| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6 |
IMDb
|
5.9 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Рыцарский роман |
| год: | 2000 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Александр Иншаков |
| сценаристы: | Сергей Сергеев, Вальтер Скотт, Алексей Сидоров |
| продюсеры: | Анатолий Сивушов, Александр Иншаков |
| видеооператор: | Борис Бондаренко |
| композитор: | Максим Дунаевский |
| художники: | Константин Форостенко, Лариса Лебедева |
| монтаж: | Алексей Сидоров |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
2 ч 15 мин |
Весь «Рыцарский роман» я напряженно ждал, когда же появится что-то, характерное только для нашего кино, за что можно будет простить фильму Бригитту в мужской нижней рубахе с воротом нараспашку и феминистскими ухватками, совершенно невозможными в средние Века… А его не было. Весь фильм какой-то полудохлый, несмотря на «оживляж» — всю эту беготню, рубку, шуточки-прибауточки… Ну ладно, Иншаков играть не умеет - от него это вроде бы и не требовалось; но сценарий такой паршивый, что даже умеющим играть актерам с ним сделать ничего невозможно. Ведь если у Иншакова крестоносцы выражаются как дембеля и травят те же самые анекдоты ('Роберт, смотри, чего с лошадью сделали!»), то в чем собственно, смысл фильма о крестоносцах? Почему бы не снять фильм о дембелях? И, кстати, сняли, и пользуется он куда бОльшим успехом. Если византийский кесарь в принципе ведет себя так же, как какой-нибудь «новый русский», вознамерившийся соблазнить любовницу партнера, то какой смысл обряжать его в тунику византийского кесаря - фильмов про новых русских уже столько, что можно есть их не только ртом… Вообще, от «Рыцарского романа» почему-то разит «новым русским» кино. Так и кажется, что у палача сейчас запиликает мобила в кармане. Дело, повторюсь, не в том, как герои одеты, дело в том, как они себя ведут, почему весь фильм меня заводят, а я не завожусь.
Совершено на заднем плане остался вопрос, зачем вся эта братия прется в Палестину. Такое впечатление, что прется лишь чтобы Бригитта нашла приключений на все четыре своих полушария. И вообще Бригитта является единственной причиной непримиримых противоречий между византийцами и крестоносцами. Других не было…
Затем, «Рыцарский роман» явно делался как «зрелищное кино без претензий на интеллектуальность». Но вроде бы за десять лет существования «нового русского кино» Иншаков должен был понять, что такого рода фильмы в нашей стране проваливались неизменно. Самые успешные хиты — «Гусарская баллада», «Белое солнце пустыни», «Экипаж», «Место встречи изменить нельзя» и даже «Пираты ХХ века» — сняты отнюдь не без претензий на интеллектуальность. «Зрелищное кино без претензий» мы не умеем снимать: для этого нужны в первую очередь большие бабки, а здесь Голливуд не заплюет никто. Вот если бы Иншаков смог изобразить стотысячный крестоносный лагерь, потряс зрителя многолюдием и огромностью Константинополя, роскошью императорского двора, если бы драки были действительно кровавыми… Если бы, черт возьми, печенегов, падавших с лошадей, была хотя бы дюжина… Вот тогда можно было бы оставить в стороне претензии на интеллектуальность, и народ схрумкал бы «Рыцарский роман» с таким же удовольствием, как и «Гладиатора». Именно претензия на «зрелищность» вскрывает убожество. Оставайся Иншаков в амплуа «нового русского кино», в рамках все того же идейного конфликта между любовью к трем зеленым лимонам и любовью к женщине - и к нему не было бы никаких претензий. Претензии возникают тогда, когда 'браток' называет себя графом. Потому что есть имена, которым надо соответствовать - например, как фраза «Да что ж ты дергаешься!» в устах графа Роберта. Граф Роберт сказал бы что-нибудь вроде «Кровь Христова, да успокоишься ли ты?»
И всегда - можно было бы выехать на том, на чем издавна выезжали: хороший отыгрыш диалогов, перестрелка взглядов… Вложить все явно небольшие средства в тщательную проработку тех немногих ключевых сцен и образов, на которых и будет построен фильм. Но Иншаков, видимо, посчитал себя выше этой необходимости. Он сделал ставку на 'зрелищность' - и опоздал на пятнадцать лет, на «Храброе сердце», «Титаник», даже 'Терминатор'. 'Рыцарский роман' провалился в тот момент, когда Иншаков отказался конкурировать с Балабановым и попытался конкурировать с Мелом Гибсоном. Ценители исторической драмы поморщатся от убогого сюжета и примитивных диалогов. Любителей «зрелища» отвратит нищенский бюджет. От ворон отстали, к павам не пристали...
