На краю
On the Edge
7.1
6.9
2001, драма
Ирландия, 1 ч 25 мин
16+

В ролях: Киллиан Мерфи, Триша Весси, Стивен Ри, Пол Хикки, Камилль О’Салливан
и другие
Девятнадцатилетний Джонатан не хочет умирать. Но и жить ему совершенно не хочется. А поэтому одним пасмурным утром он, прихватив урну с прахом покойного отца, разгоняет машину до скорости 100 миль в час и направляет её прямо с отвесного обрыва. Шансы остаться в живых после этой смертельной процедуры ничтожны, но Джонатан чудом спасается. Его помещают в психиатрическую клинику, в отделение для изгоев с суицидальными наклонностями. Здесь Джонатану и предстоит провести три долгих месяца и впоследствии прийти к неожиданному выводу...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

На краю

английское название:

On the Edge

год: 2001
страна:
Ирландия
слоган: «A joyride through sex, love, and other activities»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Эрик Алан Эдвардс
композитор:
художники: Брайан Моррис, Анна Рэкард, Лорна Мари Муган
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 7000000
Дата выхода
Мировая премьера: 13 сентября 2001 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «На краю», 2001

Видео: Трейлер (На краю, 2001) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Отзывы критиков о фильме «На краю», 2001

'- Ты пытался покончить с собой, почему ты хотел умереть? — Я не хочу умирать, я жить не хочу!»

Экзистенциальная драма «На краю» — один из самых знаковых ирландских фильмов начала «нулевых», который стал трамплином в большое кино для двух человек: режиссёра Джона Карни, которому на момент съёмок исполнилось 29 лет, и актёра Киллиана Мёрфи, которому тогда было 25 лет. Для Карни «На краю» можно вообще считать дебютом, потому что неизвестные ленты «Ноябрьский полдень» (1996) и «Парк» (1999), снятые в союзе с Томом Холлом, в расчёт брать не стоит. А после премьеры «На краю» Карни поставил заслужившие зрительское внимание и критическое признание фильмы «Однажды» (2007), «Хоть раз в жизни» (2013) и «Рок-н-рольщики» (2015). А Киллиан Мёрфи к моменту съёмок в «На краю» сыграл в парочке лент на вспомогательных ролях, а в 1999-ом получил главную роль в драмеди «Солнечный ожог», где коллегой ирландца Мёрфи под камерами стала всем нам известная Ингеборга Дапкунайте. И всё же именно роль в драме «На краю» стала поворотной в карьере Мёрфи, после которой его стали узнавать (ещё бы, с такой-то выдающейся во всех смыслах внешностью).

Итак, по замыслу сценаристов (Джон Карни также приложил свою руку к созданию сюжета «На краю», воспользовавшись дебютной и пока что единственной работой Дэниела Джеймса) центральной фигурой фильма становится девятнадцатилетний Джонатан Брич. Этот молодой человек в свойственной для молодёжи манере всем наглядно демонстрирует свою исключительность и бунтарский дух, презирая социальную мораль и сформировавшиеся устои. Так в самом нахальном виде он является на похороны собственного отца, а затем, подверженный экспрессивным поступкам, он посреди ночи врывается в дом брата и прихватывает с собой урну с прахом усопшего родителя. Основательно подпитанный алкоголем и наркотиками, он берёт себе угнанную машину, подсаживает девушку из неприхотливых, и мчит на встречу увеселительной праздности. Но как у всех бунтарей в характере Джонатана есть обратная сторона — привыкший всё делать под воздействием сиюминутных прихотей, юноша направляет автомобиль с обрыва прямо в чёрную бездну. Но чудом Джонатан выживает и оказывается в лечебнице для тех, кто подвержен суицидальным мыслям…

Конечно, можно даже не сомневаться, что бунтарский дух Джонатана и в лечебнице проявит себя, но так как «На краю» — это экзистенциальная драма, то можно понять, что постепенно Джонатан начнёт пересматривать свои взгляды на жизнь, а поспособствуют этому те, кто сами находятся в лечебнице — симпатичная, но со странными наклонностями в сексуальном отношении девушка по имени Рэйчел (Триша Весси) и несколько замкнутый и наивный Тоби (Джонатан Джексон), а также лечащий доктор Фигур (Стивен Ри). Окажется, что они также нуждались в таком, как Джонатан, так и он сам, чтобы понять и осознать суть жизни, нуждался в них. Снятый в исконном британском стиле (или ирландском) «На краю» не обладает обтекаемостью и особой философией, тут всё дело в менталитете и образности, долгих рассуждений и попыток проникнуть вглубь души главных героев нет, зрителю предоставляется прекрасная возможность понять и оценить персонажей за счёт их поступков. Да, конечно, они могут в каких-то эпизодах шокировать, выходить за рамки логики, но именно это и выдаёт в них личность. Они отличаются от общей людской массы, но они существуют.

Благодаря выразительной игре Киллиан Мёрфи быстро обрёл признание. Вообще молодые начинающие актёры с амбициями любят сниматься в лентах, где проявляется дух их поколения, но далеко не всем удаётся выделиться, а вот Киллиану Мёрфи удалось. Можно провести аналогии между его Джонатаном Бричем и Рэндлом Патриком МакМёрфи в выдающемся исполнении Джека Николсона в культовой картине «Пролетая над гнездом кукушки» (1975), но следует отдать должное Киллиану, который смог создать и воплотить исключительный образ, оставляющий о себе воспоминания и заставляющий задуматься о бренности бытия с сакральным вопросом: «А кто же из нас живёт по-настоящему: Джонатан, шедший против правил, или мы, подчиняющиеся им?». Запоминается своей маргинальностью и героиня Триши Весси, пугающая девушка, но так хочется ей помочь… Весси впоследствии ушла из актёрской профессии, но кино не оставила, попробовав себя и вполне успешно на других поприщах. Хорош и достоин похвальных слов Джонатан Джексон. А Стивен Ри в особых представлениях не нуждается: такое чувство, что этот актёр не играет, а он такой и есть.

И действительно, «На краю» — это серьёзный фильм, заставляющий задуматься, в особенности молодых людей, которые открыты для приключений и ищут себя в жизни, хотя эти поиски больше похожи на метания. Но однажды кто-то или что-то способно нас изменить и раскрыть те спрятанные резервы, дающие нам понимание о целях в жизни. Поэтому «На краю» и стоит называть одной из самых знаковых картин ирландского производства, вышедших вначале «нулевых». И поклонникам Киллиана Мёрфи можно насладиться его игрой, когда он был преисполнен творческих идей и сил.

8 из 10

26 июня 2021

Когда умирать слишком легко

Что толкает человека на последний отчаянный шаг? Банкротство, несостоятельность в финансовых делах? Когда человек сдается, не найдя в себе сил и мужества для борьбы. Несчастная любовь, когда даже наличие любящих родителей и друзей может не помешать совершить необдуманное безрассудство, решив отомстить не оценившему, или сделав вывод, что жизнь кончена. Потеря самых близких, самых любимых людей. Когда жизнь рушится и смысла в ней больше не видишь. И срочно требуется найти повод считать себя нужным, полезным, чтобы не сойти с ума и не опустить руки. А что может снова позволить жить, не чувствуя того, что ты здесь лишний или просто слишком несчастный. Любовь? Вновь обретенный смысл в жизни? Вера? Желание чего-то добиться назло всему? Каждый человек может открыть для себя что-то свое, универсального средства нет. Но есть возможность помочь с данным открытием.

