Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Франческа и Нунциата |
английское название: |
Francesca e Nunziata |
год: | 2001 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Лина Вертмюллер |
сценаристы: | Лина Вертмюллер, Мария Орсини Натали, Эльвио Порта |
продюсеры: | Симона Де Рита, Анна Стопполони, Адриано Эри, Гульельмо Эри |
видеооператор: | Альфио Контини |
композиторы: | Итало Греко, Лучио Грегоретти |
художники: | Энрико Джоб, Энрика Бискосси, Габриэль Майер, Бенито Персико, Andrea De Antoniis |
монтаж: | Пьерлуиджи Леонарди |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 августа 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 5 мин |
Застывшая в патриархально-пасторальном спокойствии итальянская провинция конца XIX века. Владелица небольшого, но получающего стабильную прибыль магазинчика макаронных изделий синьора Франческа, увенчанная благородством и достоинством, а не миллионами в кошельке, счастливо выходит замуж за графа Монторси. Благополучная жизнь семьи меняется после ряда тяжелых перипетий, результатом которых становится удочерение Франческой сироты Нунциаты.
Итальянская режиссер, актриса и сценарист швейцарского происхождения, верная спутница и способная ученица великого мэтра неореализма Федерико Феллини, представительница практически вымирающей аристократической породы Арканджела Феличе Ассунта Вертмюллер фон Эльгг Эспаньол фон Браухич, более известная как Лина Вертмюллер, в своих многочисленных и витиевато названных картинах, жанрово относящихся к кинематографу социально-политическому, острокритическому и трагикомически-трагифарсовому, словно пыталась всячески подвергнуть себя процессу ирредентизма и катарсиса за своих голубокровных предков, некогда нещадно эксплуатировавших низы общества. Искупление вины и социальное неравенство вкупе с откровенной прокоммунистической позицией красными нитями проходят через все творчество Лины Вертмюллер с конца 60-х годов ХХ века. Впрочем, встать на уровень с теми же Феллини, Антониони, Росселлини или Дзурлини этой троекратной номинантке на Оскар так и не вышло, хотя определенный круг поклонников у нее сложился. К началу нулевых годов карьера Лины Вертмюллер, отмеченная лишь созданием на редкость паршивого римейка ее давней романтической комедии с привкусом социализма «Унесенные» от Гая Ричи, пребывала в состоянии спада и стагнации, и последней ее по-настоящему заметной режиссерской работой стала адаптированная для итальянского ТВ версия романа Марии Орсини Натали «Франческа и Нунциата» 2001 года.
Пригласив на ведущие роли в этой картине как многоопытных колоссов итальянского кино Софи Лорен, ранее игравшей у Вертмюллер в «Субботе, воскресенье и понедельнике», и Джанкарло Джаннини, который стал широко известным после участия в ее сатире про Мими-металлурга, отмеченной Золотой Пальмовой ветвью Канн, и молодых да борзых Рауля Бова и Клаудию Джерини, Лина Вертмюллер сняла, на первый взгляд, очень традиционную, даже в чем-то консервативную классическую мелодраму об одухотворенной бедности и порочной природе богатства. Знакомый, до невыносимой боли изьезженный сюжет о социальном неравенстве и запретной любви в духе незабвенных «Ромео и Джульетты», только с наличием сублимированных оттенков инцеста — все это зрители видели не одну сотню раз, но «Франческа и Нунциата» чрезмерно очевидными тропами не движется.
Традиционализм выражается в картине лишь лишенным изысков киноязыком, и классический без глубоких полутонов лубок мелодрамы с легким душком дешевой бульварной любовной романтики оказывается чертовски обманчивым ввиду того, что в финале фильма режиссер мастерски смещает все предшествующие ему акценты и делает главным выразителем идеи не несчастную по определению сиротку Нунциату, а ее приемную мать в исполнении Софи Лорен, вкладывая в ее уста в финальном монологе всю сущность фильма и по сути подвергшихся трансформации взглядов режиссера, которая теперь отнюдь не на стороне пролетариата.
