Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кадош |
английское название: |
Kadosh |
год: | 1999 |
страны: |
Израиль,
Франция
|
режиссер: | Амос Гитай |
сценаристы: | Элит Абекассис, Амос Гитай |
продюсеры: | Амос Гитай, Мишель Проппер, Роберто Чикутто, Шуки Фридман, Лорен Тири, Лорен Трушо |
видеооператор: | Ренато Берта |
композиторы: | Филипп Эдель, Луи Склави |
художники: | Мигель Маркин, Лаура Динолеско |
монтаж: | Моника Колеман, Коби Нетанель |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $736 812 |
Мировые сборы: | $736 812 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 мая 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
«Кадош» — лента израильского режиссера Амоса Гитая, работающего в кино на протяжении трех десятилетий, но не утратившего профессионального чутья в отношении социальных и нравственных проблем. Картина в полной мере демонстрирует правоту слов Спасителя о том, что буква убивает, а Дух животворит: зритель сталкивается с нелицеприятными, а порой и откровенно отвратительными последствиями религиозного буквоедства, ставшего в свое время причиной отвержения фарисеями Христа, и укоренившиеся в современном талмудическом иудаизме.
Даже минимальный уровень рассудительности и благоразумия дает понять, что такое понимание Бога, которое продуцирует современная иудейская религия не просто бесплодно, но даже нелепо: такова замечательная ироническая сцена обсуждения иудеями процесса заваривания чая в субботу, которая может войти в проповеди современных православных священников как обличение обрядоверия, его абсурдности в глазах Бога.
Но Гитай — человек светский, потому его интересуют в первую очередь, не столько нравственные, сколько социальные последcтвия обрядоверия: иудаизм, будучи традиционной, монотеистической религией должен укреплять семьи, а он их разрушает во имя соблюдения буквы Закона. Этот аспект иудаизма, поданный в фильме с невероятной художественной силой является весомым аргументом в пользу всех критиков современной иудейской ортодоксии. Но Гитай идет дальше показывая несостоятельность, неполноценность ветхозаветного отношения к женщине, которая воспринимается фарисеями наших дней как инструмент деторождения, не обладающий не волей, ни свободой. О том, ч то мужчина может быт бесплодным даже не рассматривается.
Но как говорил апостол Павел нет ни мужеского пола ни женского, но все вы одно в Христе. Христос дополнил Моисеев Закон, сделал ясным то, что было сокрыто от иудеев, заставляя воспринимать Закон неправильно, буквоедски. Как говорил апостол Павел у иудеев, читающих Закон, будто покрывало на глазах, они не понимают очевидного. Так Христос сказал о браке: что Бог сочетал, то человек да не разлучает, то есть в прямую запретил развод. Бесплодие — испытание любви супругов и их веры, разрушать их любовь не имеет право никто — ни раввин, ни родители, ни они сами. Ибо они идут в этом против Бога. Но современные иудеи настолько слепы, что готовы разрушить семью во имя соблюдения устаревшего упраздненного установления, данным Богом Моисею по жестокосердию человеческому (Христос говорит об этом прямо), но после Воплощения Спасителя, упраздненного Им.
Так же как и при чтении «Процесса» или «Замка» Кафки при просмотре фильма Гитая возникает ощущение глубочайшей противоестественности талмудического иудаизма. Не случайно, «Процесс» сравнивали с книгой Иова, с жаждой живой встречи с Богом, с нестерпимой болью, которую испытывал дух Кафки, стремящийся к истине, к встречи в Христом и изнывавшего под грузом неудобоносимого бремени фарисейский установлений. Так же стоит понимать и фильм Гитая, но конечно масштабы онтологического вопрошания у режиссера несравнимо меньше, чем у великого чешского писателя. Если Кафка кричит о несправедливости, ложности иудаизма, вслепую ища Неведомого Бога, Воплотившегося и способного разделить с тобою твои страдания, то Гитай сосредоточивается на социальных и нравственных последствиях талмудического иудаизма для личности, почти не ставя вопрос о Боге вообще. Для него ясно, что Бог не здесь, а где Он, режиссер не знает. Кафка же чувствует, что еще одно усилие, и он узнает истину, для него это вопрос жизни и смерти, сущностный, для Гитая — это повод для меланхолии в духе Екклезиаста.
Гитай замечательно работает с актерами и актрисами, создавая ансамбль запоминающихся образов, среди которых есть место и бунтарям, и лицемерам и искренне верующим, изнывающим под бременем бессмысленных установлений, которые уже апостол Павел почитал за сор. При этом, стоит отметить, что исполнители не всегда в полной мере справляются со своими задачами, иногда пережимая с эмоциями, иногда работая слишком сухо, отчего психологический рисунок ролей получается нечетким.
Одним словом, картину, безусловно, стоит признать удачной, пусть и художественной несовершенной, но при этом весьма значимым весомым обличением талмудического иудаизма, не просто нелепо извратившего ветхозаветные установления, но возведшего их в самодостаточный культ, подменивший собой почитание единого Бога и ставший источником нестерпимых страданий для людей, пытающихся ему следовать. Подлинно перед нами «слепые вожди слепых».