У главного героя картины «На краю», казалось бы, нет причин искать смерти. Он молод, на него обращают внимание девушки, вся жизнь впереди. Но смерть отца открывает близким страшную особенность его личности. Нет, Джонатан не горит желанием расстаться с жизнью, ему просто все равно. По крайней мере он решил, что здесь, в этом мире, его ничто не держит. Бравады героя Киллиана Мерфи кажутся даже слишком детскими. Джонатан бывает порой слишком невыносим. Но именно в его мнимом безразличии скрывается главная опасность для его близких и него самого. Хладнокровию его лечащего доктора можно только позавидовать. Также в группе суицидников присутствует странная девушка. Она и притягивает парней, и может оттолкнуть без всякой видимой причины. Красивая, но легко с ней точно не будет. Ведь она в совсем юном возрасте неожиданно потеряла мать, погибшую прямо у нее на глазах, отсутствие которой сказалось на характере и восприятии жизни. И еще один парень, Тоби, тоже увлекшийся Рейчел. Необычный, талантливый, чувствительный. Сликом рано потерял брата. У каждого героя своя история болезни и свой путь к исцелению, по мере которого ты начинаешь, сам того не замечая, переживать то, что вынесли, ставя себя на их место. Главное — слишком не увлекаться. Кино и хорошо тем, что все это, хоть и выглядит реалистично и порой кажется, что мы просто окунаемся в несколько недель из жизни настоящих пациентов доктора с весьма необычным взглядом на лечение подобных людей, в настоящем этого не было.

Серый, казалось бы мрачный и невзрачный климат, не расцвеченные яркими красками пейзажи. Приятная, можно даже сказать обычная музыка, что создает впечатление реальности происходящего. Герои, которые действительно не оставляют равнодушным. Мысли для размышления, подаваемые не в лоб, а опосредованно, так, что не складывается впечатление, что тебе их навязывают, наоборот, кажется, что ты пришел к ним сам, без чьей-либо помощи, без толчка извне. Отсутствие внешнего лоска не портит впечатление от фильма, скорее наоборот позволят глубже понять переживания героев, особенности каждого, проникнуться к ним сочувствием.

Удивительно светлое творение, несмотря на постоянно пасмурную погоду, суровые пейзажи, скромную обитель и не распологающую к веселью обстановку. Уютное, не смотря на то, что действие происходит в психиатрической лечебнице. Легкое, точнее не давящее на психику, не смотря на то, что главные герои — совсем еще молодые люди, склонные к самоубийству. Удивительно жизнеутверждающее, позволяющее вспомнить вкус и радость жизни, хотя здесь нет прописных истин вроде «ты должен жить ради своих близких» или «это грех» и «ты еще слишком молод». Авторы позволяют героям и зрителям самим понять, что может стать для героев или даже для них самих той самой силой, вернувшей их к жизни. Возможно, в этом и кроется секрет успеха. Если человек готов из-за несчастной любви забыть о чувствах своих родных и уйти туда, откуда нет возврата, трудно ждать от него реакции на их давление на жалость, взывание к совести, по крайней мере мгновенной. Фильм тихий и спокойный, просто незаметно прокрадывающийся в душу, оставляя в ней заметный след и заставляющий измениться. Даже можно сказать будничный, что отнюдь не укор, ведь это, можно сказать, добавляет реалистичности. Ненавязчивый, в чем его особая прелесть.

7 июля 2018

«На краю» между жизнью и смертью.

Об этом фильме узнал чисто случайно, но чем-то он мне приглянулся и я решил его посмотреть.

Джонатан Брич безразличен к самому себе, близким, своей жизни и здоровью. В результате чего при попытке суицида путем падения с обрыва на автомобиле отделывается легким испугом и оказывается в психиатрической клинике, где проходит лечение вместе с другими подобными ему людьми, которые также пытались покончить жизнь самоубийством. Находясь в клинике в скептическом состоянии Джонатан постепенно осознает, что он был не прав.

Фильм серый, как и общая атмосфера в нем. Атмосфера серости, никчемности, безразличия — все это удалось передать создателям картины, и данный фактор является плюсом картины. Также, как и актерская игра Киллиана Мерфи, участие в картине которого привлекло мое внимание к фильму. Остальных актеров не могу отметить чем-то выдающимся. Психиатрическая клиника какая — то странная, пациенты шастают по территории в любое время, зато персонал следит за одеждой. Из охраны территории клиники один-единственный охранник, который следит за въездом на территорию и которому легко подмешать лекарственных препаратов для усыпления. Да и вся клиника от мала до велика решила собраться на вечеринке в заключительной части фильма, никто даже не артачился, как-то под конец совсем все сделали в розовых тонах.

Цвет моей рецензии будет серый, что соответствует общей атмосфере фильма, основная цель которого донести до зрителя, что жизнь надо ценить и не тратить ее время на наркотики и попытки покончить с собой.

6 из 10

12 марта 2017

Простота по-ирландски: молодёжно, легкомысленно, отрешённо.

Главному герою Джонатону всё надоело. Он угоняет машину, надумывает покончить жизнь самоубийством, планируя слететь с обрыва. Казалось бы фильм должен быть наполнен подавленностью, серостью, неизбежностью депрессивных переживаний в голове юноши. Речи о тоске и быть не может. Скорее парню просто наскучила жизнь. Поначалу задаёшься вопросом, какая же это драма?

Момент падения с обрыва представляется больше молодёжным легкомыслием, нежели сильной драматургией. Хочу отметить от себя, что актёр Киллиан Мёрфи не подходит вовсе на роль унылого человека. В фильме он абстрагированный от жизни, поведение спонтанное, вызванное перепадами настроения. Мне сложно верить в искренность такого персонажа — Киллиан Мёрфи создаёт образ циника, нежели чувственного юноши. Свойственное ему выражение глаз вызывает настороженность, а не доверие. Его мимика подходит больше для коварных персонажей.

Я не хочу умирать, но и жить тоже. О чём это может говорить? В мыслях полная неразбериха: сам не знаю чего хочу — по-другому и не назовёшь. Умереть ему хочется от неведения ценностей в жизни, вокруг него кажется всё надоедливым. А остаться жить Джонатан тоже хочет, потому что он явно имеет амбиции, есть интерес ко многим вещам.

«На грани» — название серьёзное, предполагаешь, что в фильме будут глубокие эмоции. Они есть, но впечатление от этой кинократины больше как от чего-то лёгкого, непринуждённого, простого. Выделяю полюбившейся мне стиль Великобритании. Ирландия недалека от неё: типичная пасмурная погода, английские пейзажи, уютный городок. Ко всему этому в фильме добавляется приятное музыкальное сопровождение.

Сказать, что это кино чем-то зацепило, я не могу. Для меня «На грани» с Киллианом Мёрфи незатейливый фильм. Он мне видится, как промежуточный момент, то есть посмотрю его каким-нибудь вечером для разнообразия уже просмотренного и думать после него много не буду. Такое кино-молодёжка, можно сказать, при котором желания увидеть его снова не появится.

Предстоит в фильме помимо пофигизма увидеть, как ни странно, и чувства, слёзы Джонатана. Конечно, урок он для себя вынес. Жить ему точно хочется, есть в нём пристрастие наслаждаться, к чему-то стремиться, чем впадать в пустоту.

