всю дорогу пыхтеть и смеяться, а вы даже лиц не видите, узнаёте их по штанам!» Чёрная шапочка — это девица-нимфоманка, которая улыбнулась вам в вагоне и которую вы привели домой, чтобы молча трахнуть и отпустить ко всем чертям. Ну и что, что время второй час и метро уже закрылось. На улице дождь, она уходит по лужам в туман, а вы выкидываете в окно использованный презерватив: мокро, скользко, весело, хотя и забудется, если не записать наутро.
15 июня 2017
В последние десятилетия понятие «арт-хаус» стало широким, как никогда. В него теперь входит и авторское кино, и независимое, экспериментал и т. д. Но в сознании простого обывателя арт-хаус прочно закрепился за интеллектуальными произведениями «не для всех», альтернативой студийному мейнстриму. И это обстоятельство открывает большие возможности для деятельности. Творец больше не боится быть непонятым, напротив он этого жаждет. Непринятие массами становится высшей оценкой и оказывает влияние на оценку условной «интеллигенции». Отсюда в любом виде современного искусства возникает два относительно новых и совершенно противоположных подхода: либо намеренно усложненные перегруженные конструкции, либо характерное упрощение, небрежность и помарки в выполнении. Оба метода созидания позволяют спрятать очевидные недостатки произведения за неясной концепцией, еще более туманной идеей и якобы нестандартностью мышления. И, как известно, творец вовсе не обязан унижаться до объяснения собственного творения. Так и вырастают, словно грибы, новые художники, поэты, режиссеры.
Киприотский арт-хаус «Черная шапочка» оставил минимальный след в истории кино. Самое большое и одновременно единственное его достижение — номинация на лучший короткий метр в 2002 году в рамках Каннского кинофестиваля. Но выиграл конкурс короткометражек тогда другой фильм. Примечательно, что человек по имени Яннис Япанис, автор «Черной шапочки», так больше и не подарил миру ни одной картины, а ведь, казалось бы, демонстрация его незатейливого фильма самому Линчу, бывшему в том году председателем жюри, должна была вдохновить на следующие свершения. Но не вложил ли Япанис в первое и единственное произведение все собственные потуги на оригинальность?
Краткая аннотация к «Черной шапочке», гуляющая по интернету, едва ли даст меньше, чем непосредственное знакомство с картиной. По-крайней мере, в ней изложена фабула короткометражки, которую довольно сложно понять при просмотре. На экране мелькают тени, фигуры, скрытые во мраке, все выполнено в строгой черно-белой гамме. Япанис переделывает классическое содержание сказки о Красной шапочке на «новый лад», рассказывая страшную историю о наркотиках и похоти, царствующих в бедном интерьере убогого домишки. Сквозь густой черный и мутный серый к зрителю с большими усилиями белыми пятнами иногда пробиваются эпизоды, что не дают полное представление о сюжете, но хотя бы заставляют делать предположения. Япанис делает акцент на животном совокуплении, белом порошке, смакует процесс опорожнения мочевого пузыря. Взаимодействие людских фигур с предметами обстановки и друг другом подчеркнуто театрализовано и гипертрофированно, как и редкие закадровые звуки — четкий перестук женских каблучков, неприятный смех мужчины. Вот, пожалуй, и все, из чего состоит короткометражка. Тщетно искать здесь второе дно, скрытые идеи, единственный символ вынесен в заглавие фильма. Отсутствие множества трактовок, неоднозначных образов в качестве пищи для ума и не позволяют режиссеру спрятаться за оригинальную концепцию, которая, впрочем, тоже подвела. Такое переосмысление сюжета о девочке, попавшей в лапы к волку, имело бы право на существование, не будь оно до крайности банальным и вторичным к 2002 году, а оттого и нелепым, и похвалить творца можно лишь за длительность короткометражки, составляющей всего 10 минут. Оноре де Бальзак писал: «Нет шедевров, погибших в забвении», и «Черная шапочка» превосходно иллюстрирует этот афоризм.
1 из 10
13 июня 2017
Кипр — древнейший гео-социо-исторический камень, лежащий в основе нашей современной цивилизации. Его корни уходят в древность былин, легенд и сказаний. Многие из этих мифов и сказок уже забыты, какие-то стали алмазами мировой коллекции культурного наследия, а какие-то стали основами стереотипов, клише и ярлыков. Вот и этот коротыш, если присмотреться к нему внимательнее — этакий троллинг разнообразных одиозных представлений как о Кипре в частности, так и о кинематографии в целом. Попробуем посмотреть наиболее вопиющие мифы и узреть, как они отобразились на примере этого проекта.
Миф.
Кипр — НЕ средиземноморское государство. Источников у мифа минимум два. Первый — пресловутое «Горе от ума», когда люди воспринимают Средиземное море не как единый водоём, а как то, что получится, если из него вычесть Эгейское, Тирренское, Адриатическое и прочие моря. В таком случае Кипр действительно окажется в этакой «серой» зоне. Есть и другая крайность. Некоторые люди слышали, что Кипр что-то древнее, но что и где… может поглощённый песками Египет или Междуречье?
Как в фильме.
В фильме нет, не только моря, но даже ручья. Так может Кипр и в самом деле оазис посреди Сахары?:)
Миф.
Кипр — страна фильмов для взрослых. Если зайти на среднестатистический сайт о кино и отфильтровать фильмы по стране Кипр, то можно заметить, что изрядное число опусов будет продукция для взрослых.
Как в Фильме.
В фильме половину экранного времени народец совокупляется в худших традициях отечественного прона. То есть бессмысленно и некрасиво.