26 декабря 2015
Фильм фальшивый, нарочитый, вульгарный своей показушностью. Характера у героев нет, даже Малька, которая по сюжету должна олицетворять бунтарство и свободомыслие, выглядит тускло и бледно. Режиссер показывает хасидов узколобыми лицемерными фанатиками, что выглядит неубедительно для всех, более-менее знакомых с ортодоксальным иудаизмом. Жаль, что люди далекие от него примут все на веру.
Получилась серая, затянутая пропаганда антихасидизма, если можно так выразиться, и антисемизма в целом. Ужасы в виде блудницы-жены и бьющего ее мужа удивительно нереалистичны, момент в рассказе Мальки о камнях, которые хасиды кидали в женщину с голыми руками, вызывает недоумение. Не ислам же, боже мой. Не советую никому, особенно верующим людям, воистину оскорбительное и пустое кино.
0 из 10
31 августа 2014
К сожалению, Амос Гитай снял не художественный фильм, а идеологический продукт. Придется так его и рассматривать.
Во многих обществах существует общественный заказ на борьбу с религией. Но, к сожалению, в основном целясь в институт борцы попадают в верующих, пытаются влезть со своим уставом в чужой монастырь.
Более того про практику каждой веры можно придумать множество страшилок, например про католиков — педофилов или про табачные связи патриарха Кирилла. А то, что задача женщины рожать детей, так это вообще общее место всех религий. Отсюда, например, запрет на контрацепцию или аборты.
Бесплодие, безусловно, является одной из возможных причин развода в иудаизме, но исторически православные в таких случаях чаще отправляли свою половинку в монастырь и пробовали еще раз. Насильные браки же, разумеется, запрещены, как в иудаизме, так и в других верах.
Но, эти вопросы не интересуют представителей секулярного (светского) общества, чей задачей является опорочить религию. А возразить им никто толком не может, хасиды не смотрят телевизор, а освободившееся время тратят на чтение Торы. А, значит, о таком фильме они просто не узнают. И слава Бгу, ничего не потеряют
4 из 10
25 апреля 2012
Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, Господи, дай мне терпимости смириться с тем, что не в моих силах изменить. Господи, дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого. (Молитва рабби Авраама-Малаха)
Амос Гитай — это тот человек, который вам нужен, когда вам приспичит посмотреть настоящий еврейский фильм. Он аккуратно и откровенно ответит на все ваши вопросы, но будьте готовы к тому, что его речь будет обстоятельной и долгой.
«Кадош» (1999) погружает нас в быт хасидской общины, той самой-пресамой ортодоксальной еврейской, где Тора становится не только законом, но и единственным руководством в жизни, не допускающим даже всякого личного представления о том, как эту жизнь прожить. Каждый правоверный еврей обязан чтить Тору, нести свет ее истины, всю жизнь учиться и проповедовать, и умножать род израильский.
Амос Гитай любитель пространных и затянутых введений, когда происходит какое-то специфическое действо и на его фоне появляются титры. В «Кадоше» это утренняя молитва хасида Меира. К ней стоит прислушаться, ибо она — соль всего фильма. В воззваниях Меира проскальзывают примерно следующие слова: «Спасибо, Господи, что ты не сделал меня женщиной». Так открывается трагическое повествование об участи хасидок, которая едва ли покажется западному человеку завидней, чем судьба арабских женщин. С помощью двух героинь — сестер Мальки и Ривки — Амос Гитай приоткрывает дверь в мир, где женщина — это постельная скотина, созданная лишь для того, чтобы рожать, убирать, готовить и обеспечивать своих мужей, цадиков (букв. «праведников»), проводящих все свободное время за молитвами и изучением Торы, ибо они — посредники между Богом и людьми.
Ривка уже десять лет в браке с Меиром, но Господь так и не послал им детей, и раввин убеждает Меира бросить Ривку и забыть о любви, так как она сосуд пустой. Малька крутит роман с рок-музыкантом Яковом, но община вынуждает ее выйти замуж Йосефа, проповедующего объединение евреев на улицах Иерусалима. Мальку манит другая жизнь, где женщины свободны и их считают за людей, поэтому она бунтует, а Ривка же примиряется со своей судьбой, так как слишком долго пробыла в этой среде и очень любит мужа.
Амос Гитай не самым увлекательным образом рассказывает о хасидах, создавая поистине тяжелую и гнетущую атмосферу, полную затхлости и догматизма, таким образом, выражая свое отношение к их образу жизни, тем самым политизируя ленту, и призывая общество к переменам. Единственными светлыми моментами становятся немногочисленные наблюдения Мальки о жителях Иерусалима. Она единственная за кем приятно и не в тягость наблюдать. Уж слишком серьезно снимает Гитай. Грустная ирония заключается в том, что хасиды не смотрят телевизор.