Кино получило от меня оценку 5 из 10. Больше бы и не поставил. Слишком оно простенькое. Подойдёт для просмотра в компании девушки, например, которой явно приглянулся бы красавчик Киллиан Мёрфи с бросающейся в глаза внешностью. Одним словом, для меня этот фильм негрузный.

5 из 10

31 декабря 2016

Like crazy

Джонатан под воздействием печали и кокаина после затяжного прыжка на автомобиле с обрыва, попадает в психиатрическую больницу в группу для суицидников. Жизнь в больнице протекает размеренно, правда без намёка на продуктивную терапию. Трудно помочь тем, кто жить не хочет. В психушке парень вынужден носить дурацкую, еле доходящую ему до щиколоток пижаму даже в дневное время, а по вторникам и четвергам ровно в полдень посещать групповые занятия с психиатром. В группе все в зоне риска, да вот только предприимчивый врач заключает пари с пациентами за определенные поблажки не убивать себя до Нового года. Впрочем, Джонатану вполне по душе такая затея. По словам героя, он ни жить, ни умирать не хочет. Вот такое вот личное Чистилище.

Странно, но как оказывается, чтобы немного полюбить жизнь нужно начать заниматься самыми обычными вещами: общаться, влюбляться, пить пиво в пабе, катать шары в боулинге, думать о ком-то другом, о его судьбе, не быть равнодушным и даже забыть про сарказм. Основная проблема (а может панацея) главного героя заключается в том, что он находится там, где ему совсем не место. Но вот парадокс — здесь он может получить необходимый толчок, чтобы захотеть жить. Только выслушав и прочувствовав истории своих друзей по несчастию, Джонатан понимает, что у него все в порядке и его место совсем не здесь. Он вроде как нормальный, насколько можно быть таковым в этом мире. Вот, что забавно, но человек под воздействием алкоголя и наркотиков, пролетевший в тачке с обрыва, на поверку, оказывается, пускай и несколько чудаковатым, но в целом веселым и приятным парнем. Не сумасшедшим. В отличие от своих «сокамерников»: интеллигентного Тоби, наматывающего на ус интересные способы самоубийств и режущей себя в качестве хобби Рейчел.

Когда смотришь «На краю», никак не можешь сложить в голове пазл, и понять, что не так в этой истории. И только в середине понимаешь. Драматическая, тяжелая, грустная и депрессивная, на первый взгляд, история про страдающих от разной степени горя людей, вовсе не является такой уж мрачной. И все благодаря главному герою. Его нормальность и саркастические шутки снижают градус отчаяния, словно успокаивая зрителя, приглашая его понаблюдать и поразмышлять. При ближайшем рассмотрении отчетливо понимаешь, что фильм вовсе не про депрессию и суицид. «На краю», прежде всего, история о зависимости одних людей от жизни других. Человек, несмотря на то, что является существом социальным, по натуре, все же, одиночка. Все что его заботит — это он сам. Лелея свой эгоизм, он мало задумывается о людях окружающих его. Об их месте в своей жизни. Он пока не в курсе, что его существование напрямую связано с жизнью близкого ему человека. До тех пор, пока не теряет его. А затем, что- то обрывается. В душе. Чай в кружке еще не успел толком остыть, а близкий тебе человек уже не дышит. В одночасье, в одну секунду окружающий мир меняется, тускнеет, становясь чужим и враждебным, смыслы теряются. Человек остаётся наедине со своей болью. Наедине с попытками просто дышать. И вот, когда рядом нет никого, кто способен был бы помочь и жизнь уже не представляет смысла, в голову приходит мысль испытать её обратную сторону. А дальше, как повезет. Кто-то окажется со сломанным мизинцем и получит второй шанс, а кто-то навсегда сгинет.

«На краю», по-настоящему, без преувеличения, сумасшедший фильм. Погружаясь в атмосферу больничного безумия, ловишь себя на мысли, что получаешь кайф от ощущения вседозволенности и свободы, легкости и полноты жизни, царящей на экране. Жизни, которая не заканчивается, жизни, что впереди. И ты хочешь, чтобы и в твоем окружении были люди, с которыми можно честно и откровенно поговорить о важном: раскрыть свои тайны, обнажить боль, слушать кого-то не только для вида, вести разговоры на самые запретные и отчаянные темы, о том, что обычно не произносят вслух, о том, в чем порой стыдно признаться даже самому себе в полной уверенности, что будешь правильно понят. Что получишь поддержку.

P.S. Посвящается самым одиноким.

15 августа 2016

Надолго западает в голове

Потрясающий фильм в прямом смысле этого слова. Как определить достойный ли фильм: если он заставляет задуматься и его сюжет вертится в Вашей голове некоторое время — фильм достойный.

Фильм рассказывает о парнишке Джонатане, который решил покончить с собой, сбросившись в машине со скалы, но чудом выживает, ломает мизинец и попадает в психушку к суицидникам. Тут-то он и поймет всю красоту жизни, да и кинозрители, режиссер на это и делал акцент.

Киллиан Мерфи как всегда играет безупречно и красиво, кажется, каким бы плохим ни был фильм, его вытаскивает актерская игра и голубые бездонные глаза Мерфи. Вообще, тут он играет волшебно: разные выражения лица, улыбки и взгляды, телодвижения — его немного странная, но красивая походка. Но тут не только игра Киллиана «тащит» фильм, но и других актеров и сюжета фильма. Просмотрев два десятка, а то и больше картин с его участием, могу сказать — это его лучшая роль (я так думаю). Да, тут чем-то он похож на свою роль в сумасшедшем фильме «Дискосвиньи», но все-таки кардинально разные характеры.

Рейчел Роу (Триша Весси) — девушка, которая пыталась убить себя и возбуждается от вида крови. Те сцены, где она обмазывает себя кровью Джонатана (Киллиана) пугают, появляется какое-то отвращение к ней, которое вскоре улетучивается. Ее странное поведение позже становится понятно.

Доктор Фиге (Стивен Ри) все время «всовывает», как прекрасна жизнь и все тому подобное, что выглядит жалким по сравнению с сарказмом Джонатана. Тут у него почти всегда одно и то же лицо — спокойное и непринужденное, его глаза выполняют его главную задачу в его роли.

И последний, Тобби (Джонатан Джексон) — интроверт, и неизвестно, когда он им стал, испытывает чувства к Рейчел, пишет ей стихи. Самый сильный по смыслу момент в его роли, да и во всем фильме — это когда он рассказывает о смерти своего брата.

- Однажды ночью медсестра принесла ему чай и он сделал несколько глотков, а я вышел в туалет, а когда вернулся он уже умер. Вся родня стояли около него и плакали. Я дотронулся локтем до его кружки, она все еще была горячей, и вот это меня и добило — сама мысль, что это его чай, он еще теплый, чай пережил его..

Стоит ли смотреть фильм? Конечно стоит! После фильма в голове сразу появляется такая мысль: «Черта с два, а ведь жизнь неплохая штука». Музыка тоже играет немаловажную роль, дает свою атмосферу, некоторую даже добавил в свой плейлист. Про пейзажи, ландшафты и холмы Ирландии я вообще молчу, она прекрасна, и так же создает атмосферу. Фильм заставляет (именно заставляет) наслаждаться самым элементарным вещам и самим существованием всего живого. Ну и спасибо Киллиану за эту роль.

- Мой мизинец знает о самоубийстве больше, чем вы за годы обучения и чтения Фрейда.

10 из 10.

Сильно.

16 апреля 2016

Неужели чтобы почувствовать вкус жизни нужно сперва умереть?

