Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последнее солнце |
английское название: |
Abril Despedaçado |
год: | 2001 |
страны: |
Бразилия,
Франция,
Швейцария
|
режиссеры: | Уолтер Саллес, Emrah Semih Kosar |
сценаристы: | Карим Айнуз, Сержиу Мачаду, Уолтер Саллес, Джоао Морейра Селлз, Даниэла Томас, Исмаил Кадаре |
продюсеры: | Симон Арналь, Марсело Торрес, Рут Вальдбюргер, Каролин Беньо, Бету Бруно, Кристина Крассарис, Жан Лабади, Кароль Скотта, Артур Кон, Лиллиэн Бернбаум, Маурисио Андраде Рамос |
видеооператор: | Валтер Карвалью |
композиторы: | Эд Кортес, Антонио Пинто, Бету Вилларес |
художники: | Кассио Амаранте, Кау Альбукерке, Marcelo Larrea |
монтаж: | Изабель Рэтери |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $19 861 |
Мировые сборы: | $805 755 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2001 г. |
на DVD: | 11 июня 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Актер Родригу Сантору – это бразильский Леонардо Ди Каприо: в ерунде сниматься не будет, ибо фильмы выбирает с особой тщательностью, не пренебрегая, впрочем, и теленовеллами. Я уже рассказывал о «Семиглавом звере», в котором он фантастически сыграл роль наркомана, пришло время поведать о другой его работе – «Abril Despedacado» («Разбитый апрель»), который в российском прокате получил название «Последнее солнце».
1910 год. Сюжет картины крутится вокруг двух враждующих семей – Бревеш и Феррейраш (почему-то сразу вспоминается противостояние Медзенга и Бердинацци в «Роковом наследстве»). Причина противостояния уходит корнями далеко в прошлое: несколько поколений не могут разобраться с землями, на которую претендуют оба клана. В семье Бревеш враги убивают старшего сына, и средний, 20-летний Тоньо (его как раз играет Сантору), обязан отомстить за его гибель. Но, если он истребит кого-то из семьи соперников, сам становится объектом для убийства. Ему приходится выбирать: достойно защитить честь семьи, либо положить конец бессмысленным распрям.
Повествование «Последнего солнца» ведется от лица Паку (Рави Рамус Ласерда), младшего братишки Тоньо. Несмотря на свой юный возраст, малыш, не умеющий ни читать, ни писать, тоже вовлечен в соперничество семей, и на пару с братом борется за справедливость. Семейную традицию особо чтит грозный отец мальчишек, которого сыграл Жозе Дюмон («Земля любви»), а матери (Рита Ассермани) остается лишь смириться с судьбой. И плакать.
Фильм основан на романе албанского писателя Исмаила Кадаре «Разбитый апрель», который уже экранизировали во Франции в 1987 году. Однако в Бразилии его адаптировали под реалии начала XX века и перенесли место действия из Албании в штат Баия, где и проходили съемки. Потрясающей красоты виды, антураж, атмосфера начала XX века позволила снять фантастического визуала фильм, а операторская работа превзошла все ожидания. Даже если вы не поклонник фильмов про месть, его стоит смотреть хотя бы из-за сине-желтых тонов «Солнца».
В ноябре 2015 года картина вошла в список Ста лучших бразильских фильмов всех времен, составленный Бразильской ассоциацией кинокритиков. Картина находится на 58 месте, обогнав того же «Семиглавого зверя», «Карандиру» Эктора Бабенко и «Клоуна» Селтона Меллу.
А ещё «Разбитый апрель» претендовал на премию «Золотой глобус» и участвовал в гонке за попадание в финал номинации «Лучший иностранный фильм» на «Оскаре». Несмотря на то, что фильм «прокатили» и там, и там, Сантору стали приглашать в международные проекты, о чем актер не раз мечтал. Зато «Последнее солнце» одержало победу в Венецианском кинофестивале. А значит, мировое сообщество фильм заслуженно оценило.
8 из 10
19 октября 2021
А он придёт и приведёт за собой весну,
И рассеет серых туч войска.
А когда мы все посмотрим в глаза его,
На нас из глаз его посмотрит тоска.
Если на секунду забыть о языческих божках-трансвеститах с дымом и кольцами из ушей и всех прочих частей тела, о слащавеньких нереальностях, по какому-то нелепому недоразумению именующихся любовями, да к тому же ещё и рождественскими (их спасёт только кейт с лео и гильотина), об оставшихся в живых мертвецах на далёких экзотических островах Первого канала и прочих просто мариях де ля росах, где много-много диких лакедемонян и мало-мало Родриго Санторо, то можно однажды открыть глаза — и увидеть опрокинутое небо, в которое мы всматривались когда-то очень давно, летая над Берлином, по ту сторону солнца, где апрель погибает и рождается вновь, навсегда.
