Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Приключения в Изумрудном городе: Принцесса Озма |
год: | 2000 |
страна: |
Россия
|
режиссеры: | Илья Максимов, Денис Чернов |
сценаристы: | Михаил Бартенев, Андрей Усачев, Лаймен Фрэнк Баум |
продюсеры: | Владилен Арсеньев, Сергей Сельянов, Александр Боярский, Александр Малыгин |
композитор: | Валентин Васенков |
художники: | Илья Мишкин, Илья Мышкин |
монтаж: | Роман Смородин, Олег Беляев |
жанры: | фэнтези, мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 16 марта 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 26 мин |
Последняя из четырёх серий «Приключений в Изумрудном городе» завершает историю с участием Глинды. Один лишь финал «Принцессы Озмы» является самой прогрессивной сценой во всей российской анимации не только на момент 2000 года, но и на двадцать лет вперёд. Ни до, ни после мы пока ещё не видели такого феминистского посыла. Жаль, но при всей своей уникальности мультфильм получился ни рыбой, ни мясом.
Всё дело в излишней прямоте. Ради красивого (даже по сегодняшним меркам) видеоряда авторы приносят в жертву сценарий, и если не считать финального поворота, то выглядит всё чересчур скучно. Главные герои ходят или летают туда-сюда, сталкиваются с Джинджер и Момби, при этом никто и не скрывает, что у Страшилы и его друзей нет никакого плана. На авось надеются, а ведь от исхода их операции зависит благополучие целой столицы. Количество персонажей-клоунов достигает предела. Козлы Ко, Тыквоголовый Джек, жук Кувыркун, а теперь ещё и летающий мебельный аппарат. Для полного цирка не хватает только жонглёров на слонах, которые катаются на глобусах. Поскольку все персонажи уже раскрылись, то в «Принцессе Озме» мы наблюдаем только за действиями, а они, как уже говорилось, лишены всяких изысков.
Много вопросов возникает к Глинде. Ни разу нам не показывают, что фея занята чем-то действительно важным. Вместо того чтоб как можно скорее помочь главным героям, она просто наблюдает. Возможно, она заранее знает, чем всё закончится, но это слабое оправдание. Тем более что главный мужской персонаж – Тип – в финале принимает очень тяжёлый выбор, который, правда, заставит феминисток хихикнуть. Вот что бывает, если смеяться над девочками! Если вам правда хочется увидеть самую интересную сцену «Приключений в Изумрудном городе», то имеет смысл досмотреть «Принцессу Озму» до конца.
В итоге же главный минус этой серии в отсутствии каких-то масштабных сражений. Их очень не хватает, пускай даже шуточных. Если бы не это упущение (а также не поменявшие свой цвет глаза Дороти), то получилось бы весьма неплохо. Но нет.
5 из 10
11 марта 2023
Так вышло, что с оригинальным произведением Баума я не знаком, имев радость читать только «Волшебника» Волкова. Соответственно, и продолжение сюжета со страной Оз тоже обошло меня стороной. Судя по всему, там хватало нелепостей, но что-то мне подсказывает, что в данной экранизации их намного больше. Так или иначе, но «Принцесса Озма» поставила рекорд по концентрации треша.
Жука в пиджаке и говорящих козел (упорно выдающих себя за коня), судя по всему, было мало, и теперь в сюжете появляется настоящая химера с лосиной головой и кроватью вместо тела. Ну что, кто победит в соревнованиях по абсурдности? Погнали? Жук: всё про всё знает, вечно улыбается и лезет куда не следует. Ко: выдаёт себя за коня, хотя является козлами. Химера (так и буду её называть): недовольна своим телом и думает, что всем от этого смешно. Победитель? Каждый выберет его для себя сам, однако создатели явно избрали Ко, потому что на него подозрительно смахивает говорящий конь Юлий из последующего «богатырского» цикла от той же студии. Убогий юмор не был бы недостатком, если бы был в малом количестве, но его здесь так много, что серия остаётся испорченной. К сожалению.