Это прозвучит очень странно, но атмосфера кино заставляет захотеть прочувствовать это место, хочется хотя бы на день попасть в такое место, где собраны люди, у которых истории столь необычны, где люди столь открыты и готовы поведать тебе свою историю, свои взгляды на жизнь и смерть. Когда я пытаюсь завести разговоры подобные диалогам фильма, мое окружение сразу конфузится и смотрит на меня как на сумасшедшую, что после «На краю» мне загорелось пообщаться с людьми, которые представлены в данной ленте. Думаю это не совсем понятно, даже для меня.

Джонатан — очень харизматичный персонаж со своими тараканами в голове, но не отталкивающими. И, пожалуй, он самый интересный герой сей картины. Он романтичный, депрессивный и понимающий. Помимо этого он еще и одинок. В один момент, когда наркотики и секс уже не доставляют удовольствия, когда родной брат стал далёк морально, когда отец не выдержал плевки судьбы, Джонатан решает умереть вслед за своим отцом. Мне близок характер главного персонажа, я не знаю почему, но он просто вызывает симпатию и переживания, я видела в нем себя. Киллиан Мёрфи стал для меня открытием, до этого фильма я не обращала на него никакого внимания в других фильмах. До чего же он красив и талантлив оказывается. Одно неясно, как его могут обходить великие режиссеры или это он так избирателен? Непонятно.

Тоби — довольно располагающий к себе влюбленный поэт. Он вызывает жалость с каждым кадром, появляющимся по ходу повествования. Его любовь безответна, но все же она не перестает быть любовью от этого. Он добрый, замкнутый и одаренный. Однако будет ли ему этого достаточно?

Еще меня поразила правильно подобранная музыка, она так хорошо вписывается в картинку. А диалоги, после которых стараешься обдумать услышанное и запомнить навсегда. И даже уместные шутки, от которых тебе становится тепло, несмотря на всю личную трагедию героев.

Смысл фильма в любви к жизни. Её надо ценить. Главный герой сам не знает чего он хочет, умереть или жить, и поэтому судьба решила с ним поиграть и оставить его в живых, но всем ли она дает такой шанс? Нужно уметь радоваться таким мелочам, как игра в боулинг, посиделка в баре, улыбка друга, мороженое, съеденное на улице, объятья с близкими. Лучшее лекарство — это объятья и любовь. Говорите о любви! Признавайтесь в любви! Говорите спасибо всем и каждому, к кому вы действительно чувствуете благодарность. Неизвестно, что может случиться через 10 минут, ты можешь до конца жизни жалеть, что не сказал главных слов, которые раньше ты думал успеешь еще сказать…

16 января 2016

Развенчание культа «Live fast, die young»

Хотя бы за одно это фильм стоит если не любви, то, по крайней мере, похвалы. Наверное, только чертовски везучий человек не натыкался в жизни на такого подростка как Джонатан (поздравим его с этим) — эпатирующего ради эпатажа; жующего жвачку с открытым ртом, потому что круто; и поддразнивающего весьма округлых завсегдатаев пабов, потому что ноги быстры и бег легок.

И все равно ему, мелкому негодяю, кто останется жить, когда он слетит с утеса на бешеной скорости. Главное — жест и поза.

А потом все меняется. Да, написаны эти перемены немного топорно на мой вкус. Да, диалоги не совсем естественные. Да, местами не слишком удачный OST. Да, местами довольно странна композиция кадра. Но, леди и джентльмены, если отвлечься от внешней стороны вопроса и попытаться воспринимать героев только эмоционально, не оценивая, не осуждая, не вынося приговоров, им начинаешь сопереживать с такой силой, что порой сердце заходится.

Чего, например, стоит монолог Тоби (Джонотана Джексона) в машине. Чистой воды исповедь — глухая, стыдная, нелепая и больная. Потрясающая для его возраста глубина и выразительность интонаций и взглядов. Аплодисменты и цветы в гримерную.

А воскрешение-взросление главного героя через внезапную упоительную ответственность перед любимым человеком, через возможность почувствовать себя взрослым и нужным?

А приятие мира? Грязного, запыленного, но единственного нам доступного?

Все это сыграно так, что после просмотра хочется улыбнуться декабрьской луже под окном и сказать ей спасибо за ее существование.

Замечательный фильм на один раз.

7 из 10

20 декабря 2014

Четыре варианта заголовка на Ваш выбор:

1. Мы иногда решаем уйти просто потому, что не смогли найти себе роли.

2. Порой жизнь помещает нас не в то место, где мы должны быть, а туда, где есть тот, кому необходимы мы.

3. Ища чьей-то помощи, можно помочь другому.

4. Помогая другим, легче всего найти ту помощь, в которой нуждаешься сам.

Любую фразу я могла бы вынести в заголовок. Эти выводы (и не только) были сделаны мною в ходе просмотра «На краю». Достаточно, чтобы высоко оценить данный фильм Джона Карни.

Среди множества историй, разворачивающихся на экране в стенах больниц для умалишенных или просто тех, кому необходима помощь и понимание, этот фильм показался мне наименее… эгоистичным. И наиболее человечным, настоящим, жизненным. Наверное, впервые главный герой не носится со своей проблемой, не обостряет ее, он с нею живет. И замечает, что вокруг него есть другие люди. За это спасибо.

Доктор в исполнении Стивена Ри, пожалуй, самый приятный кино-психиатр на моей памяти (а я любитель данной тематики): он не раздражает стандартными приемами, затертыми до дыр, не сыплет вам в уши клише, не ограничивает свободу пациентов. Но вместе с тем это и не образ некого экранного всепонимающего дядюшки, который всякий раз на шаг опережает развитие недуга. Он реален. Он хочет быть помощником, но осознает, что не способен стать другом для своих пациентов, зная, что при наличии опыта работы с ними, ученых степеней и широты ума не способен вполне понять их. «Одному моему мизинцу о самоубийстве известно больше, чем вам с вашим Фрейдом», — говорит ему персонаж Киллиана Мёрфи. Доктор не спорит. И все же именно в этом фильме я нашла действительно внятный ответ на вопрос: «Почему необходимо жить, даже если все плохо?» Нашла в себе.

Об остальном не вижу смысла писать много. Можно хвалить актерский талант Киллиана. Однако в случае со мной двадцать просмотренных фильмов с его участием скажут, пожалуй, лучше. Холодные тона ирландского ландшафта, пропахшего вереском и сырым каменистым побережьем, вздымающимся утесами, возносящими вашу одинокую фигуру ближе к свинцовому небу… Я думаю, нигде так не радуются теплу и солнцу, как здесь.

Очень!

16 апреля 2014

Имейте мужество жить. Умереть-то каждый может.

-Куда ты смотришь?

-Никуда.

-Ты что слепой? Ты должен куда-то смотреть!

Наверное, не так много в мире вещей страшнее, чем потеря близких людей. И вот однажды, устав от череды одиноких дней и от постоянной боли, этот несчастный человек, переживший тяжелую утрату, сядет в машину, нажмёт со всей силы на педаль газа и на полной скорости направит автомобиль к скалистому обрыву. Как и сделал главный герой этого фильма. Но благодаря случайности или предначертанию судьбы выжил и попал в психиатрическую больницу, в отделение, где содержатся люди с суицидальными наклонностями.

