Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Граница: Таежный роман |
год: | 2000 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Александр Митта |
сценаристы: | Зоя Дзюбло, Александр Митта, Максим Стишов |
продюсеры: | Александр Митта, Галина Белинская, Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Алексей Гуськов, Сергей Зернов |
видеооператоры: | Сергей Астахов, Валерий Ревич |
композиторы: | Максим Дунаевский, Игорь Матвиенко, Тихон Хренников |
художники: | Александр Гиляревский, Алла Оленева, Михаил Большов |
монтаж: | Лидия Волохова |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 29 сентября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 52 мин |
Приятно смотреть картины, которые раньше смотрелось отрывками. При этом запоминаются фразы, ставшие со временем крылатыми; музыка, считающаяся главной темой и слушаешь не переставая; действующие лица и исполнители… Для аудитории, родившейся в конце 90-х это считается нормальным, когда смотришь, а не понимаешь, что это за фильм, что там происходит. А для тех, кому было по 20—30 лет, было весьма любопытно, что за русский сериал. Посмотрел первую серию — понравилось, хочется посмотреть дальше. При этом, во время перерыва друг другу звонили по домашнему в то время телефону и обсуждали, какой персонаж был прав, а какой виноват, похвастаться своим мнением по поводу увиденного. «Граница. Таёжный роман» — тот самый случай, когда, спустя 20 лет, вспоминаешь, как это было.
Посмотрев как следует, можно сказать, что в фильме история удивительна. В ней присутствуют практически все главные герои, каждый из которых имеет свою сюжетную линию, добавлены подробности. Загвоздка заключается в том, что в первой половине сериала представлен любовный треугольник. А где-то в середине режиссёр решил переключится на других героев, чтобы не только временно оторваться от основного конфликта, но и рассказать, что было дальше с другими персонажами, точнее с героинями. Во второй половине происходит возврат к основному конфликту, но подходящему к счастливому концу.
Никиту Голощекина, в исполнении Алексея Гуськова, вряд-ли можно назвать чисто отрицательным героем, скорее, это антигерой и рассматривается с точки зрения психологии. Под его пониманием любовь представляет собой характер собственничества. Мало того, что распоряжается своей женой как угодно и когда угодно, так ещё и втянул солдат в свою авантюру мести. Вдобавок он ещё и профессиональный контрабандист. Вроде примерный семьянин, но он наполовину жестокий убийца, безжалостный злодей, хотя при этом является несчастным человеком.
Иван Столбов (Марат Башаров) и Мария Андреевна (Ольга Будина) — замечательная, любовная пара в главной сюжетной линии. Что только не происходило с ним или с ней, к каким опасностям не подвергались оба — истинное сильное чувство испытывалось между ними всегда. Честно говоря, трудно было представить такое, если бы эти роли исполняли другие артисты.
Галина (Елена Панова) и Алексей (Михаил Ефремов) Жгут являются примерной парой. Хотя между ними происходили те ещё моменты. Лишенный капитанских звании Алексей выглядит на экране рассеянным и доверчивым, проявляет азарт, играя в карты, а также поначалу не имел определённой цели в жизни. Но найти цель помогает только его любимая, смелая, решительная жена Галчонок — так он её нежно называет. Не напрасно режиссёр решил ввести отдельные истории с героинями, среди которых — история Галины, рассказывающая о том, как она отбила деньги у бандитов в поезде, играя в карты. Сама техника её игры настолько ярко было представлено, что создаётся такое впечатление, что сама Елена Панова показывала фокусы с картами, не говоря о том, что у её героини это в крови, ведь отец в прошлом фраер. И наконец, третья история рассказывает о том, как Альбина (Рената Литвинова) нашла свою истинную любовь. Правда, тут не обошлось без Голощекина. Но несмотря на все необычные похождения, в конце в концов «она летает, она в раю».
С точки зрения истории отечественного кино «Граница. Таёжный роман» — начало создания нового формата фильмов, как сериалы, которые транслируются по ТВ буквально каждый месяц, каждый год. До этого зритель смотрел зарубежные сериалы, не отрываясь: «Санта-Барбара», «Скорая помощь», «Рыцарь дорог», «Друзья», «Альф» и т. д. Причём, не подозревая о том, что будет, если снять и показать свой, русский сериал. Какие именно сериалы не появились за последнее время, сколько бы сезонов не наснимали, сколько бы серии не насоздавали — пожалуй, самым запоминающимся остаётся восьмисерийный, мелодраматический сериал, снятый Александром Миттой.
9 июня 2020
Сначала посмотрел сериал, потом фильм. Похоже, Митта решил повторить подвиг Юрия Кары, заранее. То есть переснял своё же кино методом сокращения хронометража. Так вот, фильм ещё круче, в нём больше эротики и страсти, загадок и неожиданностей.
Согласен со всеми вышесказанными рецензиями. Уточню лишь, что частично данный фильм — сказка, приукрашенная советская реальность. Но Митта решился (именно) не показывать плохое, а решил рассказать о хорошем, когда любовь побеждает зло. Разный тип женщин контрастирует и борется с ним.
Гуськов — образ зла. Ему под стать любая роль, но тут он переиграл абсолютно всех. Башаров и Ефремов — типичные разгильдяи, которые готовы за Родину натворить делов, причем даже не осознавая последствий, в итоге сделают подвиг. И останутся героями. Певец Трофимов — любительский алкоголик, но всё же профи!
Ольга Будина великолепна! Лучшая её роль. Детали не нужны, просто посмотрите на неё. Литвинова загадочна и харизматична, Митта долго с ней мучился. Сцена в бане — это шарм самой Ренаты. Елена Панова — очень умная, поискать бы такую жену. Все эти три типа уживаются с мужьями, кроме Будиной. Вероятно, для счастья недостаточно одной любви. Нужно что-то ещё. Есть простота Башарова, который в реальности оказался вовсе не таким.
Детали фильма шокируют: бардак в армии, торговля наркотиками, наплыв китайских контрабандистов — не кажется, в 1970 году этого ещё не было. Митта слишком загнул, видать, его самого шокировал «Груз-200» Балабанова, но называть чернуху лучшей работой — это финиш. Режиссёр просто постеснялся показать 80-е, какими он их видел. Просто взял и сказочно прикрыл ширмой эпоху застоя.
Музыкальный трек фильма восхищает, особенно спетая продюсером группы «Любэ» Игорем Матвиенко песня «Ты неси меня, река». Остальные партии записали Сергей Мазаев и солист театра «Ленком» Г. Трофимов.
Творение, созданное наподобие красивой сказки о том, что хочется забыть, оставило след. В этом кино всё, что свойственно России и её духу. Хочется пересмотреть не раз.
9 из 10
27 апреля 2019
«Мысль семейная» является главной в знаменитом романе Л. Толстого «Анна Каренина».