12 августа 2025
Ни что прекрасное нам не чуждо. Именно этими словами можно охарактеризовать фильм «Рыцарский роман», ведь просевавшиеся благодаря бандитской саге «Бригада» Алексей Сидоров и Александр Иншаков начинали с вполне романтической ленты, в которой верность слову, любовь к прекрасной женщине и идеалистические взгляды на жизнь были превалирующими. И не их беда, что реальности требовались другие кумиры.
Фильм был снят по романы Вальтера Скотта «Граф Робер Парижский». В сценарии были изменены сюжетные линии, выедены новые герои в качестве основных, но не стал он от этого хуже. Долгий путь к зрителю, тоже не вина создателей, главное название как не парадоксально соответствовало содержанию. В преддверии Первого крестового похода выигравший турнир Робер Парижский получил право сопровождать в походе прекрасную Бриггиту (имя опять таки изменено по отношению к роману). Он верен своему слову, но под стенами Константинополя Робер и Бриггита становятся жертвами политических игр византийцев. Преследую свои корыстные цели, наследники Римской империи пытаются воспрепятствовать продолжению похода. В фильме основными противниками предстают кесарь Никифор и Агеласт. Но верность принятым обетам, высокое понятие о чести, и любовь сметают препятствия на пути. Может и несколько наивно снято, но на восприятии это не отразилось. А большое количество поединков только стало украшением фильма, тут надо все-таки отдать должное каскадерскому прошлому Иншакова, он тонко нащупал те струны, которые могут привлечь зрителя. В добавок, к поединкам добавив интриги императорского двора удалось создать увлекательное, пусть и по меркам конца 90-х — начала 2000 х годов, зрелище.
К увлекательному сюжету добавлены и хорошие актерские работы — Василий Лановой гармонично смотрится в роли императора Алексея, Любовь Полищук вписалась в роль императрицы, а главные недоброжелатели героев сыграли Николай Еременко-младший (кесарь Никифор) и Виктор Павлов (Агеласт). Им удалось передать сущность противоречий Востока и Запада, которые не позволили в свое время объединится крестоносцам и византийцам. Александр Иншаков тоже не плохо сумел передать образ своего героя Робера Парижского, а при всей критике, Вера Сотникова смотрелась достойно в роли Бриггиты.
Можно полемизировать на тему несоответствия костюмов, нравов эпохи, низкобюджетности ленты, когда пластик в доспехах резал глаз, а исторические неточности бросались в глаза и не знатокам Средневековья — главное удалось создателям — заинтересовать зрителя не бандитскими разборками, а чем-то более прекрасным, вот за это я им благодарен.
7 из 10
15 июня 2018
Историко-приключенческое кино у нас снимают редко. Но если снимают, то как правило делают это по старинке: с каскадёрами, натуральными эффектами и на натуре. В СССР ставили несколько раз баллады о Робин Гуде и Айвенго. Так что с подобной тематикой отечественный кинематограф был знаком. И вот, в смутное время начала 90-ых нечто подобное решил снять главный трюкач нашей страны Александр Иншаков -мастер спорта, чемпион по карате, глава ассоциации каскадёров России. За кадром работал в кино ещё с советских времён, ставил со своей командой лихачей трюки в приключенческих картинах. А после и сам, видимо почувствовав в себе режиссёрские амбиции решил снять своё кино. Разумеется в любимом им, приключенческом жанре. Где он мог бы развернуться на полную катушку используя возможности своих ребят-каскадёров. И в качестве дебюта на новом для себя поприще он выбрал экранизацию малоизвестного исторического романа мэтра в данной области Вальтера Скотта -«Граф Роберт Парижский».