Очень душевное, приятное, в какой-то мере жизнеутверждающее, местами печальное кино с остроумным и находчивым юмором. Фильм смотрится невероятно легко, но в то же время наталкивает на определённые мысли, которые помогают погрузиться в грустный мир ирландской больницы. Эта картина об одиночестве, об ощущении ненужности, о том, когда не с кем поговорить. Все герои находятся в поисках родственной души. Большинство людей в реальной жизни точно также ищут родственную душу. Всё действие в фильме происходит под прекрасную музыку, которая размеренно и мелодично передает тоскливую атмосферу.

Киллиана Мёрфи в этой картине можно сравнить с яркой вспышкой. Он оригинален во всех своих ролях, но здесь он настолько открытый, естественный, с зашкаливающими эмоциями и энергетикой, с глубокими голубыми глазами, в которых отражается вся боль главного героя, вся жизнь главного героя. Безусловно, Киллиан — звезда данного фильма.

«На краю» — кино о простой истине: любому человеку хочется быть кому-то нужным, каждому необходим человек, ради которого стоит жить, каждому важно, чтобы рядом был тот, кто умеет слушать и слышать.

6 апреля 2014

SFF: Ирландия. Ноябрь.

Сегодня я снова вернулся к ноябрьской ирландской программе SFF, автор которой решила лучше ознакомить читателей с фильмографией Киллиана Мерфи, включив в подборку пять фильмов, где он исполняет главную роль. Знаете, отзывы об этих фильмах мне понравились гораздо больше, чем сами картины, пытающиеся меня усыпить своим размеренным повествованием.

С самого начала у меня появилось ощущение легкого дежа вю, потому что главный герой этой ленты уж очень напоминал Свина из контркультурной мелодрамы «Дискосвиньи», которую мне также не удалось прочувствовать. Хотя там всё же более агрессивный герой и элемент неожиданности играл на руку, чего, увы, тут не оказалось. Сюжет здесь крутится вокруг небольшой группы людей, склонных к суициду. У каждого в этой компании душевнобольных есть свои мотивы для того, чтоб свести счеты с жизнью. Но Джонатан не хочет умирать. Просто у него нет никакого стимула для того, чтоб жить.

Если я правильно понял задумку режиссера, то эта драма вроде как должна была стать жизнеутверждающей и для главного героя, и для зрителей. Но отчего же становится так тоскливо во время просмотра? Наверное, от обыденности. Приключения «психов» такие же блеклые, как выцветшие пижамы, которые они обязаны носить, дабы их не спутали с посетителями. Никакого лечения доктор не предлагает. Он просто уговаривает их немного потерпеть в прямом смысле слова. По-моему, не самый лучший метод для того, чтоб вывести человека из депрессивного состояния.

Мне не понравился фильм. Наверное, я его не чувствую, потому что у меня совершенно другое отношение к жизни. Конечно, у меня тоже были депрессии, особенно в подростковом возрасте, но это всегда оставалось на уровне эмоций и никогда не переходило в действие. В общем, не мое кино и далеко не самый яркий образ Мерфи, на мой взгляд. Хотя такие роли гармонично сочетаются с его специфичной внешностью. Посмотрим, чем он меня удивит в следующий раз.

4 из 10

12 сентября 2013

Легче.

Кино про душевные срывы и стрессы в психушке — явление нередкое. Кино про молодых людей, которые не знают, зачем им жить — явление еще более частое. Только я на своей памяти могу вспомнить несколько: «Прерванная жизнь», «Нация прозака», «Домашняя работа», «Это очень забавная история», «Пролетая над гнездом кукушки» и т. д. Оттого же и сложнее тем, кто за неё берётся, ведь велосипед-то уже не изобретёшь. Но тему по-прежнему можно и нужно развивать. Ирландский режиссёр Джон Карни попытался отойти от угнетающей обстановки, которая преследует каждый фильм о псих. лечебнице, и вселить в свое кино легкость, юмор, трогательность, но при этом бесконечное жизнелюбие.

Во многом ему помогла неземная харизма Киллиана Мёрфи, который просто-таки искрился холодными взглядами, маньячными улыбками, и при этом был мил. Внешность у него очень необычная, притягивает к экрану не по-детски. И манера игры у него тоже неповторима. Шикарный актёр — нечего тут сказать. Настоящий уникум.

Когда я увидела «Однажды» Джона Карни, я подумала, что никогда еще нигде такого не видела. Не то чтобы мне это дико понравилось, но что было оригинально — это да. Узнав сейчас, что «На краю» снял тот же режиссёр, что и «Однажды», честно, очень удивилась. Потому как ничего нового в этом фильме нет. И мыслей никаких других не приходит. Смысл очевиден и он такой же как у других подобных фильмов. Однако он мне понравился. В нём что-то такое совершенно искреннее, молодое. Очаровательные герои, прекрасные шутки, неплохая завязка и просто шикарное музыкальное сопровождение. И вообще фильм смотрится на одном дыхании. И всё благодаря его атмосфере — атмосфере «черного» оптимизма. Посмотрела и не пожалела. Могу смело поставить ему

9 из 10

4 мая 2013

Слезы

Попробуйте в последнюю секунду поймать за веревочку улетающий в небо невесомый воздушный шарик. Если Вам это удастся, на мгновение Вы почувствуете себя самым счастливым человеком на земле. А теперь представьте, что Вы успели поймать в самый последний момент не воздушный шарик, а чью-то жизнь.

Юный Джонатан почему-то решил, что ничто в этой жизни его уже не удивит, разве что последнее, щекочущее нервы ощущение приближающейся смерти. Чтобы испытать это волнующее чувство, он сиганул со скалы в украденном кабриолете.

И ничего.

Судьбе-насмешнице тоже иногда бывает скучно и хочется с кем-то поиграть. Так что придется Джонатану развлекаться встречей Рождества в сумасшедшем доме в странноватой компании психов.

Но, как говорится, свинья грязь найдет. И в сумасшедшем доме, оказывается, тоже можно забавно проводить время. К примеру, поприкалываться над неудачником-доктором, подразнить психов-суицидников, сбегать вечерком в соседний бар попить пивка (естественно, нелегально), или же развлечь симпатичную барышню, коллегу по группе, ни к чему не обязывающим флиртом (сексом).

Невольно погружаясь все глубже и глубже в реальные истории своих одногруппников, Джонатан отчетливо понимает, что он — чужой на этом празднике Смерти. Ему не хочется умирать, ему просто жить не хочется.

Как насчет попробовать жить не только для себя, любимого, но для кого-то еще? Может, все-таки, еще не поздно осознать, что именно он — то последнее солнышко, в лучах которого спешат погреться его несчастные друзья-коллеги перед своей последней зимой.

Невозможно остаться равнодушным к проникновенной истории Рейчел (Триша Весси), которая стремится всем и каждому, и, прежде всего, самой себе, доказать свою исключительную суперкрутизну, и к разрывающей на части грудную клетку (душу, сердце) судьбе Тоби (Джонатан Джексон), который винит одного себя во всех проблемах мироздания.

Ироничная игривость и почти хореографическая пластика Киллина Мерфи придают этому мрачному по тематике (суицид, смерть, сумасшедший дом, психи) фильму легкость, прозрачность и сияние.

А доброту, надежду и спокойствие представляет Стивен Ри. Его доктор больше напоминает старого, доброго, мудрого учителя, который учит своих учеников-пациентов просто жить.

Бонус: забавный псих Ник в исполнении запомнившегося по Intermission голубоглазого красавца с труднопроизносимым именем Томас О’Суиллибхейн.

Цитата: Say your prayers and sleep well! Помолись и спи спокойно!

