Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Маниакальный |
английское название: |
Manic |
год: | 2001 |
страна: |
США
|
слоган: | «i am human» |
режиссер: | Джордан Меламед |
сценаристы: | Майкл Бэколл, Блэйн Уивер |
продюсеры: | Труди Каллон, Кирк Хассиг, Джоэнн Хоффман, Джоди Сулцман, Питер Бродерик, Роки Эверсман, Пол Гринстоун, Чак Ридер, Mark Stolaroff |
видеооператор: | Ник Хэй |
композиторы: | Майкл Линнен, Дэвид Уинго |
художники: | Кэрол Стробер, Дэвид Броер, Далия Форутан, Паула Масловски |
монтаж: | Мадлен Гэвин, Глория Вела |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $69 958 |
Мировые сборы: | $69 958 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 января 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Прекрасная и, к сожалению, единственная режиссёрская работа Джордана Меламеда, затрагивающая столь популярную тему подростковых психических и эмоциональных расстройств в Америке.
Помнящие себя в этом возрасте могут всколыхнуть примеры в эмоциональной памяти схожие поступки среди кого из знакомых, друзей-друзей, но в Америке подобное поведение поставленно на особый исправительный поток, в закулисье которого нам и позволили заглянуть.
Снятый на простую камеру, с особым удовольствием отмечаешь, как пространство прорезают актёрские погружения Джозефа Гордона-Левитта, Зои Дешанель, Дона Чилда.
Отдельно хочетя отметить Элдена Хэнсона, мягкая внешность которого так контрастно режется характером героя.
Сюжетную линию нельзя назвать драматически отягощённой, хотя, подбор персонажей имеет и интригу, и наблюдение за их развитием цепляет, однако в большей мере актёры и монтаж просто торжественно выносят драму на себе. Не зря.
Музыкальный ряд поддерживает атмосферу своей нервной тревожностью. Цветовые решения-по классике цветовосприятия в кинематографе. В операторской работе редко, но метко мелькают талантливые композиции (последние 6 минут, к примеру).
Жаль, что эта картина не смогла дать достойный толчёк для режиссёра в Голливуде. Уверена, он многое ещё смог бы рассказать.
9 из 10
Ибо некоторые диалоги можно было выкинуть спокойно.
18 декабря 2018
Маниакальный Джозеф Гордон-Левитт весь фильм прожигает зрителей взглядом своих черных прекрасных глаз. Джозеф играет в фильме главную роль — парня с неконтролируемыми приступами ярости.
Впрочем, бесконтрольная агрессия присуща всем подросткам отделения психологической клиники, куда попадает Лайнел (герой Джозефа). Там и парень, получающий истинное наслаждения от возможности и способности драться, и парень, нормальный с виду, но словно разъеденный червем ярости изнутри, и девушка, чья боль настигает ее во снах и каждую ночь она истошно кричит от страха, и совсем еще маленький — 13-летний мальчик, в состоянии глубокой депрессии, и сам Лайнел, который способен забить до полусмерти любого, кто посмеет высказать в его адрес бестактное замечание. Его ярость охраняет его, чувствительную к чужим грубым вторжениям, душу, он убежден, что никто не имеет права вмешиваться в его личную жизнь, и всеми возможными способами отстаивает это свое право, но способ у него пока только один — лупить любого забияку, кто скажет хоть слово о его личных делах.
Что касается постановки, то в фильме используется репортажный стиль, этот прием довольно часто применяется в кино, чтобы придать фильму реальности, подчеркнуть жизненность описываемой ситуации. В итоге камера в фильме скачет, а оператор намеренно лезет в рот и в глаза героям, смело применяет крупные планы, и не сразу ловит героя в кадр, словно и не знает, что тот сейчас тут появится. Такой подход мог бы раздражать, но при всем этом оператор знает толк в композиции, поэтому смотреть можно. Ведь герои фильма такие же дерганные внутри, как эта камера, так что всё органично.
