Рейтинг фильма | |
![]() |
7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
В городе все спокойно |
английское название: |
La ville est tranquille |
год: | 2000 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Робер Гедигян |
сценаристы: | Робер Гедигян, Жан-Луи Милези |
продюсеры: | Мишель Сен-Жан, Жиль Сандос, Bruno Ghariani, Робер Гедигян |
видеооператор: | Бернар Кавалье |
художники: | Мишель Вандестьен, Катрин Келлер |
монтаж: | Бернард Сасья |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
$441 664 |
![]() |
$441 664 |
Дата выхода | |
![]() |
30 августа 2000 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч 13 мин |
В уютном городе Марселе царит лето, горячее солнце согревает землю, воздух и Лионский залив, радуя горожан и туристов, приехавших сюда на курорт или в погоне за историей. Но даже солнечного света недостаточно тем, чьи души утратили способность вырабатывать спасительное тепло или радоваться тому, что даёт природа. Таких людей здесь хватает, но каждый до конца верит в свой собственный шанс всё исправить.
У среднестатистической мадам Мишель, к примеру, с оптимизмом всё в порядке, не в пример семейной жизни. Родная дочь Фиона наркозависима, на руках — маленькая внучка и где-то рядом — угрюмый и безработный муж, вот уже три года живущий на пособия. Мишель работает на себя, дочь и внучку, тщетно пытаясь создать иллюзию удачи. Шансы Фионы на выздоровление улетучиваются после очередной дозы наркоты, а отношения с матерью размываются всё больше, превращаясь в точку невозврата, символизирующую одновременно самый лёгкий и самый страшный способ поддержания авторавновесия.
Робер Гедигян известен привычкой снимать свои фильмы исключительно в родном Марселе и с соответствующей им простотой и социальной открытостью демонстрировать зрителям достаточно острый и насыщенный портрет города и его жителей. Перечисление тем, затрагиваемых режиссёром прямо или косвенно, будет весьма длительным, при том, что психологически-эмоциональные стороны жизни горожан отнюдь не менее важны для него, чем детальное обсуждение социальных и экономических затруднений. Конфликт же зачастую блуждает где-то рядом, а иногда его следует искать уже в названии.
Свободная и разветвлённая сюжетная линия «В городе всё спокойно», представлена сразу несколькими далёкими друг от друга семьями. Этих людей, представляющих пролетарскую часть населения Марселя, никак не назовёшь серой массой, ие упрекнёшь в низкой самооценке. Докеры, к примеру, протестуют против закрытия верфей и задержек зарплаты, хотя их положение ещё более неопределённое, чем финансовая ситуация. Чувствуя это, один из рабочих по имени Поль покидает ряды бывших товарищей и устраивается в частную контору таксистом, купив на скопленные деньги более чем приличный «Сеат Толедо». А ещё Поль может записаться в ряды образцовых сыновей и заботливых мужчин, способных рассмешить даже малознакомую женщину на грани нервного срыва. Такую, как Мишель, например. В то же время где-то в другом конце Марселя только что освобождённый из мест не столь отдалённых молодой афрофранцуз по имени Абдерраман, находит учительницу музыки Вивиан, когда-то работавшую с заключёнными, чтобы поблагодарить её за высокое нравственное начало.
При помощи глубокого, но осторожного гуманизма и изящного формализма Гедигяном скрыта едва заметная ирония. Как бы невзначай, на зрительском уровне, Робер фиксирует фразу об утрате Францией самоидентификации относительно общеевропейской цивилизации, которую наиболее чётко раскроет через образ Франсуа Миттерана в «Прогуливающемся по марсовому полю» и помещает её почти рядом с не менее сакраментальным изречением: «нам нравятся иностранцы, но мы предпочитаем французов». Зачем нужны все эти тонкие якоря в условиях избегания политической темы вообще, более-менее проясняет лишь финал картины и его фаталистическое обоснование, ещё долго отдающиееся в сознании быстрыми мотивами «Турецкого марша» Моцарта в исполнении самого чистого персонажа. А до этого франко-германо-армянский режиссёр не раз заставит зрителей испытать неподдельное чувство сопричастности, и чаще всего это чувство окажется весьма грустным. Образ Фионы как зависимого от наркотиков человека в исполнении Жюли-Мари Парментье останется одним из самых впечатляющих лично для меня, равно как и кристальность души Абдеррамана, в котором не заметно ни тени того, в чём хочется его заподозрить.
Превратив родной город в целый микрокосм с набором универсальных тем для размышления, Гедигян предпочёл видеть там тех, кого проверил годами работы. Его фаворитами снова стали Ариан Аскарид, исполнившая драматическую роль Мишель, Жан-Пьер Дарруссен в роли Поля и Жерар Мелан. Эти трое составляют костяк характеров фильма, но в дополнение к ним Гедигян выбирает не менее харизматичных актёров и актрис, а непродолжительность отведённого их персонажам времени с лихвой окупается полнотой и самодостаточностью образов. Даже отсутствие престижных наград и патологической тяги Гедигяна к провокациям не лишают «В городе всё спокойно» достоинства называться весьма непростой историей о страстном и отнюдь не спокойном мире, воплощённой всего лишь в одном, но удивительно своеобразном городе.
11 марта 2016