Совет: Смотреть, когда скучно и грустно, и некому лапу пожать (или морду набить). И если за весь фильм Вы не пророните ни единой слезинки, значит Вы — компьютер, который показывает этот фильм.

10 из 10

22 марта 2013

Невыносимая легкость

Добротная английская вещица о парнишке, которому не то чтобы хочется умереть, а так.. в лом жить. И он делает попытку суицида, благополучно ломает мизинец, и поселяется в психушке на три месяца.

(К слову, в Англии весьма странный псих. больницы. По ночам там можно спокойно перелезть через ограду и пойти пить пиво в паб напротив).

Там он знакомится с кучей странных персонажей, невнятным врачевателем душ (Стивен Ри), его сарказм постепенно сходит на нет, и он понимает, что жизнь-то — не такая уж и плохая штука.

Киллиан Мерфи гей? Нет, мне просто интересно. Бездонно голубые ирландские глаза, пухлые губы, походка с прискоком, плюс вегетарианская тщедушная тушка. Меня терзают смутные сомнения… После «Пикок`а особенно.

Все никак руки не дойдут до шокируюших «Дискосвиней» с ним в главной роли, но посмотрю обязательно.

В целом «На краю» до неприличия напоминает «Прерванную жизнь», и даже стрижка у чокнутой героини — копия стрижки Вайноны Райдер. И ужимки те же.

- Мой мизинец знает о самоубийстве больше, чем все ваши прочитаные гребанные труды Фрейда..

Музкальный ряд — очень красивый. Брит поп в самом соку. И еще — там пара баллад моего любимого ирландца Дэвида Грея. Его пронзающий сердце фальцет на фоне зеленых холмов и величественных скал, вкупе с огромными детскими глазами Киллиана — что может быть красивее?

П. С. Киллиан Мерфи — гениальный актер. Не вру.

9 из 10

24 сентября 2012

Лёгкое дыхание

Действие фильма происходит в психушке. Уже хорошо. Но тема его ещё более специфическая. Это тема суицидников. При всём при этом кино получилось удивительно светлым. Лёгким. Воздушным. Это паутина из солнечных лучей. Мягкая, обволакивающая. Это чистый, прозрачный воздух. Нежная акварель осенних пейзажей. Это постоянное движение. Постоянное дыхание. Лёгкое дыхание.

Движение начинается уже в самом начале, когда главный герой выходит из церкви на улицу, достаёт из кармана свою чудеснейшую шапочку, нахлобучивает её себе на голову, садится на велосипед и едет. Едет дооолго. Сначала на велосипеде, потом на машине, а потом… А потом движение продолжается. Может быть, оно несколько застопорилось, пошло по кругу, но не остановилось совсем.

Невольно задаёшься вопросом, а соответствует ли такой стиль той теме, которой посвящён фильм. В отличие от множества других картин о психлечебницах, где намеренно нагнетается жуткая, тяжёлая, клаустрофобная атмосфера, от которой начинаешь задыхаться, хочется завыть и запустить чем-нибудь в экран, здесь всё как раз наоборот. Здесь очень много воздуха. Хотя дело происходит в закрытом, замкнутом учреждении, откуда не так-то просто выйти. И даже сцена, когда герой мечется по палате, как тигр в клетке, острого приступа клаустрофобии не вызывает. Она тоже достаточно мягкая. По свету. (Правда, ракурсы заостряют мягкие кругленькие черты Мёрфи до состояния буратино.)

И мне это нравится. Мне нравится, что на эту тему снято именно так. Легко, светло. И с юмором. Мне нравится, что режиссёр и оператор не давят паровым катком на психику своего зрителя, как это любят делать многие другие авторы. Или даже те же самые, в других своих работах. Я имею в виду оператора Эрика Алана Эдвардса и ещё один замечательный его фильм — «Мой личный штат Айдахо», снятый в диаметрально противоположной стилистике, хоть и на похожую тему, и очень депрессивный. Что же до режиссёра, Джона Карни, самая известная его картина — оскароносный фильм про музыкантов «Однажды» — тоже очень лёгкая, милая и жизнеутверждающая. Это нужно уметь так видеть и так показывать жизнь. Особый какой-то дар. После волны суицидов, прокатившихся по Ирландии, он захотел сделать жизнеутверждающее кино. Он его сделал.

Пожалуй, единственные «мёртвые» сцены в этом фильме — это сцены, связанные с другом главного героя. В первый раз, когда он сидит в машине вместе с Джонатаном и рассказывает ему свою историю. И во второй раз — когда он снова сидит в машине, уже ближе к финалу. Здесь движения минимальные и очень нервные. Мертвенно-бледный свет и замороженность движения. Это жутко, потому что в других сценах камера дышит, легко и свободно. Даже на, казалось бы, статичных кадрах. Это замечаешь не сразу. Потому что движется она очень мягко, плавно, непринуждённо. Завораживающе. Это похоже на естественное дыхание. Которое заметишь, только если оно вдруг прекратится. Вот тут-то и возникает ощущение клаустрофобии — хочется вырваться из этой мертвенной неподвижности, появляется жуткое чувство обречённости. Выхода нет. А где-то совсем рядом другие люди танцуют и веселятся, и камера раскачивается маятником, по контрасту.

Парень, сидящий в машине, не может найти в себе силы почувствовать это дыхание, это движение, эту пульсацию жизни — и потому он обречён. Смерть внутри него, вцепилась в него стальной хваткой — и не отпускает. Неподвижная мраморная маска намертво въелась в его черты. To be… damned.

А главный герой снова садится на велосипед и снова едет. Вечное движение жизни продолжается.

6 января 2012

И ты не знаешь в какой период жизни вкус к жизни пропадёт, когда покинет тебя время горести, невзгод (с)

У каждого человека в жизни наступает период депрессий, стрессов, но не у всех это перерастает в длительный промежуток.. . Когда ты не понимаешь и не видишь смысла в самой жизни. «Я не хочу умирать, но и не хочу жить» — именно таков был приговор главного героя в начальном повествовании фильма.

Благодаря драматичной и развёрнутой игре актёров, своеобразной сюжетной линии героев и главной идеей фильма мы увидели как человек, вогнавший себя в тупик, смог понять как важна ЖИЗНЬ во всех проявлениях этого слова. Судьба дала шанс понять, что есть много радостей, так и горестей которые действительно стоит пережить до конца.

24 сентября 2011

I don’t want to die and I don’t want to live.

Каковы шанса у человека, слетевшего в обрыв на скорости 100 mph, остаться в живых? Как оказалось, можно отделаться всего лишь сломанным мизинцем. После происшествия Джонатан отправился в психиатрическую лечебницу. Среди пациентов, у которых разные истории и пути, он находит друзей. Их объединяет всего лишь одно: попытки суицида в прошлом. Эти люди не больны. Они сломлены. Они просто не получили поддержку в нужный момент, и теперь боль съедает их изнутри.

Зима. Лечащий врач предложил своим пациентам не прибегать к суициду до наступления нового года в обмен на привилегии. Они согласились.

- Тоби, зачем ты ходишь на сеансы?

- Мой брат погиб в аварии из-за меня. А ты?

- Пару недель назад я съехал на машине с утеса.

- Ты не шутишь? И как ощущения?

- Первые пять секунд даже забавно.

- Превосходно! Я тоже попробую, когда истечет срок обета.