Мы будем с замиранием сердца смотреть в это небо, но прогнивший канат внезапно оборвётся, герой грохнется на землю, и братья поменяются местами. Один умрёт сейчас, символически, а другой потом, уже по-настоящему. Но они ещё встретят свою огнедышащую русалку, поработитель которой никогда не пьёт воду. Мёртворождённый. Они все рождены мёртвыми, в смертном круге, из которого не вырваться. В плену у солнца, по ту сторону, где никогда не бывает дождя. Око за око, покуда все не ослепнут. Это замкнутый круг Ветхого Завета.
И выход в Новый. Ведь когда-то давно в морских глубинах жила девушка, обречённая на вечную смерть, на вечную смерть. Она отказалась мстить — и обрела бессмертную душу. Пятна крови на рубашках не стираются, их нельзя смыть местью, но только самопожертвованием.
Малыш уже принял крещение в своём Иордане. Всё свершилось — можно разорвать этот порочный замкнутый круг и выйти, наконец-то, на другую сторону, к морю. Наша огнедышащая русалочка сорвёт чёрную повязку — и хлынет дождь. Наутро герой проснётся и поймёт, что жернова судьбы остановили свой неумолимый ход. Искупительная жертва принесена. Цена заплачена и смыта кровью и дождём. А где-то вдалеке слышится такой знакомый и такой манящий шум волн.
И откроются двери домов.
Да ты садись, а то в ногах правды нет.
И когда мы все посмотрим в глаза его,
То увидим в тех глазах солнца свет.
*Погибший, или разбитый, или расколотый апрель — это заголовок романа, по которому поставлен фильм и благодаря которому можно понять, что албанский язык не такой уж и олбанский. С ним совпадает и оригинальное название самой картины, а в Бразилии снимают не только много-много диких сериалов, но и очень красивое кино. О настоящей любви. И настоящей смерти, которой не будет больше никогда. Если подумать, это не так уж и удивительно, ведь все мы знаем, какая статуя стоит в Рио-де-Жанейро.)
**Стихи взяты из песни Виктора Цоя «Апрель»
9 октября 2013
Бразилия, 1910-й год. Две крестьянские семьи охвачены родовой местью из-за участка земли, на котором построены их дома, и на котором ничего не растёт, кроме сахарного тростника. После убийства старшего брата 20-летний Таньо, средний брат, должен исполнить предписание и застрелить старшего сына в семье соседей. Так велит закон чести. И закон мести.
Но случиться это может не раньше полнолуния, когда пожелтеет испачканная кровью рубашка убитого. Это будет знаком окончания очередного временного перемирия — от убийства до убийства. Так уже несколько поколений две семьи методично истребляют друг друга. Никто не ропщет: все смирились и живут с ощущением близкой смерти, как с осознанием неизбежности смерти вообще.
Поскольку это не просто прихоть, и даже не проклятие. Это рок, которому нельзя противостоять. После того, как Таньо приводит родовой приговор в исполнение, он сам тут же становится мишенью. Соседские дети обманывают своего слепого отца, и тот преждевременно даёт добро на ответное убийство…
История рассказывается от первого лица, младшим из братьев, Малышом, которому суждено сыграть решающую роль в этой междоусобной битве. Ребёнок вновь становится знаковой фигурой, как и в предыдущем — самом знаменитом фильме Саллеса — «Центральный вокзал». Но на этот раз режиссёр максимально уходит от социума, во многом определявшего контекст его прошлой картины.
В «Разбитом апреле» события почти столетней давности дают ему возможность интерпретировать их как притчу, балладу или даже, как оперу. Героями движут чувства исключительно возвышенные. Здесь нет шкурных интересов, и никто не вправе пренебречь таким понятием как долг чести. Вот почему Таньо, даже после того как отец убитого лично повязывает ему чёрную повязку смертника, вовсе не стремится сбежать, а терпеливо ждёт своего часа, хотя вряд ли хочет умирать, ещё и потому, что впервые влюбляется в заезжую циркачку.
Этой работой, удостоенной приза МКФ в Венеции, Вальтер Саллес еще раз доказал, что является режиссёром N1 в родной Бразилии, которая из-за развитой «мыльной индустрии» совсем несправедливо воспринимается многими исключительно как метрополия телесериалов.
23 октября 2012
История бразильской семьи, находящейся в состоянии постоянной кровной вражды с соседями. Как только одна семья убивает кого-то из другой, убившему дается отсрочка в месяц, пока пятно крови на рубашке убитого, вывешенной на солнце, не пожелтеет.
А дальше на него открывается охота и дни его сочтены.. Семьи и не пытаются что- то изменить, прервать эту цепочку. «Глаз за глаз, пока все не ослепнут»,-как говорит Малыш, от лица которого ведется рассказ.
