Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Настоящий человек |
английское название: |
Et rigtigt menneske |
год: | 2001 |
страна: |
Дания
|
режиссер: | Оке Сандгрен |
сценарий: | Оке Сандгрен |
продюсеры: | Петер Ольбек Йенсен, Иб Тардини |
видеооператор: | Дирк Брюэль |
монтаж: | Каспер Лейк |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 апреля 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Оке Сандгрен, в своих режиссёрских работах, сосредотачивает основное внимание на семье, а его главными героями становятся дети и их родители. В трагикомической «Рогатке», юного Ролланда (главного героя) угораздило родиться в семье социалиста и еврейки, но он не унывает, преодолевая все жизненные перипетии с детским, неиссякаемым оптимизмом. Правда, его широкий и новаторский подход к маминому, подпольному бизнесу торговли презервативами, не находит понимания у родителей. Которые, почему-то не оценили перспектив расширения рынка. Ведь соседская детвора нарасхват скупает их вместо надувных шариков. А среди одноклассников пользуются спросом сделанные из них рогатки. А вот идеи «планирования семьи», которые продвигала, почти столетие назад, мама Ролланда нашли своё отражение в «Настоящем человеке». Но, обо всё по порядку.
На первый взгляд, перед нами фэнтезийная история некоего существа, жившего за обоями, в стене старого дома. Вернее, жило это существо в воображении маленькой девочки Лизы, как её не рождённый брат. Она говорила с ним и молилась о том, чтобы он стал настоящим человеком. После автомобильной аварии и сноса старого дома, погибшая девочка ставшая феей, вызвала к жизни своего воображаемого брата. С этого и начинаются городские приключения молодого человека, с разумом и душой ребёнка. При встрече с ним, люди открывают свою сущность, им нет нужды в масках, ведь перед ними «инопланетянин», блаженный, он не осудит. Поэтому директор магазина нагружает на него внеурочную работу, а также видит в нём объект для реализации своих тайных, гомосексуальных желаний. Девушке Тане тоже легко с ним, он ничего не требует и не обманет. А его «родители» и, по совместительству соседи, приходят к нему поплакаться на свою опустевшую жизнь. Будет много смешных моментов: первые опыты с приёмом пищи. Первый, неудачный, поход в туалет (ведь оказывается необходимо сначала снять штаны). Будет радость открытия консервного ножа и много других смешных ситуаций. Будут и трагикомичные моменты. Ведь Ахмед (наш герой изволил именоваться именно так), по сути ребёнок, органично чувствует себя среди детей, и они легко общаются с ним. Но, взрослые расценивает поведение Ахмеда как педофилию. Авторы касаются как самих социальных язв общества, так и фобий, которые они рождают.
Однако, хотелось бы вернуться к тому самому, пресловутому «планированию семьи» и началу нашей истории. За обедом с близкими выясняется, что воображаемый Лизой брат не просто выдумка ребёнка. Шарлотта, её мать, десять лет назад сделала аборт. Откуда это стало известно девочке не оговаривается, но она постоянно «общается» с ним. А с кем ей ещё общаться, ведь родители всегда заняты. Поэтому она и желает всем сердцем, чтобы он жил. Трагическая авария случается в тот момент, когда родители в очередной раз решают конфликтную проблему — кто же заберёт дочь из школы. С этого момента мы параллельно наблюдаем первые жизненные шаги большого ребёнка, который нуждается в защите и помощи и разрушающиеся остатки того, что ещё недавно было семьёй, а теперь распалось на два жалеющих себя эгоизма. Шарлотта и Вальтер стремительно отдаляются друг от друга. Апофеозом фальши и лжи является встреча супругов в ресторане, где у обоих свидание с любовниками.