Возможно, «мысль семейная» является главной темой знаменитого сериала «Граница. Таежный роман», поставленного известным, опытным режиссером Александром Миттой.
Советский Союз, 70-е годы. Дальний Восток. Граница с Китаем. Небольшой гарнизон, где живут семьи военных, которые несут службу, охраняя безопасность Родины и в этих местах.
Каждая семья неоднородна, особенна, со своими характерами.
И прежде всего семья Голощекиных: Никиты (Алексей Гуськов) и Марины (Ольга Будина). Никита — человек волевой, жесткий, упрямый, привык добиваться своего. Можно сказать, что он состоялся в профессии и не без помощи качеств характера, указанных выше.
Это образ сильный, мужественный.
Марина — жизнестойка, романтична, правильна при сильных женственности, обаянии, красоте.
В нее влюбляется молодой Иван Столбов (Марат Башаров). Он привлекателен в своей быстротечной молодости с ее страстной, сильной влюбчивостью. Мужествен, ловок, силен. Но еще молод. Поэтому эти качества в нем сформированы, раскрыты, реализованы еще не до конца, как еще не раскрывшийся бутон красивого, мощного цветка.
Женственность Марины оказывается настолько сильной, что Никита и Иван становятся настоящими соперниками. Никита пускается во все тяжкие. Его упрямство, привычка добиваться своего, жесткость теперь работают против него и окружающих.
Сцены на болоте, пожара дома, когда конфликт достигал своего пика, кульминации даже страшны в своей напряженности. Но характеры героев раскрываются в такие минуты во всех своих качествах ярче всего. Были ли эти отрицательные черты изначально в Никите, и вскрылись только теперь, или его сделала таким несчастная, неразделенная любовь? Непростой вопрос. Но все же, если бы он по настоящему любил Марину, он смог бы ее простить и отпустить, желая ей счастья.
Семья Жгут раскрывает иные типы характеров. Сильная духом, волевая Галина. На какой рискованный поступок она сумела пойти для того, чтобы вытащить из трясины долгов своего мужа Алексея (Михаил Ефремов). Таких женщин на Руси воспевал еще Н. Некрасов.
Семья Ворон. Вячеслав (Андрей Панин) — сильный, мужественный тип, не без внутренних противоречий. И утонченная, изысканная Альбина (Рената Литвинова), любящая красоту, искусство.
Несмотря на различные характеры, женские образы в этом сериале, в них, возможно, некий собирательный образ русской женщины, уходящий в национальные традиции, с их идеалами о красоте, женственности, которые каждый из образов открывает по своему.
В сериале показан и быт военной службы. Среди солдат и герои Алексея Панина и Александра Семчева, украшающего любую кинокартину.
Прекрасно показана и природа этих нежарких мест: тайга со множеством деревьев. Жилища с небогатым, но бесконечно родным, уютным интерьером.
И конечно, замечательные песни М. Дунаевского, И. Матвиенко: «Ты неси меня река да в родные мне места», которые раскрывают красоту, величие всей России и отдельно этого края, в его уникальности, который, несмотря на отдаленность от центра, тоже Россия.
Сериал, затрагивая «мысль семейную», заставляет подумать: «Что такое любовь?».
Что есть Россия, в ее традиционности, а может и вечности, за что ее нужно любить и беречь.
9 из 10
28 июня 2018
Знаешь, мы никогда не забудем
Игры, в которые играют люди.
Нас с тобой, наконец, настигли
Люди, которые играют в игры.
«Гости из будущего»
Что отличает по-настоящему классного режиссера от просто хорошего? Не только размах творческого мышления, глубина таланта и оригинальность взглядов. Без умения преподнести интересную тему именно в нужный момент, восполнить своеобразный вакуум, многие идеи обречены оставаться непонятыми и отвергнутыми. Александру Митте жаловаться на недальновидность не приходилось еще с советских времен. Его «Экипаж» не просто занял прежде зиявшую малевичевским квадратом нишу фильмов-катастроф, а стал в ней пожалуй что лучшим. Схожая судьба спустя более чем двадцать лет постигла и «Границу». В начале нового века российское телевидение еще делало робкие шаги на ниве любовных историй, обернутых в приключенческую оболочку, и клепало, в основном, бандитские саги разной степени успешности. Это сейчас руководство главных федеральных каналов наверняка и со счета-то сбилось, сколько «мыла напенили» они за минувшую пятнадцатилетку. Потому к восьмисерийной эпопее Митты непроизвольно начинаешь относиться как к дальнему родственнику, заехавшему в тебе в гости, и скоро собирающемуся обратно, в тайгу. В памяти только и останутся обновленные образы, но разве этого мало, если их создали прекрасные актеры своего времени?
Не всем действующим лицам посчастливилось оставить свои фамилии на скрижалях отечественного киноискусства. Из Ольги Будиной, к примеру, так не вышло заметной актрисы. Марат Башаров лучше проявил себя в качестве телеведущего, а ныне и вовсе погряз в скандалах. Андрей Панин (светлая ему память) изначально был актером не самого широкого диапазона. Елена Панова, Михаил Ефремов и Рената Литвинова умеренно на слуху и сейчас, но только Алексея Гуськова можно считать настоящей звездой безо всяких оговорок. Именно «Граница» придала ему такой статус, бережно сохраненный до наших дней. Митта как опытный постановщик не мог не понимать разницу в уровне дарования у лицедейского секстета, потому и прикрыл некоторые огрехи исполнения сильным сценарием и приятной атмосферой житейской истории. Она, само собой, не претендует на предельную реалистичность, но раскрывает характеры людей, их качества, мечты, желания, проблемы и недостатки. Святые в таежных лесах да на российско-китайских болотах не водятся, ошибки тут совершают все, и неминуемая трагичность некоторых событий уравновешивается доверительным, мягким тоном повествования.
Во времена первого показа «Таежного романа» мало кто мог заподозрить картину в феминистических взглядах, это теперь все знают о таком движении и некоторых его радикалах. Но, по сути, лента именно о женской доле прежде всего. Если вынести за скобки героя Гуськова — сильного и жесткого командира Голощекина — то легко заметить определяющую роль во всех событиях трех офицерских жен. Все они, само собой, очень разные. И каждая мечтает быть счастливой (вот сюрприз!). С мужиками в той или иной степени не повезло всем троим, и потому история завязывается не просто вокруг случайного флирта, а вокруг вспыхнувшего желания стремительно добрать у жизни упущенное в юные годы. И слепому видно, что безнадежный и хлипкий романтик Иван в исполнении Башарова почти ничего не может противопоставить харизматику Голощекину, но любовь, как обычно, живет по своим собственным правилам, где логики нет и в помине. Все, что начинает происходить у Митты дальше, продиктовано стремлением соединить чувства со справедливым желанием стать счастливым. И, разумеется, такая история никого бы не заинтересовала без яркого злодея, способного потопить собственный взвод или перегрызть глотки хоть стае волков, но не отпустить жену с другим.