Миф
Кипр — не суверенное государство, а часть то ли Греции, то ли Турции, то ли России.
Как фильм.
Впервые набрёл на сабж лет 10 назад. Тогда увлекался фильмами, где в графе страна была только, например, Норвегия, Алжир или Монголия. Тогда у этого коротыша в графе страна был только один Кипр. Сейчас на всех киносайтах добавили минимум Италию.
Миф.
Кипр — нищая страна, а значит и кинематограф там… малобюджетный.
Как в фильме.
Судя по качеству картинки, кино снимали подручными средствами. То есть в туристических местах, чтобы вернуться люди бросают, скажем, в фонтан или море бесхозные вещи монеты, пуговицы, старые мобильники. Исходя из качества картинки — съёмочная группа набрала, таким образом, дюжину трубок с посаженными аккумуляторами, маломегапиксельными камерами и крошечными устройствами хранения. Расположили это добро в некоем домике каких-то местных барыг и рандомно звонили на них использую в качестве звонка щебет птичек, чтобы не палиться. Потом всё это добро собрали. Рандомно смонтировали и — вуаля. Готов фильм.
Часто более частный и мелкий миф является частью более глобального мифа.
Глобальный миф.
Чтобы победить в Каннах — нужно продемонстрировать шизовый и непонятный фильм. Если никто ничего не поймёт — победа гарантирована.
Как фильм.
За минимум 15лет, на 150 сайтах о кино не смотря на известность фестиваля в Каннах и на статус победителя — Шапочка даже не набрала минимума по оценкам, а люди, перечисленные в съёмочной группе, за редким и второстепенным исключением, больше никак себя и нигде не проявили. Я нашёл всего 5 откликов и те были типа: «Ой, какой хороший фильм». То есть сказать о ПОБЕДИТЕЛЕ ПРЕСТИЖНОГО ФЕСТИВАЛЯ народу нечего и оценивать его тоже… не оценивается. Написал одному критику, мол, чем фильм то хорош? А тот мне отвечает — это ж каннский победитель — нельзя его ругать, сочтут за неуча и гопника…
Что ж. Подведём итоги. Чёрная шапочка собрала в себя кучу кучную дикой дичи стереотипов и клише о Кипре, являясь по сути сама ходячим стереотипом. Всё бы ничего вот только стереотип, клише и ярлык, по сути, есть ложь. А в ложь не стоит верить. Вот и я этому фильму — не поверил.
13 июня 2017
В дьявольском переосмыслении классических сказок определенно есть что-то изощренно-притягательное. Фактически любой сюжет, рассказываемый детям на ночь, под нужным углом предстает каким угодно, только не способствующим безмятежному сну. Шарль Перро, Эрнст Гофман, братья Гримм и даже милейший Андерсен писали о жутких вещах, стоит лишь вообразить их в более-менее реальных условиях. Желала бы какая-нибудь мама своей дочери разделить участь Русалочки, лишившейся голоса ради любви? И хотел бы условный папа для сына судьбы Стойкого оловянного солдатика? Сказки страшны, и большинство не нуждается в накручивании леденящих душу подробностей — они присутствуют и в оригинале. Но, разумеется, простор для фантазии есть всегда. К примеру, достаточно домыслить исход «Красной шапочки», чтобы она предстала полноценным гимном маргинальному существованию.
Яннис Япанис оригинально истолковал фразу знаменитого фотографа Тэда Гранта: «Когда вы снимаете людей в цвете — вы фотографируете их одежду. Но когда вы переключаетесь на черно-белую фотографию — вы запечатлеваете их душу». Душа в короткометражке киприота если и есть, то под стать интерьеру — мрачная, грязная и отталкивающая. Алый чепчик местной девицы заменен на черного собрата, пубертатный период в самом разгаре, вместо пирожков — кокаиновые кучки, а волк не зубаст, но похотлив. Не жизнь, а запачканная дерьмом малина, где садовые ножницы проиграли в конкурентной борьбе пистолету. Что-то вокруг юной наркоманки происходит, дурман время от времени рассеивается, однако ясности в мозгах не прибавляется. Возможно, по версии автора, это уже загробная жизнь или предсмертное видение, но стоны раздираемой волчьей ненасытностью Шапочкиной матери, сардонический хохот, смачные удары кулаков по лицам и шум выстрелов убеждают, что до испускания духа еще далеко.
Чернушное творение с острова Афродиты пролетело мимо Каннской ветви, но само наличие его в программе фестиваля намекает на что-то большее, чем любовь устроителей к фриковатым произведениям. С некоторой натяжкой, картину можно считать метафоричным изображениям пороков, переполнивших общество. Безвестному Япанису очень далеко до Ларса фон Триера, Ким Ки Дука и Алексея Балабанова, и его короткометражка сравнима с ожившим черно-белым фотоснимком. Исполнен он небесталанно, однако цельным впечатлением похвастаться не может. Вышел не призыв и не предупреждение, а циничная насмешка в духе «вы еще не знаете правду, но я вам покажу». Падение на дно, кто бы что ни говорил, процесс долгий, мучительный и болезненный, но вовсе не обязательно, что впереди ожидает лишь мрак. Однако у киприота так и происходит, и в щедрости размазывания густых как деготь красок он явно преуспел. Другое дело, что маргинальной эстетики, присущей классикам жанра, нет и близко, фильм не обладает даже самой грубой из форм обаяния. Это такой мерзостный псевдосказочный фарс, в котором без труда проглядывается идея, но нет полноценного прочтения. Впрочем, если рассказать колоритный сюжет сыну или дочери на сон грядущий, то можно быть уверенным: кошмары сами найдут дорогу к ребенку.
3 июня 2017