Рейтинг сериала | |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Буря над Европой. Кочующие племена |
английское название: |
Sturm über Europa - Die Völkerwanderung |
год: | 2002 |
страны: |
Германия,
Австралия,
Ирландия,
Австрия
|
режиссеры: | Кристиан Фейерабенд, Уве Керскен, Нина Косхофер, Кристиан Твенте, Моника фон Бер |
сценаристы: | Уве Керскен, Кристиан Фейерабенд |
продюсеры: | Игорь Кристоф, Уве Керскен, Петер Аренс, Олаф Грюнерт |
видеооператоры: | Мартин Крист, Torbjrn Karvang, Марк Ример |
композитор: | Thomas Wolter |
художники: | Ивета Трмалова, Борис Кристоф, Игорь Кристоф, Vladimr Kristof |
монтаж: | Марк Шуберт, Jan Wilm Schmlling |
жанры: | документальный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 февраля 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Sturm uber Europa – хороший пример того, чем западное (например, европейское) НЕ игровое кино отличается от нашего старого документального. Формально эти явления одинаковые и то, и другое НЕ художественный кинематограф, но сами знаете, КТО прячется в мелочах.
Наше старое документальное кино базировалось на документах, артефактах и прочем достоверном или относительно достоверном фундаменте. Фактическому материалу люди уделяли достаточно времени при этом на экране подолгу шли дискуссии с какими-нибудь профессорами. Особняком стояли визионерские фильмы о природе, но об этом в другой раз. Главная цель старых документальных картин – ответы на вопросы, расширение зрительского кругозора, материал был рассчитан либо на подготовленных энтузиастов, которые были в теме, либо на школьников и студентов, которым требовался материал для учёбы.
Европейское и американское (японское, австралийское) НЕ игровое кино в реальности игровое, только с маленькой и часто совершенно незаметной частичкой «НЕ». То есть НЕ игровое кино оказывается некоей разновидностью … игрового. Поэтому часто основой являются не документы или артефакты, а творческий вымысел из серии «Я так вижу» или «Мне так кажется». Как итог, диктор постоянно говорит, что документов не сохранилось, артефакты не найдены, выводы делаем на основе мифов, легенд и устного народного творчества и как итог - документальная ценность такого проекта оказывается под большим вопросом. Впрочем, цель оправдывает средства. А в чём цель НЕ игрового кино? А такая же, как и у игрового – развлечение, прибыль плюс несколько побочных, но важных целей о которых ниже.
Итак. Если представить «Бурю над Европой» как художественный игровой фильм, то противоречий сразу станет меньше. Несколько примеров. В нашем старом документальном кинематографе, если теорий было несколько, то старались их озвучить, а то и доказать или опровергнуть. В западном НЕ игровом кино, если теорий было несколько, то брали только одну, а про все остальные ничего не говорили, словно их и не было. В итоге за бортом, например, остался спор о том – действительно ли те или иные племена были германцами. Теорий о том, что какие-нибудь готы или там вандалы были славянами или кельтами или вообще финно-угорами хватает, но теории не вписываются в повестку, а значит ну их на фиг. Мне могут возразить, что нельзя объять необъятное… Пусть так, но в сериале было очень много времени выделено, скажем, на различные реконструкции типа переправы через реки или просто колонны варваров или вялых и не эпичных батальных сцен, и эти колонны, переправы или бои явно были игровые с актёрской игрой, трюками и спецэффектами… Это точно документальный сериал?
Ещё один показательный момент. В наших документальных проектах не было прямой и грубой манипуляции. Зритель получал, например, научный, или производственный, или политический контент «для всех». А теперь посмотрим, как обстоят дела с «внутренней архитектурой сюжета» (особенно ярко это видно в первых двух сериях). Нам показывают передовые европейские страны от Германии, стран Балтии, Франции, Англии до Венгрии. Там уважаемые и авторитетные леди и джентльмены находятся в дорогих университетских условиях, а про хранилище черепов и искусство реконструкции нам не просто показывают, а максимально акцентируют внимание – смотрите, какое совершенное и современное высокотехнологическое у нас хранилище. Контрастом идут эпизоды в Польше и России. Какие-то люди находятся просто под открытым небом на раскопках. Никаких хранилищ и высоких технологий. Все на своих ногах и роют своими руками. А у нас ещё стараются запихать в кадр старенький УАЗик…
Эти и другие примеры, где нам прямо-таки навязывают норманизм, очень раздражают.
Другая проблема – выбор тех или иных племен в качестве ведущих. Почему выбрали кимвров? Ну вот выбрали, и всё тут. Очень умилило отношение к тевтонам, которые самостоятельно почти не упоминались. Структура повествования была примерно такой. Кимвры пошли в ту сторону … с ними увязались тевтоны. Или была битва в которой кимвры с римлянами… а ещё в этой битве были тевтоны… Хотя о тевтонском ордене, пусть не имевшем прямое отношение к тевтонам, мы хотя бы краем уха слышали, а вот о кимврах… тем не менее тевтоны по ходу упоминались до кучи, чтобы добавить пиара упомянутым кимврам.
Отдельно упомяну гуннов. С ними вообще цирк. Авторы сериала, как мне кажется, и сами не решили, считать их германцами или нет. В итоге, долго ходили вокруг и около пока не прошли соответствующий исторический период. Нормального ответа по гуннам так и не сообщили, хотя это племя оставило намного более весомый след, чем те, кто упоминался с ними рядом, но кому сценарист и режиссёр нашли место в сюжете.
Но, если это всё-таки художественный фильм, пусть и снятый в жанре НЕ игрового кино, то можно предположить наличие главных героев, злодеев и их отношений. И тут проблема. Сериал называется «Буря над Европой», но на протяжении всего сериала все эти кочевники не зависимо от того были они германцами, славянами или кельтами, а то и вообще степняками какими-нибудь, так вот эти кочевники были похожи не на бурю, а скорее на наводнение. Причём некоторые племена приходили, что-то делали, потом или уходили, или растворялись в местном населении (исключение, судя по фильму, было только одно - Англия), но это не буря. При этом ведущий постоянно напирал на то, что именно нашествие германских племён, по сути, и стало начало современной Европы.
Противоречие можно разрешить, если выйти из плоскости, в которую загоняют нас режиссёр и сценарист. В классическом драматическом или трагическом художественном фильме главный герой проходит ту или иную эволюцию. В начале главный герой может выглядеть как злодей, как отрицательный персонаж и нам в первых сериях об этом прямо говорят, что варвары зачастую не занимались ни сельским хозяйством, ни наукой, они просто приходили и брали то, что могли взять – этакие античные гопники. Затем начинается эволюция, и вот уже в одной из последних серий нам показывают, как в Испании варвары пытались скопировать романский стиль. Получилось плохо и примитивно, но это уже был не грабеж и насилие. На следующем этапе уже пошла ассимиляция и при этом последние варварские королевства описывают максимально положительно, особенно выделяя веротерпимость. В какой-то момент варварские королевства достигают пика могущества, и тут начинается буря над Европой, которая и изменила и эту самую Европу, и королевства, и вообще всё.
Так что же с точки зрения сериала стало бурей над Европой, которая смяла и трансформировала всё это варварское великолепие? Смотрим последние минут 15 сериала и получаем ответ на вопрос.
Буря над Европой – это не кочующие племена. Буря над Европой – это католичество.
24 июня 2024