Смерть одного из пациентов омрачает год, который недавно пришел на смену предыдущему — полному разочарований, боли и обид. Для этого человека жизнь на краю оборвалась, он больше не дышит, не говорит и не пишет свои стихи.

«Я могу помочь только больным людям. И в половине случаев это бесполезно». Если мысль засела глубоко в мозгу, ни один дипломированный доктор не сможет ее уничтожить. Если человек по-настоящему решил покончить с собой, никто его не переубедит. Можно пытаться оттягивать конец, но все равно все закончится смертью

8 из 10

5 июля 2011

Джонатан решает умереть

Пара слов об ожиданиях…

Признаюсь честно, ожидания от будущего просмотра довольно скверная штука. Вот только фильмы ужасов с психованной обстановкой (т. е. местом действия в психиатрической лечебнице) частенько оправдывают мои ожидания с резней, страшными предсобытиями, страшными пациентами и зачастую не менее страшными «добрыми »докторами, то драмы в той же обстановке, которые по идее вместе с прозрениями главных героев должны открывать и зрителю глаза на то, как прекрасен этот мир, почему-то вечно заставляют мои глаза слипаться от скуки… И очередной битвой со сном стал для меня просмотр «На краю» (On the Edge, 2001)…

Много слов о самом фильме…

Действительно, ни о чем светлом, когда видишь на экране девчонку со странностями (ну или просто с предпочтениями из разряда садомазохизма — это как посмотреть на желания героини видеть кровь во время интимного контакта) и парня решившего просто с дуру и наркотиков сигануть на тачке с обрыва как-то не думаешь. В других подобных фильмах хотя бы причина для самоубийства была более обоснованная (скажем, болезнь в «Вероника решает умереть»), а тут то что не так с этим тусовщиком?

Обстановка вслед тоже не радует — ходить в пижаме чтобы отличать пациентов от посетителей еще куда не шло, посиделки на лавочке тоже довольно приятное времяпрепровождение, но допускать ежедневные вылазки — это вообще никуда не годиться (хотя бы с позиции охраны этого же самого заведения). Да и само «лечение» в виде уговора с доктором «давай до праздников поживем, ладно?» в качестве зрительского интереса вряд ли кого устроит — хочется посмотреть на тренинги, услышать драматические истории, а что мы видим в кадре — зашел/вышел/сказал «Мой мизинец знает о самоубийстве больше чем вы, доктор» (после прыжка с обрыва герой только мизинец сломал), побегал по улице с другом, пообщался с девушкой из соседнего отделения — не выразительно как в плане психиатрии, так и в плане интригующей сюжетной линии и баланса чувств героев друг к другу.

Драматический накал оставляет желать лучшего, а вернее чего-то другого. Для меня признаком драмы служит внутренний отклик, переживания и сочувствие — для этого я и смотрю драмы, чтобы понять и почувствовать что кино существует не просто как услада для глаз в виде спецэффектов, иных миров и красивых девушек, а несет в себе нечто более глубинное, философское… Здесь я чувствую только то, что хорошо бы было переключить канал…

Музыки в фильме много — толку от нее откровенно мало. Создается ощущение того, что создателям банально нужно было заполнить хоть чем-то многочисленные экранные промежутки, а заодно поддержать драматический статус проекта… Ну или это просто на меня эти композиции не произвели никакого воодушевляющего впечатления…

Актеры знакомые и… собственно все. Хотя Киллиан Мёрфи все-таки играет не плохо, но я вообще считаю его талантливым, а вылазки в начале только подогревают интерес к этому персонажу, но потом потенциал куда то девается, хотя персонаж остается самим собой. Главная героиня просто разочаровала и всё, пусть даже поведение у нее не вполне обычное. Пара людей на вторых ролях погоды не делают, а Стивен Ри в роли доктора с угрюмым видом разве что в финале отличился понимающим звонком на пост охраны, а так прошел почти не замеченным…

Напоследок — пара слов о кино-соотечественниках…

На туже самую тематику есть весьма похожее творение под названием «Вероника решает умереть» (Veronika Decides to Die, 2009). И хотя и это кино меня тоже особо не впечатлило, но если сравнить «На краю» с «Вероникой…», и спросить себя: «Какой из двух фильмов ты бы посоветовал посмотреть?», то я бы лично все-таки проголосовал за «Вероника решает умереть», так как при схожей тематики, похожей завязке, общем месте действия и идентичном лекарстве от суицида именно Вероника дала мне больше знаменитых лиц, более трогательную сюжетную линию, более романтические отношения, более красивое визуальное зрелище…

5 июня 2011

Фильмов на тематику обаятельных сумасбродов, попавших в психушку, снято предостаточно, и «На краю» далеко не самый сильный из них. Музыкальные всплески чередуются здесь с диалогами разной степени унылости, и спасает ситуацию исключительно харизма Мёрфи. Обаятельнейший Стивен Ри на протяжении всего фильма смотрит на него печальными телячьими глазами и… и все. Ждешь потока умных мыслей, ждешь, когда же начнется оно самое — конфликт, противостояние, да только ничего этого нет. То на груди главного героя всплакнут о нелегкой жизни, то сам герой расчувствуется или затеет в баре мелкую стычку.

Спрашивается, о чем кино? Кажется, все сводиться только к возможности еще раз взглянуть на Мёрфи в амплуа, схожем с Патриком из «Завтрака на Плутоне».

За Мёрфи и за музыку, местами нелепую, но в целом забавную и приятную:

6 из 10

14 января 2011

«От этого можно сойти с ума…»

Великолепный фильм! Особенно поражает игра актеров. Их герои не создают впечатление скажем так «нездоровых» людей, нет, это просто люди, пытающиеся обрести себя, избавиться от гнета прошлого, пережить страхи и наконец увидеть то слабое мерцание огонька, которое вновь позволит им обрести надежду. В этот фильм втягиваешься настолько, что не замечаешь, как пролетает время.

Главный герой Джонатан попадает в больницу после неудачной попытки самоубийства.

' — Ты не хочешь жить?

— Нет, я хочу умереть»

Казалось бы, что он сможет сделать для остальных больных? Но именно он оказывается тем человеком, которому люди доверяют. Потому что он может слушать, потому что он находит в себе силу задавать подчас провокационные вопросы и выслушивать правду. Ему удалось то, над чем так упорно и почти безуспешно работал профессиональный психиатр. Поразительны перемены. Если в начале фильма он относится к собственной жизни с азартом, то в конце все меняется. Он наконец начинает ценить то, что дано ему свыше. Герой говорит, что если бы он рассказал то, что увидел перед падением, то все начали бы прыгать из окон. И все же любовь к жизни оказывается сильнее. Ему был подарен еще один шанс. И он его не упустил. Он смог поверить в любовь и дружбу.

Понравилась игра Триши Весси. Особенно проникновенна сцена, где она рассказывает о гибели матери.

Безусловно, еще одной сильной стороной фильма являются диалоги и монологи. Они поистине мудры. И даже в столь, казалось бы, не радостной ситуации присутствует юмор, ситуация, изображенная глазами главного героя, описана не пессимистично, что вы, а иронично, реалистично. В каждой фразе есть что-то такое, над чем можно и нужно задуматься.

Это один из тех фильмов, в котором я не пыталась угадать финал. В этой атмосфере подвешенности над пропастью можно было ожидать чего угодно. Появился черный экран с титрами, а я все сидела в оцепенении. Что скрывать, на глазах появились слезы, слезы смешанного чувства и печали, и радости.

