Рейтинг фильма | |
![]() |
4.2 |
![]() |
5.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хочешь,буду твоей жареной колбаской? |
английское название: |
Can I Be Your Bratwurst, Please? |
год: | 1999 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Роза фон Праунхайм |
сценаристы: | Лоуренс Эльберт, Лоренц Харман, Роза фон Праунхайм |
продюсеры: | Регина Циглер, Михаэль Эссер, Хартмут Колер, Karin Zahn, Таня Мединг |
видеооператор: | Лоренц Харман |
композитор: | Алан Эри Лазар |
художники: | Грегг Гиббс, Arnie Saiki |
монтаж: | Лоренц Харман, Роза фон Праунхайм |
жанры: | комедия, короткометражка |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
18 июня 1999 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
18+ |
![]() |
30 мин |
Регина Зиглер — признанный немецкий продюсер, делающий ставку на артхаусное кино. Её короткометражные проекты выпущены на отдельных дисках во многих странах мира. В частности, известно 10-дисковое издание «Шедевры мировой эротики», в котором приняли участие известные мастера артхаусного кино со всего мира (Пётр Зеленка, Хэл Хартли, Йос Стеллинг, Сьюзан Сэйделман, Кен Рассел).
Режиссёр данной короткометражки Роза фон Праунхайм — не менее интересная фигура. Этот неординарный режиссёр пришёл в кино Германии во второй половине 1960-х гг., то есть примерно тогда, когда появилась немецкая новая волна. Но, в отличие от Райнера Вернера Фассбиндера, Вима Вендерса, Вернера Херцога, Фолькера Шлёндорфа и Маргаретты фон Тротты, которых знает весь мир, Роза фон Праунхайм так и остался деятелем немецкого авангарда, подобно Вернеру Шрётеру и Александру Клюге. Также он не получил никакого кинообразования (окончил ремесленное художественное училище и факультет живописи Высшей школы искусств), а потому начинал карьеру как режиссёр-любитель. В 1971 году осознаёт свою нетрадиционную сексуальную ориентацию, разводится с женой, актрисой Карлой Аулаулу, и берёт себе псевдоним Роза (в честь розового треугольника, который носили на робе геи в гестапо) фон Праунхайм (в честь города, где жил с 1954 по 1961 гг.) В то же время снимает знаменитый фильм «Не гомосексуал извращён, а общество, в котором он живёт», который впервые привлёк широкое внимание к проблемам геев в Германии. С тех пор почти всё творчество Розы фон Праунхайм посвящено гей-теме. За 45 лет своей творческой жизни он снял 66 игровых, документальных и документально-игровых фильмов и стал одним из ведущих режиссёров немецкого авангарда. Обилие закадровых комментариев, яркая публицистичность, дискуссионность, обращение к острым социальным проблемам Германии и мира, полемический задор — это основные отличительные черты его стиля.
Короткометражка «Можно я буду твоей жареной колбаской?» вовсе не исключение. Она посвящена восприятию тела в массовой культуре, которое, как известно, интересно там исключительно с сексуальной стороны. Именно поэтому на главную роль режиссёр выбрал действовавшего на тот момент порноактёра Джеффа Стайнера, который, впрочем, знаком и хоррорманам по одной из главных ролей в фильме Клаудио Фрагассо «После смерти». Его герой, о прошлом которого ничего не известно (да это и неважно для сюжета), приезжает в Голливуд и поселяется в отеле, после чего все постояльцы начинают сходить по нему с ума. Он воспринимается чем-то вроде смутного объекта желания для самых разных людей, начиная от матери управляющего отелем и заканчивая юной подражательницей Мэрилин Монро. В связи с этим в работе Праунхайма в сатирическом ключе представлены многочисленные сексуальные фантазии, где Джефф Стайнер предстаёт в образах то Джона Ф. Кеннеди (намёк на возможную сексуальную связь между ним и реальной Мэрилин Монро), то великого режиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау, где нашему взору представляется неофициальная версия аварии на голливудском шоссе, в которой и погиб режиссёр. Последняя же фантазия становится апогеем всего действия, ибо мы станем свидетелями каннибальского пиршества, где в качестве главного блюда — Джефф Стайнер, которого съедают целиком, не побрезговав даже его внушительным мужским достоинством.
Эта трэшевая короткометражка (вот он, истинный трэш!) значима ещё и потому, что в ней заявлена ещё одна тема — любовь-страсть на грани безумия, которая позднее найдёт своё воплощение в полнометражном фильме Праунхайма «Твоё сердце в моём мозгу», основанном на преступлении каннибала Армина Майвеса, который в 2001 году съел своего любовника с его добровольного согласия.
Впрочем, и без влияния других фильмов тут не обошлось. Сама история, когда прибывший в отель незнакомец становится объектом страсти сразу многих людей, напоминает «Теорему» Пьера Паоло Пазолини, а исследование тонкой грани между любовью и безумием явно навевает воспоминания о гениальном фильме Нагисы Осимы «Империя чувств».
Конечно, «Можно я буду твоей жареной колбаской?» предназначена не столько для интеллектуального, сколько для эмоционального восприятия, о чём свидетельствует и название, явно настраивающее на несерьёзно-трэшевый лад. Праунхайм откровенно потешается над массовой культурой, над «фабрикой грёз», где тело (как правило, женское) представляет интерес исключительно как кусок мяса (потому и введены в сюжет каннибалы), а вовсе не как объект эстетики. Восхищение красотой тела подменяется животной похотью, а смысл жизни в культуре массового потребления сводится исключительно к внешнему комфорту, в том числе и в половой сфере. Ещё Мэрилин Монро говорила, что Голливуд — это то место, где тебе заплатят миллион долларов за поцелуй, но ни цента не дадут за твою душу.
Фильм Праунхайма — это взгляд иностранца на Америку, который в чём-то и объективнее взгляда изнутри страны (это ведь только у нас считают априори всё клюквой, что было снято и написано о России во всём мире). До Праунхайма неутешительный диагноз американскому обществу поставил Микеланджело Антониони в своём шедевре «Забриски Пойнт», а после критически взглянул на американские ценности и Вим Вендерс в «Земле изобилия».
Обидно больше всего то, что такое кино — честное, умное, неполиткорректное — ещё долго не доберётся до российских экранов. А с нынешними законами в ряде городов (например, в Питере), так и вовсе до следующей революции.
6,5 из 10
27 июля 2012