Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Апрель |
год: | 2001 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Константин Мурзенко |
сценарий: | Константин Мурзенко |
продюсеры: | Юсуп Бахшиев, Роза Рафикова, Сергей Агеев, Виктор Такнов, Ольга Суслова, Сергей Мелькумов, Сергей Сельянов, Елена Яцура |
видеооператор: | Максим Трапо |
композитор: | Данила Калашник |
художники: | Григорий Пушкин, Александр Осипов, Михаил Большов |
монтаж: | Александр Чурпаков |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $61 738 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 февраля 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Конец московской зимы. Мелкого наперсточника по кличе Апрель — юношу безобидной наружности, к тому же бывшего детдомовца, родившегося в лишний день — 29 февраля, элементарно подставляют. И тут жизнь Апреля определенно начинает пахнуть керосином. Скоро некий авторитетный дядечка по имени Леонид Петрович (играющий его Михаил Круг через некоторое время уже в реальной жизни сам станет жертвой смертельного нападения) ставит Апрелю условие: надо убрать двоих, в том числе вконец зарвавшегося Артура. После чего он дает субтильному парнишке для его первого мокрого дела очень даже настоящий пистолет. Сразу видно — для Апреля такие дела в диковинку.
Ситуация усугубляется тем, что накануне «сырого дела» юноша знакомится с симпатичной медсестрой, которую тоже экзистенциально колбасит на тему «как жить дальше?». Проще говоря, девушка не знает, как себя правильно позиционировать по жизни: то ли и дальше продолжать кочумать в белом халате, то ли конкретно поменять образ поведения и внедриться в хорошо оплачиваемый бизнес «ночных бабочек». И чем сильнее девушка рефлексирует, тем больше это импонирует её ухажеру. В урочный час Апрель тоже всерьёз начинает обдумывать житие. Бродит туда-сюда вокруг да около потенциальных жертв, а потом просто напивается с горя (или с радости). А в конце доходит до того, что ещё и подвиг совершает…
В своем режиссерском дебюте самый востребованный на тот момент питерский сценарист Константин Мурзенко особое внимание уделяет сленговой игре, но уже не блатной фене и не уличным жаргонизмам, что было характерно для его предыдущих сценариев. На этот раз он предлагает почти эстетское лингвистическое упражнение, максимально приближенное к реалиям текущей жизни, и которое, в отличие от опуса «Мама, не горюй!» Максима Пежемского, характеризует качественно иное чувство правды. Той самой правды, которая превыше всего ценилась в ленинградском/питерском кино, и была доведена Германом и КО до такой степени концентрации, что в результате даже появилось понятие «ленфильмовский гиперреализм».
И хотя почему-то принято считать, что на Мурзенко главное влияние оказал Тарантино, видно, что и у своих киноклассиков он числится далеко не последним учеником. Помнится в конце 1980-х Мурзенко часто наведывался на улицу Салтыкова-Щедрина, в кинотеатр «Спартак» — Мекку питерских синефилов той поры, и непременно почитал своим присутствием так называемый Киноуниверситет, курируемый Олегом Коваловым, ещё одной легендарной личностью тогдашней киноманской тусовки. Сутулая фигура и лошадиное лицо с взглядом потенциального Раскольникова выделяли Мурзенко (которого тогда мало кто знал по фамилии) в многоликой толпе, ежевечерне осаждавшей «Спартак».
Можно говорить почти наверняка, что к моменту знакомства с фильмами Тарантино Мурзенко уже был настолько «пропитан» классикой мирового кино, что сбить его с толку не могло никакое «Криминальное чтиво». Собственно «Апрель» — это концептуальная виньетка, в которой модные протарантиновские мотивы настолько изящно адаптированы к российским реалиям, что про все возможные переклички забываешь напрочь. При очевидной избитости темы (благодаря «бригадным сериалам»), режиссерский дебют Мурзенко способен привязать к себе даже тех, кто на дух не переносит улицы разбитых фонарей, и заставляет озабоченно ждать, чем же всё-таки закончится эта история про несостоявшегося юного киллера.
11 декабря 2012
Я очень люблю этот фильм. Думаю, это не просто лихая и весёлая история из жизни разбойников, воротил и маргиналов в духе «Мама, не горюй!». Такого не было в творчестве Константина Владиславовича Мурзенко, ни в «Жести» (тоже драйв и стиль, конечно, но мрачно, тяжело, безысходно), ни в «Маме, не горюй!» (слишком уж всё весело и сказочно). Здесь же, на мой взгляд, идеальное сочетание стиля, драйва, вкуса, замысла… Замечательная игра актёров. Я полагаю даже(последние лет 7), что это один из лучших отечественных фильмов на темы Жизни, Смерти и Реализации человека… Книга самурая и Дао дэ цзин- по — русски. Русская вещь о Пути, о долге, о Любви, о вечности и бесконечности… Ангелы, бесы, люди, боги, закон кармы и способы его обойти. Всё это здесь есть. И приговорённый к смерти (как все мы, кстати), вконец замороченный в суете Человек, что, пройдя ряд «жёстких пробивок», в конце прозревает и становится самим собой. В самый последний момент, всё потеряв, находит себя, понимает, что в жизни главное, и как всё устроено. Действие происходит под потусторонние звуки музыки Дэна Калашника… «Апрель», — единственный фильм среди работ К. Мурзенко, где он не только сценарист, но и режиссёр. Если задумываешься иногда о жизни и смерти, о Любви, то «Апрель» смотреть надо! Помимо всего этого, кино заводное и угарное, местами в духе «Мама, не горюй -1», например, сцена «маски — шоу» в больнице.
На 100 вариантов голивудского и новорусского палп фикшн про одно и то же на разные лады иногда находится одно настоящее, что идёт от души в душу… После чего становишься мудрее и взрослее.
17 января 2010
Мне кажется, неверным утверждение, что Мурзенко пытается подражать в «Апреле» Тарантино. Просто и тот и другой явно вдохновляются произведениями Мельвилля. От французского классика у Мурзенко неспешность, и даже некоторая приторможенность повествования, его нежелание давать герою моментальную характеристику.
Режиссёр как бы говорит зрителю: не спеши с выводами, смотри внимательно, даже в жанровом кино мотивы героя могут не лежать на поверхности. Зато речь у Мурзенко точно своя и видно как актёрам нравится этот текст, эти нестандартные повороты.
Когда смотрел фильм в первый раз, первая половина показалась мне скучноватой. Мало динамики. Казалось, что сначала всё слишком медленно, а под конец слишком быстро. Сейчас пересматривая, получаю удовольствие от каждого эпизода.
Этот фильм несовершенен, в нём есть недостатки, но я думаю, в отличие от того, где Мурзенко снимается (за исключением второго брата), сам он снял настоящее кино, а не двухчасовой видеоклип.
10 февраля 2008