Не будучи знаком с сюжетом оригинальной книги, знаю однако, что сценарист Алексей Сидоров здорово его изменил. Но на зрительском интересе это не как не сказалось: рассказываемая в фильме история вышла весьма увлекательной и динамичной. А этого от прозы классика ждать особо не приходилось (сужу по его «Айвенго», хотя бы). В картине много драк, сражений на мечах, погонь и рыцарских поединков. Поставлено всё это без компьютерной графики, силами каскадёров. Хотя и снято всё в старомодной традиции советского приключенческого кино, и наврятле завлечёт современного зрителя, искушённого такими представителями данного жанра как «Царство Небесное» и «Гладиатор». Да и Александр Иншаков при всём уважении не Ридли Скотт, и бюджеты картин, грубо говоря несопоставимы. Но при всём при этом, от «Рыцарского Романа» могут получить удовольствие поклонники отечественных кино-звёзд. А их здесь собралось не мало. Это и Василий Лановой (император Византии Алексей Комнин), Любовь Полещук (императрица), Николай Ерёменко (кесарь Никифор), Виктор Павлов (советник Агеласт), Вера Сотникова (графиня Бригитта), и др. Ну и конечно же, герой отечественного, перестроечного экшена Александр Иншаков в заглавной роли того самого графа Роберта Парижского. Все играют довольно органично, и совершенно точно вписываются в свои образа. Невозможно не отметить весьма комичного и лукавого Павлова, или же властного и хитрого Ерёменко. Но вот, кто запоминается больше других, так это по сути главный противник героя, хотя и выставлен он в начале как бы на периферии действия. Это силач Татий, роль которого исполнил здоровяк Юрий Слободенюк. Этот персонаж -командующий императорским войском, на протяжении сюжета неоднократно сталкивается с отважным героем Иншакова, и зритель уже ожидает их неминуемый поединок, который рано или поздно должен произойти. Что собственно говоря и случается ближе к финалу ленты. Снят их бой весьма напряжённо и здорово. Они машут топорами, бьются на мечах — всё как надо в подобных картинах…
Сам сюжет повествует о том, как графиня Бригитта отправляется вместе с крестоносцами в Палестину, и в окрестностях Пуатье проводится рыцарский турнир -победитель которого будет удостоен чести сопровождать в ратном походе красавицу-графиню. Побеждает прибывший с опозданием граф Роберт Парижский, и таким образом этот немного циничный вояка становится кавалером Бригитты. Затем действие переносится в Византию. Там, у стен Константинополя решили сделать привал крестоносцы, затребовав у тамошнего императора провизии и кораблей для дальнейшего пути. Тут то, собственно и начинается история. Дело в том, что воинственная красотка Бригитта приглянулась местному кесарю, и он организовал её похищение. Естественно, уже к тому моменту влюбившийся в свою подопечную, благородный рыцарь сэр Роберт кинулся её спасать…
Снято всё на натуре, где то под Стамбулом. Так что замок, неприступные стены и огромные башни, красивые покои дворца и пр. -всё настоящее. Массовки облачённой в одежду средневековой Византии тоже не мало. Воинская амуниция как то: кольчуга, доспехи, плащи, шлемы и холодное оружие от копий до мечей -достоверно смотрящаяся на экране имитация. Разве что, в паре сцен заметно, что щиты у стражников императорского замка из пластмассы. А так, всё более-менее воссоздаёт аутентичность давно минувшей эпохи.
Операторская работа вполне сносная, картинка хорошая (хотя сама киноплёнка ближе к телевизионному качеству), сняты все драки-погони вполне успешно. Музыкальные темы довольно органично вставлены в видеоряд. Как не странно, но звучащую на финальных титрах песню Олега Газманова «Каждый Выбирает По себе» это тоже касается. Никаких претензий к технической стороне картины нет. Для своего времени, когда она и задумывалась (а это начало 90-ых, и с кино у нас тогда было швах) -это было круто и зрелищно. Просто у продюсера Анатолия Сивушова не получилось закончить кино сразу, помешали финансовые (и судя по легендарному боевику «Крестоносец», криминальные) проблемы. Поэтому окончательно смонтировать и выпустить кино (минуя кинопрокат, сразу на ТВ) Иншаков и ко смогли только в начале 2000-ого года. Тогда же, знавшие о существовании этой киноленты зрители смогли наконец то её увидеть, но впечатлений и ажиотажа она вокруг себя, как и следовало предполагать, уже не вызвала. Спустя некоторое время картину выпустили на лицензионных видеокассетах, и после пары повторов по телевидению она канула в небытие. А Иншаков и Сивушов сделали себе авторитет у широкой публики своим следующим продюсерским проектом -ставшим в последствии культовым сериалом «Бригада». Но это была уже совсем другая история…
6 из 10
14 декабря 2014
История, рассказанная в этом фильме представляет собой вольно переложение событий романа сэра Вальтера Скотта «Граф Роберт Парижский». Создателями кино сделан акцент на романтическую линию, драки (каскадеры снимали все-таки) и коварство византийцев.
Комплиментов заслуживают практически все актеры, по моему мнению, воплощены удачно и ушлые греки-византийцы, и благородные спасители Гроба Господня. Отдельно не могу не упомянуть Александра Иншакова — крестоносец граф Роберт и Николая Еременко — кесарь Никифор. В своих ролях они на диво хороши, создавая правильного благородного рыцаря и коварного-прековарного сластолюбца министра.
Однако Вера Сотникова, не смотря на внешние данные, не вдохновляет. Получилась у нее не леди-рыцарь, а капризная барышня с кинжалом.
Весьма приличны, на мой женский взгляд, сцены боев. Особенно эффектно поставлен финальный поединок со ставленником кесаря. Повторюсь — каскадеры же трудились =)
Саундтрек — песня на прекрасное стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает по себе».
Если не обращать внимания на некоторые погрешности против исторической правды (оружие-доспех-одежда), вставку в качестве хроник Византии иллюстраций из средневекового французского календаря и нескольких огрехов операторской работы, то фильм очень хорош.
Красивая романтическая история о любви благородных сердец. Традиции жанра рыцарского романа соблюдены.
В итоге:
9 из 10
12 марта 2013