В целом, «Маниакальный» словно ремикс «Пролетая над гнездом кукушки», омоложенный, заново прочтенный, иначе оканчивающийся, по-другому снятый, но с таким же безысходным подтекстом, с тем же ощущением пугающей загадочности человеческой психики.
8 из 10
26 ноября 2012
Тогда, когда мейнстримовое кино надоедает, и хочется чего-то необычного, каких-то других эмоций, то на помощь приходят артхаусные проекты. Выбрав «Маниакального» для просмотра и последующего дальнейшего размышления, я не прогадала.
Все действие фильма проходит в стенах психиатрической лечебницы, куда попадает главный герой фильма — Лайл (Джозеф Гордон-Левитт) — после того, как почти до смерти забил парня бейсбольной битой. Роль молодому Гордону-Левитту удалась. Актер смог передать эмоции, характер и взгляды на жизнь своего персонажа, который страдал вспышками неконтролируемого гнева.
Каждый из пациентов лечебницы по-своему раскрывался по ходу фильма. Довольно неприятный тип Майкл, который, также как и Лайл, не мог контролировать свой гнев, лично у меня никаких положительных эмоций не вызвал, как, впрочем, и жалости.
Трейси (Зои Дешанель) — именно к этому герою с самого начал проникаешься симпатией. Днем она кажется тихим ребенком, ночью же все наоборот.
Что касается Чеда, то он у меня вызывал противоречивые эмоции. Я так и не поняла, чего хотел этот парень.
Не понравится доктор Дэвид Монро. Кто еще сумасшедший, хочется спросить. Решительно настроенный бросить курить, он поглощает таблетки, и каждый день пытается наставить пациентов на пусть истинный. В итоге в одном из моментов он сам срывается в приступе гнева…
В некоторых моментах фильм снят дрожащей рукой, и создается впечатление, что кто-то ведет тайную съемку для документального фильма про душевнобольных, чтобы раскрыть истинное положение вещей в стенах этой лечебницы. Желтые стены с непонятными рисунками, оставленными пациентами. Пустые комнаты с узкими кроватями. Решетки. Одни и те же занятия изо дня в день… как, казалось бы, стать нормальным в этих стенах?
Понравилась и слегка смутила сцена с музыкальным часом. Под панк-музыку пациенты начинают толкать друг друга плечами, врезаться в стены, биться подушками. Такое в лечебнице случилось впервые — это новые эмоции, новые ощущения.
Картины, которые Сара показывала Чеду, написал Ван Гог. И он тут не случайно — считается, что Ван Гог страдал маниакально-депрессивным расстройством, как и пациенты лечебницы. На одной из картин изображена дорога в поле, уходящая в никуда. Вероятно, имеется какая-то связь между ней и финалом фильма. Финал, как и предполагалось, — открытый. Лайл возвращается в лечебницу по дороге, идущей через поле. Остается только додумать самому, что было бы дальше. Каждый волен решать для себя сам.
9 из 10
15 сентября 2012
На фильм наткнулась из-за бескрайней любви к Джозефу Гордону-Левитту, решила пересмотреть всю его фильмографию, ибо он очень талантливый актер. А когда узнала, что в этой картине он снимался с Зои Дешанель, вообще была рада, поскольку я уже успела посмотреть «500 дней лета», где главные роли сыграли оба этих актера, фильм впечатлил, и я подумала, что картина «Маниакальный» должна быть не хуже. И должна признаться — не ошиблась.
Начнем с того, что по сути сама тема о людях с психическими расстройствами вряд ли мало кого не заинтересует. Так вот, довольно интересный сюжет, где наблюдается линия каждого подростка, но не все секреты полностью раскрыты, что дает возможность зрителю пофантазировать.
Актерский состав, как я уже сказала, вполне воодушевляет. Гордон-Левитт, в роли Лайла, приятно удивил своей динамичностью и агрессией, т. к. до этого я натыкалась только на довольно спокойных персонажей в его исполнении.
Так же запомнилась Сара, которой единственной удалось взять себя в руки и доказать, что она может себя контролировать.
Немного подбешивал Майк, косящий под крутого парня, а встретившись с агрессией Лайла, не смог ему противостоять.