7 из 10
16 августа 2011
Фильм очень понравился. Я думаю, что он достаточно правдивый и во многом смелый.
Если вам интересно, как живут датишники (религиозные евреи, хасиды), то вот вам подробно все показано. Мужчины живут, чтобы учить Тору, а женщины, чтобы рожать, воспитывать и убирать. Все делается согласно Закону, любое отступление либо оспаривается, либо наказывается.
Атмосфера фильма трагическая с самого начала. Этому способствует и музыка, и цветовая «гамма» — серо-белая. Единственные яркие пятна — розовые афиши на стенах и клуб, в котором поет Яков. И во всем чувствуется одиночество и безысходность. На мой взгляд, не было ни одного счастливого кадра. Даже на Пурим было невесело. Надеюсь, что все не так уж плохо и тускло у хасидов. Ведь тогда это не жизнь, а пытка. И какое уж тут прославление Вс-вышнего в таком настроении. Во всяком случае, знакомые хасидки на свою замужнюю жизнь не жаловались))
Фильм стоит посмотреть и тем, кто далек от иудаизма и еврейской культуры, и тем, кто близок — послушать иврит, молитвы и почувствовать (или нет) принадлежность к своему народу.
10 из 10
8 мая 2010
«Кадош» на иврите означает «святой». Так гласила надпись на упаковке видеокассеты с этим фильмом, который попал ко мне в руки из Эстонии с дублированным переводом на русском языке, году эдак в 2003. Тогда я смотрел этот фильм раз пять и каждый раз восхищался. Но потом видео магнитофон был заменен DVD-проигрывателем и про фильм я успешно забыл. Но интернет как известно, творит чудеса и вчера я снова смог посмотреть фильм, который последний раз видел более пяти лет назад. Ощущения были как после первого просмотра, но, обо всем по порядку.
Израильское кино в нашей стране не так известно. Конечно, знатоки кинематографа сходу назовут вам несколько известных картин, снятых в Израиле, я же, кроме «Кадош» вспоминаю только «Горячую жевательную резинку». Но сколь редки фильмы из этой страны, столь они и великолепны. Режиссер режет по наболевшим, острым темам общества не столько хасидского, сколько социума мирового, имеющего представление об ортодоксальной религии, коей в данном произведении явилась ультраортодоксальная вера евреев-хасидов.
О Фильме. История двух сестер, живущих в ортодоксальной общине Иерусалима и их попытках обрести счастье в таких непростых условиях. Старшая сестра Ривка живет со своим мужем Меиром во грехе (то есть, согласно иудаистской религии, занимаясь любовью, но не имея потомства) почти десять лет. По истечению этого срока, если в семье нет потомства, община находит мужчине новую жену. Младшая сестра Малька разрывается между своей любовью музыкантом Яаковом и религиозными устоями, которые прививались ей с детства. Мальке подбирают жениха Йосефа, она не хочет жить с ним, но не может переступить через себя и покинуть мир, в котором выросла.
Честно сказать, до этого фильма я не знал, да и сейчас в общем-то не знаю ни актеров, ни режиссера создавших этот, не побоюсь броского слова, Шедевр (именно так, с большой буквы). Тем не менее, Амос Гитай показывает нам хасидов, живущих строго с указаниями с «законом», не отходящих от него даже в такой мелочи, как приготовление чая в субботу. Драматизм в фильме появляется уже с первых минут и держит на протяжении всего фильма, поражая окончанием. Гитай показывает, как узки рамки религии, которая не развивается, оставаясь в том времени, в котором она возникла. Он не говорит, что мол, религия хасидов плоха, нет, он показывает, что радикализм в делах внутренних, душевных, если хотите не всегда приемлем, особенно, когда человек не чувствует себя комфортно в этих условиях. Условиях, которые отдаляют его от Бога, а не приближают, несмотря на досконально прописанный образ жизни.
Что касается актеров. Знаменитостями они не являются, но играют на таком уровне, что и достойные актеры, коих немало, несколько меркнут в их искренности. Актрисы, сыгравшие сестер Ривку и Мальку просто бесподобны. Даже несмотря на кажущуюся хрупкость, укутанную в целомудренные хасидские одежды, они остаются сильными и пытаются смириться (в случае с Ривкой) или бороться (в случае с Малькой) с обстоятельствами, доставшимся им. Очень ярко сыграл свою небольшую роль Сами Хури, исполнивший роль возлюбленного Мальки Яакова. На экране он появляется нечасто, но каждый эпизод с ним является знаковым. Характер мужа Ривки, Меира мне показался недостаточно прописанным сценаристами. Но я не претендую на истину в последней инстанции, возможно я придираюсь, пытаясь найти недостатки там, где их нет.
В итоге получился очень сильный, трагический фильм, заставляющий почувствовать тяжести стагнационной религии в нашем быстроразвивающимся мире. В итоге мы имеем драму, которая заставляет задуматься о многих вещах, как духовных, так и материальных.
10 из 10
30 января 2010