Если главным достоинством «Границы» являются характеры героев и их подача, то в недостатки смело можно записывать нюансы взаимоотношений. Диалоги двух непризнанных рыцарей, спорящих за сердце дамы, их стычки и противостояние — натуральное ребячество. Невозможно поверить, что лютонравный ревнивец вытащил бы соперника из болотной трясины. Дружба повлияла, говорите? Ну что вы, здесь уж одно из двух, а любовь для капитана Голощекина поважнее будет. Митта и в дальнейшем не отказывается от такого игрового (по мужским, естественно, меркам) стиля, доводя дело до сколь эффектного, столь и неразумного итога. Осуждать за это режиссера можно, но стоит вспомнить и о другом. Каждый мужчина (ну или почти каждый, ладно) остается в душе ребенком с врожденным правом собственничества. С годами «игрушки» меняются и совершенствуются, но суть остается прежней: невероятно сложно по собственной воле отказаться от чего-то (тем более кого-то!), находящегося в сердце. Вот и играют мужики с риском для жизней своих и окружающих. И то, как Митта сумел встроить эту естественную «самцовую» особенность в общую «проженскую» канву повествования — заслуживает одобрения.
Само собой, за четыреста минут режиссеру хватило времени раскрыть попутно целый ряд второстепенных сюжетных линий. Хоть концовку это не избавило от некоторой натянутости вперемежку с внезапно прорезавшимся популизмом, а твердая рука Александра Наумовича так и не ослабила хватку до финальных титров. Мастеру социальных страстей, что естественно, было бы скучно вращаться вокруг банального любовного треугольника, вот он и разбавил действо увлекательным «шулерским» эпизодом и мелодраматическим «эстрадным». Митта постарался никого не обделить экранным временем и добиться зрительских симпатий по отношению к каждому герою, а там уж все на откуп актерскому мастерству. В обстановке доверия, такта и гармонично существующих с ними «мыльных» страстей проносятся все восемь серий, оставляя после себя чувство легкой ностальгии. «Границу» с полным правом можно считать старомодной картиной, сейчас она уже не имеет того эффекта, что был пятнадцать лет назад. Но посмотреть на еще молодых и хорошо знакомых актеров, великолепно отыгрывающих свои партии, будет приятно всегда. Фильм о любви и создан с любовью.
27 октября 2016
Замечательный сериал, который стоит посмотреть каждому. Почти все герои имеют свои положительные качества, ставшие очень по душе лично мне. При просмотре есть какая-то своя особая атмосфера, особенно завораживает пара Вадима Глинского и Альбины Ворон. Альбина — одна из девушек-подружек, имеющая свой характер, непохожий на других, также она очень своеобразна, красива и до невозможности меланхолична (как и сама Рената Литвинова в жизни, ну или какой она себя пытается показать).
Где-то на серии N3 сценарий чуть-чуть меняется и немного отходит от самого таёжного романа, между Мариной и Ваней: начинается жизнь отдельных пар (Альбины и Вадима, Альбины и мужа, Галя и Жгута и т. д), что и даёт эффект присутствия и ощущения близости.
Довольно осмысленный сериал, что редко можно встретить в российском кинематографе. Как говорится в фильме «Богиня: Как я полюбила» — «Смысл есть — Любовь», так и тут. Марина любит, лелеет и имеет близость (извиняюсь) с Иваном, а замужем за злостно любящем Голощёкиным. На этом и заключается весь сериал. А кого же в конце она выберет и что произойдёт? — Смотрите сами. По-моему, это один из самых лучших российских сериалов и кинороманов. В тройку входит точно.
8 октября 2016
В другой жизни смотрела сериал-драму «Граница: Таежный роман» и помню были романтические эмоции, а вот содержание улетучилось.
Ничего, подумала я, так даже лучше. Посмотрю сызнова и удивлюсь, если вновь понравится.
Песня, исполняемая в клубе отдыха, вызвала улыбку не исполнением, а узнаванием российских актёров в мега составе: свежие, молодые и глупо наивные, и подумалось — не фарс ли это стиле аля Григорий Александров, с его «Цирком» в преддверии чисток рядов КПСС.
Невозможно в те времена было представить развитие Российского кинематографа в направлении «Груз 200», «Кочегар», «Счастье мое».
- Рядовой, что ты идёшь в развалку и тратишь зря патроны, — упрекает сержант на учениях мягким интеллигентным тембром с улыбкой. Нет, это — стёб не иначе. Такого на учениях в принципе не может быть вопит весь кинематограф жёстких боевиков, лишь пора золотого века Голливуда улыбается, она вдоволь надурачила людей красивой жизнью, как и «Свинарка и пастух» — счастьем.
Забавно смотреть фильм без мата, что, конечно, замечательно, и слушать выученные диалоги и переснятые по много раз отрепетированные сцены. Хороша Рената Литвинова — здесь она ещё не столь отчуждённо гламурная.
По ходу сюжета сгущаются события.. . граница всё же.. . а, может отпустить иронию и просто отдохнуть за просмотром и рука пока не тянется с мышкой на строчку`выйти из просмотра».. . ностальгия однако!!
30 сентября 2016
Обожаю этот сериал!
Возможно, это лучший сериал, снятый в то время, а для меня и по сей день звание лучшего остается за ним.
Бесконечно уважаю Александра Митту, который собрал в своем шедевре потрясающих людей и сумел показать на экране по-новому, как-то правдиво.
Для меня весь фильм — про любовь. Есть много линий видимых, и еще больше незримых.
Причем, более ярко проявляется треугольник — Аля, ее муж и певец, а так же семейство Жгут.
Главные же герои слишком… слишком просты. Их история кажется мне чересчур утопической, возможно, любовь имеет и такую грань, но в жизни выходит все именно так, как в истории Жгутов — супруг спасает супруга. И как спасает! Это настоящая жизненная ситуация, настоящий пример искренних чувств, именно таких историй должно быть больше на наших экранах. Вера в то, что даже если человек совершил ошибку, у него всегда есть шанс, семья ему поможет, дом ему поможет. И это правильно — быть вместе.
Игра Андрея Панина, которого теперь уже нет в живых, пробирает до дрожи. Его любовь к своей жене Альбине, которая слишком возвышенна, чтобы принять все его «борщи и носки», чрезвычайно трогательна… и тоже очень правдива. Не всегда мы выбираем правильно. Это повод посмотреть на ситуацию со стороны.
Ну, и конечно, глыба всего фильм — Никита Голощекин… Вот, где мощь и метафоры!!!
