Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Стрекозы |
английское название: |
Øyenstikker |
год: | 2001 |
страны: |
Норвегия,
Швеция
|
режиссер: | Мариус Хольст |
сценаристы: | Николай Фробениус, Ингвар Амбьорнсен |
продюсеры: | Сигве Эндресен, Мариус Хольст, Орхан Карлсен, Aagot Skjeldal, Турид Ёверсвеен, Хакан Бьеркинг, Поль Слетауне, Хокон Эверос |
видеооператор: | Юн Кристиан Розенлунд |
композиторы: | Четиль Бьеркестранд, Магне Фурухолмен |
художники: | Катрина Леа Таг, Шарлотта Густафссон, Лотта Валлин |
монтаж: | Софи Хессельберг |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 июля 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Суть сюжета вообще не отличается новизной — влюблённая пара живёт тихой жизнью в лесочке, ждёт ребёнка, всё у них мирно и хорошо. Казалось бы. Вот о чём умалчивает официальный синопсис — суть вообще не в том, что появляется какой-то там друг и начинает уговаривать отца семейства снова вернуться к тёмным делишкам прошлого. И суть совершенно даже не в том, что из-за всего этого возрастает недоверие в семье и вся эта идиллическая картинка вдруг рушится о пол и вдребезги. И суть даже не в том, что рождение детей кому-то там в чём-то помогает. Не помогает — вообще ни на грамм.
На самом деле, Хольст отчаянно пытался (если так вообще можно говорить о скандинавских режиссёрах) показать нам то, насколько медленно, но планомерно, не успев даже создаться, начинает разваливаться семья, построенная на изначальном недоверии. Если говорить ещё более просто — на тотальном вранье. Потому как — да, разумеется, никто из двоих якобы искренне и светло влюблённых в своих старых грехах признаваться заранее не рискнул, разумеется, всё это замалчивалось и пылилось в тайничках собственного сознания, разумеется, всё это одномоментно всплыло в самый неподходящий момент — и да, разумеется, обсудить всё уже произошедшее никто даже и не попытался.
Знакомая история, не правда ли? Ну, если криминал вычесть. Да, у всех хотя бы раз в жизни, но такое случалось. Так вот, вспомните — помогало ли что-нибудь на самом деле в подобной ситуации? И да, вы сами себе ответите — «ну вообще-то нет, даже если мы и пытались». Ну вот и тут, собственно, всё ровно по такому же принципу — они не обсуждают, они не разговаривают, они утаивают, они недоговаривают, дабы не заставлять друг друга волноваться, они слишком о многом молчат, они лгут — а этот самый свежеобъявившийся старый якобы друг что делает? Да ну понятно же всё — попросту пользуется тем, что всё изначально уже дышало на ладан.
А в чём суть конфликта? Да ну вот сами попробуйте угадать. Разумеется, в том, что по версии главного героя, как водится, виноват-то кто? Разумеется, этот самый друг. А с позиции друга всё выглядит как? Разумеется — он не виноват, потому как, собственно, а в чём он виноват? А прав в данной истории кто?
А вот в том-то и парадокс, что никто. Более того — никто из всех героев (а их, к слову, отнюдь не два, а пять — если брать ключевых). Но, опять же, а задайте себе вопрос — а сколько раз вы заставляли себя поверить в то, что всё ещё можно восстановить? Ну вот и они заставили, в конечном итоге. Только главный-то вопрос так и остаётся неразрешённым — неужели это вот всё, рассыпающееся моментально, и зовётся человеческим счастьем, и нужно ли оно хоть кому-то на самом деле?
Для самих героев — да, ответ очевиден: они все цепляются за эту соломинку. Но в том-то и заключается удивительность работы Хольста — он сумел так эту ленту снять, что зрителю одновременно видно и видение героев, и видение самого режиссёра. И вот сам режиссёр, что характерно, ровно так же, как и мы, никакого счастья в том во всём не обнаружил, более того — ещё и всё острые его углы максимально обнажил.
А уж с какой стороны вы на то всё смотреть будете — это, разумеется, ваше личное дело. Но смотреть в любом случае стоит.
10 января 2017
Мария и Эдди живут на заброшенной ферме вдали от мирской суеты, наслаждаясь чистотой природы и своих чувств. Они нашли друг друга, когда обоим было нелегко, найдя спасение во внезапно возникшей любви. И плод этой любви уже лежит в чреве красавицы Марии, открывшейся немому соседскому мальчишке, которого бородатый здоровяк Эдди учит плавать в озере неподалёку.
Обычная поездка за продуктами, случайный взгляд через плечо, негаданная встреча. С прошлым, с тем, кого он считал своим другом, кого он не видел пять лет. Пять лет, которые его знакомец провёл в тюрьме, отбывая срок за общие с Эдди грехи молодости.
Они могли не заметить друг друга, они могли просто разминуться. Но радость от встречи с другом пеленой застлала глаза Эдди, не заметившего пристального взгляда своего приятеля, расчетливых поступков, неслучайных происшествий. Другу нужен был Эдди. Не как друг, а как подельник. У друга на уме было дело. И надо было принудить Эдди взяться за старое.
И жизнь двоих, до того казавшаяся безоблачной и счастливой, начинает рассыпаться, как песчаный домик под ударами приливной волны. Душевные муки охватывают до того счастливых влюблённых, разъедая их чувства ржавчиной недоверия, ревности и презрения. Актёрам вполне хватает ярости и глубины в выражении чувств и эмоций, но психологизм происходящего нагнетается ещё и концентрированным сценарием, опутавшим фильм серией странных событий.
Это в целом сумрачное и нединамичное кино взрывается лишь в финале, как нарыв, выпуская наружу всё наболевшее внутри, отвергая боль и очищая душу, избавляя от гнёта прошлых ошибок. В чём спасение души? Что остановит разрушение? Где будущее? Дети.
7 из 10
11 сентября 2007