Изо дня в день перед их домом быки идут по кругу и крутят жернова, и изо дня в день эта семья, как и эти животные, идет по одному бесконечному пути. Все прекратит Малыш, ребенок, у которого даже не было имени изначально.
Очень красиво снятая драма! Особенно моменты выбора. Последние дни старшего брата. Он только заглянул в такую недоступную для него и уже невозможную прекрасную жизнь, погрузился в небо, взлетая на качелях. Но проходит немного времени и судьба снова заставляет идти по кругу, как быка.
10 из 10
29 сентября 2011
Ясно, это Гектор Бабенко испортил имидж Родриго Санторо, переодев его в женское платье заключённого тюрьмы Карандиру по имени Леди Ди. Положение усугубил Зак Снайдер, использовав актёра в роли полуголого пирсингованного Ксеркса в «300 спартанцев» — тогда стало казаться, что к актёру приклеивается своеобразное амплуа.
Но здесь, у Саллеса, совсем другой Санторо — деревенский нецелованный красавец, юноша, не видевший в жизни ничего, кроме сохи и механического пресса для отжима сахарного тростника с бродящим по кругу измученным ослом. Жизнь его семьи — вечная вражда с соседями, о которой напоминает домашний «иконостас» из фотографий убитых родственников, в которые с грустью всматривается его одержимой местью отец, перед тем, как отправить старшего сына в очередной раз принести кровавую дань смерти.
Совершив убийство, Тоньо встаёт в очередь на тот свет, ожидая дня, когда пожелтеет кровь на рубахе его жертвы, вывешенной ритуально полоскаться под безжалостным солнцем на беспощадном ветру.
Тяжелое, гнетущее ощущение неизбежного, попытка принести извинения и разорвать замкнутый круг — напрасно. Черная перевязь на плече — эмблема печали, гнетущей его младшего брата — Паку, мечтательного паренька, вопреки возрасту, вынужденного думать и размышлять о скоротечности этой жизни.
Хмурая пелена неизбежности заполняет неторопливые сцены сельского быта и борьбы противостоящих кланов, для которых давно уже не важно, отчего и зачем, главное — перегнать соседей в кровавой гонке, успев первым искоренить чужой род.
Месть стала частью их обычной работы, также подчинённой правилам, как и всякая другая: кровник будет ждать до последнего солнца, до последнего рассвета, выжигающего цвет кровавого пятна, отмеряя срок жизни приготовившегося к смерти Тоньо.
Покой обреченности нарушил баловник Паку, притащив Тонью на представление бродячих циркачей: там из случайного знакомства с красоткой Кларой возникло чувство, ради которого и была придумана жизнь, жизнь, которой ведёт последний отсчет неумолимо всходящее солнце.
Один Паку рад любви своего брата, счастливо наблюдая за развитием их романтических отношений, надеясь, что сбежав с подругой, тот избежит страшной участи, разорвав цепь бесконечного умерщвления.
Две любви против одной смерти: дорожащие друг другом братья и первая женщина — новый рассвет, который может оказаться последним. Боль, страх потерять и расстаться, обязательства перед семьёй, непоколебимым отцом и смиренной матерью.
Тоньо не делает выбора, он подчиняется судьбе. Санторо предстаёт в роли обреченно счастливого человека, покорившегося неизбежности традиционной смерти, а Рави Рамос Ласерда — беззаботно вольного мальчишки, чувствующего и понимающего сердцем, что так нельзя.
Саллес ищет выход из исступления злобы, переводя взгляд с одной стороны на другую, думая, что разум возьмет свое, наполняя фильм радостью первой ночи перед последним солнцем, но обнаруживает горькое: смерть можно остановить только другой смертью. И только так.
13 августа 2009
В этой картине нестандартно представлена тема кровной вражды соседей из-за претензий на землю. Образ жизни бразильской семьи на хуторе мало чем отличается от жизни быков, которых она использует в хозяйстве. Мне были интересны, пожалуй, только персонажи, представляющие юное поколение, судьба которого, казалось бы, предопределена…
Полагаю, что «Малого золотого льва» на Венецианском кинофестивале 2002 года и номинации на «Золотой глобус», и кинопремию Британской академии за Лучший фильм на иностранном языке «Последнее солнце» получило, прежде всего, за невероятной красоты съемки, потому что внутренняя энергетика картины и режиссура отстают от их уровня с заметным отрывом.
Фильм, на мой взгляд, неровный и не настолько трогательный, каким мог бы получиться у иного режиссера, хотя тема обязывает…
Уверена, что для ценителей и знатоков операторского искусства не иметь этого произведения в коллекции непростительное упущение.
Поставить меньше «девятки» у меня дрогнула рука…
9 из 10
28 февраля 2009