Когда я смотрела этот сериал, будучи еще в совсем нежном возрасте, то мне было страшно, глядя на него, я жутко боялась Голощекина, он казался мне жестоким тираном, персонажем исключительно негативным. От того и жену его мне было жаль, от того я сначала даже к ней прониклась. Но спустя время, я пересматривала сериал раз 5, и мнение мое изменилось.
Вы думаете мне жаль Марину? Нет. Я боюсь Голощекина? Нет.
Просто стало очевидно, что тот, в ком нет любви, проигрывает, но он в сущности, ни в чем не виноват. Никиту не любил никто, да и он сам, видимо, так и не понял, что это такое, от того вся его беда, а потому к нему у меня осталось какое-то смутное ощущение нежности, грусти и сожаления…
Потому что человек без любви практически мертв.
10 из 10
18 декабря 2015
Тот редкий случай, когда моя любовь к фильму/сериалу из детства перешла и во взрослую жизнь.
История о… хотя нет, не буду писать кратко о сюжете, это есть и в синопсисе, и в других рецензиях. Да и сами посмотрите, если раньше не видели.
Сериал о жизни, о её перипетиях. Здесь и бытовые сложности, и любовные линии, и служба. Здесь всё.
Считаю, что актерская игра на высоте просто. Особенно Алексей Гуськов поразил. Я настолько прониклась его персонажем, настолько ненавидела его… жестокий, властный. Да у него на лице всё написано! Замечательно сыграл.
Также нравилась героиня Ренаты Литвиновой, такая заоблачная женщина, выделяющаяся из толпы.
А вот герой Башарова не пошел мне. Мальчишка совсем, думал только о своей влюбленности.
А вообще… Долго можно рассказывать о игре каждого актера. Лучше скажу в целом — замечательный, сильный сериал.
5 декабря 2015
Люблю этот российский сериал. Он снят качественно и интересно. Чувствуется хорошая рука режиссера Александра Митта, прекрасная работа сценаристов и шикарная актерская игра. В 2000 году «Таежный роман» был на пике своей популярности, его смотрели в стране почти все. Многосерийка получилась масштабной, насыщенной, с каждой новой серии зритель погружался всю глубже и глубже в жизни этих героев, и оставалась лишь выбрать своего любимого героя.
Мы видим небольшой гарнизон на границе с Китаем. Здесь служат и живут офицеры со своими женами. Перед нами три подруги (офицерские жены). Одна из них влюбилась молодого и красивого офицера. Перед нами их трогательная и страстная любовь, за которую придется платить, ведь муж у героини весьма непростой, деспотичный человек, который никогда не простит измену…
Хотелось бы больше таких отличных и достойных телесериалов на нашем телевидении. В этой многометражке все сделано на высшем уровне: начиная от декораций, костюмов, кончая атмосферой, операторской работой. У меня совсем нет упреков к этому сериалу. Все было шикарно. Каждая серия, как целый фильм, а игра актеров весьма вдохновляющая и эмоциональная, было очень здорово за всем этим наблюдать.
После этого проекта я и запомнил Ольгу Будину. Она прекрасная актриса, сыгравшая свою одну из лучших и любимых ролей в «Таежном романе». Ее героиня была настоящей женщиной, которую хочется любить, за которую хочется воевать, отдать все. Шикарное трио ей составили Марат Башаров и Алексей Гуськов. Их герои были разные как небо и земля. Один воплощение добра и честности, другой темной стороны и коварства. Их стычки были самыми тревожными и напряженными моментами истории. Также нельзя не полюбить героев, которых так прекрасно сыграли Елена Панова и Михаил Ефремов. Их история также полна неожиданностей и драмы. Ну, и самую тонкую и неординарную роль сыграла Рената Литвинова. Фразы ее героини стали коронными, и они всегда на слуху у зрителей, когда вспоминаешь данную многосерийку. «Девочки, кажется я тону», было не6вероятно смешно.
«Граница: Таежный роман» — российский, драматический сериал 2000 года и прекрасный подарок для тех, кто любит чистые, насыщенные истории любви и действительно качественные и сильные сериалы. Данная история прекрасна, дополняют ее замечательные песни, которых сразу вспоминаешь, когда думаешь о нем. Я ставлю «Таежному роману» положительную оценку, и внимания он по сей день несомненно заслуживает. Спасибо! Приятного просмотра!
9 из 10
9 сентября 2015
Я этот фильм смотрела в детстве и то только краткую версию. А вот сейчас уже как взрослый человек пересмотрела ее и снова впечатлилась!
Митта снял просто замечательную картину. Молоденькие Башаров и Будина уже легко показали, что они талантливые актеры. Башарову удалась роль романтичного и симпатичного парня, и форма ему идет. Будиной как-то не очень с белыми волосами, но роль доктора как всегда удалась.
Гуськова помню еще и по роли в экранизации рассказа Платонова «Возвращение», очень ему удаются исторические роли и роли военных. И Никита вышел ловким, хитрым, умеющим запугать людей своей улыбкой и дурачествами. Сам он получился изворотливым как зверь, как волк. Роль сложная, но он справился. С одной стороны женщине было бы приятно, что мужчина готов за нее бороться, готов украсть и драться до конца, но абсолютно точно, что насильно мил не будешь. Потому такая любовь только душит и давит.
Галя и Леша… пара забавная и смешная. Галя коня на скаку остановит и так далее. Леша — сидит на губе и плачет, как ему надоела военная жизнь. Но без Гали он как ребенок, пропадет. Однако она его любит и готова помочь. История с поездом и картами очень пугающая, но Галя благодаря своему уму и обаянию сумела перехитрить картежников. Я всегда переживала за нее, и эта серия была самой захватывающей. Да у самой Пановой это лучшая роль.
Литвинова вжилась в образ аристократки и сыграла хорошо. Борщ и носки — это конечно показано забавно, что мужчины требуют этого, но просто ее угнетала жизнь. Ей хотелось духовности и культуры, другой, более романтичной любви, а муж ей был неприятен. И ее дуэт с Симоновым (Глинский) вышел очень удачно. И его песни красиво спеты.
И меня насмешила сцена с извинением Леши, когда выпивший Глинский висел на кустах и пел, а Леша изображал певца. Очень забавно. Я долго смеялась.
Да и сами люди показаны живыми, интересными, завершенными. Так что сериал мне понравился.
10 из 10
17 августа 2015
Прекрасный сериал о жизни, любви и смерти на границе с Китаем. За основу взяты истории трёх женщин, жён офицеров. Каждая из них несчастна по-своему, и каждая рискует всем ради любимых мужчин.
Этот фильм даёт ответ на вопрос: что для женщины важнее — любовь или каменная стена? И столь важно ли, чтобы мужчина был красив, богат и успешен? Ведь когда мы не любим, все достоинства начинают раздражать…
Хороший состав актёров, прекрасная игра Гуськова, да и не только его, захватывающий сюжет — всё это вы увидите, если решите посмотреть данную картину. Пожалуй, один из лучших сериалов отечественного кинематографа. И кстати, всего 8 серий.