Авторы затрагивают одну из основополагающих проблем западной, пост христианской цивилизации. «Планируя» семью, родители приносят в жертву своих «не вовремя» зачатых первенцев. Кладут их на алтарь будущего благополучия. Но, когда кажется что оно достигнуто, рушится всё. Не может устоять дом, построенный на песке (крови детей). Остаются руины семьи и пустота. Кому нужен новый, комфортный дом, если он не наполнен детским смехом. А ведь всё могло бы быть иначе…
Замечательная датская картина прекрасного режиссёра Оке Сандгрена. К огромному сожалению, практически не известная русскому зрителю. Как и большинство скандинавских фильмов, которые можно было бы отнести к категории «морального беспокойства». Это не то кино, которое можно глянуть, это то кино, которое нужно/необходимо смотреть. Кто знает, может благодаря ему, чьей-то дочери не придётся дружить с душой брата, которому не позволили родиться. Но они будут расти и радоваться жизни вместе. А родители, глядя на них, будут счастливы. И дом их, хранимый Богом, будет полной чашей и нерушимой крепостью.
10 из 10
19 ноября 2014
Растущая в семье ужасно занятых родителей семилетняя Лиза придумывает себе брата, живущего в стенах ее комнаты. Каждый вечер она зажигает свечи и разговаривает с ним, а однажды рассказывает о том, что скоро дом снесут и семья переедет в новое место. Вскоре выясняется, что фантазии Лизы не так далеки от реальности — у нее действительно должен был быть старший брат, но матери из-за вечной занятости на работе пришлось сделать аборт. И вот, когда Лиза гибнет в автокатастрофе, а дом, наконец, сносят, на свет выходит живший когда-то лишь в фантазиях свой сестры П (так она звала его). Некто, с внешностью взрослого человека и мышлением младенца. Он смотрит на мир широко открытыми глазами и постигает его, повторяя за другими людьми слова и действия.
И хотя из-за неспособности выразить свои мысли его принимают сразу и за иностранца, и за душевнобольного, люди мгновенно проникаются к нему симпатией. А он хочет лишь одного — стать настоящим человеком, ведь именно это завещала ему сестра, явившись однажды в образе феи.
Николаю Ли Косу, незадолго до этого изображавшего идиота в фильме Фон Триера, прекрасно удалось сыграть этого почти блаженного персонажа, напомнившего мне Христа из песни «Наутилуса-Помпилиуса», который «идет по вымершим дворам пустынных городов. И слово жаждет молвить нам, но не находит слов». Его герой, словно лакмусовая бумажка в химических реакциях, заставляет людей снимать маски, проявляя свои истинную сущность, и он же соединяет едва не расставшихся родителей Лизы, которые чувствуют странное родство с этим непонятным человеком, и в то же время без зазрения совести отрекаются от него, едва узнав, что он был заподозрен в педофилии. Подобно Петру, когда-то предавшему Христа.
Именно из-за подозрения в педофилии обретший было семью П оказывается вновь выброшенным на улицу. Сохраняя детское сознание, герой искренне тянется к детям, и они чувствуют себя с ним как с равным. Потому он не в силах понять тот сексуальный подтекст, который видят в его играх испорченные взрослые. Этот мир оказывается слишком жесток для невинного создания, так и не ставшего для него достаточно «настоящим».
Этот фильм, снятый по заветам «Догмы 95» без использования спецэффектов, и балансирующий на грани драмы, комедии, а временами даже фарса, производит гораздо более сильное впечатление, чем многие мелодрамы, всеми силами старающиеся выдавить из зрителя слезу. И хотя режиссер Оке Сандгрен нанизал историю на популярный среди адептов «Догмы» и уже не раз использованный ими сюжетный каркас «невинный должен страдать, чтобы показать, что этот свет катится ко всем чертям», зритель получает настоящее эстетическое удовольствие от прикосновения к подлинному произведению искусства, которое хоть и заставляет задуматься о жестокости окружающего мира, но все равно оставляет надежду на возможность что-то в нем изменить, начав с изменений в самом себе. Очень понятное и вместе с тем достаточно необычное кино.
8 из 10
10 февраля 2013