Чет — довольно странный тип, со своими заморочками. При возможности жить нормальной жизнью, он выбрал другой путь.
И, конечно же, Трейси, котору сыграла Зои Дешанель. Не до конца понятная личность, с виду тихоня, а ночью тот еще дьявол вселяется в девчонку.
Отдельное восхищение хочу выразить сцене поцелуя Лайла и Трейси. Браво! Сыграно просто великолепно. И вообще на протяжении всего фильма меня восхищали их взаимоотношения.
И стоит отметить концовку картины. Я искренне порадовалась, что к Лайлу пришло чувство осознания того, что ему пытаются помочь, а быть может это привязанность, а возможно — любовь. Это известно лишь ему.
9 из 10
16 августа 2012
А я и не знал, что Джозеф Гордон-Левитт уже встречался на съемочной площадке с Зои Дешанель задолго до съемок фильма «500 дней лета». Вообще на эту драму наткнулся случайно. Увидев пару знакомых имен и прочитав синопсис, решил посмотреть. Но фильм меня разочаровал.
Я не люблю артхаусное кино, потому что подавляющее большинство фильмов этой категории слишком мрачные, депрессивные и затянутые. К тому же мне совсем не нравится «эффект» любительской съемки, якобы переносящий зрителя в атмосферу киношных событий. Это выглядит дешево. Хотя по факту так и есть. Фильм явно относится к малобюджетникам. Толковый режиссер может передать атмосферу, не экономя на технических средствах. Почему бы просто не назвать вещи своими именами? Денег не было и решили оправдаться «эффектом» любительской съемки.
Сюжет тоже не особо зацепил. Фильм о проблемных подростках. Главный герой Лайл попадает в психиатрическую лечебницу после школьной драки. Молодого парня направили туда, чтоб постараться контролировать внезапные вспышки агрессии. Естественно, он не считает себя виноватым и уверен, что его обидчик сам напросился на бейсбольную биту. А в лечебнице есть и другие «детишки» со странностями. Одна кричит по ночам, другая режет себя, третий пыжится, пытаясь казаться крутым чуваком… В общем, веселая компания.
Ну, может я совсем уж черствый сухарь, но почему-то герои фильма не вызвали у меня сострадания. У каждого был переходный возраст и свои проблемы, которые казались очень важными. Многие ругались с родителями, дрались в школе и т. п. И у меня бывали депрессии, но почему-то не резал себе вены и не кидался ни на кого с битой. По-моему, это детская показуха. Вокруг серая масса, а вот я — свободолюбивая Личность, прущая против масс. Только почему-то те самые индивидуумы даже свое мнение не могут толком сформулировать. Их самовыражение дальше одежды, тяжелой музыки и всякой дурости не идет. Бесит это позерство. И не надо все оправдывать психологической травмой в детстве. Окружающие тут причем?
Из актеров понравился только Джозеф Гордон-Левитт. Причем персонаж его совсем не вызывает симпатии, но сыграл хорошо. Вроде субтильный мальчонка, а в порыве гнева готов порвать всех на британский флаг. Иногда, конечно, это вызывало улыбку, но он старался. Еще Сара Ривас понравилась, сыгравшая девушку-гота. Из всех персонажей она, наверное, более смышленая, хотя та еще дура, судя по ее рассказам. Элден Хенсон вообще только раздражал. По-моему, кроме роли Ленни в «Эффекте бабочки», он нигде не смог себя проявить. Зои Дешанель тоже не понравилась. Вечно она таращит свои глазенки, как будто напугана или удивлена, что ее снимают.
В общем, любителям артхауса советую посмотреть. Я люблю драмы, но не такие депрессивные. И не буду делать скидку на то, что это дебютная работа режиссера. Некоторые с первого раза снимают отличное кино. Не раз в этом убеждался. Поэтому всего лишь…
3 из 10
2 апреля 2012
Это не фильм, это история… нет, это не история — это кусок жизни, моей, вашей, того дядьки, сидящего на скамейке, которому тоже когда-то было 13 лет и который тоже, может быть, в ответ на вопрос «Что даёт твоей жизни смысл?» отвечал «Я не знаю» или не отвечал, просто потому что как-то никто не удосуживался спросить.. .