Еще хотелось бы отметить безумно красивую музыку. Я и о фильме узнала только благодаря песне the Frames «Seven day mile».

Это фильм о том, что (как бы это ни банально звучало) нужно ценить жизнь, радоваться каждому моменту (пусть даже мороженному, улыбке друга). А еще говорить близким людям, как сильно мы их любим. Не стоит бояться этого, ведь мы не знаем, что произойдет в следующий момент. И кто знает, вдруг уже будет слишком поздно? Хм, второй шанс, говорите… а подарят ли нам его?

P.S. Моя оценка 10 из 10

21 марта 2010

На краю прервавшейся жизни

Заранее прошу меня извинить за то, что я буду периодически обращаться к фильму «Прерванная жизнь» Джеймса Мэнголда, порой, сознаюсь, не уместно. Не могу избавиться от ощущения, что они слишком сильно похожи — «На краю» как будто облегченная версия «Прерванной жизни», более милосердная к чувствительному зрителю, более адаптированная под мэйнстрим, более воспринимаемая.

Наверное, Карни вдохновлялся творением Мэнголда :)

Впрочем, я, разумеется, не хочу сказать, что из-за этого фильм плох. Не упрекать же режиссера в том, что кому-то когда-то сценарист принес похожий сценарий. Тождество сюжетной формы отнюдь не предполагает тождество содержания и уж вовсе не говорит о том, что кино не получилось. Различны настроение, подход создателей лент к режиссуре, ролям… ко всему!

Поразительно-парадоксален юмор. Или нет, не юмор, оптимизм, вера в жизнь, которая пронизывает всю ленту, даже самые мрачные эпизоды излучают ее, пусть слабо и неявно. Конечно, ситуация далеко не смешная, не веселая и все очень-преочень плохо, но не безысходно! Режиссер как будто улыбается губами Киллиана Мерфи (!!!), и, кстати сказать, это свидетельствует о том, что герой не так уж болен. По большему счету он здоров. Критическое восприятие искаженной, изощренной реальности клиники, способность адекватно позиционировать себя в ней, плюс ко всему смотреть на все это с юмором — все это совершенно нетипично для депрессии, с ее синдромом сужения сознания и прочими прелестями.

В нем как будто что-то сломалось. Но это не такой излом, после которого остается глубокая незаживающая рана, после которого нельзя стать прежним. Это трещина, которая немилосердно болит, мучительно заживает. После таких ран чувствуешь себя как никогда живым, появляются силы свершить неподвластное. (И ведь именно это и происходит! Джонатан спасает Рейчел буквально чудом. Любые взаимоотношения, а тем более любовь, это чудо, люди заперты внутри себя и прорваться через свою собственную скорлупу, родиться для другого требует невероятных сил. Большинство через это проходит, но «На краю» снят не о них).

Думаю, Джонатан просто импульсивен, и будь он более расчетливой и взвешенной личностью, попытка суицида бы не состоялась. Это не воронка черного-пречерного отчаяния, как у С. Кейсен, это импульс. Безумное желание. Взрыв. (Показательно, что Джонатан выбирает прыжок-падение с обрыва, не таблетки, не петлю, не бритву, которые предполагают известную долю терпения). С определенной условностью можно счесть это даже довольно незрелой истерикой с элементами эпатажа. Иначе путь к выздоровлению был бы более долгим, трудным и потребовал бы от героя невероятного душевного мужества. Фактически он исцелился новыми ощущениями — дружба, любовь сделали больше, чем весь персонал клиники.

Одно можно сказать точно — заслуги героя Стивена Ри в этом нет. Удивительно, как такое совершенное воплощение апатии и равнодушия сподобилось до психиатрии. Наверняка психиатру разумнее всего быть апатичным флегматиком. Но по-настоящему талантливый врач — фанат своего дела, гений не может быть равнодушным и смотреть на пациентов как на некую скучную данность. (Очень хочется снова обратиться к «Прерванной жизни» и вспомнить, какая там Dr. Wick).

Хочется стоя поаплодировать музыкальному сопровождению. Она одна способна выразить всю ленту целиком, все оттенки смысла и чувства. Она просто гениальна.

Наверное, настало время подвести итог. На самом деле, об этом фильме можно говорить бесконечно, и этим, собственно, все сказано.

9,5 из 10

9 ноября 2009

Что тут сказать? Фильм от режиссера «Однажды» да еще и с Киллианом Мерфи в главной роли, на мой взгляд, просто не мог оказаться плохим. И он не оказался.

Это 80 минут в состоянии подвешенности на краю, в состоянии метания от одного предположения к диаметрально противоположному. Это фильм о поиске смысла жизни. О переоценке собственных взглядов на жизнь и людей, если угодно. Фильм о еще одном шансе, который дается далеко не каждому. Фильм об одиночестве и «тараканах в голове». О любви, в конце концов. О той самой.

Наверное, исходя из всего этого можно сделать вывод, что фильм о жизни. О том, что ее надо ценить и беречь. О том, что второй шанс, он чаще всего только в кино… На самом деле не важно, о чем он. На мой взгляд, главное, что нужно сделать, посмотрев этот фильм, — это уяснить для себя одну единственную вещь: там, в бездне, гораздо хуже, чем здесь.

10 из 10

28 июня 2009

Удивительный фильм. Удивительная игра Киллиана Мёрфи. На мой взгляд, лучшая его роль.

Фильм, построенный на деталях, каждая из которых создает неповторимый образ, дух. Детали в диалогах, в мимике актёров…

Фильм, который лично меня заставлял ставить на паузу запись и думать над фразой. Думать, пока она не растворялась в голове.

И, в конце концов, всё не имело смысла. Неважно, что заставляет людей чувствовать себя живыми — вид крови, вкус мороженого или ветер, с огромным напором дующий в лицо, когда ты срываешься вниз со скалы, сидя за рулём кабриолета. Важно хотя бы однажды ощутить в себе эту жизнь. И ты уже никогда не захочешь с ней расстаться.

10 из 10

5 января 2008

Психиатрозаменитель

Именно так хочется назвать эффект от просмотра этого фильма: случилось как-то наткнуться на него в пору жесткого депрессняка. И могу со всей ответственностью сказать, что фильмец меня вытянул. Так как тут прекрасно разложена по полочкам юношеская психология: когда не то, что бы тянуло умирать — в облом жить.

Когда близкие люди покидают этот мир и тебе кажется, что оставаться ТУТ нет никакого секса. Когда наркотики и секс не заменяют дружбы и любви. Когда легче раздеться перед парнем, а не поцеловать его. Когда вид собственной крови принять легче, чем пойти на романтическое свидание с поеданием мороженого. Когда, наконец, филигранная игра Мерфи порой затмевает великолепного Стивена Ри… Тогда и понимаешь, что фильм стоит показать другу-романтику. Стоит пересмотреть самому. Стоит… крепче держать баранку, черт возьми.

16 августа 2007

Драма На краю в кино с 2001 года, релиз вышел более 23 лет назад, его режиссером является Джон Карни. Кто снимался в кино, актерский состав: Киллиан Мерфи, Триша Весси, Стивен Ри, Пол Хикки, Камилль О’Салливан, Мэри Мюррэй, Саймон Делани, Винсент Уолш, Винни Мерфи, Патрик Мюррэй, Эйдан Келли, Артур Риордан, Томас О’Суиллибхэйн, Лиам Карни, Александра МакГиннесс.

Примерные затраты на создание фильма составили 7000000. Страна производства - Ирландия. На краю — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.