Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Граница: Таежный роман |
год: | 2000 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Александр Митта |
сценаристы: | Зоя Дзюбло, Александр Митта, Татьяна Фирсова, Максим Стишов |
продюсеры: | Александр Митта, Константин Эрнст, Алексей Гуськов, Анатолий Максимов |
видеооператоры: | Сергей Астахов, Валерий Ревич |
композиторы: | Максим Дунаевский, Игорь Матвиенко, Тихон Хренников |
художник: | Александр Гиляревский |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 6 мин |
Александр Митта к моменту начала съемок 'Таежного романа' - это уже состоявшийся разноплановый режиссер, умеющий снимать и приключенческую героику, и эпос, и блокбастеры, и драмы с личными переживаниями героев.
Многие о нем отзываются как о душевном режиссере, но тем не менее - невероятно требовательном к работе актеров.
'Граница: Таежный роман' - это приключенческо-бытовая история, насыщенная драматическими событиями. Действие происходит в войсковой части где-то на Дальнем Востоке во времена позднего СССР. В центре сюжета - несколько семей советских военных - авторитарного капитана Никиты Голощекина (Гуськов) и его молодой жены Марины (Будина), раздолбая-лейтенанта Алексея Жгута (Ефремов) и его всепрощающей и все терпящей жены Галины, и, наконец, особиста Андрея Ворона (Панин) и его не от мира сего жены Альбины (Литвинова словно играет саму себя), характерного майора-украинца Сердюка (Семчев) с его не менее колоритной женой (Скачкова), бывалого полковника Борзова (Жигалов) с его супругой (Польских). Все идет своим чередом, пока в части не появляется молодой необстрелянный лейтенант Иван Столбов (Башаров).
В сериале очень много очень хороших актеров второго плана и эпизодических - Жигалов, Польских, Симонов, Семчев, Окуневская, Жарков, Непомнящий, Назарова, Баталов, Робак и другие. Намеренно опускаю имена, так как этих актеров едва ли кто-то не знает, кто знаком с миром кино и телевидения - это очень популярные в России сериальные и кино-актеры и актрисы.
Основой завязки сюжета является романтическая линия между женой капитана Голощекина Мариной и молодым лейтенантом Иваном Столбовым. Эта была бы история наподобие Отелло, если бы не переплетающиеся сюжетные линии, коих в сериале огромное количество, которые делают сюжет сложным, запутанным и очень неоднозначным.
Причем романтические линии по мере развития основного сюжета не ограничиваются основной, а раскрываются также и в отношении других персонажей.
Игра актеров если не восхищает, то как минимум совершенно не дает ни к чему придраться - Митта действительно является одним из авторитарнейших постановщиков, которые добиваются от актеров выкладки на все 100 процентов. Кроме того, Митта и сам успел засветиться в одном из эпизодов.
Очень тяжело описывать этот сериал без спойлеров, но попробуем не испортить впечатление для тех, кто решит посмотреть его впервые.
Шикарные натурные съемки, очень приятная операторская работа Сергея Астахова, известного к тому времени как оператора на картинах 'Брат' и 'Брат-2' - это лишь малая часть впечатления от визуальной картинки. Кадр заполняют насыщенные цвета, и даже съемки в сумерках полностью удерживают внимание зрителя, позволяя не гадать, что там по сюжету происходит.
Музыкальное сопровождение Матвиенко и Дунаевского вместе с титульной композицией 'Ты неси меня, река' - это визитная карточка этого сериала, каждая отдельная короткая симфония или партия отлично вписываются в картину и удачно дополняют происходящее на экране. Очень высокой оценки заслуживает саундтрек к фильму, который был издан после отдельно.
Разумеется, зритель чаще всего запоминает фильмы по работе актеров, но здесь такое ощущение, что ты не можешь воспринимать этот фильм, иначе как слаженно сыгранный симфонический концерт, где игра и работа каждого участника были крайне важны для общего впечатления.
Это прекрасное кино, захватывающее и держащее в напряжении до самой развязки.
В нем каждый найдет какой-то близкий себе сюжетный поворот:
и запретную любовь, и тему неожиданной удачи, и сильные характеры, и тему предательства и прощения, и отношения типа 'наставник - ученик', 'отец-сын', и тему мужественности и жертвенности. Сюжет сериала неоднороден, он как огромное дерево, ветвится и разделяется на другие, менее важные, но тоже интересные события. Или он похож на реку типа того же Амура, с большим количеством островов, проток и заводей.
Мы можем по разному относиться к Александру Митте, но даже если учитывать, что этот фильм - по сути квинтэссенция его творческой биографии, он буквально создал шедевр отечественного кинематографа, который даже если и не разбирают на цитаты, то по крайней мере каждый эпизод которого западает в память, и вспоминается с теплом и искренним интересом.
Что привлекает зрителя в таких картинах? Все те же клишированные, но такие приятные глазу и знакомые образы, причем тут нет абсолютной точки зрения - в сериале есть как сильные мужские характеры, так и место мужским слабостям, есть и сильные женщины, и женщины в своем естественном состоянии - нуждающиеся в помощи, опеке, любви. Тема силы любви витает вокруг героев сериала, она и сводит и разводит пары, заставляет героев делать глупости и идти на смертельный риск.
Отличное отечественное кино, прекрасный пример неполитизированной мелодрамы с историческим контекстом.
Очень, очень хорошая, мощная режиссура не просто специалиста - человека, снимающего с душой.
Срезать баллы не недоигранность, излишний надрыв, фальшь актеров, плохую постановку - не позволяет совесть, потому что ничего такого в данном кино нет.
10 из 10
23 августа 2022