Подросток Лайл попадает в закрытую лечебницу после того, как во время бейсбольного матча чуть не убивает одного школьника. Там ему и другим ребятам пытаются привить понятие о тех социальных нормах, которые помогут им жить в обществе. Как люди. Как люди?
Каждый персонаж по-своему интересен, у каждого своя боль, свои проблемы и свои страхи о которых они, шаг за шагом пытаются рассказать.
Они хотят жить, но режут себе руки, они ещё дети, но уже с недетской серьёзностью смотрят в глаза взрослым и спрашивают: «Зачем я живу?». И у взрослых нет ответа.. .
Лайл рвётся на свободу, ему душно и тесно в этой клинике, которая отнюдь не лечит, а, скорее, ломает и он сбегает. Он приходит на автобусную остановку для того, чтобы понять, что этот автобус его никуда не увезёт, потому что не сбежать от самого себя.
На меня этот фильм произвёл очень сильное впечатление не в последнюю очередь потому, что меня в своё время затаскали по психологам именно с теми же проблемами. Потому что я тоже не понимал зачем я живу. Не скажу, конечно, что сейчас я это понимаю XD
Фильм цепляет своей искренностью, потому что в нём во весь голос задаются вопросы, которые все так боятся озвучить, про которые все, почему-то, предпочитают молчать. «Для чего я живу?», «Что даёт моей жизни смысл?», «Чего я хочу?», «К чему я хочу прийти и с чем я хочу остаться?».. .
5 января 2011
- Иногда я тебя боюсь. В этом есть смысл?
- В этом много смысла.
В одной из американских клиник для душевнобольных наравне с чирикающими и лающими пациентами обитает несколько трудных подростков. В ближайшем будущем они имеют все шансы стать насильниками, маньяками и самоубийцами, так что им повезло попасть сюда, где им хотят помочь, где есть добродушный доктор Монро, который наверняка сам когда-то был одним из них.
Вот только большинство из них не сумасшедшие. В них страшно много жизни, энергии, силы, эмоций, но они виноваты лишь в том, что похожи на своих родителей, унаследовали их склонности, или стали тем, что из них растили.
Мы иногда думаем, что в преступниках есть изначальный изъян, то, что всегда отличало их от других людей, думаем, что им никогда не хотелось того же, что и нам. Но вот герои этого фильма — Лайл, Сара, Трейси, Кенни — они в шаге от преступления, и в одной из сцен им задают вопрос о смысле жизни каждого из них. Какой ответ вы готовы услышать от мальчика, которого насиловал отчим? Или от девушки, которую ненавидит мать? Готова поспорить, что не тот, который они дадут. Дружба, свобода, творчество, любовь. Это не так очевидно, они говорят своими словами, но, по сути, никто из них не хочет зла. Как так получается, что такие стремления уживаются в них со склонностью к насилию, самоистязанию, с врожденной жестокостью, с тем, что у них не получается контролировать?
Они не сумасшедшие, а это значит, что их не вылечат. Они успокоятся, проведут какое-то время в клинике, а потом вернутся обратно, к своим родным, которые причиняли им боль или просто недостаточно их любили, к людям, которые снова будут их провоцировать, вернутся в мир, который не изменится по одному их желанию. Как только они выйдут за порог лечебницы, все начнется сначала. Круг замкнулся.
Хочется верить, что все-таки не для всех. Хотя бы для Лайла, главного героя, все еще может измениться. Он, в общем, славный парень, любит маму, не позволяет оскорблять тех, кто ему дорог, хочет поддержать Кенни, его трогает беззащитность Трейси. Но, как и его отец, он не может контролировать свой гнев, не умеет выражать свои чувства. Единственный способ заступиться за кого-либо — разбить лицо противнику, единственный способ показать симпатию к девушке — пообещать убить ее обидчиков.