Смотреть рекомендую, не пожалеете.
9 из 10
2 августа 2014
Не таясь, скажу, что этот сериал в свое время произвел на меня сильнейшее впечатление… конечно же, положительное. Во многом это бы следовало объяснять тем, что я смотрел его еще будучи неполовозрелым юнцом, голодным до зрелищ и захватывающих историй. Все это я получил в полной мере и даже сверх того. Но чем же сериал казался тогда столь привлекательным?
В то время (как, наверняка, и нынче) ТВ изливало на зрителя целые тонны различных сериалов — голливудских, испанских, итальянских и пр… Дохлый сюжет, скучные, плоские шутки, бесконечно повторяющиеся банальные истории… И что самое обидное персонажи вязнущие в мелочных проблемах бытия… Вот чертовщина! Ведь это сама наша жизнь, только заснятая на кинопленку! Какой смысл на это смотреть?
Граница на подобном фоне, бесспорно, выглядела глотком свежего воздуха. Тогда как вся страна уже потихоньку завязала в обывательщине и пустоте (на данный момент достигших своего апогея) сериал еще давал надежду, что где-то (хотя и очень… очень далеко!) есть граница, где люди еще чувствуют и страдают. Где вольно носится над степью русский дух. Где наша женщина доказывает, что способна не только войти в горящую избу, но и запросто обыграть всех мужчин в карты. Где любят искренно и нежно, до самозабвения, страдания и самоистязания, по-русски…
В то время как другие сериалы лишь помогали зрителю избавиться от гнетущей реальности и на время позволяли пережить с главными героями какие-то скуденькие эмоции счастья или отчаяния, «Таежный роман» пробуждал истинные, глубинные чувства именно русского человека — истинную любовь, неотделимую от страдания, злобу и ответственность за нее, отчаяние о смерти и тоску об отчизне, которой больше нет…
Игра актеров стала для меня настоящим примером и образцом, платоновской идеей игры. Но особенно выделю А. Гуськова. Его персонаж настолько пропитан злобой, что в его душе просто не остается места для добра (даже несмотря на то, что она бесконечна). Герой Башарова несколько распущен, самонадеян и по-мальчишески беззаботен. Гуськов же глубок, внутренно дисциплинирован, умудрен жизненным опытом, рассудителен, но… чрезвычайно до самых глубин, до самых печенок… зол.
И несмотря на все это он вызывал у меня сильные эмоции сострадания, смешанного со страхом. Более всего остального меня пугала его хитрость, основанная на знании пороков нашей души. Ей-то он и пытался добиться для себя счастья, в то время как у Башарова все получалось само собой. Разве каждый из нас не стремится к той же цели, зачастую употребляя даже гораздо более низменные средства, но оправдывая последние первой? Такие вопросы страшат меня и сегодня.
Ничуть не менее увлекательны женские персонажи. Каждая из героинь представляет определенный типаж — Будина — нежность, кротость; Панова — решительность, маскулинность, смелость, отвага; Литвинова — отрешенность, мечтательность, задумчивость. Вместе же они составляют замечательный букет, служащий прекрасным украшением фильму.
Итак. Сериал Митты — глубокий, проникновенный рассказ о живых людях, решающих проблемы, испокон веков волновавшие всех — любви, смерти, зла, предательства.
P.S. Навсегда врезалась в память отличная песня, текст которой написан, кстати, самим Александом Митта
9 июня 2013
Советско-китайские пограничные конфликты — тема в отечественном кино почти не затронутая. Особенно в современном российском. В этом смысле сериал «Граница. Таёжный роман» уже выделяется, хотя, конечно, сама политическая линия здесь все же вторична и похожий сюжет вполне можно было бы себе представить где-нибудь в другом конце нашей необъятной. Ещё одним обстоятельством, обратившим на себя внимание, стало то, что проект реализовал Александр Митта — мэтр, ничего не снимавший до этого аж 10 (!) лет.
Казалось бы, в центре старый добрый любовный треугольник и еще парочка хрестоматийных семейных историй. Почти невозможно не опуститься до латиноамериканских страстей. Но Митта — режиссёр, которому в советские годы всегда удавалось и угадать, чего хочет зритель, и не жертвовать ради этого художественной ценностью. И, создавая для «Границы», казалось бы, неновые архетипы — матерого волчару капитана Никиту Голощекина, которому красавица-жена изменяет с наивным романтиком лейтенантом Иваном Столбовым, он вносит в них такие полутона, что хищник может оказаться симпатичнее жертвы, а диалоги не скатываются в бытовую тривиальность.
Как, например, тот же Голощёкин (Алексей Гуськов) — расчетливый, наторелый, меркантильный вояка обладает и своим обаянием и трагедией. Так сильно боль измены, как это делает здесь Гуськов, в нашем кино вообще редко кому удавалось показывать. Причем Митта находит подходящее время и место даже для его монологов. Ну и, конечно, гораздо интереснее его жены Марины (Ольга Будина), выглядит персонаж Галины Жгут (Елена Панова) — экспрессивной девушки с железной хваткой, вынужденной решать все проблемы за любимого, но никчемного супруга (Михаил Ефремов). А остросюжетная серия, посвященная ее приключениям в поезде, являющаяся, по сути, отдельным фильмом, даже интереснее всего остального, что есть в сериале. Кого-то, вероятно, будет раздражать словно вечно обкуренная Рената Литвинова, но её своеобразие ведь здорово разбавляет набор персонажей, характерных для военного гарнизона.
Особо хочется отметить то, как Митта выстроил по важности тему личных отношений и исторических событий. Конечно, зрителя в первую очередь погрузят в страсти человеческие, а вопрос противостояния с китайцами и странных будней советской жизни будет волновать его куда меньше. Но и вопросы контрабанды, провокаций на границе не пройдут незамеченными. А все дело в том, что герои грамотно вплетены и в эту сюжетную канву и проявляют свои качества. Искушённый Никита во всю сотрудничает с контрабандистами, а глупый старший лейтенант Жгут проигрывает последние сапоги в карты шулерам. Ну а в кульминации вообще противостояние политическое интересно сплетется с противостоянием личным.
Надо сказать, что Митта снял в хорошем смысле очень «русское» кино, внеся в него едва ли не все черты характера. Тут тебе и юмор, и сентиментальность, в которую бросает даже самых жестких персонажей, и броски из крайности в крайность, и наша традиционная неспособность донести стакан с водой, не расплескав по дороге половину, и прочие-прочие тонкости. Сейчас, особенно в сериалах, так вообще мало кто умеет и мало кто стремится научиться. Из фамилий, что в первую очередь приходят на ум, тоже мэтры старой школы — Хотиненко, Бортко… Митта при этом ничуть не увлекается ни одной из сторон своей работы. При всей чувственности, она прагматично прописана от и до — её автор четко следует заранее продуманному чертежу, из-за чего темп и ритм, столь важные особенно для ТВ, соблюдаются неукоснительно. Недаром режиссёр является автором одной из наиболее доступных и популярных книжек по кинодраматургии. В «Границе» он в очередной раз доказал, что не только прекрасный теоретик, но и практик.