Во «Франческе и Нунциате» зритель видит ту незыблемую силу старой аристократии и буржуазии, которая может милостива и жестока, но куда как симпатичнее добросердечной незатейливой простоты. Нунциата и вовсе кажется эдакой экстраполяцией десадовской Жюстины со своей добродетелью и жертвенностью, которые в итоге приносят не только ей, но и всем окружающим плоды несчастий и страданий. По сути Нунциата в семье Монторси всегда оставалась чужой, пришлой, не из их круга, и сложные внутрисемейные отношения с наступлением ее взросления есть одним из главных показателей. Любовный переплет не кажется чем эдакой формальностью, привлекательной приманкой, ибо первичным в картине оказывается конфликт семьи, построенной по матриархальным принципам. Франческа решает карать или милость давать, Франческа решает в этой семье все, а Нунциате дано или согласиться, а значит покориться и предать свое чувство, или уйти вон. При этом достоинство и реноме пытается сохранить каждая из сторон, но Лина Вертмюллер, по сути принимая точку зрения Франчески, дает зрителям и возможность проникнуться трагедией Нунциаты.
Да, женщины в этой семье сильны, зато мужчины слабы и инфантильны. Что герой Джанкарло Джаннини, что герой Рауля Бова движимы лишь инстинктом самосохранения и вынужденного приспособленчества под новые условия, ведь совершенно неслучайно в фильме подчеркивается и исторический фон еще сильнее, чем в романе Орсини. Италия медленно вступает в эпоху перемен, и некогда подчеркнутый знак неравенства и привычного высокомерия в обществе перестает быть актуальным. Аристократы становятся плутократами и нищими, а выживают лишь те, кто оказался способен преодолеть собственную внутреннюю виктимную природу, как Нунциата и Франческа, ведь фильм, собственно, и посвящен именно этим двум женщинам, а банальный романс о влюбленных, котоым якобы не дано быть вместе, есть не более чем обрамлением. Торжество человеческого благородства с легким привкусом приторности и типичной слащавости.
9 из 10
3 апреля 2014
Мелодрама, снятая в 2001 году, напоминает фильмы, снятые в 70х, 60х, а, может, и раньше. Полуспящий оператор, четкое разделение на богатых и бедных, нетронутые цивилизацией ландшафты, влюбленные взгляды в стиле Вероники Кастро и «Богатые тоже плачут», желтые волосы и черные корни «блондинки» Нунциаты, редко сменяющиеся костюмы, неэротичные поцелуи с жаркими удушающими объятиями… Молоденький Рауль Бова, с усиками в а-ля Ретт Баттлер, еще не набравший ни своего более позднего обаяния, ни драматизма в игре… Избитая история о несчастном найденыше, превзошедшем своих благодетелей во всем, и избитая мораль, что на чужом несчастье счастья не построишь.
Но почему же моя рецензия положительная? Почему стоит смотреть этот фильм?
Как минимум, ради неподражаемого монолога несравненной Софи Лорен в конце. Он просто завораживает и заставляет играть другими цветами все происходившее 2 часа ранее. Ее монолог пронес меня через время, и я снова ощутила себя маленькой девочкой, которая сидит рядом с мамой на диване и смотрит «Унесенные ветром» или «Поющие в терновнике», еще только смутно рисуя розовыми красками этот такой далекий мир красивых людей, роскошных платьев, больших любовей и больших несчастий, сложных сплетений судеб, роковых страстей и расплат… Это то неподражаемое чувство вкуса кино, которое проживаешь, а не просто смотришь один из множества произведений кинематографа. И за это чудесное воспоминание, за эту ностальгию этому фильму огромное СПАСИБО.
7 из 10
18 декабря 2011
Сюжет фильма стар, как мир: многодетная и преуспевающая семья берет девочку на воспитание — Нунциату. Проходят годы, девочка вырастает и влюбляется в своего сводного брата. В свою очередь мать семейства (Софи Лорен) всеми правдами и не правдами разлучает их даже зная, что Нунциата беременна…
Как бы сильно мне не нравилась Софи Лорен, но весь фильм держится в основном, на молодом и очень, ооочень привлекательном молодом актере — Рауле Бова.
Прямо скажем, фильм не шедевр, его не отмечали какими-то кино наградами, и он не собирал заоблачных кассовых сборов, да и вообще, без ложной скромности, фильм — проходной, но, несмотря на это, его хочется пересматривать, и окунаться в историю о не счастливой любви снова и снова….
8 из 10
29 июля 2007