Мучение: не осознавать, до какой степени презираешь себя. Неискренность: не отдавать себе отчета и вместе с тем понимать, что погряз в порочащей злобе, которая нитями из слюны и крови связана со всеми жестокостями мира, даже самыми ужасными. (с) La petite chartreuse, Pierre Peju.
Маскируясь под драму о трудных подростках, «Маниакальный» оказывается реалистичной историей о взрослении, прежде всего взрослении Лайла. Потому что повзрослеть — это значит понять, что у тебя есть проблемы, с которыми ты не справишься сам, и принять помощь от тех, кто готов тебе ее предложить. Повзрослеть — это значит научиться жить в этом мире, бороться с собой, чтобы не навредить людям, которых любишь, найти в себе смелость остаться, а не убежать.
Как-то неожиданно «Маниакальный» оказался очень правдивым, очень задевшим меня фильмом. В нем много обреченности, много слепой ярости, страха, но суть его совершенно верна — люди могут сделать с тобой многое, но то, кем ты станешь, будет зависеть только от тебя.
17 августа 2010
Честно, тяжело понять, что именно хотел донести до нас автор. Вроде очевидная мысль в этом фильме не лежит на поверхности. Она складывается в более менее четкую картинку из поступков этих ребят, их разговоров, желаний.
Конечно история каждого героя(и не только пациентов клиники, но и лечащего врача) как бы кричит о том, что от себя нам никуда не уйти. И будь мы хоть в Амстердаме, о чем мечтает Лайл, ничего не изменится. Потому что ты сам не способен измениться. Может осознав это, Чед от безысходности перестает принимать таблетки и набрасывается на санитара? Наверное каждый найдет свою мотивацию этому поступку.
Со своими проблемами перед нами не только дети, чьи судьбы так или иначе покалечили родители, но и, как это абсурдно не звучит, их психолог. Человек, который должен им вернуть душевное равновесие, сам порой воспринимает себя как пациента клиники. Основываясь на своем горьком опыте, он не внушает детям ложных надежд, он просто говорит, что нужно привыкнуть к этому дерьму вокруг и научиться держать себя в руках. Потому что от себя не уйдешь, точно так же, как и нельзя выйти за рамки картины.
Только Сара смогла перенаправить свой гнев в творчество. Наверное она поняла, что не нужно пытаться вылезти из рамок, за которыми ничего нет, а просто пойти вдаль по той дороге, которая для Чеда уходит в никуда. Я верю, что именно эта картина Ван Гога тут не спроста, а представляет собой метафору. Метафору нашей жизни.
Ведь мы тоже дети, которые не знают ради чего живут, борются с собой и страдают. Как бы мы не мечтали выбраться за пределы, мы все равно будем оставаться внутри себя, вместе со своими несчастьями, комплексами, болью. Не нужно искать лучшей жизни в других местах, нужно просто заставить себя двигаться вперед. Даже если ты не знаешь, что тебя там ждет. Просто нужно сделать шаг, чтобы хоть что-то в жизни изменилось, а не повторялось, как во сне Чеда.
Лайл все понял. И он вернулся, я так думаю. Хотя бы ради Трейси, которая придает его жизни смысл.
Именно так, сугубо лично я понимаю этот фильм. Осознание мыслей, которые я смогла извлечь из него, уже потихонечку ломает мое сознание. Вроде очевидные вещи преподнесены в какой -то другой, более искусной форме.
Спасибо создателям за этот фильм.
Такие вещи я не решусь оценивать.
7 августа 2010
… Свобода? Друзья? Любовь?
Я бы сказала, что в этом фильме нет ни одного нормального персонажа — впрочем, как и в нашем мире. Действительно, куда бы ты не шел, ты все равно окажешься там же.
Фильм, в котором нет конца; и в котором, думаю, каждый услышит те же вопросы, которые он, возможно, задавал и себе.
Снят на цифровую камеру, он еще раз доказывает, что все гениальное просто.
Один из тех фильмов, после которого не «поднимается настроение», т. к. в нем заключена некая тяжесть. [Единственная аналогия у меня почему-то возникла лишь с фильмом «Останься», не смотря на то, что съемки перекликаются с манерой Г. Ван Сента.]