Из явных минусов можно назвать то, что в концовке сериал, прежде не гнувший спину в реверансах советской эпохе, все же скатывается в странный ура-патриотический пафос, да еще и встроенный сбоку с припеку. И если в ненавязчивом украшении прошлого можно увидеть и простить личное отношение режиссера, то финал ясно отдает выполнением требований государственного телеканала. Тем не менее, даже с учетом минусов «Граница. Таежный Роман» — это один из лучших сериалов российского кино, во многом образцовая работа.
9,5 из 10
7 мая 2013
Моя мама очень любит «Границу», знает практически наизусть. Только что впервые полностью посмотрев этот фильм, я поняла, почему.
Я не хочу сейчас говорить об актёрах, героях, сюжете, потому что всё это потрясающе. Но к тому же и до, и после меня ещё много об этом напишут. Меня больше всего поразили три вещи, три темы, три идеи и именно о них я и хочу сейчас написать.
Первая — безысходность, безнадежность, отчаяние. Именно они подтолкнули Марину (героини Ольги Будиной) на мысли об аборте. Это те чувства, которые разрушают жизнь человека, лучшие его качества, да самого человека. События, приведшие к этим чувствам, и их влияние на человека, и попытка человека бороться с ними показаны просто гениально.
Вторая идея — дружба и любовь. Три подруги, готовые друг за друга горой стоять — главные героини фильма. Человека, у которого есть такой друг, можно называть счастливым, потому что не страшны ему ни грозы, ни бури, ни ураганы.
Любовь показана разная. Кто-то за любимого человека под дуло готов стать, лишь бы тот счастлив был. Кто-то говорит, что любит, но идёт на поводу у своего эгоизма, а не любви. Кто-то совершает добрые, приятные глупости ради любимого человека. А кто-то готов убить из-за своей эгоистичной любви.
Третья идея, пожалуй, поразила меня больше всего. Это патриотизм, любовь к Родине. Эти чувства управляют практически всеми жителями маленького городка на границе с Китаем, в котором происходят события, описанные в фильме. Хотя нет, эти чувства не управляют, потому что есть и разум, есть и другие не менее важные чувства у этих людей. Но зачастую именно эта любовь к Родине заставляла людей рисковать даже своими жизнями.
Ну а после финальных слов Башарова я до сих пор под впечатлением. Такое чувство гордости за Родину в них ощущается, что оно передается зрителю.
« Смотри, красотища-то какая! Ё-маё! Всё-таки какая ж у нас красивая страна. Огромная такая. Едешь, едешь, а конца и края не видать. И всё у нас самое-самое. А представь, какой она будет через 10 лет! А через 20!..»
И во время этой речи играет такая музыка, что от неё мурашки по коже стоят, и показывают такие кадры, что за душу весь эпизод хватает с невероятной силой.
Фильм стоит смотреть однозначно. Один из лучших среди российских фильмов.
Я впечатлена, потрясена. Что говорят в таких случаях? «Фантастика?» Кажется, да. Так вот, это именно фантастика и по уровню работы съёмочной группы, и проблемам, затронутым в фильме, и по общему качеству картины.
18 октября 2011
Могу сказать, не тая: работа Митты является одним из любимых российских сериалов. Китай, граница, начало 70-х… Великолепный сценарий, эмоциональные актеры, сильная и захватывающая сюжетная линия. Здесь есть все: любовь, страдания, соперничество, преданная дружба и т. д.
Три подруги — Марина, Галя и Альбина: три женщины — три разные истории. Марина, жена Никиты Голощекина влюбляется в его друга — молодого офицера Ивана. По началу, наверно, все осуждали Марину: мол, жена перспективного офицера, живет припеваючи и вдруг начинает изменять мужу, да еще и с его лучшим другом. Но вот одно но… Никита Алексея Гуськова не так прост, как кажется: расчетливый, злой поставщик наркотиков, манипулятор-убийца. Далее мы узнаем, что вообще он силой взял Марину в жены. Великолепная игра Гуськова — я кричу «Браво!»: так мастерски сыграть мстительного и жестокого беспринципного человека.
Не менее интересна история Альбины и Гали. Альбина — романтик, также не счастлива в браке, как и Марина. Литвинова как всегда привлекает внимание: тихий, монотонный голос, задумчивый взгляд в никуда… Галя — самая сильная, мужественная из трех подруг. Счастлива в браке, хотя и ее муж — лейтенант Жгут тот еще «подарок»: он рассеян, доверчив, да и вообще отбился от рук! Персонаж Ефремова комичен и мил одновременно. Все те, кто смотрел, наверно помнит смелый и отчаянный поступок Гали с игрой в карты — один из запоминающихся и ярких моментов сериала. А Панова — привлекательная и харизматиченая актриса: великолепное сочетание сильной личности и женственной, силой оболочки.
Самое примечательное, что главный злодей сериала, герой Гуськова, сыграл свою роль в судьбе каждой девушки, подлив масла огонь (это еще мягко сказано), как говорится.
Одним словом, смотреть стоит: любовный треугольник, дедовщина, контрабандисты, женская дружба — это история из жизни маленького военного городка переплетает в себе кучу сюжетных линий, мастерски воплощенных великолепной игрой актеров. И, кстати, сериал при всем при этом не лишен юмора.
9 из 10
16 октября 2011
Очень люблю этот фильм, интересный, захватывающий, помогающий восполнить недостаток любых эмоций в жизни — страха, радости, злорадства, тревоги, ностальгии…
Все герои не оставляют равнодушным. Инфернально обаятельный Голощекин-Гуськов, милый раздолбай Жгут-Ефремов, прекрасная тройка подруг — Марина, лебедь белая, Альбина, облако в юбке, и Галина, единственная твердо стоящая на земле. Пока ее подруги лишь страдают и мечтают о счастье, ничего для этого не делая, она пытается воплотить мечты в жизнь, успевая решать и свои, и их проблемы.
Но вот только смотреть этот шедевр нужно, усыпив в себе критика, ибо, с точки зрения прадоподобия или, хотя бы просто здравого смысла, это даже не сказка, это чушь собачья!
11 июня 2011
Этот фильм — обыкновенная житейская история, которая могла произойти когда угодно, с кем угодно и в какой угодно стране. История о людях, волею судьбы заброшенных на край Сибири, в маленькой военный городок на границе с Китаем. История о людях, которым просто хочется любви.
