Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Звездочка моя ненаглядная |
год: | 2000 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Сергей Микаэлян |
сценарий: | Сергей Микаэлян |
продюсер: | Виктор Сергеев |
видеооператоры: | Эдуард Розовский, Александр Корнеев, Сергей Ландо, Николай Покопцев |
композитор: | Андрей Андерсен |
художник: | Виктор Желобинский |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 11 декабря 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Звёздочка моя не наглядная — из тех фильмов, которые довели меня до слёз. Но сравнение с американским Хатико тут не только из-за слёз, но и схожестью аспектов. Не справедливо что один в топе 250 а у другого рейтинг 6,3.
Начну с дезинформирующего постера на кинопоиске. Смотря на него складывается ощущение, что главный герой — Сидихин. Это не так. Он там на 5 минут. Во-вторых, главной героине 18 лет, а не 35 с платочком. Кинопоиск, исправьте такую оплошность. Хотя картина ещё не приобрела статусности, как «упырь» или «Прикосновение» чтоб менять.
Персонажи.
Важную роль в этом фильме играет события страны, происходившие с 1994 год по 1996 год. СССР нет уже как 4 года и во всю идут стройки новых постсоветских государств с их новыми идеологиями.
Антон и Надежда (протагонисты) молодые влюблённые в таком государстве, но у них в головах ещё старые идеи.
Из их возрастного поколения Дима (открытый антагонист) — в его голове идеи уже новой России: путь к американской мечте. Ещё он неровно дышать к Наде.
Из других поколений: мать Нади (скрытый антагонист)- не хочет знать о ситуации в стране, кормилица семьи; мать Антона — слабая женщина, которой нужна надежда; дед Нади — (дейтерагонист) участник ВОВ (по всему, режиссёр многое вложил в него от себя); сестрёнка Нади — символ будущего поколения страны и понимания, чем вся история по-настоящему закончилась.
Начало сюжета
Сентябрьский призыв 1994: Антон считает обязательным отдать долг родине. В отличие от Димы, который скрывается от военкома по соседям. И после призыва будет подшагивать к Наде. Приходят события декабря 1994 года — начала первой чеченской войны (и хороший комментарий по поводу этой войны даёт дедушка). Войну не показывают, а показывают мир. Героиня не знает, что с её ненаглядным. Смотрит войну в прямом эфире и успокаивает его мать, что это не он. Тут у меня возникли ассоциации с «летят журавли». Но они пропали, когда Антон всё же вернулся с той войны. Но вернулся калекой…
И тут стоит остановиться.
И продолжить на моментах вызывавшие слёзы:
Прежде всего, я увидел как нынешнему государству тогда было плевать на людей:
1) Безработица матери Нади, которая начала продавать мочалки.
2) Офицер военкомата говорящий, что его работа — это лишь отправить людей служить, а что с ними после будет — ему плевать.
3) Как калека Антон отверг Надю, потому что недееспособен, не чувствует себя полноценным элементам социума.
4) Работа Нади не на производстве, а библиотекарем. (+ есть сцена телефонных разговора в этой библиотеке)
Что в то время распродавали ресурсы прошлой страны. Сцена начинается с показа Чубайса по телевизору, который смотрит Дед. Телевизор выключает мать и выгоняет деда из комнаты, потому что скоро смотрины ничего не подозревающей Нади. Приходит иностранец по объявлению, которое написала мать от имени Нади: «Не волнуйтесь. Она согласиться на руку и сердце». Ну чем не метафора того как ресурсы страны распродавались за бесценок, не спрашивая народ, лишь бы «не проиграть»?
Первая слеза появилась от того как в этом мире, в котором все против главных героев, появляется ещё что-то светлое и доброе — это соседка, которая принесла деньги на помощь с Протезами. Я просто заплакал. Вот сейчас набираю и слёзы накатились.
По поводу протезов. Они для понимания, что в этой распродаваемой стране ещё не всё продали. Протезы, которое выдало Антону сначала государство, оказались ужасного качества и не подходящие по размеру. Сказали: «Хотите хорошие протезы? Покупайте зарубежные за свой счёт». Однако, как понял, помогло родное производство — институт протезирования который остался от старого государства.
Финал самое печальное и слёзовыжимательное. За столом сидят скрытые — поколение виновато в развале: мать Нади с её подружками. Но с ними не будет борьбы, от них не отречься — они часть семьи. И за столом сидит сестрёнка — будущее поколение, которое хочет стать банкиром, и вместо медали за героизм хочет шоколадную медаль. И начинаешь ощущать безнадёжность утраты. И в этой безнадежности и кроется сравнение с аХатико: надежда на лучшее до безысходного конца.
Но в отличие от амХатико это не эксплуатация безнадёжности с фальшью географического переноса. А «портрет времени».
Среди минусов — неприятный скачок любовной линии, который связан и изменениям характера Антона.
6 декабря 2020
Лихие 90-е… Страшные 90-е… В стране разруха… В головах у людей — разруха. Слом. Слом судеб, слом моральных устоев, ценностей. Слом строя…
И по всему этому ужасу красной лентой проходит Первая Чеченская война.
Коммерческая, никому не нужна, порочная — как её принято называть, война.
Помни, что ты в долгу перед Родиной, но у неё перед тобой нет долгов. — Истина с которой не поспоришь. Сюжет вскрывает все стороны этой истины, которая актуальна во все времена.
Как и сама эпоха, показанная в фильме, сюжет так же очень противоречив. Очень конфликтен. И сам конфликт в Чечне выступает даже скорее фоном, некой средой, где разворачивается жизнь героев. Выплёскивается вся грязь и негатив. И невольно понимаешь, что негатив этот испытаваешь не к войне, а к обществу.
К тому обществу, которому нет дела до тех, кто вернулся в цинковом гробу, до тех кто остался калекой, до их матерей и вдов, до тех кого сломал «чеченский синдром».
В стране, где душами людей правит «золотой телец», нет дела до несчастного, покалеченного войной парня, в образе которого выступают сотни и сотни тех, кого обожгло пламя Первой Чеченской.
«Говорят, что челове использует лишь 10 процентов свего мозга. А мне и этого не надо. Хочу иметь одну извилину. Чтоб не думать. Не знать. О том, что было, что есть, что будет!» — восклицает главные герой, доведённый до отчаяния. Война лишила его не только ног, но и надежды.
Но война не способна убить любовь, которая сметёт все преграды.
Главной героини, которую будто швырнули в этот омут страшных смутных лет трудно понять всё вокруг происходящее. У неё свои моральные ценности, которые помогают ей не попасть в губительные жернова нового мира.
Её благородство, милосердие спасает не только несчастного ивалида войны, но показывает, что можно спасти мир, если бы у каждого было бы такое же благородное сердце.
1 сентября 2012