Рейтинг фильма | |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последний танец |
английское название: |
Vanaprastham |
год: | 1999 |
страны: |
Германия,
Франция,
Индия
|
режиссер: | Шаджи Н. Карун |
сценаристы: | Reghunath Paleri, Шаджи Н. Карун, Пьер Ассулин |
продюсеры: | Пьер Ассулин, Суреш, Моханлал, Kn Menon |
видеооператоры: | Ренато Берта, Сантош Сиван |
композитор: | Закир Хуссайн |
художники: | Prakash Moorty, Манодж, Мурали, Vajramani |
монтаж: | Joseph Guinvarch, А. Срикар Прасад |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 мая 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 59 мин |
Невозможно оторвать глаз от игры замечательного актера Моханлала, вложившего всю душу в изображение печальной судьбы своего героя. За роль Кунджикуттана он был удостоен Национальной кинематографической премии Индии. Эта роль считается лучшей в карьере Моханлала. А вообще, фильм «Последний танец» награжден тремя Национальными премиями, а также рядом премий на международных фестивалях. Он занимает 9-е место в Списке величайших индийских фильмов всех времен по версии индийского телеканала CNN-IBN.
Итак, перед нами фестивальный фильм со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во-первых, неспешное развитие, во-вторых, при заданных исходных абсолютная невозможность хэппи-энда, в-третьих, музыки хоть и много, но она так далека от болливудской продукции, как небо от земли. Если все это априори принимается зрителем, то дальше идет сплошной восторг.
Сумасшедшая эстетика съемок, каждый кадр дышит Индией: сельские дома и храмы с верандами и поросшими бананами двориками, аристократическая усадьба, виды Ганга с террас Каши, закаты в полнеба ну и, конечно же, традиционные танцы со сценами из индийского эпоса — непонятные непосвященному зрителю, но все равно завораживающие своей красотой.
Глубина и трагичность рассказанной истории великого актера, жизнь которого полна незаслуженных страданий. Отец не признал его при рождении, и по этой причине он оказался на самом дне — в касте неприкасаемых. Талант не спасает его от клейма, которое ему придется носить всю жизнь.
В груди этого человека бьется сердце, тонко чувствующее красоту, верное, благородное. Аристократ духа, он вынужден жить с чуждой ему женщиной, не понимающей ни его таланта, ни его устремлений. Их брак устроили, уговорив женщину выйти замуж за человека, которого она считает ниже себя только потому, что он из низшей касты, хотя, судя по ее темному лицу, ее происхождение не многим выше. И тут судьба, кажется, улыбается Кунджикуттану. Он встречает прекрасную, так же, как он, тонко чувствующую девушку, которая боготворит его. Сердце актера вспыхивает любовью к ней. Но в действительности самые мучительные страдания для него еще впереди.
Таким образом, фильм является еще и мощным протестом против деления индийского общества на касты. Благодаря таким протестам кастовая система в Индии отменена. И хотя на самом деле она еще не изжита, у нее нет теперь поддержки со стороны закона. И это чудовище рано или поздно сдохнет. Потому что возмутительно видеть в 21-м веке такое положение вещей, которое мы видели в Индии, — когда люди, подстригающие газоны в отеле, боятся поздороваться с тобой и поднять на тебя глаза, потому что ты белый господин, а они из низшей касты.
В фильме много любви, много благородства и жертвенности, не понятных людям с черствым и жадным сердцем, таким, как жена Кунджикуттана. Но на самом деле единственным светлым лучом в жизни актера была дочь, однако его всепоглощающая печаль заслонила ее от него. И все же это не помешало девочке принести жертву на алтарь дочерней любви. Она унаследовала сердце отца и понесет дальше его свет. Так я восприняла эту трагичную историю — выходом в светлое. Но, уверена, каждый найдет в этом глубоком фильме что-то свое.
9 из 10
7 февраля 2015
Последний танец 1999 г. режиссера Ш. Н. Каруна. Грустный-прегрустный фильм. Очень метафоричный и поэтичный. С мотивами из древней классики — из Махабхараты. Совершенно не для массового зрителя при его неторопливом действе, незанимательном сюжете, отсутствием гламурных героев и шлягеров. Глубокий фильм, чьё идейное содержание может быть понято начитанным и сведущим в индийских эпосе, истории и мифологии зрителем. К которым не отношусь.
Живет в селе и бедности актер народного театра Кунджикуттан. Имеет нелюбимую жену и любимую дочь. Попивает и бездельничает дома, вкладывая все силы в любимое искусство. Его труппа ставит традиционные танцевально-драматические музыкальные спектакли по древним эпосам, в том числе и Махабхарату. Герой играет Арджуну. Да так играет, что вызывает восхищение зрителей и становится местной знаменитостью. Труппа выступает во дворцах аристократов, где привлекает внимание принцессы Субхадры. Молодая вдова влюбляется в образ Арджуны, сыгранный Кунджикуттаном; она и сама сочиняет. Герои сближаются, и женщина ожидает ребенка. Все почти как в эпосе: великий герой Арджуна и его возлюбленная супруга Субхадра ожидают рождения принца, призванного также стать героем. Зачарованная музыкально-танцевальными ритмами драмы, которую она смотрит снова и снова, забеременев, любящая женщина прозревает. Они разных каст, он женат, она вдова. Плача над его любовными письмами, принцесса разрывает их отношения и запрещает видеть сына. Отцом объявляется не он. Впервые в жизни влюбленный герой тяжело страдает, делая несчастной свою семью. С этого момента он более не представляет Арджуну на сцене.
Драма самого Кунджикуттана вторично повторилась в его жизни: будучи внебрачным ребенком, не признанным собственным отцом, героя лишили своего внебрачного малыша. Идут годы, артист страдает, работает, от него уходит несчастливая с ним жена. Он пишет письма принцессе, упрекая её в несправедливости. И вот в праздник Катхакали, много лет спустя, он вновь играет Арджуну, а героиню — его выросшая дочь. Принцесса приходит на представление и вновь очаровывается образом героя. Впервые за много лет она готова встретиться с бывшим возлюбленным. Она читает его последнее письмо и понимает, что опоздала…
Ключевые идеи фильма — прощение и осознание своей вины. И искупление, конечно.
В картине много символов, иллюстрирующих сюжет: в ключевых эпизодах присутствуют вода, пламя, луна. Герои изъясняются языком поэм, носят театральные костюмы и грим. Традиционная музыка.
Такие картины, как правило, смотрятся 1 раз. Идейная составляющая превосходит зрелищную.
13 октября 2014