Но настало время обратить внимание на тематику феминизма, вспыхнувшую ещё в прошлой серии. Честно — более феминистского мультфильма чем «Принцесса Озма» я не видел. Удивительно, что Баум поднял эту проблему аж в 1904 году, а на экраны эту историю решили перенести не где-нибудь, а в России, в 2000 году. Ожидать такого от отечественных аниматоров в 2020 крайне сложно. И это действительно интересно…
Джинджер и её армия девиц — это так, свора клоунов, которой не чужды очень стереотипные женские страхи. В действительности Долли — девочка более сильная в моральном плане. Джинджер это даже почувствовала, в какой-то момент предложив ей высокую должность, чтобы переманить к себе. Однако нашей главной феминисткой оказывается Глинда, устами которой… говорит сам автор? В этом нет абсолютной уверенности, поэтому и поставил многоточие, но это очень похоже на правду. Давайте же посмотрим на мужских персонажей. Помимо уже перечисленных трешовых Жука, Ко и химеры у нас тут есть беспомощный стражник Изумрудного города, очень мягкий и податливый Железный Дровосек (который неожиданно говорит, что для друзей он Ник) и Страшила, который очень слаб к людским порокам и легко поддаётся влиянию больших денег. В серии есть сцена с очевидным подтекстом, когда Глинда возмущается на слово «должна», произнесённое Страшилой. Остались ещё глуповатый Тыквоголовый Джек, который является более «правильной» версией Страшилы и… Тип. Этот последний — единственный, кто активно продвигает сюжет, но при этом — ай-ай-ай! — он открыто презирает девочек. И за такое отношение к ним он в итоге расплачивается. Для Типа это такой тяжёлый момент, что переживания мальчика становятся главной драмой серии. Поразительно, как жёстко обстоятельства давят на него и внушают, что только принятие женской природы позволит ему облегчить свою жизнь. Это окончательная, безоговорочная, полная победа женщин, какая не снилась и Джинджер.
Такая удивительная концентрация феминизма — пожалуй, единственное, что как-то может заинтересовать при просмотре. В остальном серия вышла крайне неудачной, из-за чего не могу окрасить рецензию в зелёный цвет. Но обратить внимание всё же рекомендую.
6 из 10
6 июня 2020
Может, это и не самое великое творение на наших мультпросторах. Но после советского кукольного мультсериала 70-х, где, кроме песенки «Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной…» ничего яркого и сказочного нету, любой мультик покажется шедевром. Я в детстве никак не мог сопоставлять тех жутких кукол с таким великим литературным произведением. И смотрел старый мультфильм одновременно и с благоговением (узнавая любимые сюжетные линии), и с разочарованием и надеждой, что когда-нибудь эту историю преподнесут-таки в рисованном свете.
И вот, в начале 2000-ых это грандиозное событие случилось. Тогда мне показалось, что ничего лучше снять просто невозможно. Во время просмотра как будто книгу заново перечитал — настолько всё детально. Только в сокращении. Потому что события происходят так быстро, что даже удивляешься. Хотя абсолютно всё по книге. Те же запоминающиеся реплики (не по интерпретации А. Волкова, а по оригиналу Ф. Баума «Волшебник Страны Оз»).
Понравилось, что этот мультик снимали действительно для детей. Без пошлостей и грубостей. И, например, вместо сорокА голов, которые Железный Дровосек отрубил волкам злой волшебницы, здесь ограничились хвостами.
Очень убедительным было предвзятое отношение мальчика к девочкам в целом. Особенно при первом появлении Долли. Кстати, девочку очень удачно вплели в сюжет о Тобе, Момби и Джинжер, поскольку в книжной версии сказочные герои тогда обошлись без вмешательства людей из-за гор.
Тогда я этот мультик отнёс к возвращению былого великого прошлого отечественных мультфильмов, на пару с «Незнайкой на луне». Здесь очень красивая и прекрасная Озма, скрюченная и безобразная Момби (а так же другие злобные колдуньи). И очень забавный Джек Тыквенная Голова. Пожалуй, самый обаятельный персонаж. Несмотря на то, что его реплики тоже были из книги слово-в-слово, казалось, будто его персонаж лучше всех подготовился к роли. Особенно забавляло его отношение к «папаше» — Тобу, «брату» — Страшиле («Надо же, какая у меня знаменитая родня!»), и рассуждения на тему, кем ему тогда приходится Момби.
А деревянный Конь («а не кОзлы!») вообще мне показался прототипом будущего Юлия Цезаря из «Алёши Поповича…». Особенно, когда он улыбнулся после фразы Джека, что им этого коня как раз и не хватало.
Вот здесь, действительно, жаль, что не экранизировали абсолютно все истории страны Оз Лаймена Фрэнка Баума.
26 января 2014