Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Свобода |
английское название: |
Freedom |
год: | 2000 |
страны: |
Франция,
Португалия,
Литва
|
режиссер: | Шарунас Бартас |
сценарий: | Шарунас Бартас |
продюсеры: | Шарунас Бартас, Паулу Бранку |
видеооператоры: | Шарунас Бартас, Римвидас Лейпус |
композитор: | Кипрас Машанаускас |
художник: | Юрий Григорович |
монтаж: | Мингилье Мурмулайтине |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 2000 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
«Свобода» Шарунаса Бартаса настолько оригинальна, что ее трудно назвать фильмом в привычной терминологии, это почти бессловесное и бессобытийное, меланхоличное полотно, полуторачасовая кино-медитация на тему бессмысленности и бесперспективности человеческого существования, с прекрасно выстроенными длинными планами и завораживающим, поэтичным визуальным рядом. Герои (по видимому, контрабандисты или нелегальные мигранты) спасаясь от преследования оказываются на необитаемом побережье… Голливуд наверняка превратил бы подобную историю в очередную робинзониаду, а Бартас снял ассоциативную, экзистенциальную притчу с намеренно замедленным ритмом, допускающую несколько трактовок, не ждите приключений и неожиданных поворотов сюжета. Здесь молчание выразительней слов, горящие взгляды говорят больше, чем отсутствующие диалоги, природа, крики чаек и шум прибоя становятся полноправными участниками повествования, настроившись на волну фильма, зритель рискует погрузится в гипнотический транс.
Шарунас Бартас — один из наиболее самобытных режиссеров Европы. Конечно, можно назвать несколько имен, чье творчество созвучно фильмам литовского постановщика. С Ким Ки Дуком его роднит молчаливость персонажей и любовь к водной стихии, c Бела Тарром объединяет предельно медленный ритм и филигранная обработка кадра, увлечение долгими планами заставляет вспомнить Тарковского. Говорить о влиянии в данном случае неуместно, так как стиль Бартаса сформировался уже в его первых картинах, до появления прославленных работ венгерского и корейского мэтров. Вообще, ближайшим кинематографическим родственником бартасовской «Свободы» является, появившаяся 11-ю годами позднее, горячо любимая мной «Туринская лошадь». Стиль обеих кинолент можно охарактеризовать как медитативный минимализм, сочетающийся с пессимистическим мироощущением и шаманским характером операторской работы. Еще Дзига Вертов в вступлении к «Человеку с киноаппаратом» призывал создавать фильмы, свободные от влияния литературы, театра и других искусств. Словно следуя этим заветам, «Свобода», как и многие великие киноленты, ценна тем, что передает особый аутентичный дух киноискусства, не опираясь на такие «костыли», как диалоги, драматургия, традиционная модель сюжета.
Следует ли смотреть фильм? Ни в коем случае! Он слишком хорош, для отравленного голливудским попкорном массового вкуса.
9,5 из 10
17 февраля 2018