В общем, что говорить — конкретика (образов, деталей) у каждого должна быть своя.
Стоит лишь поставить указатель над этим фильмом или табличку с надписью «открой меня, тут кое-что есть для тебя»)..
10 из 10
8 августа 2009
Ох, с чего бы начать. Если честно у меня даже нет слов — одни эмоции.
«Мама, скажи им, что я не сумасшедший!» — столь короткая и красноречивая фраза в начале фильма уже натолкнула меня на мысль, что фильм будет… не банальным что ли.
Сюжет в одно время и прост как батон хлеба, и запутан как философский трактат экзистенциалиста. Молодой парень Лайл (в исполнении моего любимца Джозефа Гордона-Левитта)попадает в что-то вроде закрытой психиатрической лечебницы, где с подростками с разной степенью ненормальности занимается терапией добродушный чернокожий психотерапевт.
С первых кадров не очень понятно за что, куда, и почему утаскивают Лайла два здоровых мужика и медицинской форме. Но далее нам показывают короткие вспышки воспоминаний главного героя и становится приблизительно понятно, что он чуть ли не до смерти забил своего одноклассника бейсбольной битой.
Немного мешает пониманию и усвоению то, что фильм в оригинале, без русской озвучки. Тут вам и различные сленговые словечки. которые как хочешь, так и понимай, и весь спектр англоязычных ругательств. Но в этом то вся соль. Фильм сам по себя не легкого характера. И мне кажется что русский дубляж только испортит атмосферу фильма, потеряется тонкий характер изумительной актерской игры.
Компания в психушке собирается впечатляющая.
Сара — девушка-феминистка с бледной кожей и такими черными губами, глазами и бровями, что поневоле вспоминаешь про Токио Хотел — в своих ссорах с матерью доходящая до рукоприкладства, за что любящая» мамаша и отправила ту в места «приятные» и не столь отдаленные.
Майкл — шкафоподобный круглолицый парень с претензией на принадлежность к поколению «50 cent», который не может себя контролировать в драке. «Это похоже на удовольствие от секса. Почти то же самое» — говорит он об ощущениях, которые получает, когда бьет кого-то.
Чед — ну, тут более менее классический случай. Маниакально-депрессивный синдром. Неуравновешенный 17-летний юнец, который в день своего семнадцатилетия, на полшага от выпуска из клиники чуть не отрезал голову санитару перочинным ножом.
Ещё там был 13-летний мальчишка-маугли Кенни (ну и сразу ассоциации с Южным парком, понятное дело). С ним что-то непонятное было, я так и не врубилась — то ли он насиловал маленьких детей, то ли его насиловал его отчим… О_о
Ну и конечно — Трейси. Героиня Зое Дешанель тронула меня больше всех. Хрупкая, невзрачная девушка, которой то и дело приходится бороться с заниженной самооценкой. Как рассказывает на тренинге Трейси — мать внушает ей что она ничтожество, потаскуха, и что «лучше бы она вообще не рождалась». По ночам девушке сняться жуткие кошмары, настолько видимо дикие, что от её ночных криков просыпаются все в пансионе. В сложных психологических условиях Трейси и Сара становятся подругами, и удивительно трогательно показаны взаимоотношения двух девушек на фоне жестокой конфронтации парней.
Зарождающаяся симпатия между главным героем Лайломи и Трейси становится очевидна любому зрителю, но только не самим героям…
Невероятно сентиментально Маламед снимает сцены прощания девушек перед уходом Сары, и поцелуй Лайла и Трейси. Признаюсь честно, я даже поплакала немного.
В общем писать об этом фильме можно много и красноречиво, боюсь мне не хватит места. Я, как девушка, в первую очередь заинтересована в романтической сюжетной линии.
Но в этой картине вы найдете множество других — сложных, интересных, запутанных. Подростковая психология, трудное детство, взаимоотношения со взрослыми, гнев, боль, поиски самого себя…
Все это здесь, в «Manic».
10 из 10
22 марта 2009