Марина Голощекина, медсестра. Милая, очаровательная, добрая женщина, которая никогда в жизни не любила. Замуж вышла потому, что просто не смогла противостоять жесткому напору со стороны ухаживающего за ней Никиты. А так же потому, что «так надо». Когда она встретила Ивана, вся ее уравновешенность и спокойствие как будто испарились. Она почувствовала вкус любви, узнала, что значит вдохнуть полной грудью и жить. Жить по настоящему. Да, она совсем забыла о муже, с которым прожила достаточно долгое время, который любил ее и сама бросилась в объятия другого. Но разве нам всегда хочется думать о счастье других, когда мы очень счастливы сами? Счастливые люди подчас бывают жестоки.
Никита Голощекин. Сильный, жесткий (даже жестокий), ироничный, циничный, волевой человек, офицер. Очень любит свою жену Марину, но эта любовь приобрела характер собственничества. Он считает жену своей вещью, думает, что его женщина должна принадлежать только ему, безраздельно отдаться и подчиняться. В целом Никита отрицательный персонаж, однако и его становится жалко, ведь по сути он — несчастный человек. Его никогда не любила Марина.
Галина и Алексей Жгуты. Смешная, милая пара нежно любящих друг друга людей. Мне кажется, из всех семейных пар только они и любят друг друга по настоящему. Галина — сильная, решительная женщина, готовая на все ради своего мужа. Алексей — в противовес жене слабохарактерный, пьющий, азартный человек. Однако все его недостатки с лихвой покрываются нежной любовью к жене и добрым сердцем.
Альбина Ворон. Странная, утонченная женщина, которую тяготит жизнь в глубинке с нелюбимым, даже ненавистным мужем. Когда она встречает Вадима Глинского, свою родственную душу она просто расцветает. Оказывается, что любимому человеку она готова и варить борщ, и стирать носки. И «благородная кровь» здесь совсем не при чем.
Второстепенные персонажи так же очень яркие, актерский состав великолепен. Фильм вызывает теплые, положительные эмоции. особенно в финальной серии, где показывается вся красота нашей Родины, ее сила, возможности, потенциал… Глядя на эти финальные кадры слезы наворачиваются на глаза.
А финал немного интригует…
В общем,
10 из 10
13 апреля 2011
Великолепный сериал! Так редко встречаешь в отечественном кино такие шедевры! Держит в напряжении, хочется смотреть еще и еще! Так интересно наблюдать! Очень подкупает, что наблюдаешь за историей не одного-двух людей, а нескольких семей!
Гуськов вообще шедеврально играет! Он живет, а не играет! В моем представлении он навсегда останется Никитой Голощекиным!
10 из 10
15 января 2011
Смотрела «Граница. Таежный роман» очень давно, наверное, еще в том же 2000-ом или в 2001-ом. Фильм шикарен! Романтика, болота, тайга, военные… Тогда он мне очень понравился. Даже помнится играла после каждой серии во что-то подобное. Смешно и забавно все это вспоминать.
Есть несколько вещей, которые могут заставить меня посмотреть «Границу» и сейчас: замечательная песня «Ты, неси меня река», красавица Марина, ну и, конечно, молоденький Башаров в военной форме. А вообще, фильм очень качественно сделан. На славу! Один из шедевров российского кинематографа.
Спасибо режиссеру и актерам. Как сейчас помню: вечер, канал ОРТ 19.50…
Уж нет людей, с кем я смотрела, а фильм вечен.
10 из 10
23 апреля 2010
Трудно назвать более сильный, более глубокий и «настоящий» российский фильм о любви, чем «Граница», пусть и много потерявшая в своей сокращенной, двухчасовой версии. Режиссеру Александру Митте удалось создать удивительную историю: не затянутую, не изобилующую соплями всех оттенков розового, но западающую в душу раз и навсегда.
В центре всего сериала — любовный треугольник: капитан Голощекин (Гуськов), его жена Марина (Будина) и лейтенант Столбов (Башаров). Образ Марины я считаю совершенным: хорошенькая, «под Мерилин Морно», слабая и покорная, «очень женщина». Невыносимо пошлая крашеная блондинка, которую по каким-то причинам любящие мужчины все пытаются «украсть и увезти на край света». У Голощекина это даже получилось совсем по-настоящему.
Алексей Гуськов в этом фильме — бесподобен. В истории кино часто бывает, что «голубые герои» пользуются меньшим успехом, чем обаятельные подонки. В полной версии «Границы» Гуськов еще более подонок и мерзавец, чем в кино-версии (в киноверсию не вошла история с проигрышем Жгута), но — он интересен, его хочется пожалеть, он более привлекателен, чем добрый и любящий, но недалекий лейтенант Столбов (чего стоит фамилия, которой его наградил режиссер!). Голощекин, полумистический, бесстрашный, бессмертный, — главный герой фильма.
Главную любовную линию удачно оттеняют другие: история Альбины и смешная, нелепая, но удивительно гармоничная пара — Алексей и Галя Жгуты. Раздолбай, пьяница и картежник Жгут, вечно сидящий «на губе», (роль которого блестяще исполнил Ефремов) преданно любит свою жену — умницу и красавицу Галю (Панова), восхищается ей, и это искупляет все его грехи. Галя — настоящая русская женщина: верная, страстно любящая, сильная и мудрая, достойно и смело встречающая все удары судьбы. Чтобы спасти мужа, она играет в карты в обществе поездных шулеров, катал, рискуя жизнью. Наверное, на месте своей подруги Марины Галя и в горящую баню сумела бы войти, если бы там был ее Леха.
Рената Литвинова (Альбина Ворон) — как обычно, в роли самой себя — непонятно каким ветром занесенная в гарнизон барышня аристократических кровей, от которой муж напрасно требует чистых носков и горячего борща на столе. Особист Ворон должен благодарить свою счастливую звезду: он не проснулся в тот момент, когда на него наводила его же пистолет его непредсказуемая, странная жена с маской Смерти на лице.
Неповторимая прелесть сериала и во внимании к второстепенным героям: милой, скучающей по внукам паре Борзовых, замполиту Сердюку, ставшему жертвой «дизентерийного заговора». Жестка и правдива история рядового Васютина, доведенного солдатами до попытки самоубийства…
Финал фильма гениален. Выверен до мельчайших деталей.
«Как хорошо заживем мы через двадцать лет!» — говорит Иван. Напомню, он — военный, Марина — врач. А через двадцать лет будет 1990 год…
Демобилизованный с простреленной коленкой Леша, беременная Галя… Хрупкая, нездешняя Альбина, сбежавшая с благородным алкоголиком Глинским — с ними-то что будет?
В «Границе» есть то, чего, на мой взгляд, очень часто не хватает российскому кино и особенно сериалам: все герои — живые, настоящие, за них переживаешь, с ними проживаешь все восемь серий, все их истории.
29 марта 2009
Как известно, как водится, и как проверено временем — насильно мил не будешь. Не будешь, и всё тут. Глас народа. Очевидно, человек, подаривший миру это мудрое изречение, пожелал остаться неизвестным по одной простой причине: скептика бы просто-напросто закидали чем попало. За правду. Ведь, по сути, так оно и есть. Нельзя заставить человека любить, и всё тут. На какие ухищрения не пойди, если нет посула с сердца — пиши пропало. Ищи другой объект для воздыханий. Но некоторые с лёгкостью отмахиваются от справедливого постулата и прямо-таки требуют любви и ласки.
«Граница» именно о таком сорте любви. Чувство не высшего качества, завуалированное под нежную заботу и трепетное отношение, позволяет добиться волевому Никите расположения Марины. Уж не знаю, какими правдами и неправдами он женил её на себе, но кадр показывает нам уже вполне оперившуюся молодую пару, вполне состоятельную, вполне самостоятельную. Но, как оказывается на поверку, этот напускной лоск — трогательная забота мужа, его якобы вполне «вменяемая» ревность, — лишь верхний слой лака, как следует сдобренный яркими красами, весело поблескивающими на солнце. Поковыряй ногтём чуток, покрути пальцем, и, готово: взору предстанет прогнившая доска, сожранная до основания жуками-древоточцами.
Отношения ровные, без рецидивов. И они вполне счастливы.
Когда женщина выходит замуж, не ощущая к мужу любовь или хотя бы её призрачное подобие, но, будучи вполне счастливой по поводу замужества, напрашивается вполне логический вывод: она никогда и не любила. Никого.
Иначе бы не чувствовала себя «в своей тарелке». Я не говорю о тех рядовых случаях, когда материальное выражение находится лишь в браке, я говорю лишь об этой банальной штуке — любви. Испытывать к мужу лишь уважение — похвально, но не… Несправедливо, что ли. Для женщины. И сколько таких, проживших жизнь, и так толком ничего и не получивших от неё в качестве подарка судьбы?
Марина поняла, насколько она фатально ошиблась, узнав Ивана, сподручного мужа, поближе. Не в пример Никите он был галантен, пылок, до безумия влюблён. Да, той самой солидности, того терпения ему не хватало, но, в конце концов, кому мы больше верим? Солидным дядькам или пылким юношам?
Только честно, сама себе.
И в размеренной жизни тихой и в чём-то покорной женщины вспыхивает огнистым пожаром фейерверк из новых, до этого толком не прочувствованных отношений. Честно говоря, иногда в своей пылкой страсти они забываются уж совсем не по-детски, ну да ладно, главное, что идея зрителю передана. И этот фейерверк, как сами понимаете, может потухнуть по быстроте подобно спичке, если «рогопреставленный» муж предпримет какие-либо действия.
А он предпримет, он такой. Мужчина, прожжённый «прелестями» фронтовой жизни, прекрасно разбирающийся в людях, со взором «хищного» орла, рыскающего в поисках очередной жертвы — и не заметит, как его симпатичная молоденькая жена крутит шашни с другим мужчиной? Как бы не так. Пока наивные голубки тешат себя иллюзией благополучия и защищённости от посторонних глаз, в голове Никиты уже давно созрел коварный план, и он скоро воплотиться в действие.
Для 2001 года достаточно сильное русское кино именно о взаимоотношениях между людьми. Параллелей и характеров безумное множество, и все они в своих интересах и стремлениях тесно пересекаются в одном приграничном городке. Говорить о батальности военных сцен не стану, ибо попросту не о чем. Несмотря на активные боевые действия, кадров им уделялось не то чтобы много. Бутафорские взрывы в конце не в счёт.
Гораздо тоньше душевная организация девушек, представленных основными фигурами сериала, гораздо гибче и понятнее что ли простой русской женщине. Они мечтают, живут, советуются и переживают не самые приятные минуты бедствия семейной жизни. Они открыты для зрителя, будто ещё не прочитанная книга, но которую нужно обязательно прочитать. И в этих очаровательных дамах нет никакой корысти, сребролюбия или скопидомства. Готовые всегда прийти на помощь любимому, они в неком роде поддерживают стереотип русской женщины. Но к чёрту, неплохой стереотип.
Мужчины же разномастные. Как говорится, на любой вкус. Нет-нет, не вовсе в плане мужественности — война всё-таки, исключений в этом плане нет. А именно в плане отношения к тому же прекрасному полу. Одни относятся пренебрежительно-холодно, другие и вовсе с нескрываемым презрением. Третьи, вроде Ивана, каленопреклонствуют перед этой совершенной красотой, перед этими маленькими чудо творящими ручками, перед этим испуганным и таким зовущим взглядом. Очень точно, будто в жизни, подобрали полюса. И все они органично уживаются в своём сильном мире, почти все…
И, пожалуй, подобраны актёры, как нельзя более точно отразившие промахи своих героев. Каждый в чём негодяй, разве нет? Прелюбодеяние, несмотря на всепоглощающую страсть, ещё никто не отменял.
Молодой Марат Башаров, с всё той же широкой улыбкой просто русского парня, ждущий встречи со своей любимой, улыбается нам из кадра. Красавец. Подходящая кандидатура для роли третьего угла этого злополучного треугольника. Отличное яблоко раздора. Убедителен в своей страстности и пылкости, потому что молод и зелен. Но это очень даже хорошо.
Ольга Будина — девушка с удивительно пронзительными глазами. Такие испуганные и в тоже время любящие глаза у неё на протяжении всего фильма — словами не передать — нужно видеть. Красивая женщина, яркая, в такую можно влюбиться без памяти.
И бессменный фаворит этого фильма вот уже восьмой год — Алексей Гуськов. Сыграть бесчестного поддонка — задача вообще не из лёгких, но не для Гуськова. То ли типаж у него такой… Хочется создателям фильма дать ему в руки пистолет или лопату, но я уповаю на его масштабные актёрские способности. Совершенен в качестве морального и физического убийцы.
А уж коронная фраза всем известной Ренаты впереди планеты всей.
К просмотру рекомендовано. Если вы ещё не решили: стоит ли по жизни мстить за измену, будь она дружеская или того хуже — семейная, фильм покажет, чем это может закончится.
Скажи прелюбодеянию нет.
24 февраля 2009
Очень нравится смотреть сериалы, которые не затягиваются на год. Этот сериал недолгий, но так хотелось бы какого-нибудь продолжения.
В «Границе» такая настоящая, страстная любовь. Такие разные по своему характеру женщины и мужчины, но каждый герой приглянулся по своему. Замечательно показана женская дружба, мужские отношения, измена, месть, расплата за чужие промашки и многое другое.
Одним словом, очень красивая история.
14 ноября 2008