Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Неприкаянный |
английское название: |
Levottomat |
год: | 2000 |
страна: |
Финляндия
|
режиссер: | Аку Лоухимиес |
сценаристы: | Алекси Бардю, Аку Лоухимиес, Альбер Камю |
продюсеры: | Маркус Селин, Юкка Хелле, Сиркка Раутиайнен |
видеооператор: | Мак Альберг |
композитор: | Лери Лескинен |
художники: | Минна Кивиранта, Маркус Пакален |
монтаж: | Саму Хейккила |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $16 239 |
Мировые сборы: | $16 239 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 января 2000 г. |
на DVD: | 18 октября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Не исключено, что это самый откровенный фильм господина Лоухимиеса. В нем нет сильно глубокого смысла или вечных идей, но в конце концов, это его первый полнометражный фильм, который получился очень даже неплохо.
Синопсис, увы, рассказывает совсем не о том. Почему буквально излучающий феромоны Ари настолько опустошен и несчастен — зрителю остается только догадываться. Да, он действительно любит секс, причем с разными партнершами. На протяжении фильма он переспал с десятью женщинами, и это только те, о ком говорится в течение двух часов. Но спать без разбора со всеми подряд — это, однако же, не совсем про него. Да, ему наплевать на чужих людей. Природа одарила его привлекательной внешностью, обаянием, так почему же он должен отказываться от всего этого ради какой-то непонятной морали? Но когда жена его друга попыталась совратить Ари, он твердо сказал ей «нет».
Однако линия друга-алкоголика Роопе здесь совсем не главная и появляется она в кадре ненадолго. Беззаботная жизнь Ари заканчивается с появлением Тины в его жизни. Нет, он отнюдь не собирался ни встречаться, ни влюбляться в нее. Однако настойчивая девушка после случайного секса даже не собиралась отставать от него. И ведь Ари предупреждает — я не смогу быть тебе верным, я сделаю тебя несчастной. Я лучше знаю, что мне нужно, все будет хорошо — отвечает ему Тина, наверняка в душе предполагая, что ей удастся его исправить.
ОХ уж эта странная женская особенность — в подобных ситуациях обретать уверенность в том, что «я его исправлю, он изменится». Люди меняются крайне редко, и то, по собственному желанию. У Ари же такого желания нет, что скоро становится очевидным. Тина сразу берет быка за рога, переезжает к нему, знакомит со своей компанией, полагая, что на ее подруг-то он точно смотреть не будет, ведь они же все с мужчинами. Да только плевать он хотел на этих мужчин, и как только предоставилась возможность…
Первая подруга, Илона, крайне желающая стабильного брака, но при этом отчаянно скучающая со своим Стигом. Ей одновременно нужны крепкие отношения и бурные страсти. Но так как от Стига страсти не добьешься, а Ари только дай возможность — ясное дело, чем все это кончается. Ари нет никакого дела до того, что он обманывает и Тину, и Стига. Они все — чужие. Илона тоже чужая, но при этом она совершенно не напрягает его, не выражает желания стать его постоянной женщиной или чего страшнее, женой. Для них обоих эта запретная связь — не больше чем эндорфины, адреналин и развлечение. И ей тоже совершенно не стыдно, по всей видимости. Для них совершенно нормально предаваться наслаждениям, пока никто не видит, а потом так же весело и беззаботно гулять в компании всеми.
Вторая подруга, Ханна-Риикка, верующая, но абсолютно несчастливая. Каким-то образом она узнает о связи Ари и Илоны, но не сдает их, а предпочитает читать мораль парню. При этом она и сама уже без ума от него, но ни за что этого не покажет и не поддастся своим чувствам. Из всех трех девушек она представляет собой наиболее интересного и противоречивого персонажа. Когда-то Ханна выбрала для себя христианство, профессию священника, и теперь старается оставаться верной своим идеалам. Для нее поддаться чувствам и вступить в связь с мужчиной подруги низко. При этом следование морали не делает ее более счастливой, однако жить во лжи она не может. Все-таки изменив своему парню с пресловутым Ари, она разрывает отношения, не объясняя причин.
Почему Ари заинтересовался именно последней подругой? Наверное потому, что переспав с ним, Ханна, горько усмехаясь, заявляет, что она просто попробовала его, тем самым показывая — нет, я вовсе не влюблена, у меня нет к тебе никаких чувств, мне было интересно, что в тебе такого находят. То есть, в нем включается дух противоречия — как это, меня, такого прекрасного и великолепного, и вдруг — отвергли!
Несмотря на отсутствие глубокой смысловой нагрузки, фильм смотрится с интересом, так как он довольно-таки динамичен. Здесь весьма много откровенных сцен, снятых красиво — оператор молодец! Впрочем, у Лоухимиеса всегда есть место эротике. Но так как основная тематика этой ленты — Ари и женщины, то соответственно, и сцен здесь много.
13 января 2014
Врач скорой помощи Ари если и питает к чему-то интерес, то исключительно к сексу. Ему не составляет труда лечь в постель с незнакомой девушкой и также легко с ней расстаться уже на утро. Однажды случай сводит его с Тиной, упругой, как мячик, и стройной, как весло, блондинкой «на один пересып» — как полагает Ари.
Однако новая пассия категорически не желает с ним расставаться и вводит Ари в компанию своих друзей, представляя его не иначе, как своего потенциального жениха. Не способный любить, Ари скоро теряет интерес к Тине и начинает поглядывать на двух её подружек, с каждой из которых, в конечном счете, вступает по очереди в интимную связь…
Уже на уровне названия делается попытка преодолеть границы частной жизни, и снять что-то вроде фильма-манифеста о представителе поколения, для которого смыслом жизни является вырабатывание эндорфинов и справление первичной нужды. Ари тут как раз и отведена роль ангела-истребителя: в погоне за гормонами счастья он вторгается в чужие жизни и разрушает их.
«Неприкаянный» был представлен в конкурсе Московского МКФ в 2000-м году и стал одним из самых заметных лент. И, надо полагать, не столько из-за откровенного показа любовных сцен, а благодаря смелому обнажению «не самой духовной сущности» разочаровавшегося в жизни персонажа.
Однако финский режиссёр почти полностью выносит за скобки ту жизнь Ари, что не связана с сексуальными переживаниями. А объяснение его донжуанского поведения хоть и убеждает на уровне психологии, но всё же отдает некоторой схематичностью.
18 августа 2012
Молодой врач скорой помощи Ари любит секс, но страдает (или наслаждается? …пожалуй, то и другое, но с уклоном в первое) интимофобией — как только отношения с женщиной грозят перерасти в затяжные, ему хочется сбежать от нее, как бы она ни была хороша. Обычно он довольствуется одноразовыми случками с женщинами, которых снимает в баре. Такая ситуация его не то чтобы устраивает — он выглядит весьма неудовлетворенным жизнью (отсюда название), но по-другому не может. Однажды на пляже он знакомится с очаровательной девушкой Тииной и ведет ее домой на предмет починки велосипеда, каковая починка, разумеется, заканчивается в постели. Для Ари это лишь проходной эпизод, но Тиина не на шутку западает на него. Ари нехотя соглашается продолжить роман, от секса, натурально, не отказывается, но при этом ведет себя довольно по-хамски: не отвечает на звонки, продолжает снимать девок и теток по барам, а разговоров о женитьбе и слышать не хочет. В упор не понимая, что «эту гнилую устрицу ей не раскусить», Тиина продолжает добиваться своего, и вводит Ари в свою дружескую компанию из двух парней и двух девушек. Но тут случается новая напасть — девушки из группы начинают заглядываться на симпатичного доктора, и прежде идиллический кружок друзей превращается в запутанный любовный шестиугольник…
Когда-то я читал рецензию на этот фильм на каком-то русском сайте, сейчас уже не помню. А жаль, ее можно было бы использовать в качестве пособия на тему «как не надо писать рецензии». По прочтении у меня сложилось абсолютно превратное впечатление о картине. Почему-то представились зима, холод, кафельные медицинские интерьеры, освещенные зеленоватым светом неоновых трубок, уродливые пролетарские женщины, водка и депрессняк. Вяло отметил про себя, что при случае стоит бросить взгляд, но не заинтересовался. И вот случай представился.
Как же я был неправ! Фильм представляет из себя нечто прямо противоположное: лето, белые ночи, роскошные девушки, которые через пять минут после знакомства сами просятся в постель, много красивой эротики (особенно понравилась первая сцена Ари и Тиины, когда он кушает ее слатенькую попочку под аккомпанемент песни про тракторы*, и очень забавно снятая оргия с малолетками), теплая солнечная атмосфера, переходящая в жар финской баньки-парнушечки… Весело живет финская мОлодежь летом в городе Турку! По просмотре почувствовал себя помолодевшим на 20 лет.
Не являясь чем-то выдающимся, картина оставляет, однако же, очень приятное впечатление, и я ее с удовольствием рекомендую. Ханжи-пиндосы на своем IMDB выставили ей незаслуженно низкий балл 5,8 — видимо, они предпочитают, чтобы красивых девочек страшный мужык пилил бензопилой. Характерна, однако же, демографическая статистика оценок: самый высший балл выставили females under 18 и females 45+ :)
_______________________________________________
* Финский язык на слух очень приятен, но совершенно непонятен. Удалось разобрать только несколько слов: sex, sorry и «почтальон Печкин». Русский перевод у меня тоже есть, но мне в нем не нравятся